Если не указано иначе – в разборе используется Библия в Синодальном переводе.
Использованы некоторые выдержки из комментариев Баркли и Лопухина.
4:1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
Иисус – на старте своей главной миссии на земле, и дух Божий побуждает его уединиться в буквальной пустыне, где промышляет дьявол. Что ж, пустыня — подходящее место для искушения («проверки на прочность») дьяволом.
Точно так же, как металл испытывается при напряжениях, превышающих обычные нагрузки, так и человек, который нужен Богу, должен пройти испытание ПРЕЖДЕ, чем Бог сможет использовать его для Своих целей.
У иудеев была пословица: «Пресвятый Боже, благословенно имя Его, не возвеличит никого, прежде чем не испытает и не изучит его; и того, кто выдержит искушение, Он возвеличивает». Итак, цель искушения человека Божия – не склонить его ко греху, а усилить в нём праведника.
Вспомним ещё раз, что и Христос и Ева были искушаемы дьяволом. В чём отличие реакций в двух похожих ситуациях? В чём причина победы Христа, а в чём — причина проигрыша Евы?
Смотрим: На предложение дьявола — первой мыслью Евы было: «а что с этого буду иметь лично Я»?
На предложение дьявола — первой мыслью Иисуса было: «а как это отразится на Отце моём»?
Вот и всё отличие: духовная защита с собственных внутренних убеждений начинается. Кто о чём думает в первую очередь, сталкиваясь с искушением, тот так и отражает атаки дьявола, тот так и побеждает или проигрывает.
4:2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
Сорок дней Иисус НИЧЕГО НЕ ЕЛ –Лука 4:2 — таково «содержание» поста Христова. Не до еды, понятно, когда отверзлись небеса и открылась сущность Христовых страданий: есть над чем подумать наедине с самим собой и с Богом, чтобы осознать смысл своего прихода на землю и жертвенной смерти.
Длительный голод мог ослабить Иисуса — человека – чем не подходящий момент для попыток его соблазнить?
Описанные искушения свойственны всем человекам: естественная потребность (сильный голод), или похоть плоти — гордыня (амбиции и тщеславие), желание обладать и властвовать (1 Ин. 2:16). Но каждое из них — еще и мессианское, ибо Сатана, обращаясь к Иисусу, ссылается на Его Божественное право: «если Ты Сын Божий, то …».
Устоит ли Христос?
4:3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Дьявол сразу же воспользовался случаем. Нормальная просьба. Почти что невинная. Простая и по- человечески понятная, всего лишь проверка на соответствие: « ПОКАЖИ мне себя , чтобы я имел возможность в тебя поверить»
Так может показаться человеку, не искушённому в различении добра и зла и не понимающему мотивов просителя.
Как, например, эта просьба – проста и честна: «если ты хирург, то тогда и продемонстрируй свою работу, чтобы я имел возможность довериться тебе как хирургу. А иначе — ты мне не дашь никакой возможности поверить тебе , хотя я сильно этого хочу. И в случае, если ты не ПОКАЖЕШЬ мне себя хирургом, то и вины в моём неверии — на мне нет. Виновен будешь только ты сам».
Однако Иисус читает «простоту» мотивов дьявола и видит его насквозь: дьявол прекрасно знает, кто такой Иисус. Об этом знает и вся его братия демоническая –Мтф.8:29. И нет нужды ему демонстрировать «умения хирурга» — превращать камни в хлебы.
Но просит дьявол об этом так невинно для того, чтобы спровоцировать ПОСЛУШАНИЕ СЕБЕ — хотя бы в такой безобидной мелочи. И прикрывается при этом цитатой слова Божьего из Писания, чтобы усилить эффект чистоты побуждений.
Иисусу не трудно превратить камни в хлеб. Но, поступив так, он поклонится дьяволу (послушает его) и осквернится, и не сможет уже сохранить святости сына Божьего, ибо негоже НЕ СВОИ способности — для поклонения дьяволу и своего личного живота употреблять : способности творить чудеса, которыми Бог наделял некоторых своих служителей, служили другой цели, чтобы при помощи чудес побудить людей поверить в Бога и привести их к Нему.
Для своего же живота (для личных целей) можно употребить ВОЗМОЖНОСТИ от Отца, например, заработать на хлеб своими руками, ибо СВОИ личные усилия при этом затрачивать станешь. А трудящийся – достоин пропитания — Мтф.10:10.
И дьявол прекрасно об этом знал, предлагая Иисусу перекусить за счёт дара Иеговы. Но и Иисус об этом знал: встретились два достойных духовных противника. Их битва — не на земле, они — под наблюдением небесной «арены» Бога и ангелов.
Иисус победил, вычислив провокацию «простоты» просьбы и не поклонился дьяволу. А дьявол смог достойно проиграть — без истерики решил зайти с другой стороны.
4:4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Ответ Христа – также цитата из Писания. Слово против слова, и кто из не сведущих в слове Божьем поймёт это противостояние?
«Не хлебом одним будет жить человек» — Фраза стала крылатой, но продолжение не всякий помнит: «но всяким словом, исходящим из уст Божиих.»
Иисус считал духовное питание Словом Бога — таким же важным, как питание физической пищей.
Богу — в вечности нужен интерес человека к слову Его и к пути Его, разовый и эпизодический интерес к этому — не оживит человека для вечности. К то словом Божиим ЗАХОЧЕТ вечность питаться – тот и ЖИВ БУДЕТ БЛАГОДАРЯ этому питанию .
4:5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
С вятой город — это Иерусалим, ибо только в нём был храм Бога, освящающий город, на крыле которого дьявол и поставил Иисуса в видении.
Крыло храма — это крыша с портиком в юго- восточной части храмового комплекса, там, где подпорная стена достигала вершины храма, в глубине долины Кедрон. Согласно данным еврейского историка Иосифа Флавия, эта точка находилась на высоте 135 м.
Интересно, что у дьявола, выходит, пред Богом в этом веке — огромное преимущество в отношении воздействия на нас: Бог нам активно ничего не предлагает и никак на нас ИЗВНЕ не воздействует, чтобы склонять нас к послушанию Ему, заманивая «калачом с пряником» или запугивая «кнутом». Бог оставил лишь Библию, о существовании которой мы можем даже и не догадываться, и Свои творения — в надежде на то, что размышление над смыслом жизни всё же побудит нас искать Бога.
А дьявол каждый день активно использует такой арсенал воздействий на нас, что даже самая обычная наша «порядочная» жизнь может превратиться в сплошное послушание ему: ведь если мы не слушаемся Бога, то автоматически — мы слушаемся бога века сего – Рим.6:16.
Даже если нам кажется, что мы вообще никого не слушаемся, что мы свободны в зове собственного сердца и собственной совести — мы слушаемся бога века сего, если сердце и совесть не обучены Богом.
4:6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Сатана использует Пс. 90,11.12 в значении, выгодном для него и прямо противоположном истинному. Псалом 90 призывает довериться Богу; сатана пытается подменить доверие — проверкой , подвергая сомнению верность Божию.
4:7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
«Не искушайте Господа, Бога вашего» (Втор. 6:16). Под этим Иисус имел в виду вот что: бессмысленно пытаться проверить, как далеко мы можем заходить в попытке испытать обещанную помощь Бога на себе; бессмысленно также — умышленно подвергать себя опасности без всякой нужды, теша свои амбиции, а потом ожидать, что Бог спасет от опасности.
То есть, было бы неправильно принять какое-нибудь безрассудное решение, а затем ждать, поможет Бог или нет.
Однако, как же понимать призыв «испытайте Бога» из Мал.3:10? Испытывать Бога можно праведным и неправедным способом. Неправедный — это проверять Его реакцию, поступая безрассудно и легкомысленно думая, что Бог мне поможет — что бы я ни делал.
А праведный способ — это поступать правильно в любых испытаниях, даже если правильный поступок может привести к неприятностям. Вера или доверие Богу помогает поступать правильно и удостовериться в том, что в этих случаях Бог всегда помогает.
Итого: Бог оправдывает человека, который может пойти на риск ради того, чтобы остаться верным Ему, но Он не хочет, чтобы человек шел на риск ради самоутверждения или повышения своего престижа. Вера, основанная на знамениях и чудесах – к истинной вере не имеет никакого отношения, как написано: только «род лукавый и прелюбодейный ИЩЕТ знамений». Иисус же доверял Богу абсолютно в простоте и чистоте сердца своего без мысли проверить верность Бога своим обещаниям. А потому, не испытывайте терпение Бога, нарушая Его принципы и ожидая от Него реакции в виде грома с небес. Не ожидайте от Него, что Он вместо нас – станет решать наши проблемы. И не проверяйте, специально создавая себе трудности — поможет ли Он в искусственных безрассудных трудностях или нет.
4:8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
Нет такой горы, с которой были бы видны все царства мира: это видение было внутренним. Иисус не рассматривал то, что ему предлагал дьявол, но знал о том, что означает его предложение.
Этот текст показывает, что во власти дьявола находятся все царства мира века сего. И поскольку Иисус станет царём земли в будущем, чтобы помогать людям — предложение дьявола стать царём и прямо сейчас помогать всему человечеству (у правителя мира гораздо больше возможностей) — могло бы показаться заманчивым (какая разница, когда, если всё равно — царствовать над миром).
4:9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Условия для царственной сделки – совсем «простые»: всего лишь ПАДШИ поклониться дьяволу. Очень правильно заметил дьявол: невозможно ему поклониться, если НЕ пасть пред ним. А пасть пред ним — это не только безобидная процедура коленопреклонения. Это означает проиграть битву за жизнь вечную, ПОСЛУШАВ дьявола, и предав тем самым Бога. Злого нельзя победить, заключая с ним сделку.
С тех пор, подступаясь к служителям Бога с искушениями, дьявол не поменял тактику: он пользуется словом Божьим и через разные Библейские учения искажает суть сказанного Богом, в надежде, что разбираться в глубинах Божьего смысла никто не станет. Воздействуя на людей через разные источники информации, в том числе — и религиозные, дьявол тонко пытается показать миру, что, совершая те или иные действия, мы не согрешим пред Богом. Поэтому, принимая ту или иную точку зрения в Библейских учениях, очень важно стремиться тщательно исследовать в контексте ВСЕЙ Библии какой смысл Бог вкладывает в те или иные слова из Писания, учитывая при этом дух личности Бога (Его настрой, характер, что Он может Себе позволить, а что нет и т.д).
4:10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
«Отойди от меня, сатана!»: совсем не обязательно, желая упражняться в умении успешно отвергать предлагаемые соблазны и сопротивляться искушению — стоять при этом и безропотно выслушивать всё, что пытаются вложить в наши уши соблазнители. Иногда разумнее просто избавиться от соблазнителя, решительно прогнав его от себя прочь. Что и сделал Иисус.
Если кто-то пытается нас вывести из себя и побудить совершить грех – самое простое, что можно сделать в этой ситуации — это прогнать такого от себя. Просто настоятельно попросить такового удалиться и оставить нас в покое, или удалиться самому.
4:11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Как только Иисус прогнал дьявола – к нему приступили Ангелы и служили ему. Духовные помощники Бога не оставляли Иисуса и поддерживали его, но интересно: здесь они появились не ДО того, как ему принять решение – сохранить верность Богу или нет, а ПОСЛЕ того, как он выдержал испытания на «прочность». То есть, решения оставаться верным Богу – ВМЕСТО нас никто принимать не станет. Принять правильное решение нам может помочь полное доверие Богу само по себе, услуги ангелов в принятии таких решений — не нужны.
4:12-16 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею
Услышав о том, что Иоанна взяли под стражу, Иисус не идет его выручать, а удаляется из Иудеи сам. Кто-то по человеческому размышлению может сказать или подумать: « вот, не пошел на выручку товарищу, а мог бы и выручить». Но цель Иисуса и цель Иоанна была подчинена исполнению Божьей воли. Они оба знали, что все равно в этом мире от смерти не уйти, и всё в своей жизни подчинили делу Божьему. И ради того, чтобы кто-то не подумал о Христе плохо, он не стал, спасая Иоанна или оставаясь в Иудее, подвергать риску свою миссию.
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
Итак, И исус покинул Назарет и поселился в Капернауме. Иисус оставил Свой дом и больше никогда не возвращался туда. Прежде, чем открыть дверь, которая была ПЕРЕД ним, Он словно захлопнул дверь, которая оставалась ЗА ним. Это был окончательный и четкий переход от старого к новому; закончился один этап жизни плотника Иисуса и начался новый этап — жизнь Христа, посланника небес.
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая ,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
Когда в нашей жизни наступают такие решительные моменты, лучше начисто отрезать, нежели нерешительно колебаться между двумя образами действий. Он пошел в Галилею. Он направился туда, чтобы начать Свою миссию именно ТАМ — не случайно. Исполнилось пророчество Ис.9:1,2 о свете великом для Галилеи языческой.
Галилея — это самая северная область Палестины. Галилея отличалась не только плотностью населения; через Галилею проходили величайшие дороги мира. Галилеяне были людьми особого рода: из областей Палестины именно Галилея больше всех приветствовала новые идеи. Как говорили в древности: «Иудея — по дороге в никуда, Галилея — по дороге во все края». Иудея могла создать вокруг себя забор, чтобы помешать проникновению всякого влияния извне и новых идей; Галилея не могла сделать ничего подобного. В Галилею должны были приходить новые идеи. (Баркли)
4:17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
«С того времени» — слова эти обозначают переход от подготовки к служению Богу, которая длилась с рождения Христа — к самому служению. К этому моменту Мессия достиг той духовной и физической зрелости, которые позволили ему приступить к выполнению миссии посланника Бога на земле.
Иисус начал проповедовать и говорить: «Раскайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное».
Как понимали «Царство» фарисеи? (Лук. 17:20-21). Для них “Царство” означало освобождение Иудеи от господства Рима и провозглашение национальной независимости; они хотели знать, когда это Царство будет установлено. Ожидание грядущего Царства являлось главным упованием иудеев. Во исполнение пророчеств Божий народ Израиль ожидал Царство. Для евреев это означало одно – возврат былого величия единого Израиля. Любой еврейский ребенок знал, что придет Мессия и установит Царство Давида. Особенно велики эти ожидания были во времена земной жизни Иисуса Христа. Палестина была завоевана врагами. Народ Израиля, терпящий притеснения со стороны язычников, ждал царя-освободителя.
4:18-20 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
Иоанн рассказывает о встрече с Симоном и Андреем иначе (Ин.1:35-42) . Почему такое расхождение?
Учёные Далласской духовной семинарии так разъясняют этот момент:
Поскольку Иисус был обещанным Мессиею, Он имел право отрывать людей от их повседневных занятий и призывать их следовать за Ним. Однако встреча с Симоном и Андреем, о которой пишет Матфей, не была для Иисуса первой встречей с этими людьми; о первой рассказано в Евангелии от Иоанна (1:35-42). Но теперь Иисус призвал этих рыболовов оставить привычное им занятие для того, чтобы следовать за Ним всегда и повсюду. Ибо из «ловцов рыбы» Он вознамерился сделать их ловцами (душ человеков) .
Братья, призванные Христом, тотчас последовали за ним.
Они не взвешивали минусы, не задавались вопросом, а что будет с ними и с их семьями, если они перестанут ловить рыбу?
Оставили любимое дело, сразу же и без промедлений откликнувшись на призыв Христа и приняв решение связать с ним свою судьбу.
Иисус не случайно привлёк рыбаков для приобщения к делу Божьему: рыбак терпелив и вынослив, а мудрый рыбак — к тому же не выставляет себя напоказ и не создаёт вокруг своей персоны много шума: если он будет выставлять себя напоказ, то даже тень его напугает рыбу и она не будет клевать. Мудрый проповедник и учитель всегда будут показывать людям не себя, а Иисуса Христа. Их цель — обратить внимание людей НЕ на себя, а на Христа и на путь к Отцу его (и всех христиан, Ин.20:17).
4:21,22 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
Иаков и Иоанн тоже последовали за Иисусом ТОТЧАС, не взвешивая плюсы и минусы отклика на его призыв следовать за ним. Злые языки наверняка говорили: «вот, бросили работу и даже пожилого отца, пошли и стали бродяжничать».
4:23-25 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Десятиградие — конфедерация из десяти эллинских городов южнее Галилеи и большей частью — восточнее Иордана. Лига городов была создана вскоре после вторжения Помпея в Палестину для сохранения греческой культуры в семитской области.(примерно в 64 г. до н.э.) По сути, это были цитадели язычества.
Иисус стал исцелять любые болезни. Но прославился он в народе именно как учитель : уча… проповедуя… исцеляя. Галилеяне быстро распространили слух о своих новостях, и у Иисуса не было недостатка в желающих приблизиться к нему: со всех окрестностей Палестины, в том числе из Иерусалима и Иудеи – народ шёл послушать учение его и исцелиться.
Уча народ в синагогах, Иисус говорил о сути и цели Царства Божия, прихода которого ожидали те, кто об этом знал: поклонники Иеговы. Они собирались в синагогах и потому, всё, чему учил Иисус, зачитывая из Писаний — слушающие имели возможность понять.
Интересно кратко узнать о синагоге: Баркли, Лопухин:
Синагоги возникли во время Вавилонского плена, когда храм был разрушен, и были молитвенными местами иудеев, где не приносилось, однако, никаких жертв. Синагога означает собрание.
Синагога была самым важным элементом в жизни иудея. Между Храмом и синагогами существовало определенное различие. Храм был один — в Иерусалиме, синагоги же были везде, где была даже небольшая колония иудеев. Храм служил лишь для совершения жертвоприношений; там вообще не проповедовали и не учили. Синагога же была предназначена исключительно для учения.
Синагоги называли «народными религиозными университетами того времени». Если человек хотел распространять религиозное учение или религиозные идеи, то начинать это надо было именно в синагоге.
Кроме того, сама служба в синагоге была построена так, что давала новому учителю возможность проявить себя. Служба состояла из трех частей: первая часть — молитвы; вторая — чтение из закона и пророков; в этих чтениях принимали участие и члены общины; третья часть — толкование или проповедь.
В синагоге не было особого человека, который бы читал проповеди, то есть, там не было профессиональных священников. Начальник синагоги руководил отправлением службы. Здесь могли попросить выступить с проповедью любого человека со стороны, и любой желающий мог выступить со своей вестью, и, если начальник синагоги считал человека подходящим для этого, он мог говорить. Поэтому в самом начале для Иисуса были открыты двери синагоги и ее кафедра.
коллега Матфея, Марка и Иоанна
Альтернативные описания
Изгиб края седла
Мужское имя (лат. светоносный)
Изгиб реки
Персонаж пьесы «»На дне»»
Изгиб морского берега
. «Кривуля» на реке
. «Носок» конского седла
Выступ седла
Герой пьесы «На дне»
Герой, «На дне»
Гнутый выступ седла
Дугообразный поворот реки
Евангелист
Ж. изгиб, погиб, кривизна, излучина; заворот реки, дуга; низменный и травный или лесистый мыс; поемный луг, огибаемый рекою. Иногда лука принимается, обратно, в значении залива, затона, заводи или это новорос. травная лощина, луг. Седельных лук две, передняя и задняя. Мотри, возгрей к луке не примерзни! дразнят неженку. Церк. лукавство, кривизна души. Лука реки, как и колено, локоть, иногда говорят вместо плесо, т. е. не изгиб, а прямое русло меж изгибов. Лука реки (дуга), лукно, лукошко (гнутое, гнуток), лук (гнутый, т. е. мечущий стрелы), лукать и пр. общего корня. Лук м. лучок, согнутая в дугу полоса; упругая полоса, деревянная, роговая, стальная, напрягаемая тетивою, для пусканья стрел. Лучок с прикладом, самострел; лучок с двойною тетивою, для метанья глиняных пуль, казарга. Лучок токарный, сверлильный, род смычка, коим вертят снаряды взад и вперед. Лучок пилы, железный станочек для нее. Лучок рыболовный, кармак, уда на белорыбицу. Шерстобитный лук или лучок, трехаршинный шест с кобылкою и тетивою, которою пушат, бьют шерсть, ударяя по ней катеринкою, колотушкой. Дуга, дужка, пол-обруча, гнуток, напр. на кибитке. Лучок на косе, крюк, грабок, грабки, грабли для косьбы хлеба. Сеть для ловли певчих пташек (тайник перекидывается на двух палочках, лучок на пол-обруче). Прибор в запряжке коноводных лошадей. Новг. отдельное место для путников, на лодке-тихвинке, под крышей, настланной по дугам. конного солдата ноги лучком. Кому до чего, а стрелку до лука. Тугой лук, то сердечный друг. Лук, что царь, стрелы, что посланники. Лук добро и к бою, и во щах (игра слов). Плуг кормит, а лук (оружие) портит, стар. о мужике, солдате. Из лука не мы, из пищали не мы, а попить, поплясать, против нас не сыскать! Невелик лук, да туг. Как из лука стрела. Будто с лука спрянул. Оба луки, оба туги. Лук, стар. мера земли; на сев. две обжи,
Загиб реки
Изгиб морского берега
Изгиб реки
Изгиб реки или седла
Изгиб русла
Изгиб седла
Изгиб, кривизна реки
Излучина реки
Имя итальянского художника Синьорелли
Имя какого библейского персонажа переводится с латинского как «свет»
Коллега Матфея по евангелие
Крутая извилина русла реки с близко сходящимися у перешейка концами
Крутой изгиб реки
Кто из евангелистов изображается в виде тельца
Миротворец в пьесе «На дне»
Морской изгиб
Мужское имя
Мужское имя, рифмующееся с букой
Мужское имя: (латинское) светоносный
Один из евангелистов
Персонаж «На дне»
Поворот реки
Поворот седла
Речное искривление
Русский мореход, открывший морской проход из Северной Двины в Северную Норвегию (XIV в.)
Самарская на Волге
Спутник апостола Павла
Хорошее имя для русского мужика
Часть седла
Главный миротворец в пьесе Горького «На дне»
Персонаж пьесы Горького «На дне»
Странник в пьесе «На дне»
Выступающий изгиб переднего или заднего края седла
Утешитель
Мудищев
Персонаж пьесы А. П. Чехова «Медведь»
Персонаж произведения Ж. Мольера «Лекарь поневоле»
Грек из евангелистов
Речной изгиб
Изгиб речного русла
Изгиб побережья
Излучина седла
Загогулина седла
Гнутый бортик седла
Имя Хлопова в «Ревизоре»
Изогнутый выступ седла
Чем не имя для русского мужика
Русское мужское имя
Мужское имя, рифмующееся с мукой
Подходящ. русскому парню имя
Дугообразный изгиб реки
. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню,
Научая нас, что после крещения более всего должно ожидать искушений, Иисус отводится Духом Святым, ибо Он ничего не делал помимо Духа. Отводится же Он в пустыню, чтобы показать нам, что искушает нас тогда, когда видит, что мы одни и не получаем помощи от других. Поэтому и нам не должно отказываться от совета других и полагаться на самих себя.
для искушения от диавола,
Дьявол, то есть клеветник, называется так потому, что клеветал на Бога Адаму, когда сказал Ему: «Бог завидует вам». Он и теперь клевещет на добродетель.
И, постившись
Постился, чтобы показать, что пост – сильное оружие против искушений, подобно тому как пресыщение служит источником всякого греха.
сорок дней и сорок ночей,
Постится столько дней и ночей, сколько и Моисей, и Илия. Если бы постился больше, то воплощение Его показалось бы призрачным.
напоследок взалкал.
Когда уступил природе, тогда и взалкал, чтобы голодом дать повод подойти и сразиться с Ним и таким образом поразить его и низложить, даровав нам победу.
. И приступил к Нему искуситель и сказал: если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Этот соблазнитель слышал голос с неба: «Сей есть Сын Мой», но с другой стороны видит, что Он взалкал, и недоумевает, как Сын Божий может чувствовать голод. Поэтому искушает Его с целью удостовериться, говоря: «если Ты Сын Божий» , он льстит Ему, думая, что Он что-нибудь скрывает. Но ты спросишь, что за грех было сделать из камней хлебы? Итак, знай, что послушаться в чем-либо – грех. С другой стороны, дьявол не сказал: «пусть будет этот камень хлебом», но «камни», желая ввергнуть Христа в излишество, ибо для голодного совершенно достаточно и одного хлеба. Поэтому Христос и не послушал его.
. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Данное свидетельство взято из Ветхого Завета, ибо это слова Моисея. И евреи питались манною, которая не была хлебом, но по Слову Божию она удовлетворяла всякую нужду евреев, была всем, чего бы кто ни захотел есть. Рыбы ли, яйца ли, или сыра хотел иудей, манна удовлетворяла такому вкусу его.
. Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма,
Это была одна из частей храма, которые у нас называются боковыми; они кажутся как бы крыльями.
. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Говоря: «если ты Сын Божий» , хочет сказать: я не верю голосу с неба, однако Ты покажи мне – Сын ли Ты Божий. Поистине, проклятый! Если Он был Сын Божий, то неужели Ему должно было броситься вниз? Твоей жестокости свойственно это – низвергать беснующихся, Богу же – спасать. Не о Христе написано: «на руках понесут Тебя» , но о святых, которые нуждаются в ангельской помощи. Христос же, будучи Богом, не нуждается в этом.
. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Кротко отражает его Христос, поучая нас побеждать демонов кротостью.
. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
. и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Некоторые под весьма высокой горой разумеют страсть корыстолюбия, в которую враг старается вовлечь Иисуса; но они неверно думают. Ибо явился Ему чувственно, Господь же не принимал помышлений; да не будет! Итак, он чувственно показал Ему на горе все царства, представляя их Ему пред глазами в призраке, и сказал: «все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». В силу своей гордости он считает мир своею собственностью. Это и теперь он говорит корыстолюбивым, что те, кто поклоняется ему, будут иметь в своей власти мир.
. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Господь разгневался на него, когда увидел, что он присваивает себе Божие, и говорит: «все это дам Тебе», якобы свое собственное. Узнай отсюда, какую пользу приносит Писание, ибо Господь им заставил врага замолчать.
. Тогда оставляет Его , – и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Три искушения победил Господь: чревоугодие, тщеславие и страсть к богатству, то есть корыстолюбие. Это – главные из страстей. Следовательно, победив их, гораздо легче одолеть и остальные. Поэтому и Лука говорит: «и окончив всё искушение» (), хотя Господь победил только главные из них. Поэтому ангелы служили Ему, чтобы показать, что и нам после победы они будут служить, ибо все это делает и показывает Христос ради нас. Ему же, как Богу, ангелы служат всегда.
. Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу , удалился в Галилею
. и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых.
Удаляется Иисус, научая нас этим, чтобы мы не подвергали себя опасностям. Удаляется же Он в Галилею, то есть покатую страну, ибо язычники уклонились в , и поселяется в Капернауме, то есть в «доме утешения», потому что Он и сошел для того, чтобы язычников сделать домом Утешителя. Завулон в переводе значит «ночной», а Неффалим – «широта», ибо язычники имели в своей жизни и ночь, и широту, так как ходили не тесным путем, но ведущим к погибели.
. да сбудется реченное чрез пророка Исайю, который говорит:
. земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
. народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране, и тени смертной воссиял свет.
«Путь моря» вместо – страна, лежащая «на пути к морю». Свет же великий – Евангелие. Закон тоже был светом, но малым. Сень смертная – грех; она – подобие и образ смерти, ибо как захватывает тело, так и грех – душу. Свет воссиял нам, ибо не мы искали его, но он сам явился нам, как бы преследуя нас.
. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить:
С того момента, как Иоанн был заключен в темницу, Иисус начал проповедовать, ибо Он ждал, чтобы прежде Иоанн засвидетельствовал о Нем и приготовил для Него путь, которым Ему предстояло идти, подобно тому, как рабы приготовляют путь своим владыкам. Будучи равен Отцу, Господь и Сам имел в лице Иоанна Своего пророка, как Отец Его и Бог имел пророков прежде Иоанна, вернее, и те были пророками как Отца, так и Сына.
покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Христос и добродетельная жизнь – это Царство Небесное. Ибо если кто-нибудь жительствует на земле, как ангел, то не небесный ли он? Так что в каждом из нас есть Царство Небесное, если живем ангельски.
. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы;
И говорит им:
Они были учениками Иоанна. Когда еще Иоанн был жив, они приходили ко Христу, а когда увидели, что Иоанна связали, то опять возвратились к жизни рыбарей. Таким образом, проходя, уловил их, говоря:
идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
Смотри, какими послушными людьми были они,– тотчас последовали за Ним. Отсюда видно, что это было второе призвание. Будучи научены Христом, затем, оставив Его, они тотчас опять последовали за Ним, как только увидели Его.
Питать в старости отца, и притом питать честным трудом, – это великая добродетель.
починивающих сети свои, и призвал их.
Они были бедны, и потому, не имея возможности купить новые сети, принуждены были чинить старые.
. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
Зеведей, по-видимому, не уверовал, и потому они оставили его. Видишь, когда нужно оставлять отца: тогда, когда он преграждает путь к добродетели и благочестию. Сыновья Зеведея, увидев, что первые (братья Симон и Андрей) последовали за Христом, тотчас, подражая им, и сами пошли за Ним.
. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия,
Ходит в синагоги еврейские для того, чтобы показать, что Он не противник закона.
и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Знамениями начинает для того, чтобы поверили тому, о чем Он учит. Недуг – это долговременное злострадание, немощь же – непродолжительное нарушение правильной жизни тела.
. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
Христос никого из приведенных не спрашивал о вере, потому что это самое уже было делом веры, что их принесли издалека. Лунатиками называют беснующихся. Ибо демон, желая внушить людям, что звезды приносят вред, подстерегает полнолуние и тогда мучит, чтобы причиною страдания сочли луну и клеветали на создание Божие. В этом заблуждались и манихеи.
. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.