Упражнение сед ноги врозь мяч вверх. Методическая разработка «ору с набивными мячами». Упражнения со скакалкой

12 марта 2020

1. Комплекс упражнений сидя и лежа на полу

1. И. п. – сесть, ноги врозь, руки к плечам. 1 – разгибая руки вверх — в стороны, прогнуться; 2 – и. п.

2. И. п. – сесть, опереться руками сзади. 1 – 2 – прогнуться вперед; 3 – 4 – и. п.

3. И. п. – сесть, ноги врозь, руки в стороны – наклониться вперед, левой рукой коснуться ступни правой ноги; 2 – и. п

4. И. п. – сесть, руки на поясе. 1 – 3 – 3 пружинящих наклона вперед, стараясь коснуться руками ступней; 4 – и. п.

5. И. п. – сесть, ноги врозь, руки к плечам. 1 – 2 – разгибая руки в стороны, ладонями кверху, прогнуться; 3 – 4 – и. п.

6. И. п. – сесть, ноги врозь, левую руку на пояс, правую руку за голову. 1 – 3 пружинящих наклона, старясь коснуться локтем колена левой ноги; 4 – и. п.

7. И. п. – сесть, опереться руками сзади. 1 – прогибаясь вперед, согнуть левую ногу вперед; 2 – и. п. То же, сгибая правую ногу.

8. И. п. – сесть, руки вперед. 1 – поднять левую ногу и сделать хлопок под ногой; 2 – и. п. То же правой ногой.

9. И. п. – сесть, руки вперед. 1 – поднять обе ноги и сделать хлопок под ногами; 2 – и. п.

10. И. п. – сесть, ноги врозь, опереться руками сзади. 1 – 2 – опираясь на правую руку, прогнуться поворотом туловища направо, левую руку вверх; 3 – 4 – и. п. То же с поворотом влево.

11. И. п. – сесть и опереться сзади на предплечья. 1 – поднять ноги вперед; 2 – ноги врозь; 3 – соединить ноги; 4 – и. п.

12. И. п. – встать на колени, руки впереди. 1 – 2 – без помощи рук сесть на коврик слева; 3 – 4 – без помощи рук в и. п. То же вправо.

13. И. п. – сесть на пятки (стоя на коленях), руки на коврик подальше вперед. 1 – 2 – разгибая ноги, лечь, пригибая голову к коврику; 3 – 4 – разгибая руки, прогнуться и сесть в и. п. Кисти рук не отрывать и не скользить ими по коврику («волна»).

14. И. п. – встать на четвереньки. 1 – опуская голову, сделать круглую спину; 2 – прогибаясь в пояснице, голову вверх («кошка»).

15. И. п. — встать на четвереньки. 1 – 3 – 3 маховых движения левой ногой назад — вверх; 4 – и. п. То же правой ногой.

16. И. п. — упор лежа лицом вниз, левая нога согнута, правую ногу назад на носок. 1 – прыжком переменить положение ног (правую вперед, левую назад); 2 – прыжком в и. п.

17. И. п. – то же, но лицом вверх. Прыжком менять положение ног.

18. И. п. – упор присев. 1 – прыжком упор лежа; 2 – прыжком и. п.

19. И. п. – лечь на спину. 1 – поднять ноги вперед; 2 – и. п.

20. И. п. – лечь на спину, руки вверху. 1 – 3 – мах руками вперед, сесть и 3 пружинистых наклона вперед, стараясь коснуться руками носков ног; 4 – и. п.

21. И. п. – лечь на спину, руки в стороны ладонями книзу, ноги вперед. 1 – опустить ноги влево; 2 – и. п. («маятник»). То же опуская ноги вправо.

22. И. п. – лечь на спину. 1 – 3 – поднимая левую ногу вперед, обхватить её руками за голень и, слегка приподнимаясь, коснуться 3 раза головой колена; 4 – и. п. То же другой ногой.

23 . И. п. – лечь на спину, руки в стороны ладонями книзу. 1 – 4 – движением влево сделать круг ногами в лицевой плоскости. То же с кругом вправо.

24. И. п. – лечь на спину, руки вверху. 1 – 3 – махом рук и сгибая ноги, обхватить руками голени прижать голову к коленям («группировка»); 4 – и. п.

25. И. п. – лечь на спину, руки вниз в стороны ладонями книзу. 1 – ноги вперед; 2 – ноги врозь; 3 – соединить ноги; 4 – опустить в и. п

2. комплекс упражнений в пара

1.И. п. – стоя спиной друг к другу, руки внизу; Б держит А за кисти рук. 1. – Отставить левую ногу на носок, поднимая правую руку, наклон влево. 2. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 5 – 6 раз.

2.И. п. – стоя лицом друг к другу, ноги врозь, наклонившись вперед, руки на плечи. 1. – Пружинящий наклон вперед. 2. – Поворот налево. То же с поворотом в другую сторону. Повторить 5 – 6 раз.

3.И. п. – стоя спиной друг к другу, руки вверху. 1. – Выпад левой вперед, наклониться назад. 2. – И. п. То же другой ногой. Повторить 6 – 8 раз.

4.И. п. – стоя спиной друг к другу, зацепив руки под локти. 1. – Присесть. 2. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

5.И. п. – стоя спиной друг к другу; руки на плечи партнера. 1. – Мах левой ногой вправо – вперед. 2. – И. п. То же другой ногой. Повторить 6 – 8 раз.

6.И. п. – сидя на полу лицом друг к другу, держась за руки, ноги согнуты в коленях, упираются ступнями. 1. – Выпрямить левую ногу вверх. 2. – и. п. 3 – 4. – То же правой ногой. 5 – 6. – Выпрямить обе ноги вверх. 7 – 8. – и. п. Повторить 5 –6 раз.

7.И. п. – сидя лицом друг к другу, ноги врозь, упираясь ступнями; хват правыми руками. 1. – Один партнер наклоняется вперед (другой назад). 2. – И.п. 3. – Наклониться в другую сторону. 4. – И. п. То же, хват левыми руками. Повторить 5 – 6 раз.

8.И. п. – упор лежа, ноги врозь; Б удерживает ноги А у пояса. 1. – А согнуть руки, Б – присесть. 2. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

9.И. п. – А стоя на коленях, левую руку вперед, правую вверх; Б стоя к нему лицом, левая нога впереди, правая держит левую руку А. 1 – 2. – Наклониться назад. 3 – 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

10. И.п. Передвижение вперед с партнером на плечах 20 – 25 м.

11. И. п. – стоя лицом друг к другу; Б удерживает левую ногу А у пояса. 1 – 3. – Прыжки на правой ноге; смена положения ног. 4. – и. п. То же на другой ноге. Повторить 6 – 8 раз.

3. комплекс упражнений со скакалкой

1.И. п. – основная стойка, скакалка сложена вчетверо, держать в прямых опущенных руках. 1 – 2. – Натягивая скакалку, поднять руки вверх, прогнуться, отставляя левую ногу в сторону на носок. 3 – 4. – Вернуться в и. п., натягивая скакалку. Повторить 4 – 6 раз.

2.И. п. – основная стойка, скакалка сложена вчетверо сзади. 1 – 3. – Наклоняясь вперед, опустить скакалку до середины голени, три пружинящих наклона; сгибая руки, каждый раз притягивать туловище к ногам. 4. – И. п. Повторить 6 — 8 раз.

3.И. п. – стойка на коленях, скакалку сложенную вдвое, держать внизу. 1. – Натягивая скакалку, поднять руки вверх, левую ногу в сторону на носок. 2 – 3. – Пружинящие наклоны влево. 4. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 5 – 6 раз.

4.И. п. – ноги врозь, скакалка под стопой левой ноги. Руки согнуты в локтях, скакалка натянута. 1. – Стоя на правой ноге, поднять левую, согнутую в колене. 2 – 3. – Выпрямить левую ногу вперед, натягивая скакалку ногой, держать равновесие. 4. – И. п. То же другой ногой. Повторить 6 – 8 раз.

5.И. п. – основная стойка, стоя на скакалке, концы ее в руках. 1. – Выпад левой вперед, руки в стороны, натягивая скакалку. 2 – 3. – Пружинящие сгибания левой ноги. 4. – И. п. То же другой ногой. Повторить 6 – 8 раз.

6.И. п. – упор сидя сзади, ноги врозь; скакалка сложена вдвое в руках, натянута. 1. – Наклониться вперед, делая круг руками вперед, опуская скакалку за стопу. 2. – И. п. Повторить 6 — 8 раз.

7.И. п. – лежа на животе, руки прямые за спиной. Держать скакалку, сложенную вдвое. 1. – Отвести прямые ноги назад, одновременно поднять руки назад, растягивая скакалку, прогнуться. 2 – 3. – Держать. 4. – И. п. Повторить 6 — 8 раз.

8.И. п. – лежа на спине, ноги вместе прямые вверх, скакалка сложена вдвое, натянута руками на ступнях ног. 1. – Перекат назад, касаясь носками пола, скакалка натянута, ноги не сгибать. 2. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

9.И. п. – основная стойка, скакалка в прямых руках сзади. 1- 4. – Прыжки на обеих ногах, вращая скакалку назад. 5 – 8. – Шаги на месте. Повторить 5 – 6 раз.

10. И. п. – полуприсед, скакалка сложена вдвое в левой руке. 1 – 4. – Прыжки на обеих ногах через скакалку, вращая ее вперед. 5 – 8. – Ходьба на месте, вращая скакалку назад сбоку в левой руке. Повторить 5 – 6 раз.

11. И. п. – основная стойка, скакалка сзади в опущенных руках. 1 – 4. – Круг руками вперед скрестно, четыре прыжка на обеих ногах, вращая скакалку вперед. Повторить 5 – 6 раз.

Комплекс № 1

Комплекс «Сурья – намаскара»

для развития позвоночника и поднятия эмоцианального состояния учащегося.

выполняется под музыку (обращение к солнышку).

Приветствую и покланяюсь тебе другу всех и всего на земле (встать прямо ноги вместе, согнуть руки к груди, соединив ладони пальцами вверх) – 4 счета.

Спасибо за то, что даришь жизнь мне и всему живому (прогнуться, руки вверх ладонями вперед, вдох) – 3 – 4 счета.

Спасибо за твою великую функцию, задающую ритм на планете (наклон вперед, руками коснуться пола, выдох. Стремиться положить ладони на пол, а головой достать колени) – 4 счета.

Спасибо за силу, энергию, которую даешь мне и другим (всадник – присед на левой ноге, правую назад в положение широкого выпада, кисти рук и левая стопа на одной линии. Отвести голову назад – вдох) – 4 чета.

Я восхищаюсь твоим сиянием (гора – сделать вдох, задержать дыхание. Отвести левую ногу назад к правой. Голову опустить как можно ниже на грудь) – 4 счета.

Я наслаждаюсь твоим теплом (кошечка – согнуть руки и коснуться пола коленями, грудью, лбом – вдох) 0 4 счета.

Для меня ты великое творение космического разума, я приклоняюсь пред тобой (змея – выпрямить руки и принять положение упора лежа на бедрах, максимально прогнуться) – 4 счета.

Я растворяюсь в любви к тебе (гора – упор согнувшись, не отрывая пяток от пола – выдох) – 4 счета.

Я восхищаюсь могуществом и силой (всадник – выпрямиться, согнуть левую и поставить стопу на линию упора руками. Левое колено слегка касается пола, голову назад – вдох) – 4 счета.

Я слуга твой, будб снисходительно ко мне за мои слабости (встать на правой ноге, присоединяя левуюв положение наклона вперед согнувшись – выдох) – 4 счета.

Благодарю тебя за просветление, которое даешь разуму (выпрямиться руки вверх, прогнуться – вдох) – 4 счета.

Покланяюсь тебе другу всех и всего на земле (опустить руки, выпрямиться, расслабиться – выдох).

Комплекс № 2

Комплекс упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов дыхания

При выполнении данные упражнения необходимо чередовать с дыхательными и расслабляющими упражнениями, чтобы снизить общую нагрузку и укрепить дыхательную мускулатуру.

Обучение рациональному дыханию важная и сложная задача. Обучать правильному дыханию следует как в статических положениях, так и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Удлинению фазы выдоха способствуют упражнения, выполняемые на выдохе через рот. Дыхание во время приседаний, во время поворотов, наклонов туловища, ходьбы.

Комплекс 1

Дыхательные упражнения для учащихся

1. На счёт 1-4 медленный глубокий вдох;

5-8 медленный полный выдох.

2. На счёт 1-3 медленный глубокий вдох;

4 быстрый выдох ртом.

3. На счёт 1 быстрый вдох ртом;

2-6 медленный полный выдох

Повторить 4 раза

4. На счёт 1 вдох небольшой порцией;

2 пауза на выдохе;

3 вдох небольшой порцией;

4 пауза;

5 вдох небольшой порцией;

6 пауза;

7-8 полный выдох.

На счёт 1-8 свободное дыхание. Начинать следует с 1-2 пауз, постепенно довести до 5-6 раз. Повторить 2 раза.

5. На счёт 1-2 полный глубокий вдох;

3 пауза;

4 выдох небольшой порцией;

5 пауза на выдохе;

6 выдох небольшой порцией;

7 пауза на выдохе;

8 полный выдох.

На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.

6. На счёт 1-2 полный вдох;

3-6 задержка дыхания;

7-8 полный выдох. На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза

Комплекс 2

Учащимся с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание.

1. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.

2. И. п. –стойка ноги врозь

Повторить 8-10 раз.

3. И. п. –стойка ноги врозь, руки перед грудью

1-3 — руки назад. 4-и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

4. И. п. –стойка ноги врозь, руки на поясе

1-2 –отвести плечи назад – глубокий вдох носом

3-4 – плечи вперёд – выдох ртом. Повторить 5-6 раз.

5. И. п. – о.с., руки на поясе.

1- подняться на носки – вдох.

2 – присед – выдох.

3 – встать – вдох.

4 — и. п. – выдох.

6. И. п. – о. с.

1 – мах левой, руки в стороны – вдох

2 – и. п. – выдох

3 – мах правой, руки в стороны – вдох

4 – и. п. – выдох.

7. И. п. – о. с., руки вверх

1 – наклон, руки назад

2 – и. п. Сч.3-4 – то же. Дыхание произвольное.

8. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.

9. И. п. –стойка ноги врозь.

1-2 — руки вверх – вдох носом

3-4 — руки вниз – продолжительный выдох.

Повторить 8-10 раз. Дыхание не задерживать.

Комплекс № 3

Специальные упражнения на правильную осанку

Упражнения в исходном положении стоя

I. Упражнения для мышц рук, плечевого пояса и спины, выпрямляющие позвоночник и расширяющие грудную клетку:

1. И. П. – О. С., или ноги врозь, руки в стороны:

а) — сгибая руки в локтевых суставах, ладони положить на затылок, прогнуться;

б) — свести прямые руки вперед и, скрещивая их, сделать 2 -3 дополнительных пружинящих движения внутрь, затем развести руки в стороны и сделать пружинящие движенияназад;

2. И. П. – стойка ноги врозь:

а) — наклон вперед, прогнувшись, голову не опускать, руки в стороны, руки за голову, ладони на затылок, руки вверх;

б) — то же, держа в руках гимнастическую палку.

3. И. П. – О. С., стоя спиной к гимнастической стенке на расстаянии шага от нее, руки поднять вверх и хватом сверху взяться за рейку гимнастической стенки на ширине плеч;

а) — подняться на носки и прогнуться в верхней части туловища;

б) – то же, но сгибая ногу вперед.

II. Упражнения для мышц туловища, увеличивающие подвижность позвоночника и создающие хороший мышечный корсет:

1. И. П. – О. С., или ноги врозь, руки опущены:

а) – наклон туловища в стороны с одновременным скольжением рук вдоль туловища – «насос».

2. И. П. – стойка ноги врозь, шире плеч, руки вверх, пальцы переплетены, отвести руки назад подальше и с движением рук вперед вниз наклогить туловище, руки провести между ног, как можно дальше – «дровосек».

III. Упражнения в балансировании, сохранении равновесия тела на месте и в движении, хорошо воспитывающие и закрепляющие у детей и подростков навык правильной осанки:

1. И. П. — О. С., руки на пояс, на голове мяч – удерживая мяч на голове, плавно приседая, опуститься на колени, сесть на пятки, голову и туловище держать прямо;

2. И. П. – тоже – поднимая руки в стороны, встать на скамейку, а затем сойти и опустить руки, стараться не уронить мяч, ходьба с мячом на голове и т. д.

Упражнения в исходном положении, сидя на скаейке

1. И. П. – сидя на скамейке, ноги вытянуты, ступни фиксированы, руки за головой – наклонить туловище назад, приближая затылок к полу, локти отведены назад;

2. И. П. – тоже – руки на сидении, согнуть ноги широко разводя колени и притягивая бедра к животу, туловище держать прямо.

Упражнения в исходном положении стоя на коленях и четвереньках.

1. И. П. – стойка на коленях:

а) – приседая на пятки, наклониться вперед, руки развести в стороны, смотреть прямо;

б) – сидя на пятках, держась за пятки прогнуться, выдвигая таз вперед;

2. И. П. –стойка на четвереньках, левую руку поднять вперед – вверх, правую ногу выпрямить назад вверх, прогибая спину, тоже другой рукой и ногой.

Упражнения в исходном положении лежа

1. И. П. – лежа на спине, приподнять туловище, опираясь на локти, прогибая спину и отводя голову назад;

2. И. П. – лежа на животе, голову опустить вниз лицом, руки согнуты за спиной, пальцы переплетены – поднять голову вверх, вытянуть руки, сводя лопатки, прогнуть спину и слегка приподнять грудь о т пола, избегать большого прогибания поясничной части туловища, то же держа в руках гимнастическую палку хватом сверху или снизу.

Упражнения в висе на гимнастической стенке

Эти упражнения спопсобствуют вытягиванию позвоночника, увеличивают его гибкость и хорошо укрепляют мышцы спины и живота.

  1. И. П. – вис спиной к стенке – поочередное поднимание вперед вытянутых ног, поочередное или одновременное сгибание ног и т. д.

Комплекс № 4

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАЧАЛЬНЫХ ФОРМ ПЛОСКОСТОПИЯ

1. Исходное положение сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. По десять раз каждой ногой.

2. То же в положении стоя.

3. Исходное положение стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки;вернуться в исходное положение. Повторить 6-8раз.

4. И.п. — то же.Полуприседания. Повторить 6-8раз.

5. Исходное положение стоя, руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп 30-60с.

6. Исходное положение стоя, носки сомкнуты. Поднять пальцы ног вверх; вернуться в исходное положение. Повторить 10-15раз.

7. Исходное положение стоя, носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки;вернуться в исходное положение. Повторить 10раз.

8. Исходное положение стоя, ноги врозь (стопы параллельны), руки в стороны. Присесть с опорой на всю ступню; вернуться в исходное положение. Повторить 6-8раз.

9. Исходное положение стоя, правая (левая) нога перед носком левой (правой) – след в след. Подняться на носки; вернуться в исходное положение. Повторить 8-10раз.

10. Исходное положение стоя на носках (стопы параллельны), руки на поясе. Подняться на носки и опуститься на всю ступню. Повторить8-10раз.

11. Исходное положение стоя на носках. Развернуть пятки наружу; вернуться в исходное положение.

Повторить 8-10раз.

12. Ходьба вниз по наклонной плоскости.

13. Ходьба на носках (спиной вперед) вверх по наклонной плоскости.

14. Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходьба в течение 30-40с.

Комплекс №5

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ТЕННИСНЫМ МЯЧОМ

1.И. п. – ноги врозь, мяч впереди в опущенных руках. 1. – Поднять руки вверх, прогнуться. 2. – Сгибая руки, коснуться мячом шеи.3. – Выпрямить руки вверх, присесть. 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

2.И. п. – ноги врозь, руки в стороны, мяч в левой руке, повернутой ладонью вниз. 1 – 2. – Выпустить мяч из руки и после отскока, поворачивая туловище налево, поймать мяч правой рукой. То же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз.

3. И. п. – лежа на животе, мяч в обеих руках вверху. 1 – 2. – Прогнуться, руки с мячом за голову. 3 – 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

4. И. п. – основная стойка, руки в стороны, мяч в левой руке. 1. – Поднять левую ногу вперед. 2. – Ударить мячом о пол под ногой так, чтобы мяч отскочил немного вправо. 3. – Опуская ногу, поймать мяч правой рукой. То же под другой ногой. Повторить 6 – 8 раз.

5. И. п. – сидя, ноги прямые, руки в стороны, мяч в левой руке. 1. – Поднять прямые ноги и, опуская руки, переложить мяч под коленями из левой рукивправую.2. – Опустить ноги, руки в стороны (мяч в правой руке). 3 – 4. – То же, перекладывая мяч из правой рукивлевую. Повторить 6 – 8 раз.

6. И. п.– ноги шире плеч, руки вперед, мяч в левой руке. 1. – Разжать пальцы, выпустить мяч из левой руки и, быстро приседая, поймать его двумя руками у самого пола. 2. – Выпрямиться. То же правой рукой; то же, ловя мяч одной рукой. Повторить 6 – 8 раз.

7. И. п. – упор лежа, мяч на полу между руками. 1. – Взять мяч левой рукой, поворачивая туловище налево, в упор лежа боком, поднять левую руку с мячом вверх. 2. – То же правой рукой. Повторить 6 – 8 раз.

8. И. п. – основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1. – Поднять вперед левую ногу, правая рука вперед, мяч на ладони левой, отведенной в сторону. 2. – Присесть на правой ноге, удерживая мяч на ладони. 3. – Встать, удерживаямяч на ладони. 4. – И. п. То же другой рукой. Повторить 6 – 8 раз.

9. И. п. – стоя, зажать мяч между ступнями. 1. – Прыгнуть, подбросив мяч ногами вверх – вперед, и поймать обеими руками. 2. – И. п. То же, поочередно ловя мяч каждой рукой. Повторить 6 – 8 раз.

10. И. п. – основная стойка, мяч у груди в обеих руках. 1. – Руки вверх, подняться на носки, прогнуться.2. – Руки на грудь. 3. – Наклониться вперед, руки внизу, коснуться мячом пола. 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.

Комплекс №6

Комплекс для профилактики нарушения зрения

  • Движение глаз вправо-влево (10 раз);
  • Вертикальные движения вверх-вниз (10раз);
  • Круговые движения по часовой стрелке и против нее (5 раз в одну сторону и 5 в другую);
  • Интенсивное моргание и зажмуривание (30 сек);
  • Движения глаз по диагонали (5 раз из верхнего левого угла в правый нижний и 5 раз из правого верхнего угла в левый нижний);
  • Располагаем указательный палец у переносицы и смотрим на кончик пальца двумя глазами (повторяем 5 раз);
  • Выбираем отметку на окне. Смотрим на отметку и переводим взгляд на самый дальний объект за окном (10 повторов).

Комплекс №7

Комплекс ОРУ с обручем.

1. «За спину»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, обруч хват с боков внизу.1- поднять обруч вверх, 2- опустить за плечи, 3,4- и.п. Пов:6-7 раз.

2. Наклоны в стороны

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч обруч внизу. 1- поднять обруч горизонтально вверх,2- наклон вправо (влево), 3,4- и.п. Пов:6-8 раз.

3. Наклоны вниз

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч обруч на полу за ногами, руки на поясе.1- наклон вниз, достать до обруча, 2- и.п. Пов:6-7 раз.

4. Приседания

И.п.: стоя, пятки вместе, носки врозь, обруч внизу. 1- присесть, спину держать прямо, колени развести, обруч вынести вперёд. 2- и.п. Пов:6-7 раз.

5. «Не задень»

И.п.: сидя, ноги согнуты, обруч перед ногами.1- ноги врозь, положить на пол, 2- и.п. Пов:5-6 раз.

6. «Мостик»

И.п.: сидя, упор рук сзади, ноги в обруче согнуты в коленях.1- поднять туловище вверх, сделать мостик, 2- и.п. Пов:6-7 раз.

7. Повороты

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч обруч прижат к груди.1- вынести обруч вперёд, 2- поворот вправо (влево), 3,4- и.п. Пов:6-8 раз.

8. Прыжки на двух ногах через обруч вперёд-назад спиной. Чередовать с ходьбой приставным шагом по обручу руки на поясе

Комплекс №8

1. И. п.-стойка ноги врозь, мяч в правой руке. Подбросить мяч, хлопнуть в ладош и перед грудью и за спиной, поймать мяч. Тожелевой рукой. Дыхание свободное. 6 раз каждой рукой.

2.И. п.-стойка ноги врозь, мяч в правой руке. Ударить мячом об пол, хлопнуть в ладоши за спиной, перед грудью и поймать мяч двумя рукам и после отскока. Тоже левой рукой. Дыхание свободное. 6 раз каждой рукой.

3.И. п.-присед, мяч в правой руке. Подбросить мяч, встать, повернуться кругом и поймать мяч. Тоже левой рукой. Дыхание свободное. 6 раз каждой рукой.

4.И. Дыхание свободное. 4 раза к каждой ноге.

5 И. п.-стойка ноги врозь, левую руку на пояс, согнутую правую с мячом вверх. Три пружинящих наклона влево-вернуться в и. п. Переложить мяч в

6.И. п.-о. с., мяч в правой руке. Бросить мяч в стену, хлопнуть в ладоши перед грудью, поймать мяч после отскока левой рукой. Тоже с левой руки. Дыхание свободное. 4 раза каждой рукой.

7. И. п.-о. с., мяч в правой руке. Бросить мяч в стену, повернуться на 360°, поймать мяч левой рукой после отскока от пола. Тоже с левой руки. Дыхание свободное. 3 раза каждой рукой.

8. И. п.-о. с., мяч в правой руке. Ведение мяча на месте с начала правой, затем левой рукой. Дыхание свободное. Выполнять 20-25 сек. каждой рукой.

9. И. п.-о. с., мяч в правой руке. Ходьба широким шагом в течение 40-50 сек. Дыхание свободное.

Комплекс №9

Комплекс ОРУ на месте с набивными мячами:

1. И. п. – ноги врозь, мяч впереди в опущенных руках. 1 – 2. – Поднять мяч вперед – вверх. Прогнуться, отвести левую ногу назад на носок. 3 – 4. – и. п. Повторить 4 – 5 раз.

2. И. п. – стойка на коленях, наклон вперед, опереться ладонями прямых рук на мяч. 1 – 3. – Пружинистые наклоны вниз до касания грудью пола, не сгибая рук. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

3. И. п. – сидя ноги скрестно мяч у груди. 1. – Повернуть туловище налево с одновременным выпрямлением рук вперед. 2. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз.

4. И. п. – лежа на спине, мяч зажат между стопами прямых ног, руки в стороны. 1 – 2. Сесть, руками обхватить голени, мячом и стопами ног не касаться пола. 3 – 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.

5. И. п. – лежа на спине, ноги сильно согнуты в коленях и разведены на ширину плеч, мяч в полусогнутых руках за головой на полу. 1 – 3. Сделать «мост», поднять левую ногу, согнутую в колене, вверх. 4. – И. п. Повторить 3 – 4 раза.

6. И. п. – ноги врозь, мяч в согнутых руках за головой. 1– 4. – Круговое вращение туловищем влево – вперед, вправо – назад, удерживая мяч за головой. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз.

7. И. п. – основная стойка, мяч у груди. 1. – Толкнуть мяч вверх, встать на одно колено. 2. – Поймать мяч прямыми руками над головой. 3. – Сгибая руки, опустить мяч за голову. 4. – Бросить мяч вверх, встать, поймать мяч, вернуться в и. п. Повторить 3 – 4 раза.

8. И. п. – ноги врозь, мяч у груди. 1– 2. – Выпрямляя руки вперед, быстро наклониться, руки с мячом пронести между ногами назад до отказа и бросить мяч вверх. 3 – 4. – Во время полета мяча быстро выпрямиться, повернуться кругом и, поймав мяч двумя руками, вернуться в и. п. Повторить 3 – 4 раза.

9. И. п. – основная стойка, мяч лежит у носков стоп. 1. – Прыгнуть через мяч вперед. 2. – Прыгнуть через мяч назад. 3. – Прыгнуть через мяч влево. 4. – Прыгнуть через мяч вправо. Повторить 4 – 5 раз.

9. И. п. – ноги врозь, мяч зажат между стопами. 1. – Резко сгибая ноги вперед, подбросить мяч вверх. 2. – Поймать его руками. 3. – И. п. Повторить 7 – 8 раз.

10. Продвигаясь вперед, толкать правой и левой рукой мяч от плеча, ловя его на ходу, 30 – 40 сек. в среднем темпе.

Комплекс №10

Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой

1. – Повороты туловища в стороны (16-18 раз).

И. П. – ноги на ширине плеч, прямые руки с палкой вверх.

1 – поворот налево, 2 – поворот направо.

Во время выполнения упражнения не отрывать стопы.

2. – Наклоны туловища в стороны (12-14 раз).

И. П. – ноги шире плеч, палку держать за головой на уровне плеч.

1 – 2 – наклонить влево, выпрямляя вверх руки и сгибая противоположную ногу.

3 – 4 – то же вправо.

3. – Выпады вперёд (12-14 раз).

И. П. – О. С. Руки с палкой на уровне плеч.

1 – поднимая руки с палкой вверх, выполнить широкий шаг левой ногой вперёд, прогнуться.

2 – то же, шаг выполнять правой ногой.

4. – Махи ногами (18-20 раз).

И. П. – О. С. Прямые руки с палкой перед грудью.

1 – мах левой ногой до касания палки.

2 – то же, правой ногой.

Маховую ногу не сгибать, в зависимости от гибкости учеников дифференцировать высоту палки.

5. – Наклоны вперёд (10-12 раз).

И. П. – О. С. Палку держать над головой, руки прямые.

1 – наклониться вперёд до касания лбом коленей.

2 – И. П.

Не сгибать ноги.

6. – Прогибание назад (10-12 раз).

И. П. – О. С. Палка за спиной.

1 – 2 – прогнуться, слегка сгибая ноги.

3 – выпрямиться.

4 – И. П.

7. – Прыжки через палку (30-40 раз).

И. П. – О. С.

Выполнить прыжки через палку боком, толчком двумя ногами.

Прыжки выполнять на каждый счёт.

Упражнения в беге.

1. Бег змейкой, обегая стойки или различные предметы.

2. Бег с произвольным ускорением 3-5 м.

3. Бег, «выбрасывая» прямые ноги вперед.

4. Бег, «отбрасывая» прямые ноги назад.

5. Бег с высоким подниманием бедра.

6. Бег с захлестывающим движением голени назад.

7. Бег спиной вперед.

8. Передвижение приставными шагами боком (правым, левым).

9. Передвижение приставными шагами в стойке теннисиста попеременно правым и левым боком (через два шага, через один шаг).

10. Передвижение приставными шагами в стойке теннисиста лицом вперед с одновременным перемещением вправо-влево.

11. То же самое, но спиной вперед.

12. Передвижение боком (правым, левым) скрестными шагами («лезгинка»): например, при передвижении правым боком левую ногу ставьте попеременно скрестно то спереди, то сзади правой. Правая нога только переставляется вправо.

Прыжковые упражнения. (рис. 39)

1. Руки на поясе, подскоки на одной ноге со сменой ног.

2. Руки на поясе, прыжки на обеих ногах по треугольнику или квадрату.

3. Прыжки в сторону с одной ноги на другую на месте через начерченные на полу линии.

4. Выпрыгивание из приседа (полуприседа) вверх.

5. Выпрыгивание из приседа (полуприседа) вперед.

6. Руки на поясе, прыжки на обеих ногах с поворотом на 180° (360°).

7. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

8. Прыжки на одной ноге вправо-влево.

9. Прыжки на обеих ногах, подтягивая колени к груди («кенгуру»).

10. Прыжки обеими ногами через скамейку.

Упражнения для мышц рук. (рис. 40)

1. Стоя в основной стойке — руки вперед, в стороны, вверх.

2. Руки к плечам — круговые вращения руками.

3. Круговые вращения прямыми руками — 4 раза вперед, 4 раза назад, постепенно увеличивая амплитуду.

4. Круговые вращения прямыми руками в разные стороны: правой вперед, левой назад и наоборот.

5. Круговые вращения предплечьем внутрь и наружу из положения руки в стороны.

6. Круговые вращения кистями, сжатыми в кулак, в одну

и другую сторону, обеими кистями одновременно и попеременно из положения руки в стороны или вперед.

7. Сжимание и разжимание кистей в кулак из положения руки вперед.

8. Стойка ноги врозь, рывки согнутыми в локтях руками перед грудью с поворотом туловища.

9. Сцепить кисти «в замок» — разминание.

10. Правая рука вверху, левая внизу рывки руками назад.

11. Правая рука вверху, левая внизу — рывками рук назад и

в стороны, постепенное (на 8 счетов) изменение положения рук: левая вверху, правая внизу.

12. Стоя лицом к стене — отталкивание обеими руками от стены, постепенно увеличивая расстояние до нее.

13. Упор лежа — отжимание от гимнастической скамейки или от пола, отжимание ноги на гимнастической скамейке.

14. Подтягивание на перекладине хватом сверху или снизу.

Упражнения для мышц туловища. (рис. 41)

1. Ноги на ширине плеч — наклоны, доставая руками пол.

2. Ноги шире плеч — наклоны, доставая пол локтями.

3. Ноги на ширине плеч, наклонившись, руки в стороны — повороты туловища, доставая руками носки ног.

4. Ноги на ширине плеч, руки на поясе — круговые движения тазом.

5. То же, ноги на ширине плеч, руки «в замок» над головой — — вращение туловищем, стараясь описать руками большой круг.

6. Наклон назад прогнувшись, доставая руками пятки.

7. Наклон назад прогнувшись, доставая поочередно правой рукой левую пятку и наоборот.

8. Ноги на ширине плеч, руки на поясе — три пружинистых наклона в одну и в другую сторону.

9. То же, что и упражнение но руки сцеплены вверху над головой.

10.То же, что и упражнение, но с двумя приставными шагами в каждую сторону и доставанием сцепленными руками пола.

11. Ноги на ширине плеч, одна рука вверху, другая внизу — на каждый счет наклоны в стороны с захлестывающим движением руками за спину.

12. Лежа на животе, руки за головой — прогибание назад.

13. Упор сзади — разгибать и сгибать руки, прогибая туловище.

14. Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища — наклоны к прямым ногам с возвращением в исходное положение.

15.То же, но руки за головой.

16. То же, но руки вверху.

17. Лежа на спине, руки в стороны — поднимать прямые ноги вверх и опускать поочередно в левую и правую сторону.

18. Ноги на ширине плеч, стоя спиной в 30-50 см от стола — не отрывая ног от пола, доставать рукой дальний угол стола.

Упражнения для мышц ног.

(рис. 42)

1. Приседания с выносом рук вперед, пятки от пола не отрывать.

2. Руки на поясе — выпад правой ногой, три пружинистых покачивания. То же, выпад левой ногой.

3. То же, но смена ног прыжком.

4. То же, но выпад ногой в сторону.

5. Руки выставлены вперед — поочередные махи ногами вперед, доставая носками руки.

6. Руки в стороны — поочередные махи ногами в стороны, доставая носками руки.

7. Упор присев, правая нога в сторону — не отрывая рук от пола, прыжком смена ног.

8. Прыжком смена положения — упор присев, упор лежа.

9. Чуть согнуть ноги в коленях, руки положить на колени — круговые вращения в коленных суставах.

10. Руки на поясе, нога на носке — круговые вращения в голеностопном суставе.

11. Отступив на 60-80 см от стены и упираясь руками в нее — поднимание на носках.

12. Руки на поясе — из глубокого приседа поочередное «выбрасывание» прямых ног вперед — танец вприсядку.


Фонетическая зарядка «Песенка метели».

Сделать глубокий вдох носом. На длительном выдохе произнести «А-а-а-а-а…» Повторить 2 раза.

* И. п. — основная стойка, мяч в руках.

1, 2 — мяч вверх, посмотреть на него, вдох. 3, 4 — и. п., выдох. Повторить 6-7 раз.

* И.п.- стоя, ноги врозь, мяч в.руках, вдох.
1, 2 — поворот с мячом вправо, выдох.

3, 4 — и. п., вдох.

Упражнение повторить 4 раза.

* И. п. — основная стойка, руки на поясе, мяч на полу перед собой.

1-8 — поставить правую ногу на мяч, перекатывать мяч вперед — назад, не снимая ногу, И. п.

То же левой ногой. Повторить 3-4 раза.

* И. п. — сидя, упор сзади, мяч зажат между ступнями.
1,2 — согнуть ноги, не отрывая ступней от пола.

3, 4 — и. п. Повторить 6 раз.

* И. п. — лежа на спине, мяч зажат между ступнями.

1 — руки вверх. —

2 — махом сесть вперед.

3 — наклон вперед, коснуться мяча.

4 — и. п. Повторить 6 раз.

* И. п. — основная стойка, мяч на полу перед собой.
1,2 — перепрыгнуть на двух ногах через мяч.

3, 4 — поворот.

То же в другую сторону. Повторить 20 раз.

Упражнение на восстановление дыхания.

* И. п. — ноги на ширине плеч, мяч в руках.

1 — мяч вверх, вдох, подняться на носки.

2 — опуститься на всю стопу, мяч вниз, выдох. Повторить 4-5 раз.

Воспитатель . Второй месяц зимы — январь. В народе называют январь — просинец. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народная поговорка гласит: «Январь на пороге — прибыло дня на куриный шаг». В январе дети часто играют в разные игры. Давайте мы тоже поиграем.

Игра с мячом «Подбери признак»

Воспитатель бросает детям по очереди мяч и говорит существительные, а они должны подобрать к ним прилагательные. Например: Зима — холодная, студеная, морозная, злая… Небо — хмурое, зимнее, пасмурное, низкое… Дерево — зимнее, заснеженное, высокое… Снег — пушистый, белый, рыхлый, холодный…

Ребята, отгадайте загадки:

Летит — молчит, лежит — молчит,

Когда умрет, тогда заревет.

Дети . Снег.

Воспитатель. Как будто белой скатертью

Он крышу застелил.

В серебряные платьица

Деревья нарядил.

Дети. Это тоже снег.

Руководитель физкультуры. Намело снега целые сугробы. Давайте представим, что мы перепрыгиваем через сугробы.

Развиваем движения

* Ходьба по гимнастической скамейке с остановкой посередине и перепрыгиванием через ленточку. Повторить 2-3 раза.

* Прыжки вверх из глубокого приседа (по 5-6 прыжков 2-3 р: (Упражнения выполняются подгрупповым методом по 6-10 Л:

В прямом направлении дети выполняют упражнение на скамейке, в обратном — упражняются в прыжках, возвращаясь затем в конец своей колонны. Весь комплекс упражнений повторить 2-3 раза.

Воспитатель. Последний месяц зимы — февраль. В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюгогрей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?

Дети . Ветродуй — потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей — потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей -потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А еще, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.

Воспитатель. В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица гласит: «В феврале два друга — мороз да вьюга». Давайте выложим узоры, какими
мороз расписывает окна.

Развивающая игра «Сложи узор»

Воспитатель раздает детям комплекты игры «Сложи узор» — 16 деревянных кубиков с ребром 30 мм. Кубики окрашены так: передняя грань белая, задняя — желтая, правая грань — синяя, левая — красная, верхняя грань сине-желтая, нижняя красно-белая. Дети из этих кубиков по образцам выкладывают узоры (см. рис. 11 а-д цв. Вкладки)

Руководитель физкультуры. Зима — время веселых детских игр. Да вайте и мы поиграем.

Подвижная игра «Медведь» Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь!

Игра повторяется 2-3 раза .

Руководитель физкультуры . Много игр придумал русский народ. Вот одна из них.

Игра «Малечина-калечина»

У каждого ребенка в руках палочка (20- 30 см.). Можно взять неотточенные карандаши. Все произносят: Малечина-калечина, сколько часов

Осталось до вечера до зимнего?

После последних слов каждый ребенок ставит палочку на ладонь и старается ее удержать. (Педагог ведет в это время счет.) Выигрывает тот, кто смог удержать палочку дольше всех.

Воспитатель. А какой самый веселый праздник мы встречаем зимой?

Дети. Новый год.

Воспитатель. Верно, это самый прекрасный, волшебный праздник в году. Давайте расскажем о нем.

План-конспект урока по физической культуре для 4-го класса

Разделы: Начальная школа , Спорт в школе и здоровье детей

Цель. Совершенствовать навыки владения мячом посредством совместных игровых упражнений и подвижных игр.

Задачи: Образовательная : закрепить технику ведения и передачи мяча 2-я руками от груди.

  • Развивающая : развивать навык взаимодействия учащихся, ловкость, внимание, координацию.
  • Воспитательная : воспитывать чувство коллективизма и осознанное отношение к здоровому образу жизни.
  • Оздоровительная : способствовать выработке правильной осанки, укреплению мышц стопы и дыхательных мышц.
  • Место проведения: спортивный зал.

    Оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи, гимнастическая стенка.

    Ч/у Содержание урока Доз. Методические рекомендации
    Подготовительная часть (11 мин.) Построение. Приветствие.

    Сообщение задач урока.

    1 мин. “Класс! Равняйсь! Смирно!”
    Ходьба:
    – на носках, руки на пояс, руки вверх;
    – на пятках, руки вперёд, руки за головой;
    – на внешней стороне стопы, руки в стороны;
    – носками вовнутрь, руки за спину.
    1,5 мин “Напра-во! В обход налево шагом – марш!”. Соблюдать дистанцию 1м.

    Колени не сгибать, руки выпрямить.
    Локти развести, спина прямая.
    Следить за осанкой. Шаг короткий.

    Бег:
    – приставными шагами правым, левым боком;
    – спиной вперёд;
    – “змейкой”.
    2 мин. Темп средний, сохранять дистанцию.
    Скользящий шаг, руки перед грудью.
    Через плечо смотреть назад.
    Противоходом налево, “змейкой” марш.
    Переход на ходьбу, восстановление дыхания.

    Перестроение в колонну по 2 с последующим перестроением в 2 шеренги.

    1 мин. Руки вверх – вдох, руки вниз – выдох.
    “Налево в колонну по 2 – марш! Дистанция и интервал 3 шага”.
    Комплекс ОРУ с мячами: 6 мин.
    1. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – мяч вверх, правая назад на носок; 2 – и.п.; 3–4 – то же с левой.

    2. И.п.: стойка, мяч перед грудью; 1 – наклон головы вперёд, сдавить мяч руками; 2 – и.п.; 3 – наклон головы назад; 4 – и.п.; 5 – наклон головы вправо; 6 – и.п.; 7 – наклон головы влево; 8 – и.п.

    Прогнуться, голова вверх.
    Спину держим прямо.

    Давить на мяч подушечками пальцев.
    В и.п. пальцы расслабить.

    3. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – правая в сторону на носок, наклон вправо, мяч вверх; 2 – и.п.; 3–4 – то же влево. При наклоне смотреть через плечо на пятку.
    4. И.п.: стойка ноги врозь, мяч вверх; 1–4 – круговое движение туловищем вправо; 5–8 – то же влево. Амплитуда больше, смотреть на мяч.
    5. И.п.: широкая стойка ноги врозь, мяч вверх; 1 – наклон вперёд – вправо, положить мяч; 2 – стойка ноги врозь, руки вверх; 3 – наклон вперёд – вправо, взять мяч; 4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону. При наклонах колени не сгибать.
    6. И.п.: стойка, мяч вниз; 1 – выпад правой в сторону, мяч на грудь; 2 – и.п.; 3–4 – то же с левой ноги, влево; Туловище прямо, выпад глубже.
    7. И.п.: узкая стойка ноги врозь, мяч вверх; 1 – мяч вперёд и махом правой коснуться носком мяча; 2 – и.п.; 3–4 – то же с другой ноги. Мах прямой ногой. Ногу опускать на пол спокойно.
    8. И.п.: стойка, мяч перед грудью; 1 – прыжок ноги врозь, мяч вверх; 2 – прыжок ноги вместе, мяч перед грудью; 3–4 – то же. Прыжки на носках, чуть сгибая колени.
    9. Ходьба на месте, мяч в правой руке. Спину держать прямо.
    Основная часть (23 мин.) Дыхательная гимнастика “Летят мячи”.

    Стоя, мяч на грудь. Бросить мяч от груди вверх, произнести “У-у-у-х”.

    1 мин. Средняя стойка баскетболиста. Вдох через нос, удлинённый выдох. При броске мяча выпрямить ноги.
    Закрепление техники ведения и передачи мяча 2-я руками от груди:
    1. Ведение мяча на месте в высокой и средней стойке правой, левой рукой. 3 мин. Ладонью по мячу не бить, движение кистью и предплечьем. Мягкими толчками мяча вниз – вперёд, кисть накладывать справа (слева) – сбоку.
    2. Передача мяча 2-я руками от груди на месте. 3 мин. Мяч на уровне пояса. Кругообразным движением рук подтянуть мяч к груди. Резким выпрямлением рук мяч послать вперёд, кисти вперёд.
    3. Передача мяча с ударом об пол. 3 Бросок за среднюю линию. Ноги сгибать больше, руки направлять вперёд – вниз.
    4. Ведение мяча на месте с последующей передачей 2-я руками от груди. 3 мин. Обратить внимание на согласованность работы рук и ног, одновременное их разгибание. Передача по сигналу.
    6. Эстафеты с ведением и передачей мяча:

    а) “Передал – отбегай”

    7 мин. Игроки 2-х команд стоят во встречных колоннах на расстоянии 5–6 шагов. По сигналу первые передают мяч 2-мя руками от груди игроку во встречной колонне и отбегает в конец своей колонны. Следующие повторяют задание пока первые не встанут на своё место.
    б) “Перебежка” Построение то же. Передача 2 – мя руками от груди с ударом об пол. После передачи мяча игрок перебегает в конец встречной колоны.
    в) “Кто быстрее” Расстояние между колоннами 10-12 м.

    Первые ведут мяч к колонне напротив, обводят её справа, передают мяч первому и встают в конец колонны.

    Игра “Мяч по кругу” 3 мин. Игроки образуют большой круг и рассчитываются на 1-ый, 2-ой. У капитанов по мячу. По сигналу мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрока 2-мя руками от груди. Мяч должен быстрее вернуться к капитанам.

    Проигравшие команды выполняют задания учителя.

    Заключительная часть (6 мин.) Игровое упражнение “Ведение по сигналу”

    (на развитие внимания и умения вести мяч без зрительного контакта).

    Построение класса в одну шеренгу.

    2 мин. Играющие с мячами располагаются на одной половине площадки. Учитель на другой половине. Рукой он показывает направление движения: вверх – ведение на месте, вперёд – ведение назад, назад – ведение вперёд, вправо – ведение вправо, влево – влево.
    Строевые упражнения:

    – повороты направо;
    – повороты налево;
    – повороты кругом.

    Подведение итогов урока.

    2 мин. Внимательно слушать и выполнять команды учителя. Во время выполнения поворотов обязательно удерживать правильную осанку.

    Отметить лучших учеников, выставить оценки учащимся.

    Домашнее задание : для развития мышц рук: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

    Выход класса из спортивного зала.

    2 мин. 15 раз – девочки; 20 раз – мальчики.

    “Класс, нале-во! К выходу шагом марш!”.

    Общеразвивающие упражнения с мячами

    Назначение общеразвивающих упражнений:

      применяются для подготовки к сложным двигательным действиям;

      необходимы для совершенствования способности управлять различными частями своего тела;

      для развития двигательных качеств. Так, быстрое выполнение упражнений будет способствовать развитию быстроты. Добиваясь максимальной амплитуды движений (например, стараясь ниже наклониться или шире сделать выпад), можно увеличить подвижность в суставах, гибкость;

      способствуют предупреждению плоскостопия и нарушения осанки;

      помогают развивать силу.

    Основная задача общеразвивающих упражнений:

    повышение уровня общей работоспособности и содействие гармоничному развитию обучающихся.

    Представленный комплекс упражнений ориентирован на реализацию следующих современных педагогических технологий: развивающего и дифференцированного обучения и направлен на развитие у обучающихся таких качеств как гибкость, выносливость, подвижность и быстроту реакции.

    Данный материал может выполнять функции руководства по изучению предложенной дисциплины, как на занятиях, так и для самостоятельной работы обучающихся.

    Комплекс упражнений

    1. И.п. — ноги на ширине плеч, руки вниз, мяч в руках; 1 — поднять руки до уровня груди; 2 — поднять руки вверх; 3 — опустить руки до уровня груди; 4 — и.п.

    2. И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках; 1,2 — наклон туловища вправо (влево); 3, 4 — и.п.

    3. И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках; круговые вращения туловищем в разные стороны.

    4. И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках; 1 — наклониться, не сгибая коленей, коснуться мячом пола; 2 — коснуться мячом пола за спиной; 3 — коснуться мячом пола перед собой; 4 — и.п.

    5. И.п. — о.с. мяч в руках; 1 — подбросив мяч вверх, присесть, коснуться руками пола; 2 — встать, поймать мяч руками.

    6. И.п. — о.с. руки в стороны, мяч в одной руке; 1 — поднять руки вверх, переложить мяч из одной руки в другую; 2 — опустить руку с мячом в сторону.

    7. И.п. — о.с. руки в стороны, мяч в одной руке; 1 — подбросив мяч вверх, поймать его другой рукой; 2 — то же в другую сторону.

    8. И.п. — ноги врозь, руки с мячом вперед; 1 — наклонить вперед, прокатить мяч вокруг левой ноги; 2 — и.п.; 3 — то же вокруг правой ноги; 4 — и.п.

    9. И.п. — присед, мяч в согнутых руках перед грудью; 1 — прыжок в приседе в правую сторону; 2 — и.п.; 3 — то же в левую сторону; 4 — и.п.

    10. И.п. — сед ноги врозь, руки с мячом вперед; 1 — поворот туловища вправо; 2 — и.п.; 3 — то же влево; 4 — и.п.

    11. И.п. — сед ноги врозь, мяч около левой стопы на полу; 1 — наклониться, правой рукой прокатить мяч по полу к правой ноге; 2 — и.п.; 3 — наклониться, левой рукой прокатить мяч по полу к левой ноге; 4 — и.п.

    12. И.п. — сед ноги врозь, руки вверх, мяч в руках; 1 — опустить руки до уровня груди; 2 — и.п.

    13. И.п. — сед, мяч зажат стопами ног, опора на предплечья; 1 — поднять ноги наверх; 2 — и.п.

    14. И.п. — сед, мяч зажат стопами ног, опора на предплечья; 1 — согнуть ноги; 2 — выпрямить вверх; 3 -согнуть; 4 — и.п.

    15. И.п. — стоя на коленях руки с мячом вниз; 1 — сед на пятках руки с мячом вперед; 2 — и.п.

    16. И.п. — стоя на коленях руки вперед, мяч в руках; 1 — сед на бедро слева; 2 — и.п.; 3 — сед на бедро справа; 4 — и.п.

    17. И.п. — лежа на спине, мяч в руках за головой; 1 — сесть и, сделав наклон, достать мячом носки ног; 2 — и.п.

    18. И.п. — лежа на спине, руки с мячом вперед; 1 — поднять левую ногу, коснуться мяча; 2 — и.п.; 3 — то же другой ногой; 4 — и.п.

    19. И.п. — лежа на животе, руки с мячом вверх; 1 — прогнуться, отводя руки с мячом назад; 2 — и.п.

    20. И.п. — лежа на животе, мяч между стопами ног; 1 — поднять ноги вверх; 2 — и.п.

    21. И.п. — о.с. мяч в согнутых руках перед грудью; 1 — присесть, выпрямляя руки; 2 — и.п.

    22. И.п. — положение выпада вперед, мяч в согнутых руках; 1 — прыжком поменять положение ног; 2 — и.п.

    23. И.п. — упор присев, мяч лежит сзади на полу у ног; 1 — перенося ноги через мяч упор лежа; 2 — и.п.

    24. И.п. — о.с. мяч в руках; 1 — подбросив мяч вверх, сесть ноги врозь и поймать мяч, сидя на полу; 2 — подбросить мяч сидя и поймать стоя.

    25. И.п. — упор лежа, мяч лежит на полу между рук; 1 — согнуть руки и достать мяч подбородком; 2 -выпрямляя руки отжаться в и.п.

    26. И.п. — о.с. мяч зажат стопами ног; 1 — подпрыгивая вверх, подбросить ногами мяч; 2 — поймать мяч обеими руками.

    27. Прыжки, мяч в руках (на правой, на левой, на двух ногах).

    Примечание. В зависимости от физической подготовленности обучающихся необходимо правильно подбирать нагрузку: вес мяча и количество повторений каждого упражнения.

    Упражнение 1. И.п.: стойка ноги вместе, мяч в руках внизу (рис. 1 ). 1 – мяч к груди; 2 – поднять мяч вверх, потянуться – вдох; 3 – мяч к груди; 4 – и.п., выдох. Выпрямляя руки вверх, смотреть на мяч. В дальнейшем упражнение можно выполнять с поворотом туловища поочередно влево и вправо.

    Упражнение 2. И.п.: «Переложи мяч» (рис. 2 ). И.п.: ноги врозь, мяч на полу сбоку (слева или справа). 1 – наклон вперед вправо (влево), взять мяч; 2 – выпрямиться, мяч в руках; 3 – наклон влево (вправо), положить мяч на пол; 4 – вернуться в и.п. Наклон выполнять с предварительным поворотом туловища, ноги прямые, пятки от пола не отрывать. При наклоне – выдох, при выпрямлении – вдох.

    Упражнение 3. И.п.: упор на коленях, грудью касаться мяча (рис. 3 ). 1–2 – потянуться вверх, мяч над головой, прогнуться, голову назад – вдох; 3–4 – и.п., выдох.

    Упражнение 4. И.п.: сидя на полу, мяч зажат между стопами (рис. 4 ). 1–2 – сгибая колени, прижать мяч ближе к ягодицам; 3–4 – вернуться в и.п. Упражнение выполняется только за счет движения ног, туловище остается прямым, руки в упоре не сгибать. Дыхание равномерное.

    Упражнение 5. И.п.: стойка произвольная, мяч в руках внизу. 1 – подбросить мяч вверх; 2 – и.п. (рис. 5 ). Бросок выполнять строго вертикально. Для этого необходимо, подбрасывая мяч, выпускать его из рук в верхней точке (как бы тянуться за ним). Встречать мяч при лове надо также вверху, смягчая прием быстрым движением рук вниз. Дыхание произвольное.

    Упражнение 6. И.п.: лежа на груди, мяч перед собой на полу. 1–2 – сгибая руки, отвести мяч за голову, поднимая плечи, прогнуться – выдох; 3–4 – и.п., вдох. Поднимая голову и плечи, ноги от пола не отрывать.

    Упражнение 7. И.п.: руки на поясе, мяч на полу справа (слева). Прыжки на двух ногах вокруг мяча (рис. 7 ).

    Упражнение 8. Мягкие прыжки на носках, сохраняя определенный темп. Прыгать можно по кругу, поочередно левым и правым боком к мячу по часовой стрелке и против нее, лицом в одном направлении. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.

    2-й класс

    Упражнение 1. И.п.: ноги врозь, мяч в руках внизу (рис. 1 ). 1–2 – мяч вверх, подняться на носки, потянуться – вдох; 3–4 – и.п. – выдох. Движение выполнять прямыми руками, смотреть на мяч.

    Упражнение 2. рис. 2 ). Поднимая мяч вперед и поворачивая туловище направо, ударить мячом о пол за правой пяткой и, поймав его, вернуться в и.п. То же в другую сторону. Упражнение выполнять поочередно направо и налево. При поворотах ноги прямые, с места не сдвигать. После того как дети научатся правильному броску и ловле, это упражнение можно выполнять под счет. Дыхание: при повороте – выдох, в и.п. – вдох.

    Упражнение 3. И.п.: сед на пятках с небольшим наклоном вперед, мяч за головой (рис. 3 ). 1 – выпрямляясь, правую ногу в сторону на носок, руки вверх и наклон вправо – вдох; 2 – и.п., выдох; 3–4 – то же в левую сторону. Вес тела при наклоне – на колено опорной ноги. Движения выполнять в одной плоскости.

    Упражнение 4. И.п.: сед с прямыми ногами, мяч на полу у коленей слева (рис. 4 ). Поднимая слегка согнутые ноги, толкнуть мяч рукой, прокатить его под ногами и, остановив его другой рукой, опустить ноги на пол. То же в другую сторону. Поднимая ноги, стараться как можно меньше отклоняться назад. Освоив упражнение, его можно выполнять под счет. Дыхание произвольное.

    Упражнение 5. И.п.: лежа на спине, руки с мячом впереди (рис. 5 ). 1–2 – сделать перекат влево (вправо) на живот, поднимая руки вверх и прогибаясь; 3–4 – и.п. То же в другую сторону. Выполняя перекат, руками и мячом пола не касаться. Дыхание произвольное.

    Упражнение 6. И.п.: мяч на груди (рис. 6 ). 1 – бросок мяча вверх; 2 – ловля мяча. Бросок выполнять строго вертикально, полностью разгибая руки. Ловить мяч надо вытянутыми вверх руками, смягчая прием мяча быстрым сгибанием рук. Усложнить упражнение можно предварительным приседанием. Дыхание произвольное.

    Упражнение 7. И.п.: руки на поясе, мяч между стоп (рис. 7 ). Прыжки на месте, удерживая мяч между ног. Прыгать мягко, на носках. Дыхание произвольное. После прыжков положить мяч и перейти на ходьбу.

    3-й класс

    Упражнение 1. И.п.: мяч в руках внизу. Ходьба на месте (рис. 1 ), поднимая мяч на грудь и вверх, а затем опуская на грудь и вниз. Каждое движение руками выполнять на два шага: 1–2 – мяч на грудь и т.д. При движении рук вверх – вдох, вниз – выдох. Упражнение можно делать и в более быстром темпе на четыре счета (шага).

    Упражнение 2. И.п.: ноги врозь, мяч в руках внизу (рис. 2 ). 1–3 – наклон вперед и прокатить мяч по полу вокруг левой ноги – выдох; 4 – и.п. – вдох. То же вокруг правой ноги. Выполняя задание, ноги в коленях не сгибать.

    Упражнение 3. И.п.: стоя на коленях, мяч вверху (рис. 3 ). 1–2 – садясь на пятки – поворот туловища вправо, опустить мяч и коснуться пола у правого носка – выдох; 3–4 – и.п. – вдох. То же в другую сторону. Опуская мяч, руки в локтях не сгибать; выпрямляясь, вытянуться «в струнку».

    Упражнение 4. рис. 4 ). 1 – согнуть ноги с мячом; 2 – и.п. Движение ногами выполнять по большой амплитуде, не выпуская мяч, голени горизонтально. Дыхание произвольное.

    Упражнение 5. И.п.: ноги врозь, нешироко, руки с мячом вперед (рис. 5 ). 1 – удар мяча в пол, присед; 2 – встать, ловля мяча двумя руками. Бросать мяч строго вертикально перед собой (чтобы он не отскакивал в сторону). Задание можно усложнить, если во время приседания делать хлопки руками о колени или о пол. Дыхание произвольное.

    Упражнение 6. И.п.: ноги врозь, мяч на полу впереди (рис. 6 ). 1 – наклон вперед, прямыми руками взять мяч – выдох; 2 – поднять мяч вверх, прогнуть спину в наклоне; 3 – опустить руки, положить мяч на пол; 4 – выпрямиться – вдох. Во время наклона туловище и руки должны быть в горизонтальном положении, составлять одну линию, голова поднята («смотреть на мяч»), колени не сгибать.

    Упражнение 7. «Перекати ногой мяч» (рис. 7 ). И.п.: стоя на левой ноге, правая на мяче. Прыжки на левой, катить мяч правой, слегка касаясь его подошвой. Упражнение лучше проводить, двигаясь челночным способом и меняя ногу после нескольких прыжков. Мяч от себя не отпускать. Дыхание произвольное. После прыжков перейти на ходьбу.

    4-й класс

    Упражнение 1. И.п.: глубокий присед, мяч в руках на полу (рис. 1 ). 1–2 – встать, мяч вверх, правую ногу назад на носок, поворот – вдох; 3–4 – и.п. – выдох. То же с левой ноги. Голову приподнять и смотреть на мяч.

    Упражнение 2. И.п.: ноги врозь пошире, руки в стороны, мяч в правой руке (рис. 2 ). 1 – поворот туловища вправо, левую руку вперед, мяч в левую – выдох; 2 – поворот туловища прямо, левую руку с мячом в сторону – вдох; 3–4 – то же поворотом влево и вернуться в и.п. При повороте рука, на которой лежит мяч, неподвижна. Движения рук плавные, в одной плоскости. При поворотах ноги с места не сдвигать.

    Упражнение 3. рис. 3 ). 1–3 – наклон вперед и прокатить мяч по полу вокруг ног – выдох; 4 – и.п. – вдох. Задание выполнять, не сгибая коленей. Мяч перекатывать по замкнутому кругу один раз влево, другой – вправо. Мяч все время придерживать, чтобы он не укатился в сторону.

    Упражнение 4. И.п.: ноги вместе, мяч в руках внизу (рис. 4 ). 1 – мяч вверх – вдох; 2 – шаг влево в сторону на носок, наклон туловища влево – выдох; 3 – и.п. – вдох; 4 – то же в другую сторону. Упражнение выполнять слитно, мяч внизу не задерживать. Руки все время прямые. Отставляя ногу в сторону на носок, вес тела на нее не переносить. Все движения делать в одной плоскости (лицевой).

    Упражнение 5. И.п.: лежа на спине, мяч между стопами (рис. 5 ). 1–2 – поднять прямые ноги с мячом вверх – вдох; 3–4 – и.п. – выдох. В дальнейшем упражнение можно несколько ускорить, делая все движения на два счета. Следить, чтобы дети поднимали ноги до прямого угла, не сгибая их и не отрывая головы и плеч от пола.

    Упражнение 6. «Выпусти – поймай» (рис. 6 ). И.п.: ноги вместе или немного расставлены, мяч впереди, руки прямые. Развести руки, выпустить мяч, быстро присесть и, не давая мячу упасть на пол, поймать его двумя руками внизу. Угол разведения рук следует постепенно увеличивать. Главное, чтобы приседание не начиналось раньше, чем выпущен мяч. Приседать надо резко и быстро на полной стопе. Освоив упражнение, дать его под счет. Дыхание произвольное.

    Упражнение 7. И.п.: ноги немного разведены, мяч у плеча на ладони согнутой руки (рис. 7 ). Бросок мяча вверх и ловля его двумя руками. Бросок мяча делать энергично, полностью разгибая руку вверх. Упражнение выполнять поочередно левой и правой рукой (по два-три броска), стараясь не сходить с места. Дыхание произвольное.

    Упражнение 8. Прыжки на двух ногах, направляя мяч вниз пальцами и верхней частью ладони (рис. 8 ). Следить, чтобы дети направляли мяч вниз не хлопком, а нажимом, предварительно мягко встречая его на взлете. Обязательно чередовать движения правой и левой рукой. Дыхание произвольное. После прыжков положить мяч и перейти на ходьбу.