Упражнения на равновесие в художественной гимнастике. Высокий угол ноги врозь. Переход из элемента «венсон» шпагатом

2 января 2020

Основная стойка – это вертикальное положение на одной или обеих ногах (рис. 28).

Стойка ноги врозь – в этой стойке ступни расположены так же, как в основной стойке, но ноги расставлены на шаг (на ширину плеч) (рис. 29).

Широкая стойка ноги врозь – стойка, в которой ноги широко разведены в стороны; о положении рук, если они не внизу, должны быть дополнительные указания.

Узкая стойка ноги врозь – стойка, в которой ноги расставлены врозь вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь (рис. 30).

Стойка ноги врозь правой – стойка, в которой правая нога находится на шаг впереди левой. Данная стойка может быть широкой и узкой, о чем следует указывать (рис. 31).

Стойка скрестно (скрестная), в которой одна нога находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10-15 см. при названии слово «Спереди» опускается, например стойка скрестно правой, если правая нога находиться перед левой (рис.32).

Сомкнутая стойка – стойка, в которой ступни сомкнуты (рис.33).

Стойка пятки врозь – стойка, в которой носки сомкнуты. А пятки разведены врозь (рис.34).

Все перечисленные стойки можно выполнять на носке или одна на носке, другая на всей ступне, а также на пятках или одна на пятке. В этих случаях к основному названию стойки добавлять слова – на носках, на пятках, правая (левая) на носке, правая (левая) на пятке.

При наименовании стойки на одной ноге достаточно указывать, например: «Стойка на правой». Дополнительно определяется положение другой ноги, туловища или рук (согнуть вперед левую, левую руку в сторону, правую полусогнутую вверх).

Стойки с согнутыми ногами именуют следующим образом:

Стойка на коленях – стойка, в которой колени, голени и носки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты (рис.), при выполнении из основной стойки или из сомкнутой стойки опусканием, сгибая ноги, указаний о способе выполнения не требуется (рис. 35).

Стойка на правом (левом) колене – при обычном способе выполнения одна нога поднимается и, сгибаясь, отводится назад. Одновременно с этим сгибается другая нога, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впереди) были перпендикулярны полу (опоре) (рис. 36). Иное расположение ног или способ выполнения указываются. Например: шагом правой стойка на левом колене, руки за голову (если она выполняется шагом вперед). Положение рук, если они не внизу, указывается дополнительно. Например: левую вперед-кверху, правую в сторону-назад (или назад-книзу).(1-35)

Присед – положение занимающего, в котором ноги согнуты (опора на носках), руки в любом положении (рис. 37). Выполняется из основной стойки полным сгибанием ног. Положение ног на всей ступне указывать дополнительно.

Различают:

Присед на колено (наклонный) – присед, при выполнении которого бедра, туловище и голова на одной прямой линии. Положение рук, если они не вдоль тела, указывать дополнительно. Например: руки вперед (рис. 38).

Круглый присед (полуприсед) – приседание на носках, колени вместе, туловище согнуто вперед, руки вперед, голова опущена (рис.39).

Присед на правой (левой) – приседание, выполняемое на одной ноге, другая поднята вперед, руки на пояс (рис. 40-а), а иное положение ноги и рук указывается дополнительно. При выполнении с захватом руками за голеностопный сустав свободной ноги называется- «Присед на левой с захватом» (рис.40-б).

Присед пружиня (пружинный) – приседание, выполняемое с добавочными пружинящими движениями после незначительного разгибания ног с последующим их полным сгибанием.(1-37)

Выпад – выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием ее. Туловище сохраняет вертикальное положение, голова прямо (рис. 41).

По направлению движения различают:

Выпад правой (левой) – выставление ноги вперед с одновременным таким сгибанием ее, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу.

Выпад вправо (влево) – выставление ноги в сторону. Ступни сохраняют положение основной стойки.

Выпад назад (или назад-наружу, внутрь и т.п.) – выставление ноги назад. если нужно, указывать ногу. Например, выпад правой назад (рис. 42). О других направлениях необходимы дополнительные указания. Например: выпад левой вправо (или вправо-вперед и т.п.).

Разновидности выпада:

Выпад наклонно (наклонный) – выпад, при котором туловище наклонено в сторону (вперед или назад) по направлению движения и составляет прямую линию с прямой ногой. Обычно руки подняты вверх (рис. 43). Иное положение рук указывается дополнительно.
Рис. 43

Выпад с наклоном – соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например: выпад влево (вправо) с наклоном (рис. 44).

Глубокий выпад – выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указывается дополнительно. Например: глубокий выпад правой, руки в стороны-назад (рис. 45).(1-38)

Наклон – сгибание туловища в любом направлении. При наклоне головы всегда добавлять слово «головы», например наклон головы вправо.

Различают:

Наклон – термин для определения сгибания тела в тазобедренных суставах вперед, назад или в стороны с полной амплитудой движения. При выполнении вперед указание о направлении можно опускать. Например: наклон (рис. 46).

Наклон прямым туловищем – наклон, при котором туловище сохраняет прямое положение. Например, из стойки ноги врозь (вперед) (рис. 47-а) или из стойки на коленях – наклон назад прямым туловищем.

Наклон прогнувшись – выполняется обычно вперед, руки в стороны, голова приподнята (рис. 47-б).

Наклон вперед-книзу – наклон, при котором туловище наклонено под углом 45° ниже горизонтали (рис. 47-в).

Полунаклон – наклон, при котором туловище наклонено на 45° выше горизонтали (рис. 47-г).

Наклон с захватом – наклон вперед, при котором руки захватывают голеностопные суставы с подтягиванием (голени) снаружи (рис. 48).

Наклон касаясь – наклон назад, при котором руки касаются пола (рис. 49). Можно выполнять, касаясь одной рукой пола. В этом случае указывать: наклон назад, касаясь, например: левой.

Пружинящий наклон – обычный наклон вперед, выполняемый несколькими движениями при неполном выпрямлении туловища между наклонами.

Наклон в широкой стойке – наклон прогнувшись, выполняемый в широкой стойке ноги врозь, руки в стороны, смотреть вперед (рис. 50).

Юноши и девушки 7-11 классы:

Испытания проводятся в виде выполнения акробатического упражнения.
Соединения выполняются в порядке, указанном в программе. Изменение порядка выполнения соединений не допускается.

Если участник изменил порядок элементов в акробатической связке, пропустил один из них или допустил ошибку, приведшую к не выполнению элемента, его оценка снижается на указанную в программе стоимость.

Упражнение должно иметь четко выраженное начало и окончание, включать в себя связующие элементы, придающие комбинации целостность и динамичность, выполняться слитно без неоправданных пауз по акробатической дорожке со сменой направления.

Девушки

Обязательные элементы

Равновесие на правой (левой), руки в стороны (держать):

  • кувырок вперёд в стойку на лопатках (обозначить)
  • стойка на лопатках без помощи рук (держать) – стойка на лопатках ноги врозь (обозначить) и соединить ноги, перекат вперёд в упор присев.

Кувырок вперёд прыжком – прыжок вверх с поворотом на 360º — кувырок вперёд прыжком – прыжок вверх прогнувшись ноги врозь.

Махом одной, толчок другой два переворота в сторону («колесо») в стойку ноги врозь – приставляя правую (левую), поворот налево (направо) в упор присев – кувырок назад – кувырок назад в упор стоя согнувшись, выпрямится, руки вверх.

Из стойки ноги врозь, руки вверх опускание в мост (держать) – лечь на спину, выпрямить ноги и сгибаясь вперёд, перейти сед углом (обозначить) – сед углом, руки в стороны (держать) – разгибаясь, поворот направо (налево) кругом в положении упора лёжа согнув руки и, выпрямляя руки, упор лёжа.

Элементы

Стойка на голове и руках (держать)

Мост с разноимённой опорой (свободная нога поднята вперед) (держать).

Из стойки на руках (обозначить) кувырок вперед.

Медленный переворот вперед на одну ногу.

Медленный переворот назад в любое конечное положение.

Прыжок со сменой прямых ног вперед («ножницы»), бедра на уровне или выше горизонтали.

Прыжок со сменой согнутых ног вперед с поворотов на 360º, бедра на уровне или выше горизонтали.

Упор углом ноги врозь или вместе (держать).

Горизонтальное равновесие на локтях («Крокодил») (держать).

Одноименный (разноименный) поворот на одной на 360º, бедро свободной ноги не ниже горизонтали.

Одноименный («открытый») поворот на одной на 360º, другая поднята назад не ниже 45º.

Поворот на 360º и более в стойке на руках.

Юноши

Обязательные элементы

Махом одной, толчком другой два переворота в сторону («колесо») в стойку ноги врозь – приставляя правую (левую), поворот налево (направо) – кувырок вперед прыжком – прыжок вверх с поворотом на 360º

Прыжок с поворотом на 180º — кувырок вперёд прыжком в упор присев – кувырок назад – кувырок назад в стойку на руках (обозначить).

Наклон вперёд прогнувшись ноги врозь – кувырок вперёд в стойку на лопатках без помощи рук (держать) – перекат вперёд в сед углом, руки в стороны (держать) – сед с наклоном вперед, руки вверх и кувырок назад с прямыми ногами в упор стоя согнувшись.

Из седа на пятках, силой согнувшись стойка на голове и руках (обозначить) – развести ноги фронтально (держать) – сед с наклоном вперед, руки вверх и кувырок назад с прямыми ногами в упор стоя согнувшись.

Элементы, оценка выполнения которых добавляется к оценке выполнения обязательных соединений

Элементы

Темповой переворот вперед на одну или две ноги.

Темповой переворот назад (фляк) в любое конечное положение.

Переворот с головы («подъем разгибом»).

Сальто назад.

Сальто вперед.

Прыжок вверх с поворотом на 540º и более.

Прыжок вверх сгибаясь вперед ноги врозь или вместе (ноги горизонтально).

Поворот на 360º и более.

Силой согнувшись ноги врозь или вместе стойка на руках (спичак) (обозначить).

Из седа с наклоном вперед кувырок назад в стойку на руках (обозначить).

Любое равновесие с положением свободной ноги выше горизонтали (держать).

Фронтальное равновесие с захватом (пятка свободной ноги не ниже уровня плеч) (держать).

Горизонтальное равновесие на локте («Крокодил») (держать).

Из стойки на руках (обозначить) кувырок вперед согнувшись ноги вместе.

Упор высоким углом (ноги подняты не ниже 45º по отношению к горизонтали) (держать).

Легкая атлетика

Юноши и девушки 7-11 классы:
Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции: девушки 9-10-11 классы: 60 м; юноши 9-10-11 классы: 100 м.
Фиксируется время преодоления дистанции.

Баскетбол

Юноши и девушки 7-11 классы:
Конкурсное испытание заключается в следующем: перемещение спиной в защитной стойке, пробивание 3-х штрафных бросков (произвольным способом), рывок по прямой, выполнение ведения мяча правой или левой рукой «челноком» с передачей мяча в щит, ловля и бросок в корзину.

Участник находится за площадкой лицом вперёд справа в углу в пересечение лицевой и боковых линиях. По сигналу участник перемещается спиной в защитной стойке в 2 шага вправо и влево до штрафной линии, пробивает три штрафных броска, выполняет рывок лицом вперед к центральной линии, берет мяч и начинает прямолинейно ведение мяча «челноком» правой рукой до штрафной линии; обратно к центральной линии ведение мяча левой рукой, движение в обратном направление к щиту ведение сильнейшей рукой (правой или левой) передача мяча в щит, от линии штрафного броска не выходя из круга, ловля мяча от щита двумя руками и бросок (произвольным способом). Фиксируется время выполнения упражнения, остановка секундомера осуществляется в момент касания мяча пола его броска в корзину.

За неточное попадание в корзину участнику к его фактическому времени прибавляется дополнительно 5 секунд, за каждое нарушение правил (пробежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, недобегание до линий, не поймал мяч после передачи в щит) участнику прибавляется дополнительно 2 секунды.

В случае непопадания завершающего броска в упражнении даются две дополнительные попытки. За неточное попадание в корзину дважды прибавляются дополнительно 10 секунд. Если участник уходит с площадки, не выполнив дополнительные попытки, прибавляется дополнительно 30 секунд.

Девушки 7-11 классы:
Участник находится на лицевой линии.

С другой стороны площадки судьями указываются три любые зоны, в каждую из которых нужно будет попасть при подаче. В каждой из выбранных трех зон судьями указывается место для премиальных очков, которое обозначается стандартным гимнастическим обручем. Участнику дается право выполнить: три нижних прямых подачи, три верхних прямых подачи.

При выполнении нижних прямых подач: за попадание в заданную зону начисляется 3 очка. За попадание в зону премиальных очков участнику начисляется еще 1 очко к уже полученным трем. Если мяч попадает в одну и ту же зону, засчитывается одно попадание в данную зону и начисляется только 3 очка. За непопадание в указанную зону очки не начисляются. За подачу в сетку или в аут, снимается одно очко.

При выполнении верхних прямых подач: за попадание в заданную зону начисляется 3 очка. За попадание в зону премиальных очков участнику начисляется еще 1 очко к уже полученным трем. Если мяч попадает в одну и ту же зону, засчитывается одно попадание в данную зону и начисляется только 3 очка. За непопадание в указанную зону очки не начисляются. За подачу в сетку или в аут, снимается одно очко.

Верхняя прямая подача – и.п. – испытуемый находится на лицевой линии, лицом к сетке. Удар по мячу производится выше плечевого сустава (плеча).

Нижняя прямая подача – и.п. – испытуемый находится на лицевой линии, лицом к сетке. Удар по мячу производится ниже плеча.

Футбол

Юноши 7-11 классы:
На расстоянии 10 м от лицевой линии ворот устанавливаются 5 футбольных мячей. Расстояния между мячами – 1 м.

На расстоянии 5 м от линии установленных мячей устанавливаются 4 контрольные стойки; расстояние между ними – 1 м.

Движение игрока начинается по сигналу с линии старта. Участник должен нанести удар по воротам, вернуться, обежать стойку и нанести удар по второму мячу, вернуться, обежать стойку и нанести удар по третьему мячу и т.д. произвести удары по 5 мячам и обежать 4 стойки. Закончить упражнение участник должен на линии финиша.

Штраф: если участник не попал в ворота, он должен добежать до линии ворот, коснуться боковой стойки ворот и вернуться на исходное положение. Если он не обежал стойку – получает штраф 5 секунд. Если он не коснулся боковой стойки ворот – 10 секунд.

Упражнение считается законченным, если он пробил все 5 мячей в ворота и пересек линию финиша.

Победителем считается тот, кто затратит меньшее время на выполнение данного упражнения и попадает мячом в ворота наибольшее количество раз.

Флорбол

Юноши и девушки 7-11 классы:
Участник находиться на лицевой линии (на старте) без мяча с клюшкой в руках. По сигналу судьи конкурсант бежит к фишке №1, где располагается мяч №1, далее клюшкой, обводит фишку №1 с правой стороны и ведет мяч к линии удара (юноши – 6 м, девушки – 5 м), останавливается мяч и выполняет один удар по воротам.

После удара движется к фишке №2, где расположен мяч №2 и выполняет ведение мяча №2, обводит ее с правой стороны, далее двигается к фишке №3, обводит ее с левой стороны, продолжает движение к фишке №4 обводит ее с правой стороны и фишку №5 обводит с левой стороны двигается к линии удара (юноши – 6 м, девушки – 5 м) и выполняет один удар по воротам без остановки мяча с любой точки, не пересекая линии удара.

Затем направляется к фишке №6 без мяча, где располагается мяч №3, обводит фишку №3 с правой стороны и ведет мяч к линии удара (юноши – 6 м, девушки – 5 м), останавливает мяч и выполняет один удар по воротам. После удара движется к фишке №7, где расположен мяч №4 и выполняет ведение мяча, обводит ее с левой стороны, далее движется к фишке №8, обводит ее с правой стороны, продолжает движение к фишке №9 обводит ее с левой стороны и фишку №10 обводит с правой стороны двигается к линии удара (юноши – 6 м, девушки – 5 м) и выполняет один удар по воротам без остановки мяча с любой точки, не пересекая линии удара. затем направляется к финишу без мяча.

Фиксируется время преодоления дистанции и точность броска. Остановка секундомера осуществляется в момент, когда участник финиширует на средней линии в финишном створе.

За необбегание участником фишки – плюс 5 сек за каждую фишку. Ведение мяча неуказанным способом – плюс 4 сек. Выполнение удара по мячу неуказанным способом – плюс 4 сек. Выполнение удара по мячу за линией – плюс 5 сек. 5. Непопадание по воротам – плюс 5 сек. 6. Касание фишки любой частью тела при выполнении задания (мячом или клюшкой) – плюс 1 сек.

Вконтакте

Равновесие – положение, в котором учащийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 39).

· равновесие на правой (левой);

· боковое равновесие – исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая на пояс (за спину);

· заднее равновесие – исполнитель обращен спиной к опоре, руки в стороны;

· фронтальное равновесие – равновесие с захватом;

· равновесие с захватом на левой, левую руку в сторону – кверху;

· равновесие шпагатом с захватом.

равновесие на правой, руки назад боковое равновесие на правой

заднее равновесие фронтальное равновесие

на левой, руки в стороны

равновесие с захватом равновесие шпагатом

на левой, левую руку с захватом

в сторону – кверху

Рис. 39. Равновесия

Часть ΙV

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
ПО АНАТОМИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

1. Упражнения на ощущение правильной осанки. Корригирующие упражнения.

2. Упражнения для различных частей тела:

а) упражнения для мышц шеи;

б) упражнения для мышц плечевого пояса и рук;

в) упражнения для мышц спины, прямые мышцы, косые мышцы.

г) упражнения для брюшного пресса.

3. Упражнения на растяжку.

4. Упражнения для мышц ног.

5. После первой серии этих упражнений должна следовать вторая, но со значительно большей интенсивностью.

6. 2-3 наиболее сложных упражнения для всех частей тела.

7. Прыжковые упражнения (бег, прыжки).

8. Наклон прогнувшись, руки на пояс.

9. Упражнения на восстановление – это упражнения на расслабление, дыхательные, координационные.

4.1. ПРАВИЛА ЗАПИСИ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

1. И. п. – исходное положение, из которого выполняется упражнение.

2. Термин движения.

4. Конечное положение.

4.2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

· Назвать и показать и. п.

· Рассказать и показать движения на каждый счет.

· «И. п.» – «Принять».

· «Упражнение «Начи-най!» или «Упражнение вправо начи-най!».

· Дать счет и выполнить упражнение под счет несколько раз.

· Прекратить счет и показ упражнений, подавать методические указания, исправлять ошибки.

· «Стой!». Команда «Стой!» подается в конце периода вместо счета «4».

План-конспект урока.

Тема: Гимнастика. Фронтальное равновесие.

Задачи урока:

    Обучать фронтальному равновесию.

    Совершенствовать технику строевых упражнений.

    Совершенствовать технику акробатических упражнений.

    Развивать координационные способности.

Инвентарь: гимнастические маты.

Место проведения: спортивный зал.

Дата проведения: 25.10.2016 г.

Часть рока

Содержание

Дозировка

ОМУ (организационно-методические указания)

I

Вводная

12 мин

1.Построение, сообщение задач.

1 мин.

Диалог с детьми о правильной осанке.

2.Техника безопасности на уроке физической культуры.

30 сек

Беседа о технике безопасности на уроках гимнастики.

3.Ходьба:

Строевые упражнения;

Перестроение в движении из колонны по одному в колонну по два, по три. По четыре и обратно.

5 мин

Перестроения из колонны в 2 колонны, из шеренги в 2 шеренги.

«Через середину зала в колонну по два марш»-«направляющий на месте»-«в колонну по одному за направляющим в обход налево марш»-«через середину зала в колонну по три марш»-«направляющий на месте»-«в колонну по одному за направляющим в обход направо марш»- «через середину зала в колонну по четыре марш»-«направляющий на месте»-«в колонну по одному за направляющим в обход налево марш»

4.Равномерный бег.

1 мин

Класс бежит в одной колонне, ученики сохраняют дистанцию. Бег «змейкой». Темп медленный, в колонне держаться в затылок.

5.Ходьба.

30 сек

Восстановить дыхание.

6.ОРУ

И.п.:о.с.

1.Поворот головы налево;

2.и.п.

3-4то же, поворот направо.

И.п.:о.с.

1.Наклон головы вперед;

2.и.п.

3-4 то же, наклон назад.

И.п.:ноги врозь, руки на пояс.

1.Наклон налево.

2.и.п.

3-4 то же, наклон направо.

И.п.: широкая стойка, руки в стороны.

1.Наклон вперед прогнувшись, правой рукой коснуться левый носок;

2.Наклон вперед прогнувшись, левой рукой коснуться правый носок.

И.п.: широкая стойка, руки на пояс;

1.Выпад в сторону

2-3-4 то же

4 мин

3-4 раза

3-4 раза

4-6 раз

6-8 раз

По 4 раза

Упражнение выполнять медленно, следить за осанкой, спина прямая, подбородок выше.

Выполнять с прямыми ногами, колени не сгибать.

Следить за частотой, амплитудой движения.

II

Основная

30 мин

1.Фронтальное равновесие.

2.Гимнастика. Акробатические упражнения:

Перекаты;

Упражнения для позвоночника: «Рыбка».

«Лодочка»

Равновесие на одной ноге «ласточка»;

Кувырок вперед;

Кувырок назад;

Стойка на лопатках;

-«угол»;

-«мост» из положения лежа;

Переворот в сторону «колесо» (влево, вправо).

3.Игра «Кто быстрее?»

4.Подвижная игра «Белые медведи»

3 мин

5 мин

15 раз

5-6 раз

5-6 раз

18 мин

1 мин

3 мин

Круговое движение руками внутрь, руки вверх-наружу, фронтальное равновесие на одной, другая в сторону.

Маты уложить по длине зала в 3 колонны.

Из и.п. упор присев спиной к матам перекат назад в группировке, голову на грудь, до касания матов лопатками. Вернуться в и.п.

И.п: лежа на животе, руки перед собой согнуты в локтевом суставе, ноги прямые.

1. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от мата, прогнуться.

2.и.п.

3-4 то же

И.п.: лежа на животе руки, ноги прямые;

1.Одновременно поднять руки, ноги, прогнуться назад.

2.и.п.

3-4 то же

И.п.:о.с. Шагом вперед, руки кругами в стороны, равновесие на одной ноге.

И.п. упор присев лицом к матам. Упор на руки, голову под себя, толкаясь ногами, перевернуться на спину. Руками коснуться коленей (группировка).Вернуться в упор присев.

И.п. упор присев спиной к матам, толкаясь ногами, переворот назад в и.п. При касании спиной мата коснуться руками коленей (группировка), спина круглая, голову на грудь, затем руки поставить за голову, отталкиваясь, перевернуться через голову.

И.п. упор присев перекат назад. Руки поставить на талию, выпрямить ноги.

И.п. сед, одновременно выпрямить ноги, руки в стороны.

И.п. лежа на спине, согнуть ноги в коленях, руки поставить за голову. Упор на кисть, пальцы расставлены.Подняться на руках и ногах-прогнуться, голову назад.

Перевороты в сторону. Обратить внимание на группировку, постановку рук, ног.

III

Заключительная

3 мин

Построение. Подведение итогов урока.

Указать ошибки. Назвать лучших учеников.

Равновесия могут быть: горизонтальное на правой (левой) ноге, переднее, боковое, с наклоном, «кольцом», вертикальное (шпагатом).

Горизонтальное равновесие выполняется из основной стойки. Для этого надо отвести правую (левую) ногу назад до отказа, руки в стороны (или другое положение), туловище и голову держать прямо. Затем медленно наклонить туловище вперед, поднимая ногу до отказа назад (не ниже уровня плеч), сохранить прогнутое положение. При обучении этому упражнению предварительно выполняются: взмахи ногами, держась за опору на высоте пояса; то же, но с задержкой ноги в крайнем верхнем положении; равновесие с помощью товарища, держась руками за опору на высоте пояса, с кратковременным отпусканием рук.

Виды равновесия

Определяются по соотношению опоры и положения ОЦТ. Если ОЦТ выше опоры — равновесие неустойчивое (стоя). Если ОЦТ ниже опоры — устойчивое (вис).

Условия сохранения равновесия.

Равновесие сохраняется, если вертикаль ОЦТ проходит внутри площади опоры. Степень устойчивости зависит от высоты ОЦТ и величины площади опоры. Чем ниже ОЦТ и больше площадь опоры, тем больше устойчивость.

Работа двигательного аппарата.

1. положение или движение отдельных звеньев в суставах;

2. состояние и характер работы отдельных групп мышц.

Состояние регуляторных систем.

Оценка состояния включает:

1. определение формы грудной клетки;

2. состояние межреберных мышц;

3. положения и экскурсии диафрагмы;

4. состояния мышц живота.

Определение влияния положений или движений тела на организм.

Учитывает влияние упражнений на костную систему, подвижность в суставах, развитие мышц, осанку тела, состояние стопы и др.

Равновесие — статическое положение, при котором занимающийся стоит на одной ноге. Фиксация равновесия не менее 3 секунд.

Равновесие «ласточка» — стойка на левой ноге, правая назад-кверху с полунаклоном вперед, руки вперед в стороны.

Гимнастический элемент. 1. Устойчивое положение тела стоя на одной ноге (колене), а также горизонтальное положение в висе или упоре. 2. Устойчивое положение тела стоя на одной ноге с наклоном туловища вперед, другая прямая нога отведена назад до отказа, руки в стороны.

Боковое. 1. В спортивной гимнастике — стойка на одной ноге боком к опоре, другая в сторону до отказа, одна рука вверх, другая — за спину. 2. В художественной гимнастике — стойка на одной ноге, другая в сторону с наклоном туловища в сторону, противоположную свободной ноге.

Вертикальное. Элемент художественной гимнастики. Стойка на одной ноге, другая вперед, в сторону или назад, туловище вертикально.

Заднее.. 1. В спортивной гимнастике — стойка на одной ноге или колене спиной к опоре с наклоном назад, другая поднята вперед, руки в стороны ладонями вперед. 2. В художественной гимнастике — стойка на одной ноге, другая вперед с наклоном туловища назад.

Крестообразное. Стойка на одной ноге с наклоном вперед до прямого угла, другая в сторону до горизонтали, разноименная рука в сторону, одноименная — вперед.

На локте. Упор на одной согнутой руке, слегка прогнутое тело уравновешивается на локте, другая вверх ладонью вперед.

Переднее. 1. В спортивной гимнастике — ВИС горизонтальный. 2. В художественной гимнастике — стойка на одной ноге, другая назад, туловище наклонено вперед.

Фронтальное. Стойка на одной ноге, другая (прямая) максимально поднята вверх — в сторону и удерживается рукой за стопу, другая рука вверх — в сторону.

Шпагатом. Стойка на одной ноге с наклоном вперед, касаясь грудью бедра и обхватив голень руками, другая отведена назад до отказа так, что составляет одну линию с опорной ногой.

Улучшить координацию движений, выработать и закрепить навык правильной осанки, нормализовать состояние позных мышц помогают упражнения на равновесие. При их выполнении тренируется ощущение положения тела в пространстве, вырабатывается новая схема тела, позволяющая принимать и удерживать правильную позу. Для усложнения этих упражнений используется уменьшение площади опоры — стойка на носках, на одной ноге, на буме или бревне, а также изменение положения центра тяжести тела при подъеме рук, отведении ноги, использовании гантелей, набивных мячей и других предметов. Чем чаще меняется положение центра тяжести, тем больше необходима дифференцированная работа мышц и координация движений, поэтому для тренировки равновесия целесообразно использовать резкие переходы от динамической работы мышц к статической — остановку после ходьбы или бега, переход в положение стоя после прыжка или кувырка и т.д.