6 февраля 2016 г. в Москве состоялись сразу две школьные олимпиады, организованные ПСТГУ — Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры и Многопрофильная предметная олимпиада ПСТГУ «Аксиос». В 2016 году четыре олимпиады, организованные ПСТГУ, дают возможность 300 000 школьников из 57-ми регионов России принять участие в конкурсах почти по полутора десяткам гуманитарных и естественнонаучных предметов. Победители получат дипломы, государственные премии «В поддержку талантливой молодежи» и льготы при поступлении в профильные вузы. Но самое главное, добрая воля школьников-участников православных олимпиад станет залогом будущей жизни Церкви, убежден ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.
В солнечный воскресный зимний день в московском Свято-Тихоновском университете очень живая атмосфера — Николо-Кузнецкий университетский храм и территория вокруг него полна школьниками всех возрастов. Они приехали из Москвы и со всех концов России для участия в очных турах православных интеллектуальных олимпиад. Одни общаются друг с другом, другие молятся и ставят свечки перед иконами. Они прошли регистрацию участников и все ждут общей молитвы и приветственного слова ректора Университета протоиерея Владимира Воробьева.
Четыре православные Олимпиады ПСТГУ в 2015-2016 учебном году – 300 000 участников
В 2016 году региональные туры Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры проходят в 57 регионах России. Заключительные региональные туры, получившие статус Открытых проходят в Москве и Екатеринбурге. Олимпиада по ОПК проводится 7-й год подряд. Многопрофильная предметная олимпиада ПСТГУ «Аксиос» проводится 11-й год. Обе олимпиады входят в просветительскую программу предметных олимпиад для учащихся всех форм общего среднего образования, которые с 2006 года ПСТГУ реализует по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, при содействии Министерства образования Российской федерации, Совета ректоров России и при финансовой поддержке Фонда просвещения «МЕТА».
Всего ПСТГУ организует четыре олимпиады. Кроме Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры (ОПК) http://opk.pravolimp.ru/ и «Аксиос» http://aksios.pravolimp.ru/ , есть также Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» (ОВИО) http://ovio.pravolimp.ru/ , и «Олимпиада по основам религиозной культуры и светской этики для учащихся 4-5 классов» (ОРКСЭ) http://ucheba.pravolimp.ru/ .
В каждой из олимпиад участвуют тысячи учащихся. Так, в олимпиаде «Аксиос» приняло участие относительно немного — 3000 школьников, но это индивидуальная олимпиада, она ориентирована не на школы, а на каждого ученика отдельно. Количество участников ОПК и ОВИО значительно больше. В 2015-2016 учебном году суммарное число участников всех четырех олимпиад ПСТГУ составило 300 000 школьников. К сожалению, из-за демографического кризиса в России, количество участников несколько уменьшилось, тогда как в 2014 г. число участников олимпиад приближалось к полумиллиону человек. Таким образом, на сегодня, четыре олимпиады, организуемые ПСТГУ, входят в число крупнейших по числу участников негосударственных олимпиадных проектов в России.
Для сравнения, самая крупная государственная всероссийская олимпиада школьников в 2014 учебном году на всех этапах собирает более семи миллионов детей, или больше половины школьников в России, как утверждает министр образования Ливанов. Всего на сайте РСОШ зарегистрировано 71-а олимпиада, проводимая в России.
Всероссийская олимпиада «Основы православной культуры» — ежегодная олимпиада по комплексу предметов, связанных с изучением истории и культуры Православия. Основной целью олимпиады является вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность в области истории и культуры Православия.
Многопрофильная предметная олимпиада ПСТГУ «Аксиос» предлагает школьникам возможность участвовать в конкурсах почти по 14 профилям, таким как основы христианства, история России, обществознание, музыкальное искусство, история искусств, изобразительное искусство, математика, педагогика, социология, экономика, русский язык, церковнославянский язык, литература, английский язык, педагогика и социология.
По профилям олимпиады, включенным в Перечень Российского Совета олимпиад школьников (РСОШ), победителям присуждаются государственные премии «В поддержку талантливой молодежи». Победители и призеры олимпиады получат дипломы и могут претендовать на льготы при поступлении в вуз по профильному предмету или направлению высшего образования («Литература», «История» или «Теология»).
Участие в православных олимпиадах: «Эта добрая воля является залогом будущей жизни Церкви»
Наконец наступает полдень, и отец Владимир выходит в центр храма, становится перед иконой святого покровителя Университета святителя Тихона и, окруженный детьми, запевает молитву «Царю Небесный», потом «Отче наш» и тропарь Патриарху Тихону «В годину тяжкую Богом избранный». Пение молитв подхватывает хор и дети.
В тяжкую годину коммунистических гонений на христианскую веру и Православную Церковь было невозможно себе представить, что когда-нибудь храмы будут полны детьми и молодежью, которые будут писать какие-то православные олимпиады, говорит отец ректор в своем приветственном слове к юным участникам двух школьных олимпиад. «Невозможно было и мечтать о том, чтобы дети изучали христианство, учились в православных школах, чтобы они могли задавать вопросы о христианской вере и получать на них ответы. Это было непредставимо»! Поэтому отцу Владимиру так особенно радостно видеть детей и молодежь в этом храме.
Протоиерей Владимир Воробьев рассказал о гонениях на христиан, свидетелем которых был он сам, о темной эпохе советской власти, бывшей, вместе с тем, героической эпохой для Церкви, давшей много великих святых, таких же, какие были в первые века христианства. надежду, что участие в православных олимпиадах поможет в будущем сотням юных участников хранить твердую веру в Бога, исполнять заповеди Божии, учиться любви, верности, правде, знать и любить историю и культуру России.
«Мое поколение уходит. Еще немного — вы вырастете и станете на наше место. Я очень надеюсь, что сегодня среди вас, таких еще молодых, некоторые совсем еще небольшого роста — много будущих священников, много будущих матушек, будущих учителей, которые будут преподавать уже новому поколению детей закон Божий и учить их. Хочется, чтобы вы приняли эту эстафету, чтобы вы прикоснулись к духу наших святых подвижников, чтобы вы их полюбили и захотели идти тем путем, который они проложили ценой своей жизни. Это путь победный, путь добрый», — убежден отец Владимир Воробьев.
«А сегодня живете вы. И вы уже можете знать, кому вы обязаны своей церковной жизнью? Вы обязаны этим святым, этим вашим дедам, прадедам, которые отдали свою жизнь за веру в тюрьмах, лагерях, были расстреляны, были замучены, претерпевали пытки, голод, лишения, изгнания, умирали в тайге или казахстанских пустынях. Они стали семенем веры, которую вы сегодня получили, которая сегодня сеется в ваши сердца чудесным образом. Сегодня вы все являетесь плодом их подвига», — такие вдохновенные слова новому поколению сказал протоиерей Владимир Воробьев.
Очень важно, что молодежь сама добровольно приходит в Церковь, и участвует в олимпиадах, которые дают возможность посмотреть на мир с христианской точки зрения. «Это особенно важно – вместе поучаствовать, вместе порадоваться, поговорить, пообщаться, подумать, узнать что-то новое. Эта добрая воля является залогом будущей жизни Церкви», — так объясняет цели проведения православных олимпиад для школьников протоиерей Владимир Воробьев.
«Посмотреть на обычные школьные предметы с точки зрения православия»
Ответственная за проведение олимпиады «Аксиос» Ирина Георгиевна Артамкина говорит о том, что отличие олимпиады Аксиос от множества других предметных олимпиад состоит в том, что она дает возможность «посмотреть на обычные школьные предметы с другого ракурса — с точки зрения православия».
По ее мнению, детям полезно участвовать в олимпиадах, потому что это «всегда дает стимул расширять и углублять свои знания». «Даже если участник не займет никакого места, но, придя домой, полезет в какую-то книгу, будет расспрашивать старших, чтобы узнать больше о предмете, то наша задача будет выполнена», — убеждена Ирина Георгиевна.
Значительный процент победителей и призеров олимпиад ПСТГУ, естественно поступают в Университет, хотя не все, конечно. «Я смотрела статистику, но меня интересовали результаты их дальнейшей учебы, и могу сказать, что, по результатам первой сессии они в основном находятся в первой четверти по успеваемости — это лучшие студенты», — утверждает Ирина Георгиевна. – «Я каждый год смотрю на выпускников — и часто вижу знакомые лица участников прошлых олимпиад, и некоторые из них получают красные дипломы», — говорит она.
Из самой Москвы в ПСТГУ приходит относительно мало участников, так как московские школьники перегружены разными олимпиадами. Если москвичи участвуют, то это либо дети, увидевшие объявление в храмах и пришедшие в ПСТГУ сами, либо дети из православных школ. «К нам чаще приезжают дети из других регионов России – от Урала до Калининграда, от Архангельской области до Крыма и Ставропольского края», — рассказывает Ирина Георгиевна Артамкина.
Важно то, что во множестве школ распространяется информация о ПСТГУ. Это помогает школьникам, которые даже если не будут участвовать в олимпиаде, но будут знать о возможности получить образование в Православном вузе по различным специальностям: «не только религиоведение и богословие, как многие думают, но и история, и филология, и социология, и педагогика». «Проучившись в нашем университете можно стать музыкантом, художником и даже математиком. Нужно только иметь желание быть полезным Церкви и Отечеству», — объясняет Ирина Георгиевна Артамкина.
Школьники в духовной школе
После молитвы и ректорского слова, детей из храма разводят по всем аудиториям Богословского факультета студенты ПСТГУ. Помогать в организации олимпиад для них это послушание – не только учебная, но и духовная практика, характерная для всех духовных школ. Студенты сопровождают участников, раздают задания, собирают ответы, смотрят, как они пишут, следят чтобы не списывали и раздают пирожные и шоколадки, чтобы дети смогли подкрепить свои силы, ведь несколько часов напряженной интеллектуальной работы требуют много энергии.
Дети готовились к олимпиаде несколько месяцев, чтобы ответить на вопросы о христианской вере, истории Церкви и истории России, по литературе, экономике, социологии и другим предметам. Теперь они могут проверить свои знания в соревновании друг с другом.
Вместе с тем, они погружаются в атмосферу крупнейшего в России гуманитарного православного университета. В каждой аудитории в красном углу стоят иконы. Со стен аудиторий на них смотрят c портретов Патриарх Тихон и новомученики. Студенты ПСТГУ, помогающие в организации олимпиады, пока дети пишут, читают Синодальный перевод Библии на русском языке. Может быть они тоже готовятся к заданию по Новому Завету на следующей неделе, а может быть просто молятся. Возможно, кого-то из школьников привлечет атмосфера духовной школы, и они захотят поступить сюда, когда придет время выбирать вуз.
Молодые люди сегодня имеют широкий доступ в интернет и получают много информации. Как их заинтересовать учением Церкви, культурой и историей России? Может ли древнее учение о благочестии и вечные догматы христианства конкурировать за внимание молодого поколения с морем информации со всего мира? Пример православных олимпиад показывает, что может конкурировать и стать инструментом в познании церковных истин, в получении знаний по истории России и о строении всего мира, созданного Богом. Хотелось бы, чтобы сбылись надежды отца Владимира Воробьева и всех организаторов олимпиад ПСТГУ, что все эти ранние детские впечатления помогли бы этим школьникам в будущем сохранить христианскую веру и верность Богу и Церкви, кому-то стать студентом ПСТГУ, кому-то прихожанином храма около своего дома, а всем вместе стать верными чадами Православной Церкви и нашей Родины.
Фото, текст Александр Филиппов
Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (4 303) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (337) Буклеты, памятки и листовки (139) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 103) Вопросы священнику (512) Изображения (262) Иконы (588) Иконы Божией Матери (130) Проповеди (1 307) Статьи (2 066) Требы (32) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (189) Любовь, брак, семья (89) Материалы для воскресной школы (422) Аудио (24) Видео (112) Викторины, вопросы и загадки (52) Дидактические материалы (82) Игры (37) Изображения (52) Кроссворды (32) Методические материалы (49) Поделки (30) Раскраски (15) Сценарии (13) Тексты (107) Повести и рассказы (32) Сказки (13) Статьи (21) Стихи (34) Учебники (17) Молитва (560) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (404) Новости (289) Новости Кинельской епархии (109) Новости прихода (58) Новости Самарской митрополии (14) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 399) Библия (1 096) Закон Божий (1 069) Миссионерство и катехизация (1 822) Секты (7) Православная библиотека (504) Словари, справочники (58) Святые и Подвижники благочестия (2 003) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (101) Храм (177) Устройство храма (1) Церковное пение (39) Церковные записки (11) Церковные свечи (10) Церковный этикет (13) Церковный календарь (2 906) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Пост (500) Рождественский Пост (28) Радоница (10) Родительская суббота (40) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (797) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (15) Воздвижение Креста Господня (23) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (27) Обрезание Господне (4) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (26) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (23) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (121) Рождество Иоанна Предтечи (12) Рождество Пресвятой Богородицы (27) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (4) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (8) Успение Пресвятой Богородицы (35) Церковь и таинства (171) Елеосвящение (10) Исповедь (40) Миропомазание (5) Причащение (29) Священство (6) Таинство Венчания (18) Таинство Крещения (21) Основы православной культуры (36) Паломничество (262) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (6) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (44) Православное радио (87) Православный журнал (47) Православный музыкальный архив (175) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (104) Расписание богослужений (69) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (95) Слово Патриарха (134) СМИ о приходе (24) Суеверия (44) Телеканал (428) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (250) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (71) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (127) Проза (19) Стихи (43) Чудеса и знамения (59)
Именинников мы поздравляем с днем Ангела!
Дни памяти: 9 мая (Перенесение мощей), 29 июля, 6 декабря
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец , прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз, после вечерних молитв родителей.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.
И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284–305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.
В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости. Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу (+ 345–351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (9 мая).
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин (+ 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города – Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) – в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской. Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование «Николы Мокрого». Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.
Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.
Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ я́же веще́й и́стина;/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́:/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти;// сего́ ра́ди освяти́лся еси́, я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.
Перевод: В Мирах, святитель, ты явился как совершитель священного служения, ибо исполнив Христово Евангелие, преподобный, ты положил душу свою за людей твоих и спас неповинных от смерти, потому и освятился ты как великий служитель Таинств Божией благодати.
Молитва святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
О, всехва́льный и всечестны́й архиере́ю, вели́кий чудотво́рче, святи́телю Христо́в, о́тче Нико́лае, челове́че Бо́жий, и ве́рный ра́бе, му́жу жела́ний, сосу́де избра́нный, кре́пкий сто́лпе церко́вный, свети́льниче пресве́тлый, звездо́ осиява́ющая и освеща́ющая всю вселе́нную, ты еси́ пра́ведник, я́ко фи́никс процве́тший, насажде́нный во дво́рех Го́спода своего́: живы́й в Ми́рех, ми́ром благоуха́л еси́, и ми́ро приснотеку́щее благода́ти Бо́жия источа́еши. Твои́м ше́ствием, пресвяты́й о́тче, мо́ре освяти́ся, егда́ многочуде́сныя твоя́ мо́щи ше́ствоваху во град Ба́рский, от восто́ка до за́пада хвали́ти и́мя Госпо́дне. О, преизя́щный и преди́вный чудотво́рче, ско́рый помо́щниче, те́плый засту́пниче, па́стырю предо́брый, спаса́ющий слове́сное ста́до от вся́ких бед, тебе́ прославля́ем и тебе́ велича́ем, я́ко наде́жду всех христиа́н, исто́чника чуде́с, защи́тителя ве́рных, прему́драго учи́телю, а́лчущих корми́телю, пла́чущих весе́лие, наги́х одея́ние, боля́щих врача́, по мо́рю пла́вающих упра́вителя, пле́нников свободи́теля, вдов и сиро́т пита́теля и засту́пника, целому́дрия храни́теля, младе́нцев кро́ткаго наказа́теля, ста́рых укрепле́ние, по́стников наста́вника, тружда́ющихся упокое́ние, ни́щих и убо́гих изоби́льное бога́тство. Услы́ши нас, моля́щихся тебе́ и прибега́ющих под кров твой, яви́ предста́тельство твое́ о нас к Вы́шнему и исходата́йствуй твои́ми Богоприя́тными моли́твами вся поле́зная ко спасе́нию душ и теле́с на́ших: сохрани́ святу́ю оби́тель сию́ (или: храм сей), вся́кий град и весь, и вся́кую страну́ христиа́нскую, и лю́ди живу́щыя, от вся́кого озлобле́ния по́мощию твое́ю: ве́мы бо, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́веднаго, поспешеству́ющая во благо́е: тебе́ же пра́веднаго по преблагослове́нней Де́ве Мари́и, предста́теля ко Всеми́лостивому Бо́гу и́мамы, и к твоему́, преблаги́й о́тче, те́плому хода́тайству и заступле́нию смире́нно притека́ем: ты нас соблюди́ я́ко бо́дрый и до́брый па́стырь, от вся́ких враго́в, губи́тельства, тру́са, гра́да, гла́да, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников, и во вся́ких беда́х и ско́рбех на́ших подава́й нам ру́ку по́мощи и отве́рзи две́ри милосе́рдия Бо́жия; поне́же недосто́йны есмы́ зре́ти высоту́ Небе́сную, от мно́жества непра́вд на́ших: свя́зани есмы́ у́зами грехо́вными, и николи́же во́ли Созда́теля на́шего сотвори́хом, ни сохрани́хом повеле́ний Его́. Тем же преклоня́ем коле́на сокруше́нна и смире́нна се́рдца на́шего к Зижди́телю своему́, и твоего́ оте́ческаго заступле́ния к нему́ про́сим: помози́ нам, уго́дниче Бо́жий, да не поги́бнем со беззако́нии на́шими, изба́ви нас от вся́кого зла, и от вся́кия ве́щи сопроти́вныя, упра́ви ум наш, и укрепи́ се́рдце на́ше в пра́вой ве́ре, в ней же твои́м предста́тельством и хода́тайством, ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́, и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
О, до́брый наш па́стырю и богому́дрый наста́вниче, святи́телю Христо́в Нико́лае! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́ и призыва́ющих в по́мощь ско́рое предста́тельство твое́; виждь нас не́мощных, отвсю́ду уловля́емых, вся́каго бла́га лише́нных и умо́м от малоду́шия помраче́нных; потщи́ся, уго́дниче Бо́жий, не оста́вити нас в грехо́внем плену́ бы́ти, да не бу́дем в ра́дость враго́м на́шим и не у́мрем в лука́вых дея́ниих на́ших. Моли́ о нас недосто́йных Соде́теля на́шего и Влады́ку, Ему́же ты со безпло́тными ли́ки предстои́ши: ми́лостива к нам сотвори́ Бо́га на́шего в ны́нешнем житии́ и в бу́дущем ве́це, да не возда́ст нам по дело́м на́шим и по нечистоте́ серде́ц на́ших, но по свое́й бла́гости возда́ст нам. На твое́ бо хода́тайство упова́юще, твои́м предста́тельством хва́лимся, твое́ заступле́ние на по́мощь призыва́ем, и ко пресвято́му о́бразу твоему́ припа́дающе, по́мощи про́сим: изба́ви нас, уго́дниче Христо́в, от зол находя́щих на нас, и укроти́ во́лны страсте́й и бед возстаю́щих на нас, да ра́ди святы́х твои́х моли́тв не обы́мет нас напасть и не погря́знем в пучи́не грехо́вней и в ти́не страсте́й на́ших. Моли́, святи́телю Христо́в Нико́лае, Христа́ Бо́га на́шего, да пода́ст нам ми́рное житие́ и оставле́ние грехо́в, душа́м же на́шим спасе́ние и ве́лию ми́лость, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
О, вели́кий засту́пниче, архиере́ю Бо́жий, Нико́лае преблаже́нне, и́же подсо́лнечную осия́вый чудесы́, призыва́ющим же тя ско́рый услы́шатель явля́йяся, и́хже при́сно предваря́еши и спаса́еши, и избавля́еши, и от бед вся́ческих изъима́еши, от Бо́га да́нною ти чуде́с и даро́в благода́тию! Услы́ши мя недосто́йнаго, с ве́рою тя призыва́юща и моле́бное тебе́ принося́ща пе́ние; тебе́ бо хода́тая на умоле́ние ко Христу́ предлага́ю. О преслову́щий в чудесе́х, святи́телем высото́! я́ко име́яй дерзнове́ние, ско́ро Влады́це предста́ни, и преподо́бнии свои́ ру́це моле́бне к Нему́ простри́ о мне гре́шнем, и от Него́ щедро́ты бла́гости пода́ждь ми, и приими́ мя в свое́ заступле́ние, и от всех бед и зол мя изба́ви, от наше́ствия враго́в ви́димых и неви́димых свобожда́я, и тех всех наве́ты и злохи́трства погубля́я, и борю́щих мя во всей жи́зни мое́й отража́я; прегреше́нием же мои́м проще́ние испроси́, и спасе́на мя Христу́ предста́ви и Ца́рствия Небе́снаго сподо́би улучи́ти за мно́жество того́ человеколю́бия, Ему́же подоба́ет вся́ка сла́ва, честь и поклоне́ние, со безнача́льным его Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва четвертая святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
О, всесвяты́й Нико́лае, уго́дниче преизря́дный Госпо́день, те́плый наш засту́пниче, и везде́ в ско́рбех ско́рый помо́щниче! Помози́ ми, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем сем житии́, умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми оставле́ние всех мои́х грехо́в, ели́ко согреши́х от ю́ности моея́, во всем житии́ мое́м, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы; и во исхо́де души́ моея́ помози́ ми, окая́нному, умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ю Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва пятая святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу
О, всеблаги́й о́тче Нико́лае, па́стырю и учи́телю всех ве́рою притека́ющих к твоему́ заступле́нию и те́плою моли́твою тебе́ призыва́ющих! Ско́ро потщи́ся и изба́ви Христо́во ста́до от волко́в, гу́бящих е́; и вся́кую страну́ христиа́нскую огради́ и сохрани́ святы́ми твои́ми моли́твами, от мирска́го мяте́жа, тру́са, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да, пото́па, огня́ и напра́сныя сме́рти; и я́коже поми́ловал еси́ трие́х муже́й в темни́це сидя́щих и изба́вил еси́ их царе́ва гне́ва и посече́ния ме́чнаго, та́ко поми́луй и мене́, умо́м, сло́вом и де́лом во тьме грехо́в су́ща, изба́ви мя гне́ва Бо́жия и ве́чныя ка́зни, я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию. Свои́м же милосе́рдием и благода́тию Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст ми пожи́ти в ве́це сем и изба́вит мя шу́ияго стоя́ния, сподо́бит же десна́го со все́ми святы́ми. Ами́нь.
Читаем Евангелие вместе с Церковью. Евангелие от Матфея. Глава 11, ст. 27–30.
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Мф. 11, 27-30.)
Б ог повелел, чтобы Высшие Силы служили пребывающему на земле человеку по причине достоинства образа, которым облечен Богом человек. Одни ангелы поставлены спутниками каждому из нас, верных христиан, а другие начальствуют над народами, над Церквями христианскими. Так, у каждого из нас есть свой ангел-хранитель, и у Отечества нашего земного, Земли Русской, есть невидимое воинство огнезрачных ангелов. И нива церковная блюдется стражниками Великого Архиерея – Господа нашего Иисуса Христа.
(MP3 файл. Продолжительность 8:54 мин. Размер 6.5 Mb)
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
В разделе «Подготовка ко Крещению » сайта «Воскресная школа: on-line курсы « протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.
Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.
О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.
Темы курса:
Приложения:
В 2017-2018 учебном году Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет проводит Юбилейную Х общероссийскую олимпиаду «Основы православной культуры: «Русь святая, храни веру Православную!».
18 февраля 2018 года на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат» состоится заключительный (региональный) этап олимпиады «Основы православной культуры» в 2017-2018 учебном году (далее — Олимпиада) среди обучающихся 5-11-х классов.
В Олимпиаде примут участие 14 обучающихся общеобразовательных организаций (МБОУ СОШ № 1, 3, 5, 6, 8, Гимназия № 1).
Желаем удачи участникам Олимпиады!
Полная информация о проведении олимпиады размещена на сайте:: www .pravolimp .ru .
Дорогие участники наших олимпиад!
Поздравляем Вас с началом нового учебного года! Пусть он принесет нам всем новый багаж интересных и полезных знаний, которые мы сможем направить на дела любви и милосердия во благо нашей Родины, и во славу Бога! Мы очень хотим, чтобы конкурсы, проводимые Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом способствовали всеобщему просвещению, взаимопониманию, дружбе, честности, ибо Свет Христов просвещает всех!
Школьный тур нашей юбилейной Х общероссийской олимпиады «Основы православной культуры: «Русь святая, храни веру Православную!» проходит в очной форме на местах. Ответственный от школы учитель подает заявку на нашем сайте, скачивает задания в Личном кабинете и после проведения школьного тура размещает результаты на сайте.
В 2017–2018 учебном году задания олимпиады Школьного тура будут распределены для следующих категорий учащихся: 1) для учащихся 4-х классов, 2) для учащихся 5-х классов, 3) для учащихся 6-х классов, 4) для учащихся 7-х классов, 5) для учащихся 8-х классов, 6) для учащихся 9-х классов, 7) для учащихся 10–11-х классов.
Учащиеся 4-х классов по модулю «Основы православной культуры» смогут принять участие в Муниципальном туре наравне с учащимися 5-11 классов в соответствии с Графиком проведения олимпиады.
Учащимся 4-5-х классов по модулю «Светская этика» предлагается провести два тура: школьный (осенний) с сентября 2017 г. по январь 2018 г., и муниципальный (весенний) тур – в марте 2018 г.
Школьный тур олимпиад носит ознакомительно-просветительский характер, поэтому ученикам, независимо от модуля, изучаемого ими в рамках ОРКСЭ, будет полезно выполнить данную работу.
Темы олимпиад 2017-2018 учебного года:
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Научи меня, Боже, любить всем умом Тебя, всем помышленьем…: духовная поэзия К.Р. и графа А.К. Толстого»
Духовная поэзия Великого Князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) и графа Алексея Константиновича Толстого не только является жемчужиной отечественной литературы, но и ярким примером мировосприятия в традиции Священного Предания Церкви. Каждый из них был не только талантливым поэтом, но и уникальной личностью, жизненный путь которой и сегодня является образцом служения любимому делу и Отечеству.
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Царский Крым» (Крым при Романовых)
Крым был любимым местом пребывания последней Царской семьи. Именно там они хотели провести остаток дней после свержения монархии. Богатая и, как водится, непростая история полуострова была украшена этой глубокой привязанностью царского дома. Тема позволяет нам совершить заочное путешествие в Царский Крым и постараться понять, что именно вызвало царские симпатии и что сам Крым получил в наследие от любивших его царей.
Красной нитью в заданиях всех туров олимпиады пройдет также тема XXVI международных образовательных Рождественских чтений «Нравственность и будущее человечества».
Еще раз пройдем школьный этап по шагам.
Представитель школы (учитель, завуч, директор, но не ученик) подает заявку.
Возможные трудности при подаче заявки: Вы не смогли найти Вашу школу в нашей базе школ.
Заявка подана. Получаем в Личном кабинете:
Задания в формате word и pdf;
Бланки дипломов 3-х степеней без печатей (печать и подпись ставит школа, так как тур школьный);
Несколько слов о личном кабинете:
Личный кабинет — это надпись в самой верхней строчке сайта справа желтыми буквами «Личный кабинет». Чтобы войти в него, надо нажать на эту надпись.
В Личном кабинете есть закладки по названиям всех конкурсов (ОПК, ОВИО, Аксиос, ОРКСЭ…). Необходимо выбрать закладку ОПК.
У каждого тура есть запись «раскрыть/скрыть подробности». Соответственно, нажав на нее, вы увидите указанные выше материалы к этому туру. Если нажмете на ссылку «раскрыть/скрыть подробности» еще один раз, они скроются (это сделано для удобства работы с различными турами в личном кабинете).
Что делать с заданиями в Личном кабинете?
Скачать, распечатать по числу участников и провести тур олимпиады. Распечатать задания в формате word можно необходимым для учащихся шрифтом. Затем по ключам проверить работы и загрузить на сайт результаты. Загрузка результатов — в Личном кабинете. Загружать результаты удобнее с помощью Excel файла; подробнее о том, как это сделать, можно прочитать в п. 4 в статье: Инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы
Зачем закачивать списки участников на сайт:
Чтобы школьники могли получить сертификат участника общероссийской олимпиады;
Чтобы учителя, проводившие туры в своих классах, и администрация школы могли получить благодарственные письма;
Чтобы школьники, показавшие хорошие результаты, могли принять участие в последующих турах олимпиады.
Как проводить тур в классе, кому предлагать задания и сколько времени давать на выполнение заданий школьного тура?
Мы считаем, что лучше всего проводить олимпиаду среди учащихся ВСЕЙ школы, независимо от того, изучали они этот предмет или нет. Ребята, даже если не знают ответов, по итогам олимпиады узнают что-то новое о культуре и истории нашей страны.
Оптимальное время для проведения школьного тура — 45 минут. Проведение олимпиады займет один урок, который может быть как добавочным в расписании, так и заменять урок или классный час.
Как определять дипломантов школьного тура?
Для тех участников (победителей и призеров школьного тура), которые захотят принять дальнейшее участие в муниципальном туре, школьный тур завершится 10 ноября! После этого нельзя будет загружать списки участников.
Что делать после завершения школьного тура?
В конце октября появится новость о муниципальных турах. Муниципальный тур стартует — 15 ноября и завершится 15 декабря!
В муниципальном туре могут участвовать победители и призеры школьного тура, и только те школы, которые провели школьный тур и загрузили результаты на сайт.
Победители и призеры олимпиады «Основы православной культуры» будут определяться по результатам Регионального тура.
Что касается Суперфинала в Москве, то этот вопрос пока обсуждается. Мы бы очень хотели его провести в год нашей юбилейной Х олимпиады.
Желаем Вам успехов и напоминаем про олимпийский принцип: «главное не побеждать, а участвовать!»
ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Примерные темы на ближайшие пять лет (2016–2021)
Основная тема каждого учебного года связана с юбилейными датами того календарного года, которым учебный год кончается. Основная тема совпадает (полностью или частично) с темой ближайших Рождественских чтений и утверждается после официального оглашения темы чтений.
Кроме основной темы, задания каждого года связаны с темой локальной, имеющей географический признак. Географически ограниченная тема позволяет ближе познакомиться с историей, лицами, художественными и литературными памятниками избранного региона.
Темы для 2016/2017 года окончательно утверждены 6 мая 2016 г.
Темы для осени 2017 года и далее указаны приблизительно; впоследствии возможно внесение методистами Олимпиады корректив и дополнений.
2016/2017 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русь уходящая»: русская культура перед лицом гонений
В 2017 году отмечается 100-летие Поместного Собора Русской Церкви, восстановившего Патриаршество. Собор проходил в 1917/1918 годах, что дает особое основание для посвящения учебного года 2017/2018, прежде всего, памяти этого исторического собора, его участников и современников. Часть участников Собора прославлена в лике новомучеников и исповедников. Это люди, воспитанные в Синодальный период; их жизнь, культурные и интеллектуальные ценности и мировоззрение заслуживают изучения.
Юбилеи, связанные с темой:
Крушение Российской Империи (февральский и октябрьский перевороты) – 2017
Восстановление Патриаршества в Русской Церкви – 2017
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Русское Присутствие на Святой Земле»
Тема приурочена к юбилеям 2017 года:
200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина; 1817–1894) – самого известного начальника духовной миссии в Иерусалиме, выдающегося пастыря, ученого-византиниста, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, при котором ее деятельность достигла наибольшего расцвета в дореволюционный период.
170-летие основания Русской миссии в Иерусалиме (1847 г.)
2017/2018 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Подвиг последних Романовых»
Тема, прежде всего, связана с главным – трагическим – юбилеем 2018 года: убийством Царской семьи и великих князей, ставших символом православной России, с которой жестоко расправлялась новая власть. Эта страница жизни последних Романовых и связанных с ними людей характеризуется словами «страстотерпчество» и «мученичество». Но, кроме внимания к последнему совершенному ими христианскомуподвигу, тема подразумевает изучение «подвига повседневности» – внимание к тем годам жизни Царской семьи, которые предшествовали гонениям, изучение того духовного багажа и опыта социального служения, с которыми представители царского дома подошли к эпохе гонений.
Юбилей:
в 2018 году 150-летие со дня рождения св. имп. Николая II
2018 год – столетие гибели Царской семьи, кн. Елизаветы Федоровны и других великих князей
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Царский Крым»(Крым при Романовых)
Крым был любимым местом пребывания последней Царской семьи. Именно там они хотели провести остаток дней после свержения монархии. Богатая и, как водится, непростая история полуострова была украшена этой глубокой привязанностью царского дома. Тема позволяет нам совершить заочное путешествие в Царский Крым и постараться понять, что именно вызвало царские симпатии и что сам Крым получил в наследие от любивших его царей.
2018/2019 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси
Тема обращает внимание на историю появления храмов и монастырей в период каменного строительства, их архитектуру, инициаторов и архитекторов, систему росписи, а также воспоминания о храмах, отражение образов и судьбы этих храмов в живописи и литературе.
Юбилеи:
В 2019 году – 540 лет со дня завершения строительства Успенского собора Московского Кремля (1479)
В 2019 году – 1030 лет с начала строительства первого известного каменного храма древней Руси – Десятинной Церкви (989 год)
В 2018 году – 1030 лет Крещения Руси.
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Славянский мир в эпоху свв. Кирилла и Мефодия»
даты 2019 года:
1250 лет со дня кончины равноапостольного Кирилла, одного из братьев (869 г.)
800-летие получения Сербской Православной Церковью автокефалии (1219 год)
1100 лет провозглашения автокефалии Болгарской Церкви (919 год)
Тема позволяет вникнуть в миссию святых братьев, лучше понять их подвиг, рассмотреть плоды миссии в славянских странах – прежде всего, в Болгарии и Сербии, в которой их труды способствовали окончательному утверждению христианства. Тема позволяет увидеть культурные связи России с другими славянскими странами и значение миссии для распространения и утверждения христианской веры на русской земле.
2019/2020 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Эпоха святого Александра Невского»
Юбилей:
в 2020 году – 800-летие со дня рождения св. князя Александра Невского
Примерное содержание темы: воинский подвиг (самого князя и вообще), защита веры, святые и несвятые современники князя из князей, мирян и духовенства; княжеская семья; почитание и храмы, связанные с его именем.
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА (два варианта):
I. «Соловки: прошлое и настоящее»
Юбилей:
в 2020 году – 300-летие преставления прп. Иова Анзерского.
Тема связана с новомучениками и вообще сонмом пострадавших за Христа на архипелаге: прп. Иову было от Божией Матери откровение, что Соловки станут Русской Голгофой. Но история монастыря интересна и до страшного ХХ века.
II. «Православие в Америке»
Американская православная Церковь – это дочерняя Церковь для Русской. Тема года включает в себя такие аспекты: история американской миссии, появление и распространение Православия в Америке, подвиг русских миссионеров и святителей, русские монастыри в Америке и т.д.
Юбилейные даты:
в 2020 году – 50-летие автокефалии Американской Православной Церкви (1970).
В 2019 году – 225 лет со дня появления первых русских миссионеров на Аляске (1794 год), прп. Герман Аляскинский.
2020/2021 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русская школа в новое время(от Петра Великого до 1917)»
Юбилей:
в 2021 году исполнится 300 лет учреждения Славянской школы при Петре I при Александро-Невском монастыре.
Тема позволяет познакомиться с типами школ и путями получения образования в XVIII–XIX века, продолжительностью, ступенями и качеством образования, уровнем знаний выпускников, системой подготовки учителей. С темой связан общий вопрос об отношениихристиан к получению образования.
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Православие в Японии»
Юбилей:
в 2021 году исполняется 160 лет со времени прибытия в Японию в 1869 г. русского миссионера архимандрита Николая (Касаткина).
И вторая дата 2021 года: 120 лет со дня выхода полного перевода Нового Завета на японский язык, подготовленного свт. Николаем (1901 г.).
Все нравиться, участвуем с 2010 года. Замечательная олимпиада, полезная, заставляет задуматься над вечным.
Организация 1 :-(( Задания 1 :-((
Очень интересная олимпиада. Задания очень интересные и актуальные. Особенно понравилась организация проведения на региональном этапе. В процессе выполнения заданий получил удовольствие от выполнения практически всех заданий.
Организация 5 :-)) Задания 5 :-))
Максимально полезная и интересная олимпиада и не менее сложная
Организация 5 :-)) Задания 5 :-))
Четкая организация на всех этапах, интересные и очень познавательные задания, дизайн дипломов и сертификатов, судейство
Организация 5 :-)) Задания 5 :-))
Очень хорошие организаторы! Запомнились поездки на финалы, командные задания. С удовольствием приняла бы участие еще раз!
Организация 5 :-)) Задания 5 :-))
Организация на высшем уровне, очень грамотно составлены задания! Стоит участвовать всем школьникам, не равнодушным к собственным культуре и истории, а также тем, кто интересуется историей и устройством православной христианской церкви
Организация 5 :-)) Задания 5 :-))
Малахова Юлия, учитель
Интересная, познавательная олимпиада. Задания всегда вызывают интерес учащихся и учителей. Хорошая, чёткая организация. Спасибо за вашу качественную работу!
Организация 5 :-)) Задания 5 :-))
Одна из наиболее интересных перечневых олимпиад. Формат позволяет участникам не только проверить свои знания и умения анализировать информацию, но и узнать что-то новое, причём в максимально интересной форме. Более этого, олимпиада сочетает в себе что-то из истории, что-то из теологии, что-то из литературы, что позволяет проверить свои знания во многих областях, а для того, чтобы стать победителем или призёром, необходимо разбираться не в одном предмете, а в нескольких и на их стыках. Метапредметность ценится в современном мире, поэтому я считаю, что эта олимпиада очень важна в современном мире не только с идеалогической точки зрения, но и с точки зрения её формата.
Организация 5 :-)) Задания 5 :-))
Мне все понравилось,но очень долго нужно ждать результатов. Спасибо!
Организация 4 🙂 Задания 5 :-))
Спасибо за всю, проделанную организаторами,работу!!!Сколько нового я узнала как мама,какой замечательный опыт приобрел мой сын.Ваш труд, как посадка семян на благодатной почве,даст добрый урожай!!!Ждем новых интересных работ по ОПК!!!
Организация 5 :-)) Задания 5 :-))
С благодарностью и признательностью организаторам, хочется сказать об Общероссийской олимпиаде «Основы православной культуры». С 2013 года мы участвуем в олимпиаде. Нравится! На сайте ПСТГУ всегда доступно организована подготовка и тренинг. Спасибо, это помогает нам на местах при подготовке детей. Глубоко продуманы задания: с учетом возрастных особенностей и стержневых потребностей учащихся, умные, развивающие, воспитывающие. Ничего лишнего. Олимпиада, с Юбилеем! Сложно, но интересно! Полезно! Организованно по совести! Олимпиаде БЫТЬ!!! С искренним уважением, участники олимпиады «ОПК» МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска Тамбовской области
Организация 5 :-)) Задания 5 :-))
Очень удобна в проведении от школьного до регионального уровня. Интересные, полезные и грамотные задания. Интерес к Олимпиаде у обучающихся постоянно растет. Сертификаты и дипломы очень приятно эстетически.
Организация 5 :-)) Задания 5 :-))
Крылова Елена Геннадиевна. Олимпиада более носит образовательный характер, расширяет кругозор. Достаточно сложная и интересная, требует именно системных знаний. Орг комитет проводит очень большую и системную работу по организации и проведению олимпиады. Всё очень прозрачно, хорошо налажена обратная связь.