Что мы желаем своим близким и друзьям в первую очередь? О чем думаем, как о самой важной части нашей жизни?
Наверное, вы уже догадались, что правильный ответ — это здоровье. Но как много людей делают хоть что-то для своего здоровья, кроме пустой болтовни? Если вы решили заняться своим здоровьем, то самое время начать делать это прямо сейчас.
Мы перевели для вас статью великого мастера боевых искусств и монаха Шаолиня Шифу Ян Лей. В ней он дает несколько полезных советов для людей, которые хотят оставаться здоровыми и молодыми как можно дольше.
Некоторые из этих советов тяжело применить к нашей жизни. К примеру, занятия кунг-фу во многих странах уже давно превратились в подобие боевых искусств, а об энергии лунг слышал, в лучшем случае, один человек из тысячи.
Тем не менее, многие советы актуальны и действительно могут помочь в достижении здоровья и равновесия нашей жизни. Согласны?
И сегодня представляю вам ролик с шаолинскими методами растяжки.
При работе над гибкостью следует соблюдать 3 основных принципа:
1) Постепенность, подразумевающая поэтапное возрастание сложности упражнений и увеличения нагрузки и амплитуды движения в суставе.
2) Регулярность, подразумевающая ежедневное выполнение упражнений на гибкость не меньше 30 минут в течении тренировки.
3) Комплексный подход к развитию гибкости. Под этим подразумевается равномерное развитие подвижности всех групп суставов и увеличение эластичности всех мышц и связок.
Некоторые упражнения можно выполнять медленно, мысленно мягко направляя дыхание в растягиваемый участок. Упражнения на растяжку, можно считать одним из видов дыхательной медитации.
Разминка в стиле кунг фу
Разминку проводит Усэн Суньшанского Шаолиньского монастыря, монах 34-го поколения, Мастер Ши Янбин. Этот фильм поможет Вам разнообразить и сделать интересным любое занятие спортом, так как содержит уникальные разминочные техники шаолиньских монахов. В фильме представлены:
1. Разминочные упражнения
2. Силовые упражнения
3. Упражнения на координацию движений
Фильм также включает в себя изучение основных стоек и ударов шаолиньского кунфу, что поможет всем желающим сделать свои первые шаги в изучении боевых искусств.
Помните! Что человек, который более гибок, нежели его соперник, обладает неоспоримым физиологическим и психологическим преимуществом.
1. Наклоны стоя с широко поставленными ногами. Сначала следует выполнять наклоны вперед, потом повернувшись, прижаться к ноге и тянуться к стопе, сделать десять плавных качков и зафиксироваться, прижимаясь к ноге на десять секунд. Спину держите максимально прямой. Проделайте все то же самое на другую ногу. | |
2. Наклоны из положения стоя, ноги вместе. Техника выполнения аналогична предыдущему упражнению. Стараться как можно ниже наклониться и прижаться к коленям, сохраняя ноги и спину прямыми.
(Зафиксировать положение на 10 секунд и повторить) |
|
3. Наклоны вперед к стопе одной ноги из положения стоя. Опорная нога согнута, другая нога выпрямлена, ставится спереди на пятку. Двумя руками с усилием тянуть носок на себя. Стараться в наклоне достать лбом, носом или подбородком до носка. Для этого необходимо сохранять спину выпрямленной и втягивать бедро отставленной ноги в себя. | |
4. Наклоны в сторону к стопе одной ноги из положения стоя. Аналогичное упражнение предыдущему, только наклон идет в бок. Опорная нога согнута, другая нога выпрямлена и отставлена в сторону. В боковом наклоне стремиться достать головой до носка.
(Делать по десять наклонов на каждую ногу) |
|
5. Впередистоящая нога согнута, вся стопа прижата к земле. Нога, стоящая сзади, выпрямлена и опирается на пятку. Нужно делать пружинящие покачивания, одновременно надавливая на таз следя за тем, чтобы выпрямленная нога не сгибалась. Стараться опустить таз как можно ниже. | |
6. В положении сидя, держать спину ровно (плавно на выдохе) тянуть стопу ноги на себя, пытаясь коснуться лбом кончика носка стопы. Выполнить упражнение десять раз не забывая про дыхание, и поменять ногу. | |
7. Наклоны в положении сидя. Обхватить руками стопы и наплавном выдохе, тянуться к ним, при этом стараться держать спину прямой.
(После десяти повторов зафиксировать положение на 10 секунд) |
|
Следующие 4 упражнения, конечно, для продвинутых адептов шаолиньского искусства:о). Однако, к этому нужно стремиться — нет предела совершенству! 8. Продольный шпагат. Ноги выпрямлены, одна находится спереди, другая сзади. Таз развернут перпендикулярно линии ног. Удерживайте растяжку в течении 1 минуты и больше. После разверните корпус в другую сторону. (Не вставая, плавно переходите в поперечный шпагат) |
|
9. Наклоны вперед в продольном шпагате. Спина должна быть выпрямлена. Стремиться лбом, носом, подбородком достать до носка стопы. В конце концов, можно сделать и полушпагат для начала:о) |
|
10. Прогибы назад, в продольном шпагате. Старайтесь, плавно покачиваясь прогибать спину. | |
11. Поперечный шпагат. Для разработки поперечного шпагата следует поставить ноги широко, руками опереться о пол, плавно покачиваясь вверх-вниз, постепенно разводить ноги все шире. Зафиксируйтесь в предельной глубине шпагата на 1-3 минуты.
(В завершении упражнения, помассируйте ноги и слегка попрыгайте) |
|
12. Наклоны вперед к поднятой ноге. Опорная нога выпрямлена, носок направлен вперед. Поднятая нога лежит на опоре, на уровне пояса. Обеими руками возьмитесь за носок, втяните бедро и продавливайте колено. Наклоняясь, стремитесь достать лбом, носом или подбородком до носка стопы. | |
13. Наклоны в сторону к поднятой ноге. Упражнение похоже на предыдущее, но наклоняться следует боком. Носок опорной ноги развернут в сторону. Наклоняясь к ноге держите спину ровно, после десяти повторов зафиксируйтесь, прижимаясь к ноге. | |
14. Махи прямой ногой назад (удар хой ти туй). Возьмитесь руками за опору на уровне пояса, спина чуть прогнута. Выпрямленной ногой выполняйте махи назад с максимальной амплитудой. Не допускать поворота корпуса в сторону маховой ноги. |
Узнайте, историю Шаолиня, распорядок дня монахов, как они тренируются и почему много времени отдают медитации.
В последний день марта 495 года на горе Шао-ши был построен новый монастырь, который впоследствии получил название Шаолинь. Согласно преданиям, его основателем стал монах из Индии — Бато. Следует заметить, что всего существовало десять храмов, которые носили название Шаолинь. Сейчас мы говорим о том, который сохранился до наших дней — Северный храм Суншань Шаолиньсы.
В момент создания этой духовной обители, Китай переживал времен «Троецарствия» и был разделен на три части. Каждая правящая династия хотела руководить страной единовластно, и это приводило к неутихающим войнам. Вполне очевидно, что в подобной ситуации наблюдалась разруха и храмы, в том числе и Шаолинь, неоднократно подвергались нападениям.
Чтобы это прекратить, в храм были приглашены мастера рукопашного боя Гэнь Сувэй и Хэн Гайчжан. Они начали обучать монахам тактике ведения боевых действий. Кроме этого по их указанию монастырь был превращен в неприступную крепость. Обитатели монастыря оказались хорошими учениками и в результате смогли успешно противостоять нападениям разбойников и отрядам противоборствующих группировок.
Когда междоусобные войны были завершены, а власть в поднебесной централизована, император быстро обратил внимание на Шаолинь. Во время первого посещения он остался впечатлен увиденным и высоко оценил духовность монахов. А вот боевые навыки обитателей храма вызвали у императора гнев и по его распоряжению недалеко от Шаолиня начали создавать военный гарнизон.
В результате монахи отказались от изучения боевых искусств, ведь императорская армия охраняла их обитель. В результате, на протяжении века ушу в монастыре не преподавалось. Возрождение боевой славы шаолиньцев началось после появления в храме 28-го патриарха Бодхидхармы. Этот человек завоевал любовь самого императора, и по его просьбе было получено разрешение возобновить тренировки.
С этого момента тренировки монахов Шаолиня состояли из двух этапов — познание пути и практическая медитация. Однако очень быстро стало понятно, что монахи не обладают достаточной физической подготовкой и это мешает им достичь полного просветления посредствам медитации. Чтобы исправить ситуацию, Бодхидхарма принял решение начать обучать обитателей храма древнему боевому искусству — «Кулак 18 архатов».
Параллельно монахи практиковали различные системы закаливания и укрепления тела. Вскоре они начали изучать и основы боя с различными видами оружия. Мы сейчас рассказали вам об этапе становления храма, который в будущем ждала масса потрясений. Однако сегодня мы говорим не о самой духовной обители, а тренировках монахов Шаолиня.
Для большинства людей Шаолинь является обителью лучших воинов Поднебесной. Однако не это было главной целью монахов. Физическое совершенство неотделимо от духовного и для достижения поставленных целей им приходилось терпеть массу невзгод и ограничивать себя во многом. Только так можно добиться духовного просветления.
Традиции храма были заложены при его создании и практически не менялись на протяжении всей его истории. Во всех монастырях Поднебесной день начинался в пять часов утра. На протяжении первых двух часов послушники медитировали. Если же кто-то из них засыпал, то надзиратели били его палками.
Медитацию сменяла утренняя гимнастика, задача которой заключалась в улучшении гибкости. Все обитатели Шаолиня без проблем садились на шпагат. После завершения зарядки, послушники переходили к водным процедурам, используя для этого ближайший горный ручей. Чтобы подготовить мускулы к предстоящим серьезным физическим нагрузкам, проводился массаж с использование мазей, изготовленных по особым рецептам. Вы же не думаете, что вся тренировка монахов Шаолиня состояла только из упражнений на растяжку?
После водных процедур наступало время первой трапезы и последующего изучения древних текстов. Только после этого начиналась основная часть тренировки монахов Шаолиня, во время которой ими изучалось мастерство боя. По завершении занятия послушники обедали, а затем в их распоряжении был час свободного времени. Вечером тренинг возобновлялся, и монахи проводили спарринги. Причем схватки проводились в полную силу, а надзиратели внимательно следили, чтобы никто не погиб.
В монастыре физическое развитие послушников соседствовало с физическими тренировками. Монахи выполняли большое количество упражнений, позволяющих развивать не только мускульную силу, но и сухожильную. Вероятно, у кого-то появился вопрос, почему же они не отличаются мощной мускулатурой? Во многом здесь «виновата» генетика. Большинство жителей Поднебесной являются эктоморфами, и набирать массу им тяжело.
С другой стороны, это и не требуется. Огромные мускулы не всегда являются синонимом большой физической силы. Также свою лепту вносит и питание, ведь послушники Шаолиня — вегетарианцы. Если вы интересуетесь культуризмом, то знаете о роли мяса в наборе массы. Не стоит сбрасывать со счетов и режим дня, о котором мы говорили выше. Постоянные тренировки не способствуют гипертрофии волокон мышц, так как организм не успевает полностью восстановиться. Только в такой ситуации мышцы могут увеличиваться в объёме.
Однако занятия шаолинцев нельзя назвать бесполезными. Наш организм может приспособиться к различным условиям существования. Когда человек проводит ежедневные высокоинтенсивные тренировки, то и его организм постепенно адаптируется к такому распорядку. Однако все ресурсы направляются не на строительство мускулатуры, а повышение сухожильной силы. Именно в этом и состоит секрет огромной выносливости и физических данных послушников монастыря при отсутствии больших мышц.
Однако одной силы для победы в поединке явно недостаточно. Согласно преданиям, монахов боялись даже тяжеловооруженные воины. Достичь этого позволило искусство рукопашного боя. В духовной обители послушники изучали пять основных стилей Шаолинь цюань:
Как только послушник достигал определенных успехов в изучении всех этих стилей, он получал звание воина-монаха и соответствующие его уровню подготовки пояс. Здесь вполне уместна аналогия с известной многим системой градации по мастерству в каратэ. По мере прогресса перед каждым послушником открывались новые горизонты для совершенствования. В результате мастера Шаолиня владели 170 техниками боя.
Когда послушник переходил в категорию воинов, то его тренировки проходили в специальном зале, а преподавателями становились лучшие мастера. Занятия здесь носили совершенно иной характер, хотя и тренировки монахов Шаолиня первого уровня нельзя назвать легкими.
Тренинг послушников монастыря не сводился только к освоению навыков рукопашного боя и умению владеть любым видом оружия. Они также изучали медицину и искусство воздействия на болевые точки. В определенный момент, обучения заканчивалось и монаху требовалось сдать своеобразный выпускной экзамен. После этого он получал звание «старейшина».
Для современного человека Шаолинь в первую очередь ассоциируется с боевым искусством. Однако в первую очередь храм является духовной обителью. Следует признать, что по многим пунктам философия монастыря напоминает йогу. Предлагаем вам познакомиться с девятью испытаниями Люй Дунбиня:
В храме существовал ряд внутренних запретов:
История храма полна загадок и при этом весьма увлекательна. В определенные времена Шаолинь представлял собой грозную силу, ведь послушники были практически непобедимы. Они часто принимали участие в кровавых междоусобных войнах. Однако затем храм стал сердцем духовности всей Поднебесной и посторонние не моги изучать боевое искусство.
Тренировки монахов Шаолинь в видео ниже:
Как следует из самого названия данного труда, это свод методов силовой подготовки шаолинских бойцов. Там много уделяется внимания статическим упражнениям на развитие силы пальцев, упражнений нацеленных на развитие гибкости и ловкости и «специальных» упражнений. Не знаю насколько серьезно был составлен этот почтенный труд, но меня как силовика физкультурника заинтересовали упражнения на силу. Вот в частности на стр. 7, есть такое упражнение как «удержание веса в 500кг». И так цитирую дословно:
20. «Удерживание веса в 500кг»
В стойке «всадник», руки вверх ладонями на уровне головы. После 3х месяцев тренировок во ВСАДНИКЕ, взять в руки камень весом 15-20кг и стоять уже с ним над головой . Постепенно доведёшь до 100кг(!)…
Ну в общем, упражнение как-бы простое, надо всего лишь поднять камень, и удерживая его над головой в согнутых руках стоять в стойке всадника (по японски, так сказать — киба-дати). Если камень легкий 10-15кг, то вроде ничего страшного нет, но если его вес за 50кг, то бойцу придется всерьез месяцами тренировать еще и силу, чтобы этот камень поднять. Но и это еще не все. Сколько же надо держать в этом неудобном положении камень? Читаем дальше:
Если держишь так 1час(!) и не устал(!!) и дыхание не сбилось(!!!) , то пора 2чать. Делаешь устройство, как на рисунке и стоишь в нём постепенно добавляя камни наверх устройства.
Устройство:
Во как! Т.е. когда вес камня достигнет «хотябы» 100кг , и навык его удержания в полусогнутых руках, в такой же неудобной стойке, около часа (без усталости и сбитого дыхания), то можно делать специальную, силовую раму с камнями, в которой можно будет догрузиться (в том же упражнении), до «логичных» 500кг веса! Просто превосходно! Этож, что они там курили, чтоб такое писать, я ума не приложу? А может быть, это свод правил, испытания и обкатки новых китайских киборгов-терминаторов с титано-вольфрамовым скелетом? Все может быть, но здравого рассудка в этом документе я не вижу.
Вот камешек весом чуть более ста килограмм. Надо его просто непринужденно поднять и подержать эдак часок-другой!))
Но это еще не все))
Помню в детстве, мне один фанат Кунг-фу, с воодушевлением рассказывал про секретные китайские методики, набивки.. яиц! Якобы от этих чудо методик, яйца бойца способны выдержать прямой удар кулака или ноги)). Только «тренировать» и набивать яйца надо не меньше двадцати лет! (это как прикол из истории «Как научить осла говорить за 20ть лет») Но естественно, даже будучи доверчивым школьником, я посчитал, что он несет туфту… и был не прав)).
Оказывается, есть такое упражнение, и так читаем дальше (стр. 11):
39. «Упражнение для Паха»
Также называется «Золотая Цикада».
Мошонка будет жёсткая как камень .(!) Сесть, ноги крест на крест. Убрать из головы посторонние мысли, беспокойство, стать чистым и открыть сердце. Необходимо мобилизировать всю КИ организма (во всём теле) и сконцентрировать в нижней части живота. Затем пусти энергию по позвоночнику вверх, пусть достигнет мозга, затем в переднюю часть тела и снова в Дань Тянь. Со временем ты научишься концентрировать КИ в нижней части живота. Мошонка и пенис станут твёрже это значит 1ая часть закончена. Затем сидя в лотосе надавливай на яички ладонью . Поначалу будет болезненно, однако следует сконцентрировать КИ и продолжать тренировки. Когда все болезненные ощущения пройдут, встань и ударь туда с силой, если боли нет, то овладел искусством (занавес!!!). Во время тренировок обязательно воздерживайся от половой жизни и даже не думай об этом. (конечно, конечно какой еще может быть при этом интим — yahont )
Далее нажмите большими пальцами на внутренний край надбровной дуги — 72 раза, немного вращая, вдавливайте подушечки пальцев. Упражнение должно сопровождаться слабой болью. Теперь массируйте ладонями ушные раковины, делая 36 круговых движений.
После этого пальцами обеих рук проведите 72 раза, нажимая на череп ото лба до затылка. Сделайте насколько круговых движений языком, скользящим по верхнему небу, и проглотите слюну.
«Сила удара должна исходить от всего тела» — гласит шаолиньское наставление, начинающим обычно трудно соединить в одном движении импульс всего тела.
Шаолиньские монахи считали начальным уровнем мастерства умение правильно толкать камень весом 150 кг.
Шаолиньцюань: удары пальцами и ладонями
Эффективное жесткое упражнение для укрепления предплечий. Скрестите руки так, как показано, чтобы они соприкасались внешними поверхностями. Hачните постукивать друго о друга по всей длине, не доводя до болезненных ощущений.
Аналогично постукивайте запястья. тыльные и фронтальные стороны кулаков, ладони.
Шаолиньцюань: искусство легких шагов
Hарисуйте 5 кругов диаметром примерно — 10 см., четыре из них должны образовать вершины квадрата, пятый — посередине. Расстояние между ближайшими — 60 — 80 см. Передвигайтесь то по периметру, то по диагонали «квадрата».
Обретя уверенность, начните наносить удары. Старайтесь не смотреть вниз. Когда у вас будет получаться, выполняйте упражнений на высоте, например: на табуретках, на кирпичами и т.п.
Это довольно тяжелое упражнение для тренировки рук. Когда выполняется данное упражнение, один кулак ставится на землю, а ноги отрываются от земли и плавно поднимаются вверх, так что голова смотрит вниз, еще данное упражнение называется «будда на руке вниз головой».
Упражнение выполняется следующим образом: нужно встать лицом к дереву, столбу или стене на расстоянии 30 см, предварительно язык поднимается к небу. После этого обе руки помещаются ладонями на землю, а ноги отрываются от земли и поднимаются вертикально вверх, так что опираются на стенку или столб, или дерево. В этом положении следует находиться в течение пяти минут, после чего ноги плавно возвращаются в первоначальное положение.
Это упражнение нужно повторять много раз. Hаилучшее время для практики это рассвет. Вначале упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Через месяц занятий ноги станут легкими и подвижными и будут без труда подниматься вверх. В этом случае следует отойти от стены и держаться целиком только на руках, которые должны выдерживать вес всего тела.
Время должно постепенно увеличиваться от одной минуты и доводиться до десяти минут. Потом вместо ладоней следует стоять на кулаках. Через один месяц занятий можно будет становиться на один кулак и держать на нем все тело. В этом случае упражнение считается выполненным и называется алмазный кулак.
Шаолинь – это, пожалуй, самый известный в мире буддийский монастырь, расположенный на горе Суншань в Центральной части Китая и окутанный огромным количеством легенд. Все свободное от медитации время монахи Шаолиня тратили на развитие силы и выносливости и изучение боевых искусств. В VII веке они помогли императору Ли Шиминю удержаться на престоле, благодаря чему Шаолинь стал самым прославленным и уважаемым монастырем в Азии, а монахов боялись даже профессиональные воины.
Как и во всех монастырях, день в Шаолине начинался рано – в 5 утра. Первые два часа после подъема послушники тратили на медитацию. Надзиратели следили за каждым учеником и били их палками, если те засыпали.
После медитации следовала утренняя гимнастика, направленная на улучшение гибкости. Каждый монах должен был свободно садиться на шпагат, для этого растяжкой занимались с самого детства. Заканчивалась утренняя гимнастика купанием в горном ручье и массажем с применением специальных мазей из трав, который готовил мышцы к последующей тяжелой нагрузке.
Затем следовал завтрак и изучение священных текстов, после чего монахи отправлялись на основную тренировку. Первая ее половина отдавалась упражнениям, развивающим силу и выносливость мышц, вторая часть тренировки посвящалась занятиям боевыми искусствами. После тренировки монахи отправлялись на обед, за которым следовал час свободного времени.
Вечерние тренировки состояли из спаррингов, во время которых монахи отрабатывали изученные приемы уже на живом сопернике. Спарринги были как кулачными, так и с различными видами оружия. Драться монахи обязаны были в полную силу, а надзиратели следили за тем, чтобы бойцы не переубивали друг друга.
Новички изучали и отрабатывали 5 основных стилей искусства ведения боя.
Стиль Тигра подразумевал укрепление костей – монахи подолгу стояли в низких стойках, чтобы приспособить кости, суставы и связки к нагрузкам.
Стиль Змеи подразумевал максимальную подвижность и гибкость, сочетающуюся с умением мгновенно проявить силу. «Даже самая лучшая сталь может быть использована как веревка, которая обвязана вокруг столба», — говорили мастера, характеризуя стиль Змеи.
Стиль Журавля отрабатывался статическими упражнениями, направленными на укрепление сухожилий.
Стиль Леопарда – это развитие силы. Леопард выглядит менее внушительным и страшным, чем тигр, но на самом деле он гораздо сильнее.
Стиль Дракона – это тренировки, направленные на формирование силы духа. Дракон лишен чувства страха и потому в любой ситуации действует легко и непринужденно.
Помимо общих физических упражнений и практики в боевых искусствах, монахи изучали специальные техники, разработанные непосредственно в стенах Шаолиня.
Самой первой и важной техникой Шаолиня был комплекс «18 рук Архатов» или «18 приемов Архата». Архат – это последователь Будды, достигший наивысшей ступени просветления. Комплекс включал в себя отработку ударов кулаками, ладонями, подсечек и невысоких ударов ногами, а также несколько вариантов захвата и освобождения от него.
Техника, позволяющая одним пальцем пробивать любую преграду, практиковалась новичками изо дня в день на протяжении трех лет. Сначала монахи наносят удары пальцем в пшено, затем в песок и гравий. Когда пальцы приспособятся, мягкая преграда заменяется на железные опилки. По ним нужно нанести 9 тысяч ударов. Ежедневные тренировки в итоге приводят к тому, что на пальце образуется мозоль, а нервные окончания атрофируются, и удары становятся безболезненными для монаха, но убийственными для его противника.
Специальная тренировка, на которой монахи готовятся к заключительному испытанию, после которого они переходят из послушников в мастера. Чтобы пройти экзамен, монаху нужно преодолеть темный коридор со 108 манекенами, которые специальными механизмами приводятся в движение и наносят удары, от которых необходимо либо уклоняться, либо парировать их. Чтобы стать мастером, монах должен был пройти 108 манекенов, не дав сбить себя с ног.
Несмотря на усиленные тренировки, монахи Шаолиня не обладают внушительной мышечной массой, напротив, выглядят очень щуплыми. Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, азиаты в большинстве своем склонны к худобе, то есть по типу телосложения они эктоморфы и с большим трудом набирают килограммы. Во-вторых, монахи питаются только пищей растительного происхождения, им запрещено есть мясо и рыбу, которые являются необходимыми слагаемыми больших мышц. В-третьих, тренировки трижды в день не дают мышцам восстановиться, а отдых является одним из обязательных слагаемых успеха в наборе массы.
Хотя отсутствие отдыха не дает развивать мускулатуру, оно позволяет совершенствовать другой, более необходимый монахам показатель – выносливость. Большие мышцы – это красиво, но непрактично для ведения боя, ведь они уменьшают подвижность и отнимают больше энергии. Выносливость и сила – вот то, что поистине важно для воина.