Гто путь к здоровью. ГТО – путь к здоровью. Словесная игра «Продолжи»

7 июня 2020

ГТО Готов к Труду и Обороне! Горжусь Тобой Отечество!

Указ президента

  • Глава России Владимир Путин подписал указ о возрождении в стране норм ГТО – физкультурной программы советских времен по воспитанию патриотической молодежи.
  • Также в указе решено оставить и прежнее название данной программы – «Готов к труду и обороне». Этим нынешнее правительство страны подчеркивает дань традициям национальной истории, отметил Путин на прошедшем заседании Совета по развитию физкультуры и спорта России.

Также глава государства добавил, что для развития массового спорта в России даже имеются финансовые средства, поскольку не все выделенные бюджетные средства на Игры в Сочи были израсходованы в 2014 году. Именно эти средства и планируется освоить для начала действия программы ГТО.

И вновь сдаём мы ГТО

ГТО — это программа физической подготовки, которая существовала не только в общеобразовательных, но и в спортивных, профильных, профессиональных организациях Советского Союза. Программа ГТО поддерживалась и финансировалась государством, ведь была частью системы патриотического воспитания. Просуществовала ГТО ровно 60 лет, успев стать частью жизни нескольких поколений наших соотечественников. Сегодня, после 23 лет забвения ГТО возвращается в школы, в высшие учебные заведения, в жизнь каждого гражданина, занимая важные позиции в качестве показателя успеваемости абитуриента.

Знак ГТО на груди у него…

  • Развитие физической культуры и обучение населения военным навыкам становятся в СССР главной задачей молодой страны. В первый же год советской власти ВЦИК РСФСР принимает декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Начиная с апреля 1918 года мужчины и женщины от 18 до 40 лет обязаны обучаться военному делу по месту работы.
  • Для этих целей в 1920 году в Москве создается военно-научное общество (ВНО) .

Развитие ГТО в 30-е годы

Начиная с 1931 года активисты ОСОАВИАХИМа ведут широкую пропагандистскую деятельность, проводят занятия по противовоздушной и противохимической обороне на заводах и фабриках, в государственных учреждениях и учебных заведениях. К обязательным занятиям привлекаются все учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, личный состав Вооружённых Сил СССР, милиции и некоторых других организаций. Желающие заниматься физкультурой и спортом в свободное от работы и учёбы время посещают учебно-тренировочные занятия и участвуют в спортивных соревнованиях.

  • Очень быстро спортивно-оборонный комплекс становится популярен. Нормы ГТО сдаются в школах, колхозных бригадах, рабочими фабрик, заводов, железных дорог и т.д. Проводятся масштабные соревнования на звание Чемпионов комплекса ГТО по отдельным его видам, которые по популярности не уступают Спартакиадам и центральным футбольным матчам сезона.
  • Все сдают нормативы ГТО, их очевидная польза для укрепления здоровья и развития навыков и умений, необходимых в повседневной жизни, делают комплекс популярным среди населения и особенно среди молодежи. Носить значок ГТО становится престижным

  • В структуре ГТО помимо значков были удостоверения. Первые значки ГТО были выданы в первый же год существования структуры, их получили 24 тысячи человек. Самым первым значок получил Яков Мельников, конькобежец , который получил бронзу на чемпионате мира в 1923 году. К слову, у него, кроме этой победы было еще 27 национальных рекордов. С каждым годом число людей, получивших значки, росло. Так, к примеру, к 1932 году значок первой степени получили 465 тысяч человек, а уже через год – в два раза больше. Через десять лет после создания ГТО число людей, получивших золотой значок составляло 6 миллионов человек. Среди людей, которые получали значки ГТО были известные звезды спорта и культуры СССР, Аркадий Гайдар, братья Знаменские, Василий Соловьев-Седой.

Цели и задачи ГТО

Всего, можно выделить 2 главные задачи ГТО – повышение общего уровня здоровья населения, и создание определенной прослойки в обществе, всегда готовой к военной обороне. Почему был выбран именно такой формат? Во первых, четкая система нормативов создавала соревновательность. Дети, подростки, старались превзойти сразу трех соперников – во первых, своих товарищей, участников соревнований, во вторых нормативы, указанные в таблице для того, чтобы получить значок. И в третьих, свои собственные результаты. Система ГТО являлась мощным стимулом для спорта. Нормативы развивали все группы мышц, увеличивали выносливость, координацию, умение рассчитывать свои силы


НОРМАТИВЫ ГТО

мальчики и девочки 1 — 2 классов, 6 — 8 лет

мальчики и девочки 3 — 4 классов, 9 — 10 лет

III СТУПЕНЬ

мальчики и девочки 5 — 6 классов, 11 — 12 лет

IV СТУПЕНЬ

юноши и девушки 7 — 9 классов, 13 — 15 лет

юноши и девушки 10 — 11 классов, среднее профессиональное образование, 16 — 17 лет

мужчины и женщины 18 — 29 лет

мужчины и женщины 30 — 39 лет

мужчины и женщины 40 — 49 лет

мужчины и женщины, 50 — 59 лет

X СТУПЕНЬ

мужчины и женщины, 60-69 лет

XI СТУПЕНЬ

мужчины и женщины, 70 лет и старше

Виды испытаний (тестов) ГТО:

Прыжки в длину

Подтягивания

Сгибание и разгибание рук в упоре

Поднимание туловища из положения лежа на спине

Наклон вперёд

Метание спортивного снаряда

Рывок гири

Плавание

Бег на лыжах

Стрельба

Туристический поход

Челночный бег 3х10 м

Бег 30, 60, 100 м

Бег 1000; 1500; 2000; 2500; 3000 м

Кросс по пересеченной местности

Смешанное передвижение

Скандинавская ходьба

Прыжки в длину:

Прыжок в длину с места

Прыжок в длину с разбега

Подтягивания

Подтягивания на низкой (из виса лежа) перекладине

Подтягивания на высокой (из виса) перекладине

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу

Метание спортивного снаряда

Метание мяча и спортивного снаряда

Метание теннисного мяча в цель

Рывок гири

Для испытания (теста) используются гири весом 16 кг.

Плавание на 10, 15, 25, 50 м .

Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия.

Туристский поход с проверкой туристских навыков

Выполнение испытания (теста) проводится в пеших походах в соответствии с возрастными требованиями. Для участников III, VIII — IX ступеней комплекса длина пешего перехода составляет 5 км, IV — V, VII ступеней комплекса — 10 км, VI ступени комплекса — 15 км.

В туристском походе проверяются туристские знания и навыки: укладка рюкзака,

ориентирование на местности по карте и компасу,

установка палатки,

разжигание костра,

способы преодоления препятствий.

1.Как называются соревнования велосипедистов и лыжников?

2. Как называются соревнования, куда входят лыжные гонки со стрельбой на огневом рубеже?

3. Через сколько лет проводятся чемпионаты мира по футболу?

4. Как называется покров футбольного поля?

5. Какой мяч тяжелее: футбольный, волейбольный, гандбольный или баскетбольный?

6. Сколько человек входит в состав судейской коллегии?

7. Наказание в спортивных играх.

8. Палка для игры в городки.

9. Чем являются слова «Быстрее, выше, сильнее?»

10. Что стремится установить спортсмен?

Викторина о спорте.

  • Гонка
  • Биатлон
  • 4 года
  • Газон
  • Баскетбольный
  • Удаление
  • Олимпийские игры
  • Рекорд

  • 11. Спортивный переходящий приз.
  • 12. В какой игре используется клюшка и шайба?
  • 13. Теннисная площадка.
  • 14. Хоккей — шайба, футбол — мяч, бадминтон-…
  • 15. Она является залогом здоровья
  • 16. Лучшая тяжесть для любителей утренней зарядки
  • 17. Специалист по поднятию тяжестей
  • 18. Ледовая площадка
  • 19. Сколько игроков в футбольной команде?
  • 20.Какой вид спорта самый многочисленный?
  • Кубок
  • Хоккей
  • Волан
  • Чистота
  • Гантели
  • Штангист
  • Каток
  • Волейбол

  • 21.Начало пути к финишу.
  • 22. Чего не надо, если есть сила?
  • 23. Инструмент спортивного судьи.
  • 24. Боксерский корт.
  • 25.Спортивный снаряд, который перетягивают.
  • 26. «Бородатый» спортивный снаряд.
  • 27. Танцор на льду.
  • 28. Спортсмен, который ходит сидя.
  • 29. Предки кроссовок.
  • 30. Её должен взять прыгун.
  • Старт
  • Свисток
  • Канат
  • Козёл
  • Фигурист
  • Шахматист
  • Высоту

  • 31.Как часто проводятся Олимпийские игры?
  • 32.Назовите 5 спортивных терминов, начинающихся с буквы «С» ?
  • 33.Что означает переплетение разноцветных колец в эмблеме олимпийских игр?(Символ дружбы пяти континентов).
  • 34. Страна зимних олимпийских игр 2014?
  • 1 раз в четыре года
  • Стадион, сетка, секундомер, спартакиада, спринт
  • Символ дружбы пяти континентов
  • Россия

24 марта 2014 года президент Российской Федерации В. В.Путин подписал указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

Общероссийское движение «Готов к труду и обороне» − программа физкультурной подготовки, существовавшая в нашей стране с 1931 по 1991 год и охватывавшая население в возрасте от 10 до 60 лет. С распадом Советского Союза комплекс ГТО прекратил своё существование. В 2014 году началось возрождение комплекса в условиях современной России.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы тематического занятия (классного часа) «ГТО − путь к здоровью» для обучающихся 5−11-х классов.

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Приложение [PDF ] [DOCX ]

Цель: формирование у обучающихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании.

Задачи:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • воспитание чувства патриотизма у обучающихся;
  • привлечение обучающихся к подготовке и сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
  • формирование у обучающихся понимания роли занятий физической культурой в сохранении и укреплении здоровья.

Учитель предлагает обучающимся просмотреть ролик про историю ГТО и ответить на вопросы.

Вопросы:

Как вы думаете, чем была вызвана необходимость введения первого комплекса ГТО?

Как вы думаете, существовала ли необходимость в возобновлении комплекса ГТО? Почему?

Опираясь на ответы обучающихся, учитель формулирует тему классного часа.

Для справки:

В 2014 году Президент Российской Федерации В. В. Путин издал указ о создании современного физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Для справки:

ГТО − Общероссийское движение «Готов к труду и обороне» − программа физкультурной подготовки, которая существовала в нашей стране с 1931 по 1991 год и охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. С ликвидацией Советского Союза комплекс ГТО прекратил своё существование. С 2014 года происходит возрождение комплекса в условиях современной России.

Современный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) − полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.

Подготовка к выполнению государственных требований комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в учебных заведениях, пунктах начальной военной подготовки, спортивных секциях, группах общей физической подготовки, в учреждениях дополнительного образования (спортивных клубах) и самостоятельно.

Комплекс ГТО состоит из 11 ступеней в соответствии с возрастными группами населения от 6 до 70 лет и старше и нормативов по трём уровням трудности, соответствующих золотому, серебряному и бронзовому знакам.

I ступень − возрастная группа от 6 до 8 лет;

II ступень − возрастная группа от 9 до 10 лет;

III ступень − возрастная группа от 11 до 12 лет;

IV ступень − возрастная группа от 13 до 15 лет;

V ступень − возрастная группа от 16 до 17 лет;

VI ступень − возрастная группа от 18 до 29 лет;

VII ступень − возрастная группа от 30 до 39 лет;

VIII ступень − возрастная группа от 40 до 49 лет;

IX ступень − возрастная группа от 50 до 59 лет;

X ступень − возрастная группа от 60 до 69 лет;

XI ступень − возрастная группа от 70 лет и старше.

Для справки:

В годы Великой Отечественной войны формировались подразделения из спортсменов − значкистов ГТО, которые успешно решали боевые задачи.

Например:

Братья Знаменские (Серафим и Георгий) − чемпионы СССР по лёгкой атлетике, Мешков Леонид Карпович − чемпион СССР по плаванию.

Вопрос:

Какие качества (физические и моральные), необходимые для выполнения боевых задач, развиваются в процессе занятий спортом?

Вопрос:

Нужен ли современному обществу комплекс ГТО? Если да, то зачем?

Учитель, опираясь на ответы обучающихся, направляет их к следующим выводам о значении комплекса ГТО:

  • увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
  • повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;
  • повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий.

Вопросы:

Почему важно регулярно заниматься физической культурой?

Выскажите свои предположения, почему для государства важно физическое здоровье населения.

Для справки:

Укрепление здоровья в процессе систематических занятий физической культурой, а вследствие этого отсутствие болезней, хорошее самочувствие − самая лучшая награда.

Наличие знаков отличия комплекса ГТО у поступающих на обучение в вуз будет учитываться при приёме.

Обучающимся, имеющим золотой знак отличия комплекса ГТО, может быть назначена повышенная государственная академическая стипендия.

В 2016 году Правительством будет разработана программа стимулирования и поощрения значкистов ГТО.

Учитель предлагает тему к обсуждению:

Что вы можете начинать делать уже сегодня для успешной сдачи норм комплекса ГТО?

Корректируя рассуждения обучающихся, учитель направляет их к следующим выводам:

  • необходимо вести здоровый образ жизни (зарядка, физические нагрузки, правильное питание);
  • обязательно посещать уроки физической культуры, спортивные залы, фитнес-центры;
  • надо сформировать индивидуальный план самостоятельных занятий.

Вопрос:

Как вы считаете, достаточно ли уроков физической культуры, для того чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме и успешно выполнить нормативы ГТО? Почему?

При ответе на вопрос обсуждается важность самостоятельных тренировок для поддержания физической формы и выполнения норм ГТО.

В ходе обсуждения можно коснуться темы ведения спортивного дневника как инструмента для более эффективного достижения поставленной цели.

Учитель знакомит обучающихся со структурой современного комплекса ГТО.

Задание:

Определите вашу ступень для выполнения норм комплекса ГТО.

Ознакомьтесь с результатами нормативов согласно вашей ступени и рекомендациями к недельному двигательному режиму.

Сделайте вывод о необходимости изменить свой двигательный режим.

Учитель знакомит обучающихся с алгоритмом сдачи норм комплекса ГТО.

Если есть техническая возможность, можно пройти на сайт https://gto.ru/ , зарегистрироваться на нём, получить ID номер.

Обучающиеся знакомятся с упражнениями, обязательными к тестированию в рамках сдачи норм комплекса ГТО.

Задание:

Ознакомьтесь с результатами обязательных к тестированию упражнений.

Сравните свои результаты на уроках физической культуры с результатами в таблице.

Сделайте вывод о возможности получения знака отличия ГТО.

Вопрос:

Какое физическое качество отвечает за выполнение каждого упражнения?

На слайдах показаны знаки отличия разных лет, вручаемые за успешное выполнение комплекса ГТО.

Задание:

Сравните знаки отличия. Предположите, какой знак относится к современному комплексу ГТО, а какой − ко времени ГТО СССР. Аргументируйте свой ответ.

На слайде указан один из модных слоганов про комплекс ГТО.

Задание:

Объединившись в группы, придумайте свои слоганы или нарисуйте мотивирующие плакаты.

ГТО — путь к здоровью.

( урок по подготовке к сдаче нормативов ГТО)

КОНСПЕКТ

урока по подготовке к сдаче нормативов ГТО

Место проведения : спортзал

Вид урока : круговая тренировка

Тип урока : совершенствование умений и знаний .

Цель урока : подготовка к сдаче нормативов ГТО (комплексное развитие двигательных качеств).

Задачи урока :

Совершенствование техники выполнения отдельных элементов при подготовке к сдаче нормативов ГТО.

Способствовать развитию мышечной и зрительной памяти, силы, гибкости, скорости, выносливости.

Воспитательные : формирование ценностного отношения к здоровью, активной гражданской позиции.

Инвентарь : дидактический материал (карточки с техникой выполнения, карточки с нормативами, планшеты или телефоны, линейки для измерения гибкости, раздаточный материал (знаки отличия), конусы, гимнастические маты, секундомеры.

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть (11 мин)

Построение.

1 мин.

Класс равняйся! Смирно!

а) Отрывок из мультфильма « Ну, погоди!». Вопросы к теме.

Обсуждение содержания мультипликационного фильма: Почему я показала вам этот фрагмент? О чем сюжет? Почему у главного героя не получилось справиться с задачей, удержать вес? Какие выводы для себя мы можем сделать на примере приключений главного героя.

Учащиеся должны придти к выводу: Здоровье человека — это главная ценность в жизни (перечислить правила ЗОЖ: занятия физкультурой, спортом, играми на воздухе; здоровое питание, режим дня; закаливание;

б) Чтение стихотворения:

Чтобы быть здоровым смелым,

Быть напористым, умелым

Спортом нужно заниматься:

Бегать, плавать, закаляться.

Нужно нормы выполнять,

А не просто так бежать.

Получить нужно очки,

А за них дадут значки.

По значкам можно сказать:

Мы готовы все на «пять»

И здоровье сохранять,

И Россию защищать!

Как вы, думаете, о чём это стихотворение? (о ГТО) А что такое ГТО? (Ответы уч-ся)

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

И так, давайте попытаемся сформулировать тему урока:

Сообщение темы и задач урока:

Тема урока: «ГТО — путь к здоровью». Задачи урока: Сегодня мы б удем совершенствовать технику выполнения отдельных элементов при подготовке к сдаче нормативов ГТО. Попробуем выполнить несколько нормативов по сдаче ГТО и оценить их выполнение.

Видео- ролик: Что такое ГТО?

Спустя 23 года по Указу Президента РФ с 1 сентября 2014 года в нашей стране ввелся Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) данная аббревиатура хорошо знакома людям старшего поколения.

Обновленная расшифровка ГТО звучит как: «Горжусь тобой, Отечество!»

Цель возрождения ГТО-21 века:

1. попытка привить вам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту, чтобы вместо компьютерных игр вы занимались физкультурой и спортом.

2. укрепление вашего здоровья;

3.воспитание всестороннего физически развитого человека, подготовку его к трудовой деятельности и защите Родины.

4.У величение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.

ЗАЧЕМ ВЫПОЛНЯТЬ ГТО В 21 ВЕКЕ?
Ответ на этот вопрос для каждого молодого человека может быть свой. Кто-то хочет сравнить себя со старшими членами семьи, имеющими советский знак ГТО. Кто-то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивость. А кто-то просто привык быть первым в учёбе и спорте. Все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решил пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, — целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века.
Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиваться успеха в условиях конкуренции на рынке труда.

Школьники, которые выполнят нормативы комплекса, отмечаются золотыми, серебряными или бронзовыми знаками отличия, а также получают спортивные звания. Обладание такими знаками отличия даёт бонусы при поступлении в высшие учебные заведения.

Построение в одну шеренгу

Класс в одну шеренгу становись! Направо, налево в обход шагом марш!

2. Медленный бег на одной половине зала с заданиями (с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, правым и левым боком, бег спиной, с изменением направления движения, приставным шагом). СБУ выполняются змейкой между гимнастическими ковриками.

2 мин.

Дистанция между уч-ся 2 шага.

3. Флешмоб под музыку «Зарядка».

3-4 мин.

Проверка домашнего задания (показывают двое из учеников, остальные повторяют).

Основная часть(32мин)

Сейчас мы разделимся на команды, в каждой команде должно быть одинаковое количество человек, вы выберите капитанов, которые выполнять задания будут первыми, затем оценивать будут команду. Выполнять будем два подхода: первый круг вы выполняете тесты способами, которыми вам привычно, второй круг, вы прежде. Чем выполнить задания вы читаете всей командой инструкцию, смотрите ролик и после этого вы выполняете по правилам норматив. Оцениваете себя только после второго выполнения.

1 станция — Челночный бег, 2 станция — прыжки, 3- пресс, 4- гибкость. Меняемся по кругу против часовой стрелки.

1. Разделение на станции.

Класс делится на группы. Упражнения выполняются по свистку.

1. Тест на определение координационных способностей:

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*9 м.

Каждая станция — 4 минуты

Ошибки:

Заступ на стартовую линию.

Не касания линии пальцами.

Занос или заступ ногой за линию во время сдачи теста.

Челночный бег на расстоянии 9 м, прочерчиваются 2 параллельные линии — «Старт» и «Финиш».

Упражнение выполняется в виде соревнования, определяется победитель.

2. Станция: Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Цель:

Ошибки:

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе для горизонтальных прыжков. Участник принимает исходное положение (далее — ИП): ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией измерения. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками разрешен.

Ошибки:

4) смещение таза.

4. Станция: Тест на определение гибкости.

Цель:

Ошибки:

1) сгибание ног в коленях;

При выполнении испытания (теста) на гимнастической скамье по команде участник выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 сек.

Заключительная часть (2 мин).

1. Опрос по теме урока

1 мин.

Теоретический опрос.

Что нового вы сегодня узнали о ГТО? Для чего необходимо сдавать нормативы, особенно молодому поколению?

2. Подведение итогов.

1 мин.

Дать оценку выполнению заданий.

Давайте посмотрим, какие результаты вы получили сегодня на уроке? Поднимите вверх и покажите, кто выполнил нормативы на знак отличия. Молодцы! Сделайте шаг вперёд те, кто по 4 -ём видам выполнил на знаки отличия. Вы, сейчас обменяете свои знаки в соответствии с инструкцией, которая лежит около коробки на знак большего размера и прикрепите свои знаки на нашу новогоднюю ёлку, все кто получил знаки по отдельным видам прикрепите их к знакам формата А4. Сегодня на нашей ёлке не много украшений. Но у нас с вами всё ещё впереди, надеюсь, что к концу 2017 года на нашей ёлке будет больше украшений конкретно в вашем классе.

Анализ

При подготовке урока необходимо учитывать индивидуальные, физиологические, психологические и возрастные особенности классного коллектива. Данный урок имеет преимущество в том, что его можно использовать с 5 по 11 класс, изменяя лишь скоростно-силовую подготовку.

Урок целесообразно проводить непосредственно перед основной сдачей нормативов ГТО.

Цель урока : подготовка к сдаче нормативов ГТО.

Задачи урока :

1. Образовательная

Комплексное развитие двигательных качеств

Закрепление навыков основных видов упражнений

Способствовать развитию мышечной и зрительной памяти, силы, точности попадания в цель, скорости, выносливости

2. Воспитательная

Воспитание патриотических чувств и любви к родине

Воспитание воли при выполнении упражнений с отягощением

Формирование навыков взаимопомощи при выполнении упражнений

3. Оздоровительная

Развитие физических способностей

Способствовать развитию мышц опорно-двигательного аппарата

Для развития и поддержания интереса учащихся к предмету физическая культура, на уроке желательно использовать групповую форму организации занимающихся, которая способствует увеличению моторной плотности урока.

Планируемые образовательные результаты УУД:

Личностные: Развитие эстетических чувств, навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Выносливость, сила скорости, координация, воспитание командного духа.

Метапредметные: умение применять теоретические знания на практике, способность к быстрому реагированию.

Познавательные: Знания об истории возникновения ГТО, почему вновь возродилось? Для чего необходимо в 21 веке? П роходить станции круговой тренировки (уметь выполнять: прыжки в длину с места, упражнения на укрепление мышц живота (пресс) и спины; тест на гибкость; челночный бег).

Регулятивные: видеть ошибку и исправлять ее не только по указанию взрослого, но и самому, сохранять заданную цель.

Коммуникативные: Представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме, слушать и слышать друг друга, капитана и учителя.

Предметные: Знать, как проходить станции круговой тренировки, правила подвижной игры, как выбирать элементы подвижной игры, учитывая общие интересы.

Методы :

По характеру познавательной деятельности

Репродуктивный

По способу организации учебной работы

Совместная работа

Групповая работа

Для функциональной подготовки организма проводится разминка, включающая в себя разновидности бега, прыжков и ОРУ в форме флешмоба на месте.

На основном этапе урока обучающиеся решают поставленные задачи: выполняют упражнения, совершенствующие координационные способности. Обучающиеся делятся на группы случайным (или по силе физических способностей) образом для реализации работы на 5-х станциях: каждая группа выполняет определённую работу в течение 4-х минут по очереди на каждой станции. Соревновательный метод на каждой станции способствует эмоциональному фону занятий, увеличивает интерес к уроку. Упражнения на каждой станции направлены не только на развитие собственно двигательных качеств, но и на формирование прикладных умений, для этого использовались такие упражнения, как прыжки, бег, которые могут быть использованы ученикам в реальной жизни, в экстремальных ситуациях. Освобожденные от физических нагрузок ученики активно принимают участие в уроке, помогая на станциях фиксировать лучшие результаты.

Групповая форма проведения занятий способствует сплочённости учеников, повышению их коммуникативных способностей, развитию волевых качеств, самоконтролю, самоорганизации дисциплинированности, сдержанности, взаимовыручке. Существенной проблемой при организации занятий по физической культуре является противоречие: недостаток времени при значительных простоях и потере активного времени. Групповая форма проведения занятий снимает данное противоречие, обеспечивая усвоение и реализацию большего объёма учебной информации за меньший временной отрезок (в сравнении с другими формами).

В заключительной части занятия я провела опрос, направленный на закрепление знаний по физической культуре и спорту, чему способствует не только восстановительный характер, но и эмоциональный фон игры. Возможен опрос по правилам различных соревнований, знаний истории спорта, истории ГТО, знаний полного комплекса ГТО.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся преимущественно в устной форме (вопросно-ответная; диалог и монологическое высказывание). У учеников также развивались навыки самоконтроля по образцу.

Высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока обеспечивалась созданием благоприятного микроклимата и фона за счет разнообразия видов работы и единой её динамичности, хорошего взаимопонимания. Форма проведения урока и эмоциональный настрой позволяют обучающимся на завершающем этапе самостоятельно сделать вывод, а также дать оценку своей деятельности.

Протокол

сдачи нормативов ГТО

8 «А» класс

команда №

1 круг

Ф.И.

уч-ся

Ч/Б

Прыжки с

места

Пресс

30 сек.

Тест на

гибкость

Резул-тат

Знак

Резул-тат

Знак

Резул-тат

Знак

Резул-тат

Знак

2 круг

Ф.И.

уч-ся

Ч/Б

Прыжки с

места

Пресс

30 сек.

Тест на

гибкость

Резул-тат

Знак

Резул-тат

Знак

Резул-тат

Знак

Резул-тат

Знак

Капитан команды:

Карточки

1. Тест на определение координационных способностей:

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика:

Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются 2 параллельные линии — «Старт» и «Финиш».

Участник, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) участник бежит до финишной линии, касается линии рукой, возвращается к линии старта, касается ее и преодолевает последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Участники стартуют по 2 человека.

Нельзя: Наступать на стартовую линию.

2. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика:

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе для горизонтальных прыжков. Место отталкивания должно обеспечивать хорошее сцепление с обувью. Участник принимает исходное положение (далее — ИП): ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией измерения. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперед. Мах руками разрешен.

Измерение производится по перпендикулярной прямой от линии измерения до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.

Участнику предоставляются три попытки. В зачет идет лучший результат.

Ошибки:

1) заступ за линию измерения или касание ее;

2) выполнение отталкивания с предварительного подскока;

3) отталкивание ногами разновременно.

3. Тест: «Поднимание туловища из положения лежа на спине ».

Методика:

Поднимание туловища из положения лежа выполняется из ИП: лежа на спине на гимнастическом мате, руки за головой, лопатки касаются мата, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни прижаты партнером к полу.

Участник выполняет максимальное количество подниманий (за 1 мин.), касаясь локтями бедер (коленей), с последующим возвратом в ИП.

Засчитывается количество правильно выполненных подниманий туловища.

Для выполнения тестирования создаются пары, один из партнеров выполняет упражнение, другой удерживает его ноги за ступни и голени. Затем участники меняются местами.

Ошибки:

1) отсутствие касания локтями бедер (коленей);

2) отсутствие касания лопатками мата;

3) пальцы разомкнуты «из замка»;

4) смещение таза

4. Тест на определение силовых способностей:

Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 110см.) у девочек школьного возраста.

Девушки: Подтягивание на низкой перекладине выполняется из ИП: вис лежа лицом вверх хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, голова, туловище и ноги составляют прямую линию, пятки могут упираться в опору высотой до 4 см.

Высота грифа перекладины для участников IV — IX ступеней — 110 см.

Для того чтобы занять ИП, участник подходит к перекладине, берется за гриф хватом сверху, приседает под гриф и, держа голову прямо, ставит подбородок на гриф перекладины. После чего, не разгибая рук и не отрывая подбородка от перекладины, шагая вперед, выпрямляется так, чтобы голова, туловище и ноги составляли прямую линию. Помощник судьи подставляет опору под ноги участника. После этого участник выпрямляет руки и занимает ИП. Из ИП участник подтягивается до пересечения подбородком грифа перекладины, затем опускается в вис и, зафиксировав на 0,5 сек. ИП, продолжает выполнение упражнения.

Юноши:

Подтягивание на высокой перекладине выполняется из ИП: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе.

Участник подтягивается так, чтобы подбородок пересек верхнюю линию грифа перекладины, затем опускается в вис и продолжает выполнение упражнения.

Засчитывается количество правильно выполненных подтягиваний, фиксируемых счетом судьи.

Девушки:

Ошибки:

1) подтягивания с рывками или с прогибанием туловища;

4) разновременное сгибание рук.

Юноши:

Ошибки:

1) подтягивание рывками или с махами ног (туловища);

2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;

3) отсутствие фиксации на 0,5 сек. ИП;

3) разновременное сгибание рук.

5. Тест на определение гибкости.

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье

Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке из положения стоя на скамейке у детей школьного возраста.

Методика:

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из ИП: стоя на полу или гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 — 15 см.

При выполнении испытания (теста) на гимнастической скамье по команде участник выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается, и фиксирует результат в течение 2 сек.

Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком -, ниже — знаком +.

Ошибки:

1) сгибание ног в коленях;

2) фиксация результата пальцами одной руки;

3) отсутствие фиксации результата в течение 2 сек.

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Шрифт:

100% +

А. В. Царик, П. А. Виноградов, Ю. В. ОкуньковВсероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – путь к здоровью и физическому совершенству

© П. А. Виноградов, А. В. Царик, Ю. В. Окуньков, 2016

© Издательство «Спорт», 2016

* * *

Комплекс ГТО: зачем и почему (вместо введения)

Посвящается Ивану Тимофеевичу Осипову


В самой природе человека заложено стремление к духовному, интеллектуальному и физическому совершенствованию. Физическое же совершенствование, в значительной степени лежащее в основе здоровья, красоты и гармонии тела, должно быть, безусловно, максимально разносторонним.

Достаточно полное и гармоничное развитие необходимых в жизни основных физических качеств – выносливости, силы, быстроты, ловкости, координации движений и гибкости – обеспечивает освоение научно обоснованных нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Овладение им нужно прежде всего самим людям, гражданам России. Ведь комплекс ГТО предоставляет широкие возможности для разностороннего физического совершенствования человека, которое, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень физического здоровья, причем становится в наши дни все более престижным. Сегодня все большему числу молодых людей неудобно признаться, что они не занимаются физической подготовкой или просто каким-либо видом спорта (также требующим общей физической подготовки) и действительно стыдно иметь брюшко и тройной подбородок. Они гордятся своей подтянутостью, ловкостью, развитыми физическими качествами, понимают, что физическое совершенствование – признак высокой культуры человека.

Известно, что ни увеличение числа врачей, ни последние достижения в области здравоохранения, ни новейшие лекарства не способны сами по себе сдержать обвальную физическую деградацию человека, предотвратить смертельные болезни века. Американский ученый Дж. Броди на основании многолетних исследований пришел к выводу, что 90 % факторов здоровья не подвластны медицине. Среди трех основных групп этих факторов – наследственности, влияния окружающей среды и образа жизни – лидирует именно образ жизни.

Практика показывает, что у значительного числа людей понятия «здоровая жизнь», «здоровье», к сожалению, никак не ассоциируются с понятием «физическая культура». Конечно, лишь очень немногие могут утверждать, что физически активный образ жизни вреден для здоровья. Абсурдность подобного заявления очевидна. Но очень многие постараются найти тысячи причин для того, чтобы оправдать в своих глазах собственное бытие «по воле волн», в то время как их нежеланию вести здоровый образ жизни есть одно объяснение – недостаток знаний и связанная с ним слабая мотивированность.

Еще великие медики и философы прошлого поняли и использовали ничем не заменимые возможности двигательной активности в сохранении и восстановлении здоровья, создали науку о целебной силе физических упражнений и естественных сил природы.

«Движение может заменить множество лекарств, но ни одно лекарство мира не заменит движения». Эти слова произнес много веков тому назад гениальный врач и философ средневекового Востока Абу Али Ибн-Сина (Авиценна).

Но, несмотря на весь богатейший научно-практический опыт, до сих пор многие сомневаются, что их здоровье, тесно связанные с ним благополучие и достижение поставленных целей в решающей степени зависят от них самих. Они уповают на врачей, модных психотерапевтов и экстрасенсов в надежде избавиться от того или иного недуга. Не будем ставить под сомнение их методы лечения. Ясно одно: сидя у телевизора или в кресле дворца спорта, добиться стабильного здоровья, необходимых в жизни физических и волевых качеств невозможно.

Конечно, одна из причин подобной пассивности заключается в отсутствии подчас элементарных условий для спортивных занятий. Но будем откровенны – подготовка к сдаче нормативов ГТО не требует особого комфорта. Для неё вполне достаточно безграничного природного «спортивного зала», площадок и тренажеров на открытом воздухе, где заниматься действительно и здоровее, и свободнее, и приятнее.

Комплекс ГТО как программная и нормативная основа физического воспитания населения, объединяя в систему разнообразные средства и методы, направленные на совершенствование физических и тесно связанных с ними духовных и интеллектуальных сил человека, развивает умение устойчиво концентрировать и переключать внимание, быстроту реакции, а также смелость, решительность, выдержку, находчивость, волю и другие важные духовные качества личности .

К огорчению, такое важное событие в жизни нашего общества и каждого человека в отдельности, как введение комплекса ГТО, пока не получило достойного восприятия. На вопрос «Вы знали о том, что в этом году в нашей стране введен ГТО?» (который был задан почти год спустя после его утверждения решением Правительства РФ) около 60 % респондентов ответили «нет». Причем менее всех оказались информированными …обучающиеся в образовательных организациях. А на вопрос «Знаете ли вы конкретные нормативы ГТО для вашего возраста?» ответили «Нет, не знаю» более 80 % от общего числа респондентов.

Экспертные оценки показывают, что значительная часть детей, подростков и молодежи не получает достаточного образования в сфере физической культуры, в связи с чем у них не формируется устойчивая потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, массовым спортом, физическом совершенствовании в целом.

Разумеется, с течением времени это состояние недостаточной информированности пройдет. Такое важное дело как для государства, так и, особенно, для его граждан, вне сомнений наберет силу, найдет достойное место в жизни и общества, каждой личности.

Название Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» символично и имеет глубокий смысл. Это не дань историческому наследию СССР. Это название, узловым словом в котором является «готов», отражает насущную потребность нашего общества и государства в гражданах, физически и духовно здоровых, способных к высокопроизводительному труду и если надо – к защите своего Отечества. Ведь одной из главных составляющих высокой производительности труда является здоровье и работоспособность производителей, их воля, настойчивость в решении задач, в достижении цели – качества, которые активно формируются в процессе занятий физической культурой и спортом.

Не выдерживает никакой критики надуманный и лживый лозунг, что ГТО – это «пережиток советской идеологии», что на «Россию никто не нападает» и поэтому зачем вспоминать об обороне и т. д. По этому поводу хорошо сказал великий французский философ Клод Адриан Гельвеций: «Будь гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности».

История становления и развития ГТО (1931–2015 гг.)

«Всякое обращение к прошлому вызывает стремление к будущему».

Фридрих Ницше

У истоков

В день своего пятилетнего юбилея – 24 мая 1930 г. – молодежная газета «Комсомольская правда» опубликовала подборку материалов, объединенных общим заголовком «Крепкие мышцы, зоркий глаз нужны каждому трудящемуся!». Газета справедливо отмечала, что, к сожалению, «занятия физическими упражнениями в наших кружках, на площадках и стадионах до сих пор еще мало приспособлены к требованиям производства, к требованиям обороны» и, выражая мнение Центрального комитета ВЛКСМ1
ВЛКСМ – Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи (комсомол) – общественно-политическая молодежная организация СССР (1918–1991 гг.).

Предложила ввести нормативы, которые смогли бы проверить готовность трудящихся страны к труду и обороне. Каждый сдавший эти нормативы получал право носить почетную награду – значок с надписью «Готов к труду и обороне»2

Следует отметить, что первая попытка установить физкультурные нормативы для широких масс была предпринята в 1927 г. Тогда были введены нормативы на получение знаков «Нормальный физкультурник» и «Нормальный атлет». Слово «нормальный» в данном случае означало, что человек, выполнивший все нормы, имеет оптимальный уровень физического развития.

Инициатором идей комплекса ГТО считается 20-летний московский рабочий Иван Осипов.

В 16 лет пошел работать на завод АМО вначале учеником, а после учебы станочником. Там же начал заниматься спортом и в 1929 (1930) г. был направлен на учебу в Московский институт физкультуры им. Сталина (впоследствии – ГЦОЛИФК).

После окончания института в 1933 г. был направлен по собственному желанию в столицу Туркменской ССР г. Ашхабад. Работал там в техникуме и институте преподавателем, а позднее – в созданном в 1936 г. республиканском Комитете по физической культуре и спорту.

В 1937 г. с семьей возвратился в Москву и начал работать сотрудником Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР, а вскоре стал начальником программно-методического отдела Комитета.

Особое внимание в предвоенное время в своей работе уделял совершенствованию утвержденного в 1931–1934 гг. комплекса ГТО I и II ступеней, а также утвержденного в 1934 г. комплекса БГТО для детей школьного возраста, что было настоятельной необходимостью в целях более высокой физической подготовки граждан страны. Такой усовершенствованный комплекс был введен с января 1940 г.

С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. И. Т. Осипов приступил к дальнейшему усовершенствованию комплекса ГТО с целью максимального приближения его нормативов к требованиям уже военного времени, и в 1942 г. эти изменения и дополнения были утверждены Всесоюзным комитетом по физической культуре и спорту.

В связи с приближением немецких войск к Москве ряд наркоматов и других руководящих организаций были эвакуированы из Москвы в тыл, в том числе и Комитет по физической культуре и спорту.

И. Т. Осипов вступил в Народное ополчение, но из-за плохого зрения был откомандирован в Комитет, в ту его небольшую часть, которая оставалась в Москве.

В это время, помимо обязательного ночного дежурства на крышах домов, для предотвращения пожаров от зажигательных бомб, Ивану Тимофеевичу было поручено организовать сбор лыжного инвентаря (лыж, палок, крепления и т. д.) как в самой Москве, так и в ближайшем Подмосковье, и организовать лыжную подготовку бойцов, из которых формировались специальные подразделения.

После окончания Великой Отечественной войны И. Т. Осипов продолжил работу в Комитете по физической культуре и спорту, а когда в 1953 г. последний был ликвидирован и все его функции переданы в Министерство здравоохранения СССР, перешел во Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК), где продолжил работу заведующим сектором (лабораторией) массовой физической культуры, куда входила и работа по комплексу ГТО, и работа с людьми среднего и пожилого возраста (группы здоровья). Кроме того, в это же время Иван Тимофеевич создал, впервые в мировой практике, систему занятий физической культурой по телевидению для лиц среднего и пожилого возраста.

Его привлекали и к физической подготовке будущих космонавтов, в том числе Ю. Гагарина.

В 1956 г. вступил в строй Центральный стадион в Лужниках, на спортивных сооружениях которого под руководством И. Т. Осипова были организованы многочисленные и многопрофильные группы здоровья для лиц среднего и пожилого возраста, которые приобрели огромную популярность у москвичей и куда приезжали специалисты со всего Союза и из-за рубежа для ознакомления с организацией и методикой ведения занятий.

Впоследствии в Лужники была переведена и лаборатория, которая продолжала свою работу, несмотря на то что в системе руководства физкультурно-спортивным движением в стране произошли существенные изменения.

Так, в начале 1959 г. был создан Союз спортивных обществ и организаций СССР, который возглавил Ю. Д. Машин, а уже в октябре 1968 г. решением Правительства страны вместо него был опять создан Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР под руководством С. П. Павлова.

В это время все больше стала ощущаться необходимость изменений и дальнейшего совершенствования системной и нормативной базы существующего с послевоенного времени физкультурного комплекса ГТО.

Этим и стал заниматься И. Т. Осипов, получив необходимую поддержку со стороны Ю. Д. Машина и С. П. Павлова.

После всех необходимых согласований новый Всесоюзный комплекс ГТО из 5 возрастных ступеней был введен в действие 1 марта 1972 г. решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР и стал впервые программной и нормативной основой всей системы физического воспитания граждан страны.

После создания Всесоюзного совета по комплексу ГТО, который возглавил летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза А. А. Леонов, в его состав вошел и Иван Тимофеевич. Им проводилась большая работа по обобщению и опубликованию информационных и рекомендательных материалов по комплексу ГТО, путям и формам распространения и внедрения в республиках, краях, областях, городах, сельской местности, на предприятиях, в организациях и учебных заведениях.

Вместе с тем сам комплекс ГТО не мог оставаться на месте, он развивался, требовал определенных изменений и дополнений, и хотя И. Т. Осипову было уже больше 70 лет, он продолжал работу по его совершенствованию. Многие из его предложений были включены в усовершенствованный комплекс ГТО, который вступил в действие с 1 января 1985 г. Уже после распада СССР, несмотря на преклонный возраст (скончался на 91-м году жизни), Иван Тимофеевич продолжал писать свои предложения и обоснования на проекты различных ведомственных комплексов, систем, президентских стартов и т. п.3
Биографическая справка предоставлена сыном И. Т. Осипова – Романом Ивановичем, который сам много сделал для развития спорта в СССР и России.

Дело И. Т. Осипова продолжил его ученик Владимир Автономович Уваров, много лет посвятивший научным исследованиям, связанным с внедрением комплекса ГТО.

В 1931 г. Центральный комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров признали целесообразным введение на территории страны спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», направленного на дальнейшее повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения.


Комплекс ГТО вступил в действие 11 марта 1931 г. после его утверждения Всесоюзным советом физической культуры при ЦИК СССР.

Он состоял всего из одной ступени и предполагал выполнение 21 испытания, 15 из которых носили практический характер:

Бег на 100, 500 и 1000 м;

Прыжки в длину и высоту;

Метание гранаты;

Подтягивание на перекладине;

Лазание по канату или шесту;

Поднимание патронного ящика весом в 32 кг и безостановочное передвижение с ним на расстоянии 50 м;

Плавание;

Умение ездить на велосипеде или умение управлять трактором, мотоциклом, автомобилем;

Умение грести 1 км;

Бег на лыжах на 3 и 10 км;

Верховая езда;

Продвижение в противогазе на 1 км.

Комплексом предусматривались следующие поло-возрастные категории:

для мужчин:

для женщин:

Теоретические испытания проводились по военным знаниям и знаниям истории физкультурных достижений, основ физкультурного самоконтроля, оказанию первой медицинской помощи. Испытания затрагивали все население в городах, селах и деревнях, на предприятиях и в организациях. Результаты заносились в билет физкультурника.

Высокая идейная и политическая направленность комплекса ГТО, общедоступность физических упражнений, включенных в его нормативы, их очевидная польза для укрепления здоровья и развития навыков и умений, необходимых в повседневной жизни, сделали комплекс ГТО популярным среди населения, и особенно среди молодежи. Те, кто успешно выполнял испытания и был награжден значком ГТО, имели льготу на поступление в специальное физкультурное учебное заведение и преимущественное право на участие в спортивных соревнованиях и физкультурных праздниках республиканского, всесоюзного и международного масштаба. Уже в 1931 г. значки ГТО получили 23,3 тыс. советских граждан.

Первым обладателем значка ГТО I ступени стал знаменитый конькобежец Я. Ф. Меньшиков, первый заслуженный мастер спорта СССР.

В числе первых значкистов ГТО были также шахтер Алексей Стаханов и трактористка Паша Ангелина, академики Ольга Лепешинская и Лина Штерн, легкоатлеты братья Серафим и Георгий Знаменские, первые Герои Советского Союза – полярные летчики А. Ляпидевский, С. Леваневский и Н. Каманин.

Комплекс ГТО постоянно совершенствовался, охватывая все более широкие слои советского общества. В декабре 1932 г. была утверждена II ступень комплекса ГТО, содержавшая повышенные требования к всесторонней физической подготовке молодежи. Она включала уже 25 испытаний: 3 теоретических и 22 практических – для мужчин и 21 – для женщин. В обновленном комплексе шире представлены спортивные испытания:

Прыжки на лыжах с трамплина (для мужчин);

Фехтование;

Прыжки в воду;

Преодоление военного городка.

Первыми значкистами ГТО II ступени стали командиры и курсанты Военной академии имени М. В. Фрунзе. Значок, который вручался сдавшим все нормативы ГТО, тогдашний военный нарком К. Е. Ворошилов назвал «почетным физкультурным орденом». Вручая значки ГТО, он сказал: «Посмотреть на вас, так вы внешне как будто самые обыкновенные наши командиры. А между тем вы сумели первыми не только в Красной Армии, но и во всей стране, обладающей тысячами отличных физкультурников, добиться почетнейшего звания передовиков физкультурного фронта – почетнейшего физкультурного значка второй ступени, своего рода ордена…»

В 1932 г. вместе с группой летчиков сдал нормы на значок ГТО и легендарный В. П. Чкалов. К Всесоюзному физкультурному комплексу он относился с глубоким уважением и всячески пропагандировал его.

А всего значки ГТО получили в 1932 г. – 465 тыс., в 1933 г. – 835 тыс. физкультурников.

В 1934 г. по предложению ЦК ВЛКСМ был введен комплекс испытаний физической подготовленности школьников «Будь готов к труду и обороне» (БГТО) – начальная ступень физического развития молодежи.

Детская ступень комплекса включала 16 норм спортивно-технического характера:

Бег на короткие и длинные дистанции;

Прыжки в длину и высоту с разбега;

Метание гранаты;

Бег на лыжах на 3–5 км для мальчиков и 2–3 км для девочек;

Ходьба в противогазе;

Гимнастические упражнения;

Лазание;

Подтягивание;

Упражнения на равновесие;

Поднятие и переноска тяжестей.

Кроме того, обладатель значка БГТО должен был уметь провести практические занятия по одному из видов спорта, знать правила и уметь судить спортивные игры.

С введением БГТО было завершено создание целостного, единого Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» – основы советской системы физического воспитания.

Организация сдачи норм ГТО способствовала активизации физкультурного движения в стране, росту его рядов. В 1934 г. число физкультурников, сдавших испытания на значок ГТО, достигло 2,5 млн чел. Значкисты ГТО показывали образцы ударного труда и поведения в быту4
Информация с сайта Минспорта России (раздел «История ГТО»).

Как отмечалось в статье «Физкультура миллионов», начало организационному развитию спорта среди детей положило известное постановление ЦК ВКП(б) 1932 г. о работе в пионерских организациях. И комплекс БГТО чрезвычайно способствовал росту спортивно-технических достижений юных спортсменов.

К ХХ годовщине Великой Октябрьской социалистической революции (1937 г.) в Советском Союзе занималось физической культурой и спортом около 10 млн чел., из них более 4 млн с гордостью носили знаки ГТО I ступени, 28 тыс. – II ступени и полмиллиона школьников – знаки БГТО.

По мнению исследователей, введением комплекса ГТО в повседневную жизнь миллионов людей государство стремилось соединить физкультурное движение с решением производственных задач и укреплением обороноспособности страны, конкретизировать задачи улучшения физкультурно-массовой работы и привлечь внимание молодежи и всех слоев населения к совершенствованию своей физической подготовки. Кроме того, введение четких требований и нормативов давало высшему руководству страны возможность планировать «сверху» развитие физкультурного движения, четко определяя задачи и требуя их выполнения со стороны руководства на местах. Выполнение заданий по сдаче нормативов ГТО являлось в определенной степени объективным критерием в оценке результатов расходования средств, выделяемых из государственного бюджета на развитие физкультурно-массовой работы.

В 1930-е годы Всесоюзное радио уделяло огромное значение пропаганде физической культуры и спорта и, конечно, ГТО.

В 1929 г. на радио был создан специальный спортивный отдел, призванный заниматься вовлечением населения, в том числе детей, в занятия физической культурой.


Перед тем как по радио стали передаваться «уроки гимнастики», велась большая пропагандистская работа. В конце 1928 г. с разъяснением значения уроков утренней гимнастики для различных категорий населения (вводные беседы) в радиоэфире постоянно по радио выступал Н. А. Семашко, нарком здравоохранения РСФСР, первый председатель Высшего совета по делам физической культуры и спорта (1923 г.).

Первый урок утренней гимнастики был проведен В. Р. Набоковым 2 января 1929 г. в 7 час. 30 мин5
«Радиослушатель». – 1929 г. – № 2. – С. 6.

С начала 30-х годов радио включилось в борьбу за массовый охват трудящихся и перестройку физкультурной работы на основе комплекса ГТО.

В программно-плановом порядке были введены два раза в декаду физкультурные беседы, которые имели задачей внедрение основных требований санитарного минимума и знаний по самоконтролю, оказанию первой помощи, основам физкультурного движения и других знаний, необходимых для получения значка «Готов к труду и обороне». Кроме того, почти ежедневно зарядка по радио дополнялась короткими беседами и напоминаниями по вопросам:

а) проба пульса;

б) функциональная проба сердца;

в) растирание кожи;

г) водные процедуры;

д) выделение типов дыхания;

е) измерения и т. д.

Велась систематическая передача 10 гимнастических упражнений ГТО6
«Гимнастика на радио». Огиз, Ленфизкультура и туризм, 1934 г. Составил В. Н. Короновский.

В первой половине 1930-х годов высший и местные советы физкультуры разрабатывали задания по количественному охвату физкультурников сдачей норм ГТО и требовали их выполнения.


В 1935 г. контрольные цифры сдачи норм ГТО I ступени, определенные Высшим советом по физической культуре (ВСФК) в СССР, были выполнены на 112,6 %. Гораздо хуже обстояли дела со сдачей нормативов ГТО II ступени (в целом по РСФСР – 39,5 % от плана) и норм БГТО (по РСФСР – 29,7 % от контрольного задания).

Опыт первой половины 30-х годов показал, что одними командно-административными методами в полной мере приобщить широкие слои населения к занятиям физкультурой посредством сдачи норм ГТО было невозможно.

В январе 1937 г. решением Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта был введен новый порядок установления контрольных цифр по подготовке обладателей значков ГТО. Вместо разверстки сверху принятых аппаратным порядком заданий контрольные цифры должны были приниматься на собраниях коллективов физкультурников (членов ДСО) в порядке самообязательств.

Активное участие добровольных спортивных обществ в подготовке обладателей значков ГТО дало свои результаты.

В целом по СССР с июля 1936 г. по июнь 1937 г. нормы ГТО I ступени сдали до 1 млн чел., II ступени – 1500 чел. Это почти в два раза больше, чем за период с июля 1935 г. по июнь 1936 г., т. е. до создания Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР.

Во второй половине 30-х годов физкультурная работа, в первую очередь в ДСО, начинает вестись в спортивных секциях по видам спорта.

Для региональных комитетов по делам физкультуры и спорта наиболее сложной проблемой была организация сдачи норм ГТО в сельской местности, в первую очередь в колхозах, так как последние находились вне сферы деятельности профсоюзных добровольных спортивных обществ. В колхозах организацией сдачи норм ГТО занимались комсомольские организации и органы народного образования. Большое значение для привлечения населения к сдаче норм ГТО имело проведение районных и областных спартакиад сельских физкультурников.

В предвоенные годы широкое распространение получила деятельность оборонных кружков и сдача норм на значки «Ворошиловский стрелок» («ВС»), «Готов к санитарной обороне» (ГСО), «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» (ПВХО) под руководством добровольного спортивного Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) и Российского общества Красного Креста (РОКК). Особенно широко распространялись оборонно-спортивные кружки и проходила сдача оборонных нормативов в высших и средних учебных заведениях.

Таким образом, в 1930-е гг. сдача норм комплексов ГТО и БГТО была одним из главных направлений усиления физкультурно-массовой работы.

Главным критерием стало количество физкультурников, реально повышавших свои физические возможности и спортивное мастерство в соответствии с требованиями государственных стандартов. Это стимулировало стремление широких слоев населения, прежде всего молодежи, к совершенствованию уровня своей физической подготовки и сближало физкультурное движение с решением производственных задач и укреплением обороноспособности страны. Сдача норм спортивных комплексов усилила контроль государства за направленностью и результативностью физкультурно-массовой работы. Стало возможным в определенной степени ее планирование.

23 апреля 1938 г. Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК СССР выпустил постановление «О контрольных цифрах и мероприятиях по улучшению качества учебной работы и сдачи норм по комплексу ГТО»7
См.: П. В. Новиков, Е. Р. Яшина, К. Е. Лукичев. Комплекс ГТО нового века: Главный рекорд – здоровье. – М.: ООО НИПКЦ Восход – А, 2014. – С. 38–47.

В котором утверждались контрольные цифры по подготовке значкистов ГТО: I ступени – 1 115 000 чел., II ступени – 55 500 чел. и БГТО – 600 000 чел. Группе учета и статистики Всесоюзного комитета по физкультуре и спорту предписывалось установить контрольные цифры в республиканском, краевом и областном разрезе.

В постановлении отмечалось, что проверка работы по комплексу ГТО в физкультурных организациях ряда областей выявила значительные недочеты в массовой учебной работе и сдаче норм ГТО. Так, за 1937 г. по Куйбышевской области самообязательства по ГТО I ступени были выполнены всего на 17,3 % и по БГТО – на 19,1 %; по Новосибирской области соответственно – на 33,9 % и 27,4 %; по Курской области – на 37,99 % и 43,79 % и т. д. В то же время, говорилось в документе, по комплексу ГТО II ступени работа почти не организована, исключая РККА, Военно-морской флот и общество «Динамо», а также отдельные вузы. На значок ГТО II, как правило, сдают нормы лишь отдельные физкультурники.

Также отмечалось, что особенно неблагополучно обстоят дела со сдачей нормативов БГТО, которой фактически не руководят ни комитеты по делам физкультуры и спорта, ни отделы народного образования.

Недостаточное внимание уделялось и вопросам пропаганды комплекса (устная, печатная, по радио, плакаты, таблицы, выставки и т. п.).

В постановлении особо указывалось на то, что нередко нарушается одно из основных требований работы по ГТО – предварительный врачебный контроль сдающих нормативы комплекса. Часто врач заверял учетную карточку (книжку) значкиста уже после сдачи им всех испытаний.

В документе также подчеркивалось, что для сдачи соответствующих норм БГТО и ГТО не используются достаточно широко массовые спортивные соревнования.

В целях коренного улучшения массовой учебной работы по комплексу БГТО – ГТО предлагалось в том числе:

«… 2. Установить, что оценка деятельности физкультурных организаций должна производиться прежде всего с учетом качественных и количественных показателей их массовой работы по комплексу БГТО – ГТО.

3. Широко практиковать и поощрять соцобязательства организаций и отдельных работников по физкультуре в деле выполнения и перевыполнения контрольных заданий по ГТО при обязательном условии качественной проверки выполняемых обязательств.

4. Одобрить инициативу ВЦСПС по учреждению переходящих знамен и премий для добровольных спортивных обществ и коллективов, дающих высокие показатели работы по ГТО.

5. Учредить переходящие Красные знамена Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР и премии за лучшие показатели в массовой работе по комплексам ГТО и БГТО.

Четыре Красных знамени и денежные премии:

а) для комитетов по делам физкультуры и спорта союзных республик;

б) для комитетов по делам физкультуры и спорта областей, краев и автономных республик РСФСР;

в) для комитетов по делам физкультуры и спорта городов (по СССР);

г) для колхозных физкультурных коллективов (по СССР). Денежные премии и грамоты Всесоюзного комитета:

а) для работников по физкультуре (преподаватели, инструктора, инспектора), давших лучшие показатели в работе по ГТО II ступени;

б) для районных уполномоченных по делам физкультуры и спорта;

в) для преподавателей неполных и полных средних школ;

г) для руководителей и инструкторов колхозных физкультурных коллективов».

Помимо этого, в руководстве работой по ГТО постановлением предписывалось:

«1. Обязать председателей всех комитетов по делам физкультуры и спорта и руководителей добровольных спортивных обществ и других физкультурных организаций лично повседневно руководить работой по ГТО путем непосредственной проверки хода подготовки и сдачи норм в физкультурных коллективах, школах, вузах и на спортивных базах.

Периодически проводить отчетно-инструктивные совещания по ГТО с привлечением низового физкультурного актива и семинары по вопросам БГТО – ГТО для инструкторского состава, физоргов, пионервожатых – по городам и по сельским коллективам и школам.

2. Комитетам по делам физкультуры и спорта и районным уполномоченным по физкультуре и спорту уделить особое внимание конкретному руководству работой по БГТО и ГТО в неполных и полных средних школах.

3. Первоочередной задачей комитетов по делам физкультуры и спорта, уполномоченных по физкультуре и спорту, а также всех общественных организаций считать подготовку по комплексу ГТО допризывной молодежи, идущей в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и во флот.

4. Организовать при комитетах по делам физкультуры и спорта областные, краевые, республиканские, городские и районные комиссии по ГТО в помощь руководству комитетов по делам физкультуры и спорта и уполномоченным в деле проверки и инструктажа организаций, ведущих работу по ГТО и БГТО, а также для проведения контрольных испытаний по ГТО II ступени.

5. Помимо количественного планирования работы по ГТО обеспечивать и учебное планирование подготовки и сдачи норм по БГТО – ГТО обеих ступеней по сезонам и месяцам, с учетом массовой спортивной работы, спортивных соревнований и праздников».