Игроки каждой команды по очереди преодолевают дистанцию, в любой момент ведущий может подать сигнал (свистнуть), игроки должны принять положение упор лёжа, как при отжимании. При повторном сигнале эстафета продолжается.
Участники делятся на команды по два человека. Каждая пара игроков получает по две палочки длиной до 50 сантиметров и дощечку длинной 70-75 сантиметров, с укреплённым на ней флажком. Стоя рядом, игроки держат свои палочки повёрнутыми вперёд. На концы палочек кладётся дощечка. В таком виде, совместными усилиями, они должны донести свою ношу до условного места и вернутся обратно. Если дощечка упадёт, игроки останавливаются, поднимают её и после этого продолжают свой путь. Кто быстрее справится с заданием, та пара игроков считается победителем.
Каждой команде выдаётся 2 обруча. С их помощью надо преодолеть «болото». Группы из трёх человек. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта можно вернуться по «мостику», то есть просто катить обручи по земле. А на линии старта обручи передаются следующей тройке. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча — можно «утонуть».
Играющие делятся на 2 команды и становятся в колонну по одному. Игроки команд рассчитываются по порядку номеров. Руководитель вызывает номер. Например: 1, затем 5 и так далее. Вызванные игроки бегут до установленного места, там обегают стойку (предмет) и возвращаются обратно. Команда, игрок которой вернулся первым, получает очко. Выигрывает команда, которая получит наибольшее количество очков.
Дети строятся в две колонны, расстояние между колоннами — 3 шага. Придерживая мешки руками возле пояса, они прыгают до обозначенного места (флажка, палочки, или другого предмета). Обежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующим. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
Нужно заготовить 2 листа бумаги (можно из тетради) Игроки делятся на две команды, которые строятся параллельно одна к другой. Первому игроку каждой команды кладут на ладонь по листку. Во время игры лист должен лежать на ладони сам по себе — его ни как нельзя придерживать. Первые игроки с каждой команды бегут к флажку. Если листик вдруг упадёт на землю, его нужно поднять, положить на ладонь и продолжить свой путь. Добежав до своей команды, игрок должен быстро переложить листик на правую ладонь следующего в очереди товарища, который сразу бежит вперёд. Тем временем первый встаёт в конец ряда. Так продолжается до тех пор, пока очередь не дойдёт до первого. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.
Сформируйте команды по 6 человек в каждой. Разбейте команды на пары. Задача пары: пронести яйцо между своими лбами до указанного маркера и обратно. После этого яйцо передаётся следующей паре. Участники могут поддерживать яйцо руками только за пределами стартовой черты. Падение яйца означает выход команды из борьбы. Побеждает команда, которая быстрее всех справиться с этим заданием.
Для этой игры вам понадобиться по пять представителей от каждой команды. Поставьте участников в ряд и привяжите к правой и левой ноге каждого участника по два надутых шара (4 шарика на человека). По команде первые участники отправляются в путь — их задача добежать до маркера окончания дистанции и вернуться назад, передав эстафету следующему участнику своей команды. Каждый лопнувший шар приносит команде одно штрафное очко.
Дети делятся на две команды и строятся в колонны один за другим. За сигналом ведущего участники каждой команды исполняют прыжок, отталкиваясь двумя ногами с места. Первый прыгает, второй стаёт на то место, до которого допрыгнул первый, и прыгает дальше. Когда все игроки прыгнут, ведущий измеряет всю длину прыжков первой и второй команды. Выигрывает та команда, которая прыгнула дальше.
Дети делятся на две команды. Игроки каждой команды строятся один за другим в колонну. Первые участники держат в руках по мячу. За сигналом ведущего первый игрок в каждой команде передаёт мяч тому, кто сзади, над головой. Последний в команде, получив мяч, бежит к началу колонны, встаёт первым и передаёт мяч следующему за ним тоже над головой. И так до тех пор, пока первый не вернётся на своё место. Побеждает та команда, которая закончит игру первой.
Разбейте участников на команды и попросите участников встать друг за другом. Выдайте каждой команде воздушный шар. Первый участник зажимает воздушный шар между колен и, как кенгуру, прыгает с ним до маркера окончания дистанции. Вернувшись таким же образом назад, он передаёт шарик следующему игроку и так далее. Победителем становится команда, чьи игроки первыми закончат эстафету.
Все игроки делятся на две команды и строятся в колонны по одному. На расстоянии 3 и 5 метров напротив каждой колонны лежат один за другим два обруча, а на расстоянии 7 метров — мяч. За сигналом ведущего первые игроки каждой из команд бегут до первого обруча, останавливаются перед ним, берут его двумя руками, поднимают над головой, одевают обруч на себя, приседают, кладут обруч на пол, бегут ко второму обручу, встают в центр него, берут руками, поднимают над головой и опускают на пол. После этого игроки обегают мяч и возвращаются на своё место. Игру продолжает следующий ребёнок. Выигрывает та команда, которая справилась с заданием первой.
Играющие делятся на две команды, каждая из которых распределяется по парам. Пары каждой команды становятся колоннами в 3-4 шагах друг от друга и держат за концы короткие скакалки на расстоянии 50-60 сантиметров от пола. По сигналу руководителя первая пара быстро кладёт скакалку на землю и оба игрока бегут (один — налево, другой — направо) в конец своей колонны, а затем последовательно перепрыгивают через скакалки всех пар, стоящих в колонне. Добежав до своих мест, оба игрока останавливаются и снова берут свою скакалку за концы. Как только первая скакалка поднята с земли, вторая пара кладёт свою скакалку, прыгает через первую скакалку, бежит мимо колонны в её конец и перепрыгивает через скакалки до своего места. Затем в игру вступает третья пара и так далее. Побеждает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.
Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы — швабра. Участник встаёт одной ногой в ведро, другая остаётся на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке — швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему участнику.
Надо пробежать определённое расстояние, держа в вытянутой руке ложку с большой картофелиной. Бегут по очереди. Время бега засекают. Если картофелина упала, её кладут обратно и продолжают бег. Бежать без картофелины нельзя! Побеждает показавший лучшее время. Ещё увлекательнее состязание команд.
Участники делятся на две команды. На равном расстоянии от них размещены две корзины. Каждой команде выдаётся по большому мячу. Участники в порядке очереди начинают бросать мяч в корзину. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий в корзину.
Велосипед в этой эстафете заменит гимнастическая палка. Палку нужно оседлать сразу двум участникам. Они велосипедисты. Каждому вело-дуэту, удерживая между ногами палку, предстоит доехать до поворотной отметки и обратно. Побеждают самые быстрые.
Игроки 2 команд строятся друг против друга на расстоянии 2 метров. Каждый игрок поддерживает рукой гимнастическую палку (накрыв её сверху ладонью), поставленную вертикально на пол за обозначенной линией. По сигналу игроки каждой пары (участники, стоящие против друг друга, составляют пары) должны поменяться местами. При этом игрок должен подхватить палку свего партнера так, чтобы она не упала (свою палку каждый оставляет на месте). Если у какого — либо игрока палка упадёт, его команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, игроки которой наберут меньше штрафных очков.
Играющие делятся на 2 — 3 равные команды, которые выстраиваются в колонны по одному в 3 — 4 шагах друг от друга. Они стоят параллельно перед чертой, а в руках игрока, стоящего впереди, гимнастическая палка. По сигналу первые номера до установленной в 12 — 15 метрах булавы (набивного мяча), обегают её и, вернувшись к своим колоннам, передают один из концов палки вторым номерам. Держась за концы палки, оба игрока проводят её под ногами играющих, двигаясь к концу колонны. Все перепрыгивают палку, отталкиваясь двумя ногами. Первый игрок остаётся в конце своей колонны, а другой бежит к стойке, огибает её и проносит палку под ногами играющих с 3 номером и так далее. Игра заканчивается, когда все участники пробегут с палкой. Когда начинавший игрок вновь окажется в колонне первым и ему принесут палку, он поднимает её вверх.
Участники игры строятся в колонны по одному. Расстояние между игроками 1 метр. Первым номерам раздаются мячи. По сигналу руководителя первый игрок передает мяч через голову назад. Игрок, получивший мяч, передаёт его дальше, но между ногами, третий — опять через голову, четвёртый — между ногами и так далее. Последний игрок бежит с мячом в начало колонны и подаёт его через голову назад. Так каждый из игроков передаёт мяч один раз через голову, а один раз между ногами. Игрок, стоящий в колонне первым, всегда передаёт мяч через голову. Побеждает команда, первый игрок которой раньше вернётся на свое место.
По сигналу первый участник бежит до поворотного флажка и обратно, добежав до команды, хлопает по руке следующего участника — передает эстафету.
Эта игра — эстафета со скакалкой: до поворотного пункта игроки прыгают через скакалку с ноги на ногу, а при возвращении обратно берут сложенную вдвое скакалку в одну руку и вращают её под ногами горизонтально.
Два участника встают друг к другу спиной и крепко сцепляются руками. Бегут они боком. Спины игроков должны быть плотно прижаты друг к другу.
Команды выстраиваются в колонны по одному. Перед первым игроком каждой команды лежит волейбольный или набивной мяч. Игроки ведут мяч по земле вперёд руками. При этом мяч разрешается толкать на расстоянии вытянутой руки. Обогнув поворотный пункт, игроки возвращаются так же к своим командам и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та команда, которая справится с заданием.
Играющие двух команд строятся в колонну по одному за общей линией старта. Впереди колонн, на расстоянии 20 метров расставлены в ряд городки, булавы, кубики, мячи и так далее. Предметов на 1 меньше общего числа участников обеих команд. По сигналу направляющие в колоннах бегут к предметам и берут по одному с краю (один берёт справа, другой — слева), возвращаются назад, обегают свои колонны сзади и дотрагиваются рукой до очередного игрока своей колонны. Тогда тот стартует и выполняет тоже самое. Выигрывает команда, игрок которой возьмёт последний предмет.
Играющие делятся на команды, игроки которых строятся в колонны по одному. Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1 — 1,5 метра друг от друга, чертят кружки диаметром 30 — 40 сантиметров по прямой или извилистой линии. По сигналу руководителя первые номера с эстафетной палочкой перепрыгивают из кружка в кружок, после чего кратчайшим путем возвращаются обратно и передают эстафетную палочку очередному игроку, который выполняет то же задание. Выигрывает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.
Команда выстраивается в ряд, перед первым участником лежит рюкзак. В 15-20 шагах от обеих команд находится посуда. Каждому игроку необходимо добежать до посуды, взять один предмет, вернуться, положить его в рюкзак и дотронуться рукой до следующего игрока — «сдать» эстафету. Затем бежит следующий участник. Командам даётся по три очка за быстроту и за аккуратную укладку рюкзака.
Цель: Развитие скорости и ловкости движений. Развитие умения координировать действия с действиями партнера.
Материал: Две одинаковые кружки, четыре пустых спичечных коробка.
Ход игры: Играющие делятся на две команды, игроки каждой команды парами выстраиваются перед чертой. Для игры берут две одинаковые кружки, наполняют их водой и ставят перед первыми парами. В 10-15 метрах перед командами чертят по одному кругу диаметром 1 метр, в каждый круг кладут по два спичечных коробка.
По команде ведущего игроки первой пары берут вдвоём одну кружку (любым способом) и бегут вперёд, стараясь не расплескать воду. Добежав до круга, они так же осторожно ставят кружку в круг и берут коробки. Коробок кладётся на плечо, пара берётся за руки, соединяя их крест-накрест, и бежит к стартовой отметке, неся коробки на плечах. Вторая пара проделывает всё в обратном порядке — и так далее, пока все участники не пройдут дистанцию.
Команды построены в одну колону по одному перед баскетбольными щитами на расстоянии 2 — 3 метра. За сигналом первый номер выполняет бросок мяча по кольцу, затем кладёт мяч, а второй игрок тоже берёт мяч и бросает его в кольцо и так далее. Выигрывает та команда, которая больше всех попала в кольцо.
На линии старта первый участник берёт удобным образом 3 мяча (футбольный, волейбольный и баскетбольный). По сигналу бежит с ними до поворотного флажка и складывает возле него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимает их, возвращается с ними назад к команде и, не добегая 1 метра, кладёт их на землю.
Вместо больших мячей можно взять 6 теннисных,
Вместо бега — прыжки.
Участвуют две команды по 6 детей. Это — дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка — ребёнок в шапочке с изображением репки.
Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает её и возвращается, за него цепляется (берёт его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоём, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и так далее. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.
На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 — 25 метров одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.
Команды строятся как на встречной эстафете. У направляющего первой подгруппы — гимнастический обруч, а у направляющего второй подгруппы — скакалка. По сигналу игрок с обручем устремляется вперёд, прыгая через обруч (как через скакалку). Как только игрок с обручем пересечёт линию старта противоположной команды, стартует игрок со скакалкой, который продвигается вперёд, прыгая через скакалку. Каждый участник после выполнения задания передает инвентарь очередному игроку в команде. Так продолжается до тех пор, пока участники не выполнят задание и не поменяются местами в командах. Пробежки запрещены.
4 игрока (по 2 от каждой команды) становятся на линии старта. Каждый получает по 3 больших мяча. Их надо донести до конечного пункта и вернуться назад. Удержать в руках 3 мяча очень трудно, а упавший мяч поднять без посторонней помощи также не легко. Поэтому передвигаться носильщикам приходится медленно и осторожно (дистанция не должна быть слишком большой). Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Игроки делятся на 2 команды. Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперёд, встаёт в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и так далее. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.
Участники делятся на две команды. На расстоянии 8-10 метров от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала первый участник, добежав до скакалки, берёт её в руки, делает на месте три прыжка, кладёт и бежит назад. Второй участник берёт обруч и делает через него три прыжка. Идёт чередование скакалки и обруча. Чья команда быстрее справится, та и победит.
Играющие делятся на две, три или четыре команды и становятся в колонны по одному. У стоящих впереди по волейбольному мячу. По сигналу руководителя начинается передача мячей назад. Когда мяч дойдёт до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны (все делают шаг назад), становится первым и начинает передачу мяча назад и так далее. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым. Надо следить за там, чтобы мяч передавался с прямыми руками с наклоном назад, а дистанция в колоннах была бы не менее шага.
Играющие делятся на несколько команд, по 7 — 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 — 6 метров становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
Дети встают в две колонны. На расстоянии 3 метров перед каждой колонной положить по обручу. Дети по очереди бросают мешочки с песком правой и левой рукой, стараясь попасть в обруч. Если ребёнок попал, то его команде засчитывается 1 балл. Итог: у кого больше баллов, та команда и выиграла.
Вдоль линии эстафеты на земле лежат 2 или 3 обруча. Стартуя, первый должен добежать до первого обруча, поднять его и продеть через себя. Затем со следующими обручами также. И так на обратном пути.
Игроки каждой команды строятся за общей линией старта в колонну по одному. Перед каждой колонной на расстоянии 10 — 12 метров ставится поворотная стойка. По сигналу направляющий в колонне выбегает из-за стартовой линии и продвигается вперёд, прыгая через скакалку. У поворотной стойки он складывает скакалку вдвое и перехватывает её в одну руку. Обратно он двигается, прыгая на двух ногах и вращая скакалку под ногами горизонтально. На финише участник передаёт скакалку очередному игроку своей команды, а сам становится в конец своей колонны. Выигрывает команда, игроки которой точнее и раньше закончат эстафету.
Дети делятся на команды по 6 — 8 человек в каждой. Участники строятся во встречных колоннах по одному на расстоянии 8 — 10 метров одна от другой. Направляющие колонн первой группы получают по 3 деревянных бруска, толщина и ширина которых не менее 10 сантиметров, длина — 25 сантиметров. Положив 2 бруска (один на линии старта, другой впереди, в шаге от первого), каждый из управляющих становится на бруски обеими ногами, а третий брусок держит в руках. По сигналу игрок, не сходя с брусков, кладёт третий брусок перед собой и переносит на него ногу, которая была сзади. Освободившийся брусок он перекладывает вперёд и переносит на него ногу. Так игрок передвигается до противоположной колонны. Направляющий противоположной колонны, получив бруски за линией старта, выполняет то же. Побеждает команда, игроки которой быстрее поменяются местами в колоннах.
Играющие делятся на 2 — 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному. Играющие в командах принимают названия зверей. Стоящие первыми называются «медведями», вторыми — «волками», третьими — «лисами», четвёртыми — «зайцами». Перед впереди стоящими проводится стартовая линия. По команде воспитателя участники команд должны допрыгать до заданного места так, как это делают настоящие звери. Команда «волков» бегут как волки, команда «зайцев» — как зайцы и так далее.
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему.
Затем другие участники могут «нагружать» машины. В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины.
Машинами могут быть коробки, стулья. Овощами — кегли, кубики и тому подобное.
спортивные детей детей детей эстафета эстафете эстафет эстафету эстафету спортивные дети дети
Участники: дети интерната, воспитатель, классные руководители учащихся.
Цели:
1) воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа;
2) развивать волевые качества личности, способствовать концентрировать свои силы в экстремальной ситуации, умение честно побеждать и достойно проигрывать;
3)способствовать проявлению индивидуальности каждого ученика.
Подготовительная работа:
1. Воспитатель совместно с девочками разрабатывает конкурсную программу «Турнир богатырей».
2.По желанию детей определяется состав двух команд
3.Готовятся призы, поздравительные открытки.
4.Готовятся карточки с заданиями, загадки, вопросы для викторины.
5.Приготовить презентацию «История праздника»
6.Приготовить объявление и вывесить в школе, когда будет проходить конкурс.
Оформление, оборудование и инвентарь.
а) спортивный зал украшается шарами, стенгазетами, поздравительными открытками.
б) оформляется стол для жюри.
в) воздушный шар 2 шт., 2 веревки, 2 мешка, 6 гвоздей, 2 молотка, деревянный чурбан, ручки, листочки, 2 банана, 2 луковицы, 2 свечи, ткань, пуговицы и иголки с ниткой, газеты, мел, ножи, картофелины, деревянные доски, миски для отходов, часы, обруч.
Ход мероприятия
Перед началом мероприятия в компьютерном классе показать презентацию «История праздника»
Мероприятие проводится в спортивном зале.
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня особый день-День Защитника Отечества. И у нас возможность проверить, как наши юноши готовят себя к службе в армию. В предложенных конкурсах они должны проявить свою сообразительность, находчивость, выносливость, дисциплину, силу- все те качества, без которых мужчина не может быть настоящим солдатом, готовым в любой момент встать на защиту своего Отечества.
Девочка: Многое может Россия – земля! Может накормить тебя вкусным хлебом, напоить родниковой водой, но защитить себя она сама не может. Поэтому защита Отечества, Родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб и пьет ее воду.
Воспитатель: Свой праздник мы посвящаем защитникам нашей Родины,
которые в тяжелые годы испытаний отстояли ее от врагов.
В конкретных соревнованиях мы определим участников,
претендующий на звание «Будущий защитник Отечества».
И определим кто из вас САМЫЙ:
«Самый Сильный»
«Самый умный»
«Самый Смекалистый»
«Самый хозяйственный»
«Самый мужественный»
«Самый бесстрашный и мудрый»
«Самый говорливый»
Девочка:
Мы вам устроим испытанье,
И проведём соревнованье,
Где сила, ловкость и успех
Богатырей покажут всех.
Воспитатель : И так начинаем нашу конкурсную программу и все желаем удачи!
Конкурс: « Разминка »
Команды выстраиваются на линии старта «в колонну». По сигналу ведущего первые участники всех команд, держа в руках воздушный шарик, проходят дистанцию бегом и передают шарик следующему участнику команды. Побеждает та команда, которая раньше соперников пересечёт линию финиша.
Конкурс: « Бег на трех ногах»
Команды выстраиваются парами. Чуть ниже колена правая нога одного участника привязывается к левой ноге другого. По сигналу ведущего участники пробегают дистанцию на трёх ногах, возвращаются на линию старта, снимают верёвку и завязывают ноги, следующей паре. Победившей считается та команда, которая раньше выполнила задание.
В этом конкурсе ядро заменяется воздушным шаром. Первая команда выходит на линию старта, каждому участнику выдаётся воздушный шарик. По сигналу ведущего все участники команды толкают шарик от себя. Мелом на полу фиксируется лучший результат. Следующая команда проделывает то же самое, чья отметка окажется самой дальней. Та команда победила.
Ну – ка, молодцы, кто у нас самый смекалистый? Все участники доставайте по одной загадке. Зачитайте нам загадку и скажите нам отгадку.
Участники команд встают на четвереньки, и по сигналу поочерёдно проходят дистанцию, подталкивая головой мяч впереди себя. Мяч передаётся как эстафетная палочка.
Это старинная русская игра. Играющим даются мешки, они залезают в них ногами и бегут вперёд к финишу. Участвует вся команда .
Каждой команде выдается газета. Первый участник команды садится на газету и по сигналу ведущего, перебирая ногами и руками по полу, катится на газете по дистанции, дойдя до определённой отметки, берёт газету в руки и бежит на линию старта, где передаёт её следующему игроку.
Конкурс «Самый Сильный»
А нам с вами предстоит выбрать самого сильного, минуя потасовку. Определим это очень просто: кто дольше удержит свою барышню на руках.
Конкурс «Самый ловкий»
(гвозди, молоток, деревянный чурбан). Каждому мальчику дается шанс проверить ловкость своих рук. Нужно с помощью молотка одним ударом забить гвоздь в деревянный чурбан.
Конкурс «Самый хозяйственный»
(ножи, картофелины, деревянные доски, миски для отходов). В конкурсе одновременно участвуют 3-4 мальчика по желанию. Они должны очистить картошку и нарезать ее соломкой.
Конкурс «Самый мужественный»
(2 банана, 1 луковица). В этом конкурсе участвуют 2 человека. Им предлагается съесть сладкое и горькое одновременно (например, банан и полголовки лука).
Конкурс «Самый бесстрашный и мудрый»
(карточки с заданиями). Для участия в конкурсе приглашают 4 человека. Каждому мальчику вручают карточку с описанием ситуации, которую он разыгрывает, отвечая на поставленный вопрос.
Карточка 1. Не заметив, что скамейка окрашена, вы на нее сели. Ваши действия?
Карточка 2. На контрольной вам надо использовать шпаргалку, но вы никак не можете найти нужную. Что вы предпримете?
Карточка 3. Вы пришли в магазин купить шоколадку. Продавец вам подал ее, а вы вдруг обнаруживаете, что у вас нет денег расплатиться (хотя точно помните, что утром получили деньги на карманные расходы). Как поступить?
Карточка 4. Вы попали в дом сумасшедших; вы знаете, что абсолютно нормальны, но вам не верят. Докажите!
Конкурс «Самый умный»
2 конверта, 20 карточек. В конкурсе вся команда.
Команда получает конверт, внутри которого лежит 10 карточек. На первых пяти — начало пословиц, на остальных — конец. Нужно «собрать» пословицы. Кто сделает это быстро и правильно?
Первый конверт
1. За битого двух небитых дают,
2. хоть вовсе брось!
3. Корень учения горек,
4. товарища нет.
5. Готовь сани летом,
6. да не берут.
7. Авось и небось —
8. зато плод его сладок.
9. На вкус, на цвет
10. а телегу зимой.
Второй конверт
1. Беспечный пьет воду,
2. не поле перейти.
3. Не изведав горького,
4. а внимание.
5. Весна красна цветами,
6. а заботливый — мед.
7. Век прожить —
8. не узнаешь сладкого.
9. Дорог не подарок,
10. а осень — снопами.
Конкурс « Фехтование»
(листы бумаги, ручки, часы)
Наносить удары, уколы противнику ребята будут словами. Нужно составить как можно больше слов из букв, имеющихся в слове «государство». Ведь каждый рыцарь жил в каком-то государстве средневековой Англии, Франции, Испании.
Внимание! Время пошло. Сколько у кого получилось слов? 2 человека с наибольшим количеством составленных слов выходят и зачитывают их по очереди.
Итог — (Государство — ус, ад, ар, год, оса, сад, суд, дар, дог, род, рот, рог, тур, вор, ров; град, сода, сорт, сало, удар, угар, удав, утро, авто, рост, руда, рота, враг, вода, город, овраг, сосуд, устав, дрова, досуг, дорога, родство).
1.Как называется деревянная часть винтовки? (Приклад).
2.Кто добывает сведения о противнике? (Разведчик).
3.В чём носят офицеры своё оружие? (В кобуре).
4.Как называется летний головной убор матроса? (Бескозырка).
5.Зимняя верхняя одежда солдат. (Шинель).
6.С помощью чего передвигается танк по земле? (С помощью гусениц)
Эстафета «Болото»
Дети предварительно снимают один кроссовок и кладут в обруч.
По сигналу участник бежит до обруча, берет свой кроссовок, надевает его и возвращается назад, передав эстафету другому участнику.
Викторина
(если команда знает ответ, то поднимает шарик)
1. В ознаменование, каких событий установлен праздник День защитников Отечества, который раньше назывался Днём СА и
ВМФ? (-23 февраля 1918 г. одержана победа Красной армии под Псковом и Нарвой над немецкими войсками).
2 . Назовите 4 важнейших сражения ВОВ? (-Оборона Москвы,
Сталинградская битва, Курская дуга, Битва на Днепре, взятие Берлина)
3 . Когда и кем было водружено над Рейхстагом в Берлине Знамя
Егоров, Кантария).
4. Кто за годы ВОВ был трижды удостоен звания Героя Советского союза?
(Г.К. Жуков, И.Н. Кожедуб, А.И. Покрышкин)
Конкурс: « Пришей пуговицу»
(каждому участнику команд дается ткань, пуговица и иголка с ниткой. Необходимо пришить пуговицу на время, кто быстрее.)
Конкурс: « Ловкость»
(ведущий раздаёт командам по три гвоздя и молотку и предлагает на время, то- есть, кто быстрее забьёт гвозди в брусок)
Эстафета памяти .
Бег со свечой в руках. Расстояние 10 м. Свечу можно прикрывать рукой.
Вот и подошел к концу турнир. Жюри уже успело подвести итоги. Осталось вручить призы и подарки вместе с грамотой:
Грамота –«Самый Сильный»
«Самый умный»
«Самый Смекалистый»
«Самый хозяйственный»
«Самый мужественный»
«Самый бесстрашный и мудрый»
«Самый говорливый»
Девочка:
Дорогие наши мальчики! Поздравляем вас с Днем защитника Отечества! Надеемся, что прекрасная половина человечества всегда найдет в вашем лице доблестных рыцарей и защитников!
Что же, как я посмотрю,
Есть простор богатырю!
Есть и сила, и здоровье
В нашем поколении –
Значит мы с богатырями
Входим в наш миллениум,
Значит, есть кому Россию
Защищать и охранять.
Ну, а мы хотим
Здоровья вам
И счастья пожелать
Приложение
ЗАГАДКИ
Не крылата, а перната,
Как летит, так свистит,
А сидит, так молчит.
(Стрела)
Летит ворон, весь окован,
Кого клюнет, тому смерть.
(Пуля)
Стоят три старушки:
Вздохнут они да охнут,
Вблизи все люди глохнут.
(Пушки)
Летит — лается, упадет — рассыпается.
(Снаряд)
Стоит черепаха — стальная рубаха,
Враг в овраг — да еще где враг.
(Танк)
На пушку не похоже, а палит дай боже.
(Гвардейский миномет)
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится.
(ластик)
Я весь мир слепить готов —
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин —
У меня есть…
(пластилин)
Я большой, я ученик!
В ранце у меня.
(дневник)
Я готов к учебным стартам,
Скоро сяду я за..(парту)
Углы рисую и квадратики
Я на уроке… (математике)
И понимает каждый школьник,
Что очень нужен мне… (угольник)
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь…
(линейка)
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -…(пенал)
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная… (бумага)
Желтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках…
(мимоза)
Он – цветочный принц-поэт,
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам…(нарцисс)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький…
(подснежник)
Их в Голландии найдете,
Там везде они в почете.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут…
(тюльпаны)
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою…(страну)
Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником —
Станешь…(пограничником)
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном…(корабле)
Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат — военный…(летчик)
5.Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется…(танкистом)
Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
МОУ «Чихачёвкая средняя общеобразовательная школа»
Бежаницкий район Псковская область
Воспитательное дело в интернате:
Воспитатель интерната:
Павлова Фаина Ивановна
Стаж работы в должности15 лет
Традиционные состязания
«Борьба» (Көрәш)
Татарская национальная борьба на поясах (кушаках) «Курэш» — старинное состязание. Состязания проводили во время праздников и народных гуляний, но главные состязания проводили на главном татарском празднике Сабантуй.
Правила: В нескольких возрастных и весовых категориях ведутся поединки борцов. Борцы должны держать друг друга за кушаки и таким образом пытаться уложить соперника на лопатки. Кто первый смог бросить соперника на спину – тот и победитель. Затем проходили схватки всех победивших в категориях, и победивший всех традиционно получал титул «Батыр» (Силач) и главный приз живого барана.
«Стрельба» (Ук ату)
Стрельба из лука по мишеням. Побеждает поразивший мишени минимальным количеством стрел.
«Поднятие камня» (Ташлык)
Участники поднимают тяжёлые камни. Побеждает поднявший камень наибольшее количество раз.
«Столб» (Багана)
Необходимо залезть на скользкий отполированный вертикальный столб и дотянуться до одного приза на выбор. Стандартными призами как правило были сапоги, лапти, живой петух, связка лакомств. Зимой иногда столб перед этим поливали водой. Смысл состязания в том,что залезть на столб очень трудно, но со стороны это выглядит забавно и интересно.
«Разбивание горшка» (Чүлмәк вату)
С завязанными глазами палкой необходимо попасть по глиняному горшку и разбить его. Зрители подсказывают участникам направление.
«Перетягивание каната» (Аркан тартыш)
Канат (или толстая канатная верёвка) длиной в несколько метров кладётся посередине площадки вдоль неё. Середина каната отмечается цветной ленточкой (тряпочкой). Играющие делятся на две команды, равные по количеству игроков и по силам. Игроки, разделившись в команде на пары, встают справа и слева от каната, стараются перетянуть канат в свою сторону. Когда одной из команд удастся отойти с канатом назад так, чтобы ленточка пересекла контрольную линию, даётся свисток и борьба прекращается. Побеждает команда, которая смогла перетянуть канат на свою сторону.
«Бег в мешках» (Капчык йөгереш)
По сигналу ведущего участники должны быстро залезть ногами в мешок, и, придерживая его руками возле пояса, допрыгать до обозначенного места. Обежав его, игрок возвращается, вылезает из мешка и передает его следующему игроку, который повторяет все действия. Во время игры не допускается падение мешка. Если во время эстафеты участник упал, он может подняться и продолжить соревнование.
«Бег с яйцом на ложке» (Йомырка йөгереш)
Игроки должны бегом с яйцом на ложке во рту добраться до финиша и вернуться назад. Главное условие игры – держать ложку с яйцом во рту добраться до финиша не уронив яйцо.
«Бег с коромыслом» (Көянтә йөгереш)
Забег с ведрами наполненными водой на коромысле. Главное условие игры – добраться до финиша не разлив воды. Участники должны добежать до ориентира с ведрами наполненные водой. Обежав ориентир вернуться на линию старта и при этом не выливая воды из ведра. Побеждает тот игрок, который быстрее вернулся на линию старта, не выливая воды из ведра.
«Бой мешками» (Әтәчләр талашуы)
Шуточное состязание. Игроки садятся или встают на закрепленное округлое бревно им даются мешки наполненные тряпками или соломой и этими мешками они должны друг друга сбивать с бревна.
«Слепая охота» (Кисеп алу)
Шуточное состязание. Игроки должны с завязанными глазами с ножницами в руках подойти к указанному месту и срезать сувенир. Кто быстрее срезал — то и выиграл. Зрители подсказывают участникам направление.
«Катык»
Шуточное состязание — доставание монетки зубами из полной миски с катыком на скорость.
Конные состязания
«Скачки» (Бәйге)
Состязание всадников на прямые дистанции и по кругу. Могут участвовать от 2 и более наездников. Необходимо доскакать на коне первым до финишной линии.
«Упряжки» (Жигелеп бергә)
Соревнование наперегонки на парных конных упряжках.
«Под седлом» (Мич төбе ияр)
Быстрая езда, когда наездник держится под туловищем коня.
«Разрубить яблоко» (Чабу алма)
Необходимо на скаку разрубить яблоко, насаженное на прут.
«Платок» (Шәл)
Парень-всадник должен на полном скаку нагнуться и поднять женский платок с земли, удержавшись в седле.
«Догони и поцелуй» (Кыз куу)
Состязание женихов. Парень-всадник должен догнать девушку-всадницу и поцеловать её на скаку.
Детские игры
«Бег по следу» (Эзеннән бару)
Играющие разбиваются на; две команды и выстраиваются в две колонны за линией старта. Для каждой команды чертятся от линии старта непрерывные прямые линии, большие круги, спирали и другие фигуры. Первые игроки команд начинают бег по нарисованным линиям. Вернувшись, они касаются руками вторых игроков своих команд, а сами становятся в конец колонны. Остальные пробегают это же расстояние. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила:
-Не разрешается начинать бег, пока возвратившийся игрок не коснется рукой следующего.
-При беге надо строго придерживаться линий дистанции.
«В узелки» (Әйберләрне төенчек)
В эту игру хорошо играть всем классом.
Платок или шарф завязывают в узелок. Все выбирают водящего и садятся в круг на расстоянии 1,52 метра друга от друга. Водящий выходит из круга, а игроки начинают перекидывать узелок соседу справа или слева. Тот ловит и кидает тоже в любую сторону. Водящий бегает и старается поймать узелок. Если он даже коснулся узелка, игрок, у которого он был, начинает водить.
Запомни: водящий не может входить в круг! Нельзя дразнить водящего, «играть в собачки» нужно сразу, получив узелок, перекидывать его другому игроку. Нельзя кидать узелок через центр круга.
«Жмурки» (Кузбайлау уены)
Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямкинорки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямкахнорках. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!» и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.
Правила: Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.
«Займи место» (Буш урын)
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу
Никого в дом не пущу!
Как гусыня, гогочу,
Тебя хлопну по плечу
Беги!
Сказав, беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Правила: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8-10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренгапобедительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка.
Правила: Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.
«Кто первый?» (Кем беренче?)
Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой — ставится флажок, обозначающий конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, гот считается победителем,
Правила:
Расстояние с одного конца площадки до другого должно быть не более 30 м. Сигналом может служить слово, взмах флажка, хлопок. При беге нельзя толкать товарищей.
«Лисички и курочки» (Тельки хэм тавыклар)
На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Кукареку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила: Если водящему не удается запятнать коголибо из игроков, то он снова водит.
«Ловишки» (Тотыш уены)
По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.
Правила: Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.
«Мяч по кругу» (Теенчек уены)
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила: : Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
«Медный пень» (Бакыр букэн)
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Детихозяева становятся за стульями.
На татарскую народную мелодию водящийпокупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три — беги» — разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Правила: Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
«Палка-кидалка» (Сойош таяк)
Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палкукидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.
Правила: Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.
«Липкие пеньки» (Йэбешкэк букэндэр)
Тричетыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила: Пеньки не должны вставать с мест.
«Перехватчики» (Куышу уены)
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
Мы имеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать
Раз, два, три, четыре, пять
Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила: Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.
«Продаём горшки» (Чулмак уены)
Играющие разделяются на две группы: детигоршки и игроки-хозяева горшков. Детигоршки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
-«Эй, дружок, продай горшок!»
-Покупай!
-Сколько дать тебе рублей?
-Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила: :
— бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
— бегущие не имеют права задевать других игроков;
— водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
«Серый волк» (Соры бүре)
Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 2030 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):
Вы, друзья, куда спешите?
В лес дремучий мы идем.
Что вы делать там хотите?
Там малины наберем.
Вам зачем малина, дети?
Мы варенье приготовим.
Если волк в лесу вас встретит?
Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается когонибудь запятнать. Пленников он уводит в логово туда, где прятался сам.
Правила: Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.
«Скок-перескок» (Кучтем-куч)
На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий.
Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила:
— нельзя выталкивать друг друга из кружков;
— двое играющих не должны находиться в одном кружке;
— при смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
«Спутанные кони» (Тышаулы атлар)
На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее не более 20 м. устанавливаются флажки, стойки. Играющие делятся на тричетыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки.
По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
Правила:
Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м.
Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).
«Стрелок» (Уксы)
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок — стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила: В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
«Тимербай»
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись,
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали
Друг на друга поглядели,
И все так вот сделали!
С последними словами вот так водящий делает какоенибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила: Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
«Угадай и догони»
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать. Правила:
В случае если водящий не поймет товарища, можно повторить игру еще раз с ним. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.
«Хлопушки» (Абакле)
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает когонибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила: Пока водящий не коснулся чьейлибо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
«Хромая лиса» (Аксау төлке)
Перед началом игры на земле рисуются два круга: диаметром 510 м (курятник) и диаметром 12 м (дом хозяина). Играющие (их может быть от пяти до двадцати человек) выбирают хозяина и лису. Остальные играющие куры. Лиса бежит мимо дома хозяина. Хозяин спрашивает ее: «Куда ты?» «За шубой», отвечает лиса. После этого хозяин «засыпает», а лиса бежит в курятник и должна, прыгая на одной ноге, поймать кур (куры бегают на двух ногах). Если лиса осалила курицу, та становится лисой.
А хозяин из своего круга следит за тем, чтобы лиса все время скакала на одной ноге. Если же лиса встанет на две ноги, хозяин «просыпается», бежит в курятник и ловит ее. Если поймал, то сам становится лисой.
«Юрта» (Тирмә)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок!
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Правила: С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Татарские национальные игры
Выполнила: Чурмаева Юлия,
ученица 5 класса, МАОУ «Берез —
никовская СОШ им. М.Г.Имашева»
Березники, 2017
Программа «Мир игры» посвящен разучиванию массовых подвижных игр. Эти игры всегда музыкальные, а так же познавательные.Ведь они знакомят с играми других национальностей. Игры воспитывают дружбу между этносами.
Каждый народ богат играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Например, при раскопках древнего Новгорода обнаружено немало мячей и сама палка-бита, давшая название игре – «лапта». Это русская народная игра. Но у многих народов мира есть родственные игры. Они имеют свои правила и называются по-разному. В Англии – это «крикет», у американцев – «бейсбол», у кубинцев – «пилота», у немцев – «шлагбал».
(Игра «Лапта»)
Самыми популярными играми у русского народа являются «Пятнашки», «Горелки», «Городки», » Каша» и другие.
Татаро-башкирский народ тоже богат на игры и праздники. Игровой фольклор татарского народа разнообразен. Неоценим он и по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег, прыжки, метание, бросание, ловля и другие виды движений – все это можно найти в татарских народных играх. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывают необходимые морально – волевые качества.
Характерными особенностями татарских народных игр является соревнование, сотрудничество и коллективность, самостоятельность действий участников, высокая эмоциональность.
Игра укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Глубина и разносторонность воздействия делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр по определенной системе и в сочетании с другими видами физических упражнений обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера.
Изучение татарских народных игр показало, что существует различные по своему происхождению и содержанию формы игр. Есть такие игры, которые имеют столетнею или даже тысячелетнею давность.
Например, известный ученый-филолог Махмут Кашгари описывает детские игры, одна из них «Менкез-менкер». Эту игру до сих пор играют дети под названием «Летели-летели» («Очты-очты»).
Татарский народ издавна отмечает традиционные праздники, которые состоит из спортивных игр. Это «Сабантуй», «Карга боткасы», «Умырзая» и.т.д. В праздниках в основном участвуют дети. Игры, танцы, песни объединяют и сплачивают детей.
Преимущество использования народных игр состоит в том, что они просты и доступны, не требуют специального оборудования. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. В народных играх отражаются искренняя любовь народа к веселью, движениям.
Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.
Татарская народная игра «Аксак т ө лке»
(«Хромая лиса»)
Один из ребят – «хромая лиса», другой – «хозяин дома» — медведь, все остальные ребята — куры. «Хозяин дома» — в кругу, рядом с которым — большой круг- «курятник». «Лиса» — за чертой, в «норе».
От своей норы лиса на одной ноге допрыгивает к «хозяину дома». Лиса и медведь заводят разговор.
Ты куда, лиса хромая,
Темной ночью ковыляешь?
Бабка ждет меня родная,
Разве ты о том не знаешь?
А зачем к ней торопиться?
Шубка сушится на печке.
А если шубка загорится?
Окуну я шубу в речку.
Вдруг умчит ее вода?
Трудно будет мне тогда.
Ну, а как, лиса хромая,
Ты без шубы проживешь?
Не тревожься, спи, хозяин,
Как проснешься, ты поймешь!
«Хозяин дома» укладывается спать, а лиса припрыгивает в курятник. Куры просыпаются и разбегаются в разные стороны, а лиса, прыгая на одной ноге, старается кого-нибудь запятнать. Кого запятнают, тот становится лисой.
Татарская народная игра « Аю-б ү ре»
(«Серый волк»)
Один из играющих — «Серый волк». Дети идут «в лес» собирать ягоды. Один из игроков спрашивает:
Вы, друзья, куда спешите?
Дети хором:
В лес дремучий мы идем.
Что вы делать там хотите?
Там малины наберем.
Вам, зачем малина, дети?
Мы варенье приготовим.
Если волк в лесу вас встретит?
Серый волк нас не догонит.
Дети подходят к тому месту, где прячется, серый волк и поют:
Соберу я ягоды и сварю варенье.
Для любимой бабушки будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собирать!
А волков, медведей вовсе не видать.
Тут серый волк поднимается, а дети бегут за черту. Кого волк запятнает, того уводит к себе.
Так он может запятнать 4-5 детей, и последний становится серым волком.
Игра «Маляр и краски» (Буяну-буяну)
В игре участвуют в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек.
Описание. На расстоянии 20-30 м чертят две параллельные линии. На одной из них устанавливают гимнастические скамейки. Сбоку между линиями чертят круг диаметром 3-4 м — «дом маляра». Выбирают водящего и «маляра», остальные игроки становятся «красками».
«Краски» садятся на гимнастические скамейки или на траву в один ряд. Отослав «маляра» в его «дом», водящий распределяет между играющими краски: красную, зеленую, желтую и т. д. По сигналу руководителя к водящему (он стоит рядом с «красками») подходит «маляр» и спрашивает:
Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?
У меня, дружочек, красок много очень. Какую тебе дать?
«Маляр» называет какую-нибудь краску, например красную. Участник игры, получивший название «красная краска», быстро встает и бежит до второй линии. «Маляр» пытается догнать его и коснуться рукой. Если ему это удается, то он отводит «краску» в свой «дом». Если «маляр» не поймает «краску», то она возвращается к себе в «дом» (на скамейку) и «меняет» свой цвет. После этого игра повторяется.
Правила.
1. Ловить «краску» можно только до противоположной линии площадки.
2. «Маляру» запрещается ловить игрока, пока тот не встал с гимнастической скамейки или с земли.
3. Не добежав до второй линии, «краска» не имеет права вернуться обратно и сесть на скамейку.
Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского языка означает «праздник плуга». Люди радовались пробуждению природы и хотели задобрить землю, чтобы она подарила богатый урожай. Сабантуй – это массовое гуляние и, конечно, народные игры: бег с яйцом в ложке, битье горшков, перетягивание каната, бег в мешках.
И в нашей Березниковской школе каждый год 1 июня — в День Защиты детей — проводится праздник Сабантуй.
Сабантуй – весенний праздник,
Праздник дружбы и труда.
Пой, играй и смейся громко,
И танцуй, как никогда!
В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии.
Мы в школе тоже готовимся к празднику заранее. Пишем красивое объявление о том, что будем собирать подарки. И в этот день все учащиеся, учителя, сотрудники школы приносят подарки. Сбор подарков так же сопровождается песнями, шутками и танцами.
С өрән сугу (Сбор подарков)
Праздник сопровождается танцами, песнями, стихами.
Игра — соревнование «Бег в мешках»
Эта игра одна из самых простых и в то же время забавных и эмоциональных летних игр. Традиционно в нее играют дети, но никто не мешает присоединиться и взрослым.
Понадобится: мешки (по количеству человек, 2-4)
Количество игроков: любое
Правила игры:
1. Постройте детей в колонны и выдайте им мешки.
2. По сигналу ведущего, придерживая мешки руками возле пояса, они прыгают до обозначенного места (флажка, палочки, или другого предмета). Обежав его, дети возвращаются к своим колоннам, выл е з у т из мешков, передают их следующим.
3. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках.
4. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание .
Игра – соревнование «Яйцо в ложке»
Скорей, скорей возьмите ложки
И пробегитесь по дорожке.
А в ложке там яйцо,
Не уроните вы его.
Инвентарь : деревянные ложки, яйца.
Подготовка : 2-3 участника
Игра: участники становятся на линии старта. Им дают ложку с лежащим в ней яйцом. По сигналу ведущего участники бегут к финишу и обратно, следя за тем, чтобы яйцо не упало.
Победитель
Перетягивание каната
Этот конкурс не только вид спорта, но и активная, веселая конкурсная командная игра, в которой побеждают сильнейшие, а получают заряд бодрости и веселья все участники.
Понадобится: канат
Количество игроков: 8 (любое)
Правила игры: 1. Разделите участников на две равные команды по 4 человека.
2. Расположите команды по разные стороны каната. Посередине каната делается «центральная отметка».
3. По сигналу каждая команда начинает тянуть канат, старясь или чтобы отметка ближайшая к соперникам пересекла черту на земле
4. Побеждает та команда, которая перетянула канат.
Важно! Перед началом игры обязательно проверьте канат на прочность! В этой игре маленьким детям лучше не участвовать!
Игра «Разбей горшок»
В программе сабантуя есть игры, требующие ловкость, чутье, а не силу. Таковой является игра в «Разбей горшок», в которой с завязанными глазами небходимо найти горшок и ударом длинной палкой разбить ее.
Понадобится: платок, длинная палка, горшок (ведро)
Количество игроков: 1
Правила игры: с завязанными глазами надо найти горшок и ударом длинной палкой «разбить» ее.
Важно! З рителям нельзя близко стоять
На площадке проходили соревнования “ Н а срезание призов с закрытыми глазами ”
А вот здесь призы висят
Надо их вам срезать.
Угостите всех ребят,
Чтобы веселее бегать.
А так же соревнования “ П о поднятию гири ” .
Соревнование по армрестлингу
Соревнование «Бег с коромыслом»
Кто с ведерком всех быстрее
Пробежит по той аллее,
Чтоб воды не расплескать
И, конечно, не упасть.
Инвентарь : коромысло- 2 штуки, ведра 5 л. с водой — 4 шт.
Количество игроков : 2 участника
Ход соревновании -игры : участники становятся на линии старта. Им дают коромысло с ведрами, наполненные водой. По сигналу ведущего участники бегут к финишу и обратно, следя за тем, чтобы вода не пролилась.
Победитель : участник, который прибежал к финишу первым.
Все ребята получают призы, так как все с желанием участвуют во всех конкурсах.
Масленица – яркий славянский праздник, который народ любит весело отмечать вкусными блинами. Не обходится гулянье без танцев, конкурсов и игр. Развлекательная программа в этот день очень богатая, поэтому люди празднуют Масленицу с большим размахом. Важным атрибутом во всех конкурсах и играх выступает метла, практически каждое новое состязание сопровождается ею. Ниже представлены самые увлекательные и веселые игры и конкурсы, которые придадут гулянью небольшой азарт и интригу.
Конкурс «Хороша хозяюшка»
Для этого конкурса выбирают несколько девочек. Задача очень простая: они должны почистить одну картошку, пришить одну пуговицу и одеть куклу. Однако на выполнение всех этих дел им дается всего две минуты. Именно за такой короткий срок, девочки должны оперативно все успеть сделать. Победительницей будет та, которая сможет выполнить все три пункта или же намного больше своих соперниц.
Конкурс «Вот, блин»
Этот конкурс напрямую взаимосвязан с Масленицей, потому что в нем нужно обязательно употребить такие слова, как:
блин;
зима;
весна;
солнце;
радость.
Участие принимают несколько детей. Им необходимо сочинить небольшое по объему стихотворение в рифму, где нужно обязательно использовать все эти пять слов. В случае, если у ребенка возникли трудности, ему могут помочь родители или друзья. Однако победителем конкурса будет тот, у кого стихотворение получиться самым красивым и складным. Непременно должно учитываться, насколько помогали взрослые и друзья и помогали ли они вообще.
Конкурс «Тещины блины»
Очень увлекательный конкурс, в котором могут принять участие взрослые и дети одновременно. Выбираются несколько игроков. Перед ними ставят тарелки с одинаковым количеством блинов. Всего за одну минуту нужно съесть как можно больше этого лакомства. Победителем будет тот, у которого в тарелке не останется ни одного блина или намного меньше, чем у соперников.
Конкурс «Качели»
Конкурс «Качели» является очень веселой игрой, а состязаться в нем лучше стоит мальчикам. Для игры выбирается несколько участников. На их количество необходимо заранее подготовить корзины и теннисные мячи в равных количествах. Корзина привязывают в виде качели. Начинает играть музыка и мальчики по одному теннисному мячику пытаются попасть в сложное «гнездышко», одно попадание равняется одному баллу. Победителем станет тот, кто сумеет набрать большее количество баллов.
Конкурс «Бег в мешках»
Многими любимая игра в мешках будет очень кстати на веселом празднике. Всех участников делят на две команды, каждая из которых выбирает себе песню. По старту, первый участник в мешке начинает прыгать до определенной отметки, и таким же образом возвращаться обратно. Игру продолжает вести второй, затем третий, четвертый и другие участники команды. Во время игры нужно громко петь выбранную песню. Та команда, которая быстрее справиться с заданием и намного лучше исполнит песню, займет заслуженное призовое место.
Игра «Со стульями»
Данная игра многим хорошо известна. Для игры используется несколько стульев, а игроков берут на одного меньше. Включается музыка, и все начинают дружно бегать вокруг стульев, а как только она прекращается, игроки должны занять свои места на этих стульях. Тот, кому не осталось места сесть, выбывает из игры вместе с одним стулом. И так продолжается до самого финала, пока не определиться победитель. Для детей это очень забавно и весело, а в Масленицу это будет намного увлекательнее.
Эта же игра со стульями очень понравится и взрослым. Суть состязания не меняется, однако на стулья должны сразу сесть мужчины. Женщины, которых на одного человека больше, дружно бегают пока играет музыка, а как только она прекращается, они садятся на колени любимого человека или друга. Кульминация игры самая азартная, это когда остается один стул с мужчиной, вокруг которого бегают две женщины. В этот интригующий момент стоит посмотреть в глаза этому счастливому мужчине, который будет в большом предвкушении. Победителями выйдет та пара, в которой женщина оказалась проворнее всех соперниц.
Игра «Гуси и гусыни»
Старинная веселая игра, в которой участие принимают минимум 5 человек. Все встают в круг лицом к центру и держатся за руки. За их спинами ходит ведущий и поочередно дотрагивается рукой до спины каждого участника. Одним он говорит «гусыня», а другим «гусь». Если игроку было произнесено первое слово, то это значит, что он стоит на месте и не двигается. Однако если второе, то это значит, что он должен пробежать вокруг всех игроков и занять свое прежнее место. Суть игры заключается в том, что ведущий тоже бежит по кругу, и если он прибежит быстрее, чем второй участник, значит, свое звание он передает ему. Теперь ведущим становится он. Таким образом, продолжается игра.
Игра «Метание метлы»
Очень забавная игра для взрослых и детей. Участие принимают несколько человек. Задача игры заключается в метании метлы на дальность. Тот участник, который забросит атрибут дальше всех, и будет победителем игры «Метание метлы».
Игра «Ручеек»
Игра «Ручеек» являлась традиционной и самой любимой игрой наших прадедов и прабабушек. Смысл этого состязания многие знают. В игре принимают участие девочки и мальчики, молодые юноши и девушки. Игроки встают в два ряда и берутся за руки высоко над головой. Таким образом, получается живой коридор. Один участник, которому не досталась пара проходит под сцепленными руками и выбирает себе пару. Обычно им является тот, кто неравнодушен и очень даже симпатичен. После этого новая пара встает последней, а тот, у кого увели — первым. Поэтому же принципу продолжается вся игра. Будет очень весело и увлекательно, если участников в игре будет много, и живой коридор образуется длинным.
Игра «Сюрприз»
Еще одна веселая игра, которая называется «Сюрприз». Принимать участие в ней одно удовольствие, потому что позитива будет просто море. Само ее название говорит о чем-то неожиданном, но приятном. Для игры потребуется одна небольшая коробка и как можно больше участников. Все становятся или садятся в круг и берут в руки эту коробку. Включается музыка, и атрибут начинают оперативно передавать друг другу. На ком музыка останавливается, тот снимает с себя какую-нибудь вещь и кладет в эту коробку. Так продолжается вся дальнейшая игра. Когда все участники практически оказываются раздетыми, то немного меняются правила игры. Снова под музыку передается коробка, и на ком останавливается музыка, тот, не глядя, берет что-то с атрибута. Вещь, которая ему попалась на руки, он должен надеть на себя. Это будет приятная игра для дружной компании, которая всех сможет сильно развеселить.
Игра «Солнышко»
Одной из интересных игр в Масленицу для детей младшего возраста считается игра «Солнышко». Участники делятся на две команды, и становится в ряд. Для состязания понадобится два А3 листа, на которых будет нарисован круг. Также понадобится несколько фломастеров для каждой команды. По старту, каждый по одному из участников из двух команд быстро подбегают к листу бумаги и дорисовывают по одному лучу. То же самое проделывает второй, третий и все остальные участники. Победителями будет та команда, в которой все участники успеют дорисовать по одному лучу. Такая игра вселяет даже в самых юных игроков дух соперничества, что вызывает в них большую интригу и азарт.
Игра «Бег на метле»
Для этой игры потребуются кегли, которые следует аккуратно расставить в один ряд. Каждый участник должен сесть на метлу и как можно быстрее пробежать змейкой вокруг кеглей. Выиграет тот, кто быстрее всех справиться и меньше собьет поставленных препятствий.
Игра «Чугунок картошки»
Всех участников снова делят на две команды и выдают каждому ложку. Перед командой кладут пустые миски, а неподалеку от них чугунок с картошкой. По старту каждый участник с ложкой должен быстро набрать картошки и переложить ее в миску. Победителями станет та команда, которая больше перенесет картошки в свою миску.
Игра «Снежная крепость»
Нередко случается так, что в Масленицу выпадает много снега. Таким чудом следует воспользоваться и посостязаться, особенно если снег липкий. Собирается две команды, в каждую ставят одного капитана из взрослых. Дается немного времени для сооружения снежной крепости и зарядов. Далее начинается настоящая атака между соперниками. Игра сопровождается большой интригой и азартом. Победителями станет та команда, которая быстрее разрушит крепость противника.
Поздравления с праздником: Масленица