Экология познания. Психология: Традиция йоги предлагает глубокую формулу для реализации заветных желаний, не требующую от вас изменений. Это практика Санкальпы (намерения).
Традиция йоги предлагает глубокую формулу для реализации заветных желаний, не требующую от вас изменений. Это практика Санкальпы (намерения).
Почти каждое новогоднее заявление начинается со слов «я буду». Мы призываем нашу силу воли и обязуемся изменить не только то, что делаем, но и то, кем являемся. Мы ставим цели и представляем, какими счастливыми станем, получив желаемое.
Но если йога нас чему-то и учит, так это тому, как велика разница между «моей волей» и «божественной волей» . Часто желание что-то изменить в своей жизни возникает из обманутого эго, эмоций и обусловленности. И чаще всего терпит неудачу, потому что начинается с недовольства тем, что есть, и укрепляет ошибочное отождествление счастья с получением желаемого.
Йога-традиция предлагает современную альтернативу подобным новогодним заявлениям – практику Санкальпа, или Намерение. Санкальпа начинается с радикального послания, что вы уже есть то, чем хотите быть, чтобы выполнять вашу жизненную дхарму . Вам нужно только сосредоточиться, воссоединиться со своими заветными желаниями и направить туда божественную энергию.
Санкальпа: за пределами заявлений.
Род Страйк, основатель Пара-йоги, объясняет, что главным архитектором нашей жизни является ум. Чтобы создать жизнь, для которой мы здесь, мы должны снова и снова возвращать наше внимание к дхарме, к своим глубинным намерениям и внутренним божественным качествам.
Санкальпа именно для этого и существует. Страйкер объясняет, что «кальпа» означает «обет» или «правило, соблюдающееся превыше всех правил», а «сан» относится к связи с высшей истиной . То есть, это обет и обещание поддерживать высшую истину. «По определению санкальпа должна быть почитанием глубинного смысла нашей жизни, нашей дхармы – первостепенной причины пребывания здесь», — говорит он. Санкальпа — это утверждение, призванное согласовать каждый ваш выбор с вашей истинной природой .
Тогда как типичное новогоднее заявление забывается в течение нескольких недель, если не дней, как только энтузиазм сходит на нет, санкальпа не требует для воплощения перемен силы воли, исходящей от эго. Согласно доктору Ричарду Миллеру, клиническому психологу и учителю Адвайта Веданты и Кашмирских недвойственных традиций, санкальпа содержит в себе всё, что требуется для своей полной реализации: икка (огромную волю и энергию), крийя (действие) и джняна (мудрость для совершения действия).
«Все эти аспекты Божественного живут в нас. Когда проявляется истинная Санкальпа, мы пробуждаемся к этим трем качествам, и они начинают проявляться в нас,» — говорит Миллер. «Не нужно думать, где взять силы для воплощения желаемого. Энергия и воля уже присутствуют в нас. Санкальпа лишь помогает найти Путь, чтобы привнести это в мир».
Два типа Намерений
Санкальпа существует в двух формах. Первая, которую Миллер называет заветным желанием, отражает вашу истинную природу. Этот тип санкальпы всеобъемлющ, и не требует ни изменений, ни действий. Это просто утверждение, кто вы есть, например: «Я уже целостен и исцелен» или «Я есть покой». Согласно Миллеру, такое намерение исходит не от интеллектуального ума, а из внутренней глубины, из бесконечной тайны того, кем мы являемся. Уже после, наш ум получает информацию определенного направления, которое мы должны принять, или принимаем в нашей жизни».
Санкальпа может проявиться и по-другому: как конкретное намерение или цель. Бренна Гиан, сертифицированный инструктор Пара-Йоги в районе Бэй, Сан-Франциско, объясняет: «Даже после осознания своего предназначения не всё приходит сразу. Чтобы проживать миссию души, необходимо дойти до определенного переломного этапа.»
Постановка конкретных целей помогает согласовать каждый ваш выбор с заветным желанием. Гиан предлагает смотреть в будущее, задавая себе вопрос, что конкретно должно произойти для вашего продвижения вперед. Ваша конкретная санкальпа указывает, что делать и куда направить энергию, чтобы достичь своих больших жизненных целей.
Как найти свою санкальпу?
Прислушайтесь к себе, и вы обнаружите свою Санкальпу. Ваше заветное желание уже Есть, его просто нужно рассмотреть, услышать, почувствовать. Не нужно ничего придумывать, вашему уму не нужно метаться в поисках.
Миллер описывает три стадии прислушивания к себе в традиции веданты:
Первая, sravana, – это готовность услышать шепот своего заветного желания. Нужно определенное мужество, чтобы прислушаться к зову сердца, к тишине, и к спокойствию ума, прийти к которым можно в медитации.
Второе состояние, manana, – это акт разворота и приветствия к посланию изнутри. Услышав зов, нужно быть готовым прочувствовать его и глубоко осмыслить.
Финальная стадия, nididhyasana, – это готовность делать то, что требуется для воплощения заветного желания. «Оно будет побуждать вас к проявлению в мире,– говорит Миллер,– и нужно быть готовым действовать».
Но что, если вы сидите и прислушиваетесь, а никакого ответа нет ? Или если ответы, которые вы слышите: новая машина, новая работа, лучшие отношения, – больше похожи на бесконечные желания эго, эмоций и обусловленного ума, чем на голос мудрости вашего сердца?
Анна Дуглас, йога-терапевт в Банхафф, Альберта, специализируется на том, чтобы направлять студентов в порой очень тяжелом поиске ответа на вопрос «Чего я на самом деле хочу?», и поощряет просто начать этот поиск независимо от внешних обстоятельств. Дуглас считает, что любая цель может положить начало этому пути. «Даже простое, маленькое желание может привести к заветной мечте. Оно может возникнуть из обусловленности, но, если доверять практике и следовать голосу сердца, оно приведет вас к сути вашего существа» .
Чтобы услышать свое сердечное желание, работайте с теми целями, которые у вас есть, но при этом задайтесь вопросом, что за ними стоит. Например, одна из самых распространенных целей, которую слышит Дуглас, – это «Я хочу стать стройным» или «Я хочу потерять вес». В таком случае она просит клиента представить, какой будет его жизнь, и как он будет себя чувствовать, достигнув этой цели. Это чувство любви к себе, физическому благополучию или свободе? К какому чувству он так стремится? Что это за тоска в душе, и на что она указывает?
Еще одна распространенная цель – отказ от чего-нибудь, например, от курения или шоппинга. Чтобы исследовать, что лежит за этим, спросите себя, какое желание удовлетворится через это действие. Ищете ли вы покоя, свободы от боли или принятия со стороны окружающих? Найдите этот глубинный голод, тоску. Они укажут вам, чего на самом деле хочет ваше сердце. «Я хочу бросить курить» в процессе работы может трансформироваться в глубинное желание «я хочу заботиться о своим теле», а если пойти дальше, возникнет санкальпа «Я люблю мое тело» или даже «Я есть любовь». Это эволюция, но она всё таки имеет первоначальное намерение бросить курить.
Утверждайте Санкальпу.
Вполне естественно формулировать желания как «Я хочу», а намерение как «Я буду» или «Я не буду», но этим словам не хватает истинности заветного желания и связи с дхармой. «Санкальпа – это не петиция и не молитва , — говорит Миллер. «Это глубоко истинное утверждение того, что уже есть в настоящий момент .»
Поэтому Санкальпу – и заветное желание, и конкретное намерение – нужно формулировать в настоящем времени . Например, вместо «Я хочу быть более сострадательным» можно сказать «Сострадание – моя истинная природа» или «Я есть сострадание». Вместо «Я не буду есть мясо» Ваша конкретная санкальпа может звучать так: «С состраданием к своему телу и ко всем живым существам Я ем вегетерианскую пищу». Заявляя санкальпу в настоящем времени, Вы признаете огромную волю, энергию и истину, проявляющиеся вместе с Вашим заветным желанием. К тому же, это служит напоминанием, что всё необходимое уже присутствует в Вас.
Посейте семя своей Санкальпы .
Ядром практики является повторение санкальпы. Когда вы держите её в уме, то усиливаете своё намерение и оказываете почтение своему заветному желанию. Но простого повторения санкальпы недостаточно. «Как только вы говорите, что хотите чего-то, часть Вас распознает, что вы этим не обладаете, – объясняет Страйкер. — Повторение желания укрепляет веру в то, что этого у Вас нет» . Когда бессознательное действует, исходя из недостаточности или воспринимаемой неадекватности, энергия, поддерживающая намерение, ослабевает.
Страйкер ссылается на тантрический текст Tripura Rahasya, который учит, что качества ума, повторяющего санкальпу, определяют ее эффект. Чтобы полностью реализовать ваше намерение, ум должен переключиться с двойственного мышления в недвойственную осознанность . Поэтому медитация – самая благодатная почва для практики санкальпа. Она возвращает ум в состояние целостности настоящего момента. «Чем дольше мы способны без усилий пребывать в пространстве единства, тем быстрее наша санкальпа наполнится энергией, — объясняет Страйкер. — Ум становится самым мощным фактором, помогающим нам в выполнении наших намерений».
Наиболее благоприятное состояние ума для вспоминания вашей санкальпы – это прямое переживание того, что вы уже открыты, бесконечны и совершенны . Недвойственные учения описывают это как Пространство Чистого Бытия. «Иначе в процесс вовлекается эго, – говорит Миллер. – То есть Вы подходите к намерению с позиции «со мной что-то не так, и я должен это исправить». Нужно подключиться к качествам бытия, которое уже полностью целостно и совершенно.
Одна из самых мощных практик входа в это состояние – йога-нидра . Хотя нидра означает «сон», на самом деле это процесс пробуждения к своей истинной природе. Йога-нидра систематично расслабляет тело и ум и ведет к глубокой осознанности. Вы осознанны и пробуждены, но ваш опыт не отождествлен с телом или умом. Таким образом, напряжение между пракрити и пурушей растворяется, и вы отдыхаете в покое, мудрости и любви вашей истинной природы.
Анна Дуглас объясняет: «В йога-нидре очень глубокий уровень открытости. Наши границы растворяются, и остается только чистое бытие». Когда вы вспоминаете свою санкальпу в бодрствующем состоянии, это может привнести сомнения или усилия эго. Когда же вы взываете к санкальпе в йога-нидре, заветное желание возникает как переживание в теле-уме, и в этот момент оно абсолютно живое.
Как подпитать ваше намерение?
После того как вы нашли и посеяли семя своей санкальпы, можно начать процесс усиления шакти санкальпы – энергии, необходимой для воплощения намерения. Согласно Гиан, каждый Ваш выбор или поддерживает, или подрывает Вашу решимость . Это касается даже тех решений, которые, казалось бы, и не имеют прямой связи с вашим конкретным намерением. Предположим, вы осознаете, что сахар разрушает вашу энергию и сон. Но время от времени вы «забываете» об этом и всё равно кушаете сладости. Каждый раз, когда вы так делаете, усиливается та ваша часть, которая говорит «забей на осознанность и намерение». Вы даете силу той части вас, которая против вашей сознательности.
С другой стороны, каждый ваш сознательный выбор – это возможность укрепить санкальпа шакти. Это основа практики Пара-Йоги, которая называется «отправная точка». Инструкции просты: выберите что-то неконструктивное, что вы постоянно делаете, и обязуйтесь не делать этого в течение 40 дней. Грызть ногти, пить кофе, смотреть телевизор – можете выбрать любую привычку. Она может иметь отношение к вашей санкальпе, но не обязательно.
Однако сутью практики отправной точки не является устранение привычки. Когда приближается момент импульса, вспомните свою санкальпу вместо того, чтобы следовать обычному инстинкту. Таким образом привычка становится напоминанием, указывающим на намерение.
В пространстве между импульсом к действию и повторением санкальпы полезно взять паузу и пригласить ум в состояние единства. Насладитесь несколькими осознанными вдохами-выдохами и обратите внимание на паузу между циклами дыхания. «Используйте это мгновение, чтобы вспомнить свою истинную природу. В этом состоянии – пространстве целостности и единства, а не смятения, недостаточности или даже надежды – вспомните свою санкальпу, – говорит Страйкер. — Это и есть ключ к отправной точке вашей практики. Санкальпа не работает в уме, размышляющем о своей недостаточности.».
Даже если вы забыли свое намерение, это можно трансформировать в поддержку санкальпы. Анна Дуглас использует память о подобных потерянных возможностях для подготовки студентов к будущему выбору: «Вернитесь назад, в тот момент, где вы это потеряли. Вернитесь в это чувство компульсивности, переосмыслите его и воссоздайте этот момент. Когда вы уже полностью в этом чувстве, представьте, что вы не поддаетесь привычке. Возьмите всю силу вашей санкальпы и позвольте себе почувствовать заветное желание во всем теле. Теперь снова вспомните чувство компульсивности. Путешествуйте назад и вперед, с каждым разом усиливая чувство заветного желания.»
Этот подход применим не только к практике отправной точки, но и ко всем вашим выборам. Миллер советует ежедневно пересматривать свои действия с точки зрения своего намерения. Например, давайте представим, что ваше заветное желание – «Я наполнен божественным состраданием», и ваша конкретная санкальпа – это: «При каждой встрече Я отношусь к себе и к другим с добротой». Оглядываясь на свой день, спросите себя: «Каким образом я был недобрым, подлым и жестоким?» Задайте этот вопрос не с позиции суровой самокритики, но с искренним интересом увидеть, как это происходило. Какой была ситуация? Какими были твои мысли? Как это чувствовалось? Что ты сказал или не сказал? Как это ощущалось?
Миллер относится к этим отступлениям не как к неудачам, но скорее как к движению От себя. Минутное отсутствие сострадания – это не то, кто ты Есть . Санкальпа действительно описывает, кто мы есть и как движемся в мире, пребывая в гармонии с другими». Жизнь– это процесс, который учит быть в созвучии с нашей истинной природой, но иногда мы теряемся на пути .
Когда ты замечаешь, как движешься От себя, представь, что можно было бы подумать, сказать или сделать, что согласовывалось бы с твоим решением? Как бы это ощущалось? Посмотри на себя в действии и почувствуй это в теле. Представляй этот ответ до тех пор, пока не почувствуешь, будто действительно сделал это. Согласно Дуглас, эта практика помогает растворить обусловленность, отдаляющую нас от дхармы и от пробуждения к своей истинной природе».
Ключ к выполнению Дхармы
Когда вы впервые начнете работать с санкальпой, эта практика может показаться полной противоречий. Вы начинаете с определения желаемого, но единственный путь осуществить это – в том, чтобы признать, что вы уже там, у вас это уже есть . Ставьте конкретные цели и сосредоточьтесь на прерывании привычек. Но в каждый момент, когда вы действуете согласно этим целям, в первую очередь помните о том, что вы уже совершенны и целостны.
Согласно Роду Страйкеру, это очевидное противоречие есть суть санкальпа-практики и недуальных учений. «Всё это исходит из идеи, что каждый из нас является одновременно бытием и становлением. Есть часть нас, параматма, которая трансцендентна, сущностно едина и ни в чем не нуждается. Есть также джива атман – часть нас, которая приходит в жизнь с предназначением и судьбой и всегда находится в процессе становления , — объясняет Страйкер. — Чтобы выполнить свою дхарму, нужно интегрировать эти два кажущиеся противоположными аспекты бытия .» Жизненно важно для счастья идти обоими путями одновременно. Направляйте свою энергию в намерение, но будьте бдительны к своей природе, которая неизменна независимо от того, достигните вы цели или нет. Между целью и ее реализацией наслаждайтесь жизнью, насколько это возможно! опубликовано
©Келли МакГоннигал
Осваивая очередное «невозможное упражнение» йоги , я обнаружила, как работает принцип исполнения желаний.
Принцип простой: нужно всего лишь четко сформулировать свое намерение . Не важно, будет это словесная формулировка, визуальная, слуховая или даже осязательная (лучше все вместе). Важно, чтобы была ФОРМулировка, то есть — заданная форма. Восточная присказка говорит, что вода принимает форму любого кувшина. Так вот, если представить, что жизнь — это вода. То наша задача — создать кувшин, чтобы жизнь приняла его форму. Помните библейское «Вначале было слово»? Это о том же. Слово (мысль, образ) задает форму. Энергия заполняет форму, и форма становится плотной — материальной.
Бьюсь об заклад — вы о нем уже читали не раз! Многие люди, освоившие этот принцип, рассказывают о нем на каждом углу — кто за деньги, кто бесплатно. На этом принципе построен нашумевший «Транссерфинг реальности» Вадима Зеланда. О нем же рассказывает фильм «Секрет» и все остальные пособия по исполнению желаний. На нем держится сила православной молитвы и многих медитативных техник Востока. О нем твердит дон Хуан в сочинениях Кастанеды.
Но прочесть мало. Чтобы пользоваться принципом, нужно быть уверенным в нем. То есть, он-то сработает в любом случае, но если сомневаться в результате, то и результат получится соответствующий… Образно говоря, создавая кувшин, мы обычно допускаем вероятность, что он получится дырявый. В итоге он получается таким, каким мы его задумали — с дырой. Наши сомнения подтверждаются, и мы утверждаемся в мысли, что в отличие от «великих», у нас это никогда не получится. И вот мы уже создали следующий «кувшин» — образ неудачи. Замкнутый круг? Похоже.
Вот тут на помощь и приходит йога. Вы думаете, мы чем занимаемся полтора часа на коврике? Учимся расслабляться? Мышцы растим? Как бы не так! Мы учимся делать «невозможное»! Освоив одно упражнение йоги, второе, третье… к двадцать пятому в нас возрастает уверенность, что мы — ого-го! Если практика построена грамотно, то задачи все время меняются. Нам не удается выполнить новое «невозможное» упражнение за счет мышц, подготовленных в предыдущем. Приходится каждый раз искать новый способ. Раз за разом, мы, наконец, отыскиваем принцип, помогающий освоить любое упражнение йоги, воплотить любое желание. Затем мы начинаем использовать его в жизни.
А теперь пример:
Знаете Лоласану , позу качели? Для парня освоить ее — плевое дело. Для девушки — серьезнейший вызов. Я пыталась ее освоить несколько месяцев подряд. Изучила, какие мышцы в ней должны работать, как подтягивать колени, как опираться на руки, как выталкивать вверх грудной отдел позвоночника… Я тренировала пресс иногда по два-три раза в день… Никаких результатов!
А на днях произвела эксперимент. Прежде чем в тысячный раз попытаться оторвать ноги от пола, я представила себе, как это должно быть. То есть, села, закрыла глаза и выполнила упражнение виртуально. Представила свой позвоночник, собрала внимание в центре живота. Сохраняя ощущение спины и живота, представила, как опираюсь на руки и приподнимаю скрещенные ноги над полом. Следом, не оставляя времени на рассуждения, попробовала повторить то же в реале… Скажу честно, такого удивления не испытывала давно: у меня даже дыхание не сильно участилось! Опустив ноги на пол, я смеялась минут пять — так все оказалось просто!
Дело было именно в том, что я «не представляла», как это делать. То есть, тело готово выполнять, но не знает точно, какие мышцы при этом нужно напрячь, а какие — расслабить. Одна минута работы мозгами — и тело освоило команду.
Ценность эксперимента, конечно, не в том, что я теперь могу щеголять лоласоной на фотке (тем более, что до совершенства она далеко). Йога в очередной раз ткнула меня носом в принцип, благодаря которому реализуются намерения. Нужно всего лишь четко сформулировать, чего я хочу. Сначала создать форму, и только потом тратить энергию. Пытаясь сделать «абы как», я месяцами расплескивала свои силы впустую. И так — в любом деле, будь то выпекание торта или написание статьи!
Задумав новое дело, пожелав чего-то, нужно четко сформулировать, какого результата вы намерены добиться. А дальше… А дальше вы попробуйте сами — и увидите.
Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga
Е сли вы думаете, что Шавасана – знаменитая Поза трупа в йоге – самый эффективный способ расслабиться, то вы ничего не знаете о йога-нидре. Эту практику еще называют «сном йогов». Однако, как вы понимаете, йоги – не обычные люди, и их сон не может быть обычным бессознательным сном. Что же представляет из себя йога-нидра, кому подходит и в чем ее преимущества? В этом и постараемся разобраться в данной статье.
Не случайно в начале статьи мы упомянули Шавасану. Эта универсальная поза расслабления понадобится нам при практиках йога-нидры. Принять ее очень просто. Для этого достаточно просто лечь на спину, свободно раскинуть по сторонам ноги и руки, ладони при этом направьте вверх, глаза закройте. Для Шавасаны подойдет любая горизонтальная поверхность – пол, земля и даже кровать. Если хотите, вы можете положить под голову подушку или даже укрыться одеялом. Задача состоит в том, чтобы устроиться максимально удобно, дабы в процессе практики не возникало желания и потребности осуществлять какие-либо движения. Глаза также должны оставаться закрытыми. Лучше заниматься йога-нидрой в полной тишине.
Если в Йога-нидре вы новичок, то настоятельно рекомендуем начать ее практики под руководством опытного инструктора. Он корректно проведет вас по всем ключевым моментам практики и сделает ее максимально результативной для вас.
Первое, о чем следует помнить во время занятий, что не нужно позволять себе спать. Вы должны оставаться осознанным. Для этого сразу дайте себе установку «Я не буду спать» и мысленно повторяйте ее на протяжении всего сеанса.
Для начала вам предстоит расслабиться. Для этого сделайте глубокий вдох, а с выдохом представьте, как умиротворение и спокойствие растекаются по всему вашему телу.
Теперь попробуйте осознать каждую часть своего тела с головы до ног, убеждаясь, что она полностью расслаблена и избавлена от каких-либо зажимов.
После этого мысленно пройдитесь по всем частям тела, которые соприкасаются с полом или землей, если вы занимаетесь на свежем воздухе. Ладони, локти, лопатки, пятки, задняя поверхность бедра, плечи, голова, икры: ничто не должно ускользнуть от вашего осознания.
Затем вызовите чувство тяжести во всем теле, словно вы проваливаетесь под собственным весом в пол. Теперь замените это чувство на ощущение легкости в каждой клеточке своего организма. Представьте, что вы становитесь невесомым и вот-вот воспарите над землей.
И тут мы подходим к важному этапу практики – санкальпе. Это момент, когда вы можете выбрасывать во Вселенную свои желания, и они обязательно сбудутся.
Санкальпа – в переводе с санскрита означает время для принятия решений.
В аше желание может носить духовный характер, а может быть вполне приземленным и меркантильным. Каждый формулирует для себя санкальпу в меру своего духовного развития. Произнести ее необходимо трижды уверенно и четко.
После этого продолжаем расслабляться. Более детально переходим к осознанию частей своего тела. Если вы занимаетесь с инструктором, он вам поможет в этом, пригласив переключить сознание с одного пальца руки на другой, со средней части спины на верхнюю, с подбородка на нижнюю губу и т.д. Затем более укрупненно осознавайте всю руку, голову и, наконец, все тело целиком.
Дальше вызовите чувство холода во всем теле. Можете представить, как вы идете по морозу ночью, ваше тело начинает промерзать с ног. Затем на смену холоду вызовите блаженное чувство тепла. Представьте летнее солнце, которое прогревает все ваше тело, или костер, у которого вы греетесь.
Теперь очередь за чувством боли. Представьте любую боль: физическую или эмоциональную.
Затем пробудите в себе чувство удовольствия, предайтесь ему в полной мере, насладитесь им. Можете вспомнить какой-то реальный момент из жизни, когда вы испытали сильное физическое или эмоциональное удовлетворение.
Следующее упражнение – осознанное дыхание. Думайте о каждом вдохе и выдохе. Дышите естественным для себя образом, просто осознавайте каждый вдох и выдох. Здесь важно не уснуть. Проконтролировав 60 вдохов и выдохов, обратите свои мысли к пространству между бровями. В этот момент перед вашими закрытыми глазами могут возникнуть образы или цветные пятна.
Дальше вас ждет мысленная прогулка по утреннему лесу. Представьте, что солнце еще не взошло, и вы одна в прекрасном лесу. Здесь спокойно, свежо и прохладно. Вокруг вас высокие деревья, под ногами шуршат листья, вы ощущаете запах мха. Вашему взору предстают красивые цветы с каплями росы на лепестках, а ваш слух услаждает пение лесных птиц. Вы случайно замечаете кролика в траве, прошмыгнувшего в заросли ежа, пугливого оленя. В лесу кипит жизнь. А вот журчит ручей, и в нем плавают рыбки. Вы идете дальше и замечаете ящерицу на камне и несколько порхающих бабочек в воздухе. Наконец, вы выходите на поляну, в центре которой находится небольшой храм. Вы замечаете свечение вокруг него и слышите звук ОМ, ваше обоняние улавливает запах благовоний, который струится из храма. Входите в него! Здесь прохлада и полумрак, звук ОМ становится все громче, и вы уже чувствуете вибрацию в своей голове. Вы замечаете настоятеля в мантии в центре храма, который читает мантру ОМ. Его глаза закрыты, и он не видит вас. Садитесь рядом и проникнитесь миром и гармонией вокруг.
Вернитесь к осознанию своего естественного дыхания. Прислушайтесь к окружающим вас звуках в реальном мире: вначале дальним, затем ближним. Еще раз трижды повторите санкальпу. Осознайте свое физическое тело здесь и сейчас, посмотрите мысленно на свое тело со стороны, сверху. Обратите внимание на выражение лица, одежду, на все вокруг вашего физического тела. Теперь подвигайте пальцами рук и ногу и, не открывая глаз, медленно сядьте в любую удобную медитативную позу. Трижды повторите мантру ОМ и откройте глаза.
Говорят, что час йога-нидры способен заменить четыре часа обычного сна. Хотя сеанс йога-нидры может быть и менее продолжительным, например, 30 минут. Такая практика помогает получить глубокую релаксацию за небольшое количество времени. В первую очередь йога-нидра подойдет тем, кто чувствует физическое и умственное истощение, устал от жизни, утратил интерес к ней, страдает от страха, озлобленности, жадности, внутренней дисгармонии. Йога-нидра развивает осознанность и ментальную чистоту, омолаживает не только физически, но и эмоционально. Во время йога-нидры вся подавленная энергия в нас (страхи, нереализованные желания, угрызения совести) находят выход и тем самым устраняют психологические блоки, напряжение внутри нас, ум становится свободным от «лишнего груза».
Иногда бывает, что полностью на протяжении всего занятия йога-нидрой оставаться осознанным не удается, и местами вы словно проваливаетесь в сон. Это нормально. По мере роста опыта в подобных практиках периоды осознанности будут становиться все продолжительнее. Также можно использовать йога-нидру в качестве прелюдии перед сном, особенно полезно это может оказаться для людей, страдающих бессонницей.
В заключение хотелось бы подытожить, что йога-нидра – это не сон и не гипноз и даже не йога в классическом понимании этого слова. Подобные практики – это глубокое расслабление, избавление от психологических блоков, путь к формированию уравновешенного эмоционального состояния, что в свою очередь является выгодной базой для успешного освоения асан классической йоги.
Йога нидра – это одна из мощнейших техник сознательного расслабления без погружения в сон. А точнее — в состоянии психического сна. Часто люди, даже когда спят, не могут на подсознательном уровне освободиться от насущных проблем и расстаться со стрессом, а нидра-йога погружает в состояние, которое полностью свободно от бремени реальности. Это божественное расслабление, которое было разработано Сатьянандой Сарасвати.
Йога-нидр а не имеет ничего общего с другими видами отдыха или релаксацией, поскольку они не дают подобных ощущений и результатов. Нидра позволяет расслабиться умственно, физически и эмоционально. Не редко её называют психическим сном, когда происходит контакт подсознательного с сознательным на рубеже бодрствования и сна. Погружаясь в полный релакс, человек отвлекается от внешних впечатлений и переходит в самые сокровенные уголки своей психики. Многие используют эту технику для того, чтобы справиться со стрессом и немного разгрузить себя при переутомлении. Но для некоторых это уникальный инструмент для воплощения самых важных желаний.
Практиковать нидра-йогу можно в специальных классах или же дома, в комфортной обстановке. Сеанс обычно продолжается от 20 минут до одного часа. Для проведения его необходимо оказаться в спокойной комнате с закрытыми окнами и дверями, отключенным телевизором и приёмником, чтобы ничто постороннее не мешало. Отвлекать не должны не только внешние факторы, но и собственные ощущения, например одежда – она должна быть максимально комфортной.
Не нужно погружаться в полную темноту или оставаться при ярком свете. Идеальный вариант – полумрак. Практиковать рекомендуется регулярно, не делая слишком длинных перерывов между сеансами. Лучшее время для занятий – раннее утро, около 4 – 6 часов. Не менее подходит и вечер, когда вы готовитесь идти спать. Нидра йога подготовит организм к глубокому сну.
Заниматься нужно каждый день на пустой желудок. По крайней мере, не раньше, чем через три часа после приёма пищи. Нидра йога не сложная техника, потому освоить её можно и без учителя. Достаточно записанной аудио кассеты, даже если вы делаете первые шаги в йоге. Впрочем, для тех, кто встретился с ней впервые, рекомендуется обратиться к опытному инструктору. Он поможет освоить технику, которой каждый сможет заниматься в полном одиночестве самостоятельно в дальнейшем.
Нужно включить запись, где инструктор по йоге своим голосом проведёт вас в мир, где нет ничего, что раздражает, беспокоит или гложет. Примите позу шавасана и слушайте этот голос, выполняя все его указания. Для этой практики очень важна осознанность действий, потому постарайтесь не уснуть, а достичь именно того призрачного состояния после полного расслабления до наступления сна и задержаться в нём.
Только в этом состоянии, вооружившись твёрдой решимостью, вы сможете продвинуть в своё сознание санкальпу – заветное желание в виде формулы. Её нужно сформулировать максимально чётко и ясно, от этого зависит конечный результат нидра йоги и то, сможет ли санкальпа устранить блок в подсознании, от которого вы хотели бы избавиться. Установка может звучать примерно так: «Я абсолютно здоров!», «Я активен и пробуждён!», «Я успешен в работе!», «Я живу в гармонии с миром!». Но если вам очень нужно что-то более приземленное и материальное, не следует себе отказывать и в этом. Главное, чтобы это не было капризом, сиюминутной прихотью. Будьте уверены в том, что это вам в действительности нужно.
Формулировка должна звучать так, как будто это уже произошло, как утверждение действительности и обязательно быть положительной. Каждый выбирает собственную санкульпу в зависимости от личных нужд и желаний. То, что вы пожелаете, может быть любым. Совершенно не обязательно — самым важным… Но следует помнить, что выбранную однажды санкальпу, или формулу твёрдой решимости, не следует более менять. Ровно до тех пор, пока ваше желание не реализуетс полностью. Говоря совсем простым языком, если вы решили стать обладателем квартиры, и ваша санкальпа звучит «я владею своей новой квартирой», не отрабатывайте вместе с ней ещё и «у меня новый автомобиль»… Не стоит ожидать незамедлительного мгновенного результата.
Итак, нельзя менять выбранную однажды санкальпу, а придерживаться её при каждом сеансе нидра йоги. Успех в свершении желания зависит от многих факторов, главный из которых – искренность намерений.
Если Вас заинтересовала эта йога и вы хотите попробовать прямо сейчас, то именно сейчас это и сделайте… Практика длится 42 минуты. Эта запись даст вам полное представление о том, что такое йога-нидра и как происходит практика.
Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.