Все это лишний раз подтверждает реальную практическую востре-бованность данного вида адаптивной физической культуры и, по мне-нию автора этой главы, невозможность «втиснуть» креативные теле-сно-ориентированные практики в адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию и физическую реабилитацию.
Основной целью креативных (художественно-музыкальных) теле-сно-ориентированных практик необходимо считать приобщение инва-лидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к доступным видам деятельности, способным обеспечить им самоактуализацию, творчес-кое развитие, удовлетворение от активности; снятие психических на-пряжений («зажимов») и, в конечном счете, вовлечение их в занятия другими видами адаптивной физической культуры и в перспективе — в профессионально-трудовую деятельность.
Экстремальные виды двигательной активности — компоненты (виды) адаптивной физической культуры, удовлетворяющие потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, по-требности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объек-тивно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.
Важно отметить, что в основе таких потребностей человека лежат биологические предпосылки. Показано, например, что механизмы по-требности к получению нового опыта, связанного с риском, угрозой для жизни и т.п., обусловлены потребностью человека в активизации своей эндогенной опиатной системы, выполняющей функции профи-лактики состояний фрустрации, депрессии.
Дельтапланеризм, парашютный и горнолыжный спорт, скалолазание, альпинизм, серфинг, различные виды высотных прыжков и ныря-ния
вызывают «острые» ощущения, связанные с состоянием свобод-ного падения в воздухе, скоростным перемещениям и вращениям тела, резким ускорениям и т.п., которые, в свою очередь, активизируют эн-догенную опиатную систему, способствуют выработке так называемых эндорфинов — гормонов «счастья». При этом преодоление чувства стра-ха приводит к значительному повышению у человека чувства самоува-жения, личностной самореализации, к ощущению принадлежности к элитарным группам социума.
Современные нейробиологические исследования показали, что су-щественной причиной формирования алкогольной и наркотической зависимости является гипофункция эндогенной опиатной системы (Шабанов, 1999).
Основной целью экстремальных видов двигательной активности является преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.); формирование потребности в значительных напряжениях как необхо-димых условиях саморазвития и самосовершенствования; профилакти-ка состояний фрустрации, депрессии; создание у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полно-кровной жизни.
Перечисленные виды (компоненты) адаптивной физической куль-туры, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каж-дый их них решает свои задачи, имеет собственную структуру, формы и особенности содержания; с другой, — они тесно взаимосвязанны. Так, в процессе адаптивного физического воспитания используются элемен-ты лечебной физической культуры с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений; рекреативные занятия — для развития, пере-ключения, удовлетворения потребности в игровой деятельности; эле-ментарные спортивные состязания. Многие спортсмены-инвалиды про-ходят последовательный путь от физической реабилитации в условиях стационара к рекреативно-оздоровительному спорту и спорту высших достижений (В.П. Жиленкова,1999; Ю.А. Орешкина, 2000).
Если для здорового человека двигательная активность является есте-ственной потребностью, реализуемой повседневно, то для инвалида -это способ существования, объективные условия жизнеспособности (СП. Евсеев, 1996). Она дает независимость и уверенность в своих силах, расширяет круг знаний и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повы-шает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следова-тельно, открывает возможности позитивного изменения биологичес-кого и социального статуса.
Таким образом, адаптивная физическая культура в целом и все ее виды призваны с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные ресурсы и ду-ховные силы, максимально реализовать возможности организма и лич-ности для полноценной жизни, самопроявления и творчества, соци-альной активности и интеграции в общество здоровых людей.
В заключении главы необходимо подчеркнуть, что дальнейшее изу-чение социальных потребностей данной категории населения нашей стра-ны — актуальнейшая задача теории адаптивной физической культуры.
Решение этой задачи позволит разработать новые ее компоненты (виды), способные значительно активизировать процессы комплексной реабилитации, социальной интеграции и приобщения к образу жизни нормально развивающихся людей, и тех, у кого имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Какие критерии положены Л.П. Матвеевым в основу выделения тех или иных разделов (видов) физической культуры?
На основании каких признаков структурирует В.М. Выдрин физи-ческую культуру?
3. Перечислите потребности общества в сфере физической культуры.
Какие потребности личности удовлетворяют те или иные компо-ненты (виды) физической культуры?
Удовлетворяют ли выделенные в теории физической культуры ее компоненты (виды) все потребности личности в этой сфере?
Назовите основные виды адаптивной физической культуры.
Что такое адаптивное физическое воспитание (образование)?
Перечислите отличительные признаки адаптивного спорта.
9. На что направлено содержание адаптивной двигательной рекреации?
Раскройте понятие адаптивной физической реабилитации.
Как вы понимаете сущность креативных (художественно-музы-кальных) телесно-ориентированных практик и экстремальных видов двигательной активности?
ГЛАВА 5
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Для того чтобы строить педагогический процесс, определять прин-ципы и дидактические линии образовательной деятельности, необхо-димо знать состояние здоровья, физические, психические, личност-ные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием лю-бого процесса образования.
Категория этих людей чрезвычайно разнообразна: по нозологии (по-ражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного ап-парата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные фор-мы); по возрасту (от рождения до старости), по степени тяжести и струк-туре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в тече-ние жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, меди-цинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.
Любая патология, которая привела человека к инвалидности, со-провождается его малоподвижностью как вынужденной формой по-ведения и приводит к гиподинамии, которая в свою очередь влечет за собой ряд негативных последствий: нарушение социальных связей и ус-ловий самореализации, потерю экономической и бытовой независимо-сти, что вызывает стойкий эмоциональный стресс (B.C. Дмитриев, Г.Н. Сомаева, Е.В. Киселева, 1993). Внезапная инвалидность в зрелом возрасте часто сопровождается комплексами психической неполно-ценности, характеризуется тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, самоизолированностью, или наоборот — эгоцентриз-мом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками (Н.В. Нечаева, Ю.С. Сыромолотов, 1998; Т.А.Добровольская, Н.Б. Ша-талина, 1992).
Для детей с отклонениями в развитии характерны проявления дизонтогенеза и ретардации как в природном (биологическом), так и в психофизическом развитии (В.В. Лебединский, 1985; Е.С. Иванов, 2001), что приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движе-нии, игре, эмоциях, общении, осложняет процесс обучения.
Поданным многочисленных исследований (Т.Н. Приленская, 1989; Т.С. Щуплецова, 1990; А.А. Дмитриев, 1991; Н.Т. Лебедева, 1993; Л.Н. Ростомашвили, 1997 и др.) аномальное развитие ребенка всегда сопровождается ухудшением моторных функций, вторичными нару-шениями в двигательной и психической сферах (см. табл.). От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности такие дети отстают на 1-3 года и больше.
Нарушение зрения |
Нарушение слуха |
Нарушение интеллекта |
Поражение опорно-двигательного аппарата |
||
Церебральное |
спиналыюе |
ампутационное |
|||
Нарушение осанки, искривление позво-ночника, плоскосто-пие, слабость дыха-тельной мускулату-ры. Нарушение про-странственных обра-зов, самоконтроля и саморегуляции, коор-динации движений. Болезни органов ды-хания, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, нев-розы. Заболевания органов слуха, минимальная мозговая дисфунк-ция. Быстрая утом-ляемость |
Дисгармоничность физического развития, нарушение осанки, искривление позвоночника, деформация стопы. |
Дисплазия, наруше-ние окостенения, осанки, деформация стопы и позвоночни-ка, дисгармоничность физического разви-тия, нарушение коор-динации движений. Врожденные пороки сердца, заболевания внутренних органов, эндокринные нару-шения, сенсорные отклонения. Снижение силы и подвижности нерв-ных процессов, на-рушение познава-тельной деятельно-сти, высших психи-ческих функций: мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, на-рушение аналитико-синтетической дея-тельности ЦНС |
Дисгармоничность физического разви-тия, нарушение опороспособности, рав-новесия, вертикаль-ной позы, ориенти-ровки в пространстве, координации микро и макромоторики. Остеохондроз позво-ночника, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры. Нарушения функций сердечнососудистой и дыхательной сис-тем, низкий уровень работоспособности. Заболевания внут-ренних органов, на-рушения зрения, слу-ха, интеллекта. Низ-кая работоспособ-ность |
Расстройство функ-ций тазовых органов, уродинамики. Нарушение вегета-тивных функций, пролежни. Остеопороз. При высоком (шей-ном) поражении — нарушение дыхания, недостаточность ге-модинамики. При вялом парали-че — атрофия мышц, при спастическом -тугоподвижность суставов, контракту-ры, спастика. Отсутствие произ-вольных движений |
Нарушение регуляторных механизмов, дегенеративные из-менения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры, нарушения кровооб-ращения, дыхания, пищеварения, воспа-ления. Нарушение обменных процессов, ожирение. Снижение общей работоспособ-ности, фантомные боли |
Так, у детей с умственной отсталостью из-за необратимого пораже-ния ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются не только нервно-психи-ческие, но и соматические функции (сердечно-сосудистая система, ки-шечно-желудочный тракт), костная, мышечная, эндокринная, сенсор-ные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внима-ние, память, эмоции и личность в целом (Г.Е. Сухарева, 1965; М.С. Певз-нер, 1979; В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, 1990; М.Г. Блюмина, 1994).
Полная или частичная потеря зрения у детей существенно изменяет их жизнедеятельность. Нарушение пространственных образов, чувствен-ного познания мира, самоконтроля и саморегуляции сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний. 40% детей имеет мини-мальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% — соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыха-тельной и сердечно-сосудистой систем), 80% детей страдают невроза-ми (Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1991; К.Ф. Скворцов, В.П. Илларио-нов, 1993; Т.А. Никольская, 1997). Среди вторичных нарушений наибо-лее типичными являются слабость общей и дыхательной мускулатуры, искривления позвоночника, деформации стопы, что естественным об-разом негативно отражается на физической подготовленности, работо-способности, движениях ребенка. Нарушения осанки наблюдаются по-чти у 80% слепых и слабовидящих детей (Л.Н. Ростомашвили, 1999).
Потеря слуха у детей сопровождается в 62% случаев дисгармоничным физическим развитием, в 44% — дефектами опорно-двигателыюго аппара-та (сколиоз, плоскостопие), в 80% — задержкой моторного развития. Со-путствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих и слабослышащих детей. Наиболее распространенными являются заболевания, дыхательной системы: ОРЗ, бронхиты, пневмонии, а также задержка психического развития, отклонения в развитии интеллекта, вегетативно-соматические расстройства (В.Л. Страковская, 1994; Н.Т. Лебедева, 1996). Ограниченный поток внешней информации из-за поражения слуха искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного раз-вития, вызывает негативные эмоции и стрессовые переживания (Ж.И. Шиф, 1968; Т.В. Розанова, 1985; Е.В. Пархалипа, 1995). Недостаточность, слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию (М.Б. Богомильский, 1985; Е.М. Мастюкова, 1997), что ограничивает возможности мышления, отражается на особенностях поведения — замкнутость, нежелание вступать в контакт (З.А. Пономаре-ва, 1998; Т.Е. Черненко, 1998). Для двигательной сферы характерны нару-шения точности движений, статического и динамического равновесия, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений (Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991).
Дети с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) име-ют множественные двигательные расстройства: гипертонус мышц, раз-витие контрактур, нарушение координации движений, атрофию мышц и др., вызванные тяжелыми заболеваниями ЦНС. Помимо нарушений функций головного и спинного мозга, вторично в течение жизни воз-никают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках,
хрящах (СЛ. Бортфельд, 1986; М.В. Ипполитова, Е.Д. Чернобров-кина, 1997; К.А. Семенова, 1998 и др.). Часто двигательные расстрой-ства сопровождаются нарушениями зрения, вестибулярного аппара-та, речи, психики и других функций. Различают три степени тяжести дефекта: легкую (дети могут свободно передвигаться), среднюю (при передвижениях и самообслуживании нуждаются в помощи), тяжелую (дети целиком зависят от окружающих). По данным анкетирования Ассоциации родителей детей-инвалидов, проведенного в Санкт-Пе-тербурге, 6% детей с ДЦП полностью способны к самообслужива-нию, 80% — к полному и частичному самообслуживанию и 14% — полностью неспособны к самообслуживанию. По степени сохраннос-ти интеллекта у данной категории детей получены следующие резуль-таты: у 60% — сохранный интеллект, у 30% — частичные отклонения, у 10% — грубые нарушения (Л.М. Шипицына с соавт., 1995). Для двига-тельной сферы характерны нарушения опороспособности, равнове-сия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации микро- и макромоторики, согласованности дыхания и движения, не-сформированность локомоторных актов, низкий уровень работоспо-собности, быстрая утомляемость (Е.М. Мастюкова, 1985, 1992; К.А. Семенова, 1986; Л.О. Бадалян с соавт., 1988).
Ампутация конечностей ведет, в первую очередь, к нарушению двига-тельного стереотипа, функции опоры и ходьбы, координации движений (В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев, 1991; Т.Н. Сулимцев, А.Н. Таманцев, 1993). Следствием ампутации конечностей является уменьшение массы тела, сосудистого русла, рецепторных полей, тяжелые заболевания опорно-двигательного аппарата, гипокинезия и стресс. Снижение центральных регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышеч-ного и костного компонентов опорно-двигательного аппарата, наруше-ние обменных процессов, ухудшение деятельности вегетативных функ-ций, детренированность мышц отрицательно влияют на процессы кро-вообращения, дыхания, пищеварения и других жизненно важных функ-ций, создают объективные биологические предпосылки отставания тем-пов физического и психического развития, снижения двигательных воз-можностей и общей работоспособности (Ф.З. Меерсон, 1986; А.С. Солод-ков, 1988, 1996; Б.А. Никитюк, Б.И. Коган, 1989; С.Ф. Курдыбайло, 1993, 1996). Выраженность изменений жизненных функций организма зависит от уровня ампутации конечности, характера оперативных вмешательств, возраста, индивидуальных особенностей инвалида.
Утрата конечности у детей (или врожденное недоразвитие) снижают их двигательные возможности, что ведет к вторичным деформациям и атрофии мышц. Протезирование целесообразно и успешно лишь в том случае, если двигательная активность обеспечивает формирование мы-шечной моторики, соответствующей возрасту, так как для управления протезами конечности необходимо владеть умениями раздельного со-кращения мышц культи, дифференцирования мышечных усилий, точ-ности движений и пр. Эти умения определяются не только физическими возможностями, но и психофизиологическим состоянием ребенка. «Уход» в болезнь, дефицит положительных эмоций, ощущение физической не-полноценности могут изменить сознание, поведение, интеллект, соци-альную активность не только детей, но и взрослых инвалидов.
Краткая характеристика объекта педагогических воздействий позво-ляет выделить наиболее типичные двигательные расстройства, харак-терные для всех нозологических групп:
вынужденное снижение двигательной активности как фактор ги-покинезии, что проявляется в сокращении объема и интенсивности двигательной деятельности, снижении энергетических затрат на мы-шечную работу;
ухудшение жизненно необходимых физических качеств: мышеч-ной силы, быстроты и мощности движений, выносливости, ловкости, подвижности в суставах;
нарушение осанки, деформация стопы, позвоночника, слабость «мышечного корсета»;
Нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма, согласованности микро- и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, равновесия и ус-тойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в простран-стве, расслабления и др., которые негативно отражаются на качестве движений (включая основные локомоции — ходьбу и бег), необходи-мые в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности.
Такие аномалии развития, как нарушение слуха, зрения, интел-лекта, ДЦП и другие, сопровождаются не только расстройствами мо-торики и координации, но и высших психических функций, особенно речи, внимания, памяти и других, ограничивающих познавательную, коммуникативную, учебную, трудовую, двигательную деятельность и нуждающихся в коррекции (В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, 1985; Г.А. Волкова, 1993, 1999).
Таким образом, данные о состоянии здоровья, особенностях физи-ческого и психического развития, вторичных нарушениях, вызванных первичным дефектом и факторами вынужденной гиподинамии, носят достаточно обобщенный характер. Указанные диагностические показа-тели могут служить ориентирами при разработке различных программ адаптивной физической культуры.
Контрольные вопросы и задания
Раскройте особенности детей с умственной отсталостью.
Как изменяется жизнедеятельность у незрячих по сравнению со здоровыми людьми?
…
Документ
Сборочный, адаптивный Том1 . – М.: ООО «БИНОМ… Общая характеристика учебных программ по специальности … практика)+8 кредит (физическая культура )+3 кредит (итоговая… Введение в специальность 2 MGT 1212 История …
Документ
Сборочный, адаптивный (экстремальное… для Windows на С/С++. Том1 . – М.: ООО «БИНОМ… практика)+8 кредит (физическая культура )+3 кредит (итоговая… Введение в специальность 2 MGT 1212 История … Общая характеристика учебных программ по специальности
В России становится всё больше инвалидов, занимающихся экстремальными видами спорта
Об этих людях говорят, что у них ограниченные физические возможностями, но они покоряют вершины, преодолевают бурные реки или устанавливают силовые рекорды.
Слово «инвалид», пришедшее из латинского языка, означает бессильный, слабый, немощный. Такое определение совершенно не подходит для спортсменов-экстремалов. «Мы не считаем себя людьми с ограниченными возможностями», — говорит Алексей Малышев, который, несмотря на то, что не ходит, отлично управляется с каяком — байдаркой, распространенной у народов Арктики.
«Мне кажется, что инвалидность не зависит от физического тела. Прежде всего — это способ мышления: некие шоры, которые человек надевает в силу того, что признает себя инвалидом. Когда человек начинает жалеть себя — он ограничивает себя. Ограничивает свое движение, ограничивает порывы души», — сказал Алексей Малышев.
Алексей в раннем детстве лишился возможности передвигаться на собственных ногах. Сейчас ему 48, он сумел найти свое место в жизни, сделал карьеру и стать настоящим спортсменом-экстремалом.
«Меня всегда привлекали стихии: тянуло в горы, в небо, в море, — говорит Алексей Малышев. — Звала стихия бурной воды. Поэтому я пришел в каякинг. В клубе на меня сначала посмотрели так, как будто я пришел не туда. Но, тем не менее, согласились. Таскали мои вещи, а иногда и меня самого. Но когда я оказывался в лодке, я отрабатывал свое место в ней на сто процентов. И вот это, наверное, было самым главным».
После каякинга пришел водный слалом. Малышев и там сумел показать себя. В жизни вне спорта — он счастливый семьянин и замечательный графический дизайнер. Всего добиться в жизни ему помог, как он сам говорит, внутренний порыв и вера в то, что все возможно. Такой же точки зрения придерживается пловец Алексей Обыденнов. У него полностью нет одной руки, а вторая сохранилась до локтя.
«Я получил травму, когда мне исполнилось 14 лет, — рассказывает Алексей. — До этого возраста я активно занимался спортом. Поэтому, наверно, мне присущ спортивный дух и тяга к приключениям, не угасшая с получением травмы».
В начале 90-х в России началась мода на бодибилдинг. Алексей Обыденнов не мог качаться, как другие, но это его не остановило:
«Уже с травмой, не имея обеих рук, я стал придумывать собственные приспособления для тренировок. И потихонечку мое тело стало меняться. Видел, как это удивляет моих друзей. И это меня стимулировало. Более того, бодибилдинг помог мне адаптироваться в той жизненной ситуации, в которую я попал».
В 2007 году Алексею предложили участвовать в программе «Рекорд России». На тренировке Обыденнов взял слишком большой вес. В итоге упал, а придавившая сверху штанга переломала ребра. Однако он опять смог сделать так, что поражение обернулось победой. В травматологии, где его собирали по кусочкам, кто-то из врачей посоветовал начать заниматься плаванием.
«Я решил попробовать, — вспоминает Алексей. — И достиг достаточно серьезных результатов. Выполнил норматив мастера спорта. А в этом году стал чемпионом России, чего три года назад не мог себе представить даже в самых радужных мечтах».
Системный администратор Обыденнов — любящий и любимый муж, счастливый отец трехлетней очаровательной крохи. И это дает ему силы успевать всюду и везде.
Силач Сергей Истомин создал свое силовое шоу, с которым выступает в больницах и детских домах. Он гнет сковороды, жонглирует гирями. Отсутствие обеих ног делает еще острее желание преодолеть то, что и здоровым не под силу, говорит Сергей:
«Ну почему мы занимаемся экстремальными видами спорта? Хочется компенсировать то, что ты не можешь сделать, чем-то другим. И придумываешь какие-то вещи, которые ты можешь сделать лучше других. Вот, например, мы забирались на Эльбрус, у нас были инвалидные коляски с лыжами. И на руках мы себя подтягивали на веревках. Для силового шоу я придумал крепление сзади для спины, и получается, что я как будто стою. А значит, могу поднимать и подбрасывать гири».
Конечно, не всё так гладко в жизни этих людей. Порой несколько ступенек и отсутствие пандуса может стать для нас непреодолимым препятствием, говорит Сергей Истомин:
«Я был во многих странах. В любой храм есть пандус. А здесь в России не могу попасть ни в одну православную церковь. Между прочим, инвалидов в стране 15 миллионов. Как правило, в город ездишь с другом каким-нибудь, который помогает тебе бордюры переехать».
Несмотря на то, что Россия в последние годы уделяет особое внимание проблемам инвалидов, она пока еще в начале пути, который поможет стать государству более приспособленным для жизни людей с ограниченными возможностями.
В каждом человеке живёт жажда острых ощущений многие люди для того чтобы утолить её выбирают экстремальные виды спорта порой не задумываясь о последствиях для жизни и здоровья.
Бейсджампинг
Бейсджампинг это прыжки с парашютом с очень маленькой высоты, обычно c высоких зданий, башен, антенн или обрывов. У человека поле прыжка очень мало времени, чтоб занять придать телу правильное положение в пространстве и открыть парашюта после прыжка. Даже после того как парашют раскрылся не факт, что спортсмен находиться в полной безопасности, неожиданный сильный порыв ветра может просто впечатать в стену или гору. Ежегодно во время бейсджампинга умирает от 5 до 15 человек. В некоторых странах этот вид спорта запрещен на законодательном уровне.
Хели-ски
Прыжки с вертолета и катание по нетронутому снегу вдалеке от толпы людей и лыжных патрулей вот что такое от хели-ски. Здесь основную опасность исходит от снежных лавин и неожиданных препятствий, которые могут возникнуть перед лыжниками, начиная от провалов, спрятанных под ледяным настом, и кончая деревьями и скалами припорошенными снегом. В среднем один подъем на вертолете на гору стоит около 500 долларов. Плюс необходимо выложить немаленькую сумму за специальное оборудование, которое позволит спасателям быстро найти экстремалов в снежных завалах.
Дайвинг
Да-да самое обычное погружение под воду на практике оказывается весьма экстремальным занятием. Мало того, необходимо пройти серьезный курс обучения и первые погружения делать под присмотром профессиональным дайверов, но быстрое всплытие может привести к кессонной болезни, последствием которой может стать серьезные проблемы с легкими, спинным и головным мозгом. Это если не считать акул и другой опасной живности, которую люди могут встретить под водой.
Пещерный дайвинг
Гипотермия, низкая видимость, проблемы с освещенностью, большие шансы отбиться от группы и отсутствие возможности аварийного всплытия, вот что ждет любителей понырять в подводные пещеры. В экстремальных ситуациях, у людей, оказавшихся в подводной пещере даже имеющих отличную водолазную подготовку, мало шансов выжить. Только в Карибском регионе за 50 лет погибло более 500 человек во время пещерного дайвинга.
Родео на быке
Родео на быке очень зрелищный, но в то же время смертельно опасный вид спорта, где нужно продержаться всего 8 секунд на животном. Слетев и попав под копыта 800 килограммового разъяренного быка, наездник как минимум окажется в реанимации с кучей сложных переломов в худшем может стать инвалидом на всю жизнь или умереть.
Серфинг
Серфинг, а если быть совсем точными серфинг на больших волнах, это русская рулетка с природой, где любая ошибка может стоить жизни. Сорвиголовам решившим покорить дикую стихию угрожают сотни тон воды, которые могут перемолоть кости в порошок, скалы и доска для серфинга, которой можно получить по голове. Каждый заплыв на большой волне для серфингиста может стать последним.
Стритлатинг
Стритлатинг это скоростной спуск, лежа на скейтбордах по асфальтированной поверхности. Обычно сорвиголовы выбирают для этого дороги общего пользования, круто уходящие вниз под горку. Экстремалям приходиться полагаться только на свои ноги, используя как тормоза и руль, ну это если не считать экстремальное торможение, банальным врезанием в любое подходящее препятствие. Шлемы, перчатки и наколенники не всегда спасают от травм при столкновении практически неуправляемого скейтборда с препятствием.
Скалолазание
Переломы, вывихи, обморожения и сотрясение вот что ожидает людей увлекающихся скалолазанием. Даже поднявшись на вершину, скалолазы делают только полдела, как показала практика намного сложней вернуться обратно к подножью. Плюс спасатели из-за погодных условий или сложного рельефа не всегда вовремя могут вовремя придти на помощь
Маунтинбайк
Велосипед, акробатика и узкие горные тропинки вот что такое настоящий маунтинбайк. Царапины, ушибы и синяки это минимальный набор травм, который получит человек, рискнувший спуститься на велосипеде с горы старясь преодолевая естественные препятствия из руды камней, поваленных деревьев и тд.
Рафтинг
Сплав по горным рекам через каменные пороги и водопады, оставит неизгладимое впечатление на всю жизнь. Экстремалы во время сплава, рискуют быть выброшены из плота, после чего резко уйти под воду или со всего размаха удариться о камни. Это все может обернуться водной ловушкой, сломанными костями, выбитыми суставами, ушибами, царапинами и сотрясениями. Главная проблема сплава по горным рекам, в том, что водопады или пороги практически не видно, их приходиться преодолевать сходу без подготовки, не видя высоты с которой придется лететь и размеры валунов.
Исходя из потребностей лиц с отклонение в состоянии здоровья и ограниченными возможностями, можно выделить следующие компоненты (виды) АФК.
Адаптивное физическое воспитание (образование) — вид АФК, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК.
Адаптивный спорт — компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации.
Адаптивная двигательная рекреция — компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая маломобильных людей) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.
Адаптивная физическая реабилитация — компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребность индивида с отклонении в состоянии здоровья влечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).
Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК — компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.
Экстремальные виды двигательной активности — компонент (вид) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с отклонением в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.
Об одном из замечательных экстремальных видов двигательной активности.
Речь пойдет об одном из авиационных видов спорта— о прыжках с использованием двухместной парашютной системы «Тандем».
Началось всё в XV веке. Великий Леонардо да Винчи в 1495 году создал первую схему парашюта. Но первый прыжок человека с парашютом состоялся лишь в конце XVIII века. Отважным испытателем стал француз Андре Жак Гарнерен.
А в России в 1912 году Глеб Котельников запатентовал своё изобретение — ранцевый парашют.
2 августа 1930 года был произведён первый учебный десант, с того времени эта дата — День рождения Воздушно-десантных войск (ВДВ).
Затем к классическому парашютизму прибавились: групповая и купольная акробатика, скайсерфинг, фрифлай, свун, фристайл, бейсджампинг…
Так совпало, что в год официального признания АФК как нового вида научной и учебной деятельности, под эгидой Российского оборонного спортивно-технического общества (РОС-ТО) стала функционировать программа: «Небо, открытое для всех!», которую организовал Российский общественный фонд инвалидов военной службы.
Слово «замечательная» в заголовке присутствует не случайно.
Во-первых, в рамках действующей программы инвалидам военной службы прыжок с парашютом тандемом представляется выполнить бесплатно;
во-вторых, нозология инвалидности не имеет противопоказаний относительно прыжков с парашютом (естественно, за исключением отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы);
в-третьих, высочайшая безопасность при выполнении прыжков гарантирована тем, что парашютная система «Тандем» — это самая надежная парашютная техника, проходящая обязательную сертификацию; в комплект «Тандема» входит запасной парашют такой же площади, как и основной; плюс ко всему обязательно имеется парашютный страхующий прибор. И, наверное, самое главное, прыжок выполняется вместе с очень опытным инструктором, который выполняет все основные действия по обеспечению отделения от вертолета (самолета), регулирует положение в пространстве во время свободного падения, управляет раскрытием парашюта и, что очень важно для инвалидов, обеспечивает безопасное приземление. Все это полностью соответствует важнейшим условиям занятий экстремальными видами двигательной активности АФК.
В Нижнем Новгороде прыжки с парашютами тандемами стали осуществляться с 2004 года. Попутно отметим, что Нижегородский авиаспортклуб «Сокол» РОСТО имеет богатые и весьма солидные традиции. Достаточно упомянуть, что команда «купольников» является восьмикратным Чемпионом Мира! Одним из инструкторов, работающих по программе «Небо, открытое для всех», является Кирилл Александрович Тюпанов — мастер спорта России, имеющий на сегодняшний день 1350 прыжков. Внешне он напоминает былинного богатыря: атлетического телосложения, рост 193, проницательный умный взгляд карих глаз (за плечами три высших образования!). Всё в этом человеке говорит об уверенности и надежности. В общем, трудно подыскать второго такого подходящего инструктора-парашютиста по прыжкам в тандеме с инвалидами. Именно с этим профессионалом предстояло совершить свой первый прыжок 23-летнему Сергею А. — студенту Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.
В этом не было бы ничего особенного, если бы не диагноз врачей — у Сергея рассеянный склероз, тяжелое, трудно поддающееся лечению заболевание. Кстати, испытать прыжок с парашютом ему посоветовал… его лечащий невропатолог (!).
Предполетный осмотр: артериальное давление хоть и подскочило немного (естественное волнение), но не превышает верхнюю границу допустимого. АН-2 набирает высоту. Три тысячи, сигнал — пора! Сергей, как было сказано во время предполетного инструктажа, поджимает ноги, руки крестообразно на груди с разноименным хватом за плечи (правая рука за левое плечо, а левая — за правое). В это мгновение инструктор, обхватив Сергея сзади, мощно оттолкнувшись шагает в «бездну». Почти сразу инструктор выбрасывает в стремительный поток воздуха маленький стабилизирующий купол, поддерживающий скорость падения 180 — 200 км/час. Сергей одновременно с инструктором разводит в стороны слегка согнутые ноги и руки. И в таком положении они находятся в свободном полете целых 30 секунд! При этом инструктор непрерывно контролирует свободный полет, а Сергею предоставляется возможность полностью отдаться эмоциям парашютиста! При достижении высоты 1500 метров инструктор раскрывает основной парашют. В это мгновение Сергей, согласно инструкции, вновь принимает ту же позу неплотной группировки, что и в момент отделения от самолета. Раскрытие парашюта происходит интенсивно, но достаточно мягко, в результате скорость падения уменьшается до 5 м/с — это стандартное значение безопасного снижения. В дальнейшем перемещение в воздухе происходит под куполом основного парашюта. И в это «блаженное» время Сергей под контролем инструктора самостоятельно управляет куполом парашюта, выполняя пологие повороты. Перед приземлением по команде инструктора Сергей в третий раз принимает позу неплотной группировки, предоставляя инструктору возможность без помех приземлиться.
Эмоциональный подъем, испытанный Сергеем, с трудом поддается описанию, его нужно почувствовать самому. Пропадает неуверенность, появляется чувство самоутверждения. Физически ощущаешь, как раскрываются твои потенциальные возможности для развития силы воли и уверенности: «Я должен! Я сделал это! Я могу!».
Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Пояснение эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем языке, лучше мыслит, тоньше понимает себя. Занятия по психогимнастике строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
1. фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель – выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций – радость, удивление, интерес, гнев, страх и др. Дети знакомятся с элементами выразительных движений – мимикой, жестом, позой, походкой.
2 фаза . Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель – выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам.
3 фаза. Этюды игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель – коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4 фаза. Психомышечная тренировка. Цель – снятие психоэмоционального напряжения, нежелательного поведения, черт характера. Между второй и третьей фазами делается перерыв несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе (общение между собой). Между третьей и четвертой фазой можно провести игру на внимание, память, подвижную игру. Дошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников – более восьми. При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Этюды и игры на эмоции должны быть на каждом занятии
Заканчивается занятие расслаблением детей, обучением их саморегуляции. На занятиях по психогимнастике используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный для юных спортсменов, адаптированный для школьников. При проведении тренировки необходимо: соблюдать чувство меры, не затягивать отдых и дозировать внушение .
Автор предлагает музыкальное сопровождение каждого этюда, использование приема сочинения историй, в основе которого лежат актуальные проблемы детей. По данному методу широко используются элементы изотерапии. Дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в цвет своего эмоционального состояния. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами, что приводит к усилению воздействия. Наглядность в виде пиктограмм, условных фигурок, изображающих различные позы, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний и состояния напряжения и расслабления в мышцах используется для тренировки умения распознавать эмоциональное состояние по мимике и пантомимике.
Авторы из г. Сакт- Бардиер, И. Ромазан, Г. Чередникова разработали другое направление психогимнастики, которую можно использовать для детей, начиная с 3-х летнего возраста. Специфика организации занятий — каждое упражнение включает в деятельность фантазию, чувства, движения. Все занятие строится на сюжетно-ролевом содержании, все предметы и события должны быть воображаемыми; в структуру занятий входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.
В танцевальной терапии основополагающим правилом является единство тела и сознание человека. Характер человека понимается не только как его психологические особенности, но и как способ функционирования его тела, проявляющийся через позу, осанку, физические способности и др. Эмоциональные состояния отражаются в теле и задают ему определенную структуру.
Отрицательные эмоции, подавление чувств способствуют образованию защитных телесных механизмов в форме мышечной закрепощенности и ограничений двигательного диапазона. «Мышечные блоки» оказывают отрицательное влияние на психику.
Задачей психокоррекционной работы является выявление, проработка телесных «зажимов», достижение свободных и естественных движений. Особенности танцевальной терапии заключаются в том, что эти задачи решаются способом выразительного движения . Танец – это общение, культурно-приемлемый способ взаимодействия с другими людьми. Если в телесно-ориентированной терапии, в большей степени, делается акцент на особенности структуры и функционирования тела одного человека вне контекста его социального взаимодействия, то в танце проявляются все способы межличностного общения.
Групповая форма занятия дает широкие возможности для совершенствования социальных умений тех пациентов, которые нуждаются в тренинге элементарных социальных навыков. Направление танцевальной терапии приобрело значимость при работе с больными, испытывающими трудности со словесным взаимодействием. Особую роль танцтерапия имеет, как способ осуществления контакта с аутичными, недоступными для речевого воздействия больными. Выразительные движения позволяют освободить подавленные чувства, исследовать скрытые конфликты, которые могли быть источником напряжения и реализовать это напряжение в креативном русле. Важной целью танцтерапии является развитие положительного образа собственного тела, который связан с положительным образом «Я».
Аналогом телесно-ориентированной терапии можно считать применение лечебной физической культуры (ЛФК) в психотерапевтических мероприятиях. ЛФК улучшает моторную функцию, способствует восстановлению утраченных навыков общения и труда. В танцевальной терапии выделяются: структурированный танец; спонтанные выразительные движения; свободные движения с заданным ритмом и др.
7.5. Экстремальные виды двигательной активности
К отличительным чертам экстремальных видов двигательной активности (ЭВДА) относятся следующие:
1. Наличие риска, повышенное психическое напряжение, новые, опасные условия выполнения двигательных заданий.
2. Для АФК принципиально важно, чтобы двигательная деятельность не несла реальной угрозы занимающимся лицам с отклонениями в состоянии здоровья и, особенно, инвалидам. Экстремальными упражнениями могут быть самые обычные для здоровых людей двигательные действия (прыжок в глубину, лазанье по канату, велоспорт и т. д.). Здесь не стоит стремиться к использованию реально опасных и рискованных для здоровья, жизни людей двигательных заданий. Главное состоит в том, чтобы занимающиеся воспринимали их, как опасные и рискованные упражнения, выполнение которых связано с преодолением чувства страха.
3. Специалисты обязаны предусмотреть все необходимые меры обеспечения безопасности, в том числе, и для случаев неадекватных действий занимающихся, хорошо владеть умениями и навыками оказания физической помощи и страховки.
4. Возможность использования в полной мере так называемого эндорфинового эффекта. Эндорфины – морфиноподобные вещества, вырабатываемые гипофизом в различных ситуациях, в том числе, в результате напряженной физической активности, в период опасности, преодоления страха. По своему эффекту эндорфины способны оказывать болеутоляющее и успокаивающее действие, вызывать ощущение счастья, преодолеть чувство депрессии, тревожности, беспокойства.
5. В момент преодоления страха у занимающегося повышается самооценка, что в дальнейшем способствует самоутверждению личности, повышению уважения, укреплению авторитета в глазах сверстников.
6. Возможность вытеснения из сознания предшествующего мировосприятия, полного переключения на другой вид деятельности .
7. В настоящее время ЭВДА получили развитие в антинаркотической профилактической работе с детьми, подростками и молодежью.
В экстремальных видах адаптивной физической культуры ведущими функциями являются: престижная, социализирующая и интегративная. Преодоление себя, самоутверждение, выделение эндорфинов гипофизом занимающихся лиц способствует доминированию гедонистической функции. Профилактика состояний фрустрации , депрессии и т. д. подчеркивают значимость профилактической и коррекционно-компенсаторной функций в данном виде АФК.
Ведущими принципами ЭВДА являются социальные – интеграции, социализации, приоритетной роли микросоциума , среди специально-методических в указанных видах АФК необходимо выделить принципы компенсаторной направленности, дифференциации и индивидуализации, учета возрастных особенностей.
Методика занятия при занятиях ЭВДА
Для АФК экстремальными видами двигательной активности могут быть хорошо известны упражнения, выполняемые в необычных условиях. Например, следующие:
Ходьба и бег с закрытыми глазами, особенно выполняемые, на ограниченной опоре; ходьба, бег и прыжки на возвышенной опоре; прыжки в глубину (с возвышения); лазанье по канату, гимнастической стенке с открытыми и закрытыми глазами; спуск с возвышения в инвалидной коляске спиной вперед, с закрытыми глазами и т. д. Очень важной группой средств являются упражнения с ускорениями тела человека в вертикальном, горизонтальном направлениях, упражнения с вращениями тела в различных плоскостях.
Такие упражнения очень полезны для тренировки вестибулярного аппарата, что имеет большое значение для неслышащих спортсменов и лиц, использующих инвалидные коляски. В работе дается описание специальных устройств и тренажеров для тренировки вестибулярного аппарата, представим некоторые из них:
§ «Качающаяся палуба» — суть тренировки заключается в развитии способности человека противостоять вестибулярным «недогрузкам».
§ «Многостепенный вращающийся стол», главная задача – научиться восстанавливать и сохранять равновесие после и во время смешанных качаний и вращений. После выработки навыка при зрительном контроле тренировка усложняется путем закрывания глаз.
§ Тренажер «Гигантские шаги». Задача – разбежавшись, начать вращение по большому радиусу, поддерживая вращение толчками ног во время приземлений. Во время выполнения упражнения на тренажере мышцы рук, спины и живота испытывают сильное напряжения.
Для инвалидов некоторых нозологических групп (по слуху, зрению, с поражением интеллекта и др.) приемлемы некоторые виды спорта: автомобильный спорт , гребно-парусное многоборье, парашютный спорт и др.
Для многих лиц с отклонениями в состоянии здоровья, возможно, использовать экстремальные виды двигательной активности: на земле: скейтинг (катание на роликовых коньках с использованием защитной экипировки); скейтбординг – катание на доске с роликами; сноубординг – катание на доске по снегу; маунтинбайк — — горный велоспорт и др. На воде: рафтинг – сплав по бурной воде; вейнбординг – катание на доске по воде с буксировкой спортсмена катером; аквабайк (гидроцикл) – это плавательный аппарат, позволяющий передвигаться по воде с большой скоростью).
Основной отличительной чертой методики экстремальных видов АФК является обеспечение безопасности занимающихся в процессе двигательной активности. Факторы, приводящие к чрезвычайным ситуациям в спорте:
1. природные – температурный, погодный, рельефный;
2. техногенные – оборудование мест тренировок и соревнований; техническое состояние спортоборудования , снаряжения; транспортных средств, защитного оборудования, инвентаря, снаряжения и спасательных средств.
При любых несчастных случаях необходима правовая оценка случившихся событий, определение виновных лиц. Анализ причин, расследований чрезвычайных происшествий в спорте дает основание выделить в человеческом факторе три ситуации: когда ответственность возложена на администрацию, руководителей учебных заведений и спортивных организаций; тренерско-преподавательский состав и инструкторский состав, врачей; самих занимающихся ().