Спорт и туризм относится к направлению. Что такое туризм спортивный? Что за вид спорта? История развития спортивного туризма

3 марта 2020

В настоящее время туризм является сферой жизни человека, которая позволяет ему удовлетворить разнообразные потребности — в отдыхе, общении, познании, новых впечатлениях и т.д. Первым уровнем мотивов, побуждающих человека к путешествиям, является физическая мотивация, которая направлена на восстановление тела и души, оздоровительные цели, удовольствие и спорт.

Во многом это определяется стремительным ритмом и высоким уровнем стресса жизни современного человека, что все чаще стимулирует его к активному проведению свободного времени. Указанные факторы во многом объясняют рост популярности активных видов туризма. Одним из видов активного туризма является спортивный туризм, который, с одной стороны, удовлетворяет потребность человека в занятии спортом (активный туризм), а с другой, — потребность в причастности к спортивным состязаниям, когда турист путешествует с целью посещения спортивных мероприятий, на которых он получает удовольствие в качестве болельщика (пассивный туризм).

Следует отметить, что на сегодняшний день спортивный туризм — это недостаточно развитое, но тем не менее перспективное направление туризма как в России в целом, так и в отдельных ее регионах.

В настоящее время на территории России действует порядка 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многих отделов туризма и Домов творчества детей, юношества, по данным государственной статистики в 28 тыс. объединенных учреждений дополнительного образования занимаются около 425 тыс. обучающихся. Ежегодно в походах участвуют более 1,6 млн детей. Спортивным туризмом в России занимается до 3 млн человек. Развитием спортивного туризма в России занимается Туристско-спортивный союз России и его технический комитет — Федерация спортивного туризма России, которые объединяют более 70 коллективных членов, субъектов РФ.

Туристические походы различаются по продолжительности, дальности, способам передвижения и сложности маршрута. Участнику спортивного туристского похода за выполнение определенных нормативов присваиваются разряды и звания в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации утвержденной государственным комитетом по спорту. Туристические походы подразделяются на виды согласно определенным классификационным признакам. По форме проведения различают прогулки, походы, путешествия, слеты, соревнования, экспедиции. По территориальным признакам принято различать местные (например, в пределах одного административного района) и дальние походы. По способу передвижения и видам маршрута туристические походы подразделяются на пешеходные, лыжные, горные, водные, спелеологические, велосипедные, мотоциклетные, автомобильные комбинированные.

Пеший туризм — чаще всего первый вид, с которого начинается увлечение туризмом, самый легкий и доступный, организация которого не представляет большой сложности. Группа средней подготовленности (4 — 12) человек может проходить в день 25-30 км. Вес рюкзака зависит от продолжительности и удаленности от населенных пунктов. В 2-3-дневных походах составляет у мужчин 12-15 кг., у женщин — 6-10. В категорийных, в начале маршрута вес рюкзака может достигать у мужчин 25-30 кг, у женщин — 15-20. Время движения составляет 5-6 часов, обычно с 9.00 и с 16.00, в жаркое время рекомендуется использовать утренние и вечерние часы.

Специфика лыжного туризма предъявляет высокие требования к специальной, физической и волевой подготовке. Лыжи должны быть шире обычных, с различными жесткими креплениями, позволяющие одевать на ноги бахилы от снега и холода. Для ночлега используют палатки с двойными стенками, туристические печки, теплые спальники (пуховые) и костюмы. Открытая местность предполагает неприкосновенный запас топлива (дрова, сухой спирт, примусы) на случай вынужденной остановки (погода, болезнь, короткий световой день, мороз, тяжелый покров, изменение маршрута и т.д.). Также необходим специальный ремнабор. Из-за дополнительных теплых вещей и продуктов питания, рюкзак туриста- лыжника на 15-20% тяжелее. Кроме того, при переходах необходимо с собой нести термоса с горячим чаем и бульоном. Свои сложности представляет постановка палатки, разведения костра и приготовление пищи на снегу и пониженной температуре. Группа должна быть не менее 10-12 человек.

Горный туризм — разновидность пешего или лыжного похода, но в силу специфических горных условий выделен в самостоятельный вид.

Водный туризм является одним из самых популярных видов туризма, организуют обычно с использованием плавсредств (байдарки катамараны, плоты). Особенность заключается в том, что основная часть времени проходит на воде, и нет необходимости нести груз на себе. Значит можно больше брать снаряжения, продуктов, личных вещей. Водные походы обычно проходят по рекам и озерам, различной сложности, с использованием различных спассредств (жилеты, воздушные емкости). Вещи, продукты должны находиться в непроницаемых оболочках и быть надежно прикреплены к плавсредству. Обязателен ремнабор к плавсредству.

Велосипедный туризм имеет ряд преимуществ, особенно важно, что скорость передвижение в 5-6 раз выше и снаряжение с питанием не нужно нести на своих плечах. В данном виде чаще всего участвуют подготовленные люды, владеющие техникой езды, знакомые с правилами движения и устройством велосипеда. Обычно используют туристические, дорожные или горные велосипеды. Очень важна роль грамотного руководства турпоходом и соблюдения норм безопасности участниками. Также обязательны ремнабор, аптечка и запчасти велосипеда.

По построению трассы походы дифференцируются на линейные, кольцевые и радиальные. Линейные маршруты проходят через несколько (как минимум два) географических пунктов или туристических объектов (баз), причем начальная и конечная точки такого маршрута не совпадают и находятся друг от друга на определенном расстоянии. Кольцевые туристические маршруты проходят через ряд географических пунктов или туристских объектов, при этом начальная и конечная точки маршрута совпадают. Радиальные маршруты предполагают пребывание туристов в течение всего срока реализации программы походов в одном туристском объекте, что не исключает их участие в многодневных туристских походах с ночлегами вне туристского объекта. По продолжительности различают походы выходного дня и многодневные походы. По времени функционирования туристские походы могут быть круглогодичными и сезонными. По организационной продолжительности можно выделить походы, организованные туристскими фирмами, станциями юных туристов, туристскими клубами и секциями. По возрастному составу путешествующих подразделяют так: дети, молодежь, лица среднего возраста, пожилые люди.

Цели похода

«Для чего идем в поход?», — этот вопрос должен задать себе каждый: и ты, и твой товарищ, собравшийся пойти с тобой, поскольку цель похода определяет многое: состав группы, снаряжение, маршрут.

К сожалению, бывает, что неопытная туристская группа выходит в поход, не продумав маршрута. Такой поход не принесет удовольствия, потому что живописные уголки природы могут остаться в стороне, а искупаться в реке вы не сможете из-за трудного к ней подхода. Это случается с теми, кто отправляется в путь по принципу: «Идем, куда глаза глядят». Успех каждой экспедиции зависит от того, насколько хорошо она подготовлена.

Поход — та же экспедиция . Значит, без подготовки и он не может состояться. Прежде всего определите цель похода. Цели — а значит, и походы — бывают разные: . оздоровительные (прогулки по лесу, в горах, по реке); . познавательные, экскурсионные (знакомство с республиками, городами, музеями, историческими памятниками, заповедными местами и т. д.); . военно-патриотические (изучение боевого пути прославленных воинских соединений, встречи с участниками гражданской и Великой Отечественной войн, сбор материалов о земляках-героях); . историко-краеведческие (такие походы помогают пополнять экспозиции местных музеев, собирать сведения по истории школы, села, поселка, города); . природоохранительные (установка кормушек для птиц и зверей, очистка от мусора берегов рек, лесов и других мест массовых посещений); . учебные (новички овладевают основными туристскими навыками); . спортивные (участники похода соревнуются, выполняя нормативы, утвержденные Советом Туристско-спортивного союза России).

Цель путешествия может быть связана с выполнением каких-либо общественных поручений (провести биологические наблюдения, составить геологическую коллекцию, собрать полезные растения, лекарственные травы, обследовать состояние культурно- исторических памятников, малых рек и т. п.). Не стоит ставить слишком много целей, лучше выбрать одну. Если же их все-таки несколько, выделите главную. Остальные считайте сопутствующими. Удастся их осуществить — хорошо, нет — не беда. Отложите до другого похода. Новичкам вообще не стоит задаваться никакими иными целями, кроме учебных. Цель каждого путешествия должна быть обозначена в путевом листе и известна всем участникам. Пусть каждый, подумав, решит сам, идти ему в такой поход или не стоит. От цели похода зависит и его организация. Например, в спортивном походе обязанности распределяют так, чтобы каждый делал то, что у него лучше выходит; в учебном — наоборот: каждому лучше делать то, что у него пока получается плохо, чтобы учиться, приобретать навыки.

Выбор и разработка маршрута

У начинающих туристов часто появляется желание сразу же отправиться в путешествие «за три моря». Многим кажется, что существует какой-то чудо-край, где все гораздо интереснее, чем там, где они живут. Однако познать в первую очередь необходимо именно родные места и начинать следует с путешествий в окрестностях своего города или села. Не увлекайтесь сразу большими километрами. Часто бывает, что чем меньше пройдешь, тем больше узнаешь, увидишь и лучше отдохнешь. Выбор маршрута — наиболее ответственный этап подготовки к походу. Посмотрите литературу, в которой рассказывается о географических особенностях района и его истории. Карты окрестностей города или района можно найти в библиотеках или краеведческих музеях. Полезно побеседовать с людьми, которые знают район. В любом случае постарайтесь выбрать маршрут, проходящий по живописным местам. Чтобы избежать однообразия, не возвращайтесь к дому тем же путем, по которому шли. Новичкам лучше пользоваться уже известными, пройденными кем-то маршрутами. Пусть вас не смущает, что они уже кем-то пройдены. От этого они не станут менее интересными. Чаще всего маршруты составляются по кольцевому принципу. В окрестностях больших городов, где железные дороги и шоссе расходятся от города радиусами, можно начать маршрут с железнодорожной станции одной линии и закончить его на станции другой линии.

Для пешеходных маршрутов целесообразнее выбирать небольшие проселочные дороги и тропинки. Крупные автострады не только опасны, но и вредны: пыль и отработанные газы машин не укрепят здоровья и не принесут удовольствия участникам похода. Просматривая карты, схемы, следует отметить места, удобные для устройства привалов, лесные массивы, где нужно идти по компасу, различные естественные препятствия — овраги, болота, чащи и тому подобное. Узнайте все о местном транспорте, населенных пунктах, дорогах, тропах, лесах. Не забудьте спросить о магазинах, столовых, пекарнях. Обязательно свяжитесь с лесничеством и сообщите о предстоящем походе. Вам помогут уточнить маршрут, чтобы в пути не повредить природу, подскажут удобные места привалов. Если путь ваш пройдет по заповедникам, дадут специальное разрешение, без которого нельзя собирать здесь лекарственные растения, заготовлять дрова для костра. Составьте график движения: разбейте маршрут по дням, определите расстояния дневных переходов, ориентировочно наметьте места стоянок, пополнения запасов.

Опытные туристы советуют вычертить схему маршрута — наглядную иллюстрацию к графику движения — и на ней точно показать весь путь группы. При составлении маршрута нужно точно установить часы выхода и возвращения, чтобы успеть отдохнуть после похода. Нормой для начинающих туристов считаются 10—15 км в день. Более опытные туристы могут проходить в день по 25 км. Определите задание, что вы успеете сделать в походе, исходя из длительности пешего перехода: учтите время, которое займет осмотр интересных мест, остановки и привалы, купание, игры и т. п. Желательно, чтобы разработкой и обсуждением маршрута занимались все участники похода. Если же маршрут разрабатывает один руководитель или подготовительная группа, необходимо сообщить всем подробные сведения о предстоящем путешествии. Задолго до выхода следует зарегистрировать поход. Если он займет не больше пяти дней, достаточно встать на учет в своем учебном заведении (университет, школа, оздоровительный лагерь). Если маршрут рассчитан на большее время, зарегистрироваться нужно в МЧС, в туристской организации: в клубе или на станции юных туристов.

Комплектование туристских групп

Комплектование группы важный момент в работе ее руководителя. От численности группы, социального, возрастного состава ее участников во многом зависит успешность прохождения маршрута. От оптимального сочетания перечисленных характеристик зависит сплоченность группы, ее организованность, эффективность управления ею. Однако руководитель туристской группы должен быть готов работать с любым контингентом, мягко, но настойчиво и последовательно формировать навыки поведения туристов. Чтобы поход прошел хорошо, коллектив должен быть однородным по силам и интересам. Участие слишком многих людей быстро выявляет различие вкусов и их физической подготовки. Одни активны, им хочется больше увидеть, других привлекают длительные остановки; одни ходят быстро, другие медленно.

Поэтому максимальное число участников путешествия — не более 25—30 человек. Однако, если записалось очень много ребят, волноваться не следует: в процессе подготовки часть из них отсеется по различным причинам (одного родители не отпустят, другой сам передумает). В походе хороши такие ребята, которые не спихивают с себя лишние заботы, не откажутся поднести рюкзак заболевшего товарища, не спасуют, не бросят в беде, с которыми, как говорят бывалые солдаты, можно смело идти в разведку. Поэтому перед походом обсудите и утвердите каждого. При этом учтите его интересы и склонности. Например, если планируется краеведческий поход, то очень нужны ребята, имеющие навык следопытской работы, члены исторического кружка или музейной секции. В путешествии ни в коем случае не должно быть «пассажиров». Каждому — конкретное дело, у каждого — определенные обязанности.

Задача руководителя туристской группы — сплотить в единый дружный коллектив людей, различных по возрасту, образованию, общественному положению: пенсионеров и студентов, молодоженов и пожилых супругов, рабочих и коммерсантов, для этого ему следует изучить социально-психологические особенности каждого туриста. Кроме того, руководитель группы должен: . уметь максимально сглаживать и (или) ликвидировать конфликты, возникающие как внутри группы, так и вне ее; . принимать меры для сплачивания коллектива группы; . определить в составе группы неформальных лидеров, которые могут (или не могут, или не хотят, т.е. противодействуют) помочь руководителю группы в его работе, а если есть «оппозиция» — найти способы ее нейтрализации. Мотивация комплектования туристов в группы может быть самой различной, например, исходя из общих интересов.

Так, лыжники, грибники, любители рыбной ловли, как правило, для путешествия используют выходные дни, каникулы, праздники. Путешествие таких групп людей лучше организовать на автобусах, в поездах местного и пригородного сообщения, а также на морских и речных судах. Группы туристов могут быть объединены одной профессией, родом занятий. Для студентов и школьников эти путешествия служат одной из форм учебы и практики, дают возможность увидеть многое из того, что они изучают на уроках географии, краеведения, зоологии, ботаники, истории. Кроме того, при комплектовании групп следует учитывать не только общность интересов ее членов, но и время, удобное для поездки. Для школьников и студентов — это каникулы, для большинства работающих — время отпусков.

От численности группы во многом зависит эффективность организации и проведения похода. Если группа малочисленна, труднее организовать прохождение сложных участков маршрута, оборудовать место ночлега, а в случае необходимости обеспечить помощь пострадавшему и его транспортировку. Чрезмерно большой группой трудно управлять, особенно в сложных походах. Наконец, многочисленные группы туристов наносят значительный вред окружающей среде. Практика показывает, что оптимальный численный состав туристской группы в походе колеблется в пределах от 6 до 10 человек, а для туристской группы, принимающей участие в походе выходного дня, некатегорийном походе или путешествии, он должен быть не менее четырех и не более 50 человек. Правилами проведения туристских спортивных походов установлен минимальный состав участников: в походах низших категорий сложности — от 2 до 4 человек; в группах туристов — школьников — 8 человек, кроме лыжных и горных.

В зависимости от возрастного состава и сложности похода максимальное количество участников может составлять от 12 до 30 человек. Требования к руководителям и участникам туристско-спортивных походов предъявляются в зависимости от категории сложности маршрута. При формировании туристской группы для совершения путешествия по категорийным маршрутам необходимо учитывать опыт участия в походах руководителя-инструктора, количественный состав группы и минимальный допустимый возраст участников. Участники категорийных походов и путешествий по всем видам туризма должны уметь плавать и знать правила спасения утопающих, а туристы, путешествующие зимой и в периоды межсезонья — иметь опыт организации полевого ночлега. Участники категорийных походов и путешествий должны обладать специальными знаниями и навыками, а также иметь соответствующий опыт участия в тех или иных видах походов и путешествий (водных, горных, лыжных и т.д.).

Соответствующую подготовку обеспечивает организация, проводящая поход или путешествие. В момент комплектования туристской группы или в начале путешествия руководитель может подобрать себе помощников из наиболее активных и дисциплинированных туристов, выяснить, нет ли среди туристов медицинского работника (врача, медсестры). Каждый турист на маршруте выполняет ту или иную общественную работу в соответствии со своими способностями и желаниями. Руководитель маршрута продумывает предложения по распределению обязанностей и высказывает их на организационном собрании группы. При этом надо учитывать пожелания и способности каждого.

В туристской группе обычно бывает несколько основных общественных «должностей»:

. староста — первый помощник инструктора. Обычно это самый опытный или наиболее авторитетный турист. Он участвует во всех организационных мероприятиях подготовки маршрута, следит за самочувствием всех членов группы, регулирует их нагрузку на маршруте. В походе, по указанию инструктора, он обычно или направляющий или замыкающий. Кроме того, староста оказывает помощь руководителю в организации туристов, в поддержании дисциплины и порядка в группе, а в отдельных случаях замещает отсутствующего руководителя туристской группы;

. ответственный за снаряжение отвечает за получение и правильное использование общественного инвентаря, распределяет его между участниками похода. Наблюдает за состоянием снаряжения, руководит всеми ремонтными работами, а по окончании похода сдает все в туристский клуб или в пункт проката;

. ответственный за питание должен быть энергичный, расторопный и аккуратный турист. Он организует получение необходимого количества продуктов, их упаковку. Он также распределяет весь запас перемещаемых продуктов между участниками. На маршруте ведет учет расходования продуктов в соответствии с раскладкой по дням, ежедневно перераспределяет остающиеся продукты между туристами. Выдает продукты дежурным. В помощь ему обычно выделяют 2—3 человек;

. казначей составляет смету, производит все денежные расчеты, ведет строгий учет расходов, собирает и подшивает для отчетности документы — транспортные билеты, квитанции, копии товарных чеков; . спортивный организатор проводит утреннюю зарядку, организует спортивные игры и соревнования на привалах. Хранит и отвечает за спортивный инвентарь;

. санитар отвечает за соблюдение режима дня, санитарное состояние туристов, хранит и пополняет аптечку, выдает медикаменты. Он заботится о качестве продуктов, о соблюдении питьевого режима. Он же оказывает первую помощь; . культорганизатор подготавливает и организует проведение развлекательных и культурных программ, пение песен у костра и другие мероприятия;

. фотограф снимает все интересные моменты путешествия, готовит фотографии для отчета;

. летописец пишет путевые заметки, составляет отчет о походе. В зависимости от целей похода у участников могут быть и другие «должности», например, механик, краевед, топограф, метеоролог ответственные за сбор гербариев, лекарственных трав, коллекций минералов и др. В зависимости от потребностей группы одни и те же обязанности могут выполнять несколько туристов. Все участники поочередно несут дежурство.

Виды спортивного туризма

Спортивный туризм самостоятельная и социально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями; форма «народной дипломатии» основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, начиная с детей дошкольного возраста заканчивая пенсионерами.

Спортивный туризм в России является национальным видом спорта, имеющим многолетние традиции. Он включает в себя не только спортивную составляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих любителей странствий. Центрами развития спортивного туризма по-прежнему остаются некоммерческие клубы туристов («турклубы»), хотя многие туристы занимаются им самостоятельно.

Вид спорта «Спортивный туризм» включен во Всероссийский реестр видов спорта под номером 0840005411Я (2006—2009 г.г.).

Виды спортивного туризма
Полный список видов спортивного туризма официально зарегистрированных, классифицированных и эталонных с утверждённой методикой присвоения званий и разрядов:

  1. Пешеходный туризм
  2. Горный туризм
  3. Водный туризм (сплавы на маломерных судах)
  4. Конный туризм
  5. Велосипедный туризм
  6. Лыжный туризм
  7. Спелео туризм
  8. Парусный туризм
  9. Автомото туризм

Формы спортивного туризма

Можно назвать следующие формы спортивного туризма в зависимости от его организации: спортивный туризм может быть индивидуальным и массовым.

Индивидуальные (заказные) туры — это туры, формирующиеся по желанию и при непосредственном участии туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предполагаемом месте отдыха. Выбранные туристом услуги формируются в программу тура. Обычно такие заказы формируются в агентствах и поступают затем для реализации к туроператору. Главное преимущество индивидуальных поездок заключается в том, что они позволяют побывать в любой точке мира и, даже по классической Европе, найти оригинальный маршрут. Ведь подобный продукт создается под требования каждого конкретного туриста.

Групповые туры предполагают продажу заранее спланированного стандартного набора услуг, сориентированного на определенный вид отдыха, а также па социальный класс туристов и их возраст и продаваемого туристам в одном пакете. Особенности подготовки и проведения такого вида тура (единая для всех программа, строго увязанная со сроками и графиком путешествия) не позволяют вносить какие-либо изменения в состав предлагаемых услуг, поэтому турист может либо купить его целиком, либо вообще отказаться от его приобретения. Такой вид комплексного обслуживания носит название пэкидж-туры (от англ. package tour — пакетный тур). Готовые пакетные туры дают возможность туроператорам использовать специальные тарифы, и их стоимость обычно ниже совокупных розничных цен на отдельные услуги, входящие в пакет.

Принято различать формы туризма в зависимости от происхождения туристов, от длительности пребывания, от возраста путешествующих, и от времени года.

1. Формы туризма в зависимости от происхождения туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний (путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих в РФ); и международный (поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев).

2. Формы туризма в зависимости от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм спортивного туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания. Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране.

Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три — пять часов; шесть — восемь часов; девять — одиннадцать часов; двенадцать и более часов.

Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 — 365 ночей.

Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками. Однодневный туризм — это туры продолжительностью в световой день: они не предполагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма — кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально — три ночлега.

3. Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм спортивного туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 — 44 лет; экономически активные люди среднего (45 — 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).

4. Формы туризма в зависимости от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий — межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.

Спортивный туризм в России

Спортивный туризм — это общенациональный вид спорта в России, отражающий национальные традиции России. Спортивным туризмом в России занимаются до 3 млн. человек.

Развитием спортивного туризма в России занимается Туристско-спортивный союз России и его технический комитет — Федерация спортивного туризма России, которые объединяют более 70 коллективных членов, субъектов Российской федерации.

Вид спорта «Спортивный туризм» включен во Всероссийский реестр видов спорта под номером 0840005411Я.

Немного истории спортивного туризма. Туристское движение на России зародилось в конце XIX века. В то время в стране одна за другой стали появляться первые туристские организации: «Альпийский клуб» в Тбилиси (1877), «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» в Петербурге (1885), «Крымский горный клуб» в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позднее — «Крымско-Кавказский горный клуб»), «Русский тюринг-клуб» (общество велосипедистов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др. В 1901 г. «тюринг-клуб» был преобразован в Российское общество туристов (РОТ), ставшее крупнейшим туристским объединением в стране — к 1914 г. в его рядах насчитывалось около 5 тыс. членов.

Летопись туризма оставила нам имена энтузиастов, совершивших поистине марафонские переходы по неизведанным маршрутам, имена первопроходцев и отважных спортсменов, участвовавших в пеше-лыжных, велосипедных, конных путешествиях, кругосветных странствиях, в байдарочных, шлюпочных и парусных походах.

Верхом энергии, отваги и мужества можно считать беспримерное первое велосипедное кругосветное путешествие Онисима Петровича Панкратова, жителя русской колонии в Харбине. «Я поехал в кругосветное путешествие как русский спортсмен, с национальным флагом нашей Родины», — записал в своем дневнике О.П. Панкратов, начиная это путешествие. 28 июня 1913 года Харбин встречал своего героя. Почетный трофей — Бриллиантовая звезда украсила грудь российского спортсмена, проехавшего 50 тысяч километров вокруг света.

Руководили самодеятельным туризмом и поддерживали его в те годы такие известные государственные деятели как зам. пред. Малого Совнаркома СССР (вице-премьер министр) В.П.Антонов-Саратовский, один из лидеров КОМИНТЕРНА А.Курелла, академик Н.П.Горбунов, известный полярный исследователь О.Ю.Шмидт.

Всего в то время в дальних и местных походах участвовало более 6 млн.человек. В 1936 г. происходит реорганизация всей системы туризма в стране, внедрение новых организационных форм управления. 17.01.1936 ЦИК принял постановление «О ликвидации ВОПТЭ» и возложил руководство над работой в области туризма и альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР.

В 20-30-е годы в СССР альпинизм и горный туризм в современном понимании этих слов считались единым видом ТУРИЗМА, и развивались государством в системе ОПТЭ.

В начале ХХ века во всём мире поклонники горовосхождений назывались горными туристами. Альпинистами назывались только путешествующие в Альпах. Однако постепенно этот термин стал общим для всех любителей гор. В 30-х годах в СССР горный туризм и альпинизм не разделялись. Одни и те же спортсмены ходили как в перевальные походы, так и на вершины. В 40-е годы после разгрома ОПТЭ бывшие члены его горной секции ограничились восхождениями на вершины и стали альпинистами в современном смысле. (С 90-х годов после ликвидации искусственных запретов горные туристы стали включать в свои маршруты восхождения и траверсы вершин. Известны случаи, когда восхождения в рамках туристских походов занимали призовые места в чемпионатах по альпинизму, оставаясь всего лишь одним из нескольких элементов горного похода.)

К середине 30-х годов в развитии туризма выделились два самостоятельных направления (туристсо-экскурсионный и самодеятельный). В первое направление перешло в ведение ВЦСПС, где было создано Центральное туристско-экскурсионное направление (ТЭУ), а второе в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта, где была создана Всесоюзная секция туризма. Начали создаваться секции туризма в ДСО и коллективах физкультуры. Спорткомитетом 26.03.1939г. был введен значок «Турист СССР», в 1940г. учреждено звание инструктора по туризму.

Когда в 1936 году для спортсменов были учреждены звания «Мастер спорта» и «Заслуженный мастер спорта», в числе Заслуженных мастеров — появился и турист: Н.М.Губанов.

В 1936 году руководство туризмом в стране передано физкультурным организациям и ВЦСПС. В 1940 году действовало несколько тысяч туристских секций на предприятиях, в учебных заведениях, было создано 165 туристских баз и лагерей. С 1 января 1940 года туризм включен в комплекс ГТО. туризм творчество военный страйкбол

В довоенный период широкий размах получил туризм среди школьников. В 1932 году была создана центральная детская экскурсионно-туристская станция, после чего аналогичные станции стали создаваться во всех республиках и крупных городах. Созданная сеть станций детско — юношеского туризма действует и в настоящее время, число которых составляет более 400, а ежегодное число участников, организуемых этими учреждениями, составляет порядка 1,6 миллионов участников.

В предвоенный период в самодеятельных походах — дальних и выходного дня участвовало почти 3 млн.человек.

Война прервала деятельность туристских организаций. Понадобилось много лет для достижения довоенного уровня. Увеличение туристов, объединенных в туристские секции и клубы, сложными спортивными походами потребовало упорядочения системы подготовки на основе единых нормативных требований.

После окончания Великой Отечественной войны ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ предпринял широкомасштабные действия по развитию туризма в стране. Уже в 1945 году ВЦСПС принимает соответствующее решение. В трудное послевоенное время выделяются средства на восстановление и строительство новых турбаз и лагерей. Особый размах получили создание туристских клубов. Они стали центрами консультаций по прохождению спортивных маршрутов, местом работы маршрутно-квалификационных комиссий по видам туризма, являлись организаторами спортивного туризма.

В 1949 году Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта своим постановлением включил в Единую Всесоюзную спортивную классификацию туризм. Самодеятельным туристам стали присваивать спортивные разряды и звания. Руководство туризмом осуществлялось Союзом спортивных обществ и организаций СССР и ВЦСПС.

Начиная с 50-х годов стали действовать школы инструкторов туризма, а в конце 50-х -школы руководителей сложных походов по видам туризма. С середины 50-х годов началось бурное развитие самодеятельного туризма и его высшего проявления — спортивного туризма. В 1957 году в стране работало более 50 туристских клубов, тогда как до войны существовал лишь один в Ростове-на-Дону. В 1958 году самодеятельным спортивным туризмом занимались (разрядники) 428 156 чел, в 1959 — 946 418, в 1960 — 1 512 860 человек. Туризм стал действительно массовым.

Первым председателем Всесоюзной секции туризма в 1956г., ставшей в 1959 г. Федерацией туризма СССР стал Е.А. Косарев. При центральных, республиканских и областных ДСО и ТЭУ ВЦСПС и облсовпрофов были созданы секции и федерации туризма.

В 1962 решением ВЦСПС ТЭУ были преобразованы в Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ), республиканские и областные советы, в ведение которых полностью перешел самодеятельный туризм. При ЦСТЭ и советах на местах начали работать секции и комиссии по видам туризма, создавались областные и городские туристские клубы.

В 1976 году ВЦСПС принял решение о создании единого общественного туристского органа -Федерации туризма ЦСТЭ и образовании соответствующих федераций на местах (Положение о федерациях утверждено ЦСТЭ и ВСДСО профсоюзов -протокол N7, п.9 от 16 июля 1976г.). Председателем Федерации был избран С.В.Журавлев- зам. председателя Всесоюзного совета ДСО профсоюзов.

В 1985 г. Федерация стала называться Всесоюзной, а федерации на местах -республиканскими, краевыми и областными. Председателем Федерации стал известный турист, заслуженный мастер спорта В.Д.Тихомиров.

С 1971 года проводились Всесоюзные, республиканские, областные соревнования на лучшее туристское путешествие, которые с 1981г. преобразованы в Чемпионаты СССР, республик и т.п. (Постановление ЦСТЭ, протокол N16 б п.5 от 22 мая 1980г., согласованное с Комитетом по физической культуре и спорту при Совете министров СССР). Постановлением Комитета по физической культуре и спорту от 22 августа 1980г., протокол 6, призеры чемпионатов СССР награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями II степени. Во всесоюзных соревнованиях и чемпионатах ежегодно участвовало 100-150 команд.

К концу 80-х годов в системе советов по туризму было создано 950 областных, городских туристских клубов, объединяющих многотысячный общественный актив. Туристские секции и клубы работали в десятках тысяч коллективах физкультуры, которые охватывали соревнованиями, спортивными походами до 10 млн. человек. На различного уровня семинарах, школах, сборах подготовлено более 500 тыс. инструкторов, руководителей походов, судей соревнований. В спортивных походах ежегодно участвовало более 200 тысяч туристов спортсменов (около 20 тысяч туристских групп).

Звание Мастер спорта СССР присвоено более 1500 туристам.

На рубеже 80-90 -х годов на территории бывшего СССР действовало более 60 общественных КСО, более 40 тысяч общественных комиссий, в работе которых участвовало около 700 тысяч туристов.

В 1990 году звание мастер спорта было присвоено 124 туристам, 1-3 разряд — 80тысячам туристов, а значок «турист СССР был вручен 250 тысячам туристов.

В 1992 г. после распада СССР был создан Международный туристско-спортивный союз, а в 2002 году была учреждена Международная Федерация спортивного туризма, объединившая туристов стран СНГ и Прибалтики. Туристско-спортивный союз и федерация спортивного туризма России стала работать при Госкомспорте России.Президентом стал ЗМС И.Е.Востоков. Спортивный туризм включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию. С 1994г. спортивным туристам присваиваются звания МС, МСМК и ЗМС.

Впервые спортивный туризм был введен в Единую спортивную классификацию в 1949 году. Это повлекло за собой развитие маршрутных и квалификационных (позднее маршрутно-квалификационных) комиссий, разработку классификации туристских походов. Начиная с 1965 года разрядные требования включали присуждение разрядов и званий вплоть до звания Мастер спорта за совершение спортивных походов 5 категории сложности. (Постановление президиума центрального совета союза спортивных обществ и организаций СССР. Протокол «4 от 19 марта 1965 года.) Начиная с 1994г. в разрядные требования по спортивному туризму введено присуждение званий Мастер спорта международного класса за совершение спортивных походов 6 категории сложности, соответствующих мировым достижениям, а также включены соревнования по туристскому многоборью, которые ранее назывались соревнованиями по технике туризма.

Глава 1. Характеристика спортивного туризма как вида спорта

Многообразны и условия преодоления препятствий: климатические, метеорологические, высокогорные и др. При преодолении естественных препятствий используются различная техника и тактика, различные средства передвижения и обеспечения безопасности.

Преодоление естественных препятствий требует различной по времени и интенсивности работы туриста-спортсмена. Туристская работа в данном случае — это совокупность физических и технических действий туриста-спортсмена. Она имеет определенное сходство с физическими упражнениями, принятыми за первооснову в теории и методике физического воспитания, но значительно шире по своему содержанию. Туристская работа имеет определенную, отличную от физических упражнений структуру. Ее структурную основу составляют действия туриста-спортсмена, направленные на преодоление естественных препятствий с минимальными затратами сил и максимальным обеспечением безопасности.

Определенные ограничения минимизации усилий и максимального уровня безопасности связаны с характером препятствий и условиями их преодоления, а поэтому в каждом конкретном случае требуется решение задачи оптимизации. Например, при прохождении сложного скального рельефа требуется применять совершенную скальную технику и обеспечивать надежную страховку. Оптимальное решение такой задачи возможно при работе умеренной мощности. Как замедленное, так и ускоренное прохождение сложного скального рельефа в походных условиях может привести к потере необходимого уровня безопасности.

В теории спортивной тренировки (Матвеев Л.П., 1991) первоосновой выступают собственно соревновательные упражнения (часто тождественные понятию «вид спорта») и тренировочные формы соревновательных упражнений. Соревновательные упражнения рассматриваются как целостные действия (в том числе и сложные совокупности действий), которые служат средством ведения спортивной борьбы и выполняются в том же составе, что и в условиях соревнований по избранному виду спорта. В этом смысле основные элементы туристской работы можно считать соревновательными упражнениями, учитывая особенности тренировочных форм таких упражнений и особенности их использования в подготовке туристов-спортсменов. В спортивном туризме эти упражнения многообразны. Они могут быть и скоростно-силовыми, и собственно силовыми, и сложно-координированными. Они могут иметь относительно стабильные и переменные формы в зависимости от ситуационных условий. При этом сложно-координированные упражнения составляют основу техники туризма в условиях преодоления естественных препятствий.

Спортивный туризм относится к видам спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с проявлением физических и волевых качеств. Его можно отнести к комплексным (смешанным) видам спорта типа многоборий. Спортсмен-турист должен обладать специфической многоборной специальной туристской выносливостью.

В туристских походах есть многочасовая работа циклического характера, связанная, например, с длительными передвижениями по тропе с рюкзаками. Эта работа, как правило, умеренной мощности. Есть в туризме и ациклическая работа при преодолении различных естественных препятствий. В основном эта работа также умеренной мощности, хотя отдельные части ее находятся в зонах больших, субмаксимальных и максимальных мощностей.

Характеристикой подготовленности спортсменов к нагрузкам могут служить данные по ЧСС при велоэргометрии у 18 мастеров спорта по альпинизму в возрасте от 28 до 48 лет, приведенные в табл. 1 (Газенко О.Г., 1987).

В таблице представлены индивидуальные и среднегрупповые величины изучаемых показателей при разных физических нагрузках субмаксимального уровня. Переносимость физической нагрузки расценивалась как хорошая, т. е. реакция всех ЭКГ-показателей была адекватной выполненной работе, а нормализация их практически завершилась к концу 10-минутного периода восстановления по всем показателям, кроме ЧСС, которая оставалась выше исходного уровня примерно на 30 %.

Средний объем выполненной работы на человека в группе при частоте пульса около 150 уд./мин составил 17458 + 920 (11250-25050) кгм, объем работы в расчете на 1 кг веса обследуемого — 244,0 + 11,0 (156,3-321,2) кгм/кг, минутное потребление кислорода в этот период в среднем по группе составило 3096 ± 54 (2750-3568) мл/мин, потребление кислорода в минуту на 1 кг веса -43,5 + 1,04 (36,8-51,7) мл/кг, а затраты кислорода на выполнение 1 кгм работы -2,33 ± 0,04 (2,00 — 2,62) мл/кгм.

Результаты этого обследования выявили наличие высокого уровня работоспособности в данной группе спортсменов, готовящихся к Гималайской экспедиции.

Из опыта горнолыжных походов высших категорий сложности и восхождений в рамках чемпионатов СССР (Федотов Ю.Н., 1985) можно сделать вывод о том, что модельные характеристики физических нагрузок, в спортивном туризме (горный вид) и альпинизме практически одинаковы. Поэтому и подготовка, и подготовленность спортсменов в этих формально разных видах спорта практически идентичны.

Данные, приведенные в табл. 1, могут служить в качестве модельных при подготовке туристов-спортсменов к сложным туристским походам в любых видах спортивного туризма, хотя наиболее адекватно они отражают специфику горного туризма.

Эти данные позволяют также ориентировочно оценить среднюю величину максимального потребления кислорода (МПК) туристов-спортсменов как модельную характеристику. Величина МПК (в мл в мин на 1 кг веса) надежно характеризует физическую работоспособность человека и является основой для определения максимальной аэробной мощности. Оценки МПК существуют в различных видах спорта и колеблются, по данным В.Л. Карпмана, от максимальной в лыжных гонках на длинные дистанции (у мужчин — 77±3) до минимальной у метателей в легкой атлетике (43±1).

Ориентировочно величина МПК туристов-спортсменов может быть определена на основе известного утверждения, что хорошо тренированные спортсмены при ЧСС 150 уд./мин имеют потребление кислорода в среднем 65% от МПК (Чепик В.Д.). В таком случае нетрудно оценить модельную характеристику МПК туристов-спортсменов, равную 66,9+1 (56,6-79,5), что сравнимо по среднему значению с МПК у спортсменов, занимающихся спортивной ходьбой и греблей, а по максимальному — с лыжными гонками.

Таблица 1 — Частота сердечных сокращений (уд./мин) при велоэргометрии

Обследуемый

Ступени нагрузки, кгм/мин

Влияние специальной физической подготовки в занятиях спортивным ориентированием на развитие выносливости

В России элементами спортивного ориентирования стали заниматься туристы. Они первые с рюкзаками на плечах целыми командами участвовали в соревнованиях по прохождению «закрытых маршрутов». Чаще один опытный вел от пункта к пункту всю группу… Вьетнам как направление выездного туризма в Российской Федерации

По всему побережью, особенно в Южном Вьетнаме, есть много прекрасных песчаных пляжей, в которых инфраструктура и индустрия развлечений не развита или развита мало. Тем не менее, на многих таких пляжах имеются небольшие отели, бунгало…

Исследование эффективности нападающих действий игрока первого тепма в командах волейболистов

В литературе по волейболу рассматривается техника выполнения приемов и методика обучения игре. Выделяют следующие этапы: а) формирование предпосылок для ознакомления, изучения разучиваемого приема… История развития дзюдо

«Нет границ на пути мягкости, И для сердца не будет врагов» [Мифунэ Кюдзо] японский средневековый дзюдзюцу дзюдо воспитание Современное дзюдо обычно представляют как спорт, боевое искусство, духовную дисциплину…

Отдых в Испании — это прекрасные морские пляжи Испании и Канарских островов, сети отелей любого уровня и множество разнообразных развлечений и курортных услуг. Согласно новому испанскому закону о борьбе с курением… Применение подвижных игр на льду в физической и технической подготовке юных шорт-трековиков

Шорт — трек появился в конце прошлого века в Северной Америке, но кто был его изобретателем, до сих пор остается загадкой. Англичане считают, что этот захватывающий вид спорта придумали их соотечественники, но на родине он не привился…

Пропаганда здорового образа жизни средствами спортивного туризма

Развитие горнолыжного туризма в Пермском крае

Туризм прекрасен тем, что каждый находит в нем то, что хочет. Кому-то нравятся горы, кому-то реки, кто-то любит отдыхать на пляже, а другие — испытать себя на прочность. Натянутые нервы тоже, как ни странно, могут помочь человеку снять усталость…

Разработка сценария церемонии открытия соревнований по фитнес–аэробике на базе Волгоградской государственной академии физической культуры

Фитнес-аэробика — один из самых молодых видов спорта, быстро завоевавший популярность во всем мире благодаря доступности возраста и пола и, конечно, зрелищности. Она стала эффективным средством пропаганды здорового образа жизни (Нестерова, Т.В…. Техническая подготовка юных ориентировщиков 12-13 лет

Спортивное ориентирование — молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы…

Техническая подготовка юных ориентировщиков на этапе начальной спортивной специализации

Спортивное ориентирование — молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе…

ТУРИЗМ СПОРТИВНЫЙ

ЛЕКЦИЯ №1

Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

Основные вопросы:

История развития спортивного туризма

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА КАК ВИДА СПОРТА

3. ФЕДЕРАЦИИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА.

Составитель: зав.кафедрой л/а и л/с

Доцент, к.п.н. Гулидин П.К.

Витебск 2016

история развития спортивного туризма

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.

Первый этап – от древности до начала XIX века.

Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.

Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции. Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника (отпуска). Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Изменились средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей.

Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер.

Туризм как вид спорта был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию (ЕВСК) в 1949 г. Федерация туризма СССР, как и туризм в составе ЕВСК, просуществовали до 1958 г., а затем по чисто бюрократическим соображениям туризм из ЕВСК был исключен, а Федерация туризма ликвидирована.

После 1958 г. в течение следующих семи лет туризм спортивный остался полностью на попечении советов по туризму (т.е. профсоюзов). Количество аварий на маршрутах туристских походов (а именно это послужило поводом к исключению туризма из спорта), тем не менее не уменьшилось, а наоборот, существенно возросло. И туризм восстановили в ЕВСК в 1965 г.

Все эти годы (с 1958-го по 1976-ой включительно на всех уровнях — от областных до Центрального совета по туризму и экскурсиям — работали общественные комиссии по видам туризма и разделам работы (маршрутно-квалификационные, по соревнованиям, по подготовке и аттестации общественных туристских кадров и др.).

Совместным постановлением Белсовпрофа и Комитета по физической культуре и спорту при СМ БССР от 15 февраля 1977 г. была создана Федерация туризма (ФТ), которая, собственно говоря, уже в течение ряда лет существовала в форме Совета по массовым видам туризма при Белсовете по туризму и экскурсиям и которая явилась предшественницей ныне действующей (с 1991 г.) Федерации спортивного туризма. При образовании федераций туризма в 1977 г. ничего особенного, революционного изобретать не нужно было. Структура уже была. Более того, в Белоруссии по инициативе Ю. М. Кокорева, туриста и альпиниста с довоенным стажем, уже в 1963 г. был образован орган, объединявший деятельность всех республиканских комиссий по видам и разделам работы, включая и комиссию по ориентированию на местности. Первым председателем Федерации туризма республики был избран (1977 г.) Эдуард Точицкий. Пять лет спустя — Георгий Шишко, третьим председателем Федерации стал (до 1991 г.) Александр Битус. Два первых — мастера спорта по горному, А. Битус — мастер спорта по водному туризму.

С 1971 по 1980 год включительно проводятся всесоюзные (в ряде республик — республиканские) соревнования на лучшее туристское путешествие. Форма проведения — заочная. Это значительно упрощает систему проведения соревнований, поскольку в них принимает участие любая команда, которая подала заявку на участие, а затем своевременно представила отчет в ГСК.

Большую работу как Всесоюзная ФТ, так и республиканские осуществляли, организуя спортивно-туристские слеты. Уже в начале этого периода (1965- 1980 гг.) разрабатываются правила соревнований по технике водного и горного туризма, позднее — по всем остальным видам туризма, включенным в спортивную классификацию.

К концу 1980 г. Всесоюзной федерацией принимается ряд решений, качественно изменивших характер спортивных мероприятий: начиная с 1981 г. всесоюзные соревнования на лучшее туристское путешествие переводятся в ранг чемпионатов СССР, а туристские слеты проводятся в соответствии с правилами соревнований по технике видов туризма. Престижность соревнований заметно возросла, а следовательно, возрос уровень технической сложности как туристских маршрутов, так и дистанций соревнований. Первые три чемпионата СССР по спортивному туризму (1981,. 1983, 1985 гг. — чемпионаты проводятся раз в два года) свидетельствуют о значительном усложнении маршрутов спортивных туристских походов. Успешно выступают в этих чемпионатах белорусские туристы, которые, начиная с последних всесоюзных соревнований на лучшее туристское путешествие (1977- 1980 гг.), уверенно входят в число лидеров самого высокого уровня.

В период с 1977 по 1991 год ФТ, как и федерации по другим видам спорта, имела свои областные организации (областные ФТ), а также, просуществовавшие, правда, недолго, федерации туризма ДСО. Каждый областной центр имел свой туристский клуб с небольшими штатами. Туристские клубы были созданы и во многих районах. Параллельно работали туристские секции ДСО профсоюзов, клубы туристов предприятий, организаций и вузов, а также вся система станций юных туристов.

Но время 90-х годов оказалось совсем уже другим временем. Собственно говоря, это “новое время” началось раньше, чем наступило последнее десятилетие XX века. После достаточно спокойного, неспешного, но поступательного развития спортивного туризма в период с 1965 г. по 1980 г., наступает совсем другой период — период борьбы за выживание спортивно-туристской деятельности и той структуры, которая эту деятельность обеспечивала.

“Период перестройки”, закончившийся в 1991 г. распадом СССР, шаг за шагом изменяет устоявшийся порядок вещей. Уже к концу 1990 г. принимается решение о роспуске Всесоюзной федерации туризма и создании Туристско-спортивного союза СССР, который полтора года спустя преобразовывается в Международный туристско-спортивный союз. При этом в наиболее развитых (в спортивно-туристском отношении) республиках теперь уже бывшего СССР (Россия, Украина, Беларусь) создаются республиканские туристско-спортивные союзы и сохраняются федерации спортивного туризма, представляющие туризм в спорткомитетах (министерствах спорта) этих республик. Что касается “профсоюзной опеки”, то с конца 80-х профсоюзы шаг за шагом избавляются от самодеятельного туризма и к 1990 г. вполне успешно справляются с этим. Федерации спортивного туризма республик бывшего СССР становятся самостоятельными федерациями суверенных государств, — начался новый этап их истории — в туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Она состоит в том, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса и др., пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые и иные девиденты. Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального, а попросту сказать спортивного туризма, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Эта тенденция понятна и она естественным образом отражает состояние развития всей страны на современном этапе. Поэтому на лицо примитивная, глобальная приватизация интеллектуального потенциала спортивного туризма (СТ), полное пренебрежение проблемами безопасности во имя главной цели — максимально быстро снять первые сливки, заявить о себе, приватизировать раскрученные соревнования. Любые попытки со стороны Федерации продуманного и взвешенного построения системы с учетом всех ее особенностей и поиска ниши для любого активно мыслящего человека, фирмы, организации и т.п. приводит с противоположной стороны к закулисной борьбе, обливанию лидеров Федерации грязью и упреками в их консерватизме, затяжке по времени выхода давно назревших гостов, законов и инструкций.

СТ как и вся страна входит в полосу большего государственного регулирования всех процессов, и как следствие этого, возникает большее внимание со стороны государства за его развитием. Более того, СТ стал некой зоной борьбы заинтересованных в его развитии министерств и ведомств курирующих вопросы спорта, турбизнеса и образования. Причина этого заложена в самом СТ, являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющего с другой стороны фундаментальную базу для развития коммерческого экстремального туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и молодежных клубов, управленческого сектора, и традиционного направления — организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров.

Спортивный туризм

Спорти́вный тури́зм — вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

Группа туристов

История спортивного туризма

  • В включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию.
  • В впервые организованы соревнования на лучший туристский поход.

Социология туризма

Благодаря доступности спортивно-оздоровительным туризмом занимаются дети, а также все слои населения, среди которых массово — молодёжь, студенчество, интеллигенция, учителя, врачи, бизнесмены, государственные и муниципальные служащие.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Туризм: приключения и спорт в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
Туризм
Виды туризма Самодеятельный (неорганизованный) Организованный Интуризм (международный) Пешеходный Велотуризм Конный Водный Автомобильный Автостоп Железнодорожный Космический Агротуризм Легкоходство Оздоровительный Инвалидный Медицинский Спелео Экотуризм Спортивный (он же оздоровительный) Горный Лыжный Альпинизм Сафари Экстремальный Культурный Археологический Паломничество Приключенческий Благотворительный Виртуальный Бэкпэкинг Секс-туризм Гей-туризм Толкин-туризм Алко Наркотуризм Суицидальный
Туризм по странам Австралия (Сидней) Аргентина Бразилия Колумбия Канада Куба Дубай Мексика Новая Зеландия Никарагуа Оман Папуа-Новая Гвинея США
Африка Алжир Буркина-Фасо Египет Камерун Намибия Нигерия Руанда Сьерра-Леоне Тунис Зимбабве Эфиопия ЮАР
Азия Бахрейн Бутан Вьетнам Китай (Гонконг Макао) Индонезия Индия Израиль Япония Иордания Казахстан КНДР Республика Корея Киргизия Лаос Маврикий Малайзия Мальдивы Непал Пакистан Филиппины Сингапур Шри-Ланка Тайвань Таиланд Туркменистан Узбекистан
Европа Абхазия Австрия Азербайджан Албания Андорра Армения Белоруссия Бельгия Босния и Герцеговина Венгрия Болгария Хорватия Кипр Чехия Дания Финляндия Франция Германия Греция Ирландия Остров Мэн Италия Литва Черногория Нидерланды Норвегия Польша Португалия Румыния Россия Сан-Марино Сербия Словакия Словения Испания Швеция Швейцария Турция Украина (Крым) Великобритания (Англия Шотландия Уэльс) Ватикан
Туристская индустрия Турагент Туроператор Глобальная дистрибьюторская система Туристическое мошенничество
Другое Список государств Список достопримечательностей Список курортных городов Магазин подарков Паспорт Виза Транспорт Туристический справочник
См. также

Всемирная туристская организация Всемирный день туризма Туризм в литературе

География туризма Туристическое снаряжение

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое «Спортивный туризм» в других словарях:

    Туризм — получить на Академике действующий или выгодно на распродаже в ТопРадар

    Спортивный туризм — походы по маршрутам определённой категории сложности, а также участие в чемпионатах по этим походам и в соревнованиях по технике туризма. Существует несколько направлений спортивного туризма: пеший туризм, лыжный туризм, горный туризм, водный… … Энциклопедия туриста

    СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ, вид спорта соревнования по различным видам туризма (лыжный, водный, горный, спелеотуризм и др.). Зародился в СССР в конце 1940 х гг … Современная энциклопедия