Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.
Физическая подготовка направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирования телосложения, повышения функциональных возможностей организма, развитие физических способностей — силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.
Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему, каждый уровень которой имеет свою структуру и свои специфические особенности. Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания.
Под физической подготовленностью понимается результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.
Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Физическая подготовка — это процесс, в ходе которого достигается тот или другой уровень физической подготовленности.
Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения высокого уровня физического развития, воспитанию необходимых человеку физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). Цель общей физической подготовки — достижение высокой работоспособности. Она направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности. Ее средствами являются разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощениями и др.). Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.
Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка). СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта или военном деле. Она проводится систематически и помогает человеку подготовиться к соревнованиям или выполнению ответственных заданий, требующих мобилизации всей физической подготовленности на данном этапе. Средствами ее являются специальные упражнения и элементы.
Для развития важных физических качеств, применяют упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и силовую выносливость, на координацию движений и др. Это главным образом упражнения из основной гимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С помощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества, требуемые той или иной профессией. Для формирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыков применяют так называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из прикладного туризма и др.
Повысить устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяя соответствующие упражнения, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Например, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнениями, сопровождающимися значительным теплообразованием: продолжительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах, коньках, спортивными играми, фехтованием. Для совершенствования психических качеств — волевых, внимания, реакции на сигналы, восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других — большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и занятия определенными видами спорта. При этом влияние последних на развитие психических качеств неодинаково.
Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических функций и степень их проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени реакции на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой степени развивает точность мышечных усилий при действии руками и др. Совершенствованию волевых качеств, способствуют занятия всеми видами, спортивными играми, прыжками в воду, гимнастическими упражнениями, связанными с элементами опасности и др. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью.
В структуре индивидуальной трудовой готовности человека и профессиональной деятельности физическая готовность занимает свое определенное место. Очень весомое: разве можно представить геолога, не обладающего достаточным уровнем общей и силовой выносливости, успешно работающего в летнем полевом сезоне в экстремальных условиях; или врача-нейрохирурга, оперирующего пациента на головном мозге, без специальных психофизических качеств: тонкой двигательной координации, статической выносливости и концентрации внимания; или инженера буровых установок, успешно выполняющего свои профессиональные обязанности в условиях жары, сильных морозов или шторма без определенных скоростно-силовых способностей? Поэтому сейчас, как никогда, возрастает качественный показатель в организации профессионально-прикладной физической подготовки в школах, вузах, тем более что постоянно растет количество новых специальностей при тенденции ухудшения общего уровня здоровья молодых людей — потенциальных студентов, а позже трудоспособного населения нашей страны.
Говорят, что в здоровом теле — здоровый дух. А чтобы тело было здоровым, нужны регулярные нагрузки. И без хорошей физической подготовки никак не обойтись. Ведь именно физическая подготовка помогает сохранить и укрепить здоровье. Благодаря ей можно сформировать свое тело, развить координацию, выносливость, гибкость, силовые и скоростные способности. Это своего рода воспитывающий физические качества и развивающий функциональные возможности.
Сегодня физическая подговка — это многоуровневая система. У каждого из уровней есть своя структура и специфические особенности. Например, на самом низком уровне располагается общая физическая подготовка, которая помогает осуществлять оздоровительные процессы, повышает уровень физического развития, общую с целью достижения успеха во многих видах деятельности.
Хорошим примером такой подготовки является Она повышает работоспособность, улучшает работу внутренних органов, так как в процессе выполнения различных упражнений потоки нервных импульсов активизируются, улучшает самочувствие и ускоряет процесс обмена веществ.
С повышением уровней подготовки повышается и сложность, а вместе с ней возникает и спортивная направленность.
И уже на самом высоком уровне физическая подготовка направлена на подготовку организма к профессиональной деятельности, она увеличивает функциональные резервы организма. Это специальная подготовка. К человеческим способностям предъявляются особые требования. И в результате организм способен эффективно трудиться, получает необходимые двигательные умения и навыки в той деятельности, к которой подготавливался.
Например, будущие телохранители учатся правильно отражать угрозу и успешно разрешать Они отрабатывают элементы тактических действий, осваивают базовые элементы рукопашного боя, а также систематически выполняют ряд упражнений, позволяющих из различных положений правильно вести огонь.
Специальная физическая подготовка танцоров сводится к развитию выносливости, силы, гибкости и Причем танцоры, независимо от своего уровня, обязательно должны уделять такой подготовке время. Ведь иначе они не добьются никаких результатов и даже могут потерять здоровье.
Физическая подготовка характеризуется системой, рассчитанной на длительные временные отрезки.
Ведь невозможно за день, неделю, месяц и иногда даже год подготовить себя к трудовой деятельности.
Требуется комплексная работа над двигательными умениями и навыками, сохранение и укрепление здоровья, регулярное совершенствование физических качеств.
Таким образом, регулярные физические нагрузки не только положительно сказываются на здоровье человека, но и могут защитить его во время выполнения трудовых обязанностей.Другими словами, это прикладное направление
Правильная тренировочная программа поможет обрести хорошую физическую форму, чтобы мобилизовать энергетические резервы организма и повысить устойчивость к стрессу. Эта статья о том, как укрепить здоровье с помощью физических нагрузок. Мы рассмотрим тренировочные программы, «пять столпов» фитнеса и многое другое! Поехали.
Некоторые любители железного спорта стремятся развить максимальную силу и мускулатуру; других интересует рельефность мышц. Но большинству людей все это «до лампочки». Когда меня просят проконсультировать в выборе тренировочной программы, я всегда спрашиваю человека о его целях. В 90% случаев все сводится к улучшению физической формы.
Многих тренеров, в том числе и меня, озадачивает такой ответ. Слишком уж он неопределенный. Нам нужна конкретика. Ведь как иначе можно разработать индивидуальную тренировочную программу – например, для похудения на 15 кг или для увеличения результата в становой тяге на 25 кг?
Дело в том, что большинство людей смотрит на тренинг немного проще. Нередко инструкторы по фитнесу полагают, что обычные посетители спортзалов должны относиться к тренировкам максимально серьезно. Это ошибка.
Нам нужно отталкиваться не от того, как людям следует тренироваться, а от того, как они тренируются и какие цели перед собой ставят. А у большинства людей цель одна – улучшить самочувствие, привести себя в форму и укрепить здоровье. Достижению этой цели способствует комплексная программа общей физической подготовки.
На этот вопрос можно ответить по-разному. Для одних людей это способность пробежать кросс не менее 3 км. Для других – выжать 100 кг в с идеальной техникой.
Любой их этих ответов может быть правильным, но давайте посмотрим на фитнес с точки зрения обычного человека: хорошая физическая форма – это такой уровень развития силы, который позволяет выполнять рутинные дела. То есть, вы должны быть в состоянии перенести чемоданы в аэропорту или забросить ручную кладь на верхнюю полку в поезде.
Или же у вас должно быть достаточно сил, чтобы в руках донести пакеты из супермаркета к автомобилю. Тренированный человек не будет пыхтеть, как паровоз, поднявшись по лестнице на несколько этажей.
Для людей, серьезно занимающихся силовым спортом, такие показатели не являются чем-то выдающимся. Но данная статья ориентирована не на серьезных «качков», а на обычных людей, которые желают укрепить свой организм.
Эффективная тренировочная программа поможет обрести хорошую физическую форму, чтобы мобилизовать энергетические резервы организма и повысить устойчивость к стрессу. Более того, правильно подобранные упражнения способствуют выработке серотонина («гормона счастья») – в результате ваше самочувствие существенно улучшится.
Итак, мы получили общее представление, о чем пойдет речь в данной статье. Теперь давайте рассмотрим пять ключевых элементов общей физической подготовки:
В первую очередь рассмотрим такой элемент, как сила. С точки зрения современного образа жизни, развитие силы интересует нас по двум причинам. Во-первых, чтобы быть способным поднимать предметы с земли: тяжелые ящики, бутыли с водой, сумки с продуктами и т.д.
Во-вторых, чтобы поднимать предметы над головой: забросить сумку на верхнюю полку в поезде, положить тяжелую кастрюлю в верхний отсек серванта и т.д. Если человек не может выполнять такие простые вещи, то качество его жизни оставляет желать лучшего.
Двумя основными упражнениями, развивающими силу по этим направлениям, считаются и . Прогресс в данных упражнениях свидетельствует о развитии мышечной силы всего организма.
Освоив технику становой тяги, вы научитесь правильно поднимать предметы с земли. Вы узнаете, на какую ширину нужно ставить ноги, чтобы снять нагрузку с поясницы. Кроме того, вы сможете укрепить мышцы спины.
Тренировки никогда не принесут результата, если человек плохо питается. Конечно, даже самый заядлый сладкоежка может поддерживать нормальную массу тела, если по полдня будет проводить в спортзале. Но между «стройный» и «здоровый» нельзя ставить знак равенства.
Случайные нарушения диеты допускаются при наличии правильной программы силового тренинга. В своей замечательной книге «Диета обманщика» Джоэл Мэрион (Joel Marion) пишет, что одноразовое нарушение диеты на протяжении недели способствует повышению в организме уровня лептина – гормона, регулирующего энергетический обмен.
Отличная новость – отойти от диеты раз в неделю не только можно, но и нужно! Помните, речь идет об одном дне, а не обо всех семи. Остальные шесть дней мы должны следовать рекомендациям Ори Хофмеклер (Ori Hofmekler), автора книги «Антиэстрогенная диета», – питаться нижними звеньями пищевой цепочки.
Это значит, что следует налегать на фрукты и овощи с низким : ягоды, и т.д. Это значит, что мы должны получать белок из говядины и молочных продуктов, бобовых, орехов, семян.
И наконец, мы должны выбирать полезные источники жиров: масло из молока буйволицы, орехи и семена. Если употреблять такие продукты питания, эффективность тренировочной программы существенно повысится. Раз в неделю можно кушать все что угодно, без зазрений совести, так как важность нашего отношения к еде трудно преувеличить.
А как насчет количества приемов пищи? Пять раз в день, три раза, один раз? На этот вопрос существует много ответов. Некоторые фитнес-инструкторы и специалисты по диетологии советуют питаться пять раз в день маленькими порциями. Я не могу согласиться с этой точкой зрения по двум причинам.
Во-первых, слишком много времени будет уходить на приготовление пищи. Большинству из нас некогда ходить на кухню так часто (одна только мысль о пятиразовом питании может вызывать раздражение). Производители хорошо об этом знают, поэтому в продаже имеется огромный выбор протеиновых смесей и батончиков. Но употребление продуктов сомнительного качества, которые прошли сложную технологическую обработку, несет определенный риск для здоровья.
Во-вторых, пятиразовый режим питания малоэффективен, так как он не позволяет человеку насытиться: каждый раз вам придется вставать из-за стола с легким чувством голода. Вы будете постоянно думать о еде, с нетерпением ожидая следующего приема пищи (который опять не принесет вам ощущения сытости). Давайте говорить правду – все мы любим хорошо поесть (речь не идет о том, чтобы набить брюхо до отвала; речь идет об обычном утолении голода).
В книгах «Антиэстрогенная диета» и «Диета воина» Ори Хофмеклер пишет, что секрет правильного питания заключается в том, чтобы иметь один плотный прием пищи в день. Лучше, если это будет ужин (когда все проблемы и заботы остались позади). Ведь как приятно после тяжелого трудового дня прийти домой и хорошенько поужинать.
Но это не значит, что весь день мы должны сидеть на голодном пайке – вряд ли кто-то сможет долго выдержать такой режим питания. Наоборот, на протяжении дня нужно организовывать регулярные перекусы: коктейли, салаты с орехами, фрукты, овощи – любые продукты с нижнего звена пищевой цепочки, которые легко усваиваются организмом. Процесс пищеварения отнимает много энергии, что может вызывать усталость и апатию.
Плотный завтрак может стать причиной снижения работоспособности. Плотный обед – хороший вариант,.. если потом можно было бы вздремнуть часок-другой. Только экспериментальным путем вы сможете определить оптимальный для себя режим питания. Кто-то привык питаться чаще, кто-то – реже.
Старайтесь планировать свой день так, чтобы наиболее питательный прием пищи приходился на вечер, в идеале – после тренировки. Ужинать следует за несколько часов до сна. Не в целях профилактики избыточного веса (это миф), а чтобы не иметь проблем с бессонницей.
Итак, мы подошли к последнему «столпу» программы общей физической подготовки – восстановлению. (Как раз вовремя, ведь вам непременно захочется отдохнуть после прочтения такой длинной статьи.) Мы живем в обществе занятых людей. Чем больше мы заняты, тем выше наш социальный статус.
Мы презираем лень, хотя процент тучных людей в нашей стране растет. Труд дарит нам полноценную жизнь. Но способность наслаждаться всеми ее радостями прямо зависит от программы восстановления организма. Как автомобиль требует ремонта и обслуживания, так и наш организм нуждается в периодическом отдыхе.
Наиболее важная составляющая программы восстановления – полноценный сон. Проблема нехватки сна широко распространена в нашей стране. Не зря ведь на каждом углу стоят автоматы по продаже кофе. В надежде обмануть природу мы крадем у себя сон, используя искусственные стимуляторы – со временем это приводит к проблемам с надпочечниками.
Важность глубокого сна объясняется несколькими причинами: во-первых, мы видим сновидения, которые необходимы для нормального психического здоровья и душевного равновесия; во-вторых, в организме вырабатываются в больших количествах антивозрастные гормоны (тестостерон, дегидроэпиандростерон, прегненолон и гормон роста); в-третьих, во время сна в организме протекают процессы восстановления и восполнения сил.
Нехватка сна в буквальном смысле ускоряет старение организма (чем меньше вы спите, тем быстрее стареете). Хроническое недосыпание отрицательно сказывается не только на нашем здоровье, но и на людях, которые нас окружают, ведь на них мы сгоняем свою агрессию и недовольство.
Одна из причин неудовлетворительного качества сна заключается в неумении бороться со стрессом. Источником стресса становятся не события, происходящие в жизни человека, а его отношение к этим событиям. Во всем виновато наше восприятие.
Нужно постоянно работать над собой, чтобы научиться преодолевать стресс. Лучше всего для этого подходит медитация. Существуют различные методики медитации. Можно, например, практиковать цигун или тайцзы. Или просто гулять по городу, следя за своим дыханием.
Пока играет музыка, я делаю глубокие вдохи через нос. Во время таких медитаций я почти всегда засыпаю, а когда просыпаюсь, чувству прилив сил. Медитация это не дань моде. Мудрые люди практикуют эту методику уже многие тысячелетия. Я всем рекомендую использовать медитацию в тренировочной программе.
Существует еще одна эффективная составляющая программы восстановления – массаж. Еженедельный сеанс хорошего массажа творит чудеса с нашими мышцами, а также улучшает общее самочувствие. Если вам накладно посещать массажный кабинет каждую неделю, можно делать это раз в две недели. В крайнем случае можно ходить к массажисту раз в месяц. Если и такой вариант вам не по карману, откажитесь от кабельного телевидения и мобильной связи… или найдите работу с более высокой зарплатой.
Качество массажа зависит от специалиста, который его делает; возможно вам придется посетить несколько массажных кабинетов, пока не найдете своего массажиста. Квалифицированный специалист проводит сеанс массажа с учетом особенностей и пожеланий того или иного клиента.
Последний элемент программы восстановления, – который не стоит ни копейки, – это глубокое дыхание. Как только вы чувствуете нарастание стресса, начинайте глубоко дышать. На счет пять сделайте вдох через нос, задержите дыхание на десять секунд, затем на счет пять сделайте выдох. Старайтесь дышать медленно и интенсивно, задерживая дыхание как можно дольше.
Как говорил известный бодибилдер Стив Ривз, глубокое дыхание повышает уровень гормона счастья – эпинефрина. Человек получает кайф без внешних стимуляторов. У животных это заложено на уровне инстинкта, они всегда дышат глубоко.
Сейчас, когда я пишу эти строки, моя собака Мона улеглась на пол и проводит «сеанс дыхательной терапии»; дыхание выполняется, скорее, движением живота, а не грудной клетки. Мона всегда дышит глубоко. В стрессовых ситуациях человек сдерживает дыхание. Это неправильно. Уровень стресса в организме только нарастает. Нужно всегда дышать глубоко и свободно.
Вот мы и рассмотрели кратко программу общей физической подготовки! Если кто-то из ваших знакомых когда-нибудь изъявит желание заняться фитнесом, дайте ему/ей почитать эту статью. И напомните, что под лежачий камень вода не течет.
Общая физическая подготовка не является чем-то сложным: главное – знать меру. Основу сбалансированной тренировочной программы составляют «пять столпов» фитнеса. Качайте мышцы, укрепляйте сердце и легкие, развивайте подвижность, кушайте полезную пищу и не забывайте полноценно отдыхать. Легко сказка сказывается, да нелегко дело ратное делается. Поставьте перед собой цель; и уже сегодня начинайте двигаться к ее достижению.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ВВЕДЕНИЕ
Физическая подготовка — это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.
Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности, предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.
Руководители органов и подразделений УИС несут ответственность за уровень физической подготовленности сотрудников, регулярность и качество проводимых занятий, их посещаемость рядовым и начальствующим составом уголовно-исполнительной системы, своевременную сдачу ими установленных контрольных нормативов.
Решение задач по развитию физической подготовки и служебно-прикладных видов спорта, в том числе и их планирование, возлагается на отделы (отделения) служебной, специальной, боевой и физической подготовки, а также сотрудников, назначаемых приказами из числа начальствующего состава, в учебных заведениях и учебных центрах — на соответствующие кафедры и циклы.
1. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Общими задачами физической подготовки сотрудников являются:
Развитие и постоянное совершенствование физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости;
Воспитание уверенности в своих силах и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебно — боевой деятельности;
Вовлечение сотрудников в регулярные занятия физической подготовкой, повышение их мастерства в служебно — прикладных видах спорта;
Активное внедрение разнообразных форм занятий физическими упражнениями в режиме рабочего дня, учебы и отдыха;
Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Специальными задачами физической подготовки сотрудников являются:
Овладение и совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы, в том числе после значительных физических нагрузок и психических напряжений в условиях, максимально приближенных к реальным;
Преодоление различных препятствий;
Совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок;
Развитие общей и скоростной выносливости, ловкости, пространственной ориентации;
Воспитание смелости и настойчивости при действиях в сложных и экстремальных ситуациях.
Физическая подготовка сотрудников отделов специального назначения организуется и проводится в соответствии с программными документами специальной направленности.
Физическая подготовка организуется и проводится в следующих формах:
Учебные занятия, утренняя физическая зарядка, тренировка в процессе служебной деятельности, спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия, самостоятельные занятия.
Специальная направленность физической подготовки обеспечивается:
На учебных занятиях включением в содержание занятий соответствующих разделов (тем) физической подготовки, рациональным распределением учебного времени для отработки их содержания, преимущественным использованием физических упражнений, обеспечивающих развитие наиболее важных прикладных навыков, физических, специальных и психических качеств;
На утренней физической зарядке — применением преимущественно общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на развитие наиболее важных физических качеств;
В процессе служебной деятельности — использованием физических упражнений, наиболее характерных для конкретной профессиональной группы, а также комплексов упражнений и соответствующих методических приемов;
В спортивно-массовой работе и физкультурно-оздоровительных мероприятиях — использованием служебно-прикладных видов спорта;
При самостоятельных занятиях — отработкой, наряду с общеразвивающими упражнениями, специальных и имитационных упражнений и действий, освоенных ранее на учебных занятиях
Развитие и совершенствование физических и психических качеств сотрудников достигаются использованием специально подобранных упражнений и методик для развития:
Общей выносливости — путем выполнения упражнений преимущественно в медленном и среднем темпах с длительной работой больших мышечных групп, с активной деятельностью всех систем организма: продолжительный бег, кроссы, марш-броски, передвижение на лыжах, плавание, преодоление полос препятствий, спортивные игры;
Силы и силовой выносливости — путем выполнения упражнений, для значительного напряжения мышц: поднимание и переноска тяжести, силовые упражнения на гимнастических снарядах, выполняемые на количество раз, различные виды единоборств;
Скоростной выносливости — путем выполнения продолжительных скоростных упражнений: бег с ускорениями, преодоление препятствий, плавание и передвижение на лыжах на короткие дистанции с небольшими интервалами;
Быстроты в действиях и быстроты двигательных реакций — путем выполнения упражнений, требующих быстрой реакции на команды и сигналы, максимальной частоты отдельных движений, скоростных и скоростно-силовых действий: бег на дистанциях до 100 м., прыжки, преодоление отдельных препятствий, выполнение боевых приемов борьбы на ограниченной площади и спортивные игры;
Гибкости — путем выполнения статических и динамических упражнений, на активное и пассивное растяжение мышечно-связочного аппарата;
Ловкости и координации движений — путем выполнения упражнений, связанных со сложной координацией движений, быстрым переключением от одних, точно согласованных действий, к другим, и решением внезапных двигательных задач: упражнения на гимнастических и специальных снарядах, прыжки, акробатические упражнения, прыжки в воду, спуски и повороты на лыжах, спортивные игры, приемы единоборств;
Психической устойчивости — путем выполнения упражнений в острых эмоциональных ситуациях, в условиях нервно-психического напряжения, при наличии опасности: преодоление водных преград, прыжки в воду, выполнение различных упражнений, имеющих элементы риска, на металлической конструкции, боевых приемов борьбы, преодоление полос препятствий в усложненных условиях;
Смелости и решительности — путем выполнения упражнений, содержащих элементы новизны, риска и опасности при изменении и усложнении условий их выполнения: передвижение на значительной высоте по узкой опоре, прыжки в воду, прыжки в глубину, через разнообразные препятствия, соскоки с гимнастических снарядов, опорные прыжки, акробатические упражнения, спуски с крутых склонов и прыжки на лыжах, упражнения на специальных снарядах, приемы единоборства;
Инициативы и находчивости — путем выполнения упражнений, требующих принятия самостоятельных решений: спортивные игры, различные виды единоборств, выполнение приемов и действий по внезапно подаваемым сигналам и командам;
Настойчивости и упорства — путем выполнения упражнений, связанных с большими и продолжительными физическими нагрузками и нервно-психическими напряжениями, особенно в условиях состязаний;
Эмоциональной устойчивости — путем выполнения наиболее трудных упражнений, содержащих элементы риска, воспитание привычки самоконтроля за своим состоянием, формирование навыков преодоления скованности, произвольного расслабления мышц и произвольной регуляции дыхания в условиях сильного эмоционального напряжения;
Устойчивости внимания и способности его переключения — путем выполнения специальных упражнений и дополнительных заданий, требующих отработки сигналов и в быстро меняющейся обстановке: спортивные и подвижные игры, различные виды единоборств.
В процессе физ.подготовки одновременно решаются задачи воспитания организованности, дисциплины, коллективизма и взаимопомощи, формирования строевой выправки и подтянутости.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В целях повышения уровня физической подготовленности и успешного выполнения оперативно — служебных задач, каждый сотрудник обязан регулярно посещать занятия по физ.подготовке, активно участвовать в спортивных тренировках и соревнованиях, физкультурно- оздоровительных мероприятиях, систематически выполнять утреннюю зарядку, а при длительном пребывании в командировках заниматься физ.подготовкой самостоятельно.
Для занятий по физ.подготовке и сдачи нормативов, сотрудники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование и, в соответствии с их возрастом, распределяются на следующие возрастные группы
Таблица 1
Сотрудники, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены к занятиям по физ.подготовке, временно занимаются лечебной физической культурой (ЛФК) по назначению врача и под руководством специалистов ЛФК, медицинских работников подразделения или сотрудников, подготовленных на специальных курсах.
Занятия по физ.подготовке проводятся в служебное время в течение года по месту службы. Общее количество времени, отведенное на занятия и сдачу контрольных нормативов для рядового и начальствующего состава подразделений УИС, составляет не менее 100 часов в год. В зависимости от материальной базы занятия по физ.подготовке проводятся 1 — 2 раза в неделю общей продолжительностью 2 академических часа.
Форма одежды устанавливается: на занятиях — преподавателем (инструктором) проводящим занятия; в зависимости от темы занятий, на проверках — лицом организующим проверку; при проведении спортивных соревнований — главным судьей соревнований в зависимости от вида спорта и действующих правил.
Лица, проводящие занятия по физ.подготовке с личным составом, специалисты медицинской службы, обязаны принимать необходимые меры по предупреждению травматизма в процессе физ.подготовки.
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Планирование должно обеспечить выполнение поставленных задач и программы физической подготовки, соответствовать условиям служебной деятельности сотрудников и реальным возможностям совершенствования физических качеств личного состава.
Вопросы физ.подготовки отражаются в планах работы подразделений УИС, образовательных учреждений (учебных центров), отделов (отделений) специальной, боевой, физической подготовки.
В планах работы предусматривается:
Проведение учебных и учебно-тренировочных занятий по разделам физ.подготовки;
Проведение сборов по подготовке и повышению квалификации инструкторов физ.подготовки, учебно-тренировочных сборов команд, проведение соревнований по служебно-прикладным видам спорта;
Мероприятия по контролю за состоянием физ.подготовки и оказанию практической помощи подразделениям УИС для совершенствования работы;
Мероприятия по созданию и совершенствованию материальной базы для занятий физ.подготовкой и спортом;
Расходы на проведение мероприятий по физ.подготовки и спорту;
Заслушивание руководителей подразделений УИС на соответствующих коллегиях, оперативных совещаниях.
В подразделениях УИС ведется следующая документация по учету физ.подготовки:
Учебный план на год, где предусматриваются разделы физ.подготовки и общее количество часов, отводимое на их отработку, количество часов по месяцам и неделям, выделяемое на обучение сотрудников и сроки сдачи ими контрольных нормативов;
Расписания занятий, где указываются: дата, время и место их проведения, наименование раздела физ.подготовки и темы, Ф.И.О. руководителя занятий;
Поурочные планы, где указываются подразделения и категории обучаемых, задачи и время, отводимое на проведение занятия в целом и отдельно частей, место проведения, материальное обеспечение, перечень основных и подготовительных упражнений;
Планы массовых, физкультурно-спортивных мероприятий;
Протоколы соревнований;
Сводные протоколы сдачи контрольных нормативов;
Журналы учета занятий и их посещаемости сотрудниками.
Дополнительно в подразделениях УИС учитываются:
Проведенные учебно-методические сборы;
Методические и показательные занятия;
Сборы и соревнования по служебно-прикладным видам спорта;
Количество инструкторов (тренеров), спортсменов -разрядников;
Результаты участия в смотре-конкурсе физической и стрелковой подготовки;
Наличие и состояние спортивных сооружений, мест занятий по физ.подготовке и спорту, в том числе арендуемых.
По итогам работы за год отделы (отделения) специальной, боевой, физ.подготовки отчитываются перед руководителями подразделений УИС по основным вопросам:
Организация мероприятия;
Учебно-методическая работа;
Материально-техническое обеспечение;
Контроль, проверка исполнения, оказание практической помощи подразделениям УИС;
Состояние работы по физ.подготовке, служебно-прикладным видам спорта;
Выводы и предложения по совершенствованию физ.подготовки личного состава.
4. СПОРТИВНО — МАССОВАЯ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
физическая подготовка оздоровительная работа
Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа проводится в целях вовлечения сотрудников в регулярные занятия физическими упражнениями, повышения уровня физ.подготовленности, спортивного мастерства и организации досуга.
Спортивно-массовая работа с личным составом проводится в свободное от службы время. Ее содержание составляют спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях по видам спорта, для проведения которых назначаются инструкторы (тренеры).
Учебно-тренировочные занятия проводятся:
В сборных командах подразделений УИС с наиболее подготовленными спортсменами;
В спортивных секциях (командах) — с сотрудниками, желающими повысить свое спортивное мастерство по культивируемым в подразделениях видам спорта;
В структурных подразделениях УИС — со всеми сотрудниками по разделам программы физ.подготовки и служебно-прикладным видам спорта.
Сотрудники УИС могут принимать участие в соревнованиях, проводимых городскими, областными, общественными и другими спортивными организациями. Командирование сотрудников производится в порядке, установленном в УИС.
Сотрудникам УИС запрещается выступать за команды других министерств ведомств органов безопасности и правопорядка Российской Федерации, а также иных спортивных обществ.
Основу физкультурно-оздоровительной работы составляют мероприятия по организации досуга и пропаганды здорового образа жизни:
Спортивные праздники;
Спортивные мероприятия с привлечением членов семей и гражданского персонала;
Организация клубов по интересам (охотников, рыболовов и т.д.);
Выпуск стенгазет, посвященных спортивной жизни, оформление спортивных уголков и стендов;
Мероприятия по организации досуга сотрудников и членов их семей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы направлена на приобретение умений и навыков, физических и психических качеств, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач, сохранение высокой работоспособности и включает в себя общефизические упражнения (на силу, быстроту, выносливость, ловкость) и служебно-прикладные упражнения (боевые приемы борьбы, преодоление полосы препятствий).
Имеется положительный опыт выполнения боевых задач спец.подразделениями ФСИН России в Чеченской республике, что неоднократно отмечалось на правительственном уровне. Степень физической и морально-деловой подготовленности этих подразделений при выполнении спец.задач, для поддержания конституционных прав и свобод мирного населения этой республики.
Боевой, физической и специальной подготовкой сотрудников УИС в Учебных центрах ФСИН России занимаются заслуженные мастера спорта, например, в Учебном центре ГУФСИН России по Нижегородской области проходит службу в должности преподавателя, многократная чемпионка Европы и Мира по дзюдо капитан внутренней службы Кувшинова Т.В. Учитывая уровень подготовленности преподавателей, можно судить о степени подготовки сотрудников подразделений УИС в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Ашмарин Б.А. «Теория и методики физического воспитания»:Учебник для пединститутов, Москва, «Альфа» 1990.
2. Максименко А.М. «Основы теории и методики физической культуры», Москва Издательство «Олимп» 1999.
3. Москвичев М.А., Маргацкий Н.Н. Зезюлин Ф.М. и др. «Наставление по физической подготовке (НФП — 2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы.» (Приказ Министерства Юстиции РФ № 301 от 12 ноября 2001 г.) Москва: Фонд С.Столярова 2002.
4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.: «Теория и методика физического воспитания и спорта» , Москва Издательский центр «Академия»,2000.
Размещено на Allbest.ru
Значение, цель и задачи физической подготовки, ее специальная направленность в различных видах Вооруженных Сил. Формы физической подготовки военнослужащих: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, спортивно-массовая работа, физическая тренировка.
реферат , добавлен 24.12.2009
Специфика спортивного скалолазания, правила дозирования нагрузки. Методика воспитания основных двигательных качеств у скалолазов средствами специальной физической подготовки. Оценка уровня специальной физической подготовленности скалолазов 12-13 лет.
курсовая работа , добавлен 14.12.2010
Инновационная система физической подготовки профессиональных футболистов на примере программы тренера по физической подготовке ПФК «Спартак» (Москва) Тони Берецки. Общие условия эффективного выполнения технических приемов на занятиях футбольных команд.
контрольная работа , добавлен 28.09.2012
Общие основы спортивной подготовки легкоатлета. Особенности эффективной физической, технической, тактической и теоретической подготовки легкоатлета. Анализ общей и специальной физической подготовки спортсменов. Характеристика тренировочного процесса.
реферат , добавлен 27.02.2010
Развитие физических качеств и двигательных способностей спортсменов как сложный педагогический процесс. Основные положения спортивной тренировки в горных видах спорта. Характеристика общей и специальной физической подготовки альпинистов и горных туристов.
курсовая работа , добавлен 17.01.2014
Понятие и основные этапы процесса физической подготовки спортсменов, ее разновидности и уровни. Общая характеристика физических качеств и критерии их оценивания. Сущность и виды спортивной тактики, ее главные средства и методы, подходы к формированию.
реферат , добавлен 24.02.2010
Задачи общей физической подготовки. Функции физической культуры. Функция производства и воспроизводства человеческой жизни, социальные, политические, духовные функции. Физическая культура как учебная дисциплина. Формы физического воспитания студентов.
реферат , добавлен 28.02.2013
Основные методы физической подготовки борца. Влияние физической подготовки на сдачу нормативов. Выявление недостатков при повышении спортивного результата. Экспериментальное обоснование особенностей развития взрывной силы и силовой выносливости борцов.
дипломная работа , добавлен 30.12.2010
Роль физических нагрузок и разумного сочетания интеллектуального труда с упражнениями в сохранении работоспособности современного человека. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки, ее значение в воспитании морально-волевых качеств.
реферат , добавлен 09.05.2009
Система физической культуры и спорта в РФ. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие достижений. Пропаганда физической культуры и спорта. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, их социальная защита.
Физическая подготовка — важнейший раздел учебно-тренировочного процесса. Ее основные задачи — укрепление здоровья, всестороннее физическое и специальное развитие, повышение общей и специальной работоспособности организма.
Практика и научные исследования убедительно показывают огромную роль физической подготовки в спортивных достижениях. Она тесно связана с технической, тактической и психологической подготовкой. Без достаточного развития таких качеств, как сила, быстрота, выносливость и ловкость, невозможно успешно использовать технические приемы, осуществлять задуманные тактические действия.
Физическую подготовку принято делить на общую и специальную.
Общая физическая подготовка направлена на воспитание разносторонних физических способностей, необходимых для гармонического развития занимающихся, повышения работоспособности организма, создания прочной базы для плодотворной трудовой деятельности и достижения высокого спортивного мастерства.
Для решения задач общей физической подготовки используют широкий круг средств, и прежде всего упражнения из комплекса ГТО, гимнастики, легкой атлетики, лыжного спорта, плавания, акробатики, борьбы, тяжелой атлетики, различные виды игр.
Большое значение имеет правильный подбор физических упражнений. Не все средства общей физической подготовки положительно сказываются на развитии специальных качеств. Различают три типа физических упражнений: содействующие друг другу, нейтральные и противоположные, дающие отрицательный результат.
Исходя из этого, в занятиях по спортивным играм из гимнастики используют элементарные общеразвивающие упражнения без снарядов, на снарядах (гимнастической стенке, скамейке, канате, коне) и с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, гантелями, скакалками).
Из легкой атлетики берут кроссы, бег на короткие и средние дистанции, метание гранаты, толкание ядра, прыжки в высоту и длину; из тяжелой атлетики — различные подготовительные упражнения со штангой; из акробатики — стойки, кувырки, сальто и пр.
Общеразвивающие упражнения подбирают с таким расчетом, чтобы вовлечь в работу основные группы мышц и одновременно добиться общего воздействия на организм занимающихся.
Недостаточно подобрать определенные средства общей физической подготовки, необходимо установить их объем и правильно распределить в годичном цикле тренировки.
Специальная физическая подготовка — это процесс, направленный на развитие физических качеств, необходимых для данного вида спортивных игр.
Каждая спортивная игра имеет отличительные особенности, но в то же время характер действий в той или иной игре имеет много общего: ацикличность, разнообразность, переменность интенсивности нагрузки. Продолжительная деятельность в таких условиях требует развития специфической выносливости, быстроты, силы, ловкости, гибкости.
С этой целью используют специальные подготовительные упражнения, по своей структуре сходные с основными игровыми действиями, а также упражнения в технике и тактике изучаемого вида игры, подвижные игры и игру, в которой специализируются занимающиеся.
Сила. Под силой понимают способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Сила является важной основой для проявления других качеств. Она необходима во всех видах игр: в большей степени для футболистов, регбистов, хоккеистов, в меньшей — для играющих в настольный теннис, бадминтон, городки.
Для всех видов спортивных игр первостепенное значение имеет развитие силы мышц ног. Развитие силы других мышечных групп имеет преимущественное значение для конкретной игры. Например для гандболистов и теннисистов не менее важно развивать силу мышц рук; для хоккеистов — силу мышц рук и туловища и т. п.
Развитие специальной силы в отдельных видах спортивных игр направлено на увеличение быстроты и точности движений. Чрезмерное увеличение размеров физиологического поперечника основных групп мышц для занимающихся спортивными играми нежелательно.
Для развития силы и быстроты мышечных сокращений применяют разнообразные упражнения с отягощениями: подъем штанги весом 50% и больше максимального результата; упражнения с партнером и преодолением собственного веса; упражнения в метании предметов различного веса; упражнения с эспандером, резиной, утяжеленными поясами, манжетами на голени и предплечье. Выполняют упражнения с отягощениями небольшого веса сериями, повторяя до отказа, со средним весом (70-75% максимального результата) сериями, с большим числом повторений до отказа; постепенно увеличивают вес до предельного (начиная с 50-60% максимального результата спорт-
смена). Для развития силы применяют упражнения с динамическим, статическим и уступающим режимом работы.
В занятиях с женщинами и детьми упражнения на силу следует использовать осторожно.
Быстрота — одно из ведущих качеств в спортивных играх. Под быстротой понимают способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени. История развития игр показывает, что успех в соревнованиях во многом зависит от умения вести игру в быстром темпе.
В спортивных играх это качество проявляется как быстрота реакции, быстрота выполнения движений и смена одного движения другим — скорость передвижения.
Быстрота реакции как ответ на изменившееся положение партнеров и действие соперника, а также умение переключаться с одного действил на другое зависят от степени подвижности нервных процессов. Совершенствование этой стороны быстроты должно идти по пути уменьшения затраты времени на оценку обстановки, принятие решений и их выполнение.
Быстрота выполнения движений важна в различных игровых приемах (передачи, удары, броски и т. п.) и передвижении игрока. Развитие быстроты выполнения движений во многом зависит от подготовленности нервно-мышечной системы.
Для развития быстроты используют следующие упражнения: бег на короткие дистанции с высокого старта, повторный бег с ускорением на дистанции, бег по коротким отрезкам с изменением направления (например, 4 раза по 20 м), бег с остановками, ускорением, поворотами, прыжками, передачами мяча, бег с отягощением, бег по песку, снегу, воде, бег под уклон и в гору, старты по зрительному и слуховому сигналам, разнообразные эстафеты и подвижные игры, упражнения в технике и тактике игры, а также двусторонние игры в футбол, хоккей, баскетбол, гандбол и пр.
Основным методом развития быстроты является повторный метод. Так как упражнения с большой интенсивностью невозможно выполнять длительное время, то перед повторением необходимо делать паузы для отдыха. Количество повторений и величина паузы определяются временем выполнения упражнения. При резком снижении быстроты занимающемуся нужно перейти к другому упражнению или отдохнуть, поскольку продолжение данного упражнения будет направлено уже на воспитание выносливости, а не быстроты.
Выносливость — это способность организма проявлять большую работоспособность в специфической деятельности, т. е. преодолевать утомление в течение длительного времени, действуя с необходимой интенсивностью, сохраняя точность, маневренность и быстроту до конца состязания. Большое значение для этого имеют волевые усилия играющих.
Развитие специальной выносливости в спортивных играх затрудняется ацикличностью игровых действий. Чем точнее удается смоделировать характер игры, тем успешнее развивается выносливость в той или иной игре.
В качестве средств развития выносливости используют кроссы по пересеченной местности, бег с изменением темпа и преодолением препятствий, бег на отрезках на скорость с повторением упражнений в технике и тактике, с различными по характеру и интенсивности действиями (например, атака ворот или с сопротивлением одного защитника, удары на точность, игра в квадрате 2×2, 3×2, 3×3), игру в баскетбол, футбол, хоккей и др.
Используя непосредственно спортивную игру как средство развития выносливости, увеличивают продолжительность ее (по времени или по счету), количество игр за неделю, проводят двусторонние игры в повышенном темпе, но в небольшие промежутки времени (10- 15 мин.), повторяя их несколько раз и изменяя фазы отдыха.
Сейчас для развития этого качества широко применяют также так называемую круговую тренировку.
Одной из форм круговой тренировки является поточный метод, используемый при совершенствовании технико-тактического мастерства: упражнения в уроке выполняют одновременно все занимающиеся, двигаясь поточно и выполняя на различных участках площадки разные упражнения.
Ловкость — это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие в игре ситуации, владеть движениями в сложных изменяющихся условиях. Без развитой в достаточной степени ловкости невозможно добиться высоких спортивных показателей ни в одной игре.
Ловкость — комплексное качество. Оно зависит от двигательного опыта игрока. Развитие ловкости лучше всего начинать с раннего детства, используя широкий круг двигательных навыков. Осваивая любой двигательный навык, занимающийся должен добиваться точности движений, что будет способствовать развитию ловкости.
Для развития ловкости используют гимнастические и акробатические упражнения, упражнения в технике и тактике игры с неожиданно меняющимися ситуациями, различные подвижные и спортивные игры.
Гибкость. Умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения с большой амплитудой весьма необходимо для совершенствования техники движений. Так, при недостаточной подвижности в луче-запястном суставе невозможно добиться высокой техники в бросках в корзину (баскетбол) и нападающих ударов (волейбол). Одновременно правильное сочетание напряжения с расслаблением снижает энергетические затраты и предупреждает травмы мышечно-связочного аппарата.
Для развития гибкости используют специальные упражнения для растягивания. Выполняют их, постепенно увеличивая амплитуду движений. При выполнении упражнений по технике изучаемого вида игры необходимо акцентировать внимание на увеличении подвижности в суставах и своевременном расслаблении мышц.
Методы развития физических качеств. В процессе систематически повторяемых упражнений физические качества развиваются, организм занимающихся подготавливается к выполнению специфических физических нагрузок.
Для развития физических качеств в спортивных играх в основном применяют следующие методы: равномерный, интервальный, повторный, переменный, до отказа, соревновательный, игровой, сопряженный.
Одной из разновидностей сопряженного метода принято также считать совершенствование технических приемов на фоне высокой интенсивности двигательной деятельности, позволяющей добиться устойчивости двигательных навыков к сбивающему влиянию утомления.
Интервальный метод используют для развития ско-ростно-силовой выносливости. Занимающиеся выполняют упражнения или бег по отрезкам (например, 10×20 м) на время с определенными уменьшающимися интервалами отдыха, проводят интенсивные двусторонние игры по 10-15 мин. с постепенным уменьшением пауз активного отдыха или относительно постоянными интервалами отдыха, за время которых не происходит полного восстановления работоспособности, или выполняют упражнения, повторяя их сериями.
Повторный метод предполагает многократное повторение определенных упражнений или игры в целом после продолжительного отдыха, обеспечивающего достаточное восстановление.
Переменный метод наиболее соответствует самому характеру действий в играх. Применяя его, тренер чередует упражнения, требующие большого напряжения, и упражнения с небольшой нагрузкой, варьирует длительность их выполнения.
Равномерный метод заключается в длительном непрерывном выполнении упражнений. Применяют его для развития общей выносливости. Как правило, это бег в невысоком темпе с одинаковой скоростью на всей дистанции (в основном кросс).
Метод до отказа предполагает выполнение упражнений до полного утомления, когда спортсмен отказывается продолжать его из-за невозможности повторить. Он используется главным образом для развития специальной силовой выносливости.
Игровой метод наиболее широко распространен в тренировках по спортивным играм. Суть его состоит в использовании разнообразных игр, чаще всего подвижных, для развития двигательных качеств, и прежде всего ловкости и быстроты.
Соревновательный метод также широко используют при развитии двигательных качеств. С этой целью проводят соревнования в беге, прыжках, метаниях, плавании, лыжных гонках, спортивных играх.
В последнее время все большее распространение находят сопряженный и круговой методы.
Сопряженный метод состоит в том, что специальные двигательные навыки совершенствуют с помощью специальных отягощений на руках (манжеты на запястье), ногах (утяжеленные ботинки, отягощения на голени) и туловище (утяжеленные жилеты, пояса). Он позволяет одновременно развивать силу, быстроту и выносливость. При этом очень важна величина отягощений (чрезмерная величина их ведет к искажениям структуры совершенствуемого движения).
Одной из разновидностей сопряженного метода принято также счи>
тать совершенствование технических приемов на фоне высокой интенсивности двигательной деятельности, позволяющее добиться устойчивости двигательных навыков к сбивающему влиянию утомления.
Круговой метод (или, правильнее, круговая форма тренировки) может включать все перечисленные методы. Суть его состоит в следующем: на площадке или в зале по кругу размечаются станции — места для выполнения определенных упражнений, известных занимающимся и подобранных таким образом и в таком порядке, чтобы они разносторонне влияли на развитие физических качеств.
Предлагаемые упражнения проводят с максимальной для каждого занимающегося интенсивностью в ограниченное время и с чередованием пауз отдыха, которые изменяют в зависимости от состояния и подготовленности занимающихся.
Сначала продолжительность и интенсивность работы на каждой станции, а следовательно, и при прохождении всего комплекса составляет не более 50-60% возможностей занимающихся. В дальнейшем общая нагрузка увеличивается за счет увеличения интенсивности работы на станциях, уменьшения пауз отдыха и повторения всего комплекса до трех и более раз. Пример круговой тренировки для развития физических качеств приводится на рис. 2.
Круговая форма тренировки может применяться и для совершенствования специальных навыков техники игры в сочетании с физическими качествами. Для этого в комплексы необходимо включить изученные упражнения и игровые приемы в таком порядке, чтобы упражнения с большой нагрузкой чередовались с менее нагрузочными. При этом не следует включать более 6-8 станций.
Приведем пример. Станция № 1 — передачи мяча в мишень на стене на большее количество раз за 30-60 сек.; станция № 2 — лежа на мате, набивной мяч (3 кг) зажат между стопами: поднимать ноги, доставая мячом пол за головой; станция № 3 — напрыгивание с мячом в руках на тумбочку (60-80 см), после спрыгивания бросок мяча в стену двумя руками сверху в прыжке; станция № 4 — ведение мяча вокруг разметки в области штрафного броска с броском по корзине после поворота; станция № 5 — подъем штанги 50-60 кг; станция № 6- жонглирование двумя мячами; станция № 7 — бег по отрезкам от угла до центра площадки; станция № 8 — добивание мяча, три удара в щит и один в корзину. Время выполнения упражнения на каждой станции сначала 30 сек., а затем 60 сек. (отдых 30 сек.). Количество повторений прохождения всех станций постепенно увеличивают.
Особое значение в таких играх, как волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, имеет прыгучесть. Она зависит от силы мышц нижних конечностей, быстроты сокращения, координированности и гибкости. Необходимость совершать большое количество прыжков в одной игре требует соответствующей выносливости.
Основными средствами развития прыгучести являются серийные прыжки на обеих ногах и на одной, прыжки со скакалкой, прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки с отягощением, приседания и выпрыгивание с весом, партнером, бег с отягощением, напрыгивание и спрыгивание со специальных подставок и т. п.
Все физические качества взаимосвязаны и проявляются комплексно. Поэтому нужно говорить лишь о преимущественном развитии того или иного качества. Развитие одного качества в ущерб другому отрицательно сказывается на подготовке занимающихся.