Двигательные режимы в поликлинике. Двигательный режим (физическая культура и занятия спортом) и закаливание в жизни человека. Указания по регулированию режимов ЛФК

17 декабря 2019

Строгий постельный режим — исключает любую двигательную активность и назначается больным в острую стадию заболевания, когда движение угрожает жизни больного. Это единственный режим, при котором не назначается лечебная физкультура, только по необходимости допустимо проведение массажа или дыхательных упражнений.

Постельный режим — ограничение двигательной активности больного пределами постели. Больному можно поворачиваться на бок, садиться в постели. На постельном режиме назначается лечебная гимнастика, которая проводится индивидуальным методом. Лечебная гимнастика выполняется в исходном положении лежа на спине, на животе или на боку, разрешены физические нагрузки на мелкие и средние мышечные группы и суставы, выполняемые в медленном темпе, дыхательные упражнения статического и динамического характера. Самообслуживание в пределах постели и с помощью медицинского персонала.

Полупостельный режим — начинается, когда больной начинает сидеть со спущенными ногами. Лечебная гимнастика проводится в исходном положении лежа и сидя, разрешены физические упражнения, охватывающие средние и крупные мышечные группы и суставы. Общая продолжительность лечебной гимнастики 12-20 мин. Полное самообслуживание.

Когда больной начинает стоять и ходить по палате, в программу реабилитации включают дозированную ходьбу. Виды физической реабилитации на полупостельном режиме: лечебная гимнастика (проводится индивидуальным или малогрупповым методом), индивидуальные занятия, гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба.

Палатный режим — назначается, когда больной более 50% время бодрствования находится вне постели и может свободно перемещаться: посещать отделение физиотерапии, заниматься лечебной гимнастикой в зале ЛФК. Виды физической реабилитации на полупостельном режиме: лечебная гимнастика (проводится групповым методом), гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба от 100 м 2-3 раза в день. Лечебная гимнастика проводится в исходном положении сидя и стоя, включает физические упражнения на все мышечные группы, общая продолжительность занятия 20-25 мин, плотность занятия 50%.

Свободный режим — назначается перед выпиской больного из стационара, когда больной может свободно передвигаться в пределах палаты и отделения, совершать прогулки по территории стационара, в реабилитационные мероприятия вводят восхождения по лестнице на 1 этаж. В занятия лечебной гимнастикой включают динамические и статические упражнения, упражнения с предметами, на тренажерах, занятия лечебной гимнастикой в бассейне. Длительность занятий до 30 мин, плотность занятия 50%. Дозированная ходьба от 500 м 2-3 рд.

Методика применения физических упражнений в ЛФК изменяется на протяжении курса лечения или реабилитации в зависимости от характера заболевания, течения болезни, состояния больного, уровня его физической подготовленности, а также вида лечебно-профилактического учреждения (стационар, поликлиника, санаторий).

ЛФК широко используется в процессе физической реабилитации. Ее применение условно делится на три периода.

Периодом в ЛФК называется временной отрезок, характеризующий анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и организма в целом.

Первый период (щадящий) — период вынужденного положения, или иммобилизации. В этом периоде анатомическое и функциональное состояние органа и организма в целом нарушены. Так, например, при переломе костей предплечья в первом периоде имеется анатомическое нарушение целостности костей и нарушение функций поврежденной конечности.

Задачи ЛФК в первом периоде:

1) предупреждение возможных осложнений;

2) стимуляция процессов регенерации;

3) профилактика застойных явлений.

В первом периоде физиологическая кривая нагрузки в основном одновершинная; пик подъема – в середине основной части занятия ЛГ. Соотношение дыхательных упражнений и общеразвивающих и специальных – 1:1. Темп выполнения упражнений – медленный или средний.

Второй период (функциональный) – период восстановления функций. В этом периоде анатомическое состояние органа в основном восстанавливается, а функция остается резко нарушенной. Например, при переломе иммобилизация снята, костная мозоль образована, но движения в суставах ограниченны.

Задачи ЛФК во втором периоде:

1) ликвидация морфологических нарушений;

2) восстановление функции поврежденного органа;

3) формирование компенсаций.

Во втором периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная; используются различные исходные положения. Соотношение дыхательных упражнений и общеразвивающих и специальных – 1:2. Темп выполнения упражнений – средний.

Третий период (тренировочный) – период окончательного восстановления функции не только поврежденного органа, но и организма в целом. Например, после перелома костей предплечья наступило полное восстановление – костная мозоль окрепла, подвижность в суставах приблизилась к норме, однако большие физические нагрузки (висы, упоры, поднятие тяжестей) больной выполнить не может. В связи с этим необходимо постепенно восстанавливать возможность выполнения этих упражнений.

Задачи ЛФК в третьем периоде:

1) ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений;

2) адаптация к производственным и бытовым нагрузкам;

3) повышение уровня общей работоспособности.

В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки также многовершинная; используются различные исходные положения. Темп выполнения упражнений — медленный, средний или быстрый. Соотношение дыхательных упражнений и общеразвивающих и специальных — 1:3.

Режимы двигательной активности. При госпитализации больных в лечебно-профилактические учреждения (больницу, клинику, госпиталь, отделение реабилитации, диспансер) назначаются следующие двигательные режимы.

Первый период ЛФК (щадящий). Используется постельный режим:

а) строгий постельный режим. Назначается больному для обеспечения полного покоя. Прием пищи и туалет осуществляются с помощью обслуживающего персонала;

б) облегченный постельный режим. Больному разрешается поворачиваться и садиться в постели, выполнять движения конечностями, самостоятельно принимать пищу; туалет — с помощью обслуживающего персонала.

Второй период ЛФК (функциональный). Используется полупостельный (палатный) режим. Больной 50 % времени бодрствования проводит в положении сидя; самостоятельно ходит по палате и в туалет.

Третий период ЛФК (тренировочный). Используется свободный режим . Больной почти все время бодрствования проводит в положениях сидя, стоя, а также в ходьбе.

В санаториях, домах отдыха и профилакториях назначаются следующие двигательные режимы:

1) щадящий режим — соответствует свободному режиму в стационаре. Разрешаются прогулки по территории санатория, однако 50 % времени бодрствования выздоравливающий должен проводить в положении сидя;

2) щадяще-тренировочный (тонизирующий) режим. Выздоравливающим назначаются экскурсии, массовые развлечения, игры, танцы, купания, прогулки по окрестностям;

3) тренировочный режим. Выздоравливающим разрешаются длительные прогулки (ближний туризм), а также участие во всех массовых мероприятиях, проводимых в лечебном учреждении.

2.6. Организация работы по ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях. Методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения ЛФК

Организация всей работы по ЛФК возлагается на врача-специалиста и инструктора-методиста по ЛФК с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечебного учреждения. Районные, городские и областные врачебно-физкультурные диспансеры осуществляют методическое руководство работой всех подразделений лечебно-профилактических учреждений, где работают специалисты по ЛФК.

Обязанности врача ЛФК : проводить осмотры больных, которым назначены занятия ЛФК, — до, после, а иногда и в процессе лечения и реабилитации; определять методику проведения занятий (формы и средства ЛФК, дозировку физических упражнений); контролировать работу инструкторов-методистов по ЛФК; консультировать врачей по вопросам ЛФК; организовывать и проводить санитарно-просветительскую работу среди больных и населения. Врач присутствует на занятиях ЛФК с больными и осуществляет врачебно-педагогический контроль над занимающимися.

Инструктор-методист по ЛФК организует и проводит занятия ЛГ (индивидуальные и групповые) в палате, в кабинете или зале ЛФК, на спортивных площадках и верандах.

Зал для проведения групповых занятий ЛФК должен иметь площадь 30-40м 2 , комната для индивидуальных занятий — 16-20м 2 ; также должны быть кабинет врача, душевая, раздевалка, кладовая.

Для занятий ЛФК на открытом воздухе оборудуются спортивные площадки. В отделениях реабилитации, в санаториях и на курортах зал ЛФК должен быть площадью около 60м 2 . Желательно иметь также мастерские по трудотерапии, маршруты для терренкура, бассейны, лыжные и водные станции, катки, пляжи и другие сооружения. В залах ЛФК в отделениях реабилитации устанавливают гимнастические стенки, шкафы для хранения спортивного инвентаря (гимнастических палок, резиновых и волейбольных мячей, булав, гантелей и т.п.). В зале должны быть установлены несколько пролетов гимнастической стенки, гимнастические скамейки, наклонные плоскости, кушетки; стол со скользящей поверхностью (для разработки движений в суставах пальцев у больных с травмами и неврологическими заболеваниями); блоковые установки, тренажеры, баскетбольные корзины, большое зеркало, различные приспособления для разработки подвижности суставов и пальцев кистей. В кабинете ЛФК должны быть наглядные пособия по методике применения ЛФК при различных заболеваниях и травмах.

Врач и инструктор-методист по ЛФК ведут соответствующую документацию (форма № 42, записи в истории болезни); проводят антропометрические и другие исследования; определяют и анализируют эффективность лечения; составляют комплексы упражнений и схемы занятий ЛГ.

Схемы занятий ЛГ разрабатываются применительно к основным группам заболеваний по следующей форме: 1) часть занятия; 2) порядковый номер группы упражнений; 3) исходное положение больного; 4) содержание части занятия; 5) дозировка упражнений — их количество в каждой группе; 6) целевая установка, методические указания.

Примерные комплексы упражнений ЛГ должны соответствовать содержанию схемы занятия, учитывать принцип индивидуального подхода к больному и составляться по следующей форме: 1) часть занятия ЛГ; 2) порядковый номер группы упражнения; 3) исходное положение больного; 4) описание упражнения; 5) дозировка (количество повторений каждого упражнения и т.п.); 6) методические указания (особенности выполнения упражнений, дыхание, темп и т.д.).

Врач ЛФК отвечает за обеспечение мест для проведения занятий, необходимым инвентарем и оборудованием; инструктор-методист по ЛФК является материально ответственным лицом.

По данным врачебно-педагогических наблюдений, при исследовании частоты пульса, дыхания и величины артериального давления выявляется общая нагрузка на организм больного. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки.

Физиологической кривой нагрузки в ЛФК называют графическое изображение степени влияния физических упражнений на организм больного в процессе занятий физическими упражнениями . Нормальная физиологическая кривая характеризуется спадами и подъемами. Подъемы соответствуют увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС), спады — уменьшению ЧСС под влиянием дыхательных упражнений или пауз отдыха, упражнений для релаксации мышц.

Методы врачебно-педагогической оценки влияния ЛФК на организм больного зависят от характера заболевания, средств и форм ЛФК. К методам врачебно-педагогической оценки относятся: наблюдения за изменениями общего состояния больного, за изменением ЧСС на пике нагрузки и в период отдыха; за деятельностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем; за появлением одышки, утомления.

Для учета эффективности влияния физических упражнений на организм больного могут быть использованы функционально-диагностические методы . Так, при различных травмах такими методами будут антропометрические измерения (окружность конечностей на разных уровнях, динамометрия, гониометрия), электромиография, миотонометрия и др.; при заболеваниях сердечно-сосудистой системы — электрокардиография, пульсометрия и др.

Помимо перечисленных методов для учета функционального состояния организма под влиянием физических упражнений применяются специфические функциональные пробы для различных заболеваний, а также двигательные тесты.

Субъективные и объективные данные, полученные в результате обследования (в начале и конце периода наблюдения), сопоставляются и таким образом дается оценка эффективности применения ЛФК.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение лечебной физической культуры.

2. Что такое физическая реабилитация? Расскажите о роли ЛФК в этом процессе.

3. Механизмы лечебного влияния физических упражнений.

4. Механизмы тонизирующего влияния физических упражнений.

5. Расскажите о трофическом действии физических упражнений. Приведите примеры.

6. Расскажите о механизмах формирования компенсаций. Приведите примеры.

7. Расскажите о механизмах нормализации функций. Приведите примеры.

8. Расскажите о средствах ЛФК.

9. Каковы общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК?

10. Способы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК.

11. Формы проведения занятий в ЛФК.

12. Назовите периоды ЛФК и соответствующие им режимы двигательной активности.

13. Расскажите об организации работы по ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях.

14. Назовите методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения ЛФК.

15. Показания и противопоказания к применению ЛФК.

Часть вторая

Больных включают — полупостельный режим, щадящий, щадяще-тренирующий, тренирующий.

Полупостельный режим ЛФК

При необходимости значительного ограничения двигательной активности сердечных больных применяется полупостельное содержание. Все упражнения выполняются в кровати.

Щадящий режим ЛФК

Разрешается последовательно: ходьба в пределах лечебного корпуса, а затем — по территории, ходьба по лестнице, индивидуальные занятия ЛФК, дозированная ходьба на расстояние 500- 1000 м.

Тренировка в ходьбе проводится по следующей примерной схеме: ходьба 500 м в медленном темпе с углубленным дыханием в течение 10 минут, отдых 5 минут, обратный путь в том же темпе с последующим 5-минутным отдыхом; постепенное увеличение проходимого расстояния в один конец до 1000 м в мед ленном темпе с углубленным дыханием в течение 20 минут, от дых 5-10 минут, обратный путь в том же темпе с последующим 5-10-минутным отдыхом. Переходным режимов ЛФК есть щадяще-тренирующий.

Тренирующий режим ЛФК

Основные требования. Постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы с широким вовлечением вспомогательных механизмов аппарата кровообращения. Постепенное повышение адаптации больных к возрастающим нагрузкам.

В первый период режима: свободная ходьба по территории, утренняя гимнастика, лечебная гимнастика с использованием игр (индивидуально или в небольших группах), дозированное плавание (режим 3-а). При достаточно восстановленной общей выносливости в после дующем свободная ходьба в ближайших от санатория окрестностях, утренняя гимнастика с большей нагрузкой, групповые занятия по гимнастике, спортивно-массовые мероприятия (режим 3-6).

Характеристика физических упражнений

При режиме 3-а утренняя гимнастика со средней нагрузкой с включением подвижных игр. В занятия ЛФК включаются: гимнастические упражнения без отягощений для конечностей с полной амплитудой и участием больших мышечных групп, с умеренным напряжением и с постепенно возрастающим усилием (сопротивлением); все упражнения чередуются с упражнениями на расслабление; упражнения с палками, булавами, волейбольными и небольшого веса набивными мячами; упражнения на гимнастической стенке, буме, скамейке; дыхательные упражнения; подвижные игры с малой и средней нагрузкой; ходьба простая, с движением рук; ритмический недлительный бег в спокойном темпе. Длительность занятий тренировочного режима ЛФК 20-30 минут.

Дозированная ходьба или прогулки по маршрутам, напри мер: 1) ходьба 3 км по ровной местности со скоростью 15 минут 1 км с отдыхом после каждого километра 2-5 минут; 2) ходьба 5 км по ровной местности с одним — двумя короткими (по 100 м) подъемами под углом 5-10 ; скорость-1 км за 15 минут; отдых после 2 и 4 км в течение 2-5 минут.

Плавание в медленном темпе с небольшой интенсивностью движений на расстоянии 25-50 м и общей длительностью не более 3-5 минут, при температуре не ниже 20-22 в утреннее и предвечернее время (только для умеющих плавать). Прогулочная гребля на лодках общей длительностью до 20 минут с малой интенсивностью движений и с остановками для отдыха. Игры: крокет, кегли; длительность — до 45 минут.

При режиме ЛФК 3-б утренняя гимнастика проводится с включением приседаний, бега, поскоков. В занятия ЛФК со средней нагрузкой включаются упражнения без отягощения, упражнения с палками, гантелями небольшого веса, булавами, набивными мячами; упражнения с сопротивлением на простейших гимнастических снарядах; подвижные игры; бег в среднем темпе. Интенсивность движений ЛФК средняя, темп средний и быстрый. Длительность занятий — 30-40 минут.

Дозированная ходьба (прогулки) по маршрутам с возрастающей нагрузкой, например: 1) ходьба на расстояние 6 км по ровной местности с двумя-тремя подъемами под углом 5-10 по м со скоростью 1 км за 15 минут; отдых после каждых 2 км по 3-5 минут; 2) ходьба на расстояние 6 км: 3 км с постепенным подъемом под углом 5-10 со скоростью 1 км за 20 минут; отдых через каждый километр по 3 минуты; обратный путь — 3 км без остановок со скоростью 12-15 минут 1 км.

Прогулки и экскурсии с умеренной нагрузкой и длительностью маршрута до 10-12 км. Плавание при температуре воды не ниже 20, длительность — до 15 минут со средней интенсивностью (для умеющих плавать). Гребля на шлюпках и байдарках средней интенсивности с паузами для отдыха длительностью 25-30 минут. Теннис, волейбол, городки в течение 30- 60 минут с отдыхами. Индивидуально в режим ЛФК допускаются товарищеские соревнования.

Указания по регулированию режимов ЛФК

С момента назначения ЛФК активность больного в рамках назначенного режима, регулируется работниками лечебной физической культуры при постоянной консультации с лечащим . Перевод больного на более расширенный режим ЛФК осуществляется лечащим врачом при наличии соответствующих клинических показаний и достаточной адаптации к текущему режиму.

При применении лечебной физической культуры в условиях стационара у больных с тяжелой сердечной патологией особо строго должно сочетаться постепенное расширение общей двигательной активности с лечебной гимнастикой. Основные элементы общего двигательного режима ЛФК (повороты на бок, подъемы до положения сидя и стоя, ходьба), а также другие движения, необходимые при самообслуживании, должны предварительно осваиваться во время занятий лечебной гимнастикой. При хорошей переносимости их больными, определяемой самочувствием, объективными данными (реакции пульса, дыхания, кровяного давления) и всеми другими клиническими показателями, можно проводить расширение режима ЛФК на протяжении всего дня за счет увеличения времени пребывания больного в положении на боку или в положении сидя, длительности ходьбы. При этом вся двигательная активность больного в течение дня строго регламентируется.

Таким образом, первоначальная адаптация больного к максимальным нагрузкам разрешенного двигательного режима проводится во время занятий лечебной гимнастикой при постоянном медицинском наблюдении. Следовательно, занятия ЛФК, кроме их лечебного воздействия, являются ежедневной функциональной пробой, определяющей приспособляемость организма к физическим нагрузкам.

В условиях стационарного режима ЛФК физические упражнения проводятся в виде индивидуальных и малогрупповых занятий по лечебной гимнастике, индивидуальных заданий с выполнением отдельных упражнений, лечебной ходьбы по ровному месту, ходьбы по лестнице, прогулок.

В каждом занятии по лечебной гимнастике подбор и порядок, чередования упражнений в режиме ЛФК проводятся с расчетом на постепенное возрастание и последующее снижение нагрузки с максимальным подъемом ее, примерно, в середине занятий. В процессе проведения физических упражнений нагрузка распределяется последовательно на различные мышечные группы. Упражнения, применяемые у этих больных, должны быть просты, доступны для выполнения, не предъявлять больших требований к нервной системе. По мере улучшения состояния больных и расширения их режима ЛФК упражнения могут постепенно усложняться.

На протяжении всего курса лечения и в отдельных занятиях ЛФК нагрузка изменяется за счет:

  • исходного положения, из которого проводятся упражнения (лежа, сидя, стоя);
  • подбора движений с охватом вначале небольших, а затем крупных мышечных групп;
  • увеличения амплитуды;
  • возрастания темпа, изменения ритма и числа повторений упражнения;
  • отягощения за счет применения снарядов (палки, гантели, мячи);
  • включения упражнений с усилием;
  • уменьшения количества дыхательных упражнений ЛФК и пауз для отдыха;
  • повышения эмоциональности занятий; общей длительности занятий.

В начальном периоде применения упражнений дозировка изменяется преимущественно за счет исходного положения, локализации и амплитуды движений, длительности проведения каждого упражнения, включения дыхательных упражнений и пауз для отдыха.

Исходное положение лежа в любом режиме ЛФК для больных является оптимальным, оно создает наиболее благоприятные условия для кровообращения. В положении лежа больным легче выполнять движения с полной амплитудой. Из него наиболее целесообразно применять упражнения в диафрагмальном дыхании, при этом имеются наибольшие колебания диафрагмы. Положение лежа применяется не только при постельном, но и при других режимах ЛФК, как положение, обеспечивающее отдых и более лучшие условия для гемодинамики. У больных с затрудненным дыханием или с высоким кровяным давлением используется положение лежа с приподнятым положением корпуса.

Учитывая тесную взаимную связь функций дыхания и кровообращения, воспитанию полноценного дыхания в режимах ЛФК уделяется особое внимание. Большинство больных дышит через рот, поверхностно и часто с укороченным выдохом, в связи с чем ухудшается легочная вентиляция, уменьшается присасывающая способность грудной клетки. Полноценность дыхания достигается воспитанием полного, носового дыхания. У больных с затрудненным дыханием при усиленных физических нагрузках выдох может производиться через рот. Дыхательные упражнения должны проводиться плавно, медленно. Степень углубления дыхания должна соответствовать уровню общей физической нагрузки.

В первые дни используется углубленное дыхание, не сочетанное с движениями, которое выполняется между другими гимнастическими упражнениями. При освоении правильного дыхания включается сочетание его с движениями. Чем состояние больного более тяжелое, тем чаще включаются дыхательные упражнения (через 1-2 гимнастических движения). Углубленное дыхание обычно применяется после упражнений с охватом больших мышечных групп или после упражнений с усилием. В этих случаях оно ускоряет восстановительный период после упражнений. При застойных явлениях в брюшной полости и в нижних отделах легких и при высоком стоянии диафрагмы активизируется диафрагмальное дыхание. Особое внимание должно обращаться на сочетание движений с дыханием во время ходьбы по ровному месту и по лестнице.

Все упражнения ЛФК выполняются ритмично, без рывков, плавно. Для улучшения периферического кровообращения используются движения в мелких составах преимущественно в среднем темпе. Для усиления венозного кровотока применяются свободные и ритмичные движения в крупных суставах с охватом больших мышечных групп, главным образом нижних конечностей, чередующиеся с углубленным дыханием. Широко используются упражнения на расслабление.

Для укрепления сердечной мышцы и тренировки всей сосудистой системы включаются упражнения умеренной интенсивности, повышающие общую выносливость (типа ходьбы и других подобных упражнений). В процессе их выполнения наблюдается согласованная работа органов кровообращения и дыхания, протекающая на более или менее повышенном уровне и на относительно длительном отрезке времени. Эти упражнения обеспечивают чередование сокращения мышц с последующим их расслаблением, ритмичные движения в суставах и благоприятные условия для углубленного дыхания, способствуя тем самым полноценной мобилизации в помощь кровообращению мышечного гемодинамического фактора и присасывающей деятельности грудной клетки. Дозировка упражнений на выносливость достигается изменением общей длительности и темпа движений, а также включением пауз для отдыха.

Упражнения большой интенсивности (скоростного характера), предъявляющие требование быстрой приспособляемости к ним сердечной системы, дыхания и других систем организма, применяются с большой осторожностью и постепенностью. Методически это разрешается включением вначале скоростных элементов с охватом малых, а затем, средних мышечных групп (в условиях лечения больных в стационаре). По мере повышения тренированности сердечно-сосудистой системы упражнения скоростного типа включаются с охватом больших мышечных групп, вплоть до пробежек (в условиях санатория при III режиме ЛФК),

Упражнения с усилием (типа сопротивлений) проводят осторожно, ритмично, с постепенно возрастающей нагрузкой, сочетая фазу усилия с выдохом, во избежание натуживания. Упражнения для сгибателей чередуются с упражнениями для разгибателей с включением в промежутках глубокого дыхания и расслабления активно участвующих в работе мышц.

Все назначения, касающиеся двигательных режимов ЛФК, фиксируются в истории болезни. Обязательно регистрируются также данные, характеризующие приспособляемость организма к физическим нагрузкам двигательного режима.

Для обеспечения правильной постановки лечебной физической культуры необходим тесный контакт между работниками по ЛФК, лечащими врачами и остальным медицинским персоналам. Только при совместной их работе может осуществляться правильная организация лечебной физической культуры, последовательное и плановое расширение двигательной активности больных. Обязательным является соблюдение строгой индивидуализации, постепенности в увеличении нагрузки, систематичности и регулярности.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Под двигательным режимом подразумевается часть общего режима, регламентирующая в соответствии с медицинскими показаниями суммарную двигательную активность больного. Она складывается из необходимых бытовых нагрузок, нагрузок, получаемых при различных медицинских манипуляциях и дозированных физических упражнений на занятиях ЛФК. Основное лечебное воздействие оказывают дозированные физические упражнения.

Выделено четыре двигательных режима: щадящий, тонизирующий, восстановительный и тренирующий.

Щадящий режим совпадает с острым периодом заболевания. В больном органе превалируют катаболические процессы, т.е. процессы распада клеток. Расход энергии в нем превышает накопление. В ход идут запасы жировой и мышечной ткани. Этим частично объясняется наблюдающаяся в дальнейшем гипотрофия мышц. В течение острого периода выделяется две фазы стрессовых реакций — тревоги и стабилизации .

Фаза тревоги проявляется выраженной общей реакцией организма в виде резкой боли, высокой температуры, заторможенности и рассогласованности деятельности всех систем организма. Примером может быть острый период нарушения мозгового кровообращения, острые проявления травматической болезни и т.д. Такое состояние наблюдается от нескольких часов до нескольких дней. На этой фазе речь идет лишь о поддержании жизненных процессов и профилактике осложнений. Для решения этих задач используются только общеразвивающие упражнения.

В фазе стабилизации происходит повышение уровня функционального состояния организма. Появляется возможность выполнения физических упражнений за счет экономизации и стабилизации функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем. Начинают превалировать локальные патологические процессы. По времени эта фаза широко варьирует.

ЛФК в этой фазе направлена на ускорение стабилизирующих процессов — рассасывание продуктов распада, восстановление гомеостаза, начальных этапов замещения погибших клеток и т.д. Поскольку в этом периоде преимущественно протекают катаболические процессы, целью режима , соответственно, является ускорение процессов распада и рассасывания поврежденных клеток, восстановление гомеостаза. Клинические проявления при этих патоморфологических изменениях могут варьировать от состояния полной атонии мышц ниже места повреждения до появления в них спастики. Учитывая нарушение анатомической целостности тканей, ЛФК должна проводиться на фоне поражения больного органа. Воздействие на него осуществляется опосредовано через общеразвивающие упражнения. По продолжительности этот режим весьма многообразен, что зависит от структуры и степени повреждения больного органа. Объем и интенсивность физической нагрузки также широко варьирует, что связано с соотношением общих и местных реакций. Занятия в этом режиме проводятся в стационарах, поликлиниках, на дому, в центрах и отделениях реабилитации. Тонизирующий режим совпадает с подострым периодом заболевания. В этом периоде продолжаются процессы рассасывания продуктов распада. Постепенно начинают превалировать процессы регенерации — образования новых клеток. Этим заканчивается восстановление анатомической целостности поврежденного органа. Варианты регенерации могут быть различными: за счет новых клеток той же ткани (гиперплазия за счет разрастания сохранившихся (гипертрофия); за счет разрастания клеток соединительной ткани. Образование костной мозоли при переломах может быть примером гиперплазии. Примером гипертрофии могут быть процессы, происходящие при инфаркте миокарда. Замена нейронов на клетки нейроглии при инсульте является примером замещения диффе­ренцированных клеток соединительной тканью. Во всех случаях имеется сочетание этих вариантов. Например, у больных с повреждениями спинного мозга возможна как специфическая регенерация за счет тканей спинного мозга, так и неспецифическая — за счет разрастания соединительной ткани. Клиническими проявлениями регенерации являются реакции мышц в виде спастических сокращений. Соответственно, целью режима является стимуляция анаболических процессов в поврежденном органе. Постепенно увеличивается объем специальных упражнений. По времени этот режим также широко варьирует, что связано с особенностями структуры поврежденного органа и обширностью повреждения. Сохраняется различие по величине физической нагрузки. Как правило, этот режим заканчивается анатомическим замещением нарушенных структур больного органа. Однако гиподинамия, в частности при отсутствии адекватной физической нагрузки, приводит к снижению уровня трофических и энергетических процессов. Возникающее при этом кислородное голодание сопровождается разрастанием соединительной ткани, превышающим потребность замены погибших клеток. Результатом могут быть различные осложнения в виде спаек, грубых рубцов и различных склеротических проявлений. Поэтому неоценимо значение ЛФК в предупреждении осложнений при многих заболеваниях. Занятия проводятся в стационарах, поликлиниках, центрах и отделениях реабилитации.

Восстановительный режим совпадает с периодом функциональной перестройки поврежденных тканей больного органа и заканчивается восстановлением поврежденного органа. Так, у больных с повреждениями спинного мозга клиническим проявлением функциональной перестройки анатомических структур является переход от синкинезий (содружественных непроизвольных сокращений) к произвольным дифференцированным движениям. Целью режима является восстановление функций поврежденных органов или систем. Ведущую роль в восстановлении функции играют специальные упражнения. Продолжительность режима зависит от структуры, локализации и уровня повреждения. В случае восстановления анатомической целостности с дефектами заболевание принимает хроническое течение. Например, формирование рубцов при ожогах и травмах или спаек при воспалительных процессах. В таких случаях полное функциональное выздоровление невозможно. Физическая реабилитация направлена на адаптацию к жизнедеятельности с имеющейся патологией. Восстановление функций невозможно также у больных при утрате тех или иных органов или повреждениях, связанных с утратой функций органа. В подобных случаях речь может идти лишь о компенсации утраченных функций. ЛФК направлена на адаптацию к жизни в новых условиях. Занятия проводятся в стационарах, поликлиниках, отделениях и центрах реабилитации, санаториях.

Тренирующий режим совпадает с функциональной перестройкой вcex систем организма., ЛФК направлена на совершенствование функций больного органа и согласование деятельности всех систем организма. Величина физической нагрузки увеличивается за счет как специальных, так и общеразвивающих упражнений. Занятия проводятся в амбулаторных центрах реабилитации, загородных специализированных санаториях и на дому.

Лица, профессиональная деятельность которых связана с тонким двигательным стереотипом (артисты балета, цирка, спортсмены и др.), продолжают занятия по тренировочному режиму. Цель режима — адаптация к специализированной деятельности. Занятия с ними проводят тренеры, режиссеры и другие специалисты в условиях их профессиональной деятельности. Представленные двигательные режимы являются алгоритмом ЛФК при различных заболеваниях. На основе этого алгоритма имеется возможность при любой патологии в конкретный период заболевания поставить задачи, определить средства для их решения и обосновать особенности методики.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите дополнительные средства ЛФК.

Использованная литература:

1.Физическая реабилитация: Учебник для вузов/ под редакцией С.Н. Попова. – Ростов-на-Дону. Феникс, 2008. – 602с.

2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учеб. пособие / В.А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР — Медиа, 2012. – 568 с.

3. Медицинская реабилитация: Руководство для врачей/ Под ред. В.А.Епифанова. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 352 с.

4.Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: руководство для врачей. Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. – М.: Медицина, 1995. – 400 с.

1.Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 528с.

2. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия: учеб. пособие в 2 ч./ М.: Советский спорт, 2008. – ч.1 – 304 с., ч.2 – 360 с.

3.Краткий курс лекций по спортивной медицине. Учебное пособие / под ред. А.В. Смоленского. – Физическая культура, 2005. – 192с.

Медицинская информационная сеть. — www.medicinform.net

Медицинский проект. — www.webmedinfo.ru-

Медицинская литература. — www.medliter.ru

Медицинский портал. — www.medbookaide.ru

http://medbe.ru/materials/lechebnaya-fizkultura

Двигательные режимы (режим движений)
В организации лечебного процесса в больницах двигательный режим — один из важных факторов. Пассивный режим (гиподинамия) отрицательно сказывается на выздоровлении больных. Активный режим (при соответствующих медицинских показаниях) способствует развитию положительных эмоций, усилению обменных процессов, регенерации тканей, улучшению функций сердечно-сосудистой системы и др. При назначении активного режима необходимо исходить из особенностей и течения заболевания, возраста, профессии, а также бытовых условий, состояния тренированности и т.д. Режим покоя (щадящий) рассчитан на пациентов истощенных, ослабленных, утомленных, с проявлениями астении, после перенесенных сложных оперативных вмешательств, сердечно-сосудистых заболеваний и др. Назначенная больному ЛГ должна соответствовать клиническому течению заболевания, функциональному состоянию пациента и его приспособляемости к физическим нагрузкам.
Режим I , постельный (режим покоя) подразделяют на две фазы: А — режим постельный строгий, с соблюдением режима покоя; Б — режим постельный облегченный (расширенный), с постепенным расширением двигательной активности больного (повороты, положение сидя и др.).
Содержание режима: пребывание в постели чаще в положении лежа на спине или полусидя. При общем удовлетворительном состоянии допускаются активные и неторопливые повороты в постели, кратковременное (2-3 раза в день по 5-30 мин) пребывание в постели в положении сидя, активный прием пищи и активный туалет. Утренняя гимнастика и ЛГ в постели — в зависимости от медицинских показаний. Обязательное проветривание и влажная уборка палаты несколько раз в день.
Режим II , полупостельный (палатный).
Содержание режима: переход в режим сидя на кровати с опущенными ногами или в кресле (2-4 раза в день по 10-30 мин). Спустя несколько дней — переход в положение стоя и ходьба по палате с последующим отдыхом в положении сидя или лежа. В этом периоде больной самостоятельно осуществляет изменение положения в кровати, кресле, туалет и прием пищи. Чередует ходьбу с отдыхом в кресле (на стуле). Утренняя гимнастика, гигиеническая гимнастика — по индивидуальным показаниям.
Режим III , свободный (тренирующий). Содержание режима: свободная ходьба по отделению. Ходьба по лестнице с 1-го по 3-й этажи с отдыхом. Прогулка на воздухе по 15-30 мин с отдыхом. Утренняя гимнастика и ЛФК применяются по медицинским показаниям.
В условиях санаторно-курортного лечения больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения используют три вида режимов — щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий .
Режим движения необходимо устанавливать строго индивидуально, в зависимости от личности больного, особенностей его характера и заболевания. Режим движений должен включать конкретные мероприятия. Индивидуальный режим движения и покоя определяется лечащим врачом в каждом отдельном случае в зависимости от медицинских показаний, профиля и географического расположения курорта, а также сезона, и предусматривать последовательность применения различных элементов ЛФК на протяжении дня, сочетание с применением всех остальных лечебных факторов данного курорта. Правильно разработанный и точно выполненный режим движений сам по себе является мощным фактором в лечении больных на курортах и в санаториях.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) при реабилитации больных выделяет два периода: больничный и послебольничный .
Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки . Тренировка в ЛФК пронизывает весь период применения физических упражнений с лечебной целью, в то время как другие методы лечения подчас бессильны обеспечить функциональное восстановление пораженных систем. В лечебной физической культуре различают тренировку общую и специальную .
Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного, при ее проведении используются самые разнообразные виды общеразвивающих и развивающих физических упражнений.
Специальная тренировка ставит своей целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При ее проведении используют виды физических упражнений, оказывающих непосредственное воздействие на область травмы или функциональные расстройства той или иной пораженной системы (дыхательные упражнения при легочных заболеваниях, упражнения при травмах и заболеваниях суставов и т.д.).