ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Предмет «Теория и методика тренировки в спорте». Основные понятия теории спортивной тренировки. Цель, задачи и содержание спортивной подготовки.
СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ В спорте
Физические упражнения как основное средство тренировки. Структура физических упражнений. Задачи системно-структурного анализа движений. Стадии структуры физических упражнений. Типы классификации.
ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В спорте
Физическая подготовка. ОФП. СФП. Цель, задачи. Содержание. Возрастная динамика нагрузки по ОФП и СФП. Тестирование – как основной метод контроля уровня физической подготовленности. Методы развития физических качеств. Связь между спортивно-технической подготовленностью и показателями уровня развития различных физических качеств.
Понятие технической подготовки в спорте. Общая и специальная техническая подготовка. Многолетний характер технической подготовки. Понятие техники физических упражнений. Методика специальной технической подготовки. Информативные показатели технической подготовки. Уровни освоения элементов (начальный, базовый и выше). Надежность техники. Устойчивость. Оценка технической подготовленности.
Особенности психологической подготовки. Совершенствование психических процессов и качеств, способствующих овладению высоким уровнем технического мастерства. Создание положительных устойчивых эмоциональных состояний и выработки умений их регулировать.
Формирование мотивации занятий спортом. Теории мотивации достижений. Влияние мотивации на достижение в процессе многолетней подготовки. Изменения мотивов в зависимости от различных этапов подготовки.
Определение понятий тактика и тактическая подготовка. Тактические знания, тактические умения, тактические навыки, тактическое мышление. Связь тактического мастерства с уровнем технической, физической, психологической подготовленности. Рациональная тактическая схема соревновательной тактики независимо от выступлений соперников. Тактическая схема в зависимости от выступлений соперников. Тактическая схема комплектования команды в зависимости от условий определения победителей.
Моральное сознание, нравственные понятия. Методы и приемы воспитания нравственных качеств. Спортивный коллектив как важнейший фактор нравственного воспитания.
Воля как сложное психическое явление. Условия и факторы, которые являются основой для методики волевой подготовки. Воля к победе как интегральный показатель развития всех волевых качеств. Основные правила воспитания волевых качеств.
Теоретическая подготовка как составляющая часть всестороннего воспитания. Знания, которыми должны обладать учащиеся спортивных школ. Теоретическая подготовка как часть интеллектуального воспитания. Задачи интеллектуального воспитания. Взаимосвязь физической, технической, психологической, тактической и теоретической подготовки. Взаимосвязь высоких спортивных результатов с умственной деятельностью.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ В спорте
Цель и задачи спортивной подготовки. Методы спортивной тренировки. Основные группы методов: словесные, наглядные и практические. Методы, направленные преимущественно на освоение спортивной техники: в целом и по частям. Методы, направленные преимущественно на развитие двигательных качеств. Специфические принципы спортивной подготовки.
Отдельное занятие как самостоятельная структурная единица процесса спортивной подготовки. Структура занятий. Особенности проведения подготовительной, основной, заключительной частей. Особенности построения тренировки в зависимости от возраста, разряда, подготовленности, задач тренировки. Занятия избирательной и комплексной направленности в процессе подготовки. Особенности организации и методика проведения разминочных, учебных, тренировочных, модельных, восстановительных занятий и занятий по ОФП и СФП.
Явное и скрытое утомления. Типы утомления. Утомление и работоспособность. Повышение работоспособности. Реакция организма на нагрузку. Восстановление. Фазы восстановления. Связь – утомление, восстановление – повышение тренированности. Индивидуализация объемов нагрузки при подготовке спортсменов различной квалификации. Показатели внешней и внутренней нагрузки. Объем нагрузки и ее интенсивность. Показатели нагрузки на различных этапах подготовки. Общая и моторная плотность занятия. Методы контроля нагрузки.
Педагогические средства восстановления. Характеристика педагогических, психологических, медико-биологических, гигиенических, физических средств восстановления работоспособности. Фармакологическое обеспечение в подготовке спортсменов. Питание и различные вещества природного и искусственного происхождения, которые способствуют обеспечению высокой работоспособности спортсменов и эффективному протеканию процессов восстановления. Комплексное использование средств повышения работоспособности.
Типы микроциклов. Задачи, содержание и структура МЦ: ударных, восстановительных, соревновательных, втягивающих, подводящих к соревнованиям. Виды деятельности в соревновательном микроцикле. Особенности разминки перед соревнованиями. Тренировочная деятельность в дни соревнований и между ними. Особенности построения МЦ при однократных и двукратных тренировках в течение дня.
Структура и продолжительность средних циклов (МЗЦ). Содержание мезоциклов на различных этапах подготовки в годичном цикле. Особенности построения МЗЦ: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, соревновательных. Принципиальная последовательность мезоциклов в связи с направленностью работы. Последовательность микроциклов в мезоциклах.
Общая структура годичной подготовки. Построение процесса тренировки на основе одного, двух или нескольких макроциклов. Структура различных периодов с учетом удвоенного, утроенного циклов. Продолжительность и задачи макроциклов. Особенности годичного планирования в зависимости от этапа многолетней подготовки.
Периоды подготовки в макроциклах. Задачи, содержание, структура и особенности работы в подготовительном, соревновательном и переходном периодах. Нагрузка и средства подготовки. Факторы, от которых зависит продолжительность периодов. Различные подходы к планированию переходного периода.
Влияние ОМЦ на способности к переносу тренировочных нагрузок у девушек. Особенности биоритмичных изменений в организме женщины в течение ОМЦ. Фазы ОМЦ. Изменения психофизиологических показателей в фазе овуляции.
Прогнозирование в спортивной тренировке. Методы прогнозирования. Особенности краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного, сверхдолгосрочного прогнозирования. Моделирование подготовки спортсменов. Функции, которые выполняют модели. Характеристика различных групп моделей. Обобщающие, групповые, индивидуальные модели. Модели соревновательной деятельности. Модели подготовленности. Морфофункциональные модели. Особенности моделирования соревновательной деятельности и подготовленности.
Отбор в системе многолетней подготовки. Связь отбора и ориентации с этапами многолетней подготовки. Виды отбора. Методические основы начального отбора и отбора на различных этапах многолетней подготовки. Критерии и условия отбора лучших спортсменов.
Планирование в спорте. Общие основы планирования. Перспективное планирование. Планы развития спорта по разным направлениям на период от 2 до 15 лет. Характеристика и особенности перспективного, текущего и оперативного планирования. Системный и комплексный подходы при планировании. Последовательный и параллельный методы планирования. Основные требования к планированию. Характеристика основных документов планирования в спортивных школах и секциях.
Цель, объект и виды контроля. Особенности и характеристика этапного, текущего, оперативного контроля. Углубленный, избирательный, локальный, педагогический, социально-психологический, медико-биологический контроль. Особенности комплексного контроля. Требования к показателям, которые используются в контроле. Контроль физической, технической, тактической, психологической подготовленности. Контроль соревновательной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ И СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ
Соревнование как основное средство контроля за подготовкой спортсменов. Классификация соревнований по различным признакам. Определение результата и победителей в соревнованиях. Методические подходы в современной соревновательной практике. Виды соревнований в системе подготовки спортсменов. Календарь соревнований.
ПрофилактикА травматизма. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ На занятиях спортом.
Основные причины травматизма на занятиях спортом. Методические и организационные требования, направленные на предотвращение травматизма. Гигиенические требования к местам занятий и оборудования. Правила эксплуатации приборов, тренажеров, оборудования, инвентаря. Виды страховки и помощи, их значение при обучении. Простейшие приемы оказания помощи пострадавшим.
В.М. Зациорский так иллюстрирует сложность этого выбора:
Представьте себе группу молодых атлетов, которые тренировались в течение определенного периода времени при помощи одного упражнения, упражнения А, представляющего собой приседания со штангой. В конечном итоге их результаты повышаются. Предположим, что улучшение одинаково для всех атлетов и равно, например, 20 кг. Что произойдет с результатами этих атлетов в других упражнениях, например, вертикальных прыжках стоя, спринтерском беге, или плавании вольным стилем (упражнения Б, В и Г)? Можно предсказать, что результаты в этих упражнениях улучшатся в различной степени. Улучшение может быть значительным в прыжках стоя, относительно небольшим в спринтерском беге и почти нулевым в плавании. Другими словами, перенос результатов тренировки из упражнения А в упражнения Б, В и Г различен.
…Как выбрать самые эффективные упражнения, в результате которых эффект тренировки лучше переносится из дополнительных в основные спортивные движения? Давайте рассмотрим следующие вопросы:
Какое упражнение наиболее эффективно? Иными словами, в каком случае перенос результатов тренировки будет лучше?
Перенос результатов тренировки может значительно различаться даже для очень похожих упражнений. В эксперименте две группы атлетов выполняли изометрическое разгибание голени при различных углах сгиба сустава — от 70 до 130 градусов (полное разгибание ноги соответствует 180 градусам). Максимальное значение силы F m , а также изменение силы ΔF m при различных углах в суставе оказались различными.
В практике фитнес-тренировок диапазон задач, которые придется решать персональному тренеру, и диапазон средств и методов для их решения также может быть достаточно широк.
Рассмотрим пример, когда клиент ставит перед вами задачу-максимум, связанную с увеличением мышечной массы. Попробуем проанализировать, каким образом можно разбить ее на несколько задач.
Мы знаем, что увеличение мышечной массы в результате тренировок происходит за счет следующих факторов: увеличение уровня капилляризации, количества и размеров митохондрий, увеличения объема саркоплазмы, толщины и количества миофибрилл, увеличения запаса гликогена.
Кроме этих есть факторы, косвенно связанные с увеличением мышечной массы, однако воздействующие на нее достаточно активно. Например, адаптация к тренировке,
^
Направленной на развитие выносливости, выразившаяся в развитии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, митохондриального аппарата и, как следствие, совершенствовании механизма ресинтеза АТФ за счет окисления, значительно сократит период восстановления и синтеза белковых структур после высокоинтенсивной тренировки с отягощениями. Ведь именно окисление играет ведущую роль в обеспечении энергией энергоемких синтетических процессов, инициированных этими тренировками.
Развитие вышеперечисленных факторов, определяющих размер мышцы, будет результатом различных адаптационных процессов, которые, в свою очередь, будут инициированы различными по характеру нагрузки тренировочными воздействиями. Посвящая мезоциклы преимущественному решению тех или иных задач и последовательно их чередуя, можно обеспечить достаточно длительный и непрерывный прогресс в достижении поставленной задачи-максимум.
В настоящее время в практике фитнес-тренинга, периодизируя тренировочную
программу, в основном используют две методики.
Первая методика предполагает последовательную смену тренировочных программ, имеющих законченную форму и четкие границы начала и конца занятий по этим программам. Каждая такая программа, имеющая постоянную, соответствующую текущему функциональному состоянию клиента величину нагрузки, отличается от других в основном объемом и интенсивностью. Продолжительность каждого такого мезоцикла, во время которого ваш клиент занимается по одной программе и, соответственно, воздействует на соответствующие этой программе системы своего организма, как правило, составляет от двух до четырех месяцев. По окончании каждого мезоцикла следует недельный перерыв, во время которого клиент проводит лишь аэробные тренировки небольшого объема и низкого уровня интенсивности. Задача таких периодов — физическое и психическое восстановление организма, «самозалечивание» микротравм мышечной и соединительной ткани.
Динамика изменения нагрузки в рамках одного мезоцикла может выглядеть достаточно разнообразно. Самый распространенный вариант — линейное повышение нагрузки, происходящее в основном за счет увеличения веса отягощения. Спортсмен старается реализовать на практике принцип перегрузки, пытаясь на каждой тренировке увеличить вес отягощений. При этом, как справедливо отмечает в своей книге «Думай» Стюарт Мак Роберт, важна не столько скорость увеличения веса отягощений, сколько само наличие этой прогрессии. Поэтому видится разумным, при приближении к своему генетически заданному пределу в развитии силовых способностей, использовать для дополнительного отягощения штанги или гантелей диски как можно меньшего веса (т. н. разновески). Объем нагрузки при таком способе организации тренировок в рамках одного мезоцикла, как правило, не меняют.
Более эффективны схемы, при которых в рамках одного мезоцикла динамика изменения нагрузки имеет волнообразную форму, повышаясь в начале и середине цикла, выходя на пиковый уровень во второй половине и снижаясь к концу цикла. В этом случае мы избегаем состояний стрессовых ситуаций резкого сокращения или повышения нагрузок. Форма такого волнообразного изменения нагрузок может быть как плавной, с постепенным их уменьшением или снижением, так и ступенчатой, при которой идет смена микроциклов с нагрузкой разной величины. Во втором случае микроциклы могут быть продолжительностью от одной до трех недель и носить втягивающий, базовый, ударный или восстановительный характер. Следует отметить, что во время ударного микроцикла может наблюдаться как повышение уровня ведущей функции (на фоне, однако, накапливающегося переутомления организма в целом), так и ее снижение в результате проведения тренировочных занятий в состоянии недовосстановления. Такое состояние в течение ограниченного периода времени допустимо, однако вслед за ударным микроциклом должен обязательно следовать восстановительный микроцикл, сниженный уровень нагрузок во время которого позволит избавиться от этих негативных факторов.
Иногда организуют тренировочный процесс таким образом, чтобы, на фоне проведения тренировок по следующей тренировочной программе, оставить тренировочные
^ Часть 3. Силовая тренировка (тренировка с отягощениями)
Воздействия на фактор, доминирующий в предыдущем мезоцикле, сохраняя минимальный
уровень нагрузки, необходимый для его поддержания. Если это был фактор, развиваемый
высокоинтенсивными нагрузками, уровень тренировочных воздействий снижают,
увеличивая период отдыха между ними. Если это был фактор, развиваемый
высокообъемными низкоинтенсивными нагрузками, уровень тренировочных воздействий
снижают, снижая их объем.
Вторая методика предполагает использование укороченного макроцикла с постепенным, от занятия к занятию, изменением характера нагрузки без четкого разделения на законченные по форме и продолжительности мезоциклы (рис. 15). Характер нагрузки при таком способе организации тренировочного процесса меняется путем линейного увеличения интенсивности и уменьшения объема. Такой метод периодизации достаточно давно используется, например, в пауэрлифтинге. Одним из примеров циклирования нагрузки, использующимся в этом виде спорта, мы и проиллюстрируем этот метод.
Рис.15
В табл. 3 приводится схема организации тренировочных занятий, при котором каждое соревновательное движение (жим лежа, приседания и становая тяга) прорабатывается один раз в неделю. Иногда в дополнительный, четвертый день добавляется тренировка жима лежа с небольшой нагрузкой.
Вес отягощения дан в процентах от 1ПМ (один повторный максимум — максимальный вес, с которым спортсмен может сделать одно повторение). Разминочные подходы, а также вспомогательные упражнения опущены.
Таблица 3
| Недели | Вес отягощения | Подходы | Повторения |
1 | 70% | 2 | 10 |
2 | 70% | 2 | 10 |
3 | 73% | 2 | 8 |
4 | 76% | 2 | 8 |
5 | 79% | 2 | 5 |
6 | 82% | 2 | 5 |
7 | 85% | 2 | 5 |
8 | 88% | 2 | 5 |
9 | 91% | 2 | 3 |
10 | 94% | 2 | 3 |
11 | 97% | 2 | 2 |
12 | 100% | 2 | 2 |
13 | 104% | 1 | 1 |
14 | 107%- 111% | 1 | 1 |
53
^ Теория и методика фитнес-тренировки
Как мы видим, макроцикл, ставящий своей задачей повышение силовых способностей для преодоления максимального веса в одном повторении конкретного упражнения, достаточно короток, его продолжительность составляет четырнадцать недель. Четкого разделения на мезоциклы нет, а нагрузка постепенно меняет свой характер путем увеличения интенсивности и уменьшения объема. В каждом тренировочном занятии нагрузка характеризуется разным объемом и интенсивностью. Соответственно, согласно принципу специфичности, переносится акцент в воздействии с одних на другие структуры организма, обеспечивающие повышение силовых способностей. В большей степени направленность на увеличении силы за счет гипертрофии скелетной мускулатуры (преимущественно по миофибриллярному пути) в начале макроцикла меняется на развитие силы за счет внутримышечных координационных факторов (количество и частота импульсации, синхронность вовлекаемых в работу двигательных единиц) к его концу.
Следует заметить, что увеличение интенсивности нагрузки на протяжении макроцикла обеспечивается не только увеличением величины отягощения, но и постепенным приближением к состоянию «отказа» при выполнении последнего повторения в подходе. Увеличивается как внешняя, так и внутренняя интенсивность. Для преодоления отягощения в указанном количестве повторений в начале цикла спортсмену достаточно прилагать весьма умеренные усилия, что позволяет «оставлять про запас» еще два — три повторения. Постепенно повышение величины отягощения ставит перед спортсменом задачу приложения все большего и большего усилия для его преодоления. К концу цикла необходимость выполнить упражнение с указанным количеством повторений заставляет его проявлять свои психофизические способности в максимальной степени.
Еще раз обратите внимание на следующий факт: в начале такого макроцикла, согласно принципу обратимости, уровень развиваемой функции может несколько снизиться (вследствие значительного снижения нагрузок), однако не исключено, что именно эта детренированность и является стимулом дальнейшего прогресса. Как говорится: «один шаг назад, два шага вперед». Мы как бы отходим назад, чтобы, разбежавшись, преодолеть препятствие.
Подобный метод периодизации тренировочного процесса весьма продуктивен и для решения задач в области фитнеса и бодибилдинга. Задача развития силовых способностей за счет координационных групп факторов отходит на второй план, актуальной становится задача гипертрофии скелетной мускулатуры за счет как можно более широкого диапазона факторов. В соответствии с этой задачей меняется характер тренировочного воздействия. Диапазон изменения, например, повторений в подходе видится разумным оставлять в пределах от 15-20 до 5-6. Кроме величины отягощения и количества повторений в подходе изменять объем и интенсивность нагрузки можно также изменением количества рабочих подходов, а также количества тренировочных занятий, направленных на развитие одной мышечной группы в недельном периоде.
Примером подобной организации тренировочного процесса, направленного на увеличение объема мышечной массы, служит тренировочная программа, приведенная Стюартом Мак Робертом в своей книге «Думай!». Обратимся к автору:
… Возьмем для примера приседания и допустим, что перед тем, как взять в руки эту книгу, вы добрались до веса в 105 кг при шести повторениях. Для начала цикла выберем вес 80 кг (примерно 75% *) и сделаем два сета по 10 повторений, хотя вы, конечно, могли бы намного увеличить количество повторений без особого труда. Помните: цикл должен начинаться с заведомо небольших нагрузок, потом они будут увеличиваться, пока не вырастут до рекордных (это произойдет через несколько недель), потом наступит перерыв, а потом цикл можно будет повторить, причем не обязательно в том же варианте.
* Вес дан в процентах от 6ПМ, т. е. от максимального веса, с которым спортсмен может выполнить шесть повторений. (Прим. ред.)
Часть 3. Силовая тренировка (тренировка с отягощениями)
Для начала, поскольку нагрузка невелика, тренировки можно проводить дважды в неделю. Потом частота тренировок снизится до трех в каждые две недели. Если это для вас много и вы не успеваете восстановиться между тренировками, начните с трех посещений спортзала за две недели, а после шестой недели перейдите к одной тренировке в неделю.
Вот примерная программа (вес штанги указан в кг):
1-я неделя: пон. 80, 2×10; пяти. 82, 2×10
2-я неделя: пон. 84, 2×10; пяти. 86, 2×10
3-я неделя: пон. 88, 2×10; пятн. 90, 2×10
4-я неделя: пон. 92, 2×10; пятн. 94, 1×10, 1×8
Теперь сеты выполнять труднее.
5-я неделя: пон. 96, 1×10; пятн. 98, 1×10
Остался только один сет.
6-я неделя: пон. 100, 1×10; пятн. 102, 1×10
Частота тренировок становится в полтора раза меньше.
7-я неделя: ср. 104, 1×10
8-я неделя: пон. 106, 1×9; пятн. 108, 1×9
9-я неделя: ср. ПО, 1×9
10-я неделя: пон. 112, 1×8; пятн. 114, 1×8
11-я неделя: ср. 116, 1×7
Частота уменьшается до одного раза в неделю.
12-я неделя: ср. 118, 1×6
13-я неделя: ср. 120, 1×6
14-я неделя: ср. 122, 1×5
Продолжительность данного макроцикла также составляет четырнадцать недель, однако следует понимать, что эти примеры даны для иллюстрации построения периодизации тренировочного процесса с постепенным изменением характера тренировочной нагрузки и не имеют абсолютного характера. Мы не ставим своей задачей давать конкретные рекомендации, тренировочные программы будут разрабатываться вами применительно к вашим конкретным клиентам на основе оценки их индивидуальных особенностей.
Еще раз обращаем ваше внимание на то, что сама величина тренировочной нагрузки на организм повышается достаточно медленно и постепенно, повышение интенсивности нагрузки сопровождается соответствующим понижением ее объема. Это правило необходимо соблюдать при любой организации тренировочного процесса. Достаточно часто можно видеть ошибку, при которой спортсмены или тренеры, переходя к высокообъемной тренировочной программе, снижая величину отягощения и увеличивая количество повторений, подходов и упражнений, забывают снизить «внешнюю» и «внутреннюю» интенсивность, продолжая выполнять «отказные» повторения, прилагая для этого колоссальные психофизические усилия. Тренировка увеличивается в объеме, сохраняя достаточно высокий уровень интенсивности, и по своей величине перестает соответствовать функциональному состоянию организма спортсмена. С этой ошибкой связана достаточно частая ситуация, когда при переходе к такой тренировочной программе спортсмен начинает терять мышечные объемы (т. е. начинает каждое последующее тренировочное занятие в период недовосстановления), делая неверный вывод о том, что высокообъемный тренинг неэффективен. Повторим, что нет однозначно эффективных и неэффективных тренировочных методик. Каждая тренировочная программа, характеризующаяся своими объемом, интенсивностью или характером упражнений, воздействуя на специфичные ей структуры и функции организма, будет эффективной (ограниченный период времени!) при условии соответствия величины нагрузки состоянию организма человека и соблюдения принципа перегрузки.
Часть 4. Аэробная тренировка
Аэробная тренировка
Аэробная тренировка представляет собой совокупность видов двигательной активности, необходимых для повышения аэробных способностей организма человека.
Задачи аэробной тренировки
Положительные изменения, вызванные аэробной тренировкой, в значительной степени определяют здоровье человека, состояние систем кровообращения, дыхания, крови, нервно-мышечной системы.
Эти изменения (табл. 4) обусловлены разнообразными адаптационными реакциями на
аэробную нагрузку. Повышение скорости утилизации жира, снижение периферического
сопротивления сосудов и увеличение максимального потребления кислорода способствуют
снижению риска заболеваний сердечно-сосудистой системы. Это происходит за счет
снижения таких факторов риска, как ожирение, гипертония, повышенный уровень
триглицеридов и липопротеинов низкой плотности.
Здоровая сердечно-сосудистая система — это нечто большее, чем просто обретение хорошей аэробной формы. Это состояние сердечной мышцы, ее кровеносных сосудов и системы циркуляции крови. Аэробные упражнения доказали свою эффективность в восстановлении организма после сердечных и легочных заболеваний, лечении расстройства сна, диабета, предродовых и послеродовых осложнений, почечных расстройств, устранении стресса и повышенной возбудимости.
Наряду со всем вышеперечисленным, аэробная тренировка служит основой для других фитнес-программ. Здоровое сердце, легкие, кровеносные сосуды, развитие аэробной выносливости, повышение функциональных резервов организма и здоровья человека в целом — основные компоненты безопасности и хорошего выполнения любых тренировочных программ. Клиенты с хорошим уровнем развития сердечно-сосудистой системы, как правило, демонстрируют большую выносливость и запас жизненных сил, что выражается в меньшей утомляемости и значительно более низкой вероятности получения травм.
Таблица 4
Положительные изменения в организме человека, вызванные аэробной тренировкой
57
Теория и методика фитнес-тренировки
Источник: пособие по назначению и проведению тестирования ACSM (Американский колледж спортивной медицины).
Все вышеперечисленные изменения в организме человека связаны с повышением его
аэробной выносливости. Остановимся на понятии выносливость подробнее.
Выносливость
Выносливость — способность к длительному выполнению какой-либо работы без снижения ее эффективности.
Выносливость проявляется в двух основных формах:
Специальная выносливость — это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида двигательной активности. Специальная выносливость — сложное физическое качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных ее компонентов. Специальная выносливость специфична.
Выделяют несколько видов проявления специальной выносливости:
Эти виды выносливости больше интересуют практиков из большого спорта. Мы же обратим более пристальное внимание на т. н. общую выносливость.
«Под общей выносливостью понимается совокупность функциональных
возможностей организма, составляющих неспецифическую основу проявления
работоспособности в различных видах деятельности. Основными компонентами общей
выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения,
функциональная и биомеханическая экономизация» (1).
^ Аэробные способности, как один из компонентов общей выносливости, относительно малоспецифичны и мало зависят от вида выполняемых упражнений. Поэтому, если вы в беге или плавании сумели повысить свои аэробные возможности, то это скажется и на выполнении упражнений в других видах аэробной деятельности, например в лыжах, гребле,
Характеристика двигательных навыков . Обучение штурмовому бою ГРОМ представляет собой процесс овладения целой системой двигательных навыков и широким спектром специализированных качеств и умений. Двигательные навыки в штурмовом бою ГРОМ отличаются рядом особенностей, определяемых специфическим характером штурмового боя ГРОМ. Число возможных сочетаний различных атакующих, контратакующих и защитных действий может быть, в принципе, неограниченным. При начальной подготовке разучиваются основные приемы, составляющие так называемую «школу» штурмового боя ГРОМ. По мере дальнейшего совершенствования расширяется технический арсенал приемов, их вариативность и комбинаторика. Искусство ведения боя, богатство тактических замыслов, комбинаций и эффективность их осуществления во многом определяется уровнем и разносторонностью технической подготовленности.
Для успешного ведения боя от бойца требуется большая быстрота и точность движений, высокий уровень управления своим телом. Выбирая момент для атаки в незащищенную или открывающуюся на короткое время уязвимую область на теле противника, боец должен умело управлять быстротой своих действий в точном согласовании с движениями противника. Умение управлять скоростью и ритмом своих действий, согласовывать их с действиями противника, в необходимых случаях внезапно менять их – важные показатели мастерства бойца.
Требования быстроты и точности в выполнении приемов штурмового боя ГРОМ вызывают необходимость тщательного освоения их основных элементов. На первой стадии обучения тщательная отработка основных приемов, достижение структурной правильности и согласованности в их выполнении составляют основное содержание занятий. В результате многократного повторения приемов, в начале в виде имитационных упражнений, а затем в парах и обусловленных взаимодействиях с партнером, достигается определенная правильность и стабильность движений в выполнении, как всего приема, так и его отдельных ведущих элементов.
Двигательная деятельность бойца в бою связана с непрерывным реагированием на действия противника. Внезапные передвижения противника, обманные действия и реальные попытки нападения являются теми сигналами, в ответ на которые боец предпринимает свои попытки проведения того или иного вида атаки, контратаки или защиты. Для правильной оценки намерений противника и своевременного применения того или иного действия необходимо обладать хорошо развитой способностью к ориентировке в быстро меняющейся обстановке боя.
Ориентировка бойца в такой динамичной обстановке происходит на основе пространственно-временных и кинестезических восприятий и быстрой их переработки. Безошибочная оценка расстояния до противника в каждый момент боя, предвосхищение положений и движений его рук и ног, участков поражаемой поверхности являются абсолютно необходимыми условиями успешного применения любого действия штурмового боя ГРОМ.
В основе механизма пространственно-временных предвосхищений, необходимых для успешных действий в бою, лежит высокий уровень развития таких специализированных качеств бойца как «чувство дистанции», быстрота и точность зрительно-двигательных и тактильно-двигательных реакций, «чувство времени», «чувство удара».
Эти качества в сочетании с технико-тактическим мастерством и составляют специфическое «чувство боя», характерное для бойца высокого класса.
Одна из особенностей двигательной деятельности бойца состоит в том, что она проходит в условиях активного тактического мышления. Мышление в бою всегда оперативно, так как оно направлено на решение конкретных и внезапно возникающих двигательных задач. Для успешного ведения боя боец должен не только умело использовать нередко случайно возникший выгодный момент, но и обладать способностью преднамеренно создавать эти выгодные моменты. Создание таких моментов на основе оперативного мышления является основной линией поведения бойца в поединке. Но противник, также активно действуя, ставит перед собой аналогичные задачи, поэтому в ходе поединка всегда завязывается психологически напряженная борьба замыслов и намерений. Умение в этой борьбе разгадать планы противника, навязать ему свою манеру боя, подчинить своим замыслам – все это неотъемлемые качества мастерства бойца.
Необходимость при обучении штурмовому бою ГРОМ не только овладения техникой приемов, но и развития широкого комплекса специальных двигательных качеств и тактических способностей значительно осложняет процесс обучения и требует соблюдения определенной последовательности при его проведении.
Овладение техникой штурмового боя ГРОМ, развитие специальных двигательных качеств, формирование тактических способностей, волевая подготовка должны осуществляться в процессе обучения в тесной взаимосвязи. В то же время удельный вес и соотношение отдельных средств подготовки – физической, технической, тактической, психологической – на различных этапах обучения неодинаковы. В зависимости от конкретных задач каждого этапа одни виды подготовки могут выступать в качестве ведущих, другие – вспомогательных или сопутствующих.
На начальном этапе обучения основным содержанием занятий является изучение и совершенствования техники выполнения основных приемов штурмового боя ГРОМ. Но уже на этом этапе вместе с овладением техникой должны прививаться и начальные тактические навыки. По мере совершенствования техники изучаемых приемов тактические навыки в большей степени начинают выступать как средства решения разнообразных тактических задач в штурмовом бою ГРОМ с различными партнерами. В учебно-тренировочный процесс все больше включается боевая практика в целях формирования тактических и волевых качеств, необходимых для успешного ведения поединков.
Таким образом, основы методики обучения в штурмовом бою ГРОМ состоят в последовательном разучивании приемов в упрощенных условиях и в дальнейшем их совершенствовании с партнером или тренером. Одновременно должна постепенно возрастать и усложняться практика применения боевых действий в тренировочных и соревновательных боях с различными противниками. Эти основы определяют как стандартную последовательность обучения отдельному приему, так и общую последовательность подготовки бойца от начинающего до мастера.
Обучение штурмовому бою ГРОМ начинают с овладения основными положениями бойца. В этот раздел подготовки входит изучение компоновки тела, пассивной защиты, передвижений, изучение положений при захватах в клинче, общее понятие о боевых дистанциях.
В начале, каждый из этих технических элементов разучивают в отдельности. По мере освоения отдельных движений и приобретения правильных навыков их выполнения переходят к их совершенствованию в различных сочетаниях. Основное внимание уделяют систематической тренировке в передвижениях. Такая тренировка широко сочетается с другими упражнениями, направленными на развитие основных двигательных качеств. По мере овладения техникой основных положений бойца, переходят к изучению ударов локтями, коленями, головой и защит от них. Сначала удары отрабатываются как имитационные упражнения на месте и в передвижении. На этом этапе обращают основное внимание на выработку правильной координации движений рук, ног и туловища. Добившись в основе правильного выполнения ударов на месте и в передвижении, переходят к освоению ударов в парах с партнером или тренером. В начале, удары выполняются на месте при неподвижном положении партнера, затем – в сочетании с передвижениями и выбором момента для нанесения удара в зависимости от дистанции и действий партнера. Параллельно с разучиванием ударов обучают и основным защитам от них.
Не следует стремиться к тому, чтобы боец обязательно достигал совершенства в технике выполнения изучаемого приема. Излишняя тщательность в отработке приемов на начальном этапе обучения приведет к неоправданной задержке в формировании тактических способностей и боевых качеств бойца.
Как только координация в выполнении основных ударов будет усвоена правильно, следует переходить к овладению техникой ударов кулаками и ногами. Постепенно в занятия все больше включаются упражнения с тактическими задачами, которые перерастают в учебные бои по заданию.
Последовательное обучение не предполагает изолированного перехода от одного рода действий к другому. В каждом занятии имеет место закрепление и совершенствование известных приемов и действий, сочетание уже известного материала с новым или изучение новых вариантов уже известных приемов.
1. Что требуется от бойца для успешного ведения боя?
2. Что лежит в основе механизма пространственно-временных предвосхищений, необходимых для успешных действий в бою?
3. Что на начальном этапе обучения штурмовому бою ГРОМ является основным содержанием занятий?
4. Показать процесс обучения отдельному приему в штурмовом бою ГРОМ.
5. Какими последовательными стадиями охарактеризована динамика формирования навыков?
Процесс обучения отдельному приему в штурмовом бою ГРОМ можно условно разделить на четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа:
1. Понять прием.
2. Разучить прием.
3. Закрепить прием.
4. Научиться применять прием в условиях реального поединка.
Соответственно этим этапам обучения происходит и образование двигательных навыков бойца. Динамика формирования навыков может быть охарактеризована тремя последовательными стадиями.
Первая стадия характеризуется овладением основной структурой движения.
Вторая стадия характеризуется автоматизацией навыка. На этой стадии приобретается способность к свободному выполнению приема в стандартных условиях.
Третья стадия характеризуется приобретением способности к свободному и точному выполнению приема в нестандартных условиях изменения обстановки в учебно-тренировочных занятиях или в реальном бою. На этой стадии приобретается важнейшее качество, обуславливающее мастерство бойца – гибкость навыка.
Овладение основной структурой движения достигается на первых двух этапах обучения приему, в которых происходит создание правильного представления о приеме и его разучивание.
Эта стадия образования навыка в начале обучения характеризуется большой напряженностью, общей скованностью движений, наличием лишних и ненужных движений. В деятельное состояние вовлекается значительно большее количество мышц, чем это нужно для выполнения разучиваемого приема.
В следующей стадии образования навыка – стадии его автоматизации – происходит закрепление навыка путем его многократных повторений. В процессе его повторения движения делаются постепенно все более координированными, лишние – устраняются. Появляется свобода движений и способность к четкому реагированию на определенный раздражитель – обусловленное действие партнера или тренера.
В коре больших полушарий головного мозга этой стадии соответствует процесс установления прочных условно-рефлекторных связей, образуется стойкий динамический стереотип двигательного навыка. Говоря о стереотипе навыка в штурмовом бою, следует учесть, что здесь имеется необходимость стереотипизации не только действия, а основных элементов техники, составляющих это действие бойца. Умение соединять отдельные приемы в различные боевые действия представляет решающий момент в последнем этапе обучения приему. Этот этап наиболее длителен и решает задачу совершенствования, что соответствует третьей стадии формирования двигательного навыка, в которой происходит развитие гибкости навыка.
Так как каждый противник имеет свои специфические особенности, в самообороне не существует одинаковых условий для каждого боя. Поэтому особенно важно обладать способностью вариативного выполнения каждого изученного приема. Тщательно отработанные основные навыки должны соединяться в самых разнообразных сочетаниях в сложные боевые действия. И для того, чтобы центральная нервная система могла осуществлять эту интеграцию, нужны систематические специальные упражнения и тренировка. Специальная тренировка выполнения приемов штурмового боя ГРОМ должна проходить в постоянно изменяющихся условиях, с разной скоростью, с переменой ритма в отдельных звеньях или во всем двигательном акте. Развитие способности к быстрому переключению от одних движений к другим, от одной скорости к другой, обусловлено подвижностью основных первичных процессов – возбуждения и торможения. Поэтому необходимо развивать способность к быстрой смене процессов возбуждения и торможения в двигательной зоне коры больших полушарий головного мозга.
Самые большие трудности в изучении приемов штурмового боя ГРОМ возникают на начальном этапе занятий. После того, как боец овладеет самыми основными приемами штурмового боя ГРОМ и у него появится элементарный запас двигательных навыков, образование новых навыков будет происходить значительно быстрее. Освоение новых приемов будет происходить на частичном использовании ранее образовавшихся временных связей, так как для нервной системы характерно свойство пластичности, что позволяет бойцу на основе старых навыков формировать новые, более совершенные по координации. Если для овладения новыми приемами в начале обучения необходимо большее количество опробований и многократных повторений в стандартных условиях, то на следующем этапе обучения способность к образованию новых двигательных навыков повышается на основе имеющихся уже сходных навыков.
Важно отметить, что способность к образованию новых двигательных навыков, переделке и приспособлению старых навыков к новым условиям деятельности, может успешно проявляться только на базе прочного освоения основной техники штурмового боя ГРОМ, составляющей фундамент для дальнейшего совершенствования бойца.
Первый этап обучения – создание представления о приеме. На этом этапе необходимо создать первое общее представление о приеме, о структуре движений, характере действий. Причем очень важно, чтобы прием воспринимался как целостный двигательный акт.
Второй этап обучения – разучивание приема. Сначала прием выполняется для опробования и проверки правильности созданного мысленного представления о нем. Для уточнения деталей приема и создания более точных ощущений вначале прием выполняется медленно. Если возникают сложности, прием можно выполнять с разделением на элементы. Время выполнения приема с разделением на элементы зависит от сложности приема и быстроты освоения, но оно не должно быть длительным, чтобы не вызывать разрыва в представлении о приеме как о целостном двигательном акте. Затем прием выполняется в целом сначала медленно, и потом, постепенно убыстряя в темпе, приближенном к боевому. Для проверки правильности движений используется самоконтроль, наблюдение за выполнением в зеркало, наблюдение и помощь партнера.
В процессе разучивания приема создаются мышечно-осязательные представления о правильном выполнении, осознаются основные компоненты и первоначальные проприоцептивные ощущения, происходит образование координационных связей, необходимых для данного движения.
В первой стадии формирования двигательного навыка происходит становление основной структуры выполнения приема, которая, в дальнейшем, закрепляется и совершенствуется, и именно поэтому очень важно создание представления о его структуре с самого начала обучения. Однако способность правильно воспроизводить разучиваемый прием еще не означает овладение навыком. Это осуществляется в следующей стадии закрепления навыка.
Третий этап обучения – закрепление навыка – происходит в систематических повторных выполнениях, в которых постепенно приобретается свобода, экономичность и легкость движений. Постепенно темп выполнения приближается к максимальному – боевому. Лучшей формой проведения упражнений для закрепления навыков являются упражнения в парах.
Сначала прием выполняется в легких условиях (замедленный темп, фиксированная дистанция), по мере усвоения условия усложняются. Усложнение условий выполнения достигается добавлением передвижений, изменением дистанции, усилением активности партнера и другими факторами. Дальше прием может выполняться с продолжением действий, с развитием их в условный бой с использованием ранее изученных приемов. Закрепление навыков в условиях боя производится сначала в замедленном темпе, который постепенно нарастает.
Четвертый этап обучения – совершенствование приобретенного навыка. На этом этапе достигается убыстрение, уточнение, гибкость навыка.
При изучении приемов штурмового боя ГРОМ следует учитывать следующий фактор. С одной стороны, навык в выполнении приема должен быть предельно автоматизирован, а для этого необходимы многократные повторения приема в одинаковых условиях. С другой стороны, бойцу постоянно приходится сталкиваться с изменением условий, как в тренировочных, так и в реальных боях. Соответственно автоматизированное, стандартное выполнение приема может отрицательно сказаться на возможностях вариативного выполнения приемов и боевых действий в условиях боя, где боевые ситуации постоянно изменяются.
Поэтому в процессе совершенствования приема необходимо постоянно изменять условия его применения и не заниматься длительным механическим повторением в одних и тех же условиях. После достижения автоматизма в выполнении приема переходят к сочетаниям его с другими приемами, переключению с одного вида действий на другие, от нападения к защите, от защиты к контратакам. Также необходимо отметить, что развитие и совершенствование навыка в отдельном приеме штурмового боя ГРОМ происходят не изолированно в соответствии с разделением на четыре этапа. Уже первая стадия имеет элементы закрепления и совершенствования, поскольку в ней есть повторения, изменения ритма и другие варианты выполнения. В закреплении навыка имеются все элементы совершенствования, вместе с тем здесь происходит и разучивание новых вариантов, уточняются детали.
В изучении техники штурмового боя ГРОМ большую роль играют три момента:
1. Осмысливание приемов.
2. Самоконтроль за их выполнением.
3. Исправление ошибок.
Осмысливание приемов является непременным условием успешного формирования двигательных навыков. В процессе осмысливания происходит возбуждение соответствующих двигательных центров, создается необходимая психическая настройка на выполнение определенной работы. Понимание структуры приема и его деталей развивает способность к самоконтролю за выполнением приемов. Самоконтроль за выполнением приемов способствует более быстрому формированию правильных навыков и предупреждает появление грубых ошибок. Самоконтроль возможен при условии хорошо развитого чувства движения и полном понимании смысла и структуры приема.
Способность к самоконтролю следует постепенно и настойчиво развивать. Для этого применяют следующие методические приемы:
– выполнение приемов с разделением на составные элементы;
– чередование быстрого выполнения приема с замедленным;
– специально замедленное выполнение;
– остановки движения с фиксацией различных его моментов для лучшего разбора и ощущения;
– выполнение частей движения с заданной скоростью;
– выполнение перед зеркалом; выполнение под наблюдением партнера и наблюдение за партнером.
Использование этих методов поможет развитию у бойца критического мышления, повышению наблюдательности и требовательности к себе, увеличит способность к анализу движений, разовьет интерес к техническому совершенствованию.
Исправление ошибок. Ошибками называют отклонения, нарушающие механизм движения, искажающие его структуру, своевременность и целесообразность действий.
Все ошибки по специальному признаку штурмового боя ГРОМ можно разделить на технические и тактические, по физиологическому признаку – на автоматизированные и неавтоматизированные, и по биомеханическому – на локальные и цепные.
Технические ошибки нарушают основную правильность движений, искажают элементы движения. Это ошибки в координации движений. Даже при тактическом преодолении противника они могут помешать достижению победы, так как их результатом являются малоэффективные удары или защиты.
Тактические ошибки выражаются в несоответствии боевых действий бойца действиям своего противника.
Автоматизированные ошибки возникают в результате многократных повторений неправильных движений, в процессе которых вырабатывается стереотип неправильного двигательного навыка. Автоматизированные ошибки исправляются со значительными трудностями, а в ряде случаев остаются навсегда.
Исправление этих ошибок требует логики образовавшегося неправильного навыка и погашения установившихся рефлексов.
Неавтоматизированные ошибки чаще всего возникают на начальном этапе обучения и представляют собой неизбежное явление, обусловленное неподготовленностью нервно-мышечного аппарата и психики к выполнению новых необычных движений.
Они связаны с недостаточностью контроля со стороны двигательных анализаторов в работе по установлению сложных условно-рефлекторных связей, или другими словами в выработке новых координации. При встрече с новым движением, до установления навыка, в нервной системе идет деятельная работа, связанная с необходимостью наладить правильные взаимоотношения частей тела и органов. Совершенные координации возникают только в результате этой борьбы. И пока идет обучение, возникновение ряда ошибок представляет собой неизбежное явление. При отсутствии должного внимания к ним, они могут стать автоматизированными и будут представлять большую помеху в развитии мастерства бойца.
Приветствую, Вас, уважаемые читатели! Нередко посетители тренажерных залов думают, что достаточно просто поднимать тяжести и сами собой. Если бы все было так, а не иначе, то профессиональному спортсмену не требовалась бы целая команда тренеров, методистов и ученых.
Теоретические основы спортивной тренировки зародились более 2000 лет назад, когда в Греции стали проводить спортивные состязания, называемые Олимпийскими играми. К этому времени принадлежат трактаты древнегреческих ученых, в которых уже тогда обсуждались методы спортивной тренировки атлетов.
Тренировка не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Ведь она представляет собой не только набор упражнений и определенную программу их выполнения. В основу плодотворного тренинга также входит теоретическая и психологическая подготовка, принцип индивидуализации нагрузки и подстройка тренировочного процесса под конкретные цели.
Даже составив себе хорошую программу упражнений, вы столкнетесь с понятием методов спортивной тренировки. Они, по сути, определяют то, в какой манере вы проведете свою тренировку.
Современные методы, в отличие от древнегреческих, приобрели более оформленный вид. С их классификацией я вас сейчас и ознакомлю.
Тренер спортсмена должен сперва объяснить атлету цель и задачи тренинга. Обсудить моменты, связанные с техникой выполнения упражнений, стилем выполнения движений и проанализировать уже достигнутые результаты. При необходимости смотивировать спортсмена к предстоящей тренировке.
Такие взаимоотношения должны присутствовать не только в профессиональном спорте, но и в обычных фитнес центрах, между персональным тренером и его клиентом.
Здесь справедливо выражение: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». К примеру, новичку в зале будет сложно объяснить технику выполнения упражнения. В таком случает тренеру стоит наглядно продемонстрировать правильную биомеханику движения.
И я каждый раз в своих статьях призываю вас к наглядным методам, когда прошу смотреть видео с правильной техникой выполнения упражнения.
Сюда входит освоение техники упражнения и методы развития физических качеств.
Освоение техники может проводиться путем дробления сложного движения на простые составные части и последовательной проработкой каждой части в отдельности. Но такие методы редко применяются в фитнесе и бодибилдинге.
Для железного спорта характерна проработка техники всего упражнения одним махом или замена базового движения на аналогичное в тренажере. Последний метод называется имитационным. Например, чтобы лучше понять движение штанги в приседаниях, можно сперва выполнить упражнение в тренажере Смита.
Методы развития физических качеств в свою очередь можно разделить на следующие.
В пример можно привести кардио тренировку. То есть непрерывную работу в течение определенного времени, направленную в основном на развитие аэробных качеств и выносливости для конкретного вида спорта. Причем важно то, что упражнение выполняется в постоянном ритме (медленном, среднем или быстром). Недостаток этого метода в быстрой адаптации организма к нагрузкам.
Здесь нагрузка может варьироваться в процессе выполнения упражнения, что сделает тренировку более интересной и разнообразной. Организм не сможет быстро адаптироваться к нагрузке, так как вы можете удивлять его на каждой тренировке.
Заключается в чередовании интервалов интенсивной работы и отдыха. Причем отдых строго оговорен. Примером может случить интервальное кардио, которое, как вы знаете, эффективно расходует калории, но в то же время рекомендуется только подготовленным атлетам. Отдых может длиться от 15 секунд до 3 минут, в зависимости от продолжительности интенсивной части упражнения.
Основной метод, который используют бодибилдеры. После выполнения определенного количества повторений следует отдых до восстановления. Время отдыха строго не регламентировано, но даже если оно определено, то этого времени достаточно для восполнения энергетических ресурсов. В других видах спорта такой метод применяется для моделирования соревновательных нагрузок.
Введение такого метода в свой тренировочный график позволит увеличить расход калорий и разнообразить тренировочный процесс. строгие промежутки работы и отдыха, индивидуализация нагрузки, последовательное задействование различных групп мышц.
Дает возможность развить спортивные навыки в процессе игры. Такой метод популярен почти во всех видах спорта и активно используется при подготовке к соревнованиям. Даже в бодибилдинге можно применить такой метод, но лишь в качестве разнообразия и не чаще чем 1 раз в месяц.
Если вы не догадались, как можно применить этот метод в зале, то подсказываю. Найдите партнера по тренировке, выберете упражнение и устройте состязание «лесенка». Выберете определенный вес снаряда и выполняйте упражнение по очереди, с каждым разом увеличивая число повторений. Проиграет тот, кто первым не сможет выполнить необходимое число повторов.
При подготовке к соревнованиям нужно дать организму нагрузку близкую к соревновательной. Это вызывает серьезные сдвиги в различных системах организма и стимулирует его адаптационные ресурсы. А также может служить контрольным методом уровня подготовки спортсмена. Правила соревнований на тренировке можно изменять, чтобы акцентировать внимание на конкретных навыках.
Какой вывод можно сделать, друзья? Тренировка — комплексный и многогранный процесс, в ходе которого спортсмен , но и психологические качества. Многообразие методов является тому подтверждением.
А я на этом с вами прощаюсь. Учите теорию и применяйте её на практике. Не забывайте делиться статьями с друзьями. До скорых встреч!
Вконтакте
Охватывает множество аспектов, включая социальные, психологические и научные. Эти знания и учёт индивидуальности спортсмена, позволяют тренеру разрабатывать наиболее эффективные тренировочные программы. Спортивная тренировка – это не шаблонное повторение, а творческий процесс, объединяющий тренера и спортсмена. Объём знаний, который охватывает теория тренировок:
Ощефилософские законы. Безусловно, правильность процесса спортивной тренировки, определяется соблюдением основных всеобщих законов. Выделяются три базовых закона диалектики: 1. единства и борьбы противоположностей; 2. переход количества в качество; 3. отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость, примениельно к теории спортивной тренировки – утомление в ходе занятия(ухудшение качества, угнетение тренируемой функции), вызывает в последующем, в фазе восстановления — улучшение физического качества.
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Переход количества в принципиально новое качество может произойти: резко, одномоментно; незаметно, эволюционно.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: «эстафета поколений»; эволюция рода (дети — частично родители, но уже на новой ступени); ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых Отрицание старых форм новыми причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: развитие только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Примеры: организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
Развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Причинность наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
В современной спортивной практике существует противоречие специалистов по поводу главенства генетики и методики. Есть кто по-прежнему считает методику более важной составляющей воспитания спортсменов элитного класса. Реально же, в этом случае (воспитание спортсменов элитного класса) важна и методика и генетика. Наследственность является базой таланта, который раскрывается благодаря верной методике. В юном возрасте наследственный талант определяет успех, а с помощью методики из талантливых выращивают чемпионов. С уникальной генетикой и плохой методикой вероятность восхождения на международный уровень в том или ином спорте проблематична, но в то же время без соответствующей наследственности (во многом определяющей антропометрические и функциональные данные: рост, вес, максимальное потребление кислорода и т.д.) о спортсмене высшего класса говорить не приходится, даже с самой, что ни на есть современной методикой.
Тренировка Процесс систематического воздействия на организм спортсмена специально подобранных физических упражнений с целью повышения спортивной работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Правильно подобранная методика и рациональный режим Т. способствуют укреплению здоровья, формированию и совершенствованию двигательных навыков, развитию определенных физических и психических качеств, расширению функциональных возможностей организма.
Закон перегрузки и суперкомпенсации (адаптивные реакции организма на нагрузку) Основными компонентами Т. являются физическая, техническая, тактическая, морально-волевая подготовка спортсмена, для чего применяют различные средства и методы. Их выбор и сочетание, а также характер, объем и интенсивность используемых физических нагрузок, возможность участия в соревнованиях зависят от возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленности тренирующегося, задач и условий каждого этапа подготовки. У правильно тренирующихся отмечаются хорошее самочувствие, высокая работоспособность, желание тренироваться, хорошая переносимость нагрузок.
В ходе Т. постепенно развивается тренированность состояние, отражающее уровень подготовленности спортсмена. Тренированность характеризуется морфофункциональной перестройкой организма, совершенствованием механизмов регуляции, расширением функциональных возможностей, оптимизацией реакции на физические нагрузки, ускорением процессов восстановления. Нарастание тренированности выявляют в процессе специальных наблюдений тренеров, а также при комплексном медицинском обследовании в условиях мышечного покоя, при физических нагрузках, течении восстановительного периода Принцип прогрессивно возрастающей перегрузки – оптимальное совершенствование спортивной подготовки.
При несоответствии условий и режима Т., а также применяемых нагрузок возрасту и состоянию здоровья тренирующихся, при участии в Т. и соревнованиях спортсменов во время болезни или после нарушения режима могут возникнуть переутомление, перетренированность, перенапряжение. При этом ухудшается самочувствие, снижается адаптация к нагрузкам, общая и спортивная работоспособность, иногда развиваются различные, предпатологические и патологические состояния. Различные тренировочные нагрузки оказывают разное воздействие на восстановительные процессы организма спортсмена.
Единство педагогических и биологических аспектов спортивной тренировки Спортивная тренировка — процесс педагогический, воздействующий личность спортсмена, на его психическое и физическое состояние. Отправными положениями в деятельности тренера являются общие принципы педагогики, принципы теории и методики физического воспитания, а также специальные принципы теории спортивной тренировки. Опора на фундаментальные положения общей и спортивной педагогики позволяет упорядочить педагогическое содержание и воспитательную направленность спортивной тренировки, привести в систему ее мотивационное, социально-психологическое и психологическое обеспечение, сориентировать деятельность тренера на сотрудничество со спортсменом как с развивающейся творческой личностью.
В то же время спортивная тренировка в своем специфическом проявлении имеет ярко выраженную биологическую основу. Спортивное мастерство формируется на базе долговременной морфофункциональной адаптации его организма к тренировочным и соревновательным воздействиям. Преимущественно биологический аспект тренировки раскрывается в таких понятиях, как «работоспособность», «биоэнергетические возможности организма», «физическая нагрузка», «адаптация к физическим нагрузкам». Психолого-педагогические и биологические аспекты тренировки находятся в органической взаимосвязи. Это обязывает тренера глубоко понимать биологические механизмы и закономерности становления спортивного мастерства, осмысливать их в свете педагогических задач и социальной сущности спортивной деятельности. Эрик Туугууд в 2010 был признан лучшим тренером Норвегии. Туугууд не имеет тренерского образования, не считая самообразования, своего опыта и курсов для тренеров. Эрик по образованию молекулярный биолог, работает в Norwegian Petroleum, а в качестве хобби тренером.
Понятие о физической нагрузке и ее тренировочном эффекте Физическая нагрузка — это качественная и количественная мера тренировочных и соревновательных упражнений, вызывающих в организме спортсмена выраженные функциональные изменения и стимулирующих адаптационные процессы. Выделяют «внешнюю» (показатели объема, интенсивности упражнений и т.п.) и «внутреннюю» (реакция организма на выполненные упражнения) стороны нагрузки. Одна и та же задаваемая по внешним параметрам нагрузка вызывает различную реакцию организма в зависимости от состояния спортсмена и построения тренировки. Связь между задаваемой нагрузкой и состоянием спортсмена — центральный вопрос управления тренировочным процессом. В конечном итоге эффект тренировки зависит не от того, какие упражнения и в каком объеме выполнил спортсмен, а от того, какие изменения в организме вызвали эти упражнения. Принято выделять три разновидности тренировочного эффекта: срочный, отставленный, кумулятивный. Срочный тренировочный эффект — это текущая реакция организма на выполняемое упражнение (например, тренировочную серию 10х100 м) или состояние организма в первые мин восстановления после окончания нагрузки;
Отставленный тренировочный эффект — состояние организма, наблюдамое после нескольких тренировочных занятий; Кумулятивный (накопительный) тренировочный эффект — состояние организма, наблюдаемое после относительно законченного цикла тренировочных занятий, подчиненных решению конкретной задачи подготовки.
Срочный тренировочный эффект зависит от следующих пяти компонентов выполняемого упражнения: 1) продолжительности работы, 2) ее интенсивности, 3) числа повторений, 4) длительности пауз отдыха между повторениями, 5) характера отдыха. На отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты большое влияние оказывает организация нагрузок — их упорядоченность в рамках одного и нескольких занятий, соотношение периодов тренировочной работы и восстановления после работы.
Систематизировать нагрузки можно по разным основаниям Например, по глубине воздействия на различные функции организма тренировочные нагрузки делят на: 1) компенсаторные (способствуют восстановлению и более благоприятному и направленному течению процесса адаптации); 2) поддерживающие (закрепляют, сохраняют достигнутый уровень адаптационных перестроек в организме); 3) развивающие (стимулируют адаптационные процессы соответственно новому уровню требований); 4) истощающие (заметно превышают порог адаптации и способны привести к перенапряжению тренируемой функции и перетренировке).
Общепринятые объёмы тренировок в норвежской подготовке лыжников по возрастным категориям: летние – 250 часов летние – 300 часов 16 лет – 380 часов летние в зависимости от действительного биологического возраста – часов 19 летние – 530 часов 20 летние – 580 часов 22 летние – 650 часов 25 летние – 750 часов Элитные спортсмены около 1000 часов. В обёмах учитывается непосредственная нагрузка, без времени разминок и заминок. (Данные главного тренера Норвегии по лыжным гонкам Росте, с тренерского семинара за 2006).
Адаптация к физическим нагрузкам По современным представлениям, в основе развития специальной работоспособности спортсмена лежит биологический механизм долговременной индивидуальной адаптации специфического приспособлении организма к физическим нагрузкам в условиях спортивной деятельности. Адаптация представляет реакцию целостного организма, направленную на: 1) обеспечение интенсивной мышечной деятельности спортсмена; 2) поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма (гомеостаза) и повышение его защитных свойств.
Принцип интенсивности 80/20 Почему именно принцип 80/20 является предопределяющим для развития экстраординарной физической работоспособности? Сейчас одной из горячих тем в исследованиях является экспрессия генов, при тех или иных нагрузках. Испанские специалисты подкинули мысль о том, что в ходе эволюции человек главным образом добывал себе пропитание посредством собирания подножного корма: ягод, грибов ит.д (80%) то есть длительно находясь в зоне умеренной интенсивности и охотой (20%) пребывая в зоне высокой интенсивности. Таким образом матушка природа заложила свой код в гены, которые экспрессируются оптимальным образом именно в подобном сочетании. (выход на генетически заданный уровень развития физических качеств).
Зоны интенсивности. Классификация тяжести физической нагрузки по зонам интенсивности. Существует ряд способов классификации физической нагрузки по так называемым зонам интенсивности. В некоторых случаях, границы зон устанавливаются без особой на то подоплеки, однако более целесообразно это делать основываясь на физиологических измерениях. Если классифицировать тяжесть циклической нагрузки опираясь исключительно на физиологические параметры, то можно выделить три основные зоны и супермаксимальную
Вторая зона, смешанная, находится выше аэробного порога (первого вентиляторного порога), но ниже анаэробного (второго вентиляторного порога). Энергообеспечение на этой интенсивности обеспечивается как посредством окисления жирных кислот так и с прогрессивным увеличением окислением углеводов. В диапазоне интенсивности второй зоны, концентрация лактата достигает уровня 2-4 ммол/л. Третья зона лежит в промежутке между уровнем анаэробного порога и величины максимального потребления кислорода МПК. Третья зона является зоной высокоинтенсивной физической нагрузки, где основным источником энергии являются углеводы получаемые посредством расщепления гликогена. Соревновательная деятельность по своей интенсивности близка к третьей зоне. У квалифицированных профессиональных спортсменов высокой квалификации около 20% от объема всей тренировочной нагрузки протекает в третьей зоне. Супермаксимальная нагрузка, лежит за пределами величины МПК где преобладает анаэробный механизм энергообеспечения. Эта интенсивность приближена к максимальной возможной, и может поддерживаться спортсменом относительно короткое время. Первая зона это– аэробная зона, которая находится на уровне аэробного порога и ниже. Верхней границей этой зоны является первый лактатный порог (LT1), которому соответствует концентрация лактата в 2 ммол/л. Как правило именно в этом диапазоне интенсивности проводят львиную долю нагрузки высококвалифицированные спортсмены в видах спорта на выносливость. Энергия, при нагрузке в этой зоне, извлекается в основном посредством окисления жирных кислот. Спортсмены работая в этой зоне развивают способность организма эффективно использовать жирные кислоты в качестве источника энергии, что повышает их работоспособность.
Зона номер 4 и 5 лежат выше анаэробного порога и имеют узкие диапазоны. Эти зоны принято называть зоной средней и высокой тяжести. Все что находится выше интенсивности уровня МПК- находится в супермаксимальной анаэробной зоне. С этой интенсивностью делаются ускорения небольшой длительности, а долгое пребывание в этой зоне приводит к утомлению или худшем случае переутомлению. Классификация тяжести физической нагрузки необходима для более точного анализа подготовки спортсмена. С ростом популярности разных видов спорта и их становления как профессиональных дисциплин, потребность в анализе и скрупулезном подходе подразумевают под собой наличие систематизированности подготовки в чем и помогают вышеприведенные таблицы. На рисунке видно, что зона на уровне, и ниже аэробного порога подразделяется на две подзоны 1 и 2 соответственно. Зону номер один принято называть восстановительной и зону номер два умеренной. Как правило в умеренной зоне проводятся длительные тренировки. Смешанная зона, 3 зона по интенсивности относится к легкой тяжести.
Специфические и неспецифические компоненты адаптации. Воздействие физической нагрузки на организм спортсмена передается через рецепторы в ЦНС, управляющую адаптационными процессами. Если сила воздействий невелика или если ранее уже выработана устойчивая адаптация к данному типу нагрузки, организм отвечает обычными специфическими гомеостатическими реакциями, не требующими напряжения механизмов адаптации и значительных энергетических затрат с использованием резервных возможностей.
По мере нарастания величины нагрузки в организме может возникнуть нехватка энергетических субстратов и пластического материала, нарушиться постоянство внутренний среды. Тогда активизируется механизм общей адаптации. С помощью неспецифических гомеостатических реакций (стандартных, независимых от характера нагрузки) решается задача восстановить гомеостаз организма, мобилизовать и перераспределить его ресурсы таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить высокую эффективность текущей специфической двигательной деятельности и, с другой создать структурную основу для устойчивой долговременной адаптации к данному виду физической нагрузки.
Срочная адаптация представляет начальную стадию приспособления к новой и достаточно напряженной физической нагрузке. Она выражается в приспособительных изменениях, которые развиваются непосредственно во время воздействия нагрузки на основе ранее сформированных двигательных стереотипов и имеющихся функциональных возможностей
Срочная адаптация Происходит мобилизация специфической функциональной системы, ответственной за выполнение конкретного вида двигательной деятельности, максимального (для данного состояния подготовленности) уровня достигает сила и скорость сокращения вовлеченных в работу мышц, деятельность систем дыхания и кровообращения и т.д, Функционирование систем протекает на пределе их физиологических возможностей. В этих условиях двигательный ответ организма бывает либо недостаточно мощным, либо менее продолжительным, либо не совсем точным по координации и ритму движений.
При регулярно повторяющихся интенсивных и длительных нагрузках специфическая функциональная система не способна полностью удовлетворить запросы организма, поддержать его гомеостаз. Организм оказывается в состоянии напряжения (стресса) и включает механизм самозащиты неспецифическую стресс-реакцию. Через центры нейрогуморальной регуляции усиливается активность симпатико-адреналовой и гипофизарно-адренокортикальной гормональных систем. Эти системы включаются в действие лишь тогда, когда сила воздействий ни организм превышает пороговый уровень. В результате в кровь выбрасывается большое количество адреналина, норадреналина, кортикоидов и других гормонов. Совместно с метаболитами, образующимися при разрушении энергетических субстратов и сократительных белков, они (через соответствующие адаптивные механизмы) обеспечивают мобилизацию энергетических и пластических ресурсов всего организма и их избирательное перераспределение в органы и ткани, несущие наибольшую функциональную нагрузку. Это позволяет наилучшим образом обеспечивать регулярную мышечную работу.
Все реакции срочной адаптации координируются в рамках уже имеющейся или заново складывающейся в организме доминирующей функциональной системы (доминанты), ответственной за адаптацию к данному виду мышечной деятельности. Доминирующая система включает: 1) афферентное звено рецепторы, 2) центральное звено структуры нейрогуморальной регуляции на разных уровнях ЦНС; 3) исполнительное звено двигательный аппарат, 4) звено вегетативного обеспечения. Наличие доминирующей функциональной системы является основой для развертывания кратковременной адаптации, неустойчивой и недостаточно эффективной. Однако для перехода адаптации в устойчивую и долговременную образования такой системы еще недостаточно. Необходимо, чтобы в клетках и органах, составляющих доминирующую систему, произошли выраженные структурные изменения, повышающие ее мощность и одновременно экономность и надежность.
Переход от срочной адаптации к долговременной связан с формированием так называемого системного структурного следа. В силу того что между функцией клетки и ее генетическим аппаратом существует тесная взаимосвязь, продолжительное интенсивное функционирование тех или иных клеточных структур активирует в этих структурах синтез нуклеиновых кислот и белков. Происходит увеличение массы клеточных структур в форме гипертрофии органов и целых функциональных систем. В итоге увеличивается мощность тех звеньев организма, которые лимитируют адаптацию к конкретной мышечной деятельности.
Так, например, адаптацию к интенсивным физическим нагрузкам на выносливость характеризуют следующие структурные изменения: На уровне центральной регуляции реорганизация межнейронных синаптических связей, прямая гипертрофия двигательных нейронов, обеспечивающих устойчивую и эффективную реализацию специализированных двигательных навыков. На уровне гормональной регуляции гипертрофия коркового и мозгового вещества надпочечников. На уровне двигательного аппарата умеренная гипертрофия скелетных мышц, увеличение в них числа и массы митохондрий, содержания и активности окислительных ферментов и энергетических субстратов, количества капилляров. На уровне сердца умеренной гипертрофией миокарда, увеличением коронарных капилляров и емкости коронарного русла и т.д. Подобные структурные перестройки увеличивают мощность функциональной системы, а следовательно, способствуют переводу ее на менее напряженный и более экономный режим работы. Организм восстанавливает нарушенный гомеостаз и переходит в состояние устойчивой адаптации к данной физической нагрузке. И как было отмечено выше, формирование структурного следа происходит на фоне выраженного неспецифического стресс-синдрома, который играет важную роль именно на начальной и переходной стадиях адаптации. После того как устойчивая адаптация сформировалась и нарушение гомеостаза устранено, неспецифическая стресс-реакция, сыграв свою роль, постепенно угасает.
Устойчивая долговременная адаптация характеризуется высоким уровнем специальной работоспособности организма. Спортсмен получает возможность эффективно решать специфические задачи технико-тактической, интегральной и других видов специальной подготовки поднимаясь на более высокие ступеньки спортивного мастерства.
Развитие и поддержание долговременной адаптации связано с систематическим применением нагрузок, предъявляющих повышеные требования к адаптируемым системам. При стабильной физической и нагрузке этот процесс затормаживается. Организм начинает отвечать на привычные нагрузки привычной реакцией; развивающее воздействие нагрузок исчезает. Использование физических упражнений, не способных обеспечить поддержание достигнутого уровня приспособительных изменений, или прекращение регулярных тренировок приводит к дезадаптации.
В процессе дезадаптации снижается уровень функциональной мощности органов и систем, постепенно исчезает и системный структурный след, составлявший основу устойчивой адаптации. Скорость процесса деадаптации существенно ниже по сравнению со скоростью формирования адаптации. Например, гипертрофия мышечной ткани, является следствием силовой тренировки, исчезает в 23 раза медленнее, чем возникает. Известно также, что чем быстрее формируется адаптация, тем сложнее удержать ее уровень и тем быстрее она утрачивает ее после прекращения тренировки.
Спортивная практика показывает, что поддержание функциональных и структурных основ адаптации путем использования оптимальных физических нагрузок является неизмеримо более эффективным вариантом, чем многократное повторение циклов адаптация дезадаптация адаптация. Частое чередование процессов адаптации и дезадаптации приводит к чрезмерной эксплуатации организма, истощению систем ответственных за адаптацию.
Есть и другая особенность адаптационного процесса, чрезвычайно важная для понимания закономерностей спортивной тренировки. Организм спортсмена не может непрерывно отвечать на глубокие тренирующие воздействия положительными адаптационными перестройками. Существует предел адаптационного резерва организма. Анализ говорит о следующем. При малых нагрузках адаптационные изменения организме не затрагивают клеточных структур, прирост функциональных возможностей невелик. В зоне оптимальных нагрузок прирост специальной работоспособности существенно увеличивается и прямо пропорционален объему выполненной специальной работы. Однако превышение предела адаптационных возможностей организма может привести не только к замедлению темпов прироста работоспособности, но и срыву адаптации истощению систем, несущих основную нагрузку при мышечной работе.
В этой связи понятна роль научно обоснованного расчета оптимальных по величине и продолжительности использования тренировочных нагрузок конкретной направленности, планируемых на определенный период подготовки. Вопрос о допустимой продолжительности («порции», «дозы») непрерывных тренирующих воздействий на организм спортсмена, которые он способен выдержать без угрозы срыва адаптации, приобретает первостепенное значение. В отношении подготовки хорошо тренированных спортсменов, при использовании умеренной по величине нагрузки продолжительность периода непрерывных тренировочных воздействий может составлять 5-6 недель, при использовании концентрированной интенсивности нагрузки конкретной направленности не более 3-4 недель; после чего необходима реабилитационная пауза для активации восстановительных процессов.
Организм высококвалифицированного спортсмена способен воспринять три таких последовательных цикла тренировочных занятий с интенсивными нагрузками, разделенных непродолжительными (7-10 дней) реабилитационными паузами. Затем необходим более длительный период компенсаторно-поддерживающей тренировки связанный со стабилизацией на новом уровне функциональных перестроек организма. Как правило, сроки, объективно необходимые для полноценного завершения адаптационных перестроек (при использовании интенсивных тренировочных нагрузок) и приобретения устойчивого состояния спортивной формы, находятся в пределах недель
Вероятность наступления стадии истощения возрастает в тех случаях, когда напряженная физическая нагрузка сочетается с напряженными стрессовыми ситуациями, соревновательными или бытовыми. Срыву адаптации может способствовать также нерегулярная (с длительными перерывами) тренировка, когда системный структурный след и особенно его компоненты в моторных исполнительных органах могут к процессе деадаптации утрачиваться. В этих условиях способность генетического аппарата активировать синтез все новых и новых нуклеиновых кислот и специфических белков может быть исчерпана. В результате в доминирующей системе нарушается обновление белковых структур, происходит переход от гиперфункции к функциональному истощению. В подобных обстоятельствах приоритет в тренировке имеют нагрузки с минимальной структурной ценой. К ним относят упражнения, при которых адаптация развивается в первую очередь за счет использования аэробного резерва клеточных структур рабочих органов и систем и во вторую очередь за счет увеличения массы этих структур
Обобщим сказанное об адаптации. На начальном этапе адаптации в ответ на регулярное воздействие конкретной физической нагрузки в организме складывается единое функциональное образование (доминанта), которое является основой для развертывания специфических приспособительных перестроек. Специфичность перестроек проявляется в преимущественном или исключительном повышении уровня ведущих энергетических систем, ведущих двигательных качеств и способностей, в совершенствовании координации специализированных движений, изменении биохимического статуса скелетных мышц, несущих основную нагрузку. Переход от кратковременной неустойчивой к долговременной устойчивой индивидуальной адаптации связан с формированием системного структурного следа. Последний составляет материальную основу специфической долговременной адаптации. Формирование специфического структурного следа и развертывание неспецифической стресс-реакции (общего адаптационного синдрома) неразрывно связаны между собой.