В первый период развития советского лыжного спорта уровень спортивного мастерства советских лыжников был ниже, чем в северных европейских странах: Норвегии, Швеции, Финляндии. Спортивных встреч по лыжному спорту с сильнейшими лыжниками зарубежных национальных команд советские лыжники не имели до 1948 г. Во встречах с представителями Финского рабочего спортивного союза на первенствах СССР 1926 и 1927 гг. победителями выходили финские лыжники. Только в гонке на 60 км в 1926 г. первым был Д. Васильев.
В 1927 г. сильнейшие лыжники СССР впервые приняли участие в соревнованиях по лыжным гонкам в Финляндии на празднике рабочего спорта под Гельсингфорсом. Ни один из наших лыжников на дистанциях 30, 50 и 15 км не вошел в первую «двадцатку», а женщины в беге на 3 км не заняли ни одного из первых 10 мест.
В 1928 г. в первенстве Москвы с участием финских лыжников рабочего спортивного союза победу одержали советские лыжники: среди мужчин — Дмитрий Васильев, а среди женщин — Галина Чистякова, Антонина Пенязева-Михайлова и Анна Герасимова, занявшие первые 3 места.
В 1928 г. советские лыжники участвовали в соревнованиях I зимней рабочей Спартакиады в Осло (Норвегия). В гонке мужчин на 30 км Д. Васильев занял 2-е место, 5-е и 6-е места соответственно Михаил Борисов (Москва) и Леонид Бессонов (Тула). Среди женщин на дистанции 8 км победительницей была Варвара Гусева (Воробьева, Ленинград), а 4-6-е места заняли соответственно Антонина Пенязева-Михайлова, Анна Герасимова (Москва) и Елизавета Царева (Тула).
Это были первые успехи советских лыжников. К сожалению, в последующие 6 лет советские лыжники не имели спортивных встреч с лыжниками других стран, и на первенстве СССР 1935 г. под Москвой, в районе ст. Первомайская (ныне Планерная), финские лыжники рабочего спортивного союза, мужчины и женщины, принимавшие участие вне конкурса, вновь оказались сильнейшими, продемонстрировав своеобразные особенности техники попеременного лыжного хода. После этого все спортивные организации повели упорную работу по освоению и совершенствованию техники, что наряду с применением новых отечественных методов тренировки с повышенными нагрузками дало положительные результаты.
В феврале 1936 г. сильнейшие советские лыжники приняли участие в двух международных соревнованиях по лыжным гонкам рабочих спортивных союзов в Норвегии и Швеции. В первых соревнованиях, в местечке Хельсос (Норвегия), наши лыжники, как мужчины, так и женщины, не сумели приспособиться к сильнопересеченным лыжным трассам и выступили слабо. Однако во вторых соревнованиях, в Мальмбергете (Швеция), они уже показали высокие результаты: среди женщин в гонке на 10 км москвички Ирина Кульман и Антонина Пенязева-Михайлова заняли соответственно два первых места, а среди мужчин в гонке на 30 км Дмитрий Васильев — 4-е место.
Спустя два года, на первенстве СССР 1938 г. в Свердловске с участием вне конкурса сильнейших лыжников Норвежского рабочего спортивного союза, советские лыжники-гонщики победили (как мужчины, так и женщины).
Великая Отечественная война, развязанная фашистской Германией, нарушила мирную, созидательную жизнь нашей страны. Советский народ стал на защиту своей Родины.
Большую роль в борьбе за свободу и независимость нашего народа сыграли лыжные отряды бойцов и разведчиков, совершавшие смелые рейды по тылам врага. Многие из них геройски погибли на фронтах Великой Отечественной войны и войны с белофиннами 1939-1940 гг.
Из числа сильнейших лыжников-гонщиков пали смертью храбрых ленинградец Владимир Мягков — чемпион и призер первенства СССР 1939 г. (посмертно удостоен звания Героя Советского Союза); Федор Ивачев из Новосибирска — призер первенства СССР 1939 г. (посмертно награжден орденом Ленина, а его именем названа одна из улиц Новосибирска); москвичка Любовь Кулакова — трехкратная чемпионка и шестикратный призер первенств страны 1937-1941 гг. (посмертно награждена орденом Отечественной войны 11 степени) и др.
В 1948 г. советские лыжники-гонщики (мужчины) приняли участие в традиционных Холменколленских играх в Норвегии, где впервые встретились с сильнейшими лыжниками мира и добились неплохих результатов. В гонке на 50 км Михаил Протасов (Москва, «Спартак») занял 4-е, а Иван Рогожин (Москва, «Динамо») — 8-е место.
В 1951 г. советские спортсмены-студенты впервые приняли участие в соревнованиях IX Всемирных зимних студенческих игр в Пояне (Румыния) и были победителями на всех дистанциях лыжных гонок.
В первом в СССР международном соревновании (январь 1954 г.) в Свердловске с участием сильнейших лыжников Финляндии (среди нйх был олимпийский чемпион Вейкко Хакулинен), Чехословакии и Польши советские лыжники продемонстрировали немалые успехи. Ленинградец Владимир Кузин был победителем в гонке на 30 км и занял 2-е место на 15 км. Команда СССР победила в эстафете 4 X 10 км (Федор Терентьев, Владимир Оляшев и Владимир Кузин). А после участия в чемпионате мира 1954 г. и ЗОИ 1956 г. наши лыжники стали считаться одними из сильнейших в мире.
Советские лыжники участвуют почти во всех крупнейших международных соревнованиях. В 1977 г. Иван Гаранин одержал победу в традиционной сверхмарафонской лыжной гонке на 85,5 км, которая проводится в Швеции с 1922 г. Число участников гонки насчитывало 11 800 человек, в том числе 250 спортсменов из других стран. (В 1974 г. И. Гаранин был в этой гонке вторым, а в 1972 г. 2-е место занял .)
История развития лыжных гонок, как в нашей стране, так и за рубежом, проходила в постоянном стремлении усложнить трассы лыжных дистанций и повысить скорость их прохождения. Это заставляло улучшать снаряжение лыжника (лыжи, обувь, крепления, палки, одежда), повышать качество лыжных мазей, а также совершенствовать технику лыжного бега и методы спортивной подготовки. В летний период с 1959 г. стали использовать новое техническое средство: лыжероллеры, всевозможные тренажеры и др.
Повышению скорости прохождения дистанций в лыжных гонках способствует специальная подготовка лыжных трасс с помощью средств механизации — снеговых машин типа «Буран», обеспечивающих уплотненную накатанную лыжню и плотный снег для упора палками на всем протяжении лыжной трассы. Такие механизмы в нашей стране стали применяться с 1970 г.
На чемпионате мира 1974 г. в Фалуне лыжники отдельных стран впервые применили пластиковые лыжи, более легкие и гибкие, имеющие повышенные скользящие свойства. На зимней Олимпиаде 1976 г. в Инсбруке советские лыжники выступали на таких лыжах. В последующие годы пластиковые лыжи в большом спорте полностью вытеснили деревянные.
С победой Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране физическая культура и спорт стали достоянием народных масс и приобрели подлинно народный характер. Сложилось массовое, многомиллионное, самодеятельное физкультурное движение. Была создана самая передовая и научно обоснованная система физического воспитания, отражающая интересы государства и народа в подготовке всесторонне развитых люДей, активных строителей коммунистического общества.
В первые годы Советской власти, в условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, правительство и Коммунистическая партия поставили перед советскими физкультурными организациями задачи по подготовке населения к защите молодой Советской республики и к высокопроизводительному социалистическому труду.
22 апреля 1918 г., реализуя постановление VII съезда партии, ЦИК Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов издал подписанный В. И. Лениным Декрет о всеобщем военном обучении рабочих в возрасте до 40 лет и о допризывной подготовке молодежи начиная с 16 лет. Составным элементом в программу всеобщего военного обучения вошло физическое воспитание. Особое место заняла лыжная подготовка, чем было положено начало массовому обучению трудящихся лыжному делу. В качестве инструкторов Всевобучем были привлечены сильнейшие лыжники-спортсмены, такие, как П. Бычков, Н. Васильев, А; Немухин, В. Серебряков, И. Скалкин и др. Дореволюционные лыжные клубы были реорганизованы в опытно-показательные пункты Всевобуча (ОППВ). В1918 г. Всевобучем были открыты курсы подготовки инструкторов и выпущены «Наставление по обучению лыжных частей» и «Положение об отдельных лыжных ротах и командах», проведены первые спортивные соревнования.
В 1919 т. Совет обороны обязал Всевобуч заняться подготовкой и формированием лыжных отрядов. В этом же году было подготовлено и отправлено на фронт 75 лыжных рот, в следующем еще 12 рот лыжников.
I В. И. Ленин требовал использовать лыжи на Северном и Восточном (фронтах в боевых операциях. Отряды лыжников сыграли большую роль в подавлении Кронштадтского мятежа. Особо ярким примером использования лыж в гражданской войне является разгром в 1921-1922 Гг. кулацкого мятежа в Карелии. Лыжный отряд курсантов Ленинградской интернациональной военной школы, в которой было много финнов, под командой Тойво Антикайнена в течение месяца проделал героический рейд по тылам противника и с боями в жестокий мороз и метель прошел около 1000 км, оказав этим существенную помощь Северному фронту.
В период 1918-1923 гг. Всевобуч и Красная Армия оказали основное влияние на массовое развитие лыжного спорта в нашей стране.
В 1923 г. был создан Высший совет физической культуры, который принял наследие Всевобуча и при непосредственной помощи комсомола положил начало новому этапу в развитии спорта в стране. При советах на местах были созданы секции по видам спорта, вокруг секций сплотился актив, который оказывал помощь советам в их работе. Но на заводах, в учреждениях и учебных заведениях функционировали лишь кружки физкультуры по общей физической подготовке. Соревнования по лыжному спорту проводились редко, с небольшим количеством участников и, как правило, только на одну дистанцию.
1925 г. стал поворотным пунктом в развитии спорта в нашей стране. Постановление ЦК ВКП(б) от 13 июля 1925 г. и последовавшее затем решение XV партийной конференции о культурно-просветительной работе профсоюзов помогли повысить качество спортивной работы. В низовых коллективах стали создаваться спортивные секции по видам спорта, соревнования стали проводиться чаще, а их программа расширяться, увеличилось количество участников соревнований.
В 1929 г. ЦК ВКП(б) принял постановление по вопросам физической культуры и спорта, признал необходимым устранить разнобой в физкультурной работе, увеличить ее масштабы и усилить физкультурную работу в деревне. ЦИК СССР решил создать Всесоюзный совет физической культуры с функциями высшего руководящего органа.
Комсомол выступил с предложением ввести комплекс физических упражнений «Готов к труду и обороне СССР» как основу государственной системы физического воспитания. Введение в 1930 г. комплекса ГТО повлекло за собой перестройку учебно-тренировочной работы спортивных организаций. Лыжный спорт был включен во все ступени комплекса ГТО, что содействовало пополнению рядов лыжников-спортсменов.
В 1936 г. был создан Комитет по делам физической культуры и спорта при Совнаркоме СССР, принято решение о создании добровольных спортивных обществ, что дало новый импульс дальнейшему развитию и лыжного спорта.
В последующие годы отмечается рост массовости и мастерства лыжников. Началось активное развитие прыжков на лыжах, двоеборья и слалома. Из года в год увеличивалось количество соревнований и программа их становилась все более разнообразной.
Международная обстановка требовала повышения обороноспособности страны. Появились новые военизированные формы лыжного спорта, массовые лыжные кроссы.
С начала Великой Отечественной войны спортсмены-лыжники преподаватели, тренеры были на боевых и трудовых фронтах: В лыжных батальонах, партизанских отрядах, в оборонной промышленности, работали на пунктах Всевобуча.
Особое место занимают героические дела отдельных батальонов и лыжных партизанских отрядов в период Великой Отечественной войны. Лыжные батальоны,были в составе всех фронтов и армий, фашисты называли их «белая смерть».
В боях за Родину погибло много спортсменов страны, в том числе чемпионы Советского Союза по лыжным гонкам Владимир Мягков (ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза) и Любовь Кулакова (она посмертно награждена орденом Отечественной войны).
Следует отметить активную деятельность кафедр лыжного спорта институтов физической культуры ГЦОЛИФК и ГДОИФК. Преподаватели и студенты-лыжники, которые не были мобилизованы в Красную Армию, добровольно вступили в партизанские отряды и самоотверженно сражались с врагом. Эти институты не прекратили своей педагогической деятельности. Перебазировавшись в Свердловск’ и Фрунзе, они продолжали заниматься подготовкой спортивных кадров и резервов для Красной Армии (ГЦОЛИФК подготовил 113 ООО бойцов-лыжников, 5000 инструкторов военно-лыжной подготовки, провел более 150 массовых лыжных кроссов).
В 1947 г. в целях дальнейшего поощрения роста спортивных достижений советских спортсменов были учреждены золотые, серебряные и бронзовые медали для награждения призеров чемпионатов и рекордсменов СССР и такого же достоинства жетоны для призеров и рекордсменов союзных республик, городов Москвы и Ленинграда. ВЦСПС утвердил жетоны для трех сильнейших спортсменов на первенствах ЦС ДСО.
27 декабря 1948 г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление о дальнейшем развитии массового физкультурного движения и повышении спортивного мастерства. Это постановление повлекло за собой коренное улучшение не только практической, но и научно-теоретической и методической деятельности.
Всесоюзные соревнования начали проводиться не сразу. Им предшествовало проведение первого при Советской власти первенства Москвы 28 января 1918 г. Победителем на дистанции 25 верст был Н. Бункин, вторым и третьим были Н. Васильев и А. Немухин. В1919 г. было проведено первое соревнование для женщин. Победительницей на 5 верст стала В. Морозова. В этом же году были разыграны звания победителей ряда городов страны: Петрограда, Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Вологды, Ярославля, Костромы, Ржева и др.
В 1920 г. в Москве было проведено первое первенство РСФСР на дистанцию 30 км, которую выиграл Н. Васильев. В 1924 г. подобное соревнование уже прошло как первенство СССР. Победителем на дистанции 30 км стал младший брат Николая Васильева — Дмитрий, который длительное время был лидером советских лыжников- Среди женщин на дистанции 5 км победила А. Михайлова.
До 1926 г. первенства страны проводились только на одну дистанцию, и в них участвовала небольшая группа лыжников, В 1926 г. в Останкине (под Москвой) проводился Зимний праздник. Эти соревнования привлекли много лыжников; впервые были включены в программу прыжки с трамплина (победил В. Воронов — 18,5 м). После этих соревнований чемпионаты страны (за редким исключением) стали проводиться ежегодно.
В 1928 г. в программу Зимней Спартакиады кроме гонок для сильнейших лыжников были включены гонки для сельских лыжников, деревенских письмоносцев, стрелков-разведчиков и новый вид — двоеборье. В Спартакиаде участвовало 638 человек. На старт вышли молодые талантливые, ранее малоизвестные лыжники: В. Чистяков,
A. Додонов, Л. Бессонов, В. Гусева, Е. Царева, Г. Чистякова.
В 1934 г. важным событием й стране стал Горнолыжный праздник, который был приурочен к открытию самой большой в стране лыжной базы и трамплина с проектной мощностью 45-48 м в Уктусах под Свердловском. В соревнованиях по прыжкам приняло участие 50 человек. Победителями были: на дистанции 15 и 30 км — Д. Васильев, на 5 км — студентка Московского института физкультуры Е. Юткина, на 10 км — М. Шестакова, по прыжкам — Н. Хорьков, по слалому — В. Глассон (слалом для мужчин был впервые включен в первенство страны).
Первенство страны по слалому для женщин впервые проведено в 1939 г. (чемпионка — А. Бессонова), по слалому-гиганту для мужчин- в 1947 г. (чемпион — В.Преображенский), для женщин-в 1947 г. (чемпионка — М. Семиразумова), по скоростному спуску для мужчин — в 1937 г. (чемпион — В. Гипленрейтор), для женщин — в 1940 г. (чемпионка — Г. Таежная). С тех пор первенства страны по видам горнолыжного спорта стали проводиться ежегодно.
В 1936 г. в Воронеже состоялось первое всесоюзное соревнование колхозных лыжников. Победителем была команда Карелии. В 1938 г. в Москве проводилась I Всесоюзная колхозная зимняя спартакиада, в которой участвовали 283 лыжника. Соревнование прошло с большим успехом. Первое место в командных соревнованиях занял коллектив Ленинградской области. С этого времени колхозные зимние праздники стали традиционными.
В 1936 г. после организации спортивных обществ стали проводиться, первенства отдельных ЦС ДСО и ведомств по видам лыжного спорта.
Период 1936-1941 гг. характеризуется йовышением уровня спортивных достижений в гонках, прыжках на лыжах и двоеборье.
В эти годы выросли такие известные мастера спорта, как В. Мягков,
B. Смирнов, П. Орлов, И. Булочкин, А. Карпов* К. Кудряшев, И. Дементьев, 3. Болотова, М. Початова и др.
В 50-е гг. в ряды ведущих лыжников влилась талантливая молодежь: П. Колчин, В. Баранов, Н. Аникин, В. Кузин, Ф. Терентьев, В. Бутаков, А. Кузнецов, А. Шелюхин, В. Царева, А. Колчина, Л. Баранова, Р. Ерошина, М. Маслянникова, М. Гусакова, К. Боярских и др.
В 1934 г. в заполярном Мурманске состоялся Праздник Севера, который в дальнейшем стал привлекать сильнейших лыжников страны и скоро перерос в соревнование союзного, а затем международного значения. Этот праздник проводится весной и как бы завершает зимний сезон в стране.
С 1962 г. раз в четыре года за 2 года до олимпийских игр проводятся зимние спартакиады народов СССР. Это соревнование привлекает до 20 миллионов участников.
С 1969 г. в нашей стране стал ежегодно проводиться чемпионат СССР по отдельным видам лыжного спорта.
В 60-х гг. в сборную страны вошли И. Ворончихин, И. Утробин, Г. Ваганов, а в конце этого десятилетия — В. Веденин, Г. Кулакова, Р. Ачкина, А. Привалов, В. Миланин, А. Тихонов, В. Маматов, В. Гундарцев и др. В конце 60-х гг. значительно возросли спортивные достижения, мастерство лыжников, возросла плотность результатов. В первой половине 70-х гг. группа сильнейших пополнилась Ю. Скобо-вым, В. Воронковым, Ф. Симашовым, Л. Мухачевой, О, Олюниной; во второй половине 70-х гг. — С. Савельевым, И. Гараниным, Н. Барсуковым, Е. Беляевым, Н. Бондаревой, Р. Сметаниной, 3. Амосовой и др.
Соревнования на сверхмарафонские дистанции (более S0 км) начали проводиться еще в дореволюционной России. При Советской власти сверхмарафонские гонки состоялись в 1938 и 1939 гг. (Ярославль-Москва — 233 км). В первой победителем был Д. Васильев — 18:41.02, во второй — П. Орлов — 18:40.19.
В 1940 г. под Москвой состоялась гонка на 100 км. Победил при 21 участнике А. Новиков — 8:22.44.
С 1961 г. в Кировске ежегодно проводится гонка на 70 км, на которой с 1963 г. разыгрывается звание чемпиона СССР в сверхмарафонской гонке. С 1976 г. аналогичное звание разыгрывается и для женщин (30 км).
Традиционными стали сверхмарафонские гонки в Миассе (Азия-Европа-Азия, 70 км), в Нижнем Тагиле (Европа-Азия-Европа, 70 км), в Новокузнецке (в память героев новокузнечан, погибших в Великой Отечественной войне, 70 км). С 1972 г. кафедра лыжного спорта ГЦОЛИФКа ежегодно проводит гонку «Круглое озеро» на 80 км, которая привлекает многих лыжников (участвуют лыжники более чем из 60 городов страны).
Международные встречи в советское время возобновились в 1928 г. Москвичи принимали лыжников Финского рабочего союза.
В том же году советские лыжники были приглашены на соревнование в Норвегию, где впервые и ознакомились с четырехшажным попеременным ходом, получившим впоследствии широкое распространение среди наших лыжников.
В 1934 г. в Свердловске в Горнолыжном празднике участвовали лыжники Швеции, Норвегии и Чехословакии.
В 1936 г. наши лыжники выступили в первенстве Финляндии. Эта встреча была очень полезной, она послужила толчком для пересмотра отечественной техники лыжного спорта, совершенствования лыжного инвентаря.
Особое развитие международные встречи получили после Великой Отечественной войны. С 1948 г. наши лыжники стали участвовать в Холменколленских играх, затем в Фалунских и Лахтинских играх, с 1951 г. — в универсиадах, с 1954 г. — в первенствах мира и с 1956 г. — в зимних олимпийских играх.
С 1956 г. советские лыжники регулярно проводят товарищеские встречи с зарубежными лыжниками у себя на Родине.
С 1961 г. ФИС включил в свой спортивный календарь Кавголовские игры, которые стали крупными официальными международными соревнованиями. Проводятся эти игры по нечетным годам в промежутках между зимними олимпийскими играми и чемпионатами мира по лыжному спорту.
С 1961 г. началось проведение традиционных лыжных соревнований Дружественных армий, в которых принимают участие военнослужащие СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Монголии, Польши, Румынии и КНДР.
Массовые лыжные соревнования получили большое развитие в связи с введением комплекса ГТО. Это мероприятие обеспечило колоссальный охват лыжным спортом молодежи, а также и взрослого населения, миллионы людей стали заниматься лыжным спортом и участвовать в соревнованиях.
С 1939 г. массовые соревнования, которые проводили отдельные коллективы, переросли в массовые комсомольские, профсоюзные и комсомольско-профсоюзные кроссы, в которых участвовали лыжники всего района или города. Самый многочисленный лыжный кросс, посвященный XXIII годовщине РККА, был проведен в 1941 г. и привлек 6 120 000 участников.
Многодневные лыжные переходы занимают особое место в отечественной истории лыжного спорта. Они в большой степени способствовали развитию массового лыжного спорта, а в послереволюционное время служили также средством пропаганды политических мероприятий, проводимых в стране. Придавая большое значение лыжным переходам, партия и правительство наградили 38 участников орденами СССР. Инициатором лыжных переходов была Красная Армия. Перед участниками ставились задачи определить режим марша, физические возможности людей, типы лыж для длительных переходов, обувь, одежду и снаряжение, а также проводить агитацию за развитие массового лыжного спорта во всей стране.
Первый переход был совершен в 1923 г. В дальнейшем количество переходов росло с каждым годом. Английское агентство Рейтер называло их «поразительным достижением». Нарком обороны К. Е. Ворошилов, приветствуя группу участников перехода, сказал: «Надеюсь, что ваш героический переход воодушевит новые тысячи бойцов и командиров на борьбу за массовый лыжный спорт и новые советские рекорды». Призыв наркома был подхвачен различными частями и соединениями Красной Армии, и в 1934-1935 гг. было совершено много замечательных переходов.
Особое место в истории занимает переход пограничников И. Попова, А. Шевченко, К. Бражникова, А. Куликова, В. Егорова. Они за 150 дней прошли 8 200 км от Байкала до Мурманска. Географы, привлеченные к разработке этого маршрута, считали переход неосуществимым. Были к тому серьезные основания. Отряду предстояло преодолеть Байкальский хребет, пересечь Лену, Енисей, Обь, пройти по глухим местам в жестких условиях Севера. 22 ночи участники провели в спальных мешках, 16 дней двигались по компасу. Сменили несколько собачьих и оленьих упряжек, на которых везли необходимые продукты, снаряжение. Но достигли намеченной цели.
После войны лыжные переходы, в том числе женские, получили дальнейшее развитие.
С первых дней Советской власти были приняты меры для создания материальной базы для занятий лыжным спортом. Уже в 1923 г. было изготовлено 7 тыс. пар лыж; в 1938 г. — 1860 тыс. пар. В настоящее время в стране более 40 лыжных фабрик ежегодно производят до 5 млн. пар лыж.
Если в 1934 г. в стране была сооружена одна комплексная лыжная база, то в настоящее время созданы крупные лыжные комплексы союзного значения: для гонок, прыжков, двоеборья в Кярику (Эстония) и Уктусах (Урал); по всем видам лыжного спорта на Сахалине, в Бакури-ани (Кавказ); для гонок и биатлона в Раубичах (Белоруссия) и Сумах (Украина); Мытищинский биатлонный стадион (Москва), Эльбрусский горнолыжный комплекс (Кабардино-Балкария), Ворохтинский и Слав-ский комплексы (Украина), Красногорский (Москва) и Кавголовский (Ленинград) лыжно-гоночные стадионы; созданы лыжные базы при ЦС ДСО и ведомствах. В стране действует более 100 лыжных трамплинов с проектной мощностью более 60 метров. Функционируют более 5000 лыжных станций массового пользования.
Для проектирования новых спортивных сооружений создан институт «Физкультспортпроект», для разработки новых типов и моделей инвентаря — Всесоюзный проектно-технологический и экспериментально-конструкторский институт спортивно-туристских изделий (ВИСТИ).
Преподавательско-тренерские и научные кадры стали готовиться с первых лет Советской власти. Уже в 1918 г. были организованы курсы подготовки инструкторов лыжного спорта. В 1920 г. по декрету В. И. Ленина в Москве создан институт физической культуры; в это же время курсы физического воспитания в Петрограде, созданные П. Ф. Лесгафтом, реорганизованы в институт физической культуры. Кафедры лыжного спорта в этих институтах стали готовить кадры по лыжному спорту для всей страны. В настоящее время подготовкой тренерских кадров занимаются 22 института и 2 филиала институтов, 89 факультетов физического воспитания педагогических институтов и университетов, 14 техникумов. Кроме того, все ДСО профсоюзов и ведомств ведут подготовку инструкторов-общественников и общественных судей по спорту.
Научные кадры, кроме кафедр институтов, готовят 2 научно-исследовательских института физической культуры и АПН СССР. В стране подготовлено более 130 кандидатов наук по теории и методике лыжного спорта.
Научная и методическая литература начала издаваться с 1919 г. В настоящее время издается большое количество специальной литературы. Только за период с 1970 по 1977 г. опубликовано свыше 2 тыс. статей и издано более 100 пособий и программ. Методическая литература издается в союзных республиках, и как правило на родном языке.
Как люди в СССР катались на горных лыжах? С удовольствием:) А если подробнее?
Пожалуй, можно сказать, что интерес к горным лыжам в СССР возник после Олимпиады 1956 года в Кортина д’Ампеццо, на которых Евгения Сидорова завоевала первую в истории горнолыжного спорта нашей страны медаль. Но о реальной массовости, конечно же, разговор не шёл. Причина проста: не было подъёмников и гостиниц для туристов. А те, что были, в первую очередь использовались для нужд спортивных школ.
© Чеботаев В.А.
© Чеботаев В.А.
© Чеботаев В.А.
© Фото из архива Таштагольской горнолыжной школы
На этих подъёмниках тоже встречались любители, но их было мало, и в основном это был народ «непростой»: академики, учёные и «приближенные» к руководству спортивной школы или Федерации горнолыжного спорта. С точки зрения спортсменов и тренеров «любители» только мешали проведению тренировок, поэтому их не жаловали. Да и завидовали: ведь выданное в секции снаряжение не шло ни в какое сравнение с привезённым из редких заграничных командировок.
Первые подъёмники, доступные любителям, строились в горах СССР на протяжении 1960-х. В 1963 году на Чегете была построена первая в стране канатно-кресельная дорога. Первая очередь «Эльбрусской канатки» от станции «Азау» до станции «Кругозор» заработала в 1969 году, а к концу 1960-х кресельные и буксировочные подъёмники заработали и в других регионах СССР: Домбае (Кавказ), Кировске (Хибины), Славско (Карпаты), Бакуриани (Кавказ, Грузия).
Нижняя станция подъёмника Татрапома на Кохте в Бакуриани. Первенство СССР по горным лыжам, 1987 год © Чеботаев В.А.
В 1960-х одним из самых популярных мест активного отдыха во всей стране становится Домбай. В те времена отдых на горных лыжах был доступен далеко не всем и считался развлечением для обеспеченной интеллигенции. Основные причины — отсутствие информации о местах отдыха, а снаряжение было недешёвым и доступным далеко не всем. Вот что писал Юрий Визбор об одной из самых известных своих песенок о горных лыжах:
«Написана она была на Кавказе в 1961 году. Поднимались мы на хижину Алибек в домбайской долине. Среди нас был нобелевский лауреат, физик Игорь Евгеньевич Тамм, был академик Блохинцев Дмитрий Иванович, ну и простой народ. Вот, собственно, в этой хижине и была написана песня, которая потом стала известной под названием «Домбайский вальс»…»
А позже — в 1970-х, на лыжи встали и космонавты, а «Домбайский вальс» прозвучал с орбиты.
Катались в основном на лыжах Mladost и Polsport. Круто, когда удавалось покатать на «Фишерах». В Домбае в начале 80-х функционировала детская спортивная школа, и все местные школьники занимались горными лыжами © Иннокентий Маскилейсон
Снаряжение в 1960-1970-х годах в продаже встречалось редко, а то, что попадало в магазины, было уже устаревшим: деревянные лыжи с прикрученными шурупами стальными кантами, низкие кожаные ботинки — и хорошо, если это были «Терскол» с клипсами, появившиеся во второй половине 1970-х, да простейшие крепления без ски-стопов, скопированные советскими заводами с моделей Marker начала 1950-х. А чтобы лыжи не убегали от своего хозяина, к ботинкам их прикручивали кто — кожаными ремешками, а кто и куском верёвки, в ход шли даже резинки от эспандера и бинты. Особым шиком было достать польские лыжи Rysi Zakopane, которые позже были переименованы в Polsport, и горнолыжные маски Okula. Только к середине 1970-х в Советский Союз начали привозить горные лыжи Elan.
1975 год. Спортсмены Таштагольской горнолыжной школы на вершине горы Холодная. Вид на горнолыжные трассы горы Буланже. Лыжи Polsport и очки Okula © Чеботаев В.А.
1976 год. Спортсмены Таштагольской горнолыжной школы на летнем выезде на соревнования в городе Лениногорск. Лыжи Elan impuls © Чеботаев В.А.
Одежда? Зачастую — шерстяные спортивные «олимпийские» брюки, толстый «кавказский» свитер и брезентовая штормовка, кожаные перчатки и связанная заботливой мамой шапочка. После нескольких падений на шерсть налипал снег, перчатки промокали. О мембранных материалах и лайкре никто и не слышал. Редко встречавшиеся на склонах наших гор горнолыжники на импортном снаряжении и в качественной «фирменной» одежде становились объектами повышенного интереса — ведь всё это стоило очень дорого и не продавалось в магазинах.
Такая ситуация сохранялась практически до начала 1980-х, когда в страну начались поставки горнолыжных ботинок Alpina и Polsport, креплений Marker M4-12 и M4-15, лыж K2, Volkl, а затем Atomic и Fischer. Появились в продаже импортные утеплённые костюмы и эластичные горнолыжные брюки, а позже и маски Uvex. Но и это снаряжение в магазинах нужно было «ловить», а если не повезло, страждущий в Москве отправлялся на горнолыжный «рынок» или в комиссионный магазин.
Именно на рынке можно было «поймать» одежду, перчатки и шапочки, а иногда — лыжи и крепления «со сборной команды», за которые продавцы просили неимоверные суммы. Встречалась и самодельная одежда: блестящий и легко промокающий каландрированный капрон, пух и синтепон добывались всеми правдами и неправдами — часто через секции альпинизма, в ход шли и списанные капроновые парашюты. В результате усилий народных умельцев появлялись симпатичные пуховки и горнолыжные куртки, напоминавшие картинки из чудом попавших в СССР американских журналов Ski и Skiing.
Обложки тех самых журналов «Skiing». Слева-направо: сентябрь 1983, ноябрь 1984 и ноябрь 1989 © Skiing Magazine
Такая ситуация продолжалась до начала 1990-х, ну а затем наступило мрачное время безденежья, когда можно было просто приехать в Приэльбрусье и свободно поселиться в гостинице — катающихся было крайне мало.
Любопытно, что даже в начале 1980-х в воспетую Визбором алибекскую хижину зимой по-прежнему приезжали по путёвкам любители горных лыж, и условия были всё те же: воду добывали из-под снега, топили печь, на ней сами готовили еду из продуктов, которые приносили сюда в рюкзаках дежурные.
1985 год. Спортсмены Таштагольской горнолыжной школы на летнем сборе в Саянах © Чеботаев В.А.
Помимо снаряжения и продуктов, сюда нужно было снизу принести и уголь, и топливо для генератора, который вырабатывал электроэнергию, а обратно вниз уносить мусор. В первый день заезда полупринудительно-полудобровольно из числа «отдыхающих горнолыжников» назначалась пара крепких мужиков, которые становились «угленосами»: в чёрных от угольной пыли рюкзаках они буквально «на горбу» доставляли сюда снизу уголь. За это они были освобождены от дежурств по кухне и доставки продуктов. Кстати, задача тех, кто приносил из Алибека продукты и бензин, была немногим легче, разве что почище: ведь нужно было идти с грузом по узкой тропинке вверх несколько километров. Да и душа в хижине не было, впрочем, умывальников тоже: умывались у ручья, откопав его из-под снега, а в душ раз в неделю спускались в альплагерь Алибек, расположенный в нескольких километрах вниз по ущелью.
1983 год. Таштагол. Нижняя станция канатки ВЛ-1000 на горе Буланже. На фото слева Чеботаев В.А., справа Гредин И.Е. © Фото из архива Таштагольской горнолыжной школы
В альпинистских лагерях условия были немного комфортнее, хотя с современными отелями не сравнить. Наиболее спартанским альплагерем в начале 1980-х годов прошлого века был Алибек. Это было круто! Мы жили по 6-8 человек в комнате с единственной лампочкой и двухъярусными армейскими кроватями. В 23:00 два мощных дизеля, снабжающих лагерь электроэнергией (и, соответственно, отоплением), отключали и лагерь погружался во тьму. По ночам бывало не жарко: к утру все четыре одеяла, которые выдавались каждому, уже не слишком спасали. Спали в тёплом белье, тельняшках и свитерах, купленных на базаре в Домбае. А если ночью захотелось в туалет после вечерних чаепитий под гитару, то нужно было бежать на улицу и совершать при свете звёзд «восхождение» на обледеневший бугор, на макушке которого стояло промёрзшее сооружение типа «сортир» с буквами «М» и «Ж».
В Алибеке в те годы существовала система дежурств по кухне: дежурное отделение чистило картошку, убирало столы после еды, разносило тарелки и чайники по столам. Вечерами проходили обязательные лекции — о технике катания, снаряжении, опасностях в горах, правилах поведения на склонах, первой помощи пострадавшим. Иногда «крутили кино». Днём — лыжи, снег и солнце, потом — лекция, а вечером — чай, вино и гитара. Каждый вечер на компанию заваривалась пара трёхлитровых банок с чаем и народ собирался «на гитару».
Песни, чай, сушки, пряники, конфеты и обязательные байки — такое вот апре-ски. Других развлечений не было, а до Домбая с его барами и бассейном нужно было идти километров пять пешком в темноте под вой шакалов, да и стаи диких собак одинокого путника ночью могли сильно понадкусывать. Конечно, были походы в магазины за алкогольными напитками, и в бассейн гостиницы «Горные Вершины», и бурные краткосрочные (чаще всего — продолжительностью в смену) романы, и памятные встречи Нового года, и дружба.
Романтичные прогулки с отогреванием замерзающих рук под пуховкой партнёра и совместным любованием залитыми лунным светом вершинами тоже входили в апре-ски. А можно было договориться с соседями по комнате, чтобы они обеспечили своё отсутствие «с 16:00 до 18:00, бутылку ставлю!», и тогда уют и интим были практически гарантированы (ни слова о том, что гигиенические процедуры при душе раз в неделю и наличии ледяной воды в умывальнике на 8 раковин в общей комнате — дело непростое). Да-да, приехавшие вместе муж и жена жили в разных комнатах…
Чегет, первая половина 1980-х. Георгий Дубенецкий третий снизу © Георгий Дубенецкий
Работа инструктора в те времена тоже сильно отличалась от существующей сегодня индустрии. В первый день смены все участники выходили на склон, где инструкторы просматривали их технический уровень и распределяли по отделениям, в которых было примерно по 15 человек. И дальнейшее катание происходило под руководством инструкторов в составе отделений.
Однажды мне пришлось работать с группой из 17 девушек — абсолютных новичков, и каждой приходилось собирать сработавшие крепления, которые разваливались при открытии, регулировать усилия срабатывания, помогать подняться после падения на совершенно неподготовленных для катания бугристых склонах. Добавляло «перца» в занятия ещё и то, что канты полученных в прокате лыж не точились никогда и были буквально круглыми, так что, если склоны были леденистыми, управлять лыжами было почти невозможно… Понятно, что эффективность таких занятий была минимальной: к концу двухнедельных ежедневных занятий реально поехало человек пять — наиболее упорных. Но те, кто действительно хотел научиться и в условиях групповых занятий имел возможность это сделать.
Очередь на бугель. Чегет, первая половина 1980-х. Инструкторов можно было легко узнать по пуховкам ВЦСПС и повязкам на рукаве © Георгий Дубенецкий
Правда, для этого действительно нужно было постараться: узкие, длинные и почти без выреза лыжи требовали больше времени на освоение базовых технических приёмов, да и склоны были не такие ровные и плотные, как в наши дни. Рыхлый снег затруднял манёвренность лыж длиной больше двух метров, все приёмы необходимо было выполнять акцентировано. А о том, чтобы прокатиться «карвингом», используя глубокий боковой вырез, речи не было: радиус у лыж тех лет приближался к 50 метрам — в три-четыре раза больше, чем у современных моделей. Техника катания использовалась самая разная — плуг, упор, базовый поворот на параллельных лыжах. А продвинутые лыжники осваивали различные варианты коротких ритмичных сопряжённых поворотов (годиля) и катание по буграм, а если повезло со снегопадом — то и по целине.
Инструктора в то время были в большом дефиците. Иногда на должность инструктора брали умеющего стоять на лыжах знакомого кого-то из руководства альплагеря или турбазы. В результате встречались и не слишком опытные. Девизом таких инструкторов было: «Инструктор должен уметь делать три вещи: пить водку, любить женщин и играть на гитаре…» Про умение кататься на горных лыжах речь не шла.
Инструктор должен уметь делать три вещи: пить водку, любить женщин и играть на гитаре…
Исключением были наиболее квалифицированные инструкторы альпинистских лагерей и ЦВТБ «Терскол», где ежегодно проходили школы инструкторов, попасть в которые было совсем непросто. В те годы практически все продвинутые лыжники грезили о заветных «корочках» — инструкторском удостоверении, благодаря которому можно было месяц провести в горах, оплатив только дорогу и «разные нехорошие излишества».
День начинался с обязательной зарядки, потом линейка, завтрак и на склоны. Причём начинающие везде ходили пешком, а в лучшем случае пользовались бугелями. Склоны рядышком — буквально пару сотен метров проходишь от лагеря вверх по ущелью — два или три бугеля «с крючками». Так было в Алибеке, Адыл-Су, Цее, да и других альплагерях. А в Приэльбрусье более опытные катальщики на автобусах отправлялись покорять склоны Чегета или Эльбруса под руководством инструкторов, катание в одиночку было практически запрещено. Самые опытные горнолыжники совершали спуски по свежему снегу, вдали от трасс. О том, что это называется «фрирайд» или о лыжах с талией вдвое шире тех, на которых тогда катались по всему, включая целину, даже и не мечтали. Катание вне трасс, вдобавок, было чревато встречей со спасателем, который мог запросто отобрать одну лыжу — и добирайся потом как хочешь до подножия склонов, где тебя ждал неприятный душеспасительный разговор. Лыжу, конечно, отдавали — но день-то был уже испорчен!
Катание вне трасс, вдобавок, было чревато встречей со спасателем, который мог запросто отобрать одну лыжу — и добирайся потом как хочешь до подножия склонов, где тебя ждал неприятный душеспасительный разговор. Лыжу, конечно, отдавали — но день-то был уже испорчен!
Немногим более комфортным был отдых и на военной турбазе «Терскол»: дисциплина была строгой, а к обязательной зарядке и катанию только с инструктором добавлялись не менее обязательные концерты художественной самодеятельности, создание стенгазет и спартакиада, а в завершении смены — соревнования. Разве что дежурств по кухне не было.
В туристических гостиницах Приэльбрусья и Домбая проживание было комфортнее, режим — свободнее, но и путёвки туда стоили заметно дороже, а добыть их тоже было непросто. В те времена существовало «Бюро по туризму и экскурсиям», где эти путёвки и продавались. Но поскольку у каждой сотрудницы этой организации было огромное количество знакомых и не очень людей, которые делали ей подношения в виде наборов конфет, армянского коньяка или ещё какого-нибудь «дефицита», заканчивались вожделенные путёвки обычно ещё до поступления в свободную продажу.
Получасовая очередь на подъёмник в Домбае или Приэльбрусье была нормой. Приходилось стоять и подольше, особенно в дни массового наплыва экскурсантов — в просторечии «шапок». Часы, проведённые в ледяном «вагончике» в очереди на медленно ползущий вагончик на склоне Эльбруса, помнят все бывавшие в те годы в этом регионе. А когда наконец, поднимался наверх, под ногами лежали бугристые, иногда обледеневшие склоны. Ратраки на склонах были — вот только использовали их не по прямому назначению, а главным образом для доставки горячительных напитков сотрудникам канатных дорог, так что ровный склон можно было застать только сразу после снегопада.
Ала-Арчинский ледник, г. Бишкек (тогда — г. Фрунзе), Киргизская ССР. Спортсмены на летних сборах, 1981 год © Фото из архива Таштагольской горнолыжной школы
Ещё одним вариантом горнолыжного отдыха были самостоятельные поездки в Карпаты, где самым «крутым» местом для катания была гора Тростян в посёлке Славско. Путёвки, как и в другие места, достать было практически невозможно, так что в основном компании горнолыжников размещались в частном секторе — в обычных деревенских домах с печками и удобствами на улице. Выгрузившись из поезда, нужно было перетащить весь скарб, включая и массу продуктов на всю поездку, на пару километров — а потом найти дом, в котором найдётся свободная комната. Ближайший душ — или в спортивной гостинице «Динамо», или в кочегарке, а баня — в городке Стрый, куда нужно было добираться на электричке. Обледеневшие бугристые склоны, единственный кресельный подъёмник и несколько стареньких буксировочных — вот и весь незамысловатый «сервис». Об инструкторах и прокатах речь не шла.
Выезжали на субботники и воскресники — косить траву, утаптывать снег, натягивать тросы, копать канавы для электрокабеля. А зимой отправлялись в электричках дружной компанией единомышленников на целый день на склон — участвовали в соревнованиях, обсуждали недавно вышедшую на русском языке книгу Жоржа Жубера «Горные лыжи: техника и мастерство». А в тёплые весенние дни кто-нибудь захватывал гитару, после катания большие компании собирались в тесный круг и накрывался импровизированный «стол».
Ну а в середине 1990-х начался уже другой период — стали доступными горнолыжные туры в Европу и постепенно всё больше любителей горных лыж открывали для себя курорты Альп. На рынке, который к тому времени находился на улице Сайкина — у входа в дом, где сейчас находится известный всем продвинутым любителям горных лыж Москвы магазин «Спорт Марафон» и в первых магазинах — «Канте» и «АльпИндустрии» появилась масса новенького снаряжения, непонятно какими путями попавшего в Москву.
К 1997 году заработали уже три очереди подъёмников комплекса «Альпика Сервис» в Красной Поляне, открылись первые частные отели. Начали строиться «цивилизованные» места катания и поблизости от крупных городов — в 1997 году заработали первые современные подъёмники парка «Волен». С этого времени и началась история горнолыжного отдыха, каким мы его знаем сегодня.
Георгий Дубенецкий, Шуколово. 1980-е © Георгий Дубенецкий
А тогда — в 1970-1980-е? Весело было! Мы были молодыми, вокруг были горы, рядом хорошая компания и совсем близко — озорные глаза подруг. И можно было нестись по склону, наслаждаясь управляемой тобой скоростью и точно знать, что «во-он там, перед тем бугром, я поверну». И поворачивать с точностью до нескольких сантиметров. И с жаром обсуждать достоинства новых лыж, и дать прокатиться товарищу, и встречать старых друзей прямо на склоне или в очереди на однокресельную канатку. И поздно ночью по очереди вслух читать только что вышедший «Завтрак с видом на Эльбрус» Юрия Визбора, и не говоря ни слова, разойтись — он уже всё сказал за нас.
Что ещё нужно для абсолютного счастья? 🙂
«Лыжи, возможно, и не являются счастьем, но вполне могут заменить его» — когда-то сказал один из великих французских горнолыжников. В самый разгар лыжного сезона и перед главным периодом поездок на горнолыжные курорты мы предлагаем вам фото-рассказ о том, как менялись сами лыжи и их роль в жизни наших соотечественников с незапамятных времен до сегодняшнего дня.
(Всего 18 фото)
1. Первые упоминания лыж были найдены еще в наскальной живописи за тысячи лет до нашей эры. Северным народам, в том числе нашим далеким предкам, это изобретение было просто жизненно необходимо, чтобы иметь возможность передвигаться по снегу и добывать пропитание в зимний период.
2. Много веков спустя, а именно – примерно с середины XVI столетия, лыжи стали использоваться военными. На фото: картина Иванова С.В. «Поход москвитян. XVI век». Сама картина датируется 1903 годом.
3. Вообще, до самого конца XIX века лыжи применялись в основном для охоты и в армии, поэтому лыжники все это время использовали только одну палку – вторая рука должна была оставаться свободной. Как вид спорта лыжи в России получили официальное признание в 1895 году, когда прошли первые лыжные гонки. Фото: Getty Images
4. Поначалу лыжи не имели специальной обуви и просто привязывались к имеющейся. А учитывая знаменитые русские морозы, первой лыжной обувью чаще всего выступали валенки. Так было вплоть до 30-х годов ХХ века, когда появились рантовые ботинки и крепления, которые активно использовались лыжниками до 70-х годов, а иногда продолжают использоваться и сейчас. На фото: Русский солдат на лыжах и в валенках, 1900-1919 годы.
5. В Советском Союзе, как известно, физкультура и спорт занимали весьма почетное место в жизни каждого гражданина. А лыжи – прежде всего, беговые – стали одним из самых распространенных и популярных зимних видов спорта. Миллионы поклонников спортивного и здорового образа жизни ежегодно принимали участие в массовых лыжных забегах.
6. Приобщаться к лыжному спорту начинали с детства – в долгие зимние месяцы все без исключения советские школьники занимались физкультурой на беговых лыжах. На фото: МГУ, Москва, 1959 год.
7. А это – урок физкультуры в Ульяновске в 1967 году. Фото: Сергей Юрьев
8. У взрослых лыжи также считались прекрасным способом проведения зимнего досуга и даже нередко заменяли романтические свидания. Тут самое время вспомнить знаменитую советскую лыжную мазь с ее специфическим запахом, далеким от всякой романтики. Однако без нее деревянные лыжи, альтернативы которым тогда еще не существовало, не ехали. Фото: Сергей Юрьев
9. Что же касается горных лыж, то они в России начали развиваться гораздо позже, чем беговые, и поначалу входили в основном в состав подготовки альпинистов. На фото: Домбай, 1937 год
10. Первый «прорыв» в советском горнолыжном спорте произошел в 1956 году, когда Евгения Сидорова (на фото) завоевала первую олимпийскую медаль на зимних Олимпийских играх в Кортина д’Ампеццо, Италия. Спортсменка заняла третье место, несмотря на полученную травму плеча.
11. После этого, в 60-е годы, горные лыжи начали завоевывать в стране невиданную ранее популярность. А Домбай стал превращаться из альпинистского лагеря в главный горнолыжный курорт страны. В 1964 году здесь начинается строительство комплекса отдыха и спорта, включающего сеть гостиниц, баз, хижин и канатных дорог. На фото: современный Домбай
12. Еще один примечательный период в истории отечественных горных лыж – эра «золотой команды», время нашего триумфа конца 70-ых – начала 80-ых, когда горнолыжники во главе с Александром Жировым буквально ворвались на пьедесталы этапов Кубка мира. Заголовки спортивных газет впечатляли: «Ахтунг! Русские идут», «Русские рвутся в лидеры», «24 дня русского чуда». Период «золотой команды» был временем расцвета талантов и долгожданных побед отечественного спорта. Фото: Роман Денисов
13. В 1974 году произошел настоящий переворот в лыжном мире – появились первые пластиковые лыжи. В это же время начали активно совершенствоваться ботинки и крепления. В результате лыжный инвентарь приобрел вполне современный вид, хотя и сами лыжи, и крепления и ботинки продолжают постоянно совершенствоваться и сейчас. Фото: Роман Денисов
14. Современным любителям лыжных видов спорта есть из чего выбирать: магазины Спортмастер предоставляют широкий ассортимент лыжных товаров, среди которых подходящий инвентарь может найти не только любитель, но и профессионал.
15. В наше время школьникам по-прежнему положено осваивать азы беговых лыж.
16. А горные лыжи и поездки на горнолыжные курорты с каждым годом завоевывают все большую популярность среди соотечественников. Фото: Роман Денисов
17. Некоторые родители начинают приобщать к любимому спорту малышей с самого раннего возраста – горнолыжные школы принимают учеников от трех лет.
18. А для тех, кто никак не может прожить без лыж даже летом – открываются крытые горнолыжные комплексы с искусственным снегом.