Из опыта работы тренера преподавателя по водному полу
Писарева Анна Викторовна, тренер-преподаватель по водному поло МБУДО СДЮСШОР №3 г.Волгодонска
Описание:
Данная работа из области физической культуры и спорта. Она ориентирована на узкий круг людей, чья профессия связана с водой, а именно она будет полезна и интересна тренерам по плаванию и водным поло.
Объект исследования: спортсменки – ватерполистки начиная с группы УТ-1.
Предмет исследования: психологическая подготовка как одна из важных подготовок в спорте.
Психологическая подготовка как и другие стороны спортсмена, используется в системе физического воспитания в спортивных школах, училищах олимпийского резерва, в ВУЗах, в сборных командах. Поэтому немаловажно тренеру досконально следить за психологической подготовкой своих подопечных.
Введение.
Генеральной целью подготовки спортсменов является достижение наивысших (рекордных) результатов на главных соревнованиях, для спортсменов высокого класса — это Олимпийские игры. На сегодняшний день тренерами, учеными, врачами всего мира осуществляется поиск всевозможных путей, повышающих спортивный результат. В моей публикации будет затронута главная составляющая успеха — это влияние ЦНС (центральная нервная система) на подготовленность спортсмена, умение реализовать всю ту физическую, многолетнюю работу, используя некоторые закономерности деятельности нервной системы.В спортивной деятельности спортсмену постоянно приходиться сталкиваться со стрессовыми ситуациями, как на тренировках, так и на соревнованиях. Чем выше ранг соревнований, тем выше задачи, поставленные на данных соревнованиях, тем сильнее и обостреннее стрессовая ситуация.Немаловажную роль играет и тот климат в команде, который позволяет в условиях соревнований оптимально мобилизоваться к выступлению. В водном поло одной из главнейших задач любого тренера является создание единомышленников, в котором все вместе решают одну задачу – победить. Это позволит избежать траты нервной энергии, которая так необходима, когда спортсмен борется со своими соперниками.Если рассматривать по степени ответственности соревнования, то выстраивается следующая цепочка:
1.Олимпийские Игры;
2.Чемпионат Мира;
3.Чемпионат Европы;
4.Кубки Мира и Европы;
5.Чемпионат России;
6.Первенство России;
7.Международные встречи;
8.Зональные соревнования;
9.Чемпионаты и Первенства областей;
10.Чемпионаты и Первенства городов;
11.Контрольные старты внутри школы.
Но самым главным определяющим в этом будет встреча с равным или более сильным соперником. Чем выше ранг соревнований, тем раньше спортсмен подсознательно начинает готовиться к ним.Создание излишне тепличных условий подготовки к соревнованиям не всегда дает положительный результат, так как некоторые бытовые заботы позволяют переключаться на другую деятельность. Мысли об одном и том же на протяжении недель и месяцев истощают нервную систему. И вот здесь главным становиться умение тренера переключать спортсмена с одного вида деятельности на другой. Тренер должен уметь отвлекать спортсмена, использую свои знания и сплоченность коллектива.Опустошенность перед соревнованиями говорит о не правильном построении этапов подготовки, излишнем психофизическом напряжении.
Психофизическая тренировка.
В профессиональной литературе уделяется большое внимание развитию физических кондиций спортсмена(сила, выносливость, быстрота, гибкость и т. д.), но почему – то очень мало уделяется внимания состоянию ЦНС при этой деятельности. При выполнении физической работы ЦНС нагружается, при восстановлении сил ЦНС нагружается, после этого идет восстановление ЦНС, то есть для восстановления нервной системы после физической работы необходимо минимум в полтора раза больше времени, чем для восстановления определенного ресурса.
В деятельности ЦНС выделяют всем известные параметры:
— возбудимость/В/ — проводимость/П/ — устойчивость/У/ — лабильность(переключаемость) /Л/ — торможение (запредельное истощение нервной системы) /Т/.Всем известно, что проявление абсолютной силы зависит от двух параметров- от анатомического поперечника мышцы или проще – мышечной массы; — от величины импульса к мышце от мозга, т.е. силы тока – это фактически и есть возбудимость. Опасным является перевозбуждение, которое утомляет нервную систему и приводит к запредельному торможению.
В подготовке ватерполисток необходимо учитывать следующее: работа на скоростях ПАНО и ниже тренирует в ЦНС проводимость, при очень длительной работе — устойчивость. Если в такой же работе есть изменение, то готовиться и лабильность. Причем такие переключения позволят сделать значительно большую по объему работу и при этом ЦНС утомиться на порядок меньше. Так работа с переключениями имеет преимущество перед однообразной и является значительно эффективней в плане развития общей выносливости.Тренировочные программы для развития максимальной скорости активизирует возбудимость нервных процессов, но это не позволяет в свою очередь развить силу максимальных сокращений, т.к. максимальная возбудимость возможна лишь при одиночных движениях. Порог или плато максимальной скорости возникает у спортсменов по причине отсутствия в программах подготовки серий одиночных скоростно-силовых упражнений. Для того, чтобы поднять скорость необходима, сначала, подготовка, направленная на одиночные максимальные сокращения и только после этого можно переходить к программам темповой силы. Необходимо учитывать закономерности деятельности ЦНС, чем длительней нагрузка, тем меньше возбудимость.Тренировочная работа с высокой интенсивностью тренирует устойчивость ЦНС к максимально-циклической возбудимости, которая необходима для спринтеров. Но нужно учесть, что при такой работе очень быстро наступает торможение, зачастую запредельное. Восстановление после такой работы происходит значительно быстрей, если выполнять работу над проводимостью с низкой степенью возбудимости или переключением. Для того, чтобы понятней представить, какое из средств подготовки в какой степени влияет на ту или иную сторону ЦНС, приводиться следующая таблица.
В современном спорте значение технической подготовки непрерывно возрастает. Сильнейшие спортсмены мира обладают относительно равной подготовкой. Следовательно, даже небольшой перевес в каком-либо её разделе может оказаться решающим для победы. Именно в этом отношении техническая подготовка предоставляет спортсменам наибольшие резервы, т. к. практическое ее осуществление и научное обоснование ещё далеки от возможных пределов (Д. Д. Донской, 1966, 1967, 1975; В. М. Дьячков, 1967; Д. Д. Донской, В. М. Зациорский, 1979; Л. П. Матвеев, А. Л. Новиков, 1976; В. С. Келлер, 1967; В. К. Бальсевич, 1975 и др.).
Высокий уровень технической подготовленности спортсмена не только обеспечивает плодотворное использование потенциала его моторики в условиях острой конкуренции, но и создает возможности для интенсификации тренировочного процесса, повышения его качественного уровня (В. К. Бальсевич, 1975).
Под технической подготовкой спортсмена понимают обучение его основам техники действий, выполняемым в соревнованиях или служащим средствами тренировки и совершенствования избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков. На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания. Особенности спортивно-технической подготовки определяются тем, что она строится по закономерностям достижения мастерства в избранном виде спорта (Л. П. Новиков, А. Д. Новиков, 1976; Л. П. Матвеев, 1977; Г. Д. Ашмарин, 1979 и др.).
Центральной задачей спортивно-технической подготовки считается необходимость формирования таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в состязаниях и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом. Эта формулировка включает ряд задач: познание теоретических основ спортивной техники; моделирование индивидуальных форм техники; формирование умений и навыков; обновление форм техники; создание новых форм техники и т. д. (Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков, 1976).
Всё это относится преимущественно к специальной спортивно-технической подготовке. Общая техническая подготовка заключается в пополнении фонда умений и навыков, являющихся предпосылкой формирования технических навыков в избранном виде спорта, и включает также обучение технике упражнений, избираемых в качестве дополнительных средств физической подготовки. Кроме освоения навыков существенной стороной этого раздела подготовки должно быть воспитание координационных способностей, от которых в решающей степени зависит спортивно-техническое совершенствование.
В материалах 1-й Всесоюзной конференции по проблемам спортивной техники отмечено два фактора роста спортивных достижений: 1) совершенствование методов обучения и тренировки, дающее возможность раскрывать резервные биологические возможности организма спортсмена; 2) совершенствование технического мастерства, позволяющее предельно рационализировать движения спортсмена, что проявляется в большей целесообразности, эффективности и экономичности движений.
Также отмечено, что в видах спорта, характеризующихся большой вариативностью действий, в процессе тренировки следует приближать условия, в которых совершенствуются технические приемы, к постоянно меняющимся условиям поединков и игровых действий. При этом важна индивидуализация техники у спортсменов высокой квалификации, но тем не менее основа каждого приёма должна быть общей.
Выделяют три этапа технической подготовки:
1-й этап совпадает с первой половиной подготовительного периода. В технической подготовке это этап «конструирования» модели новой техники, улучшение предпосылок, разучивание отдельных движений, формирование их общей координационной основы. В литературе этот этап называют «поисковым» (В. М. Дьяков, 1967 и др.).
2-й этап — «стабилизационный». На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает вторую половину подготовительного периода.
3-й этап — «адаптационный» . На этом этапе техническая подготовка строится в рамках непосредственной предсоревновательной подготовки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени «надежности» применительно к условиям соревнований. Этот этап охватывает соревновательный период.
При необходимости перестройки прочно усвоенных навыков с укоренившимися техническими ошибками или недостатками нужно удлинить первый этап, предварительно вводя «реадаптационный» этап, когда эти навыки не применяются в действии, что способствует «угасанию» нежелательных условно-рефлекторных связей под влиянием времени (К. Т. Булочко, 1973). Формирование двигательных навыков требует прочного овладения основной структурой техники приемов и ее вариантами на основе развития ведущих двигательных качеств.
Говоря о методике обучения в спорте, И. Г. Озолин (1975) считает, что облегчать первые шаги необходимо лишь в той мере, чтобы не создавать у занимающихся заниженные представления о своих возможностях, чтобы достигнутое не казалось им пределом. Облегчение обучения нужно для создания правильного представления о движении, а также для формирования умения выполнять его в упрощенном виде. Большую роль в одновременном обучении технике движений и проявлению на высоком уровне физических и психических качеств играют методы педагогического стимулирования, заинтересованности, игровой метод и соревновательный. Не следует ждать полного овладения техникой, необходимо по возможности соревноваться в её элементах. Автор советует осторожно отнестись к применению тренажеров, облегчающих обучение спортивной технике, т. к. это может отрицательно сказаться на сознательной координации движений и проявлении физических и психических качеств.
Д. Д. Донской (1957) и другие авторы придерживаются мнения, что начальному обучению следует уделять особое внимание, т. к. недостатки на первых этапах технической подготовки чрезвычайно трудно исправить даже при достижении высокого уровня совершенства.
Многолетний процесс технической подготовки спортсмена принято подразделять на две стадии — «базовой» технической подготовки и углубленного технического совершенствования (Л. П. Матвеев, 1977 и др.).
М. М. Боген (1981) выделяет четыре уровня усвоения учебного материала: 1) формирование знания об объекте (двигательные умения и навыки не формируются); 2) способность решать отдельную двигательную задачу; 3) умение находить более совершенные варианты двигательного действия; 4) способность конструировать новые способы решения двигательных задач.
Ю. В. Верхошанский (1972) придерживается мнения, что изучение движений человека в плане формирования и совершенствования спортивной техники расширяет наши возможности в деле активного руководства этим процессом и дает основание к объективному решению вопроса о подборе средств и методов тренировки. В целом и то и другое способствует реализации принципа оптимального управления многолетней подготовкой спортсменов.
По мнению А. В. Воробьева (1972), современная методика тренировки и техника выполнения упражнений находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимообусловленности. Эволюция в технике выполнения упражнений приводит к изменению методики тренировки и наоборот.
Основными средствами технической подготовки (Л. П. Матвеев, 1977 и др.) принято считать подготовительные упражнения, имеющие структурную общность с соревновательными действиями, тренировочные формы соревновательных упражнений и сами соревновательные упражнения со всеми присущими им особенностями, а дополнительными — общеподготовительные упражнения.
В. И. Шапошникова, В. Ф. Дорофеев, Р. В. Мирошникова, Е. С. Ульрих (1967) считают, что правильные навыки необходимо прививать с самого начала и особенно тщательно подбирать и применять специальные и имитационные упражнения, которые играют существенную роль в формировании техники. Если для улучшения ОФП подростков используется достаточно широкий круг средств, то не следует все специальные упражнения использовать при обучении технике того или иного вида спорта. Не всегда внешнее сходство по форме движений отвечает основному содержанию изучаемой техники, поэтому к имитационным упражнениям, применяемым в искусственных условиях, следует подходить с особой осторожностью. При начальном обучении следует широко применять метод расчлененного обучения, целесообразно параллельно изучать несколько технических приемов на одном занятии, ибо в таком случае расширяются координационные возможности занимающихся, овладение двигательными навыками происходит в более короткие сроки, увеличивается возможность их тактического применения.
Новичков следует обучать элементарной, упрощенной, посильной им технике. Но при этом важно, чтобы элементарная техника не искажала её двигательных основ, что позволит без переучивания постепенно перейти к сложной, совершенной технике выполнения упражнений. Обучение должно осуществляться по схеме: сначала у спортсмена создаются двигательные представления, затем следуют попытки его фактического выполнения, потом по мере повторения изучаемого приобретается умение, которое в дальнейшем превращается в двигательный навык. Совершенствование техники осуществляется за счет изменения формы движений и повышения уровня развития двигательных и волевых качеств (Н. Г. Озолин, 1970).
По мнению Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова (1976) и других авторов, детали техники в большинстве случаев зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей спортсменов. Поэтому слепое копирование индивидуальной техники выдающихся спортсменов может отрицательно сказаться на спортивных результатах. Техника спортсменов высокого класса обладает высокой устойчивостью и вместе с тем гибкой приспособляемостью к изменяющимся условиям среды.
А. Г. Дрижика (1967) в своих исследованиях пришел к выводу, что чем меньше информации о движении воспринимается анализаторами, чем меньше ее осознается, тем устойчивее и быстрее навыки могут формироваться, однако менее совершеннее и «коснее». Это согласуется и с суждениями И. П. Павлова о том, «что всякая система условно-рефлекторных связей устанавливается быстрее и легче при меньшей вариативности внешних воздействий» (И. П. Павлов, 1947). Исходя из сказанного можно заключить, что каждое тренировочное занятие должно всякий раз повторять пройденный этап формирования этого двигательного навыка, чтобы избежать развития «косности». Последовательность задач таких тренировочных занятий должна быть примерно такой:
1. Расширение двигательного кругозора занимающихся в границах данной координации движений: а) выполнение имитационных и подводящих упражнений, способствующих совершенствованию техники вида; б) выполнение упражнений, непосредственно совершенствующих технику избранного вида.
2. Расширение функциональных возможностей занимающихся в границах данной координации движений.
3. Моделирование оптимальных и максимальных функциональных возможностей в границах избранного вида.
В раннем возрасте меньше всего нужно заботиться о прочном закреплении навыков, а больше расширять двигательный кругозор занимающихся за счет усвоения большого количества самых разнообразных по координационной структуре движений в различном темпе и с различными скоростно-силовыми характеристиками. При этом следует избегать частых повторений узко ограниченных стандартизированных форм движений, чтобы повысить пластичность нервной системы.
В. С. Келлер (1967) придерживается мнения, что выработка динамического стереотипа в единоборствах, в виде стабильной целостной системы спортивного поединка, задача весьма трудная и, главное, нецелесообразная. Двигательное навыки должны образовываться не для всей системы спортивного поединка, а для отдельных, основных приемов, использованных в сложных актах деятельности спортсменов. Целостная система действий единоборцев строится из навыков основных приемов каждый раз в соответствии с создавшейся ситуацией состязаний. Обучая технике приемов, тренер должен последовательно давать задания на выполнение их в разнообразных тактических ситуациях, постепенно превращая приемы техники в простые, а затем и сложные боевые действия спортивного поединка.
Специализированные положения и движения спортсменов в единоборствах, взятые вне тактической ситуации, автор предлагает назвать «приемами», а прием или несколько приемов, применяемых для решения какой-либо конкретной тактической задачи, — «действием».
исходные действия (боевые стойки);
передвижения (приемы перемещений спортсменов);
основные движения (удары, защиты, перевороты и т. п.).
Действия спортсменов классифицирует, исходя из общей тактической задачи, как действия подготовки, нападения, обороны. Такое разграничение понятия приема и действия облегчает обучение технике и тактике.
Автор рекомендует проводить обучение технике и совершенствование её в спортивных единоборствах с учетом специфических условий деятельности спортсменов, а именно — единоборства с противодействующим противником. Исходя из этого, предлагает специфические способы изучения навыков и воспитания умений применять эти навыки в спортивном поединке:
обучение без противника,
с условным противником,
с партнером,
с противником.
Обучение без противника применяется для овладения основами техники, совершенствования ее, для обучения сознательному анализу собственных движений, умению контролировать технику.
Обучение с условным противником (чучело в борьбе, мишень в фехтовании, груша в боксе и т. д.) — для развития способности спортсмена определять дистанцию до противника, усвоения мышечных ощущений, отработки технических приемов. При обучении с условным противником появляются два новых момента:
а) действие зрительного анализатора, помогающего правильно определить расстояние до противника;
б) мышечные ощущения, связанные с соприкосновением с противником. Возрастает требовательность к точности движений и координации.
Третий способ — обучение с партнером используется для изучения и закрепления техники приемов и действий. Развивает способность к осмысленным целесообразным действиям, помогает понять взаимозависимость своих действий от действий партнера и носит преимущественно технический и тактический характер.
Обучение с противником применяется для совершенствования приемов и действий с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, детальной отработки техники, совершенствования моральных и волевых качеств, воспитания умения использовать свои способности в разнообразных условиях спортивного поединка и превращения приемов в целесообразные боевые действия.
С использованием технических средств создаются возможности для лучшего определения качественных сторон выполняемого движения на основе искусственного расширения способности к оценке спортсменом контролируемых характеристик (И. П. Ратов, 1972).
По мнению В. К. Бальсевича (1975), применение технических средств облегчает задачу проведения массового обучения движениям при условии еще большей индивидуализации педагогических воздействий на каждого занимающегося. С использованием технических средств резко облегчается возможность индивидуализированных педагогических коррекций и постановки конкретизированных задач для каждого занимающегося.
При овладении техникой в единоборствах необходимо четко придерживаться положения: каждое «техническое так» должно иметь свое «тактическое почему». Это значит, что при изучении техники, при индивидуализации её необходимо исходить не только из чисто биомеханической целесообразности приема, но также обязательно учитывать и его будущие тактические особенности, возможности, вариативность применения приема в том или ином боевом действии (Н. А. Бернштейн, 1965).
В процессе обучения спортивной технике различные авторы выделяют фазы, которые можно рассматривать относительно изолированно: В. С. Фарфель (1960) отмечает физиологические фазы: иррадиация процесса возбуждения; концентрация возбуждения благодаря развитию процесса торможения; стабилизация и автоматизация; Л. Б. Чхаидзе, Н. А. Бернштейн (1947) выделяют регуляторные фазы: нейтрализация реактивных сил, мешающих соблюдению необходимых пространственных параметров движений; освобождение ряда степеней свободы, реактивные силы которых меньше всего препятствуют движениям; полное освобождение требуемых степеней свободы.
В. Д. Мазниченко (1964) отмечает пять стадий формирования двигательного навыка: 1) получение первого представления о двигательном действии и формирование установки на обучение ему; 2) первоначальное умение выполнять движение в «грубой» форме; 3) начальное умение совершенного выполнения двигательного действия; 4) полное образование навыка; 5) достижение изменяемого навыка.
К. Мейнель (1960) выделяет три этапа обучения: освоение процесса в грубой форме; появление тонкой координации движений; закрепление и приспособление к изменяющимся условиям, стабилизация движения.
М. Я. Горкин (1953), Д. Харре (1971) дают методические рекомендации для обучении технике физических упражнений: необходимо сразу учить рациональной технике; следует уделить большое внимание теоретическим занятиям со спортсменами, с тем чтобы обеспечить сознательное отношение к обучению движениям; необходимо создать высокий уровень специальных физических качеств, чтобы исключить технические ошибки, возникающие вследствие недостаточных физических предпосылок, обеспечить такие условия выполнения упражнения, чтобы было легко определять любые отклонения от параметров целесообразного решения двигательной задачи.
В структуре обучения приемам и действиям в видах единоборств К. Т. Булочко (1972) различает три фазы: 1-я фаза включает ознакомление и разучивание; 2-я — закрепление и совершенствование техники; 3-я — применение в условиях соревнований. Согласно каждой фазе автор рассматривает задачи, средства и методы.
При изучении приемов классической борьбы О. П. Хромов (1963) предлагает две схемы: для обучения простым приемам и сложным, которые отличаются тем, что при обучении сложным приемам используется кроме целостного метода еще и расчлененный. Применяются при этом в той и другой схеме упражнения: 1-е с несопротивляющимся партнером или оказывающим неполное сопротивление; 2-е — с партнером, создающим благоприятные условия для проведения приема.
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием различных факторов. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Схематично это можно представить как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем — от умения к навыку. В любом действии можно выделить три части (объединенных функциональных компонента): ориентировочную, собственно исполнительную и контрольную (М. Я. Гальперин, 1954 и др.), которые реально неотделимы друг от друга, одновременно представлены в процессе его выполнения.
Физиологической конструкцией, объединяющей их, является то, что в современной физиологии принято называть «функциональной системой» поведенческого акта (П. К. Анохин, 1948, 1975). Под этим подразумевается, как известно, целостная совокупность функциональных механизмов и процессов, которая складывается в ходе и в результате построения действия при ведущей роли высших отделов ЦНС и обеспечивает консолидацию функций всех систем организма, участвующих в его осуществлении (в том числе физиологических механизмов программирования действия, эфферентных и афферентных связей в управлении движениями, сличения параметров действия с заданной программой, выявления рассогласований и коррекции действия) (Я. М. Коц, 1982).
Осмысленное построение действия начинается с направленного формирования его ориентировочной части как ориентировочной основы действия (ООД), выполняющей роль его программы. ООД включает в себя общий логический проект действия, исходящий из сути решаемой задачи, и основные опорные точки (ООТ) программы ее реализации, т. е. более или менее четко выделенные представления об основных моментах действия, входящих в него операциях и условиях его выполнения.
В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Оно представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных целенаправленных операций. К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:
постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях;
относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная изменчивость техники движений, особенно под влиянием сбивающих факторов;
расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действий во времени.
Двигательное умение и двигательный навык — это как бы последовательные ступени на пути формирования двигательного действия. По мере многократного воспроизведения действия операции, входящие в его состав, становятся постепенно отлаженными и привычными, а связи между ними — прочными, гарантирующими естественную слитность движений, отпадает необходимость постоянной концентрации внимания на ряде частных моментов действия, требующих направленного осознания, возрастает вклад двигательных автоматизмов в осуществленные действия. В результате двигательное умение автоматизируется — превращается в двигательный навык. Автоматизация движений и есть основной отличительный признак двигательного навыка.
Отсюда следует, что двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения. Рационально сформированный двигательный навык характеризуется оптимальным соотношением функций сознания и автоматизма в управлении движениями, при котором действие в целом направляется сознанием, а составные операции доведены до определенной степени автоматизации.
Вместе с автоматизацией движений происходит своего рода стереотипизация их по ряду важнейших параметров и качественных признаков. Это выражается, в частности, в относительно стандартном воспроизведении пространственных, временных, динамических и ритмических параметров техники движений при повторении действия в одинаковых условиях, а также в сохранении заданной общей результативности действия при выполнении его в изменяющихся условиях.
По мнению М. М. Богена (1985, 1995), обучение двигательным действиям, которое в этом аспекте можно рассматривать как условие выживания, появляется в простейших формах с возникновением жизни, усложняясь и совершенствуясь с эволюцией живых существ.
Человек начинает учиться двигательным действиям с момента появления на свет, повторяя в онтогенезе филогенетический путь обучения: вначале движения организуются спонтанно и хаотически, затем — все более осмысленно, целенаправленно, под влиянием извне, вначале — родительским, а позже — и других людей, и все более — общества. Общество заинтересовано в эффективном обучении, поскольку благосостояние общества определяется благосостоянием его членов, а последнее — способностью решать жизненные проблемы, в конечном итоге — обученностью. Этим определяется и требование общества к системе обучения: учить всех, учить эффективно, учить быстро.
Чем выше уровень развития общества, тем выше его требования к качеству обучения, тем больше ценится квалификация учителя. У хорошего учителя ученики осваивают материал быстрее и эффективнее, он может научить и менее одаренных учеников.
Эффективность обучения оценивается результатами практической деятельности. Стабильной эффективности чаще добиваются в видах деятельности со стандартной программой. В видах деятельности с нестабильной программой и меняющимися условиями, таких как спортивные игры и единоборства, где успех зависит от способности действовать в быстро меняющихся ситуациях, стабильная эффективность результатов обучения встречается гораздо реже, более того — крайне редко, скорее как исключение из общего правила. Чтобы выяснить методику обучения, движения мастера тщательно анализируют: с помощью совершенных приборов фиксируют движения и их характеристики, а затем используют данные анализа для обучения других. Идея обучения проста: добиться сходства, а еще лучше — полного соответствия движениям мастера по всем зафиксированным характеристикам. Для достижения цели рекомендуют применять обучающие приспособления, которые позволяют оперативно сравнивать модельные и реальные характеристики движений и вносить соответствующие коррекции в движения обучаемого (Зинченко Т. Н. и др. 1978; Крогиус Н. В., 1981). Обучаемый добивается нужного эффекта: он научается более или менее точно воспроизводить эталонное движение. Однако «повторить» не значит «овладеть». Копирование не рождает мастерства.
Н. А. Бернштейн (1947) отмечал: движения — это коррекции. Мастерство проявляется в точности и своевременности коррекций, обеспечивающих приспособление действия к колебаниям его внешней ситуации, с одной стороны, и к колебаниям собственной внутренней структуры (взаимное расположение частей тела, соотношение усилий по величине и направлению) — с другой. Можно при желании копировать двигательное действие, точнее — его наблюдаемую картину: невозможно копировать коррекции — они недоступны наблюдателю и бессмысленны как предмет копирования из-за сугубо частного своего характера. Объяснение коррекций как феномена двигательной деятельности вообще невозможно с позиций теории условно-рефлекторной концепции природы двигательных актов, оно возможно лишь в том случае, если признать смысл деятельности и цель действия основными регуляторами действия, а ориентирование в ситуации и в процессе построения действия — обязательной, хотя и незаметной, частью действия.
Показав роль «образа потребного будущего» (иными словами — роль цели) в формировании двигательного действия, Н. А. Бернштейн наметил направление углубленного исследования психологической структуры — ведущей по отношению к его физиологической структуре. Продолжая развитие этой концепции, П. Я. Гальперин (1954) расшифровывает психологические механизмы формирования действия, обобщенно называя их «ориентировочная основа действия». Формирование ООД всегда предшествует исполнению и включает довольно много относительно сложных операций, что позволяет говорить об ориентировочной деятельности как о необходимом компоненте построения двигательного действия. Эта деятельность начинается с уяснения смысла, т. е. понимания, для чего нужен результат действия. Таким образом, формулирование требования двигательной задачи, выбор действия, анализ ситуации, определение состава операций — необходимые действия (операции) ориентировочной деятельности (действия).
Каждое действие и все входящие в него операции требуют для своего осуществления точного управления телом. Поэтому ориентировочная деятельность включает проектирование целесообразных усилий, траекторий, длительности и ритма движений, согласующих перемещения тела и его частей с требованиями ситуации деятельности.
Следует обратить особое внимание на проблему выделения существенных ориентиров в ситуации действия (когда речь идет об ориентировании в ситуации действия) и ориентиров регуляции действия (когда речь идет о построении самого действия). Способность ориентироваться в ситуации действия и в ощущениях динамики собственного тела — решающие условия успешного решения двигательных задач. В специальных исследованиях выяснено, что в ориентировочной деятельности анализируются не все элементы ситуации, а только значимые ее признаки (Бернштейн Н. А., 1947; Боген М. М., 1985).
Контекст смысла двигательного действия позволяет выделить в условиях двигательной задачи существенные признаки ситуации действия. Для каждого типа двигательной задачи эти существенные признаки инвариантны: хотя конкретные ситуации отличаются в деталях, их можно выделять в теоретическом анализе. Именно они и определяют сущность ситуации и выбор состава операций, обеспечивающих успешность действия. То же самое можно сказать и о регуляции двигательного действия, требований к его построению. Теоретический анализ позволяет выявить основные условия оптимизации действия (требования техники), а методический анализ — минимум условий, выполнение которых обеспечивает оптимальную структуру и характеристики действий. Эти существенные ориентиры и получили название «основные опорные точки» (Башлыков Ю. И., 1973; Бернштейн Н. А., 1947; Крогиус Н. В., 1981), поскольку именно они контролируются осознанно, субъект опирается на эти точки концентрации внимания, строя и регулируя действие. Организация действия вокруг этих точек происходит неосознанно, что соответствует указанию Н. А. Бернштейна о нецелесообразности вмешательства сознания в работу низших уровней построения движений (Башлыков Ю. И., 1973).
Можно предположить, что становление двигательного навыка происходит в два этапа. На первом этапе, когда закладываются базовые навыки, школа движений в избранном виде деятельности, следует обратить особое внимание на формирование навыков ориентирования во внутреннем ориентировочном поле, другими словами — на способности управлять силой, быстротой, направлением собственных движений. На втором этапе, когда обучаемый начинает решать более сложные двигательные задачи, требующие согласования движений с меняющимися условиями ситуации действий, внимание переносится на формирование навыков ориентировочной деятельности во внешнем ориентировочном поле, иначе говоря — на способности широко и адекватно варьировать действия, добиваться эффективного решения двигательных задач в любых условиях.
По мнению В. Н. Селуянова, М. П. Шестакова (1996), основоположником теории технической подготовки в спорте (ТТП), безусловно, следует считать Н. А. Бернштейна (1947). Именно он сделал методологической основой ТТП биомеханику движений человека, физиологию двигательной активности, которая включала нейрофизиологию и психологию.
В очерке «О построении движений» Бернштейн (1947) рассматривает двигательную систему позвоночных как модель (систему), состоящую из пассивной части (жесткие сочленения) и активной части (поперечно-полосатая мускулатура со всем ее оснащением). Затем дает описание свойств элементов (костей, связок, сухожилий, мышц), структурных образований — суставов, скелетно-мышечных моделей и др.
Таким образом, Н. А. Бернштейн был из первых биомехаников, которые положили в качестве краеугольного камня теоретической биомеханики строение опорно-двигательного аппарата, а свойства его использовали для объяснения причин определенной организации двигательного действия.
Современное представление об анализе движений (техники) связано с понятием «биомеханизм» (Селуянов, 1993). Моделирование опорно-двигательного аппарата (ОДА) человека требует использования следующих идеальных моделей теоретической механики: двух- или трехмерное пространство, время, материальная точка, абсолютно твердое тело (стержень), шарнир, кинематическая цепь, идеальная жидкость или газ и др. Все они применяются в биомеханике, однако для получения адекватной модели ОДА необходимо иметь модели мышцы. Следовательно, объект биомеханики пересекается с объектом теоретической механики, однако не полностью. В каждый момент времени существование человека в условиях внешней среды будем представлять как совокупность биомеханизмов.
Построить движение (технику) — это значит по Селуянову (1993):
1) сформулировать цель движения;
2) задать начальные условия, т. е. позу и кинетические показатели;
3) определить биомеханизмы, т. е. способы преобразования энергии мышц в целесообразную двигательную деятельность;
4) распределить реализацию биомеханизмов во времени;
5) реализовать теоретическую разработку двигательного действия, однако с этого момента биомеханик должен уступить место специалисту по обучению человека двигательным действиям.
Теория технической подготовки граничит с биомеханикой движений человека, физиологией двигательной активности Н. А. Бернштейна (1966), педагогикой и психологией.
На базе модели опорно-двигательного аппарата Н. А. Бернштейн (1947, 1966) теоретически разработал способы управления моделью. Он предположил, что человек может управлять только внутренними силами, а реактивные и внешние силы не могут однозначно соотноситься с ними. Здесь имеет место принципиальная неопределенность. Принцип сенсорных коррекций, безусловно, верен в случае обучения, формирования умения, однако при наличии навыка, при автоматизированном управлении логика сенсорных коррекций не проходит (Боген М. М., 1985). Очевидно, что в пределах поступления сенсорной информации в ЦНС (0,120-0,280 с) большое количество спортивных двигательных действий (прыжки, отталкивания и др.) выполняется вопреки логике. Человек обучается и в конечном итоге вырабатывает программы управления мышцами с учетом внешних и реактивных сил, т. е. опорно-двигательный аппарат является принципиально управляемой системой в случае соединения двух способов управления — автоматизированного и с сенсорной коррекцией.
Физиологические концепции управления движениями не ставили перед собой задачи обосновать закономерности обучения двигательным действиям.
В психологии благодаря работам Л. С. Выготского (1956) и А. Н. Леонтьева (1975) стало возможным изучение процесса обучения как деятельности. Структурными (временными) компонентами деятельности выступают действия. Действием называют процесс, подчиненный решению конкретной задачи, направленный на достижение цели, определяемой характером мотивации. С позиции теории деятельности П. Я. Гальпериным (1954) и его сотрудниками была разработана теория поэтапного управления процессом усвоения знаний. Теория деятельности легла в основу теории обучения двигательным действиям в спорте.
Мнения большинства современных теоретиков сходятся на том предположении, что основные координационные свойства мозга определяются топологической структурой сети нейронов и динамикой распространения импульсов в этой сети. Можно утверждать, что в настоящее время нейронная теория памяти является общепринятой.
Предположения, высказанные Хеббом (1984) и ставшие теперь классическими, говорят о том, что любые психические функции, будь то память, эмоции или мышление, должны быть обусловлены деятельностью нейронных ансамблей. Нервные клетки в таких ансамблях объединены в специфические сети. Таким образом, объектом ТТП являются программы (образы) теоретических представлений и моторных реализаций целенаправленных двигательных действий в коре головного мозга. Наличие и количественная оценка их совершенства выявляются в ходе двигательной деятельности. Предмет ТТП — закономерности формирования двигательных умений и навыков.
В соответствии с объектом и предметом исследования, а также с логикой развития теоретического исследования можно определить следующие основные задачи ТТП по разработке:
умозрительных и математических моделей ОДА и ЦНС;
методов формирования произвольных программ двигательных действий;
методов перестройки программ произвольного управления моделями ОДА;
методов контроля уровня технической подготовленности, а также содержания технической подготовки;
планирования технической подготовки.
Пока для тренера недоступны программы, имитирующие деятельность мозга, поэтому он должен использовать умозрительные модели. Такой моделью может быть блок-схема, опубликованная ранее Голомазовым (1994). Построение двигательного действия приводит к формированию в сознании двигательного образа и программы движения, которая может быть реализована. При реализации программы, как правило, имеет место отклонение от заданной цели движения (образа). Поэтому приходится повторять выполнение программы с некоторыми предварительными коррекциями. Те следы в нейронной цепи прохождения импульсов, которые раз от раза повторяются, закрепляются в виде четких шипиковых образований. Постепенно закрепляются наиболее подходящие с точки зрения спортсмена и его тренера действия. Это способствует постепенному увеличению точности и стабильности выполнения среды. Этот подход получил название повторного метода, который приводит к формированию базовой программы.
Представления Н. А. Бернштейна о кольцевом характере управления действиями, о предвосхищении человеком потребного будущего оказались основополагающими в теории цели как осознаваемого образа предвосхищаемого результата. Таким образом, одна из высших интегральных функций человеческой психики — целеполагание — была поставлена в позицию «от человека», и тем самым в эту же позицию были поставлены функции реализации и становления индивидуальности (Дмитриев С. В., 1985).
В работах Д. Д. Донского (1968), С. В. Дмитриева (1985) сформулированы основные принципы и средства смыслового проектирования и моделирования двигательных действий человека. Рассматривания двигательные действия спортсмена как объект дидактического моделирования, С. В. Дмитриев (1995) уделяет особое внимание категории целеполагания в его бернштейновском смысле. При этом сущностная связь субъекта и его деятельности (действий) выявляется, по мнению автора, тогда, когда ведущей в анализе выступает категория субъекта.
Главная идея акмеологического, по своей сути, принципа осуществимости состоит в том, что каждый человек обладает определенным физическим, психическим и духовным потенциалом и вершины его достижений, соответствующие этому потенциалу, предсказуемы, проектируемы (Гагин Ю. А., 1994).
По мнению Л. П. Матвеева (1977), те формы движений, которые были освоены спортсменом в начале спортивного пути, не могут полностью совпадать с моделями техники, пригодными для последующих этапов, потому что техника движений определяется степенью развития физических и психических качеств спортсмена. В соответствии с изменениями должна меняться и индивидуальная техника. А это значит, что техническая подготовка спортсмена не имеет конечного пути, она осуществляется на протяжении всей спортивной деятельности.
Эффективность управления процессом становления и совершенствования технического мастерства спортсменов высокой квалификации в решающей мере зависит от разработанности системы контроля за его состоянием. Причем первоначальное значение при этом приобретает срочная информация о текущем состоянии формируемой технической структуры упражнения. Традиционные методы словесного и наглядного обучения с каждым годом дополняются новыми. В большинстве случаев они связаны с использованием специализированных аппаратурных устройств для формирования наглядных представлений, программирования параметров движений, срочной объективной информации по ходу выполнения и коррекции ошибок или физического облегчения правильного выполнения действий. При выборе средств срочной информации предпочтение отдается методам, связанным с визуальным восприятием, т. к. переключение сигнализации с проприоцептивного канала на зрительный способствует формированию объективной системы самоконтроля на основе осознанных представлений о форме и результатах своих технических действий (Д. Д. Донской, 1971; В. М. Дьячков, 1963, И. П. Ратов, 1972; В. С. Родиченко, 1972; В. С. Фарфель, 1968; Л. Л. Чхаидзе, 1968; Л. П. Матвеев, 1977 и др.).
Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:
достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
приобрести общую, выносливость;
повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.
Специальная физическая подготовка — это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.
Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:
спортивная подготовка;
профессионально-прикладная физическая подготовка.
Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений.
Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.
Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.
К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.
Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание, самостоятельность и инициативность.
В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:
устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;
кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;
способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;
способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.
Понятие «подготовка спортсменов» характерно для спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов. Это комплекс мероприятий, обеспечивающий высокий уровень готовности к соревнованиям и максимальную реализацию наличных возможностей спортсмена в ходе соревновательного противоборства. Для всего периода «жизни в спорте» (как правило, 10-20 лет) характерно многократное чередование участия в соревнованиях и специальной тренировки к ним.
Подготовка спортсменов охватывает период от начала специализированных занятий спортом до перехода в сферу спорта высших достижении (от 5 до 10 лет в различных видах спорта). В спорте высших достижений спортсмен находится от 4 до 10 лет в зависимости от вида спорта. Многолетний период спортивной подготовки делится на этапы, которые связаны, с одной стороны, с возрастом занимающихся, с другой — со спецификой вида спорта.
В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.
Структура тренировки характеризуется, в частности:
1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);
2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);
3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.
В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают:
а) микроструктуру — структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного);
б) мезоструктуру — структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца);
в) макроструктуру — структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.
Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до мастера может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки, связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов (табл. 1).
Следует отметить, что в отдельных видах спорта нет четких границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как и строгих временных рамок этих стадий и этапов.
Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов:
Оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта;
Продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов;
Преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки;
Паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка;
Индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства.
Таблица 1. Этапы и стадии многолетней подготовки спортсмена
Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе следующих методических положений.
1. Единая педагогическая система, обеспечивающая рациональную преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для данного вида спорта.
2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.
3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки.
4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется. Из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес общей подготовки.
5. Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла следует начинать и завершать на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.
6. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, так как всесторонняя подготовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах многолетнего процесса полностью соответствуют его биологическому возрасту и индивидуальным возможностям спортсмена.
7. Одновременное развитие двигательных способностей спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных способностей в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. В школьные годы имеются возможности для развития всех двигательных способностей, если обеспечено эффективное педагогическое воздействие.
Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом сенситивных периодов развития двигательных способностей. Вместе с тем целесообразно уделять внимание воспитанию тех двигательных способностей, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т.е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.
У девочек сенситивные периоды формирования двигательных способностей наступают на один год раньше.
Чтобы рационально построить многолетний тренировочный процесс, следует учитывать сроки, необходимые для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, способные спортсмены достигают первых больших успехов через 4-6 лет, а высших достижений — через 7-9 лет специализированной подготовки.
Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования.
Продолжительность этапов многолетней подготовки обусловлена особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся. Четкой границы между этапами не существует. Решая вопрос о переходе к очередному этапу подготовки, следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировочных и соревновательных нагрузок.
Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи:
1) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;
2) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;
3) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему развитию двигательных способностей, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.
Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не рекомендуется проводить тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.
Этап начальной спортивной специализации . Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.
Специализация имеет «многоборный», отнюдь не узконаправленный характер. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех двигательных способностей и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.
Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.
Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.
Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.
Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.
Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.
На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.
Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.