Ребенок не хочет заниматься спортом совет психолога. Психология ребенка от а до я. Нужно ли заставлять ребенка заниматься спортом: простые основы

9 декабря 2019

Что делать, если ребенок не хочет ходить на тренировки? Можно ли отказаться от спорта? Можно ли ругать, наказывать, поощрять ребенка ради того, чтобы он ходил в спортивную секцию? Как знаменитости могут помочь увлечь ребенка спортом? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Можно ли отказаться от спорта

Когда родители сталкиваются с нежеланием ребенка посещать тренировки, они начинают придумывать различные способы преодоления этой ситуации. Однако практически всегда родители даже не задумываются о самом простом, действенном и легком способе: отказаться от тренировок.

Действительно, отказ от тренировок может показаться слабым шагом, уступкой, поражением, и потому принять это решение бывает так непросто. Более того — в большинстве ситуаций отказываться от тренировок не нужно (об этом мы поговорим ниже). Но все же бывает так, что сделать это необходимо.

Внимательно присмотритесь к своему ребенку. Может быть, спорт, которым он занимается — «не его»? Он вдруг стал слишком много болеть, часто грустить? У него портится настроение каждый раз перед тренировками, и он очень счастлив, когда тренировок нет? Все это — классические маркеры, по которым можно понять то, что ребенку на самом деле не нравится то дело, которым его принуждают заниматься.

В этом случае отказаться от спорта можно, но не навсегда. После недолгого перерыва полезно будет попробовать заняться другим видом спорта, или тем же самым, но с другим тренером и в другой группе. Хорошим вариантом будет спорт, на который ходит брат/сестра/друг вашего ребенка. Если таких нет, попробуйте узнать, может быть, кто-то из родителей друзей вашего ребенка только собирается отправить свое чадо в спортивную секцию? Если это так, предложите составить компанию — пусть ходят вместе.

Не платите своему ребенку зарплату

Многие родители, желая договориться о чем-либо с ребенком (например, о хороших оценках в школе или о стабильном посещении тренировок), решают платить ребенку зарплату. «За каждую пятерку я буду давать тебе X рублей», «Если не пропустишь ни разу тренировку в этом месяце, я куплю тебе…» и так далее.

В некоторых ситуациях подобная «зарплата» имеет право на существование, однако в спорте она неприменима. Спортивная секция станет для ребенка местом, куда он приходит «работать» ради получения «зарплаты». Из-за этого на второй план уходит то, ради чего, собственно, ребенок и был отправлен в спорт: получение удовольствия от спорта, воспитание воли и характера, появление новых друзей. Ребенок будет думать не о спорте и не о себе в нем, а о материальном вознаграждении , что плохо.

Другой вариант — когда вместо «зарплаты» родитель обещает ребенку наказание. «Еще раз прогуляешь тренировку — будешь месяц без телефона» и прочее. Данная ситуация аналогична предыдущей, только теперь спорт у ребенка будет ассоциироваться не с будущим поощрением, а с будущим наказанием. И первое, и второе — одинаково плохо.

Главное — правильная мотивация

Многие родители забывают о том, что их ребенок — полноценный человек, с собственными мыслями, секретами, желаниями, хорошими и плохими чертами характера. Для детей некоторые вещи важны столь же сильно, как и для взрослых, просто у детей категория этих вещей иная.

Например, если взрослый человек хочет добиться атлетичного отражения в зеркале (для самых разных целей — самоуважение, восхищенные взгляды, представительский вид и т. д.), то ребенок просто хочет стать сильным. Если взрослый человек хочет стать более ловким, чтобы научиться кататься с друзьями на сноуборде, то ребенок просто хочет стать ловким — без точной причины зачем.

Поговорите со своим ребенком, узнайте о том, что ему важно и чего он хочет. Хочет ли он стать таким же сильным как папа? Хочет ли он стать таким же ловким, как его любимый супергерой? После этого объясните ему, как занятия спортом помогают приобрести эти качества.

Ребенок должен понимать, что спорт нужен в первую очередь ему, и ходит на тренировки он не для вас. Как только ребенок осознает, что для достижения его цели (стать сильным, ловким) ему нужно ходить на тренировки, проблема нежелания посещать спортивную секцию решится сама собой.

Сотворите кумира

Часто дети не понимают до конца смысл посещения тренировок. Да, вроде бы родители говорят, что это полезно, и «в старости не будут ноги болеть», и «это важно для здоровья» — но какому ребенку есть дело до здоровья и до старости? Получить удовольствие и с интересом провести время можно и у компьютера. Зачем куда-то ехать?

В этом случае часто помогают кумиры. Например, если ваш ребенок занимается теннисом, сходите с ним на теннисный турнир, начните смотреть теннисные матчи. Очень хорошим мотиватором будут необычные и интересные факты о теннисе, которые вы будете иногда рассказывать своему ребенку. Например: «Один теннисист так сильно ударил ракеткой по мячу, что порвал сетку».

Подобные примеры практически идентичны тому, как если бы ребенок читал «Подвиги Геракла». Такие книги очень интересны любому ребенку, и проецируя подобные подвиги на спорт, которым он занимается, вы тем самым превращаете спорт из скучного занятия в нечто, где иногда случаются чудеса , и где ваш ребенок тоже может стать тем человеком, о котором будут в будущем слагать легенды.

Очень здорово, если ребенку вдруг понравиться какой-либо спортсмен. В этом случае подарите ребенку плакат с этим спортсменом — пусть повесит дома на стену. Посещайте турниры с его участием, смотрите телетрансляции. Кумиры очень полезны в плане желания посещать тренировки — ребенок будет хотеть стать похожим на своего любимого спортсмена.

Заключение

Самое главное — правильная мотивация. Ребенком должны двигать не страх перед наказанием и не желание получить «зарплату», а чистое стремление к лучшему: быть похожим на любимого спортсмена, хотеть развить в себе желанные качества и так далее.

Только искренняя и честная мотивация может помочь ребенку по-настоящему увлечься спортивными занятиями и даже не думать о том, чтобы их пропустить.

Узнать подробнее об .

Здраствуйте, я Иван,мне 14 лет.
Я хожу на спорт(карате) 5-ый год и я уже как около 3х-2х лет
хочу его бросить по причине: Надоело, и нету временни на отдых.
У меня начинается учеба в 8.30 и заканчивается около 14.30 и
прихожу домой в 14.40-14.50. Дома я кушаю собираюсь и в 15.15
выхожу на тренировку, они начинаются в 16.00, длятся они 2 часа.
заканчиваю в 6 часов и уже в 18.30 стою на отановке дома уже где-то
19.20. Далее, сожусь делать уроки и это где-то занимает час-два.
Вот свободное время начинается где после девяти часов.
Тренировки каждый день кроме понедельника, даже в воскресенье.
После февраля 2 тренировки в день во время учебы, в 5 часов утра. Сильно устаю. Вот по какой причине я хочу бросить тренировки.
Радителей уже незнаю как уговорить, часто конфликты говорят чтобы больше такого не говорил им. Говорят что будешь ходить до 18 лет а потом все будешь решать сам, но я против этого. И якобы если я брошу, буду жалеть. Но я говорю что переживу…
И вот что, еще хочу пойти на другой спорт менее сложный, который мне по душе и на который я буд ходить с радостью.
Дайте совет срочно, пожалуйста. Если сработает- Жизнь удалась.=)))

Добрый день Иван! Ваши родители хотят что бы Вы были заняты, а не «болтались», как многие подростки . Давайте посмотрим на ситуацию с Вашей позиции, Вам жаль времени, которое Вы тратите на спорт, а задумайтесь куда Вы его будете тратить — на компьютер, на лежание на диване и т.д. И разве это Вам по душе?! Ещё со времен древних греков известно, что хорошая двигательная активность — одна из важнейших составляющих гармонического развития человека. Занятие физической культуры и спортом является идеальным для формирования в нем оптимальной самореализации личности. Человек познаёт окружающий его мир через ощущения. Многое зависит от того, как тело отдельно взятого человека переносит те или иные нагрузки. От этого напрямую исходит, насколько полноценно активным может быть человеческая жизнь, насколько физически легко она будет восприниматься. Ведь, если тело будет достаточно тренированным, то это даст возможность разуму давать простор фантазии для более физически активного образа жизни. То есть занятия спортом — неотъемлемая часть развития любого человека. Спорт тренирует не только силу, но и волю. И в дельнейшем в жизни с многими трудностями Вам будет наиболее проще с справляться. Подумайте!

Другое дело если именно данный вид спорта Вам не подходит, в этом случае Вам необходимо поговорить с родителями, объяснить каким бы видом спорта Вы хотели бы заниматься и по какой причине. Я уверенна, что родители пойдут Вам на встречу. С уважением, Ирина!

Хороший ответ 3 Плохой ответ 11

Уважаемый Иван!

Ваших родителей можно будет убедить только в том случае, если Вы точно будете знать, каким видом спорта хотите заниматься, где находится спортивный зал, кто тренер, по каким дням и в какое время будут занятия. Вам необходимо это точно знать, возможно даже сходить на несколько пробных тренировок, чтобы не разонравилось, как в каратэ. Это взрослый подход к проблеме: Вы не ноете «не хочу, не буду», а предлагаете конкретные вещи и концентрируетесь на позитивных моментах.

Я не знаю, почему Ваши родители хотят, чтобы Вы обязательно ходили на каратэ. Возможно, они хотят, чтобы Вы смогли себя защитить на жизненном пути. В таком случае Вам следует найти аргументы в пользу иного, выбранного Вами вида спорта. Например, если Вы выбирете плавание, Вы можете сказать, что плавание укрепляет грудную клетку, руки и ноги, этот вид спорта не такой травматичный, как каратэ, в жизни важно хорошо уметь плавать, нырять и т.д.

Отнеситесь к перемене вида спорта как к взрослому проекту, в котором Вам нужно убедить потенциальных клиентов (родителей).

С уважением, Л.М.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 5

Около 30 процентов юношей призывного возраста к службе в армии оказываются не годны. Среди девушек не меньше тех, кто имеет серьезные отклонения в здоровье. Причин много, и одна из них – отсутствие интереса у подрастающего поколения к занятиям физической культурой, спортом.

Свободное время они предпочитают проводить за компьютером, на диване в наушниками в ушах, во дворе в компании себе подобных, иной раз с пивом и сигаретами в руках. Пагубность такого образа жизни очевидна для взрослых, но отнюдь не для их отпрысков.

Как же затащить «ершистого» подростка в спортивный зал, да и стоит ли вообще это делать?

Зачем ребёнку надо заниматься спортом?

Переходный возраст – это время интенсивного роста, окончательного формирования различных органов, становление характера взрослеющего человека. Сделать это развитие более гармоничным помогают занятия физической культурой. Для подростка спорт полезен втройне.

  • Во-первых, физкультура и спорт способствуют формированию мышечной массы, повышению эластичности связок. У подростков, занимающихся спортом, лучше координация движений. У них быстрее формируется мужской или женский тип фигуры, соответственно. Быть в хорошей физической форме – это значить быть крепким, выносливым, ловким, иметь достаточно сил для учебы, общения со сверстниками. Иными словами, спорт – это здоровье .
  • Во-вторых, спорт способствует формированию сильной воли, целеустремленности, умения преодолевать трудности и идти вперед, несмотря на временные не удачи. Спортсмен, нацеленный на победу, может заставить себя усиленно тренироваться, жертвовать малым ради большого. Спорт – это умение преодолевать препятствия и побеждать.
  • В-третьих, большинство видов спорта предполагают умение работать в команде, поддерживать товарищей, уступать, общаться. Для подростка общение со сверстниками, увлеченными тем же, чем и он, очень полезно, даже необходимо.

Дополнительно можно сказать, что подростки, увлеченные спортом, обычно не дружат с вредными привычками.

Почему не все хотят этим заниматься?

Многие подростки, особенно увлеченные каким-либо спортом с детства, с удовольствием занимаются им. Других же, наоборот, в спортзал затянуть невозможно. Почему?

  1. Ребенок пасует перед трудностями , боится неудач. Такое происходит с детьми, не уверенными в своих силах, не умеющими концентрироваться и преодолевать трудности. Поражения и неудачи больно ранят их самолюбие. Иной раз родители сами подливают масла в огонь, давая понять, что юный спортсмен не оправдал их ожидания.
  2. Плохо чувствуют себя после тренировок. Обычно дети быстрее восстанавливают силы после тренировки, но и устают они быстрее. В подростковом возрасте организм и так перегружен, поэтому плохое самочувствие, вплоть до появления болевых ощущений, из-за большой физической нагрузки вполне возможны. Особенно тяжело приходится ребятам, которые начали заниматься спортом уже в подростковом возрасте, то есть физически не подготовлены.
  3. Устает в школе. Если занятия в школе заканчиваются поздно, на дом много задают, а тут еще нужно успеть построить крепость в «Варкрафте», сразить кучу врагов в другой компьютерной игре, поймать парочку покемонов, ответить на новые сообщение, разместить в «Инстаграме» парочку новых фоток, то на занятия спортом не останется ни сил, ни времени.
  4. Выбранный родителями вид спорта ребенку не подходит. Отдавая свое чадо в спортивную секцию, родители не всегда считаются с его мнением. Не будет девочка, мечтающая стать гимнасткой, заниматься теннисом, а юноша, предпочитающий борьбу, ставить рекорды в прыжках в высоту. Помимо мнения самого ребенка, необходимо учитывать тип его телосложения, характер и темперамент. Для одних подходят командные виды спорта, для других – индивидуальные. Девушка крупного телосложения навряд ли станет выдающейся гимнасткой. Из коренастых юношей редко получаются успешные легкоатлеты.

Иногда мальчики и девочки отказываются заниматься спортом всего лишь из-за того, что не хотят, считают это не нужным. В этом случае задача родителей – правильно их мотивировать.

Как убедить подростка полюбить спорт?

Во многих случаях сделать спорт привлекательным помогает устранение причины нелюбви к нему.

  1. Неуверенность в своих силах лечится маленькими победами и достижениями. Хвалите свое чадо даже за мизерные свершения. Никогда не сравнивайте его с другими спортсменами – его ровесниками. В случае неудачного выступления на соревнованиях – похвалите своего ребенка за то, что он нашел в себе мужество бороться до последнего и сделал все, что мог, продемонстрировав целеустремленность и волю к победе, скажите, что гордитесь им за это, и что в спорте главное – победить себя.
  2. Прежде чем отдать подростка в секцию, отведите его к врачам, чтобы они дали свое заключение. Делать это нужно ежегодно, а если ребенок стал жаловаться на боли и плохое самочувствие – сразу же. Подбирайте виды спорта, соответствующие возрасту подростка. Учтите, что травмоопасными видами спорта и тяжелой атлетикой до 13-14 лет заниматься не рекомендуют.
  3. При большой загруженности ребенка в школе, занятиями в других кружках, общественной деятельностью, надо его или разгрузить, или предложить заменить занятия спортом простыми оздоравливающими упражнениями: занятиями на тренажерах дома или во дворе, ближайшем фитнес-центре, утренней гимнастикой, плаванием в бассейне.
  4. Выбирайте вид спорта, которым будет заниматься подросток, с учетом его желаний , комплекции, темперамента.

Разумеется, необходимо правильно мотивировать подростка. Подскажите ему, что представителям противоположного пола нравятся те, кто обладает спортивной фигурой. Опишите, каким уважением он будет пользоваться в своем коллективе, если добьется успехов в спорте. Напомните, что выпускники, сдавшие нормы ГТО, получают дополнительные баллы при поступлении в вуз.

Я часто слышу, как родители жалуются на своих детей, потому что их ребёнок не хочет ходить в секцию.
Вы никогда не замечали, что Ваш ребёнок очень непостоянен, то увлечётся одним, то другим. Сегодня он заявляет о своём желании ходить на футбол (танцы), завтра он говорит, что хочет заниматься волейболом (теннисом).

Как не погасить в ребёнке страсть и увлечённость, и в тоже время воспитать в нём целеустремлённость?

Страсть и увлечённость — это важные состояния в жизни, когда человек загорается или увлекается чем-то.
Но с другой стороны, увлеченность и страстность всегда кратковременны и в основном сопряжены с моментом удовольствия.
Чтобы прийти к успеху в жизни и к хорошим и глубоким отношениям, важно иметь эти качества внутри себя, но и важно понимать, что состояние увлечённости кратковременно и в основном приносит приятные ощущения.
Успех и глубокие отношения возникают тогда, когда человек может пройти через свою страсть и увлеченность дальше.
А дальше, как правило не очень интересная дорога, иногда скучная, иногда полная разочарований, иногда неинтересная… одним словом ничего не имеющая с удовольствиями.
И не мало важно в жизни понимать и этот момент.
Именно от этих вещей зависит способность добиваться успеха и способность входить в близкие и глубокие отношения.

Возвращаясь к детям.Что же делать, если ребёнок не хочет ходить в секции?
Когда Вы видите непостоянство Вашего ребёнка в его желаниях посещать какую-либо секцию, Вы начинаете ругать его, говорить, что начатое дело надо доводить до конца.

Как поступить в этом случае?
Продолжать настаивать на своём и заставлять ребёнка продолжать ходить в секцию, в которую он начал ходить, или позволить ему порхать из одной секции в другую.

Многим из Вас знакома ситуация, когда Ваш ребёнок, прибегает к Вам и в захлёб рассказывает о какой то секции или о своём желании пойти туда, Вы начинаете предпринимать соответствующие шаги, чтобы он начал туда ходить.
Едите к тренеру, разговариваете с ним, начинаете думать и искать возможность как водить его туда, подключаете бабушек.
А потом, спустя несколько месяцев все Ваши усилия летят под откос, милое чадо, заявляет: Я больше не хочу ходить в эту секцию.
И тут начинается всеобщий кошмар, для Вас и для Вашего ребёнка.

Здесь на мой взгляд существуют различия в подходах воспитания мальчика и девочки.
Если учесть, то различие, которое несёт в себе женское и мужское начало, то очевидно, что мужское начало подразумевает целеустремлённость и достижение успеха.
Очевидно, что успех не приходит просто так. Успех — это всегда результат каждодневного и труда, и усилий, результат не приходит быстро.
Поэтому мальчика надо воспитывать исходя из этой позиции.

Когда мальчик увлекается чем-то, а потом теряет к этому быстро интерес, вполне возможно, что он не нашёл себя.

Вообще для человека вполне нормально пробовать различные варианты.
Вы, когда идёте в магазин, предпочитаете иметь выбор. Так и в жизни Вашего ребёнка существует масса вещей, которыми он может заняться, но очень важно найти то, к чему у него лежит душа.
Этот процесс иногда занимает время и включает себя смену множество секций.
Если Ваш сын заявляет, что хочет быть футболистом, а через несколько месяцев говорит, что хочет быть пловцом, то постарайтесь понять, что движет им, что скрывается за его желанием поменять секцию.
Иногда это могут быть не сложившиеся отношения со сверстниками, иногда другие причины.
Дети очень часто хотят быть просто знаменитыми, насмотревшись фильмов или получив ещё какую-либо информацию загораются именно этим видом спортом, если Вашим сыном движет желание быть только успешным и знаменитым, здесь важно объяснить ему, что это прежде всего должно быть дело, которым он любит заниматься.

Сейчас очень много говорят о том, как важно найти своё призвание в жизни.
Знаете, что такое призвание в жизни?
Это дело, которым Вы можете заниматься долго и бесплатно, не получая ничего.
Единственный критерий — Вам нравится это делать.

В этой связи, Вашему сыну нужно объяснить, что успех прежде всего начинается с поиска того, что нравится делать ЕМУ.

Помните об этом, что нравится делать ЕМУ, не вам, не то, о чём Вы мечтали в детстве, а именно ему.
Не навязывайте ему Ваших желаний.

Я помню, как моя мама в детстве очень хотела, чтобы я играла на фортепиано, и я совершенно, не обладая слухом и талантами, упорно рвалась поступить именно в музыкальную школу.
Меня не принимали из за отсутствия слуха, но видимо я так хотела сделать приятное маме, что продолжала добиваться своей мечты, но когда наконец меня приняли в школу, только потому, что я уже надоела преподавателям каждодневными приходами, занятия музыкой для меня превращались в мучение.
Потом я начала думать, почему так получилось? Желая заниматься музыкой и мечтая об этом, почему я с таким наслаждением освобождалась от занятий в школе.

Только теперь я знаю ответ на этот вопрос — это было не моим желанием, это было желанием моей мамы.

Поэтому будьте очень осторожны со своими детьми и не вбивайте им в голову Ваши желания и Ваши не осуществлённые мечты.

Возвращаясь к разговору о мальчиках.
Важно понять, почему он не хочет ходить в эту секцию — желание успеха и невозможность его получить быстро? Или всё-таки отсутствие интереса?
Важно понять и почувствовать своим материнским чутьём, что движет Вашим ребёнком.
Если всё таки причина в отсутствии успеха, например, приходится сидеть на скамейке запасных, выбирают других… То тут нужен весь Ваш такт, поддержка и терпение.

В этом случае для мальчика очень важно продолжать заниматься в этой секции. Объясняя ему, что успех не приходит быстро, что нужно продолжать делать то, что он делает, тем более ему это нравится.
Нужно в этот момент переориентировать его с цели на сам процесс, пусть ходит в эту секцию для своего удовольствия, только потому, что ему нравится это, пусть не думает об успехе и Вы не показывайте ему своей заинтересованности в его успехе.
Будьте счастливы тем, что он занят тем, чем ему нравится быть занятым.

В любом случае предложите ему подождать несколько месяцев для принятия решения.
Предлагая ему подождать, Вы тем самым выражаете своё уважение у его желаниям и чувствам, но даёте время проверить их истинность.
Если после обговоренного срока, Ваш сын будет также продолжать настаивать на уходе, тогда ищите другую секцию.
Помните, важно назначить ему срок, потому, что возможно какие то внутренние страхи начинают подниматься и очень важно пройти через них.
В этом случае время идёт только на пользу.
Или он пройдет через свои страхи и нежелания и потом втянется в процесс или действительно время покажет, что это не ЕГО.
Если с другой секцией сценарий будет повторяться, он также захочет уйти и по времени это будет совпадать, т тогда увеличьте обговоренный срок в этой секции до года.
Разрешите ему поменять секцию через год.

За это время вполне возможно он пройдет через какие-то свои внутренние барьеры и у него пойдут его первые результаты, которые станут стимулом для него продолжать начатое.

Для мальчиков важно доводит начатое до результата, хоть какого ни будь, чтобы они понимали связь труда и последовательных шагов приводящих к результату.

Так он будет понимать, как достигать цели и не бросать начатое, это очень важно для мужчины.

С девочкой всё обстоит по-другому. Она не должна быть нацелена на результат. Девочка должна любить процесс…

Поэтому если девочка меняет много секций, это созвучно женской природе. Она ищет себя, ищет то, что ей было бы интересно.

Объясните ей, что очень важно найти то, чем ей хотелось бы заниматься.

Пусть пробует себя во многих начинаниях, поддерживайте её пусть маленькие, но успехи, пусть меняет секции, пусть порхает как бабочка в поисках себя, а может быть учась всему и понемножку.

Женщина и непостоянство, это её внутренняя природа, это её внутреннее состояние.
Для девочки важно найти именно то, в чем она будет счастлива, где её душа будет играть всеми своими фибрами…

Важно пробовать и менять, найти СВОЁ, когда можно сказать: Я люблю и хочу это делать.
Не стоит сильно переживать, и не стоит заставлять свою дочь доводить до конца начатое, не женское это дело стрелять по целям…

Пусть прыгает и порхает, и ищет себя…

Сегодня ей интересно танцы, завтра она увлеклась рисованием, послезавтра она записалась в спортивную секцию — это нормально.

Конечно Вы можете требовать результатов от начатого, но тем самым Вы будете питать её мужское начало и убивать женское.
Из своей практики я наблюдала противоположенную реакцию от мам, к дочкам мамы более требовательные и стараются им не осозновая привить мужские качества, питая мужское начало.
А с мальчиками, наоборот более мягкие и потакающие их слабостям, тем самым развивая женское начало.
Самое главное не теряйте связи со своим ребёнком, чувствуйте его настоящие желание и потребности.
Тогда Вы будете знать ответ на вопрос: Что делать, если ребёнок не хочет ходить в секцию?

Жили-были папа и мама, и было у них трое детей. Родители и старшие дети были людьми спортивными — все вместе делали зарядку, катались на велосипедах, мама с папой в теннис по выходным играли, старший ребенок с четырех лет регулярно ходил в бассейн, средний — с пяти лет в хоккейной секции занимался. А вот младший оказался совершенно неспортивный. Что только родные ни делали, чтобы приобщить его к здоровому образу жизни…

Делай как мы

В семье было принято по утрам, невзирая ни на что, делать зарядку. Как только малыш начинал ходить, родители своим примером старались пробудить в ребенке интерес к выполнению упражнений. Старший, а потом и второй малыш охотно присоединялись к родителям, сначала неловко и неумело подражая движениям родных, а затем привыкли и стали делать зарядку каждый день, самостоятельно подбирая упражнения. А Неспортивный ребенок каждый раз ложился на диван или ковер и с удовольствием наблюдал за родными, даже давал им советы, но совершенно не хотел присоединяться. Не помогали ни предложения изобразить веселых зверушек под музыку, ни пример старших детей, ни увещевания о пользе зарядки для здоровья, ни убеждения, что так можно стать сильнее, ни просмотренные по теме фильмы, мультфильмы, прочитанные сказки.

Пытались родители научить Неспортивного ребенка кататься на велосипеде. Однако ни трехколесный, ни четырехколесный, ни тем более с двумя колесами не вызывал у него ни малейшего желания научиться на нем ездить. Малыш кричал, что боится, устал, ему тяжело. Все попытки усадить его на велосипед заканчивались скандалом: родители сердились, чадо падало и плакало.

Так и остался мальчик вечным пассажиром на багажнике родительских велосипедов.

Пусть его научат

«Раз мы не можем сами его приобщить к спорту, — решили родители, — то пусть его физическим воспитанием займутся профессионалы». И повели младшего ребенка в спортивную секцию. Начали с бассейна, во-первых, чтобы был под присмотром старшего, а во-вторых, плавать полезно и для осанки, и для нервной системы. Но у Неспортивного ребенка оказалась аллергия на хлорку, после занятий в бассейне он становился вялым и сонным, а вовсе не бодрым, а с наступлением холодов вообще стал часто простужаться.

Тогда родители повели карапуза в хоккейную секцию, рассудив, что раз среднему там нравится, то, может, и младший заинтересуется. Пока новичков учили кататься на коньках и отрабатывали с ними основные приемы игры, Неспортивный ребенок на занятия ходить соглашался. Но как только начались командные тренировки, мальчик стал плакать и отказывался заниматься. Тренер объяснил расстроенным родителям, что хоккей — командная игра, в которой игроку надо все время учитывать ситуацию, подстраиваться под товарищей. А Неспортивный ребенок не в состоянии справиться с предъявляемыми требованиями, и, чувствуя, что подводит остальных, он постоянно испытывает стресс. И лучше бы ему попробовать себя в другом виде спорта, индивидуальном.

Подумав немного, мама и папа решили отдать Неспортивного ребенка в секцию борьбы, рассудив, что знание приемов пригодится в жизни, если что — постоять за себя сможет.
Но, не-смотря на подходящее, по мнению тренеров, телосложение, Неспортивный ребенок и там не задержался. Тренер попросил родителей забрать малыша, потому что тот постоянно нарушал дисциплину: ему было очень скучно повторять одно и то же упражнение много раз.

В общем, побывал этот самый малыш еще в нескольких спортивных секциях, но не проходило и месяца, как его просили прекратить посещать занятия либо он сам отказывался на них ходить. В полном отчаянии родители обратились за консультацией к детскому психологу.

Важно!
Оптимальное время для занятия спортом — раннее утро или вечер. Утром лучше идти на занятие натощак, вечером — как минимум через полтора часа после еды и не менее чем за два часа до сна.
Не отпускайте ребенка в секцию, если у него даже слегка поднялась температура или появились другие признаки воспалительного процесса.

На заметку: Ребенка с хроническими заболеваниями не стоит отдавать в секции:

Бокс
-Регби
-Американский футбол
-Карате

Откуда берутся неспортивные дети?

В последние десять лет идея здорового образа жизни настолько захватила умы и сердца людей, что стало даже как-то неприлично не заниматься никаким видом спорта для собственного оздоровления. И современные родители стремятся как можно раньше приобщить своих детей к занятиям спортом. Например, для новорожденных существуют не только специальная зарядка, но и программа развивающих занятий в бассейне, а для детей постарше предлагается целый спектр спортивных занятий. Но что делать, если на все попытки приобщить ребенка к спорту он отвечает сопротивлением?

Мне часто приходится слышать от взрослых жалобы на нежелание детей заниматься спортом. Больше всего из-за неспортивности ребенка переживают родители мальчиков. Считается, что мальчик должен обязательно заниматься спортом — это влияет на формирование мужественности, мужских качеств личности. Но что плохого в том, что мальчик тяготеет к спокойным занятиям, требующим размышлений и тишины? Сами по себе занятия спортом не сделают ребят более ответственными и надежными.

Еще родители переживают, что ребенок теряет интерес к занятиям, как только у него что-то перестает получаться или выясняется, что надо приложить усилия для достижения результата. С одной стороны, я понимаю тревогу мам и пап: ведь если ребенок уже в таком возрасте пасует перед трудностями и не стремится добиться успеха, то что же от него ожидать дальше. С другой — можно понять и ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте перед детьми и без занятий спортом ставится много «непростых» задач: обучение в школе (а для многих учеба начинается гораздо раньше — с 3-4 лет), приобретение навыков общения со сверстниками, добавляет сложностей и растущий организм. Поэтому часто занятия спортом воспринимаются ребенком как еще одна неприятная обязанность.

Для многих детей спорт важен как возможность избавиться от накопившейся энергии, дать выход эмоциям, и только для некоторых — это способ самоутвердиться, достигнув каких-либо успехов. Часто бывает, что предлагаемые родителями виды спортивных занятий не соответствуют ни интересам, ни темпераменту ребенка. Условно можно выделить несколько типов неспортивных детей.

Родители отдают детей в спортивные секции, чтобы:

Росли крепкими, сильными, здоровыми;
-было, где выплеснуть избыток энергии;
-умели ставить цели и добиваться их;
-развивать волю и выносливость;
-научились преодолевать страх;
-учились общению в новом коллективе;
-оправдали надежды родителей;
-приобрести в будущем высокооплачиваемую профессию.

Непоседа.
Ему хочется быстрого результата и постоянной смены деятельности. Этому ребенку не подходят виды спорта, требующие упорных и длительных тренировок, например гимнастика или фигурное катание. Такому малышу подойдут занятия, позволяющие находиться в постоянном движении, например велосипед, некоторые командные игры. Если ребенок успешен в своих занятиях, то его захватывает дух соревнования, появляется азарт и желание добиться большего.
Зарядка для маленького непоседы должна состоять из многих неповторяющихся движений, например: подпрыгнул, перевернулся, вскарабкался по лесенке, повис на кольцах, спрыгнул, присел, потянулся — и все это под веселую музыку.

Созерцатель.
Если ребенок с рождения задумчив и спокоен, ему неинтересно куда-то бежать или чего-то достигать. Задумавшись, он пропускает мячи, играя в волейбол, и врезается вместе с велосипедом в дерево, засмотревшись на что-то интересное. Ему нравится наблюдать и размышлять, поэтому лучше всего ему заняться туризмом, например плавать на байдарках. Самое главное, не позволять созерцателю часами, скрючившись, сидеть за компьютером или с книгой в душном помещении — читать можно и на свежем воздухе. А в качестве разминки хорошо подойдут традиционные сезонные занятия, например купание в речке летом или катание на лыжах зимой. Это и думать не мешает, и является хорошей физической нагрузкой.

Нонконформист.
Этот ребенок упрям и своеволен, не любит подчиняться требованиям окружающих, отказывается делать «как все». Даже если его привлекает предложенный вид спорта, он может отказаться от него, если на занятиях настаивают родители. Он мечтает выделиться и отличиться. Ему лучше всего подойдет какой-нибудь неординарный вид спорта — фехтование, лошади, спортивное ориентирование или занятия, включающие в себя физическую подготовку: боевые искусства, цирковая студия, спортивные танцы. Желательно просто дать такому ребенку знать о возможности позаниматься в той или иной секции, а не приводить туда за руку и не настаивать на занятиях.

Неудачник. Если ребенок привык, что у него ничего не получается, если у него низкая самооценка и высокая степень неуверенности в себе, то он будет пасовать перед любой трудностью и, боясь очередных неудач, даже не захочет пробовать чем-то заниматься. Но если неудачник почувствует себя успешным, тогда он будет заниматься с удовольствием и стремиться добиться большего. Подбирая ему занятия, следует в первую очередь ориентироваться на личность педагога и атмосферу в коллективе. Отношения между детьми должны быть доброжелательные, а не сопернические, а педагог — быть не слишком требовательным, умеющим поддержать своих подопечных. Для неудачника лучше индивидуальные виды спорта, чем командные, чтобы не возникла боязнь подвести окружающих. И на первых порах лучше избегать соревнований и хвалить ребенка за малейшие достижения и даже их отсутствие.

Купите ребенку спортивный комплекс: он развивает ловкость и позволяет самостоятельно распоряжаться своими умениями. А еще малыш с удовольствием демонстрирует свои достижения всем родным и друзьям, которые могут прийти;

С раннего возраста поощряйте подвижные игры ребенка. Играйте с ним в салочки, в снежки;

Обучая ребенка кататься на лыжах, коньках, роликах, велосипеде и так далее, будьте доброжелательны, снисходительны и не очень настойчивы. Не ждите от ребенка больших успехов, хвалите его как можно чаще;

Поощряйте сезонные развлечения ребенка (плавание и катание на велосипеде летом, катание на лыжах и с горок на санках и ледянках — зимой). Катайтесь и плавайте вместе с малышом, так и веселее, и безопаснее, а в процессе игры легче научить чадо;

Выбирая спортивную секцию для ребенка, всегда следует учитывать талант и интерес малыша, а не давать воли своему тщеславию. Маленькому человеку пойдут на пользу только те занятия, которые доставляют ему удовольствие.

Если ребенок не хочет заниматься спортом

Как показывает практика, всегда можно подобрать для чада занятия, которые позволят поддерживать хорошую физическую форму и укреплять здоровье. Сделать это можно, не мучая ни себя, ни ребенка. Главное решить для себя, хотите ли вы, чтобы малыш был просто здоровым и крепким, или вы хотите сделать из него профессионального спортсмена. Во втором случае надо быть очень внимательными в выборе вида спорта и места обучения.

Многие дети сами рано или поздно приходят к мысли о необходимости занятий спортом, если у них не отбить всякий интерес к спортивным занятиям в раннем детстве.

Например, одному неспортивному мальчику в четвертом классе захотелось играть в волейбол вместе с друзьями, и он записался в секцию при школе. А другая девочка только в девятом классе благодаря новому учителю увлеклась туризмом и не только приобрела новых друзей, но и избавилась от ежегодных изматывающих простуд. А еще одного болезненного и неспортивного мальчика так изводили сверстники во дворе, что в 10 лет он сам нашел и записался в секцию бокса.

Нет ничего страшного в том, что ребенок совсем не будет заниматься спортом. Если у него не спортивные интересы, достаточно того, что он будет вести подвижный образ жизни, например много гулять, и ходить пешком, и заниматься физкультурой в школе.

Однажды, возвращаясь с очередной неудачной тренировки, Неспортивный ребенок сказал маме: «Вот если бы я сам решал, чем мне заниматься, я бы пошел танцевать…» И в шесть лет этот неспортивный малыш стал с удовольствием заниматься бальными танцами, где ему и за осанкой пришлось следить, и зарядкой-разминкой заниматься, и в соревнованиях-конкурсах участвовать. Но главное, что ему это все очень и очень нравилось. А спортивные родители перестали переживать и стали гордиться своим неспортивным ребенком.

Автор: Кравцова Марина, детский психолог.
Окончила факультет психологии МГУ.
Автор книг: «Если ребенок говорит неправду», «Если ребенок берет чужие вещи», «Если ребенок дерется», «Если ребенок не любит читать» — издательство «Эксмо», «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» Издательство «Генезис».