Ору для малышей в игровой форме. Методика проведения ору. Составление комплексов ору

12 марта 2020

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

РАЗНОВИДНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ

СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ОРУ

ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ

ОБУЧЕНИЕ ОРУ

ДОЗИРОВКА ОРУ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

ОРУ (общеразвивающие упражнения) – называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определённых физических качеств. Большое количество ОРУ объясняется тем что возможные действия телом и отдельными его частями разнообразятся степенью напряжения мышц, изменением скорости, амплитуды и направления движений. Смена исходных и конечных положений, применение различных отягощений и приспособлений также расширяют границы использования данных упражнений. Относительная простота и возможность постепенного усложнения делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности.

ОРУ – это школа двигательной подготовки. План начальной подготовки в спорте также характеризуется применением большого объёма ОРУ. Ценность ОРУ объясняется тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определённые группы мышц. Систематическое выполнение правильно подобранных упражнений значительно способствует повышению уровня здоровья занимающимся, улучшению обмена веществ, работе органов кровообращения, дыхания, пищеварения, укреплению опорно- двигательного аппарата. Нужно особо отметить благотворное влияние ОРУ на формирование правильной осанки школьников, а также на исправление её недостатков (сутуловатость, сколиозы и т.д.). Несомненно, в деятельности преподавателя физического воспитания знания, умения и навыки, связанные с использованием такого универсального средства, как ОРУ, должны занимать существенное место. Грамотное применение ОРУ в занятиях с различными контингентами предполагает:

  • владение большим количеством конкретных упражнений(умение показать, терминологических назвать);
  • знание характера каждого упражнения, его направленности;
  • умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач;
  • умение обучать и проводить занятия ОРУ различными способами(по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.);
  • владение методами организации занятий ОРУ;
  • умение дозировать нагрузку в связи с состоянием занимающихся решаемыми задачами.

ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, с выделением групп упражнений с преимущественным воздействием на различные части тела. Как свидетельствуют научные данные и практический опыт, при составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими положениями:

  1. Первыми даются упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Выполняются они обычно в медленном темпе.
  2. Упражнения для шеи.
  3. Далее следуют упражнения для развития мышц ног, чередуя упражнения для мышц ног и мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища, — тазового пояса, выполняемых из различных исходных положений.

Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание.

4. Последними в комплексе используются упражнения где учавствуют основные группы мышц всего тела, выполняемые при большой амплитуде.

В заключение используется так называемые скоростные упражнения (прыжки или бег на месте), после чего следует постепенно снижать нагрузку с замедлением темпа. В каждой группе можно выделить ряд упражнений более локального характера. Например, в группе упражнений для рук плечевого пояса существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий, плечей;

В группе для ног и тазового пояса – упражнения для стопы, голени, бедра;

В группе упражнений для туловища выделяют упражнения для мышц передней или задней поверхности туловища и т.д.

Классификация упражнений по анатомическому признаку дополняется указаниями на характер их физиологического воздействия на организм занимающихся. Имеется в виду преимущественное влияние упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости, выносливости.

Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибание, разгибание, приведение, отведение, круговые движения, повороты.

Характер упражнений во многом зависит от системы напряжения и расслабления мышц, быстроты движений и внешне проявляется как плавные, равномерные движения или движения с ускорением или замедлением, рывки, взмахи.

Вводной части урока можно использовать специально подобранные игры или упражнения, не требующие большого физического напряжения и активизирующие внимание учащихся. Исходя из конкретных условий, учитель должен самостоятельно решить, какие упражнения или игры наиболее приемлемы на данном уроке.

Если урок проводится в прохладную погоду на открытом воздухе, учитель во время вводной части должен предлагать наиболее эффективные упражнения с целью разогревания организма. Для этого ОРУ выполняются в более быстром темпе, количество их увеличивается, а следовательно, увеличивается и продолжительность всей вводной части. Практика показала, что для большей эффективности и эмоциональности этой части урока следует использовать упражнения с предметами (скакалками, гимнастическими палками, мячами и т.д.)

С психологической точки зрения использование предметов различной формы, объёма, массы повышают эмоциональность занятий, активность и интерес ребят, обогащают их новым двигательным опытом.

В связи со сказанным в приведенных ниже примерах упражнения для различных частей тела группируются также по признаку преимущественного воздействия на развитие тех или иных качеств.

РАЗНОВИДНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА

  1. Упражнения для пальцев и кисти:

а) силовые упражнения:

Сжимание теннисного мяча на каждый счёт;

Упор на кончиках пальцев о стену, стоя наклонно к стене;

Тоже в упоре лёжа:

Отталкивание кистями от стены с упором прямыми руками о стену, стоя от неё на расстоянии шага;

б) упражнения на увеличение подвижности суставов:

Руки вверх, упор ладонью в ладонь, пальцами кверху, опускание рук вдоль тела, не меняя положения кистей;

Хлопки в ладоши в положении локти в стороны, пальцы вперёд, вверх;

В упоре лёжа, передача тяжести тела с одной руки на другую, меняя положение кистей: пальцами вперед, внутрь, наружу.

  1. Упражнения для сгибателей и разгибателей предплечья:

а) силовые упражнения для сгибателей:

Сгибание рук к плечам с набивными мячами (гантелями), то же с резиновым амортизатором стоя на нем, с захватом концов руками;

Подтягивание в висе лежа или в висе на перекладине, кольцах, брусьях;

В упоре лежа на широко расставленных руках сгибание одной руки. Перемещение тела попеременно в упоре лежа на левой или правой руке;

б) силовые упражнения для разгибателей:

Разгибание рук (отжимание) в упоре лежа;

Разгибание рук в упоре лежа, сзади с опорой руками о скамейку, сиденья стульев;

Прыжки на руках в упоре лежа с хлопком;

Разгибания рук вверх из положения гантели к плечам;

в) упражнений для увеличения подвижности в плечевых суставах:

Одна рука вверху, другая внизу. Смена положений рук с рывком в конце движения;

Сведение прямых рук за спиной рывками;

Из упора лежа сзади, сгибая ноги, пружинящие движения. Руки прямые, пальцы назад;

Выкруты в плечевых суставах, переводя палку назад за спину и обратно, хватом за концы. То же с веревкой, амортизатором.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕИ

а) упражнения для увеличения подвижности в суставах:

  • наклоны головы вперед, назад, в стороны;

Повороты головы налево, направо;

  • круговые движения головы;

б) силовые упражнения:

  • руки на затылке, наклоны головы вперед и назад, преодолевая сопротивление рук;
  • стоя на коленях с опорой головы о ладони (на мягкой опоре), перекаты со лба на затылок;
  • из положения лежа с согнутыми руками (ладоши у головы) и ногами борцовский мост (на мягкой опоре).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ И ТАЗОВОГО ПОЯСА

  1. Упражнения для стопы и голени:

а) силовые упражнения:

Поднимание на носки, тоже с гантелями в руках;

Ходьба на носках;

Подскоки на двух и одной ноге на месте и с продвижениями;

б) упражнения для увеличения подвижности в суставах:

В положении выпада вперед пружинящие движения, стремясь коснуться пола пяткой, находящийся сзади ноги;

Стоя на коленях, сесть на пятки. Пружинящими движениями отрывать колени от пола;

Ходьба на внешней части стопы

  1. Упражнения для мышц бедра:

а) силовые упражнения:

Приседания на двух и одной ноге, тоже с гантелями в руках, тоже с партнером на плечах;

Ходьба и прыжки в полуприседе;

Стоя на коленях, наклоны с прямым туловищем назад;

Тоже но вперед с удержанием голеней партнера.

б) упражнения для увеличения подвижности в тазобедренных суставах:

Круговые движения тазом в стойке ноги врозь на ширине плеч;

Пружинящие движения в положении широкого выпада вперед. То же в положении вклада в сторону;

Наклоны вперед в седе с прямыми ногами (ноги вместе и врозь);

Полу шпагат, шпагат;

Стоя на одной ноге, махи с максимальной амплитудой вперед, назад в сторону прямой ногой;

Стоя на одной ноге, другая опирается на рейку гимнастической стенки.

Наклоны к прямой ноге.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА

  1. Упражнения для передней поверхности туловища:

а) силовые упражнения:

Из положения лежа поднимание туловища в сед;

Лежа, поднимание прямых ног, поднимание прямых ног в положении лежа на лопатках согнувшись;

В положении лежа руки с гантелями в стороны. Поднимание гантелей вперед.

Наклоны назад, стоя ноги врозь, руки на поясе, к плечам, вверх;

Сидя с опорой на поясницу о набивной мяч.

Наклоны назад, руки вверх;

Мост отжиманием из положения лежа.

  1. Упражнения для задней поверхности туловища:

а) силовые упражнения:

Наклоны вперед с набивным мячом, удерживаемым руками на затылке;

Лежа на животе, прогибания, руки вверх;

Положение наклона вперед, поднимание рук в стороны с гантелями;

б) упражнения для увеличения подвижности позвоночника:

Пружинящие наклоны вперед согнувшись;

  1. Упражнения для боковой поверхности туловища:

а) силовые упражнения:

Из седа ноги врозь, опираясь на одну руку, с поворотом упор лежа боком, другую руку вверх;

В седе ноги врозь (носками зацепиться за рейку гимнастической стенки или с удержанием ног партнера, наклон назад на 45 градусов и повороты туловища направо, налево, руки за голову;

б) упражнения для увеличения подвижности позвоночника:

Пружинящие наклоны туловища в стороны в стойке ноги врозь, руки на пояс, к плечам, вверх.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВСЕГО ТЕЛА

  • из упора присев перейти в упор лежа, затем снова в упор присев, встать, то же но со сгибанием рук в упоре лежа;
  • ходьба на руках с помощью партнера за ноги;
  • в стойке ноги врозь круговые движения туловища;
  • из стойки ноги скрестно, без помощи рук сесть, затем лечь, снова сесть и встать.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

  • из положения стоя у стенки с касанием её затылком, лопатками, ягодицами, пятками отойти от стены, сохраняя это положение. Определить отличие привычной позы от позы правильной осанки у стены;
  • держа у поясницы гимнастическую палку вертикально за спиной, принять прямое положение тела с касанием палки затылком и позвоночником. Фиксировать позу, стоя у зеркала;
  • стоя спиной к стене, выполнить приседания и наклоны туловища в сторону, не отрывая спину и таз от стены;
  • в положении лежа на спине, руки за головой, напрячь мышцы спины, подняться в о.с. Сохраняя прямое положение тела с помощью партнеров.

СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ОРУ

При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо прежде всего руководствоваться тем для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи. Наиболее типичными формами ОРУ отличающимися друг от друга целевой направленностью и задачами, являются утренняя зарядка, производственная гимнастика, основная гимнастика и др.

Формы организации, а также педагогические задачи занятий зависят от того, с кем (контингент) и с какой целью проводятся упражнения. Следует учитывать, что каждое упражнение носит универсальный характер и должно применяться с учётом тех задач, которые надо решать с помощью данного упражнения. К примеру, приседания на обеих ногах на занятиях с детьми ясельного возраста способствуют развития чувства равновесия при изменении позы. Приседания в утренней гимнастике или спортивной разминке разогревают мышцы ног, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Приседания при производственной гимнастике с лицами, занятыми трудовыми процессами с участием преимущественно рук или в сидячем положении, будут способствовать активному отдыху мышц ног, особенно разгибателей бедра. Наконец, приседания с дозированной нагрузкой при лечебной гимнастике используются при восстановлении функций мышц и суставов ног после травм или заболеваний. Внешне одинаковые по форме упражнения (те же приседания) будут оказывать различное воздействие в зависимости от характера их исполнения (быстрые или медленные приседания с отягощением или без него и т.п.). Чтобы верно ориентироваться в выборе упражнений необходимо иметь представление о качественно различных формах проявления двигательных способностей. Наиболее характерные качества это сила, выносливость и гибкость.

  1. Многократное (8-12 раз) поднимание доступного веса или преодоление веса собственного тела (при отжиманиях в упоре лежа, вставании из приседа, подтягивании и т.д.) до утомления развивают силовую выносливость, способствуют увеличению мышечной массы. Если повторение (8-12 раз) не составляет труда, необходимо увеличивать вес отягощения или изменить исходное положение (например, отжимания с опорой ног о возвышение).
  2. Поднимание около предельного веса (1-3 раза) развивает максимальную силу мышц и увеличивает их массу. Изометрические упражнения (около предельное напряжение мышц с таким внешним сопротивлением, при котором нет видимых перемещений частей тела) также развивают максимальную силу.
  3. Выполнение движений с максимальной скоростью развивает скоростно-силовые качества мышц быстроту.

ВЫНОСЛИВОСТЬ – используя ОРУ, развивают локальную и общую выносливость (например, поднимание гантелей к плечам, подтягивание на перекладине).

Упражнения, при которых длительное время участвуют многие группы мышц и в связи с этим работают с повышенной нагрузкой сердечно-сосудистая и дыхательная системы, развивают общую выносливость (к примеру, упражнения общего воздействия, продолжительный бег на месте, прыжки, приседания в сочетании с наклонами и упором лежа, выполняемые многократно, до пота)

ГИБКОСТЬ – различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость связана с демонстрацией подвижности в суставах за счёт преодолевающей работы мышц (удержание высоко поднятой ноги, высокие взмахи ногами). В связи с этим и развитие активной гибкости предусматривает применение упражнений с увеличенной амплитудой движений, а также упражнения для укрепления мышц, фиксирующих суставы в предельных положениях (высоко поднятая нога, высокий угол и т.д.). Пассивная гибкость – проявление подвижности в суставах за счёт силы тяжести собственного веса тела или его частей, действий партнера или отягощений (опускание в шпагат, наклон вперед в положении сидя с притягиванием к ногам с помощью партнера, наклоны туловища к ноге с опорой его о рейку гимнастической стенки и т.д.).

Пассивная гибкость развивается методом повторных активных или пассивных действий уступающего характера (наклоны с дополнительными движениями, то же с помощью партнера), методом фиксации систематических положений в позах, где проявляется подвижность в суставах (мост, шпагат, наклон и т.д.).

От развития гибкости зависит величина доступной амплитуды движений. Занятия только силовыми упражнениями приводят к ограничению подвижности в суставах, к закрепощенности. Поэтому силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на гибкость и расслабление.

Упражнения в расслаблении также составляют часть ОРУ связаны с отдыхом и непроизвольным естественным расслаблением мышц. Используя метод контрастных действий: чередование сильных напряжений и быстрых расслаблений данной группы мышц необходимо занимающимся активно или произвольно расслаблять мышцы. Этот метод эффективен в положении лежа или сидя. Применяются маховые движения с расслаблением, потряхивания, приёмы самомассажа.

ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ

При подбору упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов утренней гимнастики, спортивной разминки, в которые необходимо включать упражнения с участием в движениях всех частей тела. Чередовать упражнения необходимо по определенной схеме, составляющей одну серию, к примеру, «руки-ноги-туловище». Навсегда установленных правил быть не может, так как очень обширен круг задач, решаемых с применением ОРУ.
  2. Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учётом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств. Комплексы ОРУ, составленные с учётом локального воздействия, типичные для занятий атлетической и основной гимнастикой. Эти же правилом руководствоваться при составлении комплекса упражнений производственной и лечебной гимнастики.
  3. Правило «прогрессирования», широко используемое в спорте реализуется также при составлении комплекса ОРУ в форме «нарастания» эффекта от применения упражнения за счёт увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количеством повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и одного или нескольких комплексов ОРУ. Каждое упражнение может усиливаться за счёт дополнительных действий. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличением количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и требует изменение комплекса в сторону его усложнения.
  4. Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, которая достигается с помощью четких указаний на исходное положение, направление и амплитуду движения и характер их выполнения. При подборе упражнений надо соблюдать правило гимнастической регламентации упражнений. К примеру, при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ног вместе или врозь, носками наружу или при параллельных стопах эффект будет различным. Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон. За основу должны стать следующие упражнения и их разновидности: 1. Подтягивание с выправленными прогибанием тела. 2.Круговые движения руками. 3.Приседания. 4.Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения. 5.Наклоны и круговые движения головы. 6.Упор лежа и отжимание в упоре лежа. 7.Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах). 8.Махи ногами вперед, назад и в сторону. 9.Прыжки (подскоки) многократные. 10.Ходьба и бег на месте.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ

Особенностью ОРУ в отличии от проведения прикладных упражнений является их стилизация. ОРУ проводятся с использованием предметов. При занятия ОРУ предметы используются с различными усилиями: как оттягивающие, как средство восстановления точности движений, как средство повышения интереса к занятиям и т.д.

Гимнастическая палка используется как ограничитель движений уточняющий их направление и амплитуду. Кроме того, её можно применять как опору для упражнений в опорах и висах при занятиях с партнерами. Типичными упражнениями со скакалкой являются прыжки с перетягиванием через неё: на двух и одной ноге; с вращением скакалки назад и вперед; на каждое вращение скакалки и с промежуточными подскоками; с двойными вращением; в приседе и т.д. Скакалку сложенную вдвое, втрое или в четверо, используют как палку. Применяется и длинная скакалка – для перепрыгивании при вращении её за концы двумя партнерами.

МЯЧИ НАДУВНЫЕ используются для бросков и ловли при индивидуальных, групповых упражнениях. Малые (теннисные) мячи применяются также для метания в цель.

МЯЧИ НАБИВНЫЕ разного веса, а также ограничители движений и опорой при выполнении ряда (к примеру, прогибания лежа с опорой, спиной о мяч).

ГАНТЕЛИ разного веса широко применяются как отягощения усиливающие эффект при динамических упражнениях скоростно-силового характера (малого веса) и при силовых динамических и статистических упражнениях (среднего и большого веса). С этой же целью используются резиновые и пружинные амортизаторы. Блочные устройства, гири и штанги применяются для специальной силовой подставки в спортивных видах гимнастики и в атлетической гимнастике и являются типичными средствами при занятиях ОРУ. Упражнения с булавами деревянными выполняются для развития силы и подвижности суставах верхних конечностей, координации движений, а также используются в играх и эстафетах. Многие ОРУ можно выполнять с использованием гимнастической скамейки и на гимнастической стенке. Скамейка может служить опорой в положении сидя, в упоре лежа или препятствием при прыжках. Многие упражнения можно выполнять пользуясь скамейкой как отягощением, поднимая её руками или ногами группой занимающихся.

Благодаря конструкции снаряда на гимнастической стенке можно выполнять специфические упражнения с опорой руками и ногами о рейки на разной высоте, упражнения в висе и смешанном висе. Кроме того дополнительная опора руками о стенку облегчает выполнение ряда упражнений (равновесия, приседания), что немаловажно при занятиях с начинающими.

ОРУ целесообразно проводить также с партнером. Это расширяет возможности использования ОРУ: взаимодействие партнеров может облегчить или усложнить двигательную задачу, а в целом повышает эмоциональный фон занятий. Составляя программу занятий, нужно предусмотреть возможность включение в комплекс упражнений с предметами и с использованием гимнастического оборудования.

ОБУЧЕНИЕ ОРУ

Как правило, ОРУ не является для занимающихся сложной двигательной задачей и процесс обучения чаще всего сводится к запоминанию последовательности упражнений в комплексе. Наиболее действ иными способами обучения ОРУ являются способы по показу, по рассказу и по раз делениям: 1. Способ обучения по показу.

Обучая ОРУ способом по показу, одновременно даются указания, какие движения выполняются на какой счёт. После 2-3 повторений вместе с группой проводящий переходит на подсчёт и подсказ. Заканчивают упражнения по команде: «Стой!» Она подаётся вместо следующего счёта.

При обучении детей младшего школьного возраста подаются не команды, а распоряжения: «Примите исходное положение!» и т.д.

2.Способ обучения по рассказу.

Этим способом пользуются при обучении более простыми упражнениями или с целью активизировать внимание занимающихся. По ходу подсказывать основные действия вместо подсчёта, но и в ритме и в темпе упражнений. Например: «Наклон-выпрямиться- присесть-встать». При комбинированном способе, соединяющем показ и рассказ, в начале показывается упражнение, а затем подсказывает походу его выполнения.

3.Способ обучения подразделениям.

Этот способ применяется при обучении более сложным по координации ОРУ, так как позволяет делать неуды между отдельными движениями для их уточнения и исправления ошибок. При таком способе достигается высокая моторная плотность занятий.

ДОЗИРОВКА ОРУ

Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счёт изменения:

  • числа упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ оно может быть разное);
  • содержания упражнений (движения отдельными частями тела оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения с работой многих мышечных групп, силовые упражнения и упражнения на выносливость воздействуют сильнее, чем упражнения на гибкость);
  • интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку);
  • количество повторений (при проведении несложных ОРУ, укладывающихся в счёт «1-4» или «1-8» под музыку, как правило, каждое упражнение повторят 4, 8, 12 или 16 раз. Упражнения без музыки можно повторять в этих же пределах, не придерживаясь точного количества, диктуемого строением музыкального произведения);
  • темпа (быстрей, темп упражнений как правило более нагрузочен);
  • исходное положение (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывают различную нагрузку. Например: сгибание и разгибание рук в упоре лежа со опорой руками о возвышение или в упоре на брусьях. Дозировать упражнение исходя из общих правил учёта степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом. При индивидуальных занятиях регулировать нагрузку в зависимости от степени утомления. При групповых занятиях преподаватель может дать занимающихся самостоятельно прекратить упражнение, если продолжать его со всеми вмести, остановиться трудно. В силовых упражнениях чувство утомления легко ощутимо и повторение до отказа допустимо. В упражнениях на выносливость доводить организм «до отказа» такой степени утомления нельзя, особенно при занятиях с начинающими. В упражнениях на гибкость надо руководствоваться чувством легкой боли, свидетельствующей о пределе амплитуды движений.

От занятия к занятию нагрузку также следует постепенно повышать, регулируя её за счёт тех же факторов и количества дней занятий в неделю.

Дыхание тесно связано с движениями. Глубина и частота дыхания должны соответствовать потребностям организма в данный момент. Это сложная физиологическая функция организма осуществляется автоматически, хотя возможно и произвольно в акт дыхания. Для здоровых людей не имеет значение, когда делать вдох и выдох, не вредны и моменты кратковременного натуживая. По мере возможности необходимо сочетать темп движений с дыханием. При расширении грудной клетки при движениях руками в стороны, разгибания туловища рекомендуется делать вдох, а при сгибаниях, наклонах – выдох.

Эмоциональный фон, особенно при занятиях с детьми, имеет большое значение, рекомендуется ОРУ игровым способом. Многие подвижные игры насыщенными движениями, которые можно упорядочить и использовать как ОРУ (ходьба, бег, приседание, подскоки, наклоны и т.д.)

Соревновательный метод проведения ОРУ также повышает эмоциональный тонус занимающихся. С этой же целью ОРУ проводятся в различных построениях и с перестроениями: в шеренге, колоне, кругу, в сомкнутом и разомкнутом строю, в движении в парах и тройках. Особенно полезны ОРУ на воздухе (в парке, в лесу и на пляже).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гимнастика – учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией П.Т.Брыкина и В.М.Смолевского, М, ф и спорт 1975г.
  2. Советы тренерам. Сборник упражнений и методики, рекомендаций – Издание 2-ое переработанное М, ф. и спорт 1980г.
  3. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: пособие для учителя/В.П.Богословский, М.Н.Доведенко, В.П.Дробышев и др./ Под редакцией М.Д.Рины, М, Просвещение 1985г. (Библиотека учителей физической культуры)

Разработала: Коннова Наталия Борисовна Инструктор по физической культуре МДОУ №40 г. Серпухов 2014г.
Комплекс утренней гимнастики для детей младшей группы по сказке «Репка»
— построение в колонну друг за другом
-ходьба обычная
-ходьба на пятках
-ходьба обычная
— бег обычный
— бег с изменением темпа
-ходьба обычная, перестроение в круг.

Комплекс ОРУ:
1. «Посадил дед репку, выросла репка большая — пребольшая…»
И. п — о. с
1- руки через стороны вверх, встать на носки
2- и. п. (4-5 раз)

2. «Стал дед репку тянуть, тянет — потянет, вытянуть не может..»
И. п. – о. с., руки на поясе
1- наклон вниз, достать руками пола
2- и. п (4-5 раз)

3. « Позвал дед бабку, стали они вместе репку тянуть…»
И. п.- пятки вместе, носки врозь, руки к плечам
1- присесть, колени в стороны, руки вперед
2- и. п (4-5 раз)

4. « Позвала бабка внучку….»
И. п.- о. с.
1- поворот вправо, правую руку в сторону
2- и. п
3-4- в другую сторону (по 3 раза)

5. «Позвала внучка Жучку….»
И. п — стоя на четвереньках.
1-2- « повилять хвостиком»

6. « Позвала Жучка кошку и мышку…»
И. п — о. с.
Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя (10-15 сек)
В чередовании с ходьбой на месте.
« Тянут — потянут … и вытянули репку!» — взяться за руки и образовать большой круг. « Вот какая большая репка уродилась!»

Комплекс утренней гимнастики для детей средней группы
по сказке « Вершки и корешки»

— построение в колонну по одному
— ходьба обычная
-ходьба в высоким подниманием бедра
-ходьба на наружнем своде стопы
— бег обычный
— бег врассыпную
-ходьба обычная
— перестроение в 3 звена, размыкание
Комплекс ОРУ:
1. « поехал мужик в лес репу сеять, а на встречу ему медведь..»
И. п — о. с, руки к плечам
1- встать на носки, локти вверх, потянуться,
2-и. п.(5-6 раз)

2. «Посеял дед репу, собрал урожай, медведю — вершки, себе — корешки…»
И. п — пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1- присесть, постучать подушечками пальцев по полу,
2- и. п.
(5-6 раз)
3. «Разозлился медведь,- теперь мне корешки, а тебе, дед — вершки!..»
И. п — о. с., руки на поясе
1- наклон вправо, за рукой
2-и. п.
3-4- в другую сторону (по 4 раза)
4. «Посадил дед пшеницу,- осенью собрал урожай..»
И. п.- о. с.
1- наклон вниз — хлопок под правым коленом
2-и. п.
3-4 –наклон вниз, хлопок под левым коленом
(по4 раза)
5. « Разозлился медведь, что дед его опять обманул, и запретил ему сажать в лесу..»
И. п-о. с., правая рука вверху
1-2 –рывки руками
3-4- рывки со сменой рук
(по4 раза)
7. «Стал дед в поле сажать, а медведь ягоды, да мед в лесу собирать..»
Прыжки ноги вместе — врозь (15-20 сек)

Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы
по сказке «Лиса и кувшин»

Построение в шеренгу
— перестроение в колонну
-ходьба обычная
-ходьба на носках
-ходьба «гусиным шагом»
-ходьба с остановкой по сигналу
-бег обычный
— бег с захлестом голени назад
-ходьба обычная, перестроение в три колонны, размыкание
Комплекс ОРУ:
1. « Пошла баба на поле жать, а кувшин с молоком в кусты поставила…»
И. п — о. с.
1-2- имитация работы косой: «Жух-жух-жух»
2. « Лиса выпила все молоко из кувшина…»
И. п — о. с., руки на поясе
1- наклон вниз, руки назад, прогнуться
2.и. п.
(6-8 раз)

3. « …вот беда, застряла голова в кувшине, никак не вытащить..»
И. п.ноги на ширине плеч, руки на поясе
1- присесть обхватить голову руками
2- встать, выпрямиться (6-8 раз)
4. « Просила лиса кувшин отпустить ее….»
И. п — сидя, ноги врозь
1- наклон к правой ноге,
2- и. п
3- наклон к левой ноге, достать руками носка
4-и. п. (по 4 раза)

5. «Разозлилась лиса, решила кувшин утопить в речке…»
И. п.сидя на полу, ноги согнуть, колени обхватить руками.
1-2-3-4- качалка на спине.

Учебно-методическое пособие по созданию сюжетных комплексов ОРУ для формирования эмоциональной привлекательности занятий физической культурой в ДОУ

Методика создания и примерные сюжетные комплексы общеразвивающих упражнений для занятий физической культурой в ДОУ

Ганецкая Любовь Викторовна,
воспитатель высшей категории
ГБДОУ компенсирующего вида д/с №17
Калининского района Санкт-Петербурга

Аннотация

Цель данного методического пособия обобщить и систематизировать методические рекомендации для педагогов дошкольного учреждения по составлению комплексов ОРУ, которые могут использоваться не только на занятиях, но и в качестве комплексов для утренних гимнастик в разных возрастных группах.

Развивать эмоциональную привлекательность занятий физической культурой путем создания сюжетных комплексов ОРУ. Предложить уже разработанные комплексы ОРУ с различными сюжетами для разных возрастных групп дошкольного учреждения

Введение

В ФГОС дошкольного образования говорится о физическом развитии, что оно включаетв себяприобретение опыта в двигательном поведении детей:, в том числе связанном с выполнением упражнений, которые направлены на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость и способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

И самой первой ступенькой в достижении этих целейявляется физическое воспитание детей в дошкольном учреждении.в обеспечении разностороннего развития детей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, и профилактическая, оздоровительная и коррекционная деятельность в детском саду является очень важной и первостепенной для обеспечения здоровья детей. Опыт моей работы в качестве инструктора по физическому воспитанию, а затем и воспитателя ДОУ подвиг меня на использование в занятиях физической культурой как можно больше эмоциональной привлекательности — это составление и использование комплексов ОРУ с небольшим сюжетом. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здорового образа жизни; развивает творческие способности ребенка, способствует развитию мышления, воображения, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.

Составляя комплексы ОРУ, следует помнить, что все упражнения делятся на три группы:

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук, способствует выпрямлению позвоночника, укрепляет грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру.

Вторая группа предназначена для развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины (для достижения эффекта необходимо четкое соблюдение правильного исходного положения).

Третья группа упражнений способствует укреплению мышц брюшного пресса, развивают мышцы ног и свода стопы

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) подбираются так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц.

Комплексы ОРУ:

В младшей группе состоят из 3-4 ОРУ повторяющихся 4-6 раз.

В средней группе состоят из 4-5 ОРУ повторяющихся 5-6 раз

В старшей группе состоят из 5-6 ОРУ повторяющихся 6-8 раз

В подготовительной группе состоят из 6-8 ОРУ повторяющихся 8-10 раз.

Предлагаю вашему вниманию комплексы ОРУ которые с успехом можно применять и в качестве утренних гимнастик. Но это не просто зарядки. Дети с удовольствием выполняют упражнения, ведь обыкновенная зарядка превращается в маленькое приключение. Дети с большим желанием будут заниматься физкультурой, утренней гимнастикой, хорошо выполнять упражнения. И даже самые ленивые детишки охотно включаются в эту-игру. Да и как иначе? Ведь они не просто выполняют упражнения, а превращаются то в птичек, то в лягушат, то в петрушек и весело и задорно выполняют гимнастику, даже не замечая, что их тело при этом получает физическую нагрузку. Дети играют, и в процессе игры укрепляют свой организм. Итак, приглашаю вас на сюжетное физкультурное занятие, которое несложно построить, подчинив одной теме с комплексом ОРУ или сюжетную утреннюю гимнастику.

«Хлопушки»

Ходьба и бег врассыпную.

1. И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши. (4-5 раз).

2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. Наклон вперед, хлопнуть руками по коленям. (4-5 раз).

3. И.п. как в 1 упражнении. Присесть, хлопнуть в ладоши перед собой. (4-5 раз).

4. Игра «Пузырь». После слов «Лопнул пузырь!» бег врассыпную — полетели маленькие пузыри — 15 сек.

«Пузырь» комплекс ОРУ для младшей группы

Ходьба, бег, ходьба на носках, упражнение на дыхание.

5. «Надуем пузырь». И.п.: ноги слегка расставлены, руки поднесены к губам (вдох). Выдох — развести руки в стороны (4-5 раз).

6. «Проверим пузырь». И.п. то же, руки на поясе. Наклон вперед, постучать по коленям «тук-тук» (4 раза).

7. «Пузырь лопнул». И.п. то же, руки внизу. Присесть, руки на колени «хлоп» (4-5 раз).

8. «Полетели пузыри». Бег врассыпную 30 сек., ходьба на носках, упражнение на дыхание.

«Осенняя прогулка»

Ходьба друг за другом, бег, ходьба на носках, перестроение.

1. «Деревья качаются». И.п.: Ноги слегка расставлены, руки внизу. Руки поднять вверх, немного отвести влево, потом вправо, произнести «Ш-Ш-Ш», опустить.(4-5 раз)

2. «Сильный ветер». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны поочередно к правой и левой ноге.(4-5 раз)

3. «Травка». Присесть, руки вытянуть перед собой, затем встать, руки опустить.(5 раз)

4. «Журавли улетают на юг». И.п.: то же. Руки поднять через стороны вверх и плавно опустить вниз (5 раз)

5. «Сбор яблок». Поднять руки вверх, потянуться, приседая, вытянуть руки перед собой «положим в корзинку» (4 раза)

6. «Воробьишки прыгают». Прыжки на двух ногах вместе. Ходьба на месте.(2 раза). Перестроение, ходьба друг за другом.

«Осень » комплекс ОРУ для средней группы

Ходьба друг за другом (парами), бег в колонне по одному, перестроение.

1. «Вешаем кормушки». И.п.: стоя, ноги вместе, руки опущены. Руки поднять вверх, потянуться, опустить руки (4-5 раз).

2. «Рубим дрова». И.п.: ноги на ширине плеч, руки в замке перед собой. Взмах руками вверх и назад, наклон вниз, произнести «У-У-УХ» (4-5 раз).

3. «Шалтай-Болтай». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты туловища вправо и влево со свободными руками (6-8 раз)

4. «Ножницы». И.п.: лежа на боку, опираясь на руку согнутую в локте, ноги прямые. Поднимаем вверх прямую ногу (4-5 раз), затем поворачиваемся на другой бок.

5. «Танец лягушат». И.п.: в приседе, руки на поясе. Прыжки на корточках (6-7 раз).

Ходьба на месте, ходьба друг за другом с высоким подниманием колен.

«Бабочки» комплекс ОРУ для средней группы

Ходьба, бег 20 сек., ходьба на носках и пятках.

1. «Бабочки машут крыльями». И.п.: стоя, ноги вместе, руки опущены. Взмахи руками, произнести «Ш-Ш-Ш» (5 раз).

2. «Бабочки летят». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон вперед, развести руки в стороны (5 раз).

3. «Бабочки сели на цветы». Присесть, руки на колени (5 раз).

4. «Бабочки качаются на цветах». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны в сторону, руки на поясе (4 раза).

5. «Бабочки кружатся». Прыжки с поворотом, сначала вправо, затем влево, ходьба на месте. Повторить.

Ходьба друг за другом.

«Петрушки» комплекс ОРУ для средней группы

«Петрушки идут тихо». Ходьба и бег в колонне по одному на носочках.

1. «Тарелочки». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Хлопки прямыми руками впереди «Хлоп».(5-6 раз)

2. «Хлопки по коленям». И.п. ноги на ш.п., руки внизу. Наклониться вперед, хлопнуть по коленям.(5-6)

3. «Петрушки ищут друг друга». И.п. то же. Руки на поясе, повороты в сторону «Где?» (5-6 раз)

4. «Хлопки с приседанием». И.п. ноги на ширину ступней, руки внизу. Присесть, хлопнуть перед собой «Хлоп».(5-6 раз)

5. «Петрушкам весело». Прыжки на двух ногах.10-12 прыжков (2 раза).

Ходьба, упражнение на дыхание.

«Зима» комплекс ОРУ для средней группы

Ходьба на носочках, с высоким подниманием колен «по глубокому снегу», бег врассыпную «снежинки полетели», ходьба.

1. «Погреем руки» И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Хлопки руками перед грудью (4-5 раз).

2. . «Погреем себя».И.п.: ноги то же, руки расставлены в стороны. Хлопки по бёдрам «хлоп-хлоп» (4-5 раз).

3. «Посмотрим по сторонам» И.п.: ноги на ш.п.(для мл. гр.) или стоя на коленях (для средней гр.), руки на поясе. Повороты в стороны «вижу»(4-5 раз)

4. «Стряхнём снег». И.п.: ноги на ш.п., руки внизу. Наклон вперед, хлопок ладонями по щиколоткам или по коленям(4-5 раз).

5. «Покатились на санках» — бег 15-20 сек, ходьба, упражнение на восстановление дыхания.

«Зайчики» комплекс ОРУ для средней группы

Ходьба, бег, ходьба на носках «лисичка», ходьба, взявшись за руки «зайцы на поляне».

1. «Зайчики слушают». И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки, ладошки приставить к голове, поворот головой вправо-влево «тихо»

2. «Зайчики греют лапки». И.п. то же. Наклон вперед, постучать по коленям «хлоп-хлоп».

3. «Лисичка идет по глубокому снегу». И.п. то же. Попеременно поднимать высоко согнутую в колене ногу.

4. «Зайчики прячутся от лисы». И.п. то же. Присесть, руки на колени, посмотреть по сторонам «где?»

5. «Зайчикам весело». 10-12 прыжков, ходьба, повторить прыжки и ходьбу. Упражнение на дыхание.

«Птички» комплекс ОРУ для средней группы

Ходьба на носках, бег, ходьба.

1. «Птички машут крыльями». И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать, сказать: «Чик-чирик».

2. «Где птичка?». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Повороты в сторону, сказать: «Где?»

3. «Птички пьют». И.п. то же. Наклон вперед, руки назад, сказать: «Пи-и-ть»

4. «Птички клюют». И.п. как во 2 упражнении. Присесть, постучать пальчиком по коленям, сказать: «Клю-клю»

«Птички полетели» — бег врассыпную 15 сек., ходьба, упражнение на дыхание (повторить 2 раза)

« Мы пилоты» комплекс ОРУ для старшей, подготовительной группы.

1. «Вертолёт вращает винтами». И.п.: о.с. Попеременно вращать прямой рукой на счет 1- вперёд, 2- назад, 3-4 то же другой рукой (8 раз)

2. «Заведём моторы». И.п.: о.с.руки согнуты в локтях, перед грудью. Вращение рук с убыстрением и замедлением темпа (15-20 сек 5-6 раз).

3. «Самолёт летит». И.п.: ноги на ш.п., руки расст. в стороны. Наклоны в стороны (8-9 раз).В конце сед на одно колено «самолёт приземлился».

4. «Проверим колёса». И.п.: ноги слегка расст., руки внизу. Поднять высоко ногу согнутую в колене и хлопнуть по колену ладонью, сказать «вот», затем так же другой ногой (8-9 раз).

5. «Накачаем колёса». И.п.: ноги на ш.п., руки согнуты в локтях на уровне груди. Наклон вперед, руки выпрямить — выдох, вернуться в и.п. (9-10 раз).

6. «Лётчик садится в кабину самолёта». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть вправо, выпрямиться. Сесть влево, выпрямиться (6-8 раз). .: ноги слегка расст., руки внизу

7. «Самолёт взлетает». И.п.: ноги слегка расст., руки внизу. Прыжки вверх 12 раз, ходьба повторить 2-3 раза.

8. «Лётчики возвращаются с аэродрома». Ходьба 1 мин.

«Лягушата и цапля» комплекс ОРУ для старшей, подготовит. гр.

1. «Лягушата проснулись, потянулись». И.п.: о.с., руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак, на груди. 1 — руки вверх, кисти разжать, 2- и.п., 3- руки в стороны, кисти разжать, 4- и.п. (8-9 раз).

2. «Цапля щелкает клювом». И.п.: о.с.1- хлопок вытянутыми руками перед грудью, 2- и.п., 3- хлопок вытянутыми руками вверху, 4-и.п.

3. «Лягушата смотрят по сторонам». И.п.: ноги на ш.п., руки внизу. Повороты в стороны, руки в стороны, пальцы растопырить. Сказать «ква-а-а» (6-7 раз).

4. «Лягушата ловят комара». И.п.: то же. Наклон вперед, хлопнуть в ладоши, вернуться в и.п. (6-8раз).

5. «Цапля идет по болоту». И.п.: о.с., руки на поясе. По очередное высокое поднимание ног на счет 1-4 (8-9 раз).

6. «Лягушата прячутся». И.п.: ноги на ш.п., руки внизу. Глубокий присед, колени развести в стороны, руки с растопыренными кистями упереть в пол между ногами, тихо сказать«ква-а-а» (6-8 раз).

7. «Лягушата радуются» И.п.: ноги слегка расст., руки внизу. Прыжки ноги в стороны — вместе, руки в стороны — вниз (12-14 прыжков, ходьба) повторить 2-3 раза.

8. «Цапля и лягушата идут по болоту». Ходьба в полу приседе «лягушата», с высоким подниманием колен «цапля» — 30 сек.

«Мы веселые петрушки» комплекс ОРУ для старшей, подготовительной группы

1. Ходьба и бег в колоне по одному на носочках «петрушки идут, бегут тихо».

2. «Тарелочки». И.п.: ноги о.с., руки расставлены в стороны. 1-2 хлопок вытянутыми руками перед собой — и.п., 3-4 хлопок над головой — и.п. (8-9 раз).

3. «Тарелочки в сторону». И.п.: Ноги на ш.п., руки внизу. Повороты в сторону со скользящим хлопком вытянутыми руками сверху — вниз (6-8 раз).

4. «Хлопок за коленом». И.п.: ноги шире плеч, руки внизу. Наклон вперед, хлопок за коленом (8-9 раз).

5. «Петрушки ищут друг друга». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. Поворот в сторону, руки развести в стороны «где» (8 раз).

6. «Хлопок по колену». И.п.: Ноги на ширине ступни, руки на плечах. 1-2 — поднять согнутую в колене ногу и хлопнуть рукой по колену, в и.п. 3-4 — то же другой ногой и рукой, в и.п. (8 раз).

7. «Хлопки с приседанием». И.п.: ноги на ширине ступни, руки внизу. Глубокий сед с хлопком перед собой (7-8 раз).

8. «Петрушкам весело». Прыжки — ноги в стороны, вместе с хлопком над головой (12-14 прыжков в чередовании с ходьбой 2-3 раза).

Составила комплексы ОРУ Ганецкая Л.В. Желаю всем здоровья!

Литература

1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать и метать. Пособие для воспитателя детскогосада. — М.: Просвещение, 1983.

2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). — М.: Владос, 2002.

3. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1974.

4. Щебеко В.Д. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. — Мн.: 1998.

You have no rights to post comments

Екатерина Алекьян
Комплексы общеразвивающих упражнений для детей старшей группы

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей старшей группы

Утренняя гимнастика

Июнь 1 неделя

1. «На носок»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1-наклон головы вправо (влево, правая (левая) нога в сторону на носок, поднять правую (левую) руку в сторону; 2-и. п. Пов :6-8 раз.

2. Наклоны в стороны

И. п.: то же, руки к плечам. 1-наклон вправо (влево, 2-и. п. ,3-наклон вправо (влево) с рукой, 4-и. п. Пов4-6 раз.

3. Наклоны вниз

И. п.: то же. 1- наклон вперёд, руки в стороны,2-и. п. ,3-наклон вниз, достать пола, 4-и. п. Пов :4-6 раз.

4. «Играем носочками»

И. п.: сидя на полу, ноги вместе, упор рук сзади. Поочерёдно поднимаем и опускаем носочки.

5. «Ножницы»

И. п.: лёжа на локтях. Крестные движения прямых ног.

6. «Лодочка»

И. п.: лёжа на животе, руки прямо. 1-поднять прямые руки и ноги вверх, прогнуть спину,2-и. п. Пов :6-8 раз.

7. Повороты

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-поворот вправо (влево, правую (левую) руку отвести назад, посмотреть на ладошку,2-и. п. Пов :6-8 раз.

И. п.: одна нога впереди другая сзади, руки на поясе. Менять в прыжке ноги местами. Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой .

Июнь 2 неделя

1. «Ножницы в движении»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки перед собой. Крестные движения рук перед собой вверх и вниз.

2. Наклоны в стороны

И. п.: то же, руки за головой. 1-наклон вправо (влево,2-и. п. Пов :6-8 раз.

И. п.: о. с., руки на поясе. Поставить прямую ногу назад на носочек как можно дальше, другую ногу согнуть. Сделать несколько пружинистых приседаний. Поменять ноги.

4. «Носочек прыгает»

И. п.: сидя на полу, упор рук сзади. Согнуть одну ногу, острым носочком касаться пола с одной стороны другой ноги, с другой. То же другой ногой.

6. «Сядь»

И. п.: лёжа на спине, мальчики руки за головой, девочки прямо. 1-сесть, 2и. п. Пов :6-7 раз.

7. «Колечко»

И. п.: лёжа на животе, руки в упоре перед грудью. Выпрямить руки, опустить голову назад, стараться достать носочками до головы.

И. п.: ноги вместе. В прыжке смещать ноги в одну и другую стороны. Чередовать с дыхательными упражнениями или ходьбой .

Июнь 3 неделя

1. «За спину»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, обруч хват с боков внизу. 1- поднять обруч вверх, 2- опустить за плечи, 3,4- и. п. Пов :6-7 раз.

2. Наклоны в стороны

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч обруч внизу. 1- поднять обруч горизонтально вверх,2- наклон вправо (влево, 3,4- и. п. Пов :6-8 раз.

3. Наклоны вниз

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч обруч на полу за ногами, руки на поясе. 1- наклон вниз, достать до обруча, 2- и. п. Пов :6-7 раз.

4. Приседания

И. п.: стоя, пятки вместе, носки врозь, обруч внизу. 1- присесть, спину держать прямо, колени развести, обруч вынести вперёд. 2- и. п. Пов :6-7 раз.

5. «Не задень»

И. п.: сидя, ноги согнуты, обруч перед ногами. 1- ноги врозь, положить на пол, 2- и. п. Пов :5-6 раз.

6. «Мостик»

И. п.: сидя, упор рук сзади, ноги в обруче согнуты в коленях. 1- поднять туловище вверх, сделать мостик, 2- и. п. Пов :6-7 раз.

7. Повороты

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч обруч прижат к груди. 1- вынести обруч вперёд, 2- поворот вправо (влево, 3,4- и. п. Пов :6-8 раз.

8. Прыжки на двух ногах через обруч вперёд-назад спиной. Чередовать с ходьбой приставным шагом по обручу руки на поясе

Июнь 4 неделя

1. «На носок»

И. п.: о. с. руки с мячом за головой. 1- поднять руки вверх, посмотреть на мяч, правую (левую) ногу назад на носок,2- и. п. Пов :5-7 раз.

2. Наклоны в стороны

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч внизу. 1- поднять мяч вверх,2- наклониться вправо (влево, 3-4 и. п. Пов :6 раз.

3. Наклоны вниз

И. п.: стоя, ноги шире ширины плеч, мяч прижат к груди. 1-наклониться вниз, показать мяч соседу сзади,2- и. п.

Пов :5-7 раз.

4. Приседания

И. п.: о. с. мяч прижат к груди. 1- присесть, вынести мяч вперёд,2- и. п. Пов :6-7 раз.

5.«Подними»

И. п.: сидя, упор рук сзади, мяч зажат между ступнями ног. 1- поднять мяч вверх,2- и. п. Пов :5-7 раз.

6. «Вставай»

И. п.: лёжа на спине, мяч зажат между ступнями ног, руки прямые за головой. 1- мах руками, сесть, не выпуская мяч, не отрывая ног от пола,2- и. п. Пов :6 раз.

7. Махи ногами

И. п.: о. с. мяч в руках над головой. 1- опустить мяч на поднятое правое (левое) колено,2- и. п. Пов :6-8 раз.

8. Повороты.

И. п.: стоя на коленях, мяч прижат к груди. 1- поворот вправо (влево, положить мяч между ног,2- и. п. ,3- поворот вправо (влево, взять мяч,4- и. п. Пов :6 раз.

9. Прыжки с зажатым между коленами мячом. Чередовать с ходьбой.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей

подготовительной группы

Утренняя гимнастика

Июль 1 неделя

1. Обычная ходьба, гимнастический шаг, ходьба в полуприседе, ходьба в полном приседе, бег в среднем темпе.

2. Медленная ходьба с поднимание рук вверх для востановления дыхания

Перестроение в колонны звеньями без музыки

Упражнения без предметов

1. И. п. — основная стойка, руки на поясе. 1 — руки за голову, правую (левую) ногу назад на носок; 2 — вернуться в исходное положение (8 раза) .

2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — руки в стороны; 2 — наклон вниз к правой (левой) ноге, хлопнуть в ладоши за ногой; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение (4 раза) .

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки за головой. 1 — поворот вправо (влево, правую руку в сторону; 2 — исходное положение (по 4 раза в каждую сторону) .

4. И. п. — стойка на коленях, руки вдоль туловища. 1-2 — сесть справа (слева) на бедро, руки вперед; вернуться в исходное положение (4 раза) .

5. И. п. – стойка на коленях, руки в упоре впереди. 1 – вытянуть пр. ногу вверх, 2 – И. п., 3 – вытянуть левую ногу вверх, 4 – и. п.

6. И. п. — сидя на полу, руки в упоре сзади. 1 — поднять вперед-вверх прямые ноги — угол; 2 — вернуться в исходное положение (5-6 раз) .

7. И. п. — основная стойка, руки на поясе. Прыжки на двух ногах — левая вперед, правая назад, прыжком сменить положение ног. Выполняется под счет 1-8, ходьба и снова прыжки (2 раза) .

8. Упражнение на дыхание . Подняли руки вверх, опустили.

Июль 2 неделя

1. Ходьба.

2. ходьба с высоким подниманием колен («лошадки» )

3. ходьба в полном приседе («гусиный шаг» )

4. бег с прыжками (на первую часть музыки дети бегут, на вторую – делают 3 прыжка)

Перестроение в 2 (3) колонны звеньями без музыки.

Упражнения с мячом большого диаметра

1. И. п. — основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1 — поднять мяч вверх; 2 — шаг вправо (влево) ; 3 — приставить ногу; 4 — вернуться в исходное положение (8 раз) .

2. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках перед собой. 1-2 — присесть, мяч вперед; 3-4 — вернуться в исходное положение (8 раз) .

3. И. п. — стойка ноги врозь, мяч в обеих руках внизу. 1 — мяч вверх, руки прямые; 2 — поворот вправо (влево) ; 3 — выпрямиться, мяч вверх; 4 — вернуться в исходное положение (по 4 раза в каждую сторону) .

4. И. п, — сидя, ноги вместе, мяч на стопах, руки в упоре сзади. 1-2 — поднять ноги вверх, скатить мяч на живот, поймать его; 3-4 — вернуться в исходное положение (5-6 раз) .

5. И. п. — основная стойка, мяч внизу. 1-2 — поднимаясь на носки, поднять мяч вверх; 3-4 — вернуться в исходное положение (8 раз) .

6. Подбрасывание мяча вверх и ловля его в чередовании с прыжками

7. Прыжки с мячом между ног.

8. И. п. – основная стойка, мяч в обеих руках внизу. 1 – поднять мяч вверх; 2 – опустить вниз, 3-4 повторить 1-2.

Июль 3 неделя

1. Ходьба в колонне по одному с изменением положения рук по сигналу воспитателя

2. Игровое упражнение «Пингвины» (ходьба на носках, подняв руки вверх, ходьба в полуприседе, ходьба в полном приседе)

4. дыхательная гимнастика

Ходьба в колонне по одному с перестроением в 3 колонны звеньями (под музыку, ходьба на месте

Упражнения без предметов

1.. И. п. — основная стойка, руки на поясе. 1 — выпад вправо, руки за голову; 2 — исходное положение. То же влево (6 раз) .

2. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — наклон вправо (влево) ; 2 — исходное положение (по 4 раза в каждую сторону) .

3. И. п. — основная стойка, руки на поясе. 1-2 — присесть, руки вперед; 3-4 — вернуться в исходное положение (8 раз) .

4. И. п. — стойка на коленях, руки на поясе. 1-2 — поворот туловища вправо (влево, коснуться правой рукой пятки левой ноги; 3-4 — вернуться в исходное положение (по 4 раза в каждую сторону) .

5. И. п. — основная стойка, руки на поясе. На счет 1 такт — прыжки на правой ноге; на второй такт музыки – ходьба, то же на левой ноге. Повторить прыжки дважды с небольшим перерывом.

Перестроение в одну колонну (под музыку, ходьба

Июль 4 неделя

1. Ходьба в колонне по одному

2. Ходьба приставным шагом (в обе стороны)

3. Гимнастическая ходьба (ходьба с носка)

5. Бег с забрасыванием голени назад («шлепаем пяточками по попе» )

6. Спокойная ходьба с махами рук для восстановления дыхания

Ходьба в колонне с перестроением в 3 колонны звеньями (под музыку, ходьба на месте

Упражнения с лентами

1. И, п. — основная стойка, ленты внизу. 1 — ленты вперед; 2 — ленты вверх; 3 — ленты в стороны; 4 — исходное положение (8 раз)

2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, ленты у груди. 1 — поворот вправо (влево, правую руку в сторону; 2 — исходное положение (по 4 раза в каждую сторону) .

3. И. п. — основная стойка, ленты внизу. 1-2 — присесть, ленты вынести вперед; 3-4 — исходное положение (6 раз) .

4. И. п. — стойка ноги чуть шире плеч, ленты внизу. 1 — ленты в стороны; 2 — наклон вперед; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение (6 раз) .

5. И. п. — основная стойка, ленты внизу. Прыжки на двух ногах со свободными махами руками

6. И. п. — основная стойка, ленты внизу. 1-2 — правую ногу отставить назад на носок, ленты вверх; 3-4 — вернуться в исходное положение. То же левой ногой (8 раз) .

Перестроение в одну колонну под музыку

Август 1 неделя

1. Ходьба в колонне по одному.

2. ходьба переваливаясь с ноги на ногу (как мишки, ходьба на носках (мышки)

3. Ходьба с высоким подниманием колена, руки согнуты в локтях, предплечья параллельно полу, дети ударяют ладонями по коленям (лошадки)

Ходьба в колонне по одному (во время ходьбы дети берут обручи, перестраивание в две (три) колонны звеньями

Упражнения с обручем

5. И. п. — основная стойка, обруч внизу. 1 — поднять обруч вперед; 2 — поднять обруч вверх; 3 — обруч вперед; 4 — вернуться в исходное положение (8 раза) .

6. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч на груди, хват рук с боков. 1 — поворот туловища вправо (влево, обруч вправо, руки прямые; 2 — вернуться в исходное положение (6 раз) .

7. И. п. — основная стойка, хват рук с боков, обруч на груди. 1 — присесть, обруч вынести вперед; 2 — вернуться в исходное положение (6 раз) .

8. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу. 1 — поднять обруч вперед; 2 — наклон вперед, посмотреть «в окошечко» ; 3 — выпрямиться, обруч впереди; 4 — исходное положение (8 раз) .

9. И. п. — основная стойка около обруча, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг обруча в обе стороны в чередовании с ходьбой. Повторить 2 раза.

Август 2 неделя

2. ходьба в колонне по одному на пятках, на носках

3. Бег с ускорением

4. спокойная ходьба для восстановления дыхания

Ходьба в колонне по одному перестроение в три колонны звеньями

Упражнения без предметов

5.. И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. 1 — руки в стороны; 2 — сгибая руки к плечам, подняться на носки; 3 — опуститься на всю ступню, руки в стороны; 4 — вернуться в исходное положение (6 раз) .

6. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — поворот туловища вправо (влево, правую руку в сторону; 2 — вернуться в исходное положение (по 4 раза в каждую сторону) .

7. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки вверху. 1-2 — глубоко присесть, руки за голову, сводя локти вперед; 3-4 — вернуться в исходное положение (6 раз) .

8. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — руки в стороны; 2 — наклон вправо (влево, правую руку вниз, левую вверх; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение (по 4раза в каждую сторону)

9. И. п. — основная стойка, руки внизу. 1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 — прыжком ноги вместе, руки вниз.

10. И. п. — основная стойка, руки вниз. 1-2 -руки через стороны вверх; 3-4 — вернуться в исходное положение (6 раз) .

Перестроение в одну колонну, ходьба

Хороводная игра «Ручками крути, ножками верти»

Август 3 неделя

1. Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений для рук по команде воспитателя — руки в стороны, за голову, на пояс.

2. Ходьба в полном приседе

3. Ходьба приставным шагом

5. Востановление дыхания

Ходьба (во время ходьбы дети беруг кубики, перестроение в три колонны звеньями, ходьба на месте

Упражнения с кубиком

1. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1-2 — поднять руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку; 3-4 — исходное положение (8 раза) .

2. И. п. — стойка ноги врозь, кубик в правой руке. 1 — руки в стороны; 2 — наклон вперед, положить кубик у носка левой ноги; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — наклониться, взять кубик в левую руку. То же левой рукой (8 раз) .

3. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1 — руки в стороны 2 — присесть, кубик вперед, переложить в левую руку; 3 — встать, руки в стороны кубик в левой руке, 4 вернуться в исходное положение. (4 раза) .

4. И. п. — стойка на коленях, кубик в правой руке. 1 — поворот вправо, положить кубик у носков ног; 2 — выпрямиться, руки на пояс; 3 — поворот вправо, взять кубик; 4 — вернуться в исходное положение, переложить кубик в левую руку. То же влево (по 4 раза) .

5. И. п. — основная стойка, руки произвольно, кубик на полу. Прыжки на правой и левой ноге вокруг кубика в чередовании с небольшой паузой., Повторить 2 раза.

Перестроение в одну колонну, ходьба, во время ходьбы дети кладут кубики.

Август 4 неделя

1. Ходьба в колонне по одному

2. Ходьба приставным шагом (в обе стороны)

3. Гимнастическая ходьба (ходьба с носка)

4. Бег с ускорением

5. Медленная ходьба с поднимание рук вверх для востановления дыхания

Ходьба, перестроение в три колонны звеньями, ходьба на месте

Упражнения с гантелями

1. И, п. — основная стойка, гантели внизу. 1 — гантели вперед; 2 — гантели вверх; 3 — гантели в стороны; 4 — исходное положение (6 раз) .

2. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, гантели у груди. 1 — поворот вправо (влево, правую руку в сторону; 2 — исходное положение (8 раз) .

3. И. п. — основная стойка, гантели внизу. 1-2 — присесть, гантели вынести вперед; 3-4 — исходное положение (8 раз) .

4. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, гантели внизу. 1 — гантели в стороны; 2 — наклон вперед к левой (правой) ноге; 3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение (4 раза) .

5. И. п. — основная стойка, гантели внизу. Прыжки.

6. И. п. — основная стойка, гантели внизу. 1-2 — правую ногу отставить назад на носок, гантели вверх; 3-4 — вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6-8 раз) .

Перестроение в одну колонну, ходьба в колонне по одному.

Сюжетный комплекс «Курочки»

I. Ходьба и бег друг за другом (2р по 10сек), ходьба на носках. Построение в круг.

II. ОРУ

  1. «Курочки машут крыльями». И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, сказать «ко-ко», опустить. Д-6 раз.
  2. «Курочки пьют воду». И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, руки отвести назад, выпрямиться. Д-6 раз.
  3. «Курочки клюют зерна» И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Д-6 раз.
  4. «Курочки ищут червячка». И.п. сидя, ноги врозь, руки на поясе. Наклониться вперед, руки вытянуть вперед, ищем червячка, выпрямиться. Д-6 раз.
  5. «Сильные крылья». И.п. ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны, взмах всей рукой и кистью – большие крылья, опустить. Д-6 раз.
  6. «Курочкам весело» И.п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на месте на 2-х ногах в чередовании с ходьбой. Д- 2 раза по 6 раз.

III. Перестроение из круга. Бег быстрый. Игровое упражнение «Найдем цыпленка» (Воспитатель заранее прячет игрушку и предлагает детям найти ее),

Художественное слово

Сюжетный комплекс «Музыкальные игрушки»

I. Ходьба и бег в колонне по одному за воспитателем – он паровозик. 12 раз. Построение в круг.

II. ОРУ

  1. «Погремушки». И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Руки сжать в кулаки, поднять их вверх, потрясти ими, опустить за спину. Д-6 раз.
  2. «Барабан». И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу за спиной. Наклониться, постучать указательными пальцами по коленям, сказать «бум-бум», выпрямиться. Д-6 раз.
  3. «Дудочка». И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Подняться на носки, поднести руки ко рту, сказать «ду-ду-ду», встать на полную ступню, опустить руки. Д-6 раз.
  4. «Гармошка». И.п. стоя на коленях, руки на поясе. развести руки в стороны, «играем на гармошке, тра – ля-ля», поставить руки на пояс. Д-6 раз.
  5. «Пианино». И.п. сидя, ноги врозь, руки внизу. Наклониться, руки вытянуть вперед, «поиграем пальчиками на пианино», выпрямиться, руки опустить вниз. Д-6раз.
  6. «Всем весело». И.п. ноги слегка расставить, руки вниз. 2-3 пружинки и 6-8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой на месте.

III. Перестроение из круга. Быстрый бег за воспитателем.

Дыхательное упражнение «Надуем шар»

Художественное слово

Задание: Самостоятельно составить сюжетные комплексы «Зима», «Зайчики», «Цветы», «Лето», «Бабочки», «Гуси», «Самолет».

Сюжетный комплекс ОРУ «Самолет»

I. Вводная. Ходьба, ходьба приставным шагом, ходьба, бег, перестроение в круг темп, дозировка??. Ходьба на носках (руки — ?), ходьба на пятках (руки — ?)

II. ОРУ

  1. «Самолет». И.п. ноги слегка расставлены, руки вниз. Руки в стороны – «крылья самолета», вернуть в И.п.- «улетел самолет». Д-6 раз.
  2. «Самолет выбирает место посадки». И.п. ноги врозь, руки в стороны. наклон вперед, поворот головы в одну, другую сторону, И.п. – Д-6 раз.
  3. «Посадки». И.п. ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в стороны, присесть – «опустился на землю», вернуться в И.п. Позже говорить «сели» – Д-6 раз.
  4. «Летчики отдыхают». И.п. лежа на спине. Повернуться на бок, живот, другой бок, и опять на спину. дыхание произвольное. Д-6 раз (по 3 раза в каждую сторону).
  5. «Летчикам весело». И.п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Слегка сгибать и выпрямлять ноги («пружинки»), затем перейти на подпрыгивания. Д-2-3 раза по 6-8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой.

III. Заключительная часть. Бег быстрый (время? с переходом на медленный, ходьбу). Дыхательное упражнение «Поиграем на дудочке».

Художественное слово

Задание:

Просмотреть комплекс и заменить вопросы правильными ответами.

Комплекс утренней гимнастики

для II младшей группы с флажками.

I. Ходьба в колонне по одному, бег высоко поднимая колени (как лошадки). Ходьба и бег чередуются. Д-2 раза

II. ОРУ с флажками.

  1. «Выше флажок». И.п. ноги слегка расставить, флажки внизу. Флажки через сторону вверх, помахать, опустить, сказать «вниз». – Д-6 раз.
  2. «Помаши внизу». И.п. ноги врозь, руки с флажками в стороны. наклон вперед, помахать из стороны в сторону, вернуться в И.п. дыхание произвольное. Д-6 раз
  3. «Выше ногу и флажок». И.п. ноги слегка расставить, флажки опущены. Поднять флажок и согнутую ногу, вернуться в И. п. Чередование движения ног и рук. Дыхание произвольное. Д-6 раз.
  4. «Через стороны» И.п. стоя на коленях, флажки опущены вниз. Через сторону поднять, помахать опустить. Д-6 раз.
  5. «Покажи флажок». И.п. сидя, ноги врозь, флажки вниз. Флажки вперед, наклон, сказать «вот», опустить флажки. Д-6 раз.
  6. «Подпрыгивание». И.п. ноги слегка расставить, флажки вниз. 6-8 подпрыгиваний и встряхивание флажками. Д-2 раза. Дыхание произвольное.

III. Игровое упражнение «Воробышки и кот». Воробышки находятся в домике за чертой, а кот в центре зала сидит на стульчике. Воробышки разлетаются по всему залу, а на сигнал воспитателя «Кот!» воробышки убегают, стараясь быстро попасть в свой домик. Ходьба в колонне по одному за хитрым котом.

Художественное слово

Задания:

  1. Составить комплекс утренней гимнастики с платочками, погремушками, без предметов.
  2. Записать заключительную часть утренней гимнастики в 2 вариантах.

Игровой комплекс утренней гимнастики для II младшей группы

I. Игра средней подвижности «По ровненькой дорожке». Дети становятся по кругу и выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два

По камешкам, по камешкам

В яму – бух.

Дети выполняют ходьбу, а на слова «по камешкам, по камешкам», прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед, а на слова «в яму – бух» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» говорит воспитатель, и дети поднимаются Д- 2-3 раза.

II. Игровое упражнение «Пчелки». Бег врассыпную, подняв руки в стороны и покачивая ими, произносить «жу-жу-жу». Д-2 раза.

III. Малоподвижная игра «Пузырь»