Положения рук и движения ими. Положения рук, ног, туловища и движения ими

9 декабря 2019

Каждое ОРУ начинается с определенного исходного положе­ния, поэтому основные исходные положения должны быть ясны учащимся, правильно ими пониматься и выполняться. Следует обращать особое внимание на то, чтобы основные исходные по­ложения упражнений строго выполнялись, так как только пра­вильное выполнение упражнения даст наивысший физиологи­ческий эффект. Даже самые незначительные ошибки облегчают упражнение, снижая его эффективность. Поэтому очень важен с первых шагов обучения постоянный и строгий контроль при выполнении упражнений от начала движения до его окончания. Только в этом случае учащиеся приобретут необходимую осан­ку, координацию движений и избавят себя от встречающихся вредных тенденций выполнять упражнения кое-как. С учащи­мися младших классов, прежде чем начать выполнять комплек­сы ОРУ, необходимо освоить основные исходные положения и движения рук, ног, туловища. Каждое исходное положение на­до выполнять с задержкой в 3-4 с. Во время остановки в таких

исходных положениях необходима проверка и уточнение при­нятого положения. Для закрепления основных положений можно давать задания на дом с рекомендацией выполнять их перед зеркалом.

Положения кисти и движения ею

Обычное положение кисти — положение, в котором пальцы выпрямлены, кисть находится как бы в продолжении руки (рис. 14, а). При терминологическом описании упражнений та­кое положение кисти не указывается. Если руки занимают по­ложение вниз, назад, вперед, вверх, то ладони рук обращены друг к другу, а в положении руки в стороны ладони обращены книзу. В этих случаях положение кисти не указывается. Если же в приведенных выше положениях ладони должны быть об­ращены в какую-то другую сторону, то это надо указать. Напри­мер, руки вперед, ладони книзу.

Кисть в кулаке — если пальцы сжаты в кулак, то указывать, куда обращены пальцы в обычном положении, не следует (рис.

Кисть свободна — положение кисти, сходное с обычным, т. е. кисть находится в продолжении предплечья, но держится сво- бодно, без напряжения, пальцы расслаблены (рис. 14, в).

Кисть расслаблена — положение, в котором кисть свободно висит (рис. 14, г).

Кисть поднята вперед или назад — положение, в котором кисть, по возможности прямая, отведена в указанном направле­нии. Например, правая в сторону, кисть поднята (рис. 14, д).

Пальцы врозь — положение кисти, в котором пальцы с силой разведены друг от друга (рис. 14, е).

Сгибание и разгибание пальцев — сгибание и разгибание с силой и одновременно.

Сгибание и разгибание пальцев последовательно — сгибание и разгибание, начиная с мизинца. Иную последовательность следует указывать дополнительно.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОССУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2

«Общеразвивающие упражнения в ДОУ»
Контрольная работа по курсу

«Методика физического воспитания и развития детей»

Выполнила –

Филинских Татьяна Сергеевна

ОЗО, Курс VI, группа 602

Челябинск 2011г.

Введение.

1. Характеристика особенности общеразвивающих упражнений, значение для развития ребенка.

2. Основные исходные положения для общеразвивающих упражнений.

3. Правила записи общеразвивающих упражнений.

4. Методика проведения общеразвивающих упражнений в

Заключение.

Список литературы.

Введение.

1. Характеристика особенности общеразвивающих упражнений, значение для развития ребенка.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе1.

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку. Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков. Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие

Упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, т.к. в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию.

Активное дыхание, т.е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, поэтому ему необходимо большее количество кислорода. Ребенок с трудом переносит кислородное голодание (гипоксемию), т.к. значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей. При общеразвивающих упражнениях тренируются диафрагма, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

Упражнения оказывают большое внимание на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное владение движениями имеют значение и для умственного развития детей. Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

Движения становятся более совершенными, когда выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся

Непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.

2. Основные исходные положения для общеразвивающих упражнений.

Положения тела, рук, ног перед началом выполнения упражнения называются исходными. Они имеют существенное значение для выполнения упражнения, от них зависит устойчивость тела, нагрузка на отдельные группы мышц, амплитуда движения, его четкость. Изменение исходного положения ведет к перестройке структуры движения. В общеразвивающих упражнениях для дошкольников используются исходные положения для туловища – стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку, стоя на одном, двух коленях, на четвереньках, а приседе и разнообразные исходные положения для рук и ног.

Положение ног2

Основная стойка – пятки вместе, носки врозь, положение рук может быть различным – употребляется как организующий момент перед началом и по окончании упражнений в средней и старшей группах;

Стойка ноги сомкнуты – носки и пятки вместе;

Стойка ноги слегка расставлены (на ширину ступни) для дошкольников наиболее целесообразна, т.к. обеспечивает устойчивость;

Стойка ноги врозь – ноги расставлены на ширину плеч, шага;

Стойка ноги шире плеч – ноги широко разведены, носки слегка развернуты;

Стойка ноги врозь, правая (левая) впереди – ноги на ширине ступни, шага, носки слегка развернуты;

Стойка на коленях – колени, голени и носки опираются о пол всей длиной, носки вытянуты, руки вниз;

Стойка в упоре на коленях – тело опирается на кисти рук и ноги, согнутые в коленях, колени, голени и носки опираются о пол всей длиной, носки вытянуты, голова вперед.

Положение рук3

Руки вперед – прямые руки подняты на высоту и ширину плеч, пальцы сомкнуты, ладони обращены друг к другу;

Руки вверх – прямые руки подняты вверх на ширину плеч и отведены назад до отказа, ладони обращены внутрь;

Руки в стороны – прямые руки подняты на высоту плеч, слегка отведены назад, ладони обращены вниз;

Руки на пояс – кисти рук опираются о гребень подвздошной кости четырьмя пальцами вперед, локти и плечи отведены назад так, чтобы лопатки сохраняли нормальное положение;

Руки назад – прямые руки отведены назад до отказа на ширине плеч, ладони внутрь;

Руки перед грудью – согнутые в локтях руки подняты так, чтобы кисти были продолжением предплечья, ладони обращены книзу, локти на высоте плеч;

Руки за голову – согнутые руки расположены так, что пальцы касаются затылка, локти отведены назад, ладони обращены вперед;

Руки к плечам – согнутые в локтях руки касаются пальцами середины отведенных назад плеч, локти у туловища;

Руки перед грудью – согнутые руки находятся на высоте плеч, одно предплечье над другим, кисти согнуты в кулак.

Исходные положения сидя4.

Сидя ноги вперед – сидя, ноги прямые сомкнуты, носки оттянуты, слегка развернуты;

Сидя ноги врозь – ноги прямые разведены на 30-40, носки оттянуты, слегка развернуты;

Сидя ноги сомкнуты – ноги согнуты в коленях, сомкнуты, ступни на полу;

Сидя по-турецки – ноги согнуты в коленях, одна перед другой;

Сидя на пятках – голени и носки опираются на пол, носки повернуты внутрь, ягодицы на пятках, туловище вертикально.

Исходные положения лежа5.

Лежа на спине – ноги прямые, сомкнуты, носки слегка развернуты, руки вдоль тела ладонями вниз, туловище прямо;

Лежа на животе – ноги прямые сомкнуты, руки согнуты в локтях, ладони (одна на другой) перед собой на полу;

Лежа на правом (левом) боку – положение с опорой одним боком, ноги прямые сомкнуты, руки обычно вытянуты вверх.

3. Правила записи общеразвивающих упражнений.

При записи отдельного упражнения надо указать его название (если оно имеется), исходное положение (для туловища, ног, рук), название движения, направление его и конечное положение.

Исходное положение пишется сокращенно ― и. п., цифрами обозначается счет.
Например: «Растягивание резины».

И. п.: узкая стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1 ― руки в стороны; 2 ― и. п.

Для краткости принято не указывать некоторые положения, движения и их детали. Опускаются следующие слова: туловище ― при наклонах; нога ― при выставлении ее на носок, ладони внутрь ― в положении руки вниз, вперед, назад, вверх; ладони вниз ― в положении руки в стороны, влево (вправо); носки (носок) оттянуть поднять, опустить выставить ― при движении ногами, руками; вперед, спереди ― при указании направления, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем; прогнувшись, ― если техника выполнения предопределяет это положение; хват сверху ― как наиболее распространенный; дугами вперед, ― если руки поднимаются или опускаются движением вперед. Путь рук (ног) и туловища указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим путем. Исходное положение обозначается только в начале упражнения. Не записываются положения ног, носков, рук, ладоней, если исходное положение ног ― основная стойка, а положение рук иное, то указывается только положение рук (например, руки на поясе). Если исходное положение рук ― основная стойка, а ног другое, то обозначается только положение ног (например, «стойка ― ноги врозь»).

Правила записи должны выполняться независимо от того, в какой возрастной группе воспитатель составляет план-конспект физкультурного занятия, утренней гимнастики.

Некоторые термины пишутся сокращенно: основная стойка ― о. с; правая рука (нога) ― пр. рука (нога). При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, сначала указывают основное движение (туловищем, ногами), затем остальные (сгибая правую, наклон влево, руки вверх). Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в которой они протекают. Если движение сочетается с другим не на всем протяжении, но выполняется слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя союзом и (наклон, прогнувшись, руки в стороны и поворот головы вправо). Если движения выполняются одновременно, то следует применять предлог с (наклон, прогнувшись, руки в стороны с поворотом головы вправо). Когда движение выполняется не в обычном стиле (резко, стремительно, расслабленно, мягко, плавно и т. д.), то это должно быть отражено в записи (например, руки плавно в стороны, кисти расслаблены).

4. Методика проведения общеразвивающих упражнений в младшей группе.

Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве. Для выполнения упражнений малышам легче встать в круг. Разбор и раздача пособий должны проводиться очень быстро. Воспитатель заранее готовит пособия, иногда педагог сам раздает предметы. Малышей учат пользоваться пособиями: показывают, где лежат, как их брать, держать. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа. Все упражнения усваиваются только в процессе многократного повторения, каждое упражнение повторяется целиком в неизменном виде.

Вначале воспитатель называет упражнение, затем проверяет готовность детей, предлагает занять нужное исходное положение, при этом прибегает к образным сравнениям. Затем упражнение показывается, одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняется детьми. Воспитателю нужно стремиться к максимальной выразительности. Отличительной особенностью является то, что оно носит целостный характер. При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги спину. Малыш не понимает общих указаний, поэтому следует чаще обращаться к каждому ребенку. Правильно выполнить упражнение помогают зрительные ориентиры.

По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному самостоятельному выполнению движений. Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать и заканчивать упражнения. При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой.

Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер, независимо от того, как ребенок выполнил упражнения.

Заключение.

Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,- служат средством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.

Выполнение разнообразных ОРУ улучшает координационные способности, образует, определенные навыки и помогает быстрее усвоить сложные формы спортивной техники. При этом необходимо так подбирать упражнения и методы их выполнения, чтобы без значительного увеличения мышечной массы выработать умение и навыки владения своими мышцами

Характерные особенности ОРУ:

Оказывают относительно изолированное воздействие на отдельные части тела и группы мышц.

Позволяют легко регулировать нагрузку.

Список литературы:

Кузнецов В.А. Гимнастика в системе физического воспитания. – М.: СГИФК, 1974.- С.259

Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников.- М.: Владос, 2003.- С.121

Залетаев И.П., Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения.- М., 2002.- С.56

Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду.- М., 1991

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991.- С.49

Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 1998

безнадежное положение . Термин тактики парусных гонок. Позиция яхты, идущей курсом бейдевинд за др. яхтой при близком расположении яхт. Положение называется безнадежным, потому что с подветренной стороны от линии курса передней яхты всегда есть «ветровая тень» от паруса, а сзади и немного на ветру — отклоненный и возмущенный поток воздуха, при котором скорость задней яхты также уменьшается.
безопорное положение . Положение тела спортсмена в полете без опоры о поверхность земли, пола, снаряда и т. п.
положение боком . Положение гимнаста правым или левым боком по отношению к снаряду.
положение «вне игры» . Нарушение правил соревнований нападающими (атакующими) в командных спортивных играх (водное поло, футбол , хоккей и др.), когда они находятся в неверной позиции перед воротами соперника — за линией защиты или линией зоны.
положение «вне ковра» . Положение борца в схватке, когда он выходит за границу рабочей площади ковра. В стойке положение «вне ковра» считается, когда борец выходит за границу ковра одной ногой. В партере (греко-римская и вольная борьба) положение «вне ковра» считается, когда голова пересекает границу ковра, в положении лежа (самбо и дзюдо) — когда за границей ковра окажется половина туловища.
искусственное положение «вне игры» . Тактический способ взаимодействия группы обороняющихся игроков (в футболе, хоккее на траве, хоккее с мячом), заключающийся в неожиданном для соперника оставлении одного или нескольких атакующих в положении «вне игры» при помощи быстрого выхода вперед. В результате приема нападающая команда теряет мяч.
исходное положение (и. п.). Оговоренное заранее положение рук, ног, туловища перед началом движения, действия, выполнения спортивного упражнения.
положение кор-а-кор . Соприкосновение фехтовальщиков какими-либо частями тела в ближнем бою.
положение «натянутого лука» . И. п. прыгуна в воду в стойке на руках, принимаемое спортсменом с целью создания при отталкивании быстрого вращения в соответствующую сторону. При создании вращения назад необходимо напряженное растягивание мышц передней поверхности тела путем предварительного отведения ног назад (некоторого прогибания тела), при создании вращения вперед — напряженное растягивание мышц задней поверхности тела путем предварительного сгибания в тазобедренных суставах.
опасное положение . Положение борца в схватке, в которое его перевел и в котором его удерживает противник. Характерно тем, что лопатки близки к касанию ковра (мост, полумост, бок и т, п.). Термин применяется в греко-римской и вольной борьбе.
опорное положение . Положение тела спортсмена с опорой на поверхность земли, пола, снаряда и т. п.
положение оружия в линию . см. прямая РУКА .
положение оружия подвысь . Фрагмент салюта фехтовальщиков с направленным вертикально вверх клинком, гардой на уровне подбородка.
положение поперёк . Положение, при котором линия плечевого пояса гимнаста перпендикулярна к оси снаряда.
положение прогнувшись . 1. Положение тела, когда оно прогнуто или составляет одну линию. 2. При опорных прыжках и перемахах — прямое или прогнутое тело лицом к снаряду.
положение продольно . Положение, при котором линия плечевого пояса гимнаста параллельна оси снаряда.
положение тела спортсмена в полете . В фазе полета тело спортсмена (акробата, гимнаста, прыгуна в воду, батутиста) может находиться в трех основных положениях: прямом, согнувшись и в группировке. В прямом положении туловище, коленные и тазобедренные суставы выпрямлены, ноги соединены; в положении согнувшись тело согнуто в тазобедренных суставах, ноги полностью выпрямлены; в положении группировки тело согнуто в тазобедренных и коленных суставах, руки обхватывают голени, колени соединены. Во всех случаях носки оттянуты.

Каждое ОРУ начинается с определенного исходного положе­ния, поэтому основные исходные положения должны быть ясны учащимся, правильно ими пониматься и выполняться. Следует обращать особое внимание на то, чтобы основные исходные по­ложения упражнений строго выполнялись, так как только пра­вильное выполнение упражнения даст наивысший физиологи­ческий эффект. Даже самые незначительные ошибки облегчают упражнение, снижая его эффективность. Поэтому очень важен с первых шагов обучения постоянный и строгий контроль при выполнении упражнений от начала движения до его окончания. Только в этом случае учащиеся приобретут необходимую осан­ку, координацию движений и избавят себя от встречающихся вредных тенденций выполнять упражнения кое-как. С учащи­мися младших классов, прежде чем начать выполнять комплек­сы ОРУ, необходимо освоить основные исходные положения и движения рук, ног, туловища. Каждое исходное положение на­до выполнять с задержкой в 3-4 с. Во время остановки в таких

исходных положениях необходима проверка и уточнение при­нятого положения. Для закрепления основных положений можно давать задания на дом с рекомендацией выполнять их перед зеркалом.

Положения кисти и движения ею

Обычное положение кисти — положение, в котором пальцы выпрямлены, кисть находится как бы в продолжении руки (рис. 14, а). При терминологическом описании упражнений та­кое положение кисти не указывается. Если руки занимают по­ложение вниз, назад, вперед, вверх, то ладони рук обращены друг к другу, а в положении руки в стороны ладони обращены книзу. В этих случаях положение кисти не указывается. Если же в приведенных выше положениях ладони должны быть об­ращены в какую-то другую сторону, то это надо указать. Напри­мер, руки вперед, ладони книзу.

Кисть в кулаке — если пальцы сжаты в кулак, то указывать, куда обращены пальцы в обычном положении, не следует (рис.

Кисть свободна — положение кисти, сходное с обычным, т. е. кисть находится в продолжении предплечья, но держится сво- бодно, без напряжения, пальцы расслаблены (рис. 14, в).

Кисть расслаблена — положение, в котором кисть свободно висит (рис. 14, г).

Кисть поднята вперед или назад — положение, в котором кисть, по возможности прямая, отведена в указанном направле­нии. Например, правая в сторону, кисть поднята (рис. 14, д).

Пальцы врозь — положение кисти, в котором пальцы с силой разведены друг от друга (рис. 14, е).

Сгибание и разгибание пальцев — сгибание и разгибание с силой и одновременно.

Сгибание и разгибание пальцев последовательно — сгибание и разгибание, начиная с мизинца. Иную последовательность следует указывать дополнительно.

Восьмерка кистью — направление движения определяется из исходного положения по его началу. Например, из положения правая рука в сторону ладонью кверху восьмерка кистью впе­ред-книзу.

Волна кистью — последовательное сгибание (одновременно) и разгибание пальцев во всех суставах, выполняется мягко.

Каждое ОРУ начинается с определенного исходного положе­ния, поэтому основные исходные положения должны быть ясны учащимся, правильно ими пониматься и выполняться. Следует обращать особое внимание на то, чтобы основные исходные по­ложения упражнений строго выполнялись, так как только пра­вильное выполнение упражнения даст наивысший физиологи­ческий эффект. Даже самые незначительные ошибки облегчают упражнение, снижая его эффективность. Поэтому очень важен с первых шагов обучения постоянный и строгий контроль при выполнении упражнений от начала движения до его окончания. Только в этом случае учащиеся приобретут необходимую осан­ку, координацию движений и избавят себя от встречающихся вредных тенденций выполнять упражнения кое-как. С учащи­мися младших классов, прежде чем начать выполнять комплек­сы ОРУ, необходимо освоить основные исходные положения и движения рук, ног, туловища. Каждое исходное положение на­до выполнять с задержкой в 3-4 с. Во время остановки в таких

исходных положениях необходима проверка и уточнение при­нятого положения. Для закрепления основных положений можно давать задания на дом с рекомендацией выполнять их перед зеркалом.

Конец работы —

Эта тема принадлежит разделу:

ПЗО Методика преподавания гимнастики в школе

ББК я ПЗО Рецензенты кафедра гимнастики Московской государственной..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Твитнуть

Все темы данного раздела:

Характерные особенности и задачи урока гимнастики в школе
Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе. Преимущество урочной формы проведе­ния занятий заключается в том, что руководящая роль здесь принадлежит учителю, который об

Структура урока гимнастики
Урок гимнастики, так же как и уроки по другим видам, име­ет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце — заключитель­ная. П

Методика проведения подготовительной части урока
Обычно урок гимнастики начинается с общего построения класса. В начале урока лучше строиться по длинной стороне за­ла, на расстоянии 1-2 м от стены, спиной к окнам, в шеренгу по росту. В так

Методика проведения заключительной части урока
Каждый урок должен заканчиваться организованно. Поэто­му, убрав снаряды, учащиеся выстраиваются на одной из гра­ниц зала в одну шеренгу. Для заключительной части урока целесообразно подбир

Подготовка учителя к уроку
Хорошая подготовка учителя к урокам — залог успешного их проведения. Независимо от квалификации и педагогического стажа учитель должен отводить ей значительное место. Основ­ные задачи и содержание

Педагогическое наблюдение за ходом урока
Вцелях проведения педагогического наблюдения за ходом урока и последующего его анализа необходимо иметь план на­блюдений. В литературе имеется значительное число схем ана-

Методика составления тематизированной рабочей программы
Рабочая программа определяет содержание учебного мате­риала по темам для каждой части урока, последовательность их освоения и количество уроков, необходимых для изучения ка­ждой темы. Основой (базо

Методика составления плана-графика прохождения учебного материала
Вплане-графике прохождения учебного материала преду­сматриваются количество видов упражнений и их сочетаний на каждом занятии, сроки контрольных уроков, чередование уп­ражнений на

Упражнения для ног и тазового пояса
1.Поднимание на носки. 2. Ходьба на носках. 3. Подскоки на двух и одной ноге на месте и с продвижением вперед. 4. Приседание на двух и одной ногах.

Формирование правильной осанки
Нормальное функционирование важнейших органов и систем организма во многом определяет правильная осанка. Поэтому формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в области

Укрепление сердечно-сосудистой системы
Высокий функциональный уровень работы сердца определя­ется сильным медленным его сокращением и расслаблением (более редким пульсом), а также строгой определенностью в че­редовании этих процессов, ч

Укрепление дыхательной системы
Через легкие в кровь поступает кислород, где он соединяется с углеводами, жирами, белками. В результате этого выделяется энергия, благодаря которой мы живем, мыслим, двигаемся. Движение легких при

Развитие двигательных качеств
Развитие силы При развитии силы необходимо иметь в виду, что мышцы мо­гут проявлять силу в различных режимах работы: 1) в динамическом (ауксотоническом), когда развиваются

Положение рук и движения ими
При терминологическом описании положений рук надо ука­зывать их положение по отношению к туловищу учащихся не­зависимо от положения тела (сидя, лежа, стоя и т. п.). Для оп­ределения положения рук и

Положение ног и движения ими
При определении движений ногами в основных и промежу­точных плоскостях указывается название ноги и направление выполняемого движения. Движения ног в лицевой плоскости(рис.

Седы и положения лежа
Сед- положение занимающегося сидя на полу или на снаря­де с прямыми ногами, руки касаются опоры или находятся в ка­ком-либо положении (рис. 31, а). Сед

Упоры (смешанные)
Упор присев- присед, колени вместе, руки опираются око­ло носков снаружи, голова прямо (рис. 32, а). При выполнении на одной ноге указывается нога, на которой выполняется пр

Равновесия
Равновесие- положение, в котором учащийся стоит на од­ной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 35, а). Боко

Упражнения с предметами
Многие ОРУв школе проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. Мышечные ощуще­ния сигнализ

Правила записи ОРУ и требования к оформлению комплексов
При записи отдельного движения необходимо указывать: а) исходное положение, из которого начинается движение; б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.);

Обучение ОРУ
Обучение ОРУ проводят различными способами. По показу. Упражнение показывают «зеркально», стоя ли­цом к учащимся. Для начала подается команда «Исходное по­ложение ПРИНЯТЫ». Если все принял

Способы проведения ОРУ
Для выполнения ОРУ в подготовительной части урока уча­щихся обычно строят в разомкнутую колонну, в круг (несколь­ко кругов) или шеренгу. Существуют три основных способа проведения комплекса ОРУ: ра

Поточный способ
Поточный способ предусматривает непрерывность выполне­ния комплекса упражнений, т. е. без пауз и остановок, что зна­чительно повышает плотность занятий, активизирует деятель­ность центральной нервн

Проходной способ
Отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр за­ла. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обх

Круговой способ
Для развития физических качеств в основной части урока наиболее эффективно использование кругового способапрове­дения ОРУ, особенности которого заключаются в следующем. 8

Комплекс для развития силы
1. Из упора сидя сзади поднимать ноги в угол с последующим возвращением в и. п. 2. Из упора лежа на полу сгибание и разги

Упражнения для формирования правильной осанки
Первым упражнением в комплексе ОРУ в занятиях с детьми всегда должно быть упражнение на ощущение правильной осан­ки. Оно дает возможность принять позу, соответствующую пра­вильной осанке, и запомни

Упражнения хореографии
Детям очень важно овладеть так называемой «школой», культурой движений. Существенную роль в решении этой зада­чи играют упражнения хореографии, которые включают в себя элементы классического танца

Комплексы ОРУ без предметов для поточного способа проведения
Комплекс упражнений для учащихся IV-VI классов 1. И. п. — о. с. 1 — руки вперед; 2 — руки в стороны; 3 — ру­ки вверх и хлопок над головой; 4 — дугами нар

Комплексы ОРУ без предметов для проходного способа проведения
Комплекс для учащихся VIII-IX классов 1.И.п.- о. с. 1-4 — три шага вперед и приставить ногу; 5 — дугами наружу руки вверх, встать на носки; б — о. с;

Комплексы ОРУ со скакалками
Комплекс для учащихся I класса 1. И. п. — о. с, скакалка, сложенная вчетверо, внизу. 1-2 — натягивая скакалку, руки вверх, потянуться — вдох; 3-4 — и. п. — выдох.

Комплексы ОРУ с использованием гимнастических скамеек
Для проведения упражнений необходимо использовать устой­чивые скамейки. В зале они могут размещаться в различных ва­риантах. Например, вдоль зала в два ряда по 2-3 скамейки в ряд, параллельно одна

Шейпинг
В последние годы мы все чаще встречаемся с новым словом «шейпинг». Что это такое? Прежде всего это название новой системы занятий, направленной на коррекцию и поддержание хорошей фигуры, которая во

Хатха-йога
Огимнастике индийских йогов наслышаны все, между тем методическая литература по использованию системы йогов в оз­доровительно-профилактических целях до недавнего времени в нашей ст

Упражнения хатха-йоги
Первая группа Основные позы для полного отдыха. 1. Поза идеального отдыха (шавасана). Эта поза очень важна для отдыха и расслабления, так как выполнение любой сложной асаны

Стретчинг
Знакомство с асанами йоги приводит к мысли, что ее модер­низированные упражнения во многом применяются в стретчин-ге. Поэтому считается, что предшественниками современного стретчинга являются позы

Китайская система физических упражнений
Сложившаяся школа отечественной гимнастики оздоровитель­ного, спортивного и прикладного направлений формировалась в большей степени под влиянием европейских систем: немецкой, Сокольской шведской и

Гимнастика для глаз
Природа создала глаз шарообразным. Поэтому он может без труда вращаться вокруг трех осей: вертикальной (слева напра­во), горизонтальной (вверх-вниз) и оси, совпадающей с оптиче­ской осью глаза. Вок

Сексуальное здоровье мужчины
Одной из важных задач физического воспитания юношей старших классов является профилактика сексуального здоро­вья мужчин как ведущего фактора в выполнении функции от­цовства. Продолжительность жизни

Последовательность обучения.
1.Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине. 2. Из положения группировки сидя перекат назад и перека­том вперед вернуться в и. п.

Последовательность обучения.
1.Группировка из различных и. п. 2. Из упора присев перекат назад и перекатом вперед сед в группировке.

Стойка на лопатках
Техника выполнения.Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогну

Последовательность обучения.
1.Из упора присев кувырок назад в упор присев.

для мальчиков
1. Из упора присев кувырком вперед стойка на лопатках — 2,5 балла. 2. Перекат вперед в сед с наклоном — 1,0 балл. 3. Кувырок назад в упор присев — 2,

Типичные ошибки
1.Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя). 10*

С трех шагов разбега кувырок вперед прыжком
Техника выполнения.Характерной особенностью техники является наличие полетной фазы после толчка ногами, в без­опорном положении тело слегка согнуто в тазобедренных суста­вах. После

Последовательность обучения.
1.Махом одной, толчком другой стойка на руках с помощью. После выхода в стойку исполнитель разводит ноги врозь, а страхующий поддерживает со стороны спины захватом около

Кувырок назад
Техника выполнения. Из упора присев ноги на ширине сто­пы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1); наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопат

Махом одной и толчком другой стойка на руках
Техника выполнения.Из и. п. руки вверх широким шагом наклонить туловище вперед. Опереться руками о пол на шири­не плеч, пальцы врозь (кадры 1-2). Махом одной и толчком дру-

Переворот в сторону
Техника выполнения.Стоя лицом вперед по направлению движения, с взмахом руками вперед-вверх выпад правой (кадр 1); поочередно опираясь руками, с поворотом направо выйти в стойку на

Последовательность обучения.
1.Обучение положению правильного приземления: полупри­сед на носках, ноги на ширине стопы, руки вперед ладонями вниз, спина прямая (рис. 101).

Прыжки через короткую скакалку
К обучению прыжкам через короткую скакалку приступают после освоения учащимися прыжков через длинную скакалку. Последовательность обучения. 1.Определение

Последовательность обучения.
1.Из положения стоя на одной ноге, другую назад на носок, руки назад, толчком одной и махом другой с одновременным взмахом рук вперед-вверх прыгнуть и приземлиться в положе­ние пол

Прыжки с высоты
Повторив подводящие упражнения, изученные ранее, присту­пить к закреплению навыков в спрыгивании с постепенным увеличе­нием высоты до 80 см. Нужно постоянно требовать от учащихся мяг­кого и устойчи

Приземление
Техника выполнения.Приземление завершает прыжок и оп­ределяет его качество в целом. Приземлившись на носки напря­женных и прямых ног, надо немедленно опуститься на всю сто­пу, само

Наскок на мостик
Техника выполнения.Разбег и толчок ногами — единое цело­стное действие. Наскок на мостик является связующим звеном между ними. От правильного наскока зависит эффективность толчка н

Последовательность обучения.
1.Ходьба перекатом с пятки, высоко поднимаясь на носки. 2. Прыжки ноги вместе с опорой руками о рейку гимнастиче­ской стенки (снаряд). 3. Подскоки

Последовательность обучения.
1.Быстрое сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на гимнастической ска­ мейке (8-10 раз). 2. Стоя на расстоянии 1 «м от стены, упасть прямым телом на ст

Типичные ошибки.
1.Недостаточно энергичный взмах руками. 2. Недостаточный толчок ногами. Страховка и помощь.Страховать, стоя спереди и несколько сбоку, в первой ч

Типичные ошибки.
1.Недостаточно активно поднимается спина в первой полови­не вскока. 2. Задержка в упоре присев. 3. Неполное разгибание в тазобедренных суставах или согну­тые наза

Типичные ошибки.
1.Задержка рук на снаряде. 2. Нет разгибания тела после толчка руками. 3. Разгибание тела выполняется только за счет поднимания плеч, ноги не отводятся вниз-назад

Последовательность обучения.
1.Упор лежа боком на полу и поворотом в упор лежа. 2. Из упора лежа сзади, ноги на скамейке, разгибаясь в тазо­бедренных суставах и отталкиваясь одной рукой, упор лежа бо­

Прыжок боком через коня в ширину
Техника выполнен

Последовательность обучения.
При освоении прыжка можно использовать все подводящие упражнения, которые применялись при обучении прыжку ноги врозь через козла в ширину, далее повторить следующие упраж­нения: 1. Прыжок

Типичные ошибки
1.Сравнительно низкий замах (после толчка о мостик ноги не поднимаются выше тела коня). 2. Толчок руками под себя (вместо стопорящего толчка рука­ми получается загребающий

Последовательность обучения.
1.Прыжок способом «перешагивание» через гимнастическую скамейку. 2. Из седа на коне на правом бедре опереться руками сзади и, делая взмах ногами вперед-вправо, соскочить с

Последовательность обучения.
1.Выполнять на полу положения упор присев и упор стоя на коленях. 2. То же, но на гимнастических скамейках, поставленных па­раллельно друг другу. Ученики по 5-8 человек вы

Лазанье по гимнастической стенке
Техника выполнения.По гимнастической стенке, так же как и по гимнастическим скамейкам, выполняется лазанье вверх и вниз одноименным (рис. 116,а) и разноимен

Последовательность обучения.
1.Стоя боком к гимнастической скамейке, опереться руками на ее края, поочередно поставить ноги на скамейку в упор стоя на коленях и, поочередно переставляя ноги на другую сторону с

Висы стоя
1.Вис стоя на согнутых руках (рис. 120). Взяться руками на уровне плеч

Висы (простые)
1.Вис (рис. 129).Руки, туловище и ноги составляют прямую линию. В положении виса тело держать прямо, мышцы плече­вого пояса умеренно напряжены, живот подтянут. Вна

Лазанье по канату на согнутых руках с захватом ногами скрестно
Техника выполнения. Ввисе на согнутых руках согнуть но­ги вперед и захватить канат ногами скрестно так, чтобы наруж­ная сторона стопы одной ноги и внутренняя сторона голени дру-

Упражнения в висах и упорах
1.Вис — вис согнув ноги — вис. Выполнить 5-6 раз. 2. Вис на согнутых руках — опускание в вис за 6-8 с. Выпол­нить 2-3 раза. 3. Подтягивание в висе (мальчики).

Лазанье по канату в три приема
Техника выполнения.Первый прием — из виса стоя, сгибая ноги, подтянуть колени к груди и захватить канат подъемами ног скрестно и коленями (рис. 144, а, б); второй прием — ра

Перелезание через бревно высотой 1 м
Техника выполнения. Вцелом похожа на технику перелеза-ния через бревно высотой 90 см (III класс). Однако из упора пе-ремах надо делать не в упор вне, а сразу в упор ноги врозь одно

Преодоление препятствий
Задача обучения состоит в том, чтобы научить детей умению использовать изученные способы перелезания в более сложных условиях. Для решения этой задачи увеличивается высота сна­ряда, усложняется тех

Висы и упоры
Вис согнувшись(рис. 147) выполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто в тазобедренных суставах при­мерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка накло­нена к

На гимнастической скамейке
1. Вупоре лежа, руки на скамейке, сгибание и разгибание Рук (мальчики — 8-10 раз, девочки — 5-6 раз). 2. В

Упор на руках
Техника выполнения. Вупоре тело держат прямо без прови­сания в плечевых суставах. Кистями рук, незначительно согну­тых в локтевых суставах, обхватывают жерди, опираясь на них преим

1.На концах жердей прыжком упор и передвижение до середины брусьев — 3,0 балла. 2. Махом ногами вперед сед ноги врозь — 2,0 балла. 3. Перемахом правой се

Вис лежа ноги врозь одной (верхом)
Техника выполнения.Вис лежа ноги врозь можно выполнить различными способами, но с учетом последовательности обучения целесооб­разно использовать имеющийся у учащихся двигательный о

Последовательность обучения.
1.Из виса на гимнастической стенке поднимание прямых ног повыше (2-3 раза). 2. Из виса стоя спиной к гимнастической стенке толчком од­ной и махом другой поднять ноги повыш

Последовательность обучения.
1.Повторить положение упора на руках. 2. Размахивание в упоре на предплечьях. 3. Размахивание в упоре на руках с постепенным увеличени­ем амплитуды.

Последовательность обучения.
1.Упор лежа и лежа сзади, руки на полу, ноги на гимнасти­ческой скамейке. 2. Размахивание в упоре на предплечьях и соскок махом на­зад внутрь брусьев. 3. Повторит

Последовательность обучения.
1.Размахивание в упоре с постепенным увеличением ампли­туды махов и соскок махом назад внутрь брусьев. 2. Размахивание в упоре с разведением ног на махе назад и их сведени

Последовательность обучения.
1.Из виса стоя толчком двумя принять вис на левой (правой) вне. 2. Размахивание в висе на одной вне. Амплитуда махов дости­гается за счет маха свободной ногой. 3.

Последовательность обучения.
1.На средней перекладине повторить подъем на одной в упор ноги врозь вне. 2.

Последовательность обучения.
1.Из упора сидя сзади спиной к гимнастической скамейке с со­гнутыми руками перейти в упор лежа сзади (повторить 2-3 раза).

Из размахивания в упоре сгибание и разгибание рук
Техника выполнения.Упражнение выполняется как на махе вперед, так на махе назад. Последний вариант более труден. По­этому с учащимися IX класса желательно начать освоение сги-

Комбинация для контрольного урока
1.На концах жердей прыжком упор и одно­ временными толчками рук передвинуться вперед до стоек — 1,0 балла. 2. Опуститься в упор на предплечьях и раз­махивание

Последовательность обучения
1.На полу повторить стойку на голове силой (IX класс). 2. Из седа ноги врозь кувырок вперед в сед ноги врозь. Обра­тить внимание на первую половину кувырка (опору плечами

Комбинация для контрольного урока
1. Из размахивания в упоре на руках подъем махом вперед в сед ноги врозь — 2,5 балла. 2. Перемахом внутрь упор углом (держать) — 1,0 балла. 3. Махом наза

Из упора согнувшись на руках подъем разгибом в сед ноги врозь
Техника выполнения.Из размахивания в упоре на руках ма­хом вперед принять положение, близкое к стойке на лопатках. Затем согнуться, приближая ноги к груди, и, слегка опуская таз, п

Последовательность обучения
1.Из упора согнувшись на мате разгибание тела в близкое к стойке на лопатках положение и возвращение в и. п. 2. Из упора на руках на брусьях силой или махом поднимание сог

Комбинация для контрольного урока
1.Из размахивания в упоре на руках махом вперед упор согнувшись на руках и подъем разгибом в сед ноги врозь — 3,0 балла. 2. Перемах внутрь и упор углом (держа

Прогнувшись из упора присев на одной ноге
на н/ж махом другой назад Техника выполнения.Из равновесия, наклоняя туловище вперед и взявшись

Обучающие программы
Лазанье по канату в висе на согнутых рукахс захватом каната ногами Техника выполнения.В висе на согнутых руках (см. рис. кадр 1) согнуть

Из упора согнувшись на руках подъем разгибом в сед ноги врозь на брусьях
Техника выполнения.Из размахивания в упоре на руках ма­хом вперед принять положение, близкое к стойке на лопатках (кадр 1). Затем согнуться, приближая ноги к груди, и, слегка опуск

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
Стоя на правой, левая назад (до 30°), руки в стороны, глаза закрыты (5 с) — открыв глаза, передвижение на носках до се­редины бревна — останавливаясь, поворот кругом переступа-ниями — стойка на лев

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стойка ноги врозь правой, руки в стороны. Шагом левой опуститься на правое колено, руки вверх — вы-

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стойка на левой, правую назад (до 45°), руки вверх. Три-четыре быстрых шага на носках, руки в стороны и выпад правой — выпрямляясь, поворот кругом в выпад на левой

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стойка правая перед левой, руки вверх. 1. Два приставных шага с левой ноги — 1,0 балла. 2. Два приставных шага с правой ноги — 1,0 балла. 3. Шаг п

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стоя продольно у правой трети бревна. 1. Вскок в упор, правую в сторону на носок — 1,0 балла. 2. Поворачиваясь налево, стойка на правом колене, ру

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И. п.- стойка продольно перед бревном у правого конца. 1. С разбега махом одной и толчком другой упор присев — 2,5 балла. 2. Вставая, поворот налево в ст

Комбинация для совершенствования и контрольного урока
И.п. — стоя под углом к бревну левым боком. 1. С косого разбега толчком двух вскок в упор присев, левая спереди — 2,0 балла. 2. Встать, руки в стороны —