а. Способ целесообразного решения двигательной задачи.
б. Способ организации движений при выполнении упражнений.
в. Состав и последовательность движений при выполнении упражнений.
г. Рациональную организацию двигательных действий.
208. При анализе техники принято выделять основу, ведущее звено и детали техники. Под ведущим звеном техники понимается …
а.Набор элементов, характеризующий индивидуальные особенности выполнения целостного двигательного действия.
б. Состав и последовательность элементов, входящих в двигательное действие.
в. Совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи.
г. Наиболее важная часть определенного способа решения двигательной задачи.
209.В процессе обучения двигательным действиям используются методы целостного или расчлененного упражнения. Выбор метода зависит от …
а.Возможности расчленения двигательного действия.
б. Сложности основы техники.
в. Количества элементов, составляющих двигательное действие.
г. Предпочтения преподавателя.
210. Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения …
а.Основы техники.
б. Ведущего звена техники.
в. Подводящих упражнений.
г. Исходного положения.
211.Какая страна является родиной Олимпийских игр?
213. Кто явился инициатором возрождения Олимпийских игр?
214.В каком году создан Международный Олимпийский комитет?
216. Как выглядит Олимпийский флаг?
217. Расположите по порядку цвета Олимпийских колец начиная слева направо, верхний, а затем нижний ряд:
218. Какие три стороны характеризуют физическую культуру, как общественное социальное явление?
219. Какие функции относят к общим функциям физической культуры?
220. Какие факторы обеспечивают здоровье человека?
221. Физкультурно-спортивная деятельность является эффективным средством воспитания волевых качеств человека. Важнейшими из них являются:
222. Что означает в спорте выражение «Фэйр Плэй»?
223. Ценности физической культуры можно условно разграничить на:
225. Какие элементы включает в себя здоровый образ жизни?
226. В настоящее время принято выделять несколько видов здоровья:
227. Для индивидуального развития человека характерны следующие общие закономерности:
228. Темпы роста и развития организма и его окончательные размеры тела преимущественно определяются генетической программой развития. К числу таких генетических факторов относятся:
229. При занятиях физическими упражнениями для максимальной реализации своих возможностей необходимо знать:
230. Выполнение физических упражнений оказывает существенное влияние на:
231. Личная гигиена – это:
232. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо определенное соотношение:
233. Пищевой рацион спортсмена составляется с учетом:
234. В какой группе продуктов больше всего содержится витамина С?
235. Что относится к средствам физического воспитания?
237. Что относится к урочным формам физического воспитания?
238. Из каких частей состоит структура урока физической культуры?
239. Какая из функций спорта направлена на формирование нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания?
240. Какая из функций спорта направлена на развитие международных связей взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле?
241. В какой стране, и в каком городе будут проходили зимние Олимпийские игры 2006 года?
242. В какой стране, и в каком городе будут проходить летние Олимпийские игры 2008 года?
243. Ставропольская метательница диска Нина Пономарева-Ромашкова стала первой в истории СССР Олимпийской чемпионкой:
244. В каком городе Ставропольского края находится национальная Олимпийская база?
245. Кто возглавляет в настоящее время Комитет по физической культуре и спорту в Ставропольском крае?
246. Сколько золотых Олимпийских медалей завоевали Ставропольские спортсмены на летних Олимпийских играх в Афинах в 2004 году?
248. Чье имя носит известная во всем мире акробатическая школа в г. Ставрополе?
249. В каком из Ставропольских вузов находится старейший в России факультет физической культуры?
250. Какие из перечисленных видов спорта наиболее успешно культивируются в Ставропольском крае?
251. К какому ведомству относится спортивное общество «Динамо»?
253. Какие из перечисленных физических качеств человека относятся к основным?
254. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания различают:
255. К основным физическим упражнениям, обладающим аэробным оздоровительным потенциалом относятся:
256. Основным средством развития быстроты являются:
257. Основным средством развития силы являются:
258. Эффективным средством развития общей выносливости является:
260. Ведущей организацией всего олимпийского движения является:
261.Международный Олимпийский комитет был создан в …
а. Греции. б. Париже. в. Риме. г. Франции.
262. Право проведения Игр предоставляется …
а. Городу. б . Стране. в. Деревне. г. Республике.
263. 100-летний юбилей Олимпийского движения современности мировое сообщество отмечало в …
Техника физических упражнений — различные способы решения двигательной задачи.
Техника – это способ решения двигательной задачи.
Двигательная задача – это та задача, которая ставиться перед любым двигательным действием.
Спортивная техника , это способы выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача будет решаться более эффективно.
В спортивной гимнастике, спортивной аэробике, акробатике и др. – это строго регламентированный способ решения двигательной задачи. Т.е. в способе точно определены пространственные (видимые, форма) характеристики движения. Отклонения от программы движения, влечет за собой не выполнение его. В данных видах спорта техника выполнения упражнения является предметом оценки на соревнованиях. Качество исполнения техники движения – спортивный результат. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущие) звено и детали техники.
Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.
Основное (ведущее) звено – это наиболее важная часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.
Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
Детали техники – это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма. Это дополнительные элементы техники, обеспечивающие эффективность и рациональность решения двигательной задачи.
Детали бывают:
1.общие, те детали, включение которых всегда рационально. 2. Индивидуальные, те детали (элементы техники), которые повышают эффективность решения двигательной задачи с учетом индивидуальных особенностей исполнителя
Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям.
Фаза – наименьший временной элемент, при котором решается определенная двигательная задача.
Период –это совокупность фаз, которые решают общую задачу.
Цикл – законченный круг действия.
Характеристики техники физических упражнений .
1.количественные, которые можно измерить единицами (пространственные, временные, пространственно-временные, силовые (динамические), ритмические).
2.качественные (качественно – обобщенные характеристики: плавность, энергичность, экономичность, мягкость, легкость, напряженность).
Пространственные характеристики:
1. параметры положения тела (и.п. – оперативный покой, промежуточное положение — оперативная поза, конечное положение);
2. траектория движения – это путь, совершаемый телом или частью тела в пространстве, характеризуется – формой (прямолинейная, криволинейная), направлением, амплитудой;
Направление – изменение положения тела и его частей относительно какой-то плоскости (основные, промежуточные)
Амплитуда – это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда.
Временные характеристики:
1. длительность движения – это время затраченное на выполнение движения (большое значение в технике имеет длительность отдельных частей, фаз, периодов, циклов, элементов движений или движений отдельных частей тела).
2. темп – частота, кол-во движений в единицу времени. При однократных движениях (одиночные прыжки) темп не наблюдается.
Пространственно — временные: скорость движения и ее изменения (ускорение – изменение скорости в единицу времени, замедление). Виды движений: постоянная скорость – движения равномерные, нет – неравномерные; плавные, резкие движения; быстрые, медленные; оптимальная скорость – наиболее удобная и максимальная; свободная и вынужденная.
Силовые характеристики:
Сила движения – это мера физического воздействия движущейся части тела или всего тела на какие-то материальные объекты, например на почву при беге, какие-то предметы. Сила отталкивания, например в прыжках. Сила движения представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил. Силы:
1. Внутренние (активные силы опорно-двигательного аппарата – сила тяги мышц; пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вязкость мышц; реактивные силы – отражение силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения).
2. Внешние (сила тяжести собственного тела, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды, сила трения, сила инерции).
Ритмические характеристики:
Ритм – соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.
Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:
Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;
Поиском более совершенных способов выполнения движений;
Повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;
Совершенствованием методики обучения;
Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например, синтетических покрытий беговых дорожек) и другими факторами.
В каждый период развития техники существует образец техники – эталон – идеальный показатель (независимо от индивидуальных особенностей, унификация упражнений).
Стандарт – типовая норма с допустимыми отклонениями (основы техники неизменные для всех).
Вариант 2
1. Какая международная организация руководит Олимпийским движением?
а. Международная федерация олимпийских видов спорта;
б. Организация Объединенных Наций;
в. Международный Олимпийский комитет;
г. ЮНЕСКО.
2. Физическая культура представляет собой ….
а. часть культуры, направленную на оздоровление и физическое совершенство .
б. процесс совершенствования возможностей человека.
в. урок, во время которого выполняются физические упражнения.
г. воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям.
3. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что:
а. каждое упражнение направлено одновременно на совершенствование техники и на развитие физических способностей.
б. они являются связующим звеном между запроектированной целью и конечным результатом физического воспитания.
в. они определяют формы организации занятий физическими упражнениями.
г. каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
4. Что следует понимать под утомлением?
а. Способность длительное время выполнять напряжённую работу.
б. Поддерживание заданной интенсивности длительное время.
в. Временное снижение работоспособности.
г. Способность продолжить деятельность с прежней эффективностью.
5. Дайте определение понятия «спорт»
а. Спорт — это то же, что и физическая культура.
б. Спорт – это вид физкультурной деятельности, имеющий соревновательный характер.
в. Спорт – это соревновательная деятельность, непосредственно направленная к высшим достижениям в данной деятельности.
г. Спорт – это одна из форм рекреации (развлечение, отдых).
6. Что следует понимать под силой?
а. Произведение массы на ускорение. в. Функциональная возможность организма человека.
б. Способность проявлять максимальное напряжение. г. Способность преодолевать сопротивление.
7. По какой команде выполняется перестроение из одной шеренги в две?
а . В две шеренги – Стройся! б. В две шеренги – Постройтесь!
в. В две шеренги – Становись! г. Перестроиться в две шеренги!
8. Во время игры в баскетбол , после попадания мяча в кольцо, игра начинается…
а. с центра площадки;
б. из-за лицевой линии за кольцом;
в. из-за боковой линии;
г. по решению судьи.
9. Какая последовательность воздействий на физические качества наиболее эффективна в основной части урока по физической культуре?
1. На выносливость. 2. На гибкость. 3. На быстроту. 4. На силу.
а. 1, 2, 3, 4. б. 2, 3, 1, 4. в. 3, 2, 4, 1. г. 4, 2, 3, 1.
10. Величина нагрузки физических упражнений обусловлена…
11. Под выносливостью как физическим качеством понимается…
а. комплекс свойств, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки.
б. комплекс свойств, определяющих способность противостоять утомлению.
в. способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь.
г. способность сохранять заданные параметры работы.
12. При воспитании выносливости не применяются упражнения, характерным признаком которых является…
13. При анализе техники принято выделять основу, ведущее звено и детали техники. Под ведущим звеном техники понимается…
а. набор элементов, характеризующий индивидуальные особенности выполнения целостного двигательного действия.
б. состав и последовательность элементов, входящих в двигательное действие.
в. совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи.
г. наиболее важная часть определенного способа решения двигательной задачи.
14. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что…
а. во время занятий выполняются двигательные действия, содействующие развитию силы и выносливости.
б. достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации.
в. в результате повышается эффективность и экономичность дыхания и кровообращения.
г. человек, занимающийся физическими упражнениями способен выполнить больший объем физической работы.
15. Спортсмены России впервые участвовали в играх Олимпиады …
16. Ольга Данилова, Галина Кулакова, Лариса Лазутина, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Владимир Смирнов — чемпионы Олимпийских игр в…
а. плавании. б. биатлоне . в. гимнастике. г. лыжных гонках .
17. Отличительным признаком навыка является…
18. Какая из представленных способностей не относится к группе координационных?
19. Первая помощь при ушибах мягких тканей:
а. Тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, искусственное дыхание.
б. Холод на место ушиба, покой ушибленной части тела, наложение транспортной шины, обильное теплое питье.
в. Тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, конечности придают возвышенное положение.
г. Холод на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, конечности придают возвышенное положение.
20. Пьер де Кубертен был удостоен золотой олимпийской медали на конкурсе искусств…
21. Осанкой называется…
а. качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие. б. пружинные характеристики позвоночника и стоп.
в. привычная поза человека в вертикальном положении. г. силуэт человека.
22. Основными источниками энергии для организма являются…
а. белки и витамины . б. углеводы и жиры. в. углеводы и минеральные элементы. г. белки и жиры.
23. Под закаливанием понимается…
24. Основной причиной нарушения осанки является…
25. При броске баскетбольного мяча в корзину необходимо придать ему …
26. В каких командных спортивных играх спортсмены СССР и России никогда не становились чемпионами Олимпийских игр?
а. Водное поло; б. Футбол; в. Хоккей на траве; г. Баскетбол.
27. Интенсивность выполнения упражнений можно определить по частоте сердечных сокращений. Умеренная интенсивность вызывает увеличение пульса до…
а. 90-100 ударов в минуту. б. 110-120 ударов в минуту. в. 120-150 ударов в минуту. г. 150 и более ударов в минуту.
28. При составлении комплексов упражнений для снижения веса тела с использованием силовых упражнений рекомендуется…
а. использовать упражнения с небольшим отягощением и большим количеством повторений.
б. полностью проработать одну группу мышц, а затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц.
в. локально воздействовать на отдельные группы мышц, находящиеся ближе всего к местам жирового отложения.
г. использоватьбольшое количество подходов и ограничить количество повторений в одном подходе.
29. В процессе обучения двигательным действиям используются методы целостного или расчлененного упражнения. Выбор метода зависит от…
30. Кто из олимпийцев обладает наибольшим количеством олимпийских медалей?
31. Как назывались судьи на Олимпийских играх Древности?
а. Педотриб. б. Палочник.
в. Элланодик. г. Рефери.
32. В каком году Олимпийские игры проводились в нашей стране?
а. Олимпийские игры планировалось провести в 1944 г., но они были отменены из-за II мировой войны.
б. В 1976 г. XII зимние Олимпийские игры проводились на Кавказе в Красной Поляне.
в. В 1980 г. XXII Олимпийские игры проводились в Москве.
г. В нашей стране Олимпийские игры пока еще не проводились.
33. Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что…
а. обеспечивает ритмичность работы организма.
б. позволяет правильно планировать дела в течение дня.
в. распределение основных дел осуществляется более или менее стандартно.
г. позволяет избегать неоправданных физических напряжений.
34. Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается с относительно большей эффективностью, принято называть…
35. Игра в баскетбол начинается…
а. с вбрасывания мяча судьей в центр площадки;
б. с вбрасывания мяча из-за боковой линии;
в. с вбрасывания мяча из-за лицевой линии за кольцом;
г. по решению судьи.
36. Освоение двигательного действия следует начинать с…
а. формирования представления об общем смысле данного способа решения двигательной задачи.
б. выполнения двигательного действия в упрошенной форме и в замедленном темпе.
в. устранения ошибок при выполнении подготовительных и подводящих упражнений.
г. формирования связей между двигательными центрами, участвующими в данном действии.
37. Укажите среди нижеприведенных основную цель проведения физкультминуток и физкультпауз на общеобразовательных уроках в школе:
а. Повышение уровня физической подготовленности.
б. Снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки.
в. Укрепление здоровья и совершенствование культуры движений.
г. Содействие улучшению физического развития.
38. Во время игры в баскетбол судья вращает руками перед собой. Этот жест означает…
а. надо играть быстрее; б. нарушение правил — пробежка с мячом; в. удаление игрока; г. минутный перерыв.
39. Профилактика нарушений осанки осуществляется с помощью…
а. скоростных упражнений. б. силовых упражнений. в. упражнений «на гибкость». г. упражнений «на выносливость».
40. Физическим качеством не является:
а. сила ; б. выносливость; в. воля; г. гибкость.
КЛЮЧ ДЛЯ ВАРИАНТА № 2
№ вопроса |
Варианты ответов |
№ вопроса |
Варианты ответов |
||||||||||||||||
Цели:
1. Формирование интереса к физической культуре.
2. Развитие внимания, сообразительности, находчивости.
3. Воспитание уважительного отношения к сопернику, умения объективно.
4. Оценивать свои знания и знания соперника.
5. Подготовка к сдаче теоретического экзамена по физической культуре.
Правила игры: аналогично телевизионной. В каждой игре участвуют по 3 человека от класса.
После того, как определится победитель по классам, четвёрка финалистов играет между собой.
Вопросы:
1. Что означает термин “олимпиада”? – (четырёхлетний период между олимпийскими играми).
2. Что такое физическая подготовленность? – (уровень развития физических качеств).
3. Что такое физическое упражнение? – (основное средство физической культуры, способствующее решению задач физического воспитания).
4. Что такое нагрузка при выполнении физических упражнений? – (сочетание объёма и интенсивности при выполнении двигательных действий).
5. Что понимается под закаливанием? – (приспособление организма к воздействию внешней среды).
6. Что называется осанкой? – (привычная поза человека в вертикальном положении).
7. Что понимается под физическим развитием? – (процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни человека).
8. Что такое двигательный навык? – (двигательное действие, доведённое до автоматизма).
9. Что понимается под техникой двигательного действия? – (способ целесообразного решения двигательной задачи).
10.Что понимается под ведущим звеном техники? – (наиболее важная часть определённого способа решения двигательной задачи).
11.Что такое ловкость? – (способность быстро реагировать на внезапно меняющиеся условия).
12.Как принято называть виды двигательной активности, благотворно влияющие на физическое состояние и развитие человека? – (физические упражнения).
13.В чём заключается специфика физического воспитания? – (в создании благоприятных условий).
14.Что является предметом обучения в физическом воспитании? – (двигательные действия).
15.Как принято называть состав и последовательность действий, необходимых для решения двигательной задачи определённым способом? – (основа техники).
16.Как принято называть комплексы генетически обусловленных биологических свойств организма человека, благодаря которым возможна двигательная активность? – (физические качества).
17.Что такое здоровый образ жизни? – (сохранность и улучшение здоровья людей).
18.Как принято называть двигательный навык? – (двигательное действие, доведённое до автоматизма).
19.Что представляет собой физическое воспитание? – (процесс освоения ценностей, накопленных в сфере физической культуры).
20.Как принято называть один из видов человеческой культуры, специфика которого заключается в оптимизации природных свойств людей? – (физическая культура).
21.Что представляет собой физическое воспитание? – (процесс воздействия на развитие индивида).
22.Что представляет собой физическая подготовка? – (физическое воспитание с ярко выраженным прикладным эффектом).
23.Как принято называть комплекс функциональных свойств организма, составляющих основу способности противостоять утомлению? – (общая выносливость).
24.Что понимают под здоровьем человека? – (состояние человека, при котором физическое, психическое и нравственное благополучие сочетается с активной творческой деятельностью).
25.Что является тактической подготовкой? – (процесс обучения действиям и приёмам ведения спортивной борьбы).
26.Что является технической подготовкой? – (процесс обучения рациональной техники выполнения упражнений).
27.Что такое физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки? – (это уровень работоспособности и запас двигательных умений и навыков).
28.С чего начинается освоение обучения двигательного действия? – (с ведущего звена техники).
29.Что такое показатели физического развития? – (антропометрические характеристики человека).
31.Что является главной причиной нарушения осанки? – (слабость мышц спины).
32.Почему в уроке физкультуры выделяют подготовительную, основную и заключительную части? – (выделение частей урока связано с необходимостью управлять динамикой работоспособности учащихся).
33.Чем характеризуется утомление? – (временным снижением работоспособности).
34.Чем характеризуется аэробный процесс энергообеспечения организма? – (достаточным обеспечением кислородом работающих мышц во время физической нагрузки).
35.От чего зависит выносливость? – (от функциональных возможностей систем энергообеспечения, настойчивости, выдержки, умением терпеть).
36.На что направлено совершенствование физической культуры? – (совершенствование природных и физических свойств человека).
37.Что является главным для определения нагрузки при выполнении физических упражнений? – (величина воздействия физическими упражнениями на организм занимающегося).
38.Что понимается под тестированием физической подготовленности? – (измерение уровня развития основных физических качеств).
39.В чём заключается отличительная особенность упражнений при развитии силы? – (вызывает значительное напряжение мышц).
40.Какие упражнения применяют при развитии общей выносливости? – (упражнения умеренной интенсивности, максимальная активность систем энергообеспечения).
41.Посредством, каких физических упражнений наиболее эффективно формируется физическое качество ловкость? – (посредством подвижных и спортивных игр).
42.Чем характеризуется физическая подготовленность? – (уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта).
43.На что преимущественно ориентирована базовая физическая культура? – (на обеспечение физической подготовленности человека к жизни).
44.Чем обусловлена физическая нагрузка организма человека? – (внешними параметрами его двигательной активности).
45.Назовите решение, каких задач способствует реализации общей цели физического воспитания? – (оздоровительных, образовательных, воспитательных).
46.Как принято называть способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается с относительно большей эффективностью? – (техникой физических упражнений).
47.Чем обусловлена структура процесса обучения двигательным действиям? – (закономерностями формирования двигательных навыков).
48.Что является отличительным признаком навыка? — (направленность сознания на реализацию цели действия).
49.В процессе обучения двигательным действиям используются методы целостного и расчленённого упражнения. От чего зависит выбор метода? – (сложности двигательного действия).
50.Что лучше применять при воспитании общей выносливости? – (целесообразно применять метод непрерывного упражнения с умеренной интенсивностью).
51.Как лучше выполнять упражнения “на гибкость”? – (до появления болевых ощущений).
52.Что является основой непрерывности физического воспитания? – (взаимодействие эффектов занятий физическими упражнениями).
53.При выполнении, каких упражнений не следует выполнять вдох? – (поворотах, вращениях тела, наклонах).
54.Основу физической культуры составляет деятельность человека. На что она направлена? – (направлена на преобразование собственных физических возможностей).
55.Чем характеризуется физическая подготовленность? – (уровнем развития физических качеств).
56.Чем регулируется нагрузка при выполнении физических упражнений? – (сочетанием объёма и интенсивности при выполнении двигательных действий).
57.В чём заключается смысл физической культуры как компонента культуры общества? – (в совершенствовании природных и физических свойств людей).
58.Что является результатом выполнения силовых упражнений с небольшим отягощением и предельным количеством повторений? – (увеличением физиологического поперечника мышц).
59.С помощью, каких упражнений осуществляется профилактика нарушений осанки? – (с помощью силовых упражнений).
60.Какое количество золотых медалей завоевала сборная России в Сиднее в 2000 году? – (32 штуки).
61.на какой дистанции состязались атлеты на Олимпийских играх 776 года до н.э.? – (1 стадия).
62.К каким Олимпийским играм была впервые предложена Олимпийская эмблема из пяти переплетённых колец? – (в 1920 году к шестым играм (г. Антверпен, Бельгия)).
63.Какие цвета колец символизирует континенты? – (Австралия – зелёный, Азия – жёлтый, Европа – белый, Африка – чёрный, Америка – красный).
64.Когда проводятся Зимние Олимпийские игры? – (в течение второго календарного года после начала олимпиады).
65.Где проводили заключительный этап подготовки атлетов к играм в Древней Греции? – (в палестре).
66.Где праздновались Олимпийские игры в 1980 г., в 1984 г., в 1988 г.? – (Москва, Лос-Анджелес (США), Сеул (Южная Корея)).
67.Где праздновались Олимпийские игры в 1992 г., в 1996 г., в 2000 г.? – (в Барселоне (Испания), Атланта (США), Сидней (Австралия)).
68.Где и когда дебютировали на Олимпийских играх советские спортсмены? – (Хельсинки, 1952 год).
69.Где и когда дебютировали на Олимпийских играх российские спортсмены? – (Лондон, 1908 год).
70.Где и когда советские футболисты становились Олимпийскими чемпионами? – (Мельбурн-1956 год, Сеул-1988 год).
71.Какие дисциплины включал в себя пентатлон – древнегреческое пятиборье? – (прыжок в длину, метание диска, бег, борьба, метание копья).
72.Где зажигается факел Олимпийского огня современных Олимпийских игр? – (на вершине горы Олимп).
73.Где праздновались Древнегреческие Олимпийские игры? – (в городе Олимпии).
74.Валерий Борзов, Валерий Брумель, Татьяна Казанкина, Светлана Мастеркова – олимпийские чемпионы. В каком виде спорта? – (в лёгкой атлетике).
75.Как называлось сооружение для подготовки атлетов к древнегреческим Олимпийским играм? – (стадиодром).
76.Когда проводятся игры олимпиады? – (в течение первого года празднуемой Олимпиады).
77.Кто из российских спортсменов первым стал Олимпийским чемпионом? – (Панин-Коломенкин в фигурном катании в 1908 году в Лондоне).
78.К какому периоду в истории человеческого общества относится возникновение физических упражнений? – (в первобытнообщинном строе).
79.Кто из советских спортсменов стал первым Олимпийским чемпионом? – (Любовь Козырева (Баранова), 1956 год, лыжные гонки).
80.Где проходили зимние Олимпийские игры в 1994 г., в 1998 г., 2002 г.? – (Лиллехаммер (Норвегия), Нагано (Япония), Солт-Лейк Сити (США)).
81.Кто является инициатором возрождения современных олимпийских игр? – (Пьер де Кубертен).
82.Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнений восстанавливается до уровня, который был в начале урока за 30 секунд, то о чём это свидетельствует? – (нагрузка переносится организмом достаточно легко).
83.Когда применяются подводящие упражнения? – (если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы).
84.Когда достигается максимальное напряжение мышц? – (при работе мышц в уступающем режиме).
85.Что будет являться результатом выполнения силовых упражнений с большим отягощением? – (быстрый рост абсолютной силы).
86.В каких видах деятельности создаются лучшие условия для развития быстроты реакции? – (в подвижных и спортивных играх).
87.К чему следует стремиться при воспитании гибкости? – (гармоничному увеличению подвижности в основных суставах).
88.При какой частоте сердечных сокращений наблюдается развивающий эффект при воспитании выносливости школьников? – (160 ударов в минуту).
89.Какие лучше применять упражнения для снижения веса тела? – (использовать упражнения с небольшим отягощением и большим количеством повторений).
90.Какая норма частоты сердечных сокращений в покое у здорового нетренированного человека? – (60–80 ударов в минуту).
91.Что является отличительной особенностью развития силы? – (выполнение упражнений, которые вызывают значительное напряжение мышц).
92.Что обуславливает уровень проявления общей выносливости? — (аэробные возможности).
93.Навык представляет собой выполнение двигательного действия, на основе чего? – (на основе двигательного стереотипа).
94.С чего нужно начинать освоение двигательного действия? – (необходимо начинать с формирования общего представления о двигательном действии).
95.Какие упражнения используют для развития быстроты? – (физические упражнения, выполняемые в высоком темпе).
96.Какой метод наиболее приемлем для повышения общей выносливости? – (метод непрерывного упражнения с умеренной интенсивностью).
97.Что является основой двигательных способностей? – (физических качества и двигательные умения).
98.В чём заключается смысл физической культуры как компонента культуры общества? – (в совершенствовании природных физических свойств человека).
99.На основе чего решаются оздоровительные задачи в процессе физического воспитания? – (на обеспечении полноценного физического развития).
100. Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнения восстанавливается до уровня, который был до начала урока физкультуры за 60 секунд, то о чём это говорит? – (нагрузка достаточно большая, но её можно повторить).
101. Что является отличительным признаком умения? – (нестандартность параметров и результатов действия).
102. В каких случаях применяются подготовительные упражнения? – (если обучающийся недостаточно физически развит).
103. для развития скоростно-силовых качеств наиболее часто применяют, какой способ? – (метод повторного выполнения упражнений).
104. Почему систематически и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье? – (потому что способствуют повышению резервных возможностей организма).
105. При какой ЧСС достигается поддержание достигнутого уровня выносливости при выполнении упражнений? – (140ударов в минуту).
106. Чем характеризуется правильное дыхание? – (более продолжительным выдохом).
107. Почему соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья? – (так как обеспечивает ритмичность работы организма).
108. Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнения восстанавливается до исходного уровня за 120 секунд, то о чём это говорит? – (нагрузка во время выполнения упражнения чрезмерная и её надо уменьшить).
110. Какие показатели наиболее часто используют для оценки индивидуального физического развития? – (1) жизненная ёмкость лёгких; 2) форма телосложения; 3) длина тела; 4) масса тела).
111. Какой контроль осуществляет педагог в учебно-тренировочном процессе? – (педагогический).
112. Какой из методов чаще всего преобладает на первом этапе при обучении техники движений? – (метод разучивания по частям).
113. Что является основным показателем самоконтроля за функциональным состоянием? – (измерение ЧСС).
114. Что предполагает психическая подготовка? – (воспитание морально-волевых качеств).
115. Какие упражнения используют для воспитания быстроты? – (для воспитания быстроты используют двигательные действия, выполняемые с максимальной скоростью).
116. Какие дистанции в лёгкой атлетике являются классическими? – (100, 200, 400, 800, 1500, 3000 с барьерами, 5000, 10000, марафон).
117. На каких дистанциях в лёгкой атлетике используются барьеры? – (100 метров женщины, 110 метров мужчины, 400 метров, 3000 метров с препятствиями).
118. С какого способа плавания начинается комбинированная эстафета? – (кроль на спине).
119. Какое количество игроков находится на площадке в волейболе, баскетболе, хоккее, футболе, ручном мяче? – (6; 5; 6; 11; 7).
120. При скольких фолах полученных одним игроком в баскетболе происходит удаление с площадки? – (5 фолов).
121. Что такое сила? – (способность человека преодолевать внешнее сопротивление, либо противодействовать ему посредством мышечных усилий).
122. Что понимается под выносливостью? – (комплекс физических свойств человека, определяющих способность организма противостоять утомлению).
123. Что происходит в организме при длительном употреблении наркотиков? – (хроническое отравление организма с глубоким нарушением психической и физической деятельности).
ПРОГРАММА
Педагогического эксперимента по
освоению и внедрению инновационной образовательной технологии
СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
ВСТУПЛЕНИЕ.
Учебно-воспитательный процесс школьного физического воспитания не остался в стороне от попыток инновационных преобразований, в нашем случае они заключаются в спортивно-видовом подходе к содержанию учебных программ по физической культуре. Учебные занятия согласно таким программам, строятся по принципу спортивной тренировки с учетом пола, возраста и желания занимающихся.
В моей программе предпринята попытка реализовать
конструктивный потенциал инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания на основе использования углубленного изучения и освоения учащимися волейбола или баскетбола,
как одного из видов спортивной специализации.
В основу разработки экспериментальной программы была положена идея спортизации, основным направлением которой является углубленная подготовка по одному из видов спортивной специализации.
Эффективность использования спортивных технологий в школьной физической культуре определяется сформированностью интереса учащихся к уроку физической культуры, повышением развивающего и тренирующего эффекта физкультурных занятий, адаптацией организма школьников к физическим и умственным нагрузкам, воспитанием позитивного отношения к спортивной деятельности в целом.
Вариативный компонент программы по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений должен учитывать национальную и региональную специфику, содержание физического воспитания, определяемое учителем в зависимости от профессиональной
подготовленности, спортивной специализации и интересов школьников к конкретному виду спортивной деятельности.
С учетом возрастных особенностей детей, на мой взгляд, эффективнее планировать содержание вариативной части программы на основе использования игровой деятельности. Исходя из того что и волейбол, и баскетбол – сложнокоординационные виды спорта, требующие более длительного процесса обучения, целесообразнее проводить знакомство с данными видами спорта начиная с 5-го класса, на базовом, этапе общеобразовательной школы.
Тем более следует учесть, что возрастной период 10– 13 лет чрезвычайно благоприятен для развития различных двигательных координаций.
Поэтому в настоящей программе была определена попытка изучить возможности повышения эффективности развития физических качеств и мотивации к урокам физической культуры учащихся образовательной программы общего образования Чапаевского губернского колледжа на основе использования в рамках вариативной части программы средств волейбола и баскетбола.
Основанием данного решения послужили также материалы исследования состояния физического развития и физической подготовленности
учащихся, проживающих в г.о. Чапаевск, Самарской области, а также результаты сравнительного анализа этих показателей со сверстниками из г.о. Новокуйбышевск.
Полученные данные позволили предположить, что именно использование этих видов спорта, в силу их универсальности и разносторонности воздействия на организм, обеспечат повышение «отстающих» физических качеств, в особенности: общей выносливости, координационных, силовых и скоростных способностей. Кроме того, занятия волейболом и баскетболом при определенной системе организации могут стать эффективной формой решения задач спортивного воспитания школьников, приобщения их к ценностям спорта, спортивного соперничества, спортивной культуры.
Разрабатывая экспериментальную программу, я руководствовалась следующими положениями:
Целевая направленность на воспитание физических качеств и формирование двигательных умений и навыков («школа игры в мяч») посредством средств волейбола и баскетбола;
Спортивно-игровая направленность занятий, связанная с воспитанием исходной ориентации и мотивации в спорте;
Воспитание у детей на положительном игровом, эмоциональном фоне интересов, потребностей, а также достойного поведения в соревновательной деятельности.
1. Для эффективности физического воспитания целесообразно применять спортивно-ориентированное направление на основе видов спорта, реализующееся через учебную программу, подразумевающую единение совокупных принципов:
Соответствия программного материала базовым, фундаментальным основам науки о физической культуре;
Единства и противоположности логики науки о физической культуре и логики учебного предмета «Физическая культура»; структурного единства содержания программы по спортивно ориентированному физическому воспитанию с учетом личностного развития и становления школьника;
Учета содержательной и процессуальной стороны обучения при формировании и конструировании содержания программы по предмету «Физическая культура», базирующейся на требованиях «Обязательного минимума содержания образования по физической культуре» и отражающей основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическую, физическую, технико-тактическую и психологическую подготовку школьников с использованием тренировочных средств и многолетнего планирования.
2. При организации учебно-воспитательного процесса с тренировочной направленностью важно учитывать возрастные и морфофункциональные особенности учащихся всех классов и использовать все имеющиеся возможности для текущего контроля за состоянием и ходом процесса восстановления организма занимающихся после физической нагрузки.
3. Комплексное развитие физических качеств не исключает дифференцированного подхода в зависимости от состояния здоровья каждого учащегося и особенностей развития опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечнососудистой системы.
4. Регуляция физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях по виду спорта играет важную роль в формировании всесторонне развитой и подготовленной личности при условии сохранения интереса к занятиям. При планировании занятий необходимо учитывать здоровьесберегающие технологии физического воспитания и спортивной тренировки, особенно в выборе и реализации таких объемов, интенсивностей и тренирующих воздействий, которые являются адекватными оперативному и текущему состоянию занимающегося.
5. При комплектовании учебно-тренировочных групп предпочтения занимающихся к определенному вида спорта не должны иметь никаких ограничений. Каждый учащийся может переходить из одной учебно-тренировочной группы в другую многократно при условии соответствия его подготовленности.
Цели, задачи, принципы, направления деятельности, примерные сроки реализации программы СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
в ГБОУ СПО ЧГК
на ОП ОО (ГИМНАЗИИ)
Реализация Программы будет осуществляться
с целью:
обеспечение и совершенствование организации уроков по физической культур, а так же оздоровления и занятости детей во внеурочное время; продвижение ценностей здорового образа жизни среди детей, формирование необходимых навыков здорового образа жизни, мотивирование детей на сохранение и укрепление своего здоровья.
Основные задачи в сфере реализации данной Программы:
Принципы реализации Программы:
Основные направления программы:
Система программных мероприятий
Для достижения поставленной цели и решения конкретных проблем взят на вооружение программно-целевой метод, позволяющий активно использовать возможности и усилия всех заинтересованных ведомств и структур.
Программа представляет собой комплекс целенаправленных мер организационного, психолого-педагогического характера.
Программа представлена следующими блоками:
1. Блок «Образовательный»
2.Блок «Оздоровление»
3.Блок «Диагностика»
4.Блок «Досуг»
5.Блок «Информационный»
Организация управления
и механизм реализации программы.
Координацию деятельности по реализации мероприятий Программы осуществляет администрация образовательной программы общего образования совместно с учителем по физической культуре, которые организует выполнение мероприятий Программы, готовят предложения по корректировке Программы, своевременным и в полном объёме выполнением мероприятий Программы.
Механизм реализации программы содержит в себя следующие этапы: подготовительный, организационный, основной, заключительный.
1. Подготовительный этап включает:
2.Организационный этап включает:
3.Основной этап включает:
Проведение уроков по физической культуре со спортивно-ориентированным уклоном, выбранный классом;
Проведение мероприятий направленных на физическое воспитание, оздоровление, развитие детей и подростков;
4.Заключительный этап включает:
Медико-педагогический анализ промежуточных результатов.
Блок «Образовательный»
План – сетка
физической нагрузки детей и подростков образовательной программы общего образования
(примерная)
класс |
Количество уроков физ.культуры в неделю |
Количество часов тренировочных занятий в неделю |
Вид спорта выбранный классом |
|
учитель физ.культуры |
инструктор по спорту |
л/атлетика |
||
учитель физ.культуры |
инструктор по спорту |
л/атлетика |
||
учитель физ.культуры |
инструктор по спорту |
л/атлетика |
||
учитель физ.культуры |
тренер ДСШ |
волейбол |
||
учитель физ.культуры |
тренер ДСШ |
баскетбол |
||
учитель физ.культуры |
тренер ДСШ |
баскетбол |
||
учитель физ.культуры |
тренер ДСШ |
баскетбол |
||
учитель физ.культуры |
тренер ДСШ |
волейбол |
||
учитель физ.культуры |
тренер ДСШ |
баскетбол |
||
учитель физ.культуры |
тренер ДСШ |
волейбол |
||
учитель физ.культуры |
тренер ДСШ |
волейбол |
Составляющие результата образования |
Характеристики результата образования |
Параметры желаемого уровня достижения |
Сформированность представлений о здоровье как ценности |
Уровень понимания здоровья как ценности |
|
Сформированность умений и навыков ведения здорового образа жизни |
Уровень владения умениями и навыками ведения здорового образа жизни |
|
Блок «Диагностика»
1. Мониторинг состояния здоровья детей.
2.Разработка анкет и проведение анкетирования
по определению самочувствия учащихся
в школе.
3.Комплектование полного пакета документов
по реализации Программы здоровьесбережения.
4.Подготовка памяток для учащихся
по формированию здорового образа жизни.
5.Составление рационального режима дня
для учащихся.
6. Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития».
Блок «Оздоровление»
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки |
Планируемый результат и выполнение |
|
Медико-педагогическая экспертиза: Анализ основных характерис- тик состояния здоровья детей в школе; Выявление учащихся специ- альной медицинской группы; Ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирова ние групп здоровья по показате лям. |
врач школы |
ежегодно |
Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах |
|
Проведение диспансеризации учащимся школы. |
врач школы |
ежегодно |
||
Проведение медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов. |
врач школы |
ежегодно |
план медосмотров |
|
Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья. |
врач школы |
ежегодно |
план медосмотров |
|
Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся. |
врач школы |
ежегодно |
план прививок |
|
Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. |
врач школы |
ежегодно |
классные журналы |
|
Анализ случаев травматизма в школе. |
врач школы, заместитель директора |
ежегодно |
материалы отчетов |
|
Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. |
врач школы |
ежегодно |
материалы отчетов |
|
Контроль за качеством питания и питьевым режимом. |
мед.сестра |
ежедневно в течение года |
||
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:
|
мед.сестра, учителя |
ежедневно в течение года |
||
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) |
заместитель директора |
ежегодно |
справка по оценке расписания |
|
Постоянный контроль за школьной столовой. |
врач школы директор школы |
ежедневно в течение года |
Блок «Досуг»
Сентябрь
Налаживание работы кружков и секций, организация клубной деятельности.
Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровье сбережению.
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
«Уроки чистоты».
Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде.
Старты здоровья.
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
Организация работы спецгруппы.
Октябрь
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Физкультминутки (ежедневно).
Подвижные игры на переменах (ежедневно).
Ноябрь
Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День спорта».
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение — вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности.
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Отчёты о проделанной работе по здоровье сбережению.
Декабрь
Первенство школы по баскетболу.
Проведение конкурсов «Папа, мама, я — спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи.
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Январь
Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
«Весёлые старты».
Февраль
Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
День защитника Отечества.
Соревнования «А НУ-КА ПАРНИ!».
Физкультминутки и динамические паузы.
Март
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Подготовка ко Дню здоровья.
Физкультминутки и динамические паузы.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Апрель
Всемирный день здоровья.
Первенство школы по кроссу.
День здоровья.
Динамические паузы, физкультминутки.
Май
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний
период(детские загородные лагеря).
День здоровья.
«Весёлые старты».
Проведение экскурсий на природу.
Презентация уроков чистоты.
Июнь
Международный день защиты детей.
Всемирный день защиты окружающей среды.
Работа по плану летних каникул.
Блок «Информационный»
Ознакомление детей с данной программой;
— беседа о правилах безопасности на занятиях по физической культуре;
Оформление информационных уголков: по технике безопасности на занятиях;
Оформление информационных уголков: по формированию здорового образа жизни;
Поиск совместно с детьми информации о инновационных здоровьесберегающих технологиях;
Ожидаемые результаты и основные средства их достижения
Ожидаемые результаты |
Основные средства достижения ожидаемых результатов |
1. Снижение уровня заболеваемости детей |
Проведение занятий по физической культуре с учётом выбора детей (и как следствие увеличения интереса к урокам физической культуры); |
2. Рост уровня физического развития |
Обеспечение оптимальности нагрузок на уроках физической культуры и во внеклассной работе в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями детей; |
3. Повышение функциональных возможностей организма учащихся |
Применение на уроках физической культуры и во внеклассных занятиях упражнений на развитие дыхательной, сердечнососудистой и нервной систем; |
4. Улучшение физической подготовленности на основе развития основных физических качеств |
Приоритетная направленность развития гибкости, ловкости, быстроты, координации движений (баскетбол, волейбол); |
5. Повышение уровня знаний учащихся по вопросам здоровьесбережения и физической культуры личности |
Беседы, методические занятия, «Уроки здоровья», применение в учебном процессе учебников по физической культуре для учащихся 1-11 классов |
6. Рост уровня умений в сфере физической культуры и переход их в устойчивые навыки |
Тренировочная направленность внеурочных занятий по физической культуре; |
7. Повышение уровня активности и самостоятельности детей в деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья |
Комплексы домашних заданий и вовлечение детей в поиск, разработку и организацию внеклассных мероприятий; |
8. Повышение заинтересованности родителей в деле сохранения и укрепления здоровья детей и их содействие школе в этом процессе |
Проведение родительских собраний и внеклассных мероприятий с родителями, привлечение их к совершенствованию физкультурной материально-технической базы класса и школы. |
Цели, содействующие формированию потребности к здоровому образу жизни, задают критерии отбора идей необходимых для построения территории здоровья . Причем, степень актуальности предлагаемых идей будет определяться значимостью той проблемы, снятию которой может способствовать ее реализация. Таким образом, наличие актуальной проблемы, которая может быть решена полностью или частично за счет предлагаемой идеи – необходимое условие ее выбора.
Петрова Светлана Валерьевна, учитель физической культуры
Мероприятие отнесено к разделу: Спорт в школе и здоровье детей
Цели:
Правила игры: аналогично телевизионной. В каждой игре участвуют по 3 человека от класса.
После того, как определится победитель по классам, четвёрка финалистов играет между собой.
Вопросы:
Каждое физическое упражнение характеризуется определенными способами выполнения, с помощью которых решаются двигательные задачи и достигается наибольший эффект в обучении, т.е. техникой выполнения.
Техника (с греч . – «искусстность») физических упражнений – это рациональный способ выполнения двигательных действий с относительно большей эффективностью.
Критерием оценки эффективности техники (способов выполнения) физических упражнений в одних случаях является сама внешняя форма движений (точность выполнения движений) и их координационная сложность (спортивная гимнастика, художественная гимнастика, катание на коньках, прыжки в воду и др..), в других – техника выполнения движений определяется конечной целью: достижения максимального количественно измеряемого результата (легкая атлетика, тяжелая атлетика, гребля, плавание и др.). Технику физических упражнений в спортивных играх и единоборствах оценивают по достижению конечного эффекта в действиях (бросок в баскетболе, удар в боксе и т.п.).
Различают стандартную и индивидуальную технику выполнения физических упражнений.
Стандартная техника – наиболее рациональная основа выполнения двигательного действия, свойственная многим исполнителям.
Индивидуальная техника выполнения физических упражнений позволяет в пределах стандартной техники вносить некоторые изменения соответственно с особенностями телосложения и физической подготовленности занимающихся.Техника физических упражнений изменяется и совершенствуется.
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают следующие компоненты техники физических упражнений: основа техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники (Рис. 9).
Основа техники |
Компоненты техники физических упражнений |
Техника физических упражнений |
Рис. 9. Техника физических упражнений, ее компоненты
Основа техники физических упражнений – это совокупность относительно неизменных, необходимых и достаточных для решения двигательной задачи движений. При этом имеют в виду состав и последовательность движений и элементов, которые входят в физическое упражнение. К примеру, техника прыжка в высоту с разбега состоит из четырех элементов, и, чтобы быть именно таковым, ни один из них выбросить нельзя.
Основное (ведущее ) звено техники физических упражнений – это наиболее важная и решающая часть основы техники данного двигательного действия. Например, для прыжков в длину с разбега основным звеном техники будет одновременное движение толчковой ноги, с выносом маховой ноги и рук вперед-вверх; для метаний – финальное усилие во время броска; при выполнении нападающего удара в волейболе – удар по мячу в высшей точке прыжка.
Детали техники физических упражнений – это второстепенные элементы физического упражнения. Элементы могут изменяться не вызывая нарушений основы техники.Детали техники движений зависят и от индивидуальных особенностей человека (анатомических, физиологических, двигательных).
Например, в беге с максимальной скоростью люди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом время пробегания дистанции у них может быть одинаковым. В прыжках в длину с разбега – разбег может быть больше или меньше, может быть выполнен по-разному, сильно или недостаточно согнутой ногой.
Расхождения в деталях техники движений зависят в основном от индивидуальных особенностей занимающихся, морфофункциональных и внешних условий.
Выделение в технике движений ее основы, основного звена и деталей имеет большое значение для процесса обучения. Когда основа техники несложная двигательное действие можно разучить сразу. Если же основа техники сложная, то двигательное действие разучивают по частям. И здесь процесс обучения начинается с обучения ведущему звену техники.
Движения человека протекают во времени и пространстве, т.е. при выполнении какого-л. упражнения можно проследить определенную последовательность движений – разбег, отталкивание, полет, приземление (фазы физического упражнения). В одних действиях таких фаз можно выделить две (в гребле, в метании мяча – замах и бросок), в других – три (в прыжках в длину с разбега). В подавляющем большинстве ациклических движений выделяют несколько основных фаз (в тройном прыжке с разбега – три отталкивания).
Разные фазы несут разные функции:
— Подготовительная. Задача этой фазы – создать самые выгодные условия для выполнения движений в основной фазе. Например, в прыжках в длину с разбега – разбег.
— Основная. В основной фазе движения направлены на решение главной двигательной задачи. Например, в прыжках в длину с разбега – отталкивание и полет, в гребле – гребок. Основная фаза движения составляет основу техники выполнения упражнения.
— Заключительная. Этафаза характеризуется завершением движения. В некоторых физических упражнениях заключительной фазе придается немаловажное значение (устойчивое приземление при соскоках, при приземлении в прыжках в длину и т.п.).
Все фазы взаимозависимые и каждая предыдущая влияет на выполнение движения последующей.
Частные характеристики техники физических упражнений
К частным характеристикам техники физических упражнений относятся:
Пространственные характеристики движений (положение тела, траектория движения – форма (прямолинейна и криволинейна) и направление траектории, амплитуда;
Временные характеристики движений (темп и длительность);
Пространственно-временные характеристики движений (скорость и ускорение);
Динамические характеристики движений (внутренние и внешние силы);
Ритмические характеристики (комплексная характеристика).
К пространственным характеристикам движений относят положение тела и отдельных его частей.
Движение всегда начинается с какого-то начального относительно неподвижного положения тела (вертикальные – висы, упоры; горизонтальные, наклонные – упоры, лежа). Изменяя положение тела или отдельных его частей, легко можно изменить нагрузку на определенные мышцы, увеличить или уменьшить координационную сложность упражнений (хват сверху заменить хватом снизу). Необходимость выделения положения тела объясняется его большим значением в технике физических упражнений. Различают исходные , промежуточные , конечные положения тела.
Исходное положение – расположение частей тела перед началом упражнения (низкий старт, основная стойка). Такое положение создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих движений.
Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, предшествующего началу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-л. его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удерживание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техники выполнения упражнения, влияющей непосредственно на результативность стрельбы.
Конечное положение в отдельных физических упражнениях также играет важную роль. К примеру, правильное положение тела при приземлении после соскока со снаряда в спортивной гимнастике или в прыжках на лыжах с трамплина позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат (например, поза игрока после передачи мяча в футболе). В некоторых видах физических упражнений, связанных с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность движений при заданной программе (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), в первую очередь предъявляются требования эстетического характера. Это связано с тем, что техника выполнения упражнения в них приобретает самостоятельную роль, становится предметом оценки спортивных достижений.
Траектория движения – это линия, вдоль которой движется тело или предмет.В траектории движения различают:
Форму (прямолинейная и криволинейная);
Направление(основные, промежуточные, вращательные);
Амплитуду (размах движения).
Прямолинейные движения встречаются преимущественно в тех случаях, когда задача заключается в том, чтобы развить максимальную скорость в какой-л. части тела на коротком отрезке (движение руки в прямых ударах в боксе, в выполнении укола в фехтовании и др.). Обычно человек прямолинейных движений почти никогда не выполняет. Если проследить за движениями отдельных частей тела, то не трудно заметить, что все они описывают дуги, потому что движения в суставах не поступательные, а вращательные. Поэтому в движениях человека преобладают криволинейные траектории.
Направление движения – это изменение положення тела и его частей в пространстве относительно какой-л. плоскости (фронтальной, сагитальной, горизонтальной) или какого-л. внешнего ориентира (собственного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.).
Направления движений бывают основные – вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево; промежуточные – в сторону и вверх-вправо, в сторону и вниз-влево; вращательные – вперед и назад, т.е. в сагитальной плоскости (переворот вперед и назад, кувырок назад и т.п.); влево и вправо, т.е. в лицевой плоскости (перевороты в стороны вправо и влево и т.п.); в горизонтальной плоскости (винты в прыжках в воду и т.п.).
Направление движения в технике выполнения физического упражнения играет важную роль в достижении практических спортивных результатов и обеспечении эффективности влияния упражнения на определенные мышечные группы. Даже незначительные отклонения в направлении движения приводят к тому, что такие движения не достигают конечной цели (например, в броске мяча в баскетболе, ударе в боксе, в прыжке в длину с места и т.п.).
Амплитуда (размах движения )– это расстояние, которое преодолевает движущая часть тела или наибольшее отклонение тела и его частей от положения равновесия.
Амплитуда определяется в угловых градусах или линейных мерах, она может определяться и условными обозначениями (полуприседание, полное приседание) или с помощью внешних ориентиров (при наклоне коснуться пола). Амплитуда зависит от строения костей и суставов, эластичности связок, мышц.
Временные характеристики движений: длительность движения и темп .
Длительность движений – это время, в течение которого движение продолжается независимо от пройденного пути.
Длительностью можно регулировать общий объем нагрузки. На выполнение разных упражнений и статических положений затрачивается разное время. Отдельные элементы техники физических упражнений выполняются с разной длительностью (замах в метании выполняется медленнее, чем бросок).
Под темпом понимают количество одинаково повторяющихся движений за единицу времени (темп ходьбы 120–140 шагов за мин). Темп движений отдельных частей тела зависит от их массы. Чем меньше масса тела, тем большую частоту движений можно развить. Наибольшая частота достигается в движениях пальцами руки и кистью (8–10 движений в сек), более медленные движения в локтевом и плечевом суставах и самые медленные движения туловищем (1–2 движения в сек). В циклических видах спорта темп движений во многом зависит от длины нижних конечностей, от техники и уровня развития быстроты.
Необходимо различать «темп» и «скорость», поскольку это разные по содержанию понятия. Например, можно бежать на месте в каком-то темпе (т.е. с определенным количеством движений за единицу времени), но характеризовать эти движения по «скорости» нельзя, так как при этом нет пройденного пути.
Скорость относят к пространственно-временным характеристикам движения . Скорость движений определяется временем перемещения отдельных частей тела или всего тела в пространстве,т.е. отношением длины пути, пройденного за единицу времени.
Движения по скорости могут быть равномерными и неравномерными. Если скорость в течение пути не изменяется, то движения равномерные, а если изменяется, то неравномерные.
Изменение скорости за единицу времени называется ускорением. Неравномерно ускоренные движения или неравномерно замедленные движения называются резкими.
Динамические характеристики движений .
На выполнение физических упражнений влияют внутренние и внешние силы. Любое движение человека это результат приложения дополнительной мышечной силы, мышечной тяги во взаимодействии с другими внутренними и внешними силами.
К внутренним силам относятся пассивные, активные (ими человек может управлять) и реактивные силы двигательного аппарата. Активные – силы тяги мышц; пассивные – эластичные силы мышц, вязкость мышц; реактивные – силы, возникающие при взаимодействии отдельных частей тела в процессе движения с ускорениями.
К внешним силам относятся силы тяжести собственного тела (сила земного притяжения), силы реакции опоры, силы сопротивления внешней среды (воздуха, песка, грунта, воды, партнера в упражнении), сила тяжести снаряда (штанга, ядро, гантели, мяч).
Сила тяжести действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является движущей силой при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор) и тормозящей при перемещении тела вверх.
Сила реакции опоры равна по величине силе, действующей на опору, и направлена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, скорости движения, от степени трения и других причин. Эта сила особенно проявляется при ходьбе на лыжах, катании на коньках и т.п.
Сила сопротивления внешней среды (воды, воздуха и т.п.) в одних случаях положительно, а в других отрицательно сказывается на решении двигательных задач. Например, спортсмены показывают более высокие результаты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность, а результаты в метании снарядов (диска, копья и т.п.), наоборот, снижаются с уменьшением плотности воздуха.
При выполнении физических упражнений стремятся к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении тормозящих сил.
Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.
Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определённое соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-л. физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве. Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Обычно ритм определяют путём измерения соотношения длительности каких-л. фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени свободного скольжения. Для коротких дистанций это отношение равно 3,39, для средних – 0,3, а для длинных – 2,57. Отсюда видно, что бег на короткие дистанции отличается по ритмовому показателю от бега на средние и длинные дистанции. Ритм движений может быть рациональным, правильным, способствующим высокому результату и нерациональным, снижающим результаты.