Методика реабилитации психомоторных нарушении
У умственно отсталых школьников на занятиях ЛФК
г.в.гуровец, д.с.гуровец
Московский педагогический государственный университет им. В.ИЛенина Вспомогательная школа №804, Москва
Рассматриваются особенности психомоторного развития умственно отсталых школьников и предлагается методика корригирующих занятий.
ПРОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО развития у детей со сложной структурой дефекта рассматривается как в медицинской, так и психолого-педагогической литературе.
Известно, что причиной поражения нервной системы являются различные вредности, влияющие в пренатальном, натальном и постнатальном периоде . Нервная система, как наиболее высокодифференцированная и очень чувствительная, легко страдает от внешних и внутренних воздействий и в этом случае не получает достаточного развития, что сказывается в задержке моторных (умение держать головку, сидеть, ползать, стоять, ходить) и психических (улыбка, контакт, интерес к игрушкам, дифференциация окружающих) функций. Клинические проявления и степень выраженности моторных нарушений варьируют от значительных, при которых наблюдаются паретические (спастические, атонические, гиперкинетические) симптомы и диагностируется энцефалопатия или детский церебральный паралич (ДЦП), до маловыраженных отклонений, определяемых как минимальная мозговая дисфункция (ММД). Задержка моторного развития с раннего детского возраста приводит к дефициту сенсомоторного опыта, ограничивая познание окружающего мира. Сенсорные функции (слух, зрение, ощущение) развиваются в тесном взаимодействии с двигательными навыками, формируя целостную интегративную систему, лежащую в основе речи и интеллектуальной деятельности. Поражение нервной системы на ранних этапах жизнедеятельности ребенка приводит к различной степени выраженности психических расстройств — от явлений энцефалостении (повышенной утомляемости и истощаемости клеток коры головного мозга) до задержки психического развития или умственной отсталости.
Учитывая, что остаточные явления моторных нарушений могут быть обнаружены в разные возрастные сроки, могут иметь различную степень выраженности и сочетаться с интеллектуальными расстройствами, мы поставили перед собой задачу изучить особенности психомоторного развития детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе для детей с отклонениями в умственном развитии, и разработать методику занятий на уроках лечебной физкультуры (ЛФК).
С этой целью мы изучили медицинские карты учащихся, в которых указывались сроки моторного развития, беседовали с родителями. На занятиях ЛФК обращали внимание на состояние общей и мелкой моторики, координацию движений, пространственное восприятие, степень понимания и выполнения инструкций.
В специальную (коррекционную) школу приходят дети с диагнозом «олигофрения» в возрасте 7 — 8 лет. Часть наших учеников посещали массовый детский сад, а затем массовую школу. Моторные нарушения, отмечавшиеся у этих детей в раннем детском возрасте, позже в известной мере компенсировались, однако несформированность мелкой моторики сохранялась. Эти трудности в сочетании с интеллектуальной недостаточностью стали наиболее заметны при школьном обучении, что дало основание ставить соответствующий диагноз и переводить ребенка в специальную школу. Другая часть детей пришла в специальную школу из детского сада для детей с отклонениями в умственном развитии. У этих детей моторная недостаточность была более выражена и проявлялась в несформирован-ности как общей, так и мелкой моторики: в течение длительного времени дети не могли научиться самостоятельно есть, одеваться, ходить по лестнице, играть с игрушками, правильно держать карандаш, рисовать. У всех детей отмечались нарушения речевой деятельности: фонетико-фонематические и лексико-грамматические расстройства, которые, несмотря на длительные логопедические занятия, не компенсировались. Уровень интеллектуального развития был снижен, что давало основание направить этих детей в специальную школу непосредственно из детского сада.
У детей с отставанием в умственном развитии, поступивших в школу, мы отметили такие моторные нарушения, как спастичность, расстройства координации, неловкость, замедленность реакций. Сенсорные нарушения характеризовались недостаточным пониманием инструкций, нарушением ориентировки в пространстве. Наряду с недостаточно сформированной общей моторикой отмечались отклонения в организации мелкой моторики, обеспечивающей тонкие, дифференцированные движения при выполнении трудовых процессов, при лепке, конструировании, письме и других двигательных актах. Мелкая моторика, обусловленная развитием сенсорных и моторных отделов кортикальных структур, формируется и совершенствуется в процессе трудовой деятельности. У умственно отсталых детей страдает возможность вырабатывать и закреплять эти движения, делать их автоматизированными. На это требуется долгое время и большое количество повторений. На занятиях ЛФК у детей выявлялось снижение мышечной силы, замедленность реакций, нарушение темпа произвольных движений, слабость и неустойчивость дифференцировок. При более выраженных формах умственного недоразвития трудными для выполнения оказывались даже простые двигательные акты.
У детей, как мы уже говорили, отмечались речевые нарушения. Сенсорные нарушения характеризовались недостаточным пониманием словесных инструкций, несформированностью конструктивного праксиса, недостаточным удержанием инструкции в памяти (акустико-мнестические расстройства). Моторные нарушения проявлялись в форме фонетико-фонематических и лексико-грамматических расстройств.
Таким образом, у детей с отклонениями в умственном развитии выявляется весь комплекс сенсомоторных, речевых и интеллектуальных расстройств. Для компенсации и коррекции сенсомоторных нарушений в школе проводятся занятия по лечебной физкультуре. Они особенно важны для учеников начальных классов, так как оказывать коррекционное воздействие на моторные функции лучше в этом возрасте. (В медицинских учреждениях ЛФК проводится преимущественно для преодоления соматических заболеваний: частых ОРЗ, пневмонии, дискинезии, нарушения осанки и др.).
Перед учителем, ведущим лечебную физкультуру в специальной школе, стоят следующие задачи:
развитие общей и мелкой моторики;
укрепление ослабленных мышц и стимуляция двигательных функций;
работа над преодолением координационной недостаточности;
работа над формированием пространственной ориентации;
приемы по исправлению косолапости и плоскостопия;
профилактика и коррекция нарушений осанки;
нормализация дыхания и профилактика простудных заболеваний.
Для проведения занятий ЛФК в школе есть специально оборудованный кабинет с необходимым инвентарем (пол покрыт ковровой дорожкой, имеются гимнастические палки, большие и малые мячи, обручи, кегли, скамейки, тренажеры для ног, велотренажер, детский набор для игры в бадминтон и др.). Помещение, в котором проводится лечебная физкультура, должно содержаться в чистоте, регулярно проветриваться, а ковровые дорожки нужно систематически пылесосить. Температура воздуха не должна превышать 18 — 20°. Средняя наполняемость группы 6 — 8 человек; это дети, имеющие сходные нарушения. Занятия могут проводиться как в сетке учебного расписания, так и вне его.
Урок ЛФК состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части проводятся разминка и общеукрепляющие упражнения. В основную часть включаются специальные упражнения в соответствии с выбранной учителем коррекционной методикой, игровые упражнения и игры — все это с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В заключительной части занятия используются успокаивающие упражнения: дыхательные, расслабляющие и т.д.
При проведении физических упражнений полезно помнить о соблюдении следующих условий. Надо:
правильно выбрать исходное положение;
предложить необходимое количество повторений;
следить за темпом, ритмом, амплитудой движений;
следить за точностью выполнения упражнений;
переходить от простых упражнений к более сложным;
должное значение придавать эмоциональному фактору;
воспитывать у детей умение контролировать себя.
Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции» и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.
Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:
1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;
2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
3) максимально активизировать познавательную деятельность;
4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;
5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.
Коррекция ходьбы
У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища (Катаева А.А, Стребелева Е.А., 1998).
Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.
Коррекция бега
У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах (Дмитриев АА., 2002).
Физические упражнения для коррекции бега
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
---|---|---|
1. | Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу | Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости |
2. | Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного) | Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног |
3. | «Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа | Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания |
4. | Бег «змейкой», не задевая предметов; то же — вдвоем, держась за руки | Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений |
5 | Бег по прямой по узкому (30-35 см) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками ит. п.) | Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем |
6 | Бег с подскоками | Ритм движений, соразмерность усилий |
7 | Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки | Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечнососудистой систем |
8. | Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик) | Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества |
9. | Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом скакалками) | Дифференцировка усилий и длины шага |
10 | «Пони». Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка | Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение |
11. | Бег медленный в чередовании с ходьбой (5 — 10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями | Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы |
12. | «Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей) | Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, сюростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата |
13. | Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, друга назад, руки в стороны). Держать 5 с. | Быстрэта двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестиб/лярного аппарата |
14. | Бег за обручем | Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий |
15. | Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, 4 кегли) | Координация движений, приспособление к изменившимся условиям, согласованность действий |
16. | По сигналу добежать до мяча, лежавшего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, положить мяч на линию старта | Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата |
Коррекция прыжков
Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой (Дмитриев А А., 2002).
Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.
Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и всг мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.
Физические упражнения для коррекции прыжков
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
---|---|---|
1. | Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90″ | Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве |
2. | Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10-15 м | |
3. | Прыжки через скакалку — на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад | Согласованность и ритмичность движений, дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости |
4. | Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5-6 прыжков подряд) | Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность движений |
5. | Прыжок с места вперед — вверх через натянутую веревку -ia высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук | Дифференцировка направления усилий, согласованность движений рук и ног, скоростно-силовые качества |
6. | Прыжки на двух ногах через набивтые мячи из полуприседа с взмахом эук | Дифференцировка расстояния и усилий, согласованность движений рук и ног, развитие силы разгибателей ног |
7. | Выпрыгивание вверх из глубокого приседа | Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног |
8. | Прыжки с зажатым между стопами мячом | Координация движений, точность кинестетических ощущений |
9. | Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40-50 см, с последующим отпрыгиванием вверх | Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества |
10 | Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик) | Соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества |
11. | Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок | Координация движений рук и ног, ритмичность движений |
12 | Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку | Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через» |
13. | Прыжки через обруч, а) перешагиванием; б) на двух ногах с междускоками; в) на двух ногах |
Укрепление свода стопы, ритмичность и соразмерность усилрй, координация движений рук и ног |
14. | Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, на каждый 4-й счет — поворот на 90° | Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля |
Коррекция лазания и перелезания
Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезание через препятствие. Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезание корригируют недостатки психической деятельности — страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных ситуациях. Упражнения, выполняемые на высоте, должны быть объяснены и показаны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности и страховки. Для преодоления препятствий используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы.
Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания
№ n/i | Упражнения я |
Коррекционная направленность |
---|---|---|
1. | Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой | Координация движений, соразмерность усилий |
2 | Перелезание через рейку лестницы- стремянки | Ловкость, координация движений, точность перемещения, ориентировки в пространстве |
3. | Лазание по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки | Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения |
4. | Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др. | Ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела |
5. | Перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом 10° | Координация, приспособительная реакция на изменившиеся условия |
6. | Лазание по наклонной скамейке произвольным способом вверх и под уклон | Согласованность движений, ориентировка в пространстве, дифференцировка усилий |
7. | Лазанье по гимнасти«ской стенке приставными шагами, го одной рейке начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть) | Преодоление страха высоты, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, согласованность и последовательность движений рук и ног |
8. | «Корабль». Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами | Преодоление страха высоты, координация и согласованность движе ний рук и ног, профилактика плоскостопия воображение |
9. | «Ура». Подняться по гимнастической стенке вверх, вставая на каждую ступеньку, снять ленточку, подвешенную на верхней рейке, пройти приставными шагами на соседнюю стенку и спуститься вниз тем же способом | Преодоление боязни высоты, пространственная ориентировка, двигательная память, профилактика нарушений осанки и плоскостопия |
10. | «Черепаха». Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягиваясь на руках | Координация движений, развитие мышечной силы рук и плечевого пояса |
11. | Лазанье по гимнастической скамейке произвольным способом с последующим перелезанием через поролоновые кубы (плинт, горку матов) | Координация движений, быстрота переключения, согласованность движений, ориентировка в пространстве |
12. | «Верблюд». Ползание и лазанье по гимнастической скамейке с грузом на спине (кубик, резиновое кольцо) | Равновесие, согласованность движений |
13. | «На мачту». Лазанье вверх и вниз по веревочной лестнице | Ориентировка в пространстве, смелость, координация, дифференцировка пространства профилактика плоскостопия |
Коррекция метания
Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками; несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дис координация движений рук, ног и туловища.
Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, потому что их лучше держать в руках, а затем переходят к малым.
Коррекция и развитие мелкой моторики рук
Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев. Отклонения всегда проявляются в целенаправленных двигательных актах, требующих точных координированных движений, в том числе и в метании.
Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь — мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары — надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи- ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения, которые можно выполнять в любой обстановке: дома, во дворе, на прогулке, в занятиях с родителями, другими детьми, самостоятельно.
Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
---|---|---|
1. | С малыми мячами (резиновый, теннисный и др.) а) Перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую, б) Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя. в) Подбрасывание мяча перед собой правой (левой) и ловля двумя. г) Подбрасывание мяча правой, ловля левой и наоборот с постепенным увеличением высоты полета |
Координация движений кисти, концентрация внимания, следящие движения. Концентрация внимания, дифференцировка усилий во времени и пространстве |
2 | Высокое подбрасывание мяча вверх и перед ловлей, выполнение различных движений (хлопков спереди, сзади, под коленом), поворотов направо, налево, кругом | Тонкая дифференциров ка усилий кисти, согла сованность движений рук и дополнительных движений во времени и пространстве. Переклю чение внимания |
3 | а) Удары мяча об пол и ловля его двумя руками. б) То же, но ловля правой (левой) рукой |
Дифференцировка усилий, зрительный анализ зависимости высоты отскока мяча от силы и направления удара, ориен |
4. | а) Удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя, б) То же с дополнительным движением перед ловлей мяча: хлопок спереди, сзади, под коленом, поворот кругом |
Дифференцировка усилия и направления движения, регуляция мышечного направления, быстрота переключения, пространственная точность |
5. | а) Круговые движения кистями вправо и влево с теннисными мячами в обеих руках, б) Поочередное подбрасывание мячей и ловля правой, затем левой, в) Одновременное подбрасывание 2-х мячей и ловля двумя руками после удара мячей об пол |
Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания, тонкая дифференцировка временных, силовых и пространственных характеристик движения, одновременное решение двух двигательных задач (правой и левой) |
6. | а) Поочередные удары разными мячами об пол и ловля двумя (мячи для настольного тенниса, каучуковый, резиновый, теннисный), б) Удары разными мячами о стену, в) Подбрасывание и перекидывание мячей из одной руки в другую, г) Подбрасывание правой и ловля правой |
Дифференцировка тактильных ощущений, дифференцировка двигательных реакций в ответ на разные раздражители, точность движений, соразмерность движения кисти и пальцев, распределение внимания |
д) Подбрасывание левой и ловля левой, е) Броски мяча в цель с близкого расстояния |
||
7. | Метание в горизонтальную цель (обруч) с дистанций 4-6 м. Метание в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу V |
Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния. Ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение, скоростно-силовые качества |
8. | То же, но в вертикальную цель (мишень, обруч), расположенную на стене на уровне глаз | Дифференцировка тактильных ощущений, сопоставление усилия и пространства, способность зрения различать расстояние, скоростно- силовые качества |
Коррекция расслабления
Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напряжение как во время выполнения физических упражнений, так к остаточный повышенный тонус после его окончания, особенно после метания, лазанья по гимнастической стенке, упражнений, выполняемых на высоте, неустойчивой опоре после и во время вновь изучаемых сложных движений.
Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут (рис.4.1).
1. Вялая осанка. Голова опущена, грудь и спина уплощены, плечи сведены, ноги слегка согнуты.
2. Сутулость. Го лоза выдвинута вперед, плечи сильно сведены
Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее типичные ее формы (рис. 4.2).
Для определения вида нарушения осанки предлагается таблица, $ которой перечислены все признаки отклонений осанки от нормы Ктабл. 4.2)
Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника. У многих умственно отсталых школьников мешковатая осанка, движения неловкие, походка напряженная и неустойчивая. Встречаются дети с явными парезами или параличами отдельных мышечных групп (Черник Е.С., 1997).
Дети, как правило, имеют представление о правильной осанке и могут продемонстрировать ее достаточно точно, особенно у вертикальной стены, но тут же нарушают ее при выполнении физических упражнений, в бытовых движениях, ходьбе, сидя за партой.
При коррекции осанки у младших школьников с умственной отсталостью необходимо руководствоваться следующими положениями.
1. В основе формирования осанки лежит гармоническое развитие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
2. Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание и др.
3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, освещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.
4. Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений на все группы мышц, с другой — специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенного типа осанки.
Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия)
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
---|---|---|
1. | «Кошечка». Из положения стоя на четвереньках — опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника | Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость |
2. | «Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс — прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется со страховкой | Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость, симметричность движений |
3. | «Ванька-встанька». Из положения сидя с максимально согнутыми коле | Укрепление мышц туловища, координация дви |
нями, прижатыми к груди и обхваченными руками, — перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук | жений, дифференцировка мышечных ощущений, ориентировка в пространстве | |
4. | «Птица». Из положения сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) — наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук | Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль за положением частей тела в пространстве |
5. | «Змея». Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед — медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову | Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление силовыми и временными характеристиками движения, устойчивость к вестибулярному раздражению |
6. | «Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за спину — поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке» | Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота |
7. | «Пловец». Из положения лежа на груди — движение руками, как в плавании брассом на груди, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений, не касаясь руками пола | Укрепление мышц туловища, координация и симметричность движений, дифференцировка пространственных и временных характеристик движения |
8. | «Рыбка». Из положения лежа на животе, руки на предплечьях на полу, пальцы вперед — медленно разгибая руки, поднять голову, прогнуться во всех отделах позвоночника и коснуться ступнями ног, согнутых в коленях, до головы | Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, укрепление мышц туловища |
9. | «Свеча». Из положения лежа на спине, руки за голову — сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их | Сила мышц брюшного тресса, координация движений, простран |
до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и медленно опустить в исходное положение | ственная ориентация, регулирование амплитуды движения | |
10. | «Велосипед». Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища и подняв ноги до вертикального положения — имитация движений велосипедиста, сначала медленно, с постепенным ускорением | Сила мышц брюшного пресса, координация и ритмичность движений, дифференцировка темпа движений |
11. | «Стрелка». Из положения лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая упирается в пол на уровне плеча — отведение левой ноги вверх. То же — на левом боку с отведением правой ноги | Укрепление боковых мышц туловища, живота и ног, координация движений |
12. | «Маятник». Из исходного положения лежа на спине, руки в стороны — поднять ноги на 90° и, не разводя их, опустить справа от себя, снова поднять вверх и опустить слева от себя, не отрывая плеч от пола | Укрепление мышц живота и боковых мышц туловища, координация движений, ориентация в пространстве, волевое усилие |
Упражнения для коррекции круглой (сутулой) спины | ||
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
1. 2. 3. | «Кошечка» «Змея» «Лодочка» |
Гибкость грудного отдела позвоночника, удержание осанки в динамических упражнениях и статических позах |
4. | «Кроль». Стоя перед зеркалом, вращение рук назад, имитирующее движения руками в кроле на спине, постепенно увеличивая темп движений. Контролировать положение плечевого пояса | Увеличение подвижности плечевых суставов. Укрепление мышц спины и плечевого пояса. Ритмичность и координация движений, регулирование темпа движений |
5. | «Насос». Стоя перед зеркалом в позе правильной осанки — наклоны туловища вправо и влево, скользя руками вдоль туловища. Контролировать положение плечевого пояса | Укрепление боковых мышц туловища, устойчивость вестибулярного аппарата, регулирование позы |
6. | «Штанга». Из положения стоя перед зеркалом с гимнастической палкой за плечами — наклон туловища вперед до горизонтального положения, неотрывно глядя в глаза своего зеркального отображения | Укрепление мышц туловища, гибкость грудного отдела позвоночника, зрительный контроль за регулированием позы, симметричность движений |
7. | «Лук». Стоя вплотную спиной к гимнастической стенке, хватом за рейку на уровне плеч — прогнуться в грудном отделе, выпрямив руки и вернуться в исходное положение | Гибкость грудного отдела позвоночника, координация движений, растягивание мышц брюшного пресса |
8. | «Обезьянка». Из положения стоя на 4-й рейке снизу лицом к гимнастической стенке, хватом двумя руками на уровне пояса — глубоко присесть, разгибая руки | Укрепление мышц рук, плечевого пояса и туловища, ориентировка в пространстве |
9. | «Силач». Из положения лежа на животе с гантелями (по 1 кг) в руках, руки в стороны — слегка вытянуть шею, прогнуться в грудном отделе, отвести руки в стороны, сблизить лопатки и приподнять ноги: вернуться в исходное положение, расслабить руки | Гибкость грудного отдела позвоночника, статическая сила рук и плечевого пояса, симметричность усилий |
10. | «Орел». Из положения лежа бедрами поперек гимнастической скамейки, ноги закреплены (партнер держит голеностопы) руки за голову — наклон вперед с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах, голову поднять, локти отвести в стороны, зафиксировать позу и вернуться в исходное положение, расслабиться | Гибкость грудного отдела позвоночника, растягивание мышц передней стороны туловища, ориентировка в пространстве, симметричность движений, устойчивость вестибулярного аппарата |
Упражнения для коррекции кругловогнутой спины
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
---|---|---|
1 | «Петушок». 1) Стоя на одной ноге, опираясь боком на гимнастическую стенку, согнуть ногу в колене, захватить ее за голеносгоп и подтянуть пятку к ягодице. То же на другой ноге.
|
|
2 | «Столбик». Стоя на коленях, руки вдоль туловища, подбородок прижат — наклон туловища назад, сохраняя прямую линию от коленей до головы | Растягивание мышц передней поверхности бедер, равновесие, дифференцировка амплитуды движения |
3 | «Махи». Стоя боком у гимнастической стенки, держась за рейку — мах ногой вперед и назад, стараясь достать ягодицу. То же, стоя другим боком | Растягивание мышц передней поверхности бедер |
4 | «Дровосек». Из положения стойки ноги врозь, руки в замок — замах руками вверх и резкий наклон вперед, ноги не сгибать | Растягивание мышц спины, ритмичность движений, устойчивость вестибулярного аппарата |
5 | «Книжка». Из положения сидя на полу, ноги врозь — наклоны вперед до касания лбом коленей | Растягивание мышц спины |
6. | «Паук». Ходьба в глубоком наклоне, захватив голеностопы руками | Растягивание мышц спины, ориентировка в пространстве |
7. | «Рак». 1) Из положения лежа на животе — поочередное поднимание прямых ног назад — вверх. 2) То же, из упора на коленях | Укрепление мышц задней поверхности бедер и спины, координация движений |
8. | «Лодочка» | Укрепление мышц задней поверхности бедер и спины |
9 | «Велосипед» | Сила мышц брюшного пресса |
10. | «Ножницы». Из упора сидя сзади — скрещивание прямых ног | Сила мышц брюшного пресса |
11. | «Цифры». Из положения лежа на спине и подняв ноги вверх до прямого угла — написание прямыми ногами цифр 1, 2, 3… по большой амплитуде, но не касаясь пола. После каждой цифры — отдых, который постепенно сокращается и исключается совсем. Проводится в соревновательной форме — кто больше напишет цифр (или букв) | Сила мышц брюшного пресса, координация движений, образное мышление, волевое усилие, точность движений, ориентировка в пространстве, регулирование амплитуды движений |
12. | «Тяжелые ноги». 1) Из положения лежа на спине с зажатым между коленями набивным мячом (2 кг) — согнуть ноги, приподняв до угла 45° и медленно вернуться в исходное положение.
|
Сила мышц брюшного пресса, дифференцировка усилий и пространства, координация и точность движений, волевое усилие |
Упражнения для коррекции плоской спины
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
---|---|---|
1. 2. | «Лодочка» «Пловец» | Укрепление силы мышц спины |
3. | «Ящерица». 1) Из положения лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности ки стей, положенных друг на друга, — перевести руки на пояс, приподняв голову и плечи, лопатки соединить. Удержать это положение как можно дольше, не задерживая дыхание. 2) То же, но кисти рук переводить к плечам, за голову |
Укрепление силы мышц спины, дифференцировка пространственных характеристик движения, удержание осанки в непривычной позе, волевое усилие, координация движений |
4. | «Бокс». 1) Из положения лежа на животе, подняв голову и плечи, руки в стороны — сжимать и разжимать кисти рук. 2) То же, но поочередно сгибая и разгибая руки вперед — вверх (бокс) |
Укрепление мышц спины, развитие мелсой моторики, управление временными характеристиками движения, соразмерность и точность движений |
5. | «Рак» | Укрепление мышц спины |
6. | «Пушка». Из положения лежа на животе — толкание от себя набивного мяча (1-2 кг) | Сила мышц спины и плечевого пояса, координация движений и соразмерность усилий, удержание осанки в необычных условиях |
7. | «Угол». 1) Из положения виса на гимнастической стенке — переменное поднимание согнутых в коленях ног. 2) То же, но поднимание прямых ног. 3) То же, но одновременное поднимание обеих ног | Укрепление мышц передней поверхности бедер |
8. | «Свечка». 1) Из положения лежа на спине — поочередное поднимание прямых ног. 2) То же, но одновремен | Силы мышц передней поверхности бедер, дифференцировка усилий, |
ное поднимание прямых ног. 3) То же, с отягощением (набивным мячом) между лодыжками | координация движений, волевые усилия | |
9. | «Пистолетик». 1) Стоя боком у гимнастической стенки, держась за рейку на уровне пояса — присесть на одной, другая — вперед, встать, опираясь на стенку. 2) То же на другой ноге | Сила мышц передней поверхности бедер, координация движений, сохранение осанки при динамических движениях |
Плоская стопа довольно часто встречается у детей с умственной отсталостью, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить имеющиеся нарушения и принять профилактические меры.
Плоская стопа характеризуется опусканием продольного или поперечного свода, которое вызывает болезненные ощущения при ходьбе и стоянии, плохое настроение, быструю утомляемость (рис. 4.3).
Основной причиной плоскостопия является слабость мышцы связочного аппарата, поддерживающих свод стопы.
Чаще тически ослабленных и тучных детей, хотя природа его возникновения может быть разной. Различают плоскостопие врожденное, рахитическое, паралитическое, травматическое и самое распространенное; статическое (М.И. Фонарев).
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия используется в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя, в ходьбе, что дает возможность регулировать нагрузку на мышцы голени и стопы. При выборе исходного положения следует исключить отрицательное влияние нагрузки веса тела на свод стопы в положении стоя. Сначала выполняются упражнения лежа и сидя.
Коррекционные упражнения, выполняемые лежа
1. Лежа на спине, поочередно и вместе оттягивать носки стоп, приподнимая и опуская наружный край стопы.
2. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в стороны.
3. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, поочередно и одновременно приподнять пятки от пола.
4. Стопой одной ноги охватить голень другой и скользить по ней.
5. Лежа на спине поочередное и одновременное вытягиваьие носков стоп с поворотом их вовнутрь.
Коррекционные упражнения, выполняемые сидя
1. Максимальное подошвенное сгибание стоп с поворотом внутрь.
2. Поочередное захватывание пальцами ног гимнастической палки.
3. Подгребание пальцами матерчатого коврика или имитация подгребания песка.
4. Захватывание стопами округлых предметов (теннисного мяча, бильярдных шаров) внутренними сводами стопы и перемещение их с одного места в другое.
5. Сидя на краю стула, стопы параллельно — руками захватить коленные суставы, развести колени, одновременно поставить стопы на наружный край и согнуть пальцы.
6. Катание стопами мяча, гимнастической палки, массажного валика.
7. Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.
8. Из упора сидя сзади, колени согнуты, подтянуть пятки к ягодицам — ползающие движения стоп вперед и назад за счет пальцев ног.
9. Из положения сидя с согнутыми коленями, руки провести снаружи между бедром и голенью, захватив ладонями стопы с внешней стороны, — поочередно поднимать стопы руками.
10. То же, но захватить стопы с внутренней стороны.
11. В стойке на коленях, раздвинув стопы наружу, сесть на пол между ногами, стопы захватить руками со стороны подошвы и поочередно поднимать их.
12. В упоре сидя сзади — поочередные и одновременные круговые движения стопой.
Коррекционные упражнения, выполняемые стоя
1. Стоя на наружных сводах стоп — подняться на носки и вернуться в исходное положение.
2. Стоя на наружных сводах стопы — полуприсед.
3. Стоя, носки вместе, пятки врозь — подняться на носки, вернуться в исходное положение.
4. Стоя, стопы параллельно на расстоянии ладони — сгибая пальцы, поднять внутренний край стопы.
5. Стоя след в след (носок правой касается пятки левой), — подняться на носки, вернуться в исходное положение.
6. На пол положить две булавы (кегли), головки их почти соприкасаются, а основания направлены наружу — захватить пальцами ног шейку или головку булавы и поставить ее на основание.
7. Подкатывание теннисного мяча пальцами ног от носка к пятке, не поднимая ее.
8. Поставить левую (правую) ногу на носок — поочередная смена положения в быстром темпе.
9. Стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки на поясе — присед на всей ступне, сохраняя правильную осанку, вернуться в исходное положение.
Коррекционные упражнения, выполняемые в ходьбе
1. Ходьба на носках, на наружных сводах стоп.
2. Ходьба на носках, в полуприседе, носки внутрь.
3. Ходьба гусиным шагом на наружных сводах стопы.
4. Ходьба по набивным мячам.
5. Ходьба на носках по наклонной плоскости.
6. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.
7. Ходьба вдоль и приставными шагами боком по канату, расположенному на полу.
8. Ходьба приставными шагами по рейке гимнастической стенки, держась за рейку на уровне пояса.
9. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь.
10. Ходьба на носках, собирая пальцами ног рассыпанные орехи, шашки, пуговицы.
11. Ходьба на четвереньках маленькими шажками.
12. Ходьба по массажному коврику (по траве, гальке, гравию).
Коррекция дыхания
Для детей с умственной отсталостью характерно неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом дыхания и согласовывать его с движением. Дети должны уметь пользоваться грудным, диафрагмальным (брюшным) и смешанным (полным) дыханием. Вначале различные типы дыхания осваиваются в покое, а затем в сочетании с движениями. Вдох и выдох проводят через нос,
причем выдох должен быть продолжительнее вдоха, что способствует более полноценному последующему вдоху. Чем раньше ребенок научится правильно дышать, тем выше эффект физических упражнений.
Упражнения для коррекции дыхания
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
---|---|---|
1. | Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, права» рука на груди, левая — на животе — глубокое медленное дыхание через нос | Понимание механизма полного дыхания: правая контролирует грудное дыхание (грудь поднимается), левая — брюшное (поднимается живот) |
2. | Лежа на спине, руки вдоль туловища — глубокий вдох через нос (вдохнули «запах цветка»), медленный выдох через нос | Увеличение глубины дыхания, приучение к глубокому дыханию, образное мышление |
3. | Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях — глубокий вдох и выдох | Увеличение глубины полного дыхания в статической позе |
4. | То же, с заданным ритмом дыхания: вдох на 3 счета, выдох — ка 4 («сдунули одуванчик») | Усвоение ритма полного дыхания |
5. | Стоя, руки на пояс — глубокий вдох через нос и выдох через рот, губы трубочкой («погасили свечу») | Увеличение глубины диафрагмального дыхания, образное мышление |
6. | Сидя на полу, согнув колени, локти упираются в живот, открытые ладони перед собой — глубокий вдох и длинный выдох («подули на молоко») | Увеличение глубины грудного дыхания, образное мышление |
7. | Лежа на спине, поднимание рук вверх — вдох, опускание — выдох | Усиление глубины вдоха в сочетании с движением |
8. | Сидя на стуле, положив набивной мяч (2 кг) на живот и удерживая его руками, — глубокий вдох, медленный выдох, рот трубочкой | Увеличение подвижности диафрагмы, усиление глубины вдоха |
9. | Сидя на стуле, развести руки в стороны — глубокий вдох, на выдохе — наклон вперед, доставая руками носки ног | Согласование дыхания с движением, акцентированный сильный выдох |
10. | Стоя, руки перед грудью, после глубокого вдоха — на выдохе пружинящие отведения назад рук, согнутых в локтях | Согласование дыхания с движением, парциальный выдох (на 4 счета) |
11. | «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки в замок — глубокий вдох — поднять руки, на выдохе с наклоном резко опустить руки, произнося «у-у-у»> | |
12. | «Лягушка». Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед с взмахом рук. На взмахе глубокий вдох, во время прыжка — сильный выдох с произнесением звуков «ква» | Согласование дыхания с движением, акцентированный выдох, развитие дыхательной мускутатуры |
13. | Ходьба, руки на поясе с различными вариантами дыхания: на 3 шага — вдох, на 3 шага — выдох; на 4 шага — вдох, на 4 шага — выдох; на 2 шага — вдох, на 3 шага — выдох; на 3 шага — вдох, на 5 шагов — выдох и др. | Акцентирование внимания на дыхании, варьирование частоты дыхания, согласование заданной частоты дыхания с движением |
14. | Бег с акцентированным вниманием на дыхание: а) после сильного вдоха через нос, не задерживая дыхания, — постепенный выдох на каждый шаг, на четвертом — полный выдох через рот с произнесением звуков «ф-фу»; б) на 4 шага постепенный вдох, на 4 шага — постепенный выдох; в) на 2 шага — вдох, на 4 шага — выдох | Усвоение разных ритмов дыхания, согласование с движением, внимание на выдохе |
15. | Бег с произвольным дыханием, ускорениями, остановками, прыжками и т. п. | Развитие кардиореспи- раторной системы, определение индивидуального ритма дыхания |
16. | Бег с ходьбой по дорожкам парка, по пересеченной местности с регулированием частоты и глубины дыхания | То же |
Профилактика зрения
Около 30% детей с умственной отсталостью имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость.
Для сохранения-зрения существенное значение имеют гигиенические условия проведения занятий, в частности рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь и оборудование, абсолютная безопасность, которые создают условия комфорта для занятий, снижают утомление глаз.
Если ребенок начинает тереть глаза, жмуриться от обилия света или у него появляется покраснение глаз, слезотечение, его необходимо обследовать у врача. Офтальмологами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и специалистами Федерального центра ЛФК и спортивной медицины разработаны специальные физические упражнения для профилактики появления и прогрессирования нарушений зрения. Приводим несколько упражнений, наиболее простых и доступных для умственно отсталых детей, которые могут выполняться как на уроках, так и в домашних условиях (Лильин Е.Т., Доскин В.А, 1997).
На каждом занятии используются от 3 до 5 упражнений. Более подробно меры профилактики и коррекции зрения изложены в главе 2.
Коррекционные упражнения для детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Упражнения для развития моторики и внимания
1.Ребенок должен по инструкции:
протянуть руки вверх, вниз, направо, налево (если не знает «направо», «налево», то — «на окно», «на дверь»);
показать вытянутой рукой на называемый предмет (окно, стол, книга и т.д.);
нарисовать мелом (карандашом) кружок (палочку, крестик) наверху, внизу, справа, слева доски (тетради).
2.Упражнения для пальцев рук:
растопырить пальцы, сжать в кулак — разжать;
из сжатого кулака попеременно выпрямить пальцы;
скатывать из пластилина шарики, змейки, цепочки;
перекладывать мелкие предметы из одной коробки в другую;
собрать рассыпанные на полу мелкие предметы в коробку.
3. Мелом на доске или карандашом в тетради ставят две точки, ребенок должен пальцем провести линию, их соединяющую (точки даются в разных направлениях).
4. Ребенок должен:
пройти по начерченной линии (прямая, круг и др);
пробежать по дощечке, неся какой-нибудь предмет.
Упражнения для развития памяти и внимания
1. Педагог показывает ребенку картинки и быстро их убирает. Ребенок должен по памяти назвать, что видел.
2. Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Ребенок должен сказать сколько раз.
3. Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его.
4. Проделывается какое-нибудь движение. Ребенок по памяти должен его повторить.
5. Ребенку завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Ребенок должен определить, сколько раз к нему прикасались.
Коррекционные упражнения для достижения определенной быстроты движений
Эти упражнения целесообразно проводить с инертными, малоподвижными детьми.
1. Убрать со стола руки быстро по команде.
2. Быстрые движения рук по команде (поднять руку, протянуть в сторону и т.п.).
3. Быстро простучать по столу 3,4,5 раз.
4. Быстро выйти из-за стола, сказать свое имя (или возраст, или адрес) и сесть на место.
5. Быстро поднять какой-нибудь предмет (предварительно педагог его роняет)
6. Быстро вытереть доску.
7. В быстром темпе называть показываемые предметные картинки.
8. Когда ребенок научится складывать пирамидку, собирать матрешку, можно устраивать с ним соревнование «Кто быстрее». Педагог одновременно с ним складывает такую же пирамидку, иногда опережая ребенка, иногда предоставляя победу ему.
Упражнения для различения цвета, формы, величины
1. Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики (ромб, кружок, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме (по цвету).
2. Показывается определенная фигурка (из той же мозаики), а затем она убирается. Ребенок должен по памяти подобрать такую же.
3. Раскладывание разноцветных шариков, палочек в кучки по цвету.
4. Складывание различных пирамидок.
5. Складывание матрешек.
6. Выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета. Выстраивание кубиков разной величины в ряд по принципу постепенного уменьшения размера каждого последующего кубика.
7. Выстраивают однородные предметы разного размера (грибочки, лодочки, куклы и т.д.). Ребенку предлагают показать самую большую, самую маленькую.
8. Раскладываются различные предметы резко контрастных цветов. Ребенку предлагают отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета. Затем учат правильно называть эти цвета; постепенно вводятся новые. Путем упражнений на различных предметах, группируя их и называя цвета, ребенок учится правильно распознавать и называть цвета. Можно использовать бусинки, шарики, мотки ниток, полоски бумаги, палочки, флажки, пуговицы, предметы, сделанные из пластилина.
Коррекционные упражнения для беспокойных детей
Для беспокойных, импульсных детей целесообразно чередовать со специальными упражнениями, требующими покоя и самообладания.
Эти упражнения могут быть следующими:
1. Посидеть спокойно 5-10-15 секунд.
2. Посидеть молча, заложив руки за спину.
3. Медленно, молча проводить рукой по краю стола.
4. Бесшумно встать и сесть.
5. Бесшумно пройти до окна (до двери), вернуться на свое место и сесть.
6. Тихо поднять и опустить книгу. Можно несколько раз.
Светлана Васильченко
Адаптивная физическая культура в работе с детьми с сохранным интеллектом и умственной отсталостью
Адаптивная физическая культура (далее АФК) — это часть общей культуры , подсистема физической культуры , одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации интеграции в обществе . Методика АФК имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка.
Категория детей с ОВЗ чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени тяжести и структуре протекания заболевания, медицинскому прогнозу наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, состоянию соматического здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности и другим признакам.
Реализация психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ
Код ребенка с ОВЗ Нозология по показаниям территориального ПМПК Ведущий специалист лекотеки
1 Поражение ЦНС с чертами РАС Педагог-психолог
2 ДЦП с нарушением ЦНС Инструктор по
3 ДАУН Педагог-психолог
4 Иммунодефицит с сохранным интеллектом Социальный педагог
5 ДЦП Инструктор по адаптивной физической культуре
6 ДЦП, гидроцефалия Инструктор по адаптивной физической культуре . Педагог-психолог
7 Иммунодефицит Брутона Социальный педагог
8 ЗРР расстройство РАС Педагог-психолог
9 Нарушение интеллекта , ЗРР Учитель-логопед
10 Иммунодефицит с сохранным интеллектом Педагог-психолог
Для детей-инвалидов с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции : речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом. Выдвинутый Л. С. Выготским в 30-е гг. ХХ в., принцип коррекционно-развивающей направленности и сегодня является ведущим в отечественной дефектологии (Дульнев Л. В., 1981; Лапшин В. А., Пузанов Б. П., 1990; и т. д.) . Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств.
Коррекционно-развивающее направление АФК имеет широкий диапазон решений педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы :
Коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, ползании, упражнениях с предметами и др. ;
Коррекция и развитие физической подготовленности ;
Коррекция и развитие координационных способностей;
Коррекция и профилактика соматических нарушений;
Профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;
Развитие познавательной деятельности;
Формирование личности ребенка.
Понять особенности нарушения психомоторики умственно отсталых детей возможно , опираясь на уровневую теорию организации движения Н. А. Бернштейна. Двигательные проявления этих детей отражают недостаточность психологической организации движений. Особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности. Недостаточность смыслового предметного уровня организации движений вызывает компенсаторное выполнение двигательного акта на более сохранном пространственном уровне.
Психомоторика отражает особенности состояния короткого уровня организации движений, затормаживает проявление подкорково-спинальных автоматизмов. На фоне этого выступает недостаточность нижележащих церебральных уровней, с присущей каждому уровню клиникой двигательной недостаточности. Недостаточность выражается в нарушении регуляции мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в определенном положении, в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве. При недостаточности теменно-премоторного уровня наблюдается слабость в интеллектуальном , с опорой на память, решение двигательных задач; затруднении автоматизации предметных действий из-за повышенного внимания деталям движения. Так, в работе с детьми с сохранным интеллектом специально не выделяю упражнения на включение в движение, на координацию, воздействующие на вестибулярный аппарат. Считается, что любое физическое упражнение в какой-то мере используется в этих целях. Игровые сеансы с такими детьми провожу по образовательной программе нашего детского сада «От рождения до школы» , раздел «Физическое развитие » которой представлен автором Л. Н. Пензулаевой по 4 возрастным группам. Но у аномальных детей имеются настолько значительные дефекты при включении в движение, координации движений и сохранении равновесия , что восстановить их общими упражнениями не удается. В реабилитации умственно отсталых детей выделяют : общеподготовительные и общеразвивающие упражнения, используемые в малых формах занятий, и специальные (ходьба, бег, лазание и т. д., которые обычно не относятся к этой группе. Самостоятельно заниматься дети с нарушенным интеллектом не могут . Сеансы строю по общепринятым принципам физкультурного занятия , которое имеет вводную, основную и заключительную часть, но адаптирую материал под силы и возможности каждого ребенка. Физиологическая кривая нагрузки , как правило, одно- или двухвершинная. Количество упражнений на первых сеансах колеблется в пределах 6-7, постепенно увеличивая до 10-15. Дозировка каждого упражнения не превышает 4-5 раз.
Значительное место в работе с детьми с ОВЗ занимает игра . Игровые сеансы с детьми с ОВЗ провожу в занимательной и увлекательной форме. Использую красочный наглядный материал, различные яркие спортивные атрибуты, привлекающие внимание. В работе ориентируюсь на желания детей «здесь и сейчас» , учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Формы сеансов с детьми с ОВЗ имеют свою специфику. Считаю целесообразно использовать индивидуальную, групповую и индивидуально-групповую форму игровых сеансов. Наиболее эффективными будут индивидуальная и индивидуально-групповая формы в связи с особенностями контингента и степени обучаемости. Дети очень любят заниматься в специально оборудованном спортивном зале, где можно создать благоприятную психологическую обстановку. Приятно наблюдать, как дети от занятия к занятию улучшают свои двигательные возможности, например, на первых занятиях ходьба на тренажере ограничивалась одной минутой, через несколько занятий доходим до 5-6 минут, и это для таких деток уже очень большое достижение. Игры в сухом бассейне, ходьба по «волшебной дорожке» для профилактики и коррекции плоскостопия, занятия на фитболах и другие интересные методы сочетаются с дыхательными упражнениями, упражнениями на меткость, координацию движений, ловкость, быстроту, гибкость, скоростно-силовые качества. Наряду со специальными упражнениями необходим общий двигательный режим. На всех сеансах у детей развивается ощущение позы и направления движения, положения частей тела. Важно и нужно использовать звуковые и речевые сопровождения (слова, фразы, которые нормализуют психологическую деятельность ребенка, улучшают понимание речи, обогащают его словарь). Важно помнить, что ребенок с умственной отсталостью обычно слабо представляет схему своего тела и схему целостного движения, поэтому нужно фиксировать его внимание на той части тела, которая в данный момент в работе , в движении.
Всегда надо помнить, что укреплению здоровья ребенка с ОВЗ способствует движение. Именно движение активизирует функции всего организма, усиливает процессы дыхания, кровообращения, улучшает аппетит, нормализует сон. И моя задача, как инструктора по адаптивной физкультуре , создать такую благоприятную среду, в которой ребенку с ОВЗ будет комфортно развиваться.
Публикации по теме:
Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью в условиях дома-интерната Вся организация коррекционно-педагогического процесса в нашем доме-интернате направлена на формирование личности особого ребенка, коррекцию.
Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС Процесс обучения и воспитания в школах VIII вида носит коррекционную направленность. Коррекционная работа представляет собой систему психолого.
План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью) Интегрированное индивидуальное занятие учителя-дефектолога и педагога-психолога. Образовательная область: познавательное развитие Развитие.
Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью (слайд 1) Тема презентации: «Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью». (слайд 2) Дети с умственной.
Итак приготовились.
Шагом марш!
Маршевый шаг.
Ходьба на носках, руки прямые руки вверх, руки в стороны.
Ходьба на пятках, руки на поясе, руки за головой.
Стой! Раз, два!
Вот мы и пришли в сказочный лес.
Давайте возьмемся за руки и надуем большой шар. Вдох – правой ногой шаг назад, выдох — приставить левую ногу. Повторим еще раз.
Посмотрите, кто спешит к нам?
Здравствуйте, ребята, я Старичок-Лесовичок, хозяин леса. Куда путь держите?
Чтобы пройти через лес, выполните мои задания. Покажите:
Как пыхтит Винни-Пух?
Как едет сказочный паровозик?
Как шипят гуси Бабы-Яги?
Молодцы, справились с первым заданием! А теперь хочу посмотреть, как вы умеете:
Топать.
Хлопать в ладоши.
Кивать головой.
Махать руками.
Прыгать.
Хорошо двигаетесь. Вы, наверное, и танцевать умеете? Если не умеете, сейчас будем учиться.
Ребята, давайте покажем Старичку-Лесовичку, как мы танцуем. Приготовились. Слушаем начало музыки.
Мы ногами топ-топ-топ.
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп.
И туда, и сюда
Повернемся без труда.
Мы головками кивнем.
Дружно ручками взмахнем.
И туда, и сюда
Повернемся без труда.
Мы подпрыгнем высоко.
Прыгать вместе так легко.
И туда, и сюда
Повернемся без труда.
Ой, повеселили старичка! Здорово у вас танцевать получается. Но через лес я вас все равно не пропущу. Дело у меня к вам есть. Прислали мне звери лесные два письма. Да вот беда, старый я, плохо вижу и прочесть их не могу.
Кто хочет мне помочь?
Спасибо. Прочтем следующее письмо.
Возьми конверт. Открой. Что написано на карточке?
Давайте изобразим, как передвигается медведь.
Вижу, вам любые задания по плечу. Держите волшебный клубочек, он вам укажет дорогу к домику кошки.
Стали в круг лицом к центру.
Команде под музыку перебрасываем мяч друг другу.
Приготовились. Начали.
Клубочек привел нас в огород. Огород посадили зайцы.
Рассмотрите картинку. Что растёт на огороде?
Как назвать одним словом кабачки, капусту, помидоры, картофель?
Давайте превратимся в зайцев и соберем овощи.
Построились в колонну по одному.
По моей команде первый в колонне садится на мяч, прыгает по прямой до корзинки и достает овощ.
Приготовились. Начали.
Назови овощ.
Какого он цвета? Формы?
Давайте посмотрим, какой урожай мы собрали. Хором называем овощ. Какого он цвета? Какой Формы?
Молодцы. Хорошо справились с заданием. Наверное, устали? Садитесь на волшебные ковры-самолёты, они вмиг доставят нас в кошкиному дому.
Примем исходное положение.
1.Позвала нас в гости кошка.
2.И пошли мы по дорожке.
3.Тук.Тук.Тук.
4.Топ.Топ.Топ.
3.Тук.Тук.Тук.
4.Топ.Топ.Топ.
5.Видим: дерево высокое.
6.Видим: озеро глубокое.
7.Птички песенку поют.
Зернышки везде клюют.
8.Тут клюют.
9. И там клюют.
10.Никому их не дают.
11.Это дом.
12. А в нем окошко.
13.Нас встречают кот.
14. И кошка.
15.Мы немного погостим
16.И обратно убежим.